декларация о принадлежности участника к организациям претендующих на получение преференций что это
Преференции для инвалидов по 44-ФЗ
Антикризисное предложение до 13 ноября
Преференции для инвалидов по 44-ФЗ: сложности при проведении торгов
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
Преференции для инвалидов по 44-ФЗ накладывают обязательства на заказчиков, которые должны предоставить ряд привилегий указанной категории поставщиков. Основные из них, которые допускаются законом, относятся к цене контракта и снижению процента обеспечения контракта.
Однако не каждая организация инвалидов может указанные преференции получить. В нашей статье мы расскажем о том, каким требованиям необходимо соответствовать для получения преимуществ, и какие особенности работы с ОИ (организациями инвалидов) существуют.
Понятие преференции по 44-ФЗ
В соответствии с законом 44-ФЗ, преференции и преимущества – два совершенно разных понятия.
По закону, некоторые организации могут получить от государства ряд льгот. Последние распространяются на начисление налогов, осуществление тендерных мероприятий, целью которых является удовлетворение нужд государственного либо муниципального уровня.
Закон 44-ФЗ устанавливает для определенного круга исполнителей госконтрактов преференции. В их рамках конечная стоимость договора может быть увеличена в пользу участника.
Стоит пояснить, что понятие «преференция» используют, чтобы обозначить особое положение товаров, изготовленных на территории нашей страны, по отношению к зарубежным. Тогда как преимущества могут быть предоставлены конкретным компаниям.
Но практика показывает, что чаще всего два указанных понятия приравнивают друг к другу и обозначают просто как льготы.
Условия получения преференций для организации инвалидов по 44-ФЗ
В некоторых случаях в закупочной документации заказчик должен прописать, помимо требований к исполнителям, преференции для инвалидов по закону 44-ФЗ.
Сведения о предоставлении такого рода льгот указываются в извещении о запланированных торгах. Далее участник закупки в произвольной форме заявляет о том, что он является организацией-инвалидом и отвечает критериям, зафиксированным в ч. 2 ст. 29 закона 44-ФЗ. Если в тендере побеждает организация инвалидов, с ней подписывается договор с учетом установленных законом льгот.
Особенности предоставления преференций для инвалидов зафиксированы ст. 29 закона 44-ФЗ, а именно в данном акте описаны нормы осуществления торгов, порядок подписания соглашений с победителями тендеров.
Ценовые преимущества инвалидам отражены в ПП РФ № 341 от 15.04.2014 г., которое применяется с учетом нормативно-правового акта от № 724 от 28.07.2016 г.
Не любое учреждение, в котором работают люди с ограниченными возможностями, может получить льготы при участии в торгах по закону 44-ФЗ. Указания, зафиксированные в статье 29, распространяются лишь на официальные общественные организации людей с ограниченными возможностями и союзы российских общественных предприятий людей-инвалидов.
Исполнитель имеет право воспользоваться преференциями для инвалидов по 44-ФЗ, если компания соответствует таким требованиям:
Порядок предоставления преференций для инвалидов по 44-ФЗ
Преимущества в отношении цены соглашения, предлагаемой организациями инвалидов, общей стоимости ТРУ предоставляются в размере до 15 %. При этом необходимо следовать установленному законом порядку, а также учитывать товары и услуги, включенные в Перечень в соответствии с ПП РФ № 341.
Заказчик обязан предоставлять льготы организациям лиц с ограниченными возможностями, если те входят в число потенциальных исполнителей контракта. По упомянутому выше ПП № 341, в рамках одного договора не должны приобретаться ТРУ, внесенные в Перечень, и те, что отсутствуют в нем. Покупатель не может фиксировать конкретный размер льгот для организаций инвалидов. Дело в том, что если по итогам торгов НМЦК снизится менее чем на 15 %, будет невозможно обеспечить такой размер преимуществ, о чем говорится в письме Министерства финансов РФ № 24-05-08/62507 от 26.09.2017 г.
