дефектологическое заключение по результатам обследования образец
Пример заключения дефектолога в школе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
на ученицу 3 класса ГБОУ школы________________
Б_______ Е______ Д______
адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1
Уровень знаний о себе и своем окружении:
ниже возрастной нормы
Особенности ведущей деятельности:
ведущий вид деятельности – игровой, на достаточном уровне развита сюжетная игра.
Владение сенсорными эталонами:
Основные цвета _ знает, называет.
Оттеночные цвета знает, называет.
Геометрические фигуры _ знает, называет.
Способность понять и принять инструкцию:
понимает и принимает пошаговую инструкцию в одноступенчатом формате.
работоспособность снижена, не способна длительно выполнять предложенное задание, нуждается в организующей и обучающей помощи педагога.
Зрительное восприятие носит предметный характер, фрагментарное (на сюжетной картинке вычленяет отдельные детали, не связывает сюжет)
Слуховое восприятие реакции на вербальные слуховые сигналы в виде обращений, просьб снижены и носят избирательный характер
Пространственное восприятие _ нарушено умение ориентироваться в схеме собственного тела, не ориентируется на листе бумаги, пространственные понятия сформированы на недостаточном уровне.
Определение расположения предметов в пространстве не определяет пространственное положение предметов в окружающей действительности и не располагает их в соответствии с заданной инструкцией
Восприятие времени _ испытывает затруднения в ориентировке в частях суток, днях недели, временах года.
низкая концентрация и устойчивость, с трудом удерживает внимание на изучаемом объекте.
наглядно-образное для формирования понятий необходимо присутствие наглядно воспринимаемых признаков вещей. Учебный процесс носит наглядный, конкретный характер.
словесно-логическое не сформировано.
запоминает медленно, непрочно, теоретические сведения сохраняются в памяти незначительное время, лучше запоминаются эмоционально-значимые события; особую трудность испытывает в запоминании знаково-символической информации (буквы, цифры)
Основные трудности, отмечаемые в обучении:
затруднения в формировании учебных навыков, нуждается в помощи направляющего и обучающего характера, требуется дополнительное время на отработку учебного умения. Основные трудности обусловлены низким уровнем сформированности интеллектуальных процессов учебно познавательной деятельности, волевой регуляции: не может организовать самостоятельно деятельность, сосредоточенно работать, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания.
Состояние общей и ручной моторики:
отмечается неловкость и неточность выполняемых движений, сложности при переключении с одного движения на другое.
часто отвлекается. Отсутствует мотивация к учебно-познавательной деятельности.
активный словарь ограничен бытовым окружением. Пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, фрагментарностью, неточностью в употреблении многих слов. Объём знаний об окружающем мире недостаточен. Правильно выполняет простые действия по речевой инструкции. Затрудняется в понимании сложных синтаксических конструкций, причинно-следственных отношений.
Сформированность социально-бытовых навыков:
Сформированы в соответствии с возрастной нормой.
Ориентировка в пространстве и времени:
Сформирована на недостаточном уровне. Ориентируется во временных представлениях с опорой на сюжетные картинки.
при планировании предстоящей деятельности нуждается в стимулирующей и обучающей помощи педагога. Не может дать адекватную оценку выполненной деятельности, но стремится получить похвалу за выполнение предложенного задания.
низкая сформированность пространственного восприятия, временной ориентировки;
слабая концентрации и переключаемости внимания;
низкий уровень сформированности наглядно-образного и словесно-логического мышления;
низкий объём и прочность запоминания;
низкий уровень сформированности учебной мотивации;
несформированность мелкой моторики;
изменение варианта адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Ф.И.О специалиста ______________________/Н. И. Абрамова. /
Дефектологическое заключение » Ребенок дошкольного возраста».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Фамилия, имя, отчество ребенка Бабиков Александр Георгиевич
Дата рождения 01.06.2013 _возраст на момент обследования 5 лет 11 мес
Дата обследования ребенка 16.05.2019г
Внешний вид ребенка опрятный
Социально-бытовая ориентировка:
Представления об окружающем сформированы на недостаточном уровне, т.к. запас сведений ограничен, некоторые понятия не дифференцированы («город», «страна», «столица», месяц»);
о себе: знает свою фамилию, имя, возраст, но не запоминает, когда у него день рождения, не знает отчество;
о своей семье : знает неполные имена (без отчества) мамы, бабушки, имена и отчества сотрудников Центра, детей из центра;
о предметах ближайшего окружения : знает и дифференцирует группы предметов по категориям: мебель, одежда, посуда, транспорт и т.д.; не всегда сам может правильно назвать предмет или категорию к которой относится предмет, но понимает о чем речь и из предложенных вариантов выбирает правильной ответ;
о явлениях и объектах природы : путает времена года, не всегда соотносит сезонные изменения и природные явления с временем года, допускает ошибки;
о причинно-следственных связях в природе : определять самостоятельно причинно-следственные связи затрудняется, нужна пошаговая помощь в виде объяснения и зрительного образа, наводящих вопросов.
