декларация или сертификат соответствия на маски
Регистрационное удостоверение на медицинские маски
4,47 (Проголосовало: 39)
Сертификат соответствия на продукцию «маски медицинские» — это документ, который нужен, чтобы подтвердить качество таких товаров. Однако оформлять его требуется далеко не всегда.
Обязательна ли сертификация масок
Чтобы выяснить, нужен ли сертификат на медицинские маски в 2021 году, стоит изучить два нормативных документа. Первый из них – это постановление Правительства от 1 декабря 2009 года N 982. В нем содержится исчерпывающий список позиций, на которые распространяется требование об обязательном получении сертификата по российскому законодательству. И этих позиций в этом списке нет.
Но изучения этого постановления недостаточно, чтобы сделать окончательный вывод о том, подлежат ли медицинские маски обязательной сертификации, или это не требуется. Дело в том, что Российская Федерация уже много лет является членом Евразийского экономического союза. В свою очередь, в этом объединении для некоторых категорий продукции уже разработаны единые требования к качеству и безопасности, сформулированные в так называемых технических регламентах. Если для конкретного типа товара такой техрегламент уже разработан, производители обязаны получать сертификаты, подтверждающие соответствие продукции его требованиям.
Итак, если нас интересует сертификат соответствия на продукцию «маски медицинские», стоит обратиться к ТР ТС 019/2011, который устанавливает нормативы для средств индивидуальной защиты. Но в подпункте 4) пункта 1.7 этого правового акта четко указано:требование техрегламента о получении сертификата не распространяется на индивидуальные защитные средства, применяемые в медицине. Таким образом, согласно действующему порядку сертификат на многоразовые маски или одноразовые изделия не выдается.
Добровольная сертификация медизделий
В этом случае он самостоятельно выбирает список стандартов, соответствие которым подтверждается сертификатом. Например, в этом качестве разрешается использовать национальный стандарт ГОСТ Р 58396-2019, любую из зарегистрированных добровольных систем получения сертификатов или даже список требований к продукции, разработанный заявителем. Сведения о выбранной системе критериев будут внесены не только в сертификаты на продукцию отечественного производства, но и в сертификат соответствия на китайские медицинские маски или другой тип продукта, на который оформляется этот документ.
Типы медицинских масок
Если говорить о защитных изделиях, используемых для противодействия распространению бактерий и вирусов, то сейчас в ходу два их основных типа:
В последнее время получили широкое распространение многоразовые нестерильные изделия, выполненные из текстильных материалов. Их основным достоинством, конечно, становится возможность повторного использования после обеззараживания при помощи подручных средств — например, стирки при высокой температуре. А стерильные продукты предполагают только одноразовое применение.
В дополнение к перечисленным типам в отдельную категорию выделяются респираторы. Это защитное устройство имеет усовершенствованную конструкцию фильтров и анатомическую форму, которая позволяет ему более плотно прилегать к лицу. Это не только препятствует распространению мельчайших частиц слюны и слизи от самого носителя защиты во внешнюю среду, но и профилактирует его от внешнего проникновения микроорганизмов, бактерий и вирусов – в отличие от обычной защиты.
Требования законодательства: государственная регистрация медицинских защитных изделий
То, что по закону сертификат соответствия на трехслойные медицинские маски или другие типы такой продукции не обязателен, не значит, что государственный контроль за этим типом товаров полностью отсутствует. В соответствии со статьей 38 федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ вместо получения сертификатов все медизделия должны проходить обязательную регистрационную процедуру и получать удостоверение. А согласно приказу Минздрава от 6 июня 2012 года N 4н к этой категории относятся и медицинские защитные продукты. Порядок проведения госрегистрации определен дополнительным нормативным документом – постановлением Правительства от 27 декабря 2012 года N 1416.