Все сведения о предоставлении преференций для инвалидов по 44-ФЗ фиксируются в извещении и документации по закупке, где затрагивается тема ТРУ, входящих в Перечень. Также стоит указать порядок предоставления льгот непосредственно в документации о закупке. По ч. 17 ст. 44 закона 44-ФЗ, если выбор поставщика осуществляется при помощи конкурса либо аукциона, при этом предполагаются преференции организациям инвалидов по 44-ФЗ, а начальная цена договора превышает 20 миллионов рублей, обеспечение заявки не может быть более 2 %.
Когда в тендере побеждает организация людей с ограниченными возможностями, договор подписывается на предложенную ей сумму с учетом преимущества. Однако цена соглашения не должна превышать НМЦК (по ч. 3 ст. 29 закона 44-ФЗ).
Если победитель конкурса, запроса предложений отказывается от подписания договора, установленное преимущество по цене переходит к исполнителю, признанному вторым по результатам торгов. При условии, что он также является организацией инвалидов. При аналогичных действиях победителя аукциона, запроса котировок преимущество получает участник тендера (по совместительству организация инвалидов), предложивший поставить ТРУ по такой же цене. Либо если в его заявке указаны более выгодные условия или немного уступающие предложению победителя.
По ч. 3 ст. 29 закона 44-ФЗ подобные преференции не даются, когда договор на поставку ТРУ заключается с единственным исполнителем. Например, если конкурентная процедура считается несостоявшейся, а основанием для соглашения являются пункты 25, 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ.
Подтверждение права на преимущества по 44-ФЗ со стороны инвалидов
Преференции для инвалидов по 44-ФЗ могут получить исполнители, входящие в категорию УИС или ОИ и способные предоставить подтверждение данного факта. Для этого, в соответствии с форматом закупки, могут использоваться разные способы:
Если победитель тендера относится к УИС и в его заявке есть требование о предоставлении преимуществ, заказчик обязан выполнить данное условие.
Если выигравший в торгах поставщик входит в ОИ, он должен прикрепить к заявке заявление о соответствии категории. Перед заключением договора такой исполнитель обязательно направляет покупателю требование о предоставлении преимущества. Уже на основании данного документа устанавливается цена соглашения.
При отказе победителя от заключения контракта второму исполнителю также предоставляется преференция по 44-ФЗ, если он относится к категории инвалидов.
Сложности при закупках у организации инвалидов по 44-ФЗ
Размещая в ЕИС сведения о запланированных торгах, организатор должен зафиксировать информацию о преимуществах в целом ряде документов. А именно это нужно сделать в плане закупок, плане-графике, извещениях, документации о торгах, если приобретаемые ТРУ входят в Перечень. Данное правило зафиксировано в письме Минэкономразвития РФ № ОГ-Д28-7622 от 08.06.2016 г. Нормы, по которым должны предоставляться льготы, указаны в ПП № 341.
Заказчику на данном этапе стоит быть готовым к таким трудностям, затрагивающим следующие аспекты:
По п. 21 приложения к письму Минэкономразвития РФ № Д28и-1889 от 30.09.2014 г. закон не требует от организатора торгов указывать процентное выражение льготы. А значит, достаточно прописать в документации, что преимущества будут предоставлены по ст. 29 закона 44-ФЗ.
В ч. 3 ст. 29 закона 44-ФЗ и п. 5 правил сказано, что заказчик имеет право установить преференцию для инвалидов менее 15 % суммы соглашения. Тогда как Минэкономразвития придерживается в своем письме № Д28и-2197 от 15.10.2014 г. мнения, что такая льгота должна быть равна 15 %.
Поэтому заказчику нужно установить преимущество в 15 % по цене договора.
Не все организации людей с ограниченными возможностями считаются СМП или СО НКО. В ОИ входят общероссийские общественные организации инвалидов, созданные ими коммерческие организации, которые отвечают условиям, указанным в ч. 2 ст. 29 закона 44-ФЗ. Первые всегда являются СО НКО, тогда как вторые могут быть СМП лишь в случае соответствия нормам закона 181-ФЗ от 24.11.1995 г.