Постоянно нуждается в поэтапном дроблении упражнений, наводящих вопросах, показе или образце.
Возможность переноса полученного опыта на аналогичное задание в последующем ограничена.
Сенсорное развитие:
Определяет и называет основные цвета, фигуры (квадрат, круг, треугольник), забывает название прямоугольника и овала. Определяет и называет величину в виде характеристики предмета по размеру: большой – маленький, данной характеристикой заменяет и характеристики длины, высоты, ширины.
Количественные представления и счет : владеет пересчетом в пределах 10, но часто сбивается при счете; может называть итоговое число сразу после пересчета предметов; понимает понятия «больше – меньше – столько же», цифры путает.
Внимание: наблюдается неустойчивость, медленное переключение, недостаточность распределения, слабая концентрация, малый объем.
Память: затруднение запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Мышление:
Наглядно-образное. Дефицит мотивационного компонента, проявляющийся в низкой познавательной активности, в избегании интеллектуального напряжения.
Нарушение темпа восприятия, проявляющееся в замедленности процессов приема и переработки сенсорной информации.
Способы: хаотичная и целенаправленная проба, иногда примеривание и зрительное соотнесение. Наблюдается частое соскальзывание с определенной деятельности при появляющихся трудностях.
Произвольные движения N ;
Общие N
Тонкие движения: недостаточно точные и координированные
Мимические и речевые движения: смазанные
Мотивация:
— Слабость познавательных и интеллектуальных интересов.
Быстрая пресыщаемость в тех видах деятельности, которые не вызывают ярких эмоционально заряженных впечатлений – все это препятствует формированию стойкой учебной мотивации.
Понимание обращенной речи
— Большинство вопросов инструкций требует уточнений, иногда упрощения формулировки или демонстрации нужных действий.
— эмоциональная ; нарушенное звукопроизношение
Уровень развития: Процессуальная игра с элементами замысла.
Конструктивная деятельность:
Подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения.
Эмоционально-волевая сфера:
Контактность: легкий, быстрый контакт; поверхностный.
Реакция на поощрение и порицание : индифферентная, иногда с повышением (понижением) результативности работы.
Эмоциональный фон настроения : нормальный.
Внимание: взгляд фиксирует, внимание не устойчивое, иногда наблюдается застревание.
Личностные и характерологические черты:
Периодически наблюдается немотивированное упрямство, эгоцентричность, обидчивость.
Адекватное, но периодически конфликтное с демонстративными поступками.
Заключение Нарушения познавательной деятельности обусловлены социально-педагогической запущенностью. На личностную незрелость указывают: игровой характер интересов, слабость волевых задержек, некритичность. Работоспособность страдает как от слабой произвольности интеллектуальной деятельности, несформированности учебной мотивации, так и от повышенной утомляемости. Наблюдаются нарушения развития речи: нарушено звукопроизношение, наблюдается неверное употребление слов, нарушение лексико-грамматического строя речи, недоразвитие фонематического восприятия, нарушения звуко-слоговой структуры слова, недоразвитие связной речи. С Бабарыкиным А. была пройдена ТПМПК 24.04.09, где было рекомендовано обучение по образовательной программе дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития до начала обучения по образовательным программам начального общего образования.