Классы риска
Согласно постановлению № 1416 регистрационные процедуры различаются в зависимости от класса потенциального риска применения медицинского продукта, то есть возможного вреда, который он сможет нанести пациенту при условии его применения по назначению. Правила определения класса риска зафиксированы в приказе № 4н. Так, защитные изделия не вступают в непосредственный контакт с организмом человека и характеризуются низким потенциальным риском при их использовании, поэтому относятся к классу 1.
Как получить удостоверение на медицинские маски?
Стандартная процедура государственной регистрации для медицинских защитных товаров предполагает выполнение следующих действий.
Список документов заявителя
Чтобы получить регистрационное удостоверение, продавцу или производителю медицинских масок следует обратиться в Росздравнадзор с заявлением установленного образца. К нему потребуется приложить внушительный список документов, который включает следующие позиции:
Это базовый список документов, который применяется в случае, если с заявлением обращается российский производитель или поставщик отечественной продукции. Если товар произведен за рубежом, потребуются дополнительные регистрационные документы для получения удостоверения.
Возможности упрощенной регистрации
Сегодня стандартная схема государственной регистрации – не единственная возможность получить регистрационное удостоверение на защитные продукты. С распространением коронавирусной инфекции правительство приняло решение о введении упрощенных правил регистрации для одноразовых медицинских масок. В результате производители вправе воспользоваться одним из следующих алгоритмов:
Обратите внимание!
Получить регистрационное удостоверение по упрощенной схеме можно только на конкретные типы изделий, указанные в приложениях к постановлениям № 299 и № 430. В них зафиксированы 4 типа одноразовых и многоразовых медицинских масочных изделий, а также один тип респиратора.
Цена регистрации масок
Действующим законодательством не урегулирована цена сертификации медицинских масок, если заявитель получает сертификат в добровольном порядке. Сколько стоит получение сертификата в этом случае, зависит от типа продукта, материалов, использованных при производстве, и других факторов.
Обратитесь в компанию АТТЭК, чтобы рассчитать стоимость сертификации Вашего изделия
А вот выдача удостоверения представляет собой платную государственную услугу, причем размер пошлины за ее оказание установлен статьей 333.32.2 Налогового кодекса РФ. Он складывается из двух компонентов:
Ответственность за отсутствие регистрационного удостоверения
Хотя сертификат соответствия на тканевые маски не требуется, наличие регистрационного удостоверения при их продаже является обязательным условием. За невыполнение этого требования действующим законодательством предусмотрена серьезная ответственность. Меры, предусмотренные частью статьей 6.33 КоАП РФ за отсутствие удостоверения, приведены в таблице.
Декларация или сертификат соответствия на маски
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Какие документы (лицензии, сертификаты или иные разрешения) нужны для производства и продажи гражданских защитных масок? Имеется ли разница при их производстве для дальнейшего использования в части получения разрешения? Какие документы нужны для производства и продажи медицинских масок? Требуется ли получение лицензии?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Лицензия на производство и продажу медицинских масок не требуется. Перед выпуском в обращение медицинская маска должна быть зарегистрирована по правилам государственной регистрации медицинских изделий. Для производства и реализации защитных масок немедицинского применения получать какие-либо лицензии или разрешения, равно как и регистрировать подобные изделия, не требуется.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Лицензирование прекращается со дня вступления в силу соответствующего технического регламента.
*(2) Смотрите перечни работ (услуг), составляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность, утвержденные соответственно постановлениями Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 и от 22.12.2011 N 1081.
*(3) Заметим, что заявление о государственной регистрации медицинского изделия должно содержать, помимо прочего, вид медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией. При этом номенклатурная классификация медицинских изделий по видам содержит сведения лишь о масках респираторных и анестезиологических (п. 1.15 в приложении N 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 N 4н), не упоминая об иных разновидностях защитных масок. Тем не менее, как показывает правоприменительная практика, государственной регистрации подлежат и одноразовые медицинские маски (решение Арбитражного суда Брянской области от 04.04.2019 по делу N А09-1911/2019, решение Центрального районного суда г. Челябинска Челябинской области от 13.06.2018 по делу N 12-668/2018, решение Заднепровского районного суда г. Смоленска Смоленской области от 25.01.2016 по делу N 12-30/2016).