А значит, организатор тендера нарушит обязанность предоставлять преимущества ОИ, поскольку некоторые из таких организаций не могут участвовать в торгах, организованных исключительно для СМП и СО НКО.
Министерство экономического развития РФ высказывает противоположное мнение. В его письме № ОГ-Д28-8994 от 26.07.2016 г. сказано: если предмет входит в перечень ПП РФ № 341, преимущества могут сочетаться с ограничениями по закупкам и с условием проведения только для СМП и СО НКО.
Во избежание лишних трудностей при предоставлении преференций для инвалидов по 44-ФЗ рекомендуется закупать товары, входящие в Перечень, не устанавливая ограничения для участия только исполнителей СМП и СО НКО.
Определение поставщика и заключение контрактов с учетом преференций инвалидам
Чтобы организация инвалидов могла получить преференции, ей нужно заявить о своем соответствии характеристикам, установленным ч. 2 ст. 29 закона 44-ФЗ. Для этого ей требуется подать заказчику декларацию в произвольной форме.
Организатор тендера лишен возможности запрашивать у исполнителя дополнительные бумаги, способные подтвердить его соответствие критериям. Данная норма зафиксирована в письмах ФАС РФ № АЦ/37971/14 от 19.09.2014 г. и Минэкономразвития № Д28и-192 от 29.01.2015 г.
Если победителем закупки становится организация лиц с ограниченными возможностями, последняя должна предоставить требование о предоставлении преимуществ. Договор на оказание услуг подписывается по предложенной победителем цене с учетом преференции для инвалидов, при этом сумма не может превышать НМЦК (по пп. 4, 5 Правил, ч. 3 ст. 29 закона 44-ФЗ).
Разберем сказанное на примере. Проводилась закупка светильников, организатор указал в извещении льготу 15 % от цены контракта для инвалидов и установил НМЦК, равную 400 тысяч рублей. По результатам торгов лучшим было признано предложение организации инвалидов, где цена контракта составляла 370 тысяч рублей. С учетом льготы данная цифра выросла до 425 500 рублей, то есть превысила НМЦК. Поэтому договор необходимо было подписать по цене, равной НМЦК, а именно 400 тысяч рублей.
Достаточно часто встречаются ситуации, когда во время аукциона организация инвалидов и победитель предложили поставить ТРУ по одинаковой стоимости. Если победитель уклоняется от своих обязанностей, договор подписывается с организацией инвалидов. В подобной ситуации соглашение заключается по цене с учетом преимущества.
Что такое преференции по 44-ФЗ
Антикризисное предложение до 13 ноября
Что такое преференции по 44-ФЗ и кому они предоставляются
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
Что такое преференции по 44-ФЗ? Организациям определенного типа государство предоставляет ряд преимуществ в сфере как налогообложения, так и производства. Определенные льготы также положены при проведении государственных закупок.
Это означает, что некоторые участники при заключении такого рода контрактов находятся по сравнению с остальными в более выгодном положении. О том, что это означает и какие именно преимущества получает та или иная категория поставщиков, читайте в нашей статье.
Что такое преференции по 44-ФЗ
По определению, субъект, обладающий преференциями, имеет какие-либо преимущества перед другими. Но какие именно преимущества предоставляются, зависит от конкретной сферы деятельности, при этом льготные условия могут относиться к самым разным ее сторонам.
Так, некоторые экономические агенты могут пользоваться налоговыми преференциями, что позволяет им производить обязательные отчисления от своей деятельности в бюджет в меньшем объеме. Что касается преференций по 44-ФЗ, то система льгот предназначена для некоторых категорий организаций и предоставляет им либо преимущественное право участия в закупке, либо льготную цену.
В сфере государственных закупок законом определен круг экономических субъектов, которым заказчик должен отдавать предпочтение, выбирая исполнителя контракта. Другим видом преференций является увеличение цены на 15 процентов по 44-ФЗ, на которое могут претендовать указанные законом категории организаций.