— оформление Бабарыкина Саши в специализированное ДОУ в соответствии с рекомендациями ТПМПК;
— индивидуальные занятия с дефектологом и логопедом с целью преодоления нарушений речи, развития фонематического восприятия, уточнению и расширению словаря;
— занятия с психологом с целью формирования познавательной мотивации;
— игровые упражнения с воспитателями, направленные на развитие коммуникативных навыков, обогащение знаний об окружающем мире.
Примерные формулировки для заполнения дефектологических представлений
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Примерные формулировки для заполнения дефектологических представлений
Презентацию подготовила
учитель-дефектолог МБОУ СОШ№4
Вернер Валентина Валерьевна
Описание слайда:
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования
В контакт вступает легко, с трудом, с большим трудом, в контакт не вступает, в контакт вступает не сразу,
говорлив, замкнут, сдержан,
не соблюдает субординацию,
не понимает цели обследования,
не адекватно реагирует на предлагаемые задания.
Контакт (речевой, жестовый, мимический). Контакт формальный (чисто внешний). Не проявляет заинтересованности в контакте. Контакт избирательный.
Проявляет заинтересованность, охотно подчиняется.
Реакция на одобрение: адекватная: радуется одобрению, ждёт его; неадекватная :на одобрение не реагирует, равнодушен к нему.
Реакция на замечание: адекватная: исправляет поведение в соответствии с замечанием; неадекватная: обижается; нет реакции на замечание; негативная реакция: делает назло.
Отношение к неудачам: отсутствует / присутствует осознание своих неуспехов; безразличие, тяжёлые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность / агрессивность
Описание слайда:
Развитие общей моторики
Не верная формулировка
Не соответствует возрастной норме
Варианты формулировок
при манипуляции с мелкими предметами движения неловкие, плохо координированы;
Графические навыки сформированы недостаточно, на листе бумаги ориентируется плохо;
Недоразвитие мелких мышц руки ;
Затруднены графомоторные навыки;
Манипулятивная функция рук: резко ограничена (манипулировать не может), ограничена;
недостаточная мелкая моторика, сохранная;
согласованность действий рук: отсутствует, норма, тремор;
нарушение координации движений
Описание слайда:
Понимание инструкции
воспринятой на слух
испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их уточнение, разъяснение, интонационное акцентирование;
удерживает инструкцию на протяжении выполнения задания;
самостоятельно прочитанную инструкцию
навык чтения к моменту обследования не сформирован /сформирован слабо/, самостоятельно прочесть инструкцию не может,
понимает сразу
требуется повторное чтение
задает уточняющие вопросы,
затрудняется в восприятии целостности задания, при этом выполняет его после разъяснения инструкции педагогом
не понимает
Описание слайда:
восприимчивость к помощи (стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая помощь)
нуждается во всех видах помощи;
нуждается в помощи направляющего и обучающего характера.
Ждет помощи.
Требуются постоянная организующая и направляющая помощь, поэтапный контроль взрослого;
к помощи восприимчив;
способность переноса на аналогичные задания
перенос осуществляет частично, в малом /достаточном объеме/ с ошибками;
требуется время на закрепление навыка;
перенос осуществляет, но может допускать ошибки, обусловленные низким самоконтролем;
задания по аналогии выполняет медленно
Описание слайда:
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций
Не верная формулировка
низкий /недостаточный/ уровень сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности
снижен самоконтроль
Варианты формулировок
Уровень сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности: не может организовать самостоятельную деятельность, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания, не доводит работу до конца, не подчиняет действия конечной цели, снижен самоконтроль, не соотносит конечный результат с поставленной целью
Стойкость интереса: длительно занимается одним видом или переходит от одного к другому. Интереса к предложенной деятельности не проявляет (никак не действует). Проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес. Проявляет стойкий избирательный интерес. Проявляет больший интерес к игровой деятельности, к учебной деятельности
В совместную деятельность со взрослыми не включается. Самостоятельности не проявляет
Адекватность употребления предложенных игрушек и предметов: совершает неадекватные действия с предметами (нелепые)
игрушки использует адекватно; использует предмет в соответствии с его назначением
Описание слайда:
Темп работы
высокий
средний
снижен из за слабой организованности
не стабилен
Описание слайда:
Описание слайда:
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация
Не верная формулировка
низкий уровень,
ограничен,
не соответствует возрасту
Варианты формулировок
не понимает смысл житейских ситуаций,
не знает свое полное имя (фамилию, имя, отчество), полные имена родителей,
не понимает близкородственные связи,
не понимает понятия старший, младший.