Сертификация медицинских масок
Оценка качества медицинских масок является обязательной процедурой – необходимо получать регистрационное удостоверение Росздравнадзора или декларацию соответствия. Без наличия разрешительных документов предприниматель не имеет права легитимно вести деятельность, связанную с производством, импортом, поставками, реализацией такой продукции. Сертификация медицинских масок может быть осуществлена дополнительно в добровольном порядке – такая процедура поможет в продвижении бизнеса.
В обязательном порядке на медицинские маски требуется удостоверение Росздравнадзора. На средства защиты (защитные маски, не медицинские) требуется декларация ТР ТС 019/2011. Кроме того, все предприниматели могут оформить добровольный сертификат ГОСТ Р.
Стоимость и сроки действия документов
Регистрационное удостоверение обойдется заказчику в сумму от 300 тысяч рублей – оно не ограничивается по сроку действия, может использоваться бессрочно.
Декларация ТР ТС максимум может действовать пять лет, она стоит от 25 тысяч рублей.
Что касается добровольного сертификата, то он выдается на период до трех лет и стоит от 12 тысяч рублей.
РУ Росздравнадзора
Регистрационное удостоверение Росздравнадзора необходимо оформлять на все виды медицинских изделий, оно требуется не только для законной продажи и производства, но и для использования. Так, РУ необходимо для использования изделий в больницах, клиниках, поликлиниках, стоматологиях, санаториях, в частной врачебной практике. Документ выдается достаточно долго (иногда процесс занимает несколько месяцев), однако по сроку действия не ограничивается.
Декларация ТР ТС 019
Если маски заявлены не как медицинские, а как защитные, на них требуется оформлять декларацию соответствия по Техническому регламенту ТС 019/2011 (распространяет свое действие на средства индивидуальной защиты). Документ может применяться на территории всего ЕАЭС. Он подтверждает, что продукция прошла все предусмотренные в ее отношении проверки. Есть несколько схем, в соответствии с которыми может осуществляться декларирование:
Добровольный сертификат
Существует отличный способ продвижения на рынке – это добровольная сертификация масок. Ее можно осуществить в различных системах, но наиболее актуальными являются системы ГОСТ Р и ИСО. Наличие сертификата способно принести следующее:
Скидка 10% из-за КОРОНАВИРУСА
В связи с эпидемией коронавируса мы предлагаем скидку в размере 10% на получение разрешений на защитные и медицинские маски. Скидка предоставляется как производителям, так и поставщикам, продавцам данной продукции. Также предоставляется гарантированная всесторонняя помощь на всех этапах оценки качества.
Что нужно подготовить?
Для подачи в аттестованный центр необходимо подготовить образцы масок, которые впоследствии будут отправлены на экспертизу в лабораторию, а также пакет документов:
Этапы оформления
Алгоритм удостоверения качества таков:
Процесс оценки качества должен включать в себя все предусмотренные законом этапы. Только на прошедшие проверку маски могут быть выданы декларации и сертификаты.
Таможенное оформление медицинских масок
С началом эпидемии коронавируса в России спрос на медицинские маски резко увеличился. В результате актуальным стал ввоз масок из-за рубежа. Товар подлежит таможенному оформлению в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС.
Экспортеры
Медицинские маски используются для защиты органов дыхания от вирусов и инфекции, передающейся воздушно-капельным путем. Они различаются по типу:
виду фиксации – на завязках, резинках;
назначению – процедурные, хирургические;
конструктивным особенностям – трехслойные, двухслойные, с фильтрами и т.д.
Отечественные производители только на 45-55% удовлетворяют потребность в масках. Основным импортером масок в Россию стал Китай – страна, сумевшая быстрее других взять контроль над эпидемией. Кроме того, маски импортируются из США, Узбекистана, Ирана, Таджикистана, Армении, Индии, Беларуси. Поиск новых поставщиков не прекращается.