Преференции по 44-ФЗ предоставляются следующим категориям организаций:
Далее детально рассмотрим, какие именно преференции предоставляются каждой из вышеозначенных групп.
Преференции для СМП и СОНКО по 44-ФЗ
Малые предприятия и некоммерческие общественные организации могут претендовать на льготы по нескольким направлениям при исполнении государственного контракта.
Государственные заказчики обязаны как минимум 15 % от совокупного годового объема закупок (СГОЗ) производить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих общественных организаций. Закон устанавливает ограничение для таких сделок – начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) должна быть не более 20 млн рублей. При этом закупка организуется исключительно для организаций указанных категорий и прочие предприятия к ней не допускаются.
Преференция в отношении СМП и СОНКО может быть реализована и другим способом. Если участниками закупки являются иные категории предприятий, то субъекты малого бизнеса и некоммерческие организации привлекаются ими в качестве субподрядчиков. В этом случае данное требование указывается заказчиком в извещении.
Если в качестве исполнителя выбрано малое предприятие или некоммерческая организация, то по факту исполнения контракта заказчик обязан перечислить деньги не позже 15 рабочих дней после подписания акта приемки товара или работ. Для прочих, не льготных, категорий подрядчиков период расчета больше – 30 календарных дней.
Предприятия малого бизнеса и некоммерческие организации также вносят обеспечение контракта, размер которого устанавливается в соответствии с ценой сделки, а не с НМЦК, как в других случаях. При применении антидемпинговых мер точкой отсчета также является предложенная победителем цена. ОИК не может быть меньше предусмотренного по контракту аванса.
Исполнитель, относящийся к субъектам малого предпринимательства либо некоммерческим организациям, может не вносить обеспечение исполнения контракта, если предоставит доказательства своей надежности. Таковыми считаются три исполненных без нарушений контракта (без начисления неустоек) за 3 года до начала текущего тендера (началом является дата подачи заявки). Кроме того, общая сумма этих договоров должна быть не меньше НМЦК, обозначенной в извещении о закупке.
Для льготных категорий закон предусматривает меньшую сумму штрафов за нарушение условий контракта. Подрядчику придется заплатить 1 % от стоимости сделки или определенного этапа. Также сумма штрафа имеет ограничения: минимум 1 000 руб. и максимум 5 000 руб.
Преференции организациям инвалидов по 44-ФЗ
Организации инвалидов при конкурентных процедурах также пользуются определенными льготами. Для исполнителей из этой категории заказчик должен на 15 % увеличить цену самого договора, единицы товара или услуги.
Такими преференциями обладают организации, соответствующие следующим критериям:
Правительством установлены правила, в соответствии с которыми при проведении государственных закупок предоставляются льготы организациям инвалидов. Преференции по 44-ФЗ– это 15%-ное увеличение цены контракта, информация о котором должна быть заранее размещена в конкурсной документации.
Приведем пример. Государственное учреждение проводит закупку товара, входящего в перечень, который предусматривает участие организаций инвалидов. В извещении значится, что начальная максимальная цена контракта равна 100 000 руб. Среди потенциальных исполнителей присутствуют различные организации. Предположим, первый участник, не имеющий льгот, предложил 87 000 руб. Второй участник – организация инвалидов – указал в заявке цену 82 000 руб. Цена этого предложения меньше, значит, организация выигрывает тендер.
Как организация инвалидов может воспользоваться преференцией по 44-ФЗ? Для этого победитель конкурса направляет заказчику предложение увеличить цену на 15 %. Соответственно, контракт в данном случае заключается на 94 300 руб. (82 000 + 12 300).
При определении льготной цены существует одно ограничение – сумма сделки не может быть больше НМЦК, прописанной в конкурсной документации. В приведенном выше примере данное условие не нарушено.
Если бы организация инвалидов, победившая в конкурсе, предложила цену 90 000 руб., то с учетом льготы контракт может быть заключен не более чем на 100 000 руб., хотя прибавка в 15 % выходит за рамки этой суммы.
Предоставляемые по 44-ФЗ преференции для УИС
Преференции по 44-ФЗ при проведении конкурентных процедур предоставляются учреждениям УИС в отношении цены контракта, стоимости единицы товара (работы или услуги) в максимальном размере 15 %. Льгота применяется в соответствии с утвержденным Правительством РФ порядком при закупке товаров и услуг из установленного перечня.
Применение преференций по 44-ФЗ в этом случае осуществляется по той же схеме, что и для организации инвалидов. Но для исполнителей УИС имеется свой перечень товаров (работ, услуг), отличный от других.
Преференции по 44-ФЗ для российского производителя
При осуществлении государственных закупок преимуществом также обладают поставщики, предлагающие товары отечественного производства или выпущенные в государствах, входящих в ЕАЭС. При этом льготами имеют право воспользоваться поставщики не всех российских товаров, а только входящих в установленный Перечень, утвержденный приказом Минфина № 126н от 2018 года. В этом же документе описан отдельный регламент о допуске к государственным закупкам ряда товаров, произведенных за рубежом.
Данная преференция предоставляется при проведении конкурентной процедуры – электронного конкурса, запроса предложений и запроса котировок. Товары российского производства при подаче заявки учитываются по цене на 15 % меньше заявленной, таким образом, предложившая их компания имеет больше шансов стать победителем тендера.
Если отбор поставщика производится в форме электронного аукциона, то преференция отечественным производителям применяется в несколько ином порядке. Если в тендере участвуют компании с товарами как российского, так и иностранного производства, то в случае выигрыша предприятия с импортным товаром сумма контракта будет снижена на 15 % по сравнению с предложением победителя. Для российского товара цена контракта не уменьшается.
Преференции по 44-ФЗ при применении национального режима могут быть предоставлены только тем участникам, которые предъявляют сертификаты и декларации, удостоверяющие происхождение товара. Также национальный режим налагает определенные ограничения на товары иностранного производства, которые могут быть приобретены государственными предприятиями, вплоть до полного запрета.
Заказчик, начиная процедуру закупки, обязан опубликовать в ЕИС всю информацию относительно преференций по 44-ФЗ: какой категории и в каком порядке предоставляются льготы. Также прилагается перечень документов, которые должен предоставить претендующий на льготы участник.
Документы в заявке, необходимые для получения организациями преференций по 44-ФЗ
В законе 44-ФЗ установлено, что преимущества предоставляются при всех методах выбора исполнителя за исключением процедуры подписания контракта с единственным поставщиком в соответствии со ст. 93 44-ФЗ.
Заказчик в закупочной документации должен обязательно указать, какие именно документы обязан предоставить поставщик. Помимо обычного перечня, покупатель может потребовать приложить бумаги по определенной форме.
Организации, претендующие на получение преференций по 44-ФЗ, к своей заявке приобщают:
В законе 44-ФЗ имеется прямой запрет, по которому заказчик не имеет права запрашивать от участников закупок документы и информацию сверх тех, что указаны в нормативном акте. Если потенциальному поставщику поступает требование о предоставлении дополнительных бумаг, он может обращаться в ФАС с жалобой. Подобные требования со стороны заказчика являются незаконными, и ответственность по ним предусматривается Кодексом РФ об административных правонарушениях.
С другой стороны, участник тендера, предоставившей недостоверную информацию в заявке, признается нарушителем. Это грозит не только разрывом заказчиком контракта в одностороннем порядке, но и занесением данных об участнике в реестр недобросовестных поставщиков. Для последнего действия требуется решение ФАС.
Об исключениях в предоставлении преференций по 44-ФЗ
В некоторых случаях преференции могут не предоставляться. Закон предусматривает для этого следующие условия:
В том случае, когда потенциальный поставщик и его заявка по всем пунктам соответствуют условиям, на которых предоставляются преференции по 44-ФЗ, то он с большой долей вероятности может стать победителем конкурса и получить льготы.
44-ФЗ: преимущества для льготных категорий поставщиков
Среди поставщиков в государственных закупках есть несколько льготных категорий. Им необходимо предоставить определенные преимущества. Рассмотрим, для кого они предназначаются и как нужно действовать заказчику.
Льготные категории участников госзакупки
Контрактная система создавалась не только с целью сделать бюджетные траты прозрачнее, но и обеспечить участникам равный доступ к закупкам. Это способствует добросовестной конкуренции. Вместе с тем для отдельных групп предусмотрены преференции. В госзаказе есть три категории льготников:
Правила отнесения участников к каждой категории и ссылки на нормативные акты представлены на следующей схеме.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
СОНО: Организации в формах, предусмотренных законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ (кроме госкорпораций, госкомпаний, политических партий). Они осуществляют деятельность, перечисленную в статье 31.1 закона № 7-ФЗ.
Общероссийские общественные организации инвалидов (ОИ), их союзы:
Организации, капитал которых на 100% состоит из вкладов ОИ:
В следующей таблице дана основная информация по льготам, их объему и способу предоставления.
Таблица. Льготы для СМП и СОНО, учреждений ИС, организаций инвалидов
Категория
Преимущество
(но не более НМЦК)
Как предоставляются преференции льготным категориям
Преимущества для ОИ и УИС
Указанным категориям преимущества предоставляются в том случае, если объект закупки входит в перечень из соответствующего постановления (№ 341 и № 649 соответственно). Заказчик определяется с объектом закупки и сверяется с этими постановлениями. Если товар входит в одной из них, необходимо установить преимущества для соответствующей категории участников.
Преимущества для учреждений УИС и организаций инвалидов таково: контракт будет заключен по цене на 15% выше, чем фигурирует в заявке такого участника. Из формулировки закона может показаться, что преимущество может быть и менее 15%, однако это такая трактовка ошибочна. Подразумевается, что преимущество составляет 15%, но при этом контракт может быть заключен по цене, не выше НМЦК (письмо Минэкономразвития 15.10.2014 № Д28и-2197).
В перечнях постановлений указаны коды по классификатору ОКПД2. Он имеет определенную структуру (показана ниже на примере класса 13 «Текстиль и изделия текстильные»). Преимущества распространяются на все нижестоящие ступени структуры кода.
Структура ОКПД2
13 Класс «Текстиль и изделия текстильные» | |||||||
13.9 Подкласс «Изделия текстильные прочие» | |||||||
13.92 Группа «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)» | |||||||
13.92.1 Подгруппа «Изделия текстильные готовые для домашнего хозяйства» | |||||||
13.92.12 Вид «Белье постельное» | |||||||
13.92.12.110 Категория «Белье постельное из хлопчатобумажных тканей» | |||||||
13.92.12.114 Подкатегория «Комплекты постельного белья из хлопчатобумажных тканей» |
Например, заказчик испытывает потребность в электрических переносных светильниках. Этому объекту закупки соответствует код ОКПД2 27.40.21.110. Сверяемся с постановлением № 341 и видим, что в него включен код 27.40.2 «Светильники и осветительные устройства». Нужный заказчику объект закупки входит в структуру этого кода. Соответственно, необходимо установить в закупке преимущество для организаций инвалидов.
Важно! Если нужно закупить разные товары, удостоверьтесь, что все они входят в перечень. Только тогда стоит включать их в одну закупку. Если же нужно купить товары помимо перечня, проводите разные процедуры.
Преимущество должно быть установлено в плановых документах и продублировано в закупочной документации, проекте контракта. Также следует указать, что контракт не может быть заключен по цене выше НМЦК. Ниже представлена выдержка из аукционной документации, содержащая оговорку о преимуществе для льготных категорий:
Преимущества, предоставляемые для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов | |
Преимущество учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы Устанавливается заказчиком в соответствии с разделом ________ документации об электронном аукционе в размере до 15% от цены, предложенной учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, признанным победителем, но не более начальной (максимальной) цены контракта | Устанавливается в размере 15% от цены контракта, но не более начальной (максимальной) цены контракта / Не устанавливается |
Преимущество организациям инвалидов Устанавливается заказчиком в соответствии с разделом ________ документации об электронном аукционе в размере 15% от цены, предложенной организацией инвалидов, признанной победителем, но не более начальной (максимальной) цены контракта | Устанавливается в размере 15% от цены контракта, но не более начальной (максимальной) цены контракта / Не устанавливается |
Как участники подтверждают свою принадлежность к конкретной категории
Чтобы воспользоваться преимуществом, участник должен относиться к категории УИС или ОИ. Это должно быть подтверждено документально. Способ подтверждения зависит от того, каким методом осуществляется закупка:
Действия заказчика при победе льготника
Победитель относится к УИС. В его заявке должно быть требование о предоставлении преимуществ. Если оно есть, преимущество нужно предоставить.
Победитель относится к ОИ. В его заявке должно быть заявление о соответствии категории. Перед тем как подписывать контракт, он должен направить заказчику требование о предоставлении преимущества. Если требование подано, нужно устанавливать цену контракта с учетом преимущества.
Внимание! Если победитель уклонился от заключения контракта, а следующий за ним участник относится к льготным категориям, то преимущество ему также должно быть предоставлено.
Цена контракта
Покажем на примере, как рассчитать цену контракта, если победу одержал льготник. Пусть предмет закупки входит в перечень из постановления № 341, а значит, предоставляется преимущество организациям инвалидов. Начальная цена контракта — 300 000 рублей. Победителем признана заявка субъекта категории ОИ с ценой 270 000 рублей. Размер преимущества — 15%.
Рассчитаем цену контракта. Применяется такая формула:
Расчетная цена = Цена ОИ * 15% + Цена ОИ
Расчет таков: 270 000 * 15% + 270 000 = 310 500 рублей.
Расчетная цена, учитывающая предоставленное преимущество, выше начальной (максимальной). Таким образом, контракт с организацией инвалидов будет заключен по цене 300 000 рублей, то есть по НМЦК.
Преимущества для СМП и СОНО
Заказчики обязаны закупать у малых и некоммерческих предприятий не менее 15% от совокупного годового объема закупок (СГОЗ). В первую очередь, нужно правильно определить этот объем. Если ошибиться в расчетах или не выдержать этот лимит, то можно получить штраф в размере 50 000 рублей.
Формула расчета СГОЗ:
СГОЗ =
Стоимость контрактов, заключаемых, исполняемых и оплачиваемых в текущем финансовом году
+
Когда СГОЗ рассчитан, нужно взять от него 15% — это и будет минимум закупок у СМП и СОНО. Однако планируя закупки, нужно брать этот процент с запасом, ведь некоторые из них могут не состояться. В таком случае заказчик рискует не набрать 15%-ный объем и получить штраф.
Установка преимущества в закупке
Преимущество для малого бизнеса стоит устанавливать в тех закупках, объекты которых они в силах поставить. Так, не стоит объявлять закупку для СМП и СОНО, если объектом являются, например, медицинские услуги или топливо. Поскольку компании, которые занимаются поставкой таких товаров и услуг, редко относятся к разряду малых предприятий.
Когда выбраны объекты закупки у СМП, нужно отразить это в плановых документах, закупочной документации и контракте. Есть два важных момента, которые нужно прописать:
Пример формулировки положения относительно штрафа приведен на следующем изображении.
Пример формулировки о штрафных санкциях
Что еще нужно знать заказчику
Не забудьте проверить участника, победившего в закупке, если объявили ее для СМП и СОНО. В заявке должна содержаться декларация о его принадлежности к этой категории. Но не помешает сверить информацию с соответствующим реестром на сайте ФНС.
Набрать нужный объем закупок у малых компаний не всегда просто. Чтобы упростить задачу, целесообразно привлекать СМП и СОНО в качестве субподрядчиков. В документации закупки нужно установить требования для поставщика, который сам не является малым предприятием, нанимать себе в соисполнители СМП и СОНО. При этом нужно установить точный размер привлечения в стоимостном выражении и прописать его в проекте контракта.