Не называет адрес проживания,
Забывает названия некоторых предметов,
затрудняется назвать детенышей животных, не знает названий птиц, животных.
не знает виды транспорта и не знает правила безопасного поведения в транспорте.
Не знает правила безопасного поведения на улице.
Дает краткие сведения о себе и окружающих.
Отвечает на вопросы о наличии друзей, увлечений.
Ответы краткие, односложные.
Описание слайда:
Сформированность пространственно-временных представлений
Не верная формулировка
не сформированы
Варианты формулировок
не знает части суток, их последовательность
не ориентируется в понятиях: прошлое, настоящее, будущее время.
Время по часам не понимает,
Времена года: не знает, путает, узнает на картинках; их последовательность устанавливает /верно/ неверно.
Месяцы, их сезонную отнесенность не знает, путает.
Дни недели не знает, путает.
Описание слайда:
Описание слайда:
Особенности внимания
Не верная формулировка
плохо сосредотачивается,
с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость)
недостаточно устойчивое,
затруднено переключение с одного вида деятельности на другую
требуется время для переключения
не может распределять внимание на два объекта (вида деятельности).
быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности;
достаточно устойчивое;
длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.
Описание слайда:
Особенности памяти
снижен объем слухоречевой памяти,
наличие привнесений,
снижена прочность запоминания,
неточность воспроизведения и быстрое забывание,
отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания
Зрительная /слуховая/ память наиболее сохранна
Описание слайда:
Описание слайда:
Особенности мышления
уровень развития наглядных форм мышления
наглядно-действенное
наглядно-образное
предметно-манипулятивное
сформированность предпосылок словесно-логического мышления
уровень развития ниже возрастной нормы
не сформировано
Недостаточность словесно-логических операций.
Описание слайда:
Особенности конструктивной деятельности
действует по подражанию, по образцу, по представлению;
испытывает трудности при анализе и синтезе элементов узора;
ошибается в определении правильного пространственного расположения частей;
недостаточно руководствуется образцом.
Описание слайда:
Общая характеристика речевого развития
Не верная формулировка
Системное недоразвитие речи
Эхолалии
Варианты формулировок
речь невнятная,
нарушение произношения,
словарь беден,
низкая грамотность речи,
трудности построения и оформления связанного высказывания,
присутствие слов-паразитов,
повторяет за педагогом слова, окончания слов, вопросы
Описание слайда:
Уровень готовности к обучению
Цель обучения не осознает, желание учиться на низком уровне.
Ребенок не замотивирован в приобретении новых знаний и получении положительных отметок.
Учебная мотивация сформирована
Описание слайда:
Сформированность предпосылок учебной деятельности (умение организовать свою деятельность, степень интереса к заданию, характеристика познавательной активности, умение действовать по инструкции, работать в соответствии с образцом, способность принимать и удерживать учебную задачу)
Несформированность мотивации к обучению;
преобладает мотивация к взаимодействию со взрослым в игровой ситуации;
способен удерживать учебную задачу лишь кратковременно;
слабо выражена способность к волевому усилию;
деятельность хаотична;
самоконтроль снижен;
не использует рациональные способы действий;
в случае не удачи не прибегает к другому варианту решения;
Затруднения в формировании и закреплении учебных навыков осложняются наличием выраженного аутистического спектра /социальной и педагогической запущенностью/, /синдромом дефицита внимания и гиперактивностью/.
Описание слайда:
Заключение
Стойкое нарушение познавательной деятельности.
Специфические трудности формирования учебных навыков.
Наблюдается дефицитарность интеллектуального развития;
Прогноз обучения ребенка по общеобразовательной программе неблагоприятен.
Описание слайда:
Планируемые мероприятия специалиста
динамическое наблюдение за развитием учащегося
дефектологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса по индивидуальному плану /в группе/
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Описание слайда:
ЛИТЕРАТУРА
Примерная должностная инструкция учителя-дефектолога учреждений интегрированного обучения./ Авторы-составители Дианова В.И., и др.- Красноярск: КК ИПКРО, 2011.