Порядок растаможки
Порядок ввоза медицинских масок, касающийся оформления документов, уплаты обязательных таможенных платежей, регламентирован таможенным законодательством. Причем качество импортных масок строго контролируется. Импортеру необходимо представить документы, подтверждающие соответствие товара установленным стандартам.
Министерство торговли Китая опубликовало список предприятий, которые производят маски, сертифицированные или зарегистрированные по иностранным стандартам. По российскому законодательству (ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» и Постановлению 982 от 01.12.09) сертификат качества или декларация соответствия для ввоза медицинских масок не требуются. Возможно, на таможне потребуют отказное письмо, которое подтверждает, что документ о соответствии не требуется. Однако если маски противоаэрозольные или защищают органы дыхания от радиоактивных веществ, то сертификат соответствия нужен. Помимо этого, под действие Постановления 982 подпадают маски, изготовленные из бумаги медицинского назначения (ТН ВЭД 4818901000). На них оформляется декларация соответствия, которая выдается на основании РУ.
Таким образом, на медицинские маски требуется РУ. На изделия немедицинского назначения РУ не требуется. К последним относятся маски и респираторы для защиты органов дыхания от аэрозолей, паров и газов опасных и вредных веществ, которые по определению производителя не являются медицинскими. Скорее всего, для них нужен документ, подтверждающий соответствие стандартам ТР ТС.
Медицинские маски оформляются на любых таможенных постах, включая автомобильные и железнодорожные пункты пропуска, морские порты и аэропорты. Особенность в том, что помимо стандартного пакета документов, в который входят: инвойс, описание на русском языке, контракт ВЭД, нужно получить Регистрационное удостоверение (РУ) в Росздравнадзоре. В обычных случаях подготовка документа занимает примерно 6 месяцев, но в связи с коронавирусом сейчас действует ускоренный режим оформления – от 8 рабочих дней, что закреплено постановлением ЕАК №21 от 21.03.2020. Заранее необходимо ввезти образцы для лабораторных испытаний вместе с документами от производителя и сертификатом качества ISO. Сведения о регистрационном удостоверении вносятся в реестр Росздравнадзора.
В постановлении представлен перечень товаров, которые освобождаются от уплаты пошлины, поскольку необходимы для предупреждения и предотвращения распространения COVID-2019. Документ действует с 3 апреля 2020 года по 30 сентября 2020 года. В связи с этим уже нет необходимости в данный период оформлять сертификат происхождения, который дает право на беспошлинный ввоз товаров. По истечению указанного периода, чтобы пошлины были уменьшены или отменены, можно оформить сертификат происхождения СТ-1, СТ-2 или FORM A, в зависимости от страны происхождения товара.
Обратите внимание! Добровольный сертификат ГОСТ Р для растаможки не обязателен. Он оформляется исключительно по желанию производителя или импортера.
Маски могут быть немедицинскими, тогда на них не нужно оформлять Регистрационное удостоверение. Но что маски немедицинские, нужно будет доказать. Если декларант заявит предназначение товара как декоративное или другое подобное, то в сложившихся сложных эпидемиологических условиях, это будет выглядеть как минимум странным. За это грозит ответственность по Ко АП и УК РФ:
16.2 Ко АП РФ – из-за того, что груз не отнесен к медицинским товарам, а значит, имеет место недостоверное декларирование;
16.3 КоАП РФ – за несоблюдение ограничений и запретов;
238.1 УК РФ – за отсутствие регистрации медицинских изделий.
Как получить сертификат соответствия и для чего он нужен
Некоторые товары нельзя произвести и сразу отправить в продажу. Для начала нужно получить сертификат или декларацию соответствия, которые закрепляют качество продукции. Рассказываем, кто обязан получать эти документы и как это сделать.
Содержание статьи
Для чего необходим сертификат соответствия продукции
Это барьер для защиты рынка от некачественной продукции. В каждой стране существуют стандарты, чтобы потребитель покупал вещи или продукты, которые не принесут вреда.
Например, предприниматель запустил производство детских игрушек. Сначала специалисты проводят исследования и выясняют, сделаны ли игрушки из безопасных материалов. Проверяют, не повредят ли детали детские руки. После этого производство получает сертификат соответствия и выходит на рынок. Без испытаний и разрешений продавать такую продукцию не получится. Это вне закона.
Бизнес зачастую использует сертификат соответствия в маркетинге и рекламе. Производители продуктов часто подчеркивают, что заботятся о покупателях и все делают по ГОСТу. Это значит, что потребитель получает качественный товар.
Какие товары нужно сертифицировать
Полный список товаров, подлежащих сертификации, можно найти в Постановлении правительства от 1 декабря 2009 года N 982. Например, в России производители и импортеры обязательно сертифицируют:
Кроме этого, если бизнес ведет торговлю со странами таможенного союза, то для этих территорий действуют сертификаты с обозначением ТР ТС. Список в Решении Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 620.
Есть один важный момент. Иногда для продукции не нужен сертификат, но необходима декларация соответствия. Это значит, что ответственность за качество продукции несет производитель, а не комиссия по сертификации. Декларации нужны для бытовой химии, минеральных удобрений, пиломатериалов. Полный список смотрите в том же постановлении правительства.
Если хотите узнать, нужен ли сертификат для продукции, придется изучить оба документа. Потому что некоторые группы товаров исключены из сертификации, но по решению таможенного союза для них нужна декларация. Например, так произошло с чаем. В целом, при запуске бизнеса стоит узнать все требования и выяснить, нужен ли сертификат на продукцию.
Виды сертификатов соответствия
В России и странах таможенного союза действуют 2 основных сертификата соответствия:
Кроме этого, в некоторых случаях понадобятся и другие сертификаты:
Что такое обязательная сертификация продукции
Выше указаны товары, которые необходимо сертифицировать. То есть без получения сертификата или декларации соответствия — продавать эти товары запрещено законом.
В КоАП РФ есть статья 14.44. «Недостоверное декларирование соответствия продукции». Согласно этой статье, если продукция попала на рынок без сертификации или с использованием недостоверных документов, то за это грозят штрафы:
А если из-за несертифицированной продукции пострадали люди, животные, растения, имущество граждан и государства, то наказание ужесточается:
Если из-за этой продукции кто-то получил тяжкий вред для здоровья, то все может перерасти и в уголовное наказание.
Основатель бренда «Воронцовские сыры» Александр Воронцов считает, что сертификация по большей части держится на честном слове бизнеса:
«Мы получаем декларацию соответствия продукции. Надо сказать, что бизнес в принципе может легко пройти проверку. Например, мы отправляем сыр на экспертизу, но кто знает, чей это сыр? Я могу привезти его из Италии и отдать на экспертизу. Но мне это не нужно. Потому что если кто-то отравится нашими продуктами, то можно получить не только штраф, но и срок. В итоге сертификация, конечно, вещь необходимая, но потребитель выбирает не по документам, а по реальному качеству. Поэтому качество лучше соблюдать не только для контролирующих органов»
Что такое добровольная сертификация
Возвращаемся к закону, который регламентирует товары для обязательной сертификации. Есть продукция, которую можно не сертифицировать. Например, фанерные изделия, спички, сортовая посуда и разные полимеры.
Но некоторые предприниматели проходят добровольную сертификацию в маркетинговых целях. Можно сказать покупателям, что компания настолько уверена в качестве, что не боится пройти тесты, которые это подтверждают. Добровольная сертификация проводится в аккредитованных центрах по правилам ГОСТ Р.
Кроме маркетинга, есть и бизнес-цели. Некоторые предприниматели сами заказывают сертификаты соответствия, чтобы получить преимущество в тендерах. Например, школа закупает посуду по 44-ФЗ. Есть два одинаковых поставщика, но один готов подтвердить качество продукции, а другой нет. Скорее всего, школа выберет того, кто предлагает более качественный товар.
Другие компании идут на это, чтобы стать поставщиками крупных заказчиков. Иногда бренды с помощью добровольной сертификации устраивают фильтр для контрагентов. Работает это так: идет закупка полимеров, но есть угроза нарваться на некачественную продукцию. Компания объявляет, что закупается только у поставщиков, которые имеют сертификат соответствия на свои товары.
Директор онлайн-бухгалтерии «Небо» Артем Туровец считает, что добровольно проходят сертификацию и для развития компании:
«Иногда это нужно не для завоевания клиентов или контрагентов. Например, стандарты ISO 9001 реально помогают разложить по полочкам внутренние процессы компании, чтобы стать лучше и эффективнее. Только надо понимать, что такая сертификация займет год, и ее не стоит получать для галочки. К сожалению, на рынке есть конторы, которые нарисуют сертификат, но в таком подходе нет смысла. У меня есть документ аудитора по ISO 9001, и я провожу обучение, чтобы максимально приблизить процессы к стандартам. Возможно, позже компания пройдет и сертификацию»
Как получить сертификат соответствия и кто его выдает
Процесс выдачи сертификатов соответствия на продукцию контролирует Росаккредитация, а выдают заключения центры сертификации. Они проходят аккредитацию, чтобы работать официально и без претензий со стороны контролирующих органов. На сайте Федеральной службы аккредитации размещен реестр подходящих центров и лабораторий.
Заходите на страницу, вводите данные центра и смотрите результат. Главное, чтобы около центра был зеленый значок. Это обозначение, что организация действует и лицензия в порядке.
После этого нужно написать заявление на получение сертификата соответствия и отобрать образцы продукции, которую предстоит проверить. Если сертифицируют производство, то представители центра придут на территорию компании. Если продукция соответствует стандартам, то компания получает зарегистрированный сертификат соответствия. У определенных товаров есть дополнительные требования.
Сооснователь пивоварни Manfas Brewery Александр Орлов считает, что проходить сертификацию не трудно, но долго:
«Нам приходится отправлять на экспертизу каждый сорт пива, расписывать все ингредиенты, содержание алкоголя, в какой емкости напиток, что будет на этикетке, нужно еще дать все протоколы и акты экспертизы. Сначала пиво проверяют в лаборатории, а потом еще и в Росалкогольрегулировании. В итоге на все уходит 3-4 недели. Без сертификата пиво продавать нельзя, поэтому приходится ждать. И это довольно утомительно, если у тебя несколько сортов продукции. С другой стороны, я понимаю, что сертификация в нашей области необходима, чтобы на рынок не попало некачественное пиво»
Сооснователь агентства по управлению продажами на маркетплейсах Upmarket Олег Неворотов объясняет, почему нужно серьезно готовиться к сертификации:
«Допустим, мы решили завести новые товары, нашли в Китае устраивающего нас поставщика, однако в момент, когда первый заказ придет на границу, для таможенного оформления потребуются сертификаты. Получить их можно, протестировав товар в аккредитованных испытательных лабораториях. А лаборатории в свою очередь необходимо убедиться в том, что она исследует образец того производителя, кто далее будет выпускать партию этого товара. Еще пару лет назад достаточно было утверждения заявителя, что товар от фабрики Х, и это принималось на веру.
Сейчас процедура усложнилась: сначала необходимо сделать и проплатить заявку на сертификацию, потом орган по сертификации выписывает официальный запрос с указанием номера заявки, далее фабрика при отправке должна точно указать этот номер в своих сопроводительных документах, отправить образец от того юрлица, которое занимается производством, и при этом указать точные реквизиты заявителя. Учитывая то, что мы имеем дело в основном с иностранными отправителями, часто происходят ошибки, и приходится запускать процесс заново или долго обмениваться корректировочными письмами, теряя время и деньги на этот непродуктивный процесс. Таким образом, на практике получение и передача образцов в лабораторию даже у опытных компаний может занять около 3-х недель. Поэтому сертификация — это первое, о чем мы рекомендуем задуматься будущим продавцам на маркетплейсах»
Для получения сертификата соответствия понадобится стандартный пакет документов:
Кстати, если компания сменила юридический адрес, сертификацию придется пройти заново.
Как выглядит сертификат соответствия
Сертификат соответствия на продукцию выдают в бумажном и электронном видах. В России действует форма, которая установлена Приказом №3725 Министерства промышленности и торговли от 28.10.2020.
В сертификате соответствия размещают следующую информацию:
Регистрационный номер сертификата. Формат номера RU C-XX.YYYY.A.00001/ZZ:
Заявитель. Компания, которая отправляет продукцию на прохождение сертификации.
Изготовитель. Информация о производителе и продукции, которую необходимо сертифицировать. Если компания находится не в России, то указывают код GLN.
Орган сертификации. Вся информация о центре, который выдает сертификат: от названия до юридического адреса.
Полная информация о продукции: название, марка, коды, номер и размер партии. Если информации слишком много, то к сертификату добавляют приложение.
Код ОКПД 2 (для России) или ТН ВЭД ЕАЭС(для Таможенного союза).
Соответствие требованиям. Прописывают регламенты, которые приняты в России для сертификации данной продукции.
Основание для выдачи сертификата. В этом поле указывают информацию о протоколах исследований или испытаний, которые подтвердили, что продукция успешно прошла проверку.
Дополнительная информация. Например, что компания проходит добровольную сертификацию
Срок действия сертификата.
Подписи руководителя центра аккредитации и экспертов, которые провели испытания.
Срок действия сертификата соответствия
В России сертификаты соответствия выдают на срок от 1 года до 5 лет. Например, если продукция проходит по ГОСТ Р, то максимальный срок до 3 лет. Это закреплено в законе «О техническом регулировании».
Если сертификацию проходит продукция, которая продается в странах Таможенного союза, то срок действия документов может быть до 5 лет. Главное запомнить, что каждый год придется проходить проверку, чтобы сертификат не приостановили или не аннулировали.
Если появилась необходимость проверить срок действия сертификата, используйте сервис от Росаккредитации. Вводите номер документа и получаете информацию о документе:
Можно ли подделать сертификат соответствия?
Это сложно, но предприниматели знают, что на рынке действуют организации, которые предлагают купить поддельные сертификаты и декларации. Работать с такими документами получится до первой проверки, а Росаккредитация ежегодно проводит десятки проверок по выявлению поддельных сертификатов.
В последнее время в борьбу за качество товаров включились и торговые площадки. например, весной 2021 года Ozon и Федеральная служба аккредитации объявили о сотрудничестве. Маркетплейс будет добавлять данные о сертификатах и декларациях в карточки товаров. Это поможет выявлять продавцов с некачественным товаром.
Олег Неворотов считает, что от сертификации выигрывают и потребители:
«Сейчас, когда процесс сертификации стал более прозрачным, потребители продукции могут быть уверены, что если у товара есть сертификат соответствия, то тестировались именно реальные образцы, а не первые попавшиеся или похожие, как часто бывало раньше.
Кроме того, идет постоянная проверка лабораторий, и те компании, которые нарушают требования законодательства, прекращают свою деятельность. С одной стороны, это приводит к удорожанию процесса сертификации, но с другой — делает отношение к нему более доверительным и осмысленным, что гораздо важнее для рынка, так как дает потребителю уверенность в соответствии продукции существующим стандартам»
В целом, сертификация защищает рынок от некачественных товаров, и это стимулирует производить и продавать товары, которые не навредят потребителю.