О соблюдении единых требований к формулированию заключений учителя-дефектолога в системе ПМПК Новосибирской области. Методические рекомендации для специалистов ПМПК.- http://concord.websib.ru/wp-content/uploads/2017/05/Методические-по-формулировкам-дефектолога-4.pdf
Учебно-методическое пособие по теме: Дефектологические представления по классам Красноперова Дарья Константиновна позаимствовано на сайте А.Д.Вильшанской http://vilshanskaya.ru/
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального/основного/среднего общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью заключение учителя-дефектолога становится основополагающим для коллегиального решения ПМПК об определении адаптированной /общеразвивающей /программы обучающихся с ОВЗ, варианта программы и других специальных образовательных условий.
Примерная формулировка для составления дефектологического представления на учащегося
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Примерные формулировки для заполнения дефектологических представлений
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования
В контакт вступает легко, с трудом, с большим трудом, в контакт не вступает, в контакт вступает не сразу, говорлив, замкнут, сдержан, не соблюдает субординацию, не понимает цели обследования, не адекватно реагирует на предлагаемые задания.
Контакт (речевой, жестовый, мимический). Контакт формальный (чисто внешний). Не проявляет заинтересованности в контакте. Контакт избирательный. Проявляет заинтересованность, охотно подчиняется.
Реакция на одобрение: адекватная: радуется одобрению, ждёт его; неадекватна: на одобрение не реагирует, равнодушен к нему.
Реакция на замечание: адекватная: исправляет поведение в соответствии с замечанием; неадекватная: обижается; нет реакции на замечание; негативная реакция: делает назло.
Отношение к неудачам: отсутствует / присутствует осознание своих неуспехов; безразличие, тяжёлые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность / агрессивность
Развитие общей моторики
при манипуляции с мелкими предметами движения неловкие, плохо координированы;
Графические навыки сформированы недостаточно, на листе бумаги ориентируется плохо;
Недоразвитие мелких мышц руки;
Затруднены графомоторные навыки;
Манипулятивная функция рук:
резко ограничена (манипулировать не может), ограничена;
недостаточная мелкая моторика, сохранная;
согласованность действий рук: отсутствует, норма, тремор;
нарушение координации движений
Не верная формулировка
Не соответствует возрастной норме
воспринятой на слух
испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их уточнение, разъяснение, интонационное акцентирование;
удерживает инструкцию на протяжении выполнения задания
самостоятельно прочитанную инструкцию
навык чтения к моменту обследования не сформирован /сформирован слабо/, самостоятельно прочесть инструкцию не может,
требуется повторное чтение
задает уточняющие вопросы,
затрудняется в восприятии целостности задания, при этом выполняет его после разъяснения инструкции педагогом
восприимчивость к помощи (стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая помощь)
нуждается во всех видах помощи;
нуждается в помощи направляющего и обучающего характера.
Требуются постоянная организующая и направляющая помощь, поэтапный контроль взрослого;
к помощи восприимчив;
способность переноса на аналогичные задания
перенос осуществляет частично, в малом /достаточном объеме/ с ошибками;
требуется время на закрепление навыка;
перенос осуществляет, но может допускать ошибки, обусловленные низким самоконтролем;
задания по аналогии выполняет медленно
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций
Уровень сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности: не может организовать самостоятельную деятельность, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания, не доводит работу до конца, не подчиняет действия конечной цели, снижен самоконтроль, не соотносит конечный результат с поставленной целью
Стойкость интереса: длительно занимается одним видом или переходит от одного к другому. Интереса к предложенной деятельности не проявляет (никак не действует). Проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес. Проявляет стойкий избирательный интерес. Проявляет больший интерес к игровой деятельности, к учебной деятельности
В совместную деятельность со взрослыми не включается. Самостоятельности не проявляет
Адекватность употребления предложенных игрушек и предметов: совершает неадекватные действия с предметами (нелепые)
игрушки использует адекватно; использует предмет в соответствии с его назначением
Не верная формулировка
низкий /недостаточный/ уровень сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности
снижен из- за слабой организованности
Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях)