декрета вцик о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом

№ 147. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом.

Статья № 147.

Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом.

1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того, как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.

3. Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.

4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным.

Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.

Старательные хозяева крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйства в целом, получают льготы по выполнению натурального налога.

5. Закон о налоге должен быть составлен таким образом и опубликован в такой срок, чтобы земледельцы еще до начала весенних полевых работ были возможно более точно осведомлены о размерах падающих на них обязательств.

6. Сдача государству причитающихся по налогу продуктов заканчивается в определенные, точно установленные законом, сроки.

7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога.

Круговая ответственность отменяется.

Для контроля за применением и выполнением налога образуются организации местных крестьян по группам плательщиков разных размеров налога.

8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства.

Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах.

9. Тем земледельцам, которые остающиеся у них после выполнения налога излишки пожелают сдать государству, в обмен на эти добровольно сдаваемые излишки должны быть предоставлены предметы широкого потребления и сельскохозяйственного инвентаря. Для этого создается государственный постоянный запас сельскохозяйственного инвентаря и предметов широкого потребления как из продуктов внутреннего производства, так и из продуктов, закупленных за границей. Для последней цели выделяется часть государственного золотого фонда и часть заготовленного сырья.

10. Снабжение беднейшего сельского населения производится в государственном порядке по особым правилам.

11. В развитие настоящего закона, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет предлагает Совету Народных Комиссаров не позднее месячного срока издать соответствующее подробное положение.

Источник

О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом.

ДЕКРЕТ ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА (ВЦИК)

О ЗАМЕНЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ И СЫРЬЕВОЙ РАЗВЕРСТКИ НАТУРАЛЬНЫМ НАЛОГОМ

21 марта 1921 г.

Декрет ВЦИК, принятий на основе решения Х съезда РКП(б) «О замене разверстки натуральным налогом» (март 1921 г.), положил начало переходу к новой экономической политике.

1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.

3. Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.

4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.

Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйств в целом, получают льготы по выполнению натурального налога. (. )

7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога. Круговая ответственность отменяется.

Для контроля за применением и выполнением налога образуются организации местных крестьян по группам плательщиков разных размеров налога.

8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах.

9. Тем земледельцам, которые остающиеся у них после выполнения налога излишки пожелают сдать государству, в обмен на эти добровольно сдаваемые излишки должны быть предоставлены предметы широкого потребления и сельскохозяйственного инвентаря. Для этого создается государственный постоянный запас сельскохозяйственного инвентаря и предметов широкого потребления как из продуктов внутреннего производства, так и из продуктов, закупленных за границей. Для последней цели выделяется часть государственного золотого фонда и часть заготовленного сырья.

10. Снабжение беднейшего сельского населения производится в государственном порядке по особым правилам. (. )

Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Сб. документов. М.. 1957. Т. 1. С. 225-227.

(Сканировано с кн.: Хрестоматия по истории России с древнейших времнен до наших дней. сост. Орлов А.С. Москва «Проспект» 1999 г.)

Источник

170. Замена продразверстки продналогом

Война за хлеб, начинавшаяся в 1918 году введением продовольственной диктатуры, подходила к концу. Она могла закончиться намного раньше, если бы поставки продуктов питания продолжались на минимально необходимом уровне. Вопрос о введении стабильного налогообложения, вместо конфискаций, поднимался уже в апреле 1918 года.

В «Очередных задачах Советской власти», опубликованных 28 апреля 1918 года, В.И.Ленин писал: «Но, чтобы стать сильнее и чтобы прочнее встать на ноги, мы должны перейти к этим последним приемам, мы должны заменить контрибуцию с буржуазии постоянным и правильно взимаемым поимущественным и подоходным налогом, который даст больше пролетарскому государству и который требует от нас именно большей организованности, большего налажения учета и контроля.»

Однако эти планы рухнули после захвата противниками Советской власти самых богатых хлебных районов. Вместо правильного налогообложения пришлось прибегнуть к конфискациям. Через полгода после установления «продовольственной диктатуры» была предпринята попытка введения натурального налога.

30 октября 1918 года ВЦИК утвердил декрет «Об обложении сельских хозяев натуральным налогом в виде отчисления части сельскохозяйственных продуктов».

Однако для осуществления этого решения требовался мощный аппарат, для создания которого не было людей. Таким образом, вместо натурального подоходного дохода, 11 января 1919 года была введена продразверстка, которая раскладывалась по губерниям.

На X съезде РКП(б) В.И.Ленин напомнил делегатам: «Закон о налоге датирован 30 октября 1918 года. Он был принят — этот закон, вводящий натуральный налог с земледельцев, — но в жизнь он не вошел. За его объявлением последовало в течение нескольких месяцев несколько инструкций, и он остался у нас непримененным.

С другой стороны, взятие с крестьянских хозяйств излишков означало такую меру, которая в силу военных обстоятельств была нам навязана с абсолютной необходимостью, но которая сколько-нибудь мирным условиям существования крестьянского хозяйства не отвечает.»

После многих месяцев ожесточенных боев с белогвардейцами, завершившихся убедительными победами, идея замены продразверстки натуральным налогом была предложена Ю.Лариным и Л.Д.Троцким в феврале 1920 года. Год спустя они с определенной иронией напоминали своим товарищам о своих предложения, которые могли бы предотвратить многие восстания, но в условиях еще незаконченной войны Ленин на эти уступки идти не захотел.

О введении продовольственного налога снова заговорили в феврале 1921 года в разгар многочисленных крестьянских восстаний и петроградских забастовок. Вопрос о замене продразвёрстки продналогом был рассмотрен на заседании Политбюро ЦК РКП(б) 8 февраля 1921 г. по докладу Н.Осинского (В.В.Оболенского) «О посевной кампании и положении крестьянства».

16 февраля 1921 г. Политбюро решило открыть дискуссию «О замене развёрстки продналогом». Первые статьи на эту тему были опубликованы в «Правде» 17 и 26 февраля. В извещениях о созыве X съезда от 12 и 20 декабря 1920 года никаких упоминаний о продналоге еще не было.

В отчетном докладе В.И.Ленин разъяснил: «Это дело самое важное для нас. дать крестьянину возможность известной свободы в местном обороте, перевести разверстку на налог, чтобы мелкий хозяин мог лучше рассчитать свое производство и сообразно с налогом устанавливать размер своего производства.»

Отвечая на замечания о недостаточной подготовленности отмены продразверстки, Председатель Совнаркома сказал: «Кто-то из ораторов, кажется, Рязанов, упрекнул меня лишь в том, что налог явился будто бы в моей речи откуда-то сразу, не будучи подготовленным обсуждением. Это неправильно. Я удивляюсь только, как перед партийным съездом ответственными товарищами делаются такие заявления. Дискуссия о налоге была открыта несколько недель тому назад в «Правде».»

Ленин не скрывал, что переход к натуральному налогу, расширяет рамки всячески ограничивавшейся частной торговли.

Он говорил: «Можно ли это сделать, теоретически говоря, можно ли до известной степени восстановить свободу торговли, свободу капитализма для мелких земледельцев, не подрывая этим самым корней политической власти пролетариата? Можно ли это?

В.И.Ленин поставил вопрос не просто о налоговой реформе, но и о частичной денационализации и реформе кооперации. Характерно, что многие оппозиционные группы, спорившие с официальными докладчиками, возражать против замены продразверстки продналогом не стали. По итогам дискуссии были приняты три коротких решения. Отмена разверстки была оформлена в виде соответствующей резолюции из 9 пунктов.

В ней говорилось: «1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельцем своими хозяйственными ресурсами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. 8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота.»

С отменой продразверстки была связана резолюция о кооперации, предложенная Лениным: «Ввиду того, что резолюция IX съезда РКП об отношении к кооперации вся построена на признании принципа разверстки, которая теперь заменяется натуральным налогом, X съезд РКП постановляет: Указанную резолюцию, отменить.

Съезд поручает ЦК выработать и провести в партийном и советском порядке постановления, которые бы удучшали и развивали строение и деятельность кооперативов в согласии с программой РКП и применительно к замене разверстки натуральным налогом».

Таким образом, детализация намеченной реформы целиком зависела от правительства. Еще короче была резолюция, предложенная Е.А.Преображенским: «Съезд поручает пересмотреть в основе всю нашу финансовую политику и систему, тарифов и провести в советском порядке нужные реформы».

Официально продразверстка была отменена декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года.

Рамки будущего натурального налога устанавливались согласно резолюции X съезда РКП(б):

«2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения.

Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема по мере того, как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.

3. Налог взимается в виде процентов или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.

4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.

Важным пунктом была отмена круговой поруки, широко использовавшейся в дореволюционном налогообложении и в рамках продразверстки:

«7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога. Круговая ответственность отменяется.»

28 марта Совнарком принял декрет «О размере продовольственного натурального налога на 1921-1922 гг.», в котором говорилось:

Совет Народных Комиссаров постановляет в ближайший же срок опубликовать во всеобщее сведение точные ставки налога применительно к урожайности по отдельным губерниям, а равным образом порядок, сроки и способы взимания этого налога.»

Вслед за декретами РСФСР были приняты аналогичные решения в других Советских республиках. 27 марта чрезвычайная сессия Всеукраинского ЦИК приняла решение о замене продразверстки продовольственным налогом, а уже 29 марта правительство УССР издало декрет о нормах и размере налога.

В Азербайджане продразверстку отменили в мае 1921 года. Немедленных результатов от реформы никто не ожидал. Крестьянам еще предстояло оценить выгоды новой системы налогообложения по сравнению с продразверсткой.

В разных регионах величина льгот оказалась различной. На Алтае в результате неурожая продналог оказался таким же разорительным, как и продразверстка. В Кабарде натуральный налог получился в три раза меньше продразверстки. Поневоле приходилось корректировать «продналоговую кампанию».

Однако поворот от конфискаций к стабильным налогам был уже необратимым. На смену войне пришел мир, основы которого были заложены в 1917 году.

1. Ю.А.Поляков. К вопросу о содержании и этапах аграрной революции в СССР. Вопросы истории. 1962. № 8.

2. Ю.А.Поляков. Ещё раз о некоторых вопросах истории аграрной революции. Вопросы истории. 1963. № 2.

3. Ю.А.Поляков. Некоторые вопросы перехода к нэпу. Вопросы истории КПСС. 1963. № 12.

4. Ю.А.Поляков. Переход к НЭПу и советское крестьянство. М. 1968.

5. Ю.А.Поляков. 1921 г.: победа над голодом. М. 1975.

6. В.И.Ленин. Доклад о замене разверстки натуральным налогом 15 марта. ПСС. 5-е издание. Т. 43. С. 70.

7. С.А.Есиков. Переход от развёрстки к налогу. Россия нэповская: политика, экономика, культура. Тезисы Всесоюзной научной конференции (25-27 июня 1991 г.). Новосибирск. 1991.

8. С.А.Есиков. В очередной раз о переходе к нэпу. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. Грамота. 2009. № 2 (3). C. 37-40.

9. Э.Б.Генкина. Переход Советского государства к новой экономической политике (1921-1922 гг.). М. 1954.

12. С.П.Трапезников. Ленинизм и аграрно-крестьянский вопрос. В 2-х томах. М. 1967.

13. А.И.Федотов, Д.Н.Ватулин. К вопросу о продналоге и продналоговой политике партии. Вопросы, истории КПСС. 1967. № 5.

14. А.Г.Введенская. Продналоговая политика Советского государства и ее влияние на восстановление производства сельского хозяйства Сибири в начале нэпа. Вопросы истории и философии. Сборник аспирантских работ. Иркутск. Иркутский педагогический институт. 1966.

16. Е.М.Хенкин. Очерки истории борьбы Советского государства с голодом (1921—1922). Красноярск. 1988.

17. В.А.Поляков. Российская деревня в 1922 году: апогей голода первый итог продналога. Вестник Челябинского государственного университета. 2009.

18. В.В.Кулин. Переход от продразверстки к продналогу в Тамбовской губернии. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. В 2-х частях. Ч. II. Тамбов. Грамота. 2014. № 2 (40). C. 112-115.

Источник

Замена принудительной продразвёрстки продовольственным налогом в 1921 году

Сто лет назад, в 1921 году, было принято положение о замене принудительной продразвёрстки продовольственным налогом. Крестьянам обещали, что они смогут свободно распоряжаться продуктами, оставшимися после сдачи налога. Однако никто не скрывал, что все излишки продовольствия в первую очередь хочет получить государство. И очень скоро пришлось разрабатывать жёсткие меры против жителей тех мест, где неуклонно усиливался голод. Ведь они поняли законоположения о продналоге не так, как задумывали власти.

…Отныне постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров развёрстка отменяется и вместо неё вводится натуральный налог на продукты сельского хозяйства. Этот налог должен быть меньше, чем хлебная развёрстка. Он должен назначаться ещё до весеннего посева, чтобы каждый крестьянин мог заранее учесть, какую часть урожая он должен отдать государству и сколько останется в его полное распоряжение. Налог должен взиматься без круговой поруки, т.е. должен падать на отдельного домохозяина, чтобы старательному и трудолюбивому хозяину не пришлось платиться [так в тексте] за неаккуратного односельчанина. По выполнении налога остающиеся у крестьянина излишки поступают в его полное распоряжение. Он имеет право обменять их на продукты и инвентарь, которые будет доставлять в деревню государство из-за границы и со своих фабрик и заводов; он может использовать их для обмена на нужные ему продукты через кооперативы и на местных рынках и базарах…

…6. Сдача государству причитающихся по налогу продуктов заканчивается в определённые, точно установленные законом, сроки… Для контроля за применением и выполнением налога образуются организации местных крестьян по группам плательщиков равных размеров налога…

Понуждение к исполнению продналога производится губ. и упродкомами через волостные и сельсоветы. Раскладка налога внутри губернии и уезда между волостями, селениями и домохозяевами производится губ. и упродкомами через сель. и волсоветы под ответственностью последних. Вопрос об участии вол. и сельсоветов в раскладке налога должен иметь место в законе о налоге. Всё дело товарообмена должно быть сосредоточено в государственных органах, и в этих целях весь товарный фонд передаётся в распоряжение продорганов, которые осуществляют этот товарообмен…

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановлением, опубликованным в «Известиях» 23 марта с.г., предоставил крестьянскому населению, выполнившему государственные обязательства, свободно продавать и покупать оставшиеся у него излишки сельскохозяйственных 3 продуктов [хлеба, картофеля и сена]. Во исполнение этого Совет Народных Комиссаров постановляет…:
I. Обязать Компрод во всех тех местностях (губерниях и уездах), где население выполнит государственные обязательства, вводить в действие этот декрет.
II. Разрешить в указанных губерниях свободное гужевое передвижение хлебных и зернофуражных продуктов, картофеля и сена в целях обмена, продажи и покупки.
III. Снять все заградительные отряды, действующие в указанных губерниях как на гужевых путях, так и на железнодорожных и водных путях сообщения.
Примечание. Охрана железнодорожных и водных путей производится исключительно в целях ограждения транспорта от разрушения…

Совет Труда и Обороны постановил:
1. Ввиду крайне тяжёлого положения нашего транспорта, всё усиливающегося наплыва безбилетных пассажиров и провоза незаконного количества клади не только в вагонах, но и на тормозных площадках и даже паровозах, — применить особо суровые репрессии в отношении тех граждан, кои нарушают существующие железнодорожные правила, проезжают на тормозных площадках товарных вагонов и паровозах, а также и к тем должностным лицам, которые своим бездействием способствуют развитию этого пагубного для транспорта явления.
2. Лица, едущие на паровозах и тормозных площадках, подлежат немедленному аресту и отправлению в местные чрезвычайные комиссии на предмет дальнейшего направления их в концентрационный лагерь, сроком до 5 лет.
3. Должностные лица (машинисты, их помощники, поездная бригада, начальники станции и ревизоры движения), уличённые в бездействии и тем способствующие незаконному проезду граждан, подлежат такой же ответственности.
4. Народному комиссариату путей сообщения принять меры к повсеместному опубликованию настоящего постановления. Проведение его в жизнь возложить на органы Транспортной чрезвычайной комиссии и организованные тройки по борьбе с незаконным проездом граждан по железным и водным путям сообщения и их уполномоченных.

Совет Труда и Обороны постановил:
1. Для борьбы с незаконным использованием железнодорожного и водного транспорта организовать при Всероссийской чрезвычайной комиссии комиссию в составе представителей: от Всероссийской чрезвычайной комиссии, Народного комиссариата путей сообщения, Народного комиссариата внутренних дел (двух, одного из них — от Главмилиции) и Военного ведомства, под председательством представителя Всероссийской чрезвычайной комиссии.
2. На местах при транспортных чрезвычайных комиссиях организовать местные комиссии в составе: представителя транспортной чрезвычайной комиссии, железнодорожной и водной милиции, Народного комиссариата путей сообщения, а в губернских городах и представителей от отдела управления губисполкома.
3. Вся ответственность за борьбу с незаконным использованием транспорта ложится на указанные выше комиссии…

Наплыв безбилетных пассажиров на железнодорожных и водных путях Республики с каждым днём увеличивается и принимает катастрофические размеры. Громадные массы граждан, едущих за продовольствием, скопляются на станциях и пристанях (на Украине их свыше ста тысяч), наводняют поездные составы, портя и разрушая и без того слабый железнодорожный парк; несчастные случаи стали заурядными явлениями, начались эпидемические заболевания. Борьба с этим грозным явлением со стороны вновь организованных постановлением Совета Труда и Обороны от 20 апреля 1921 г. комиссий по борьбе с незаконным использованием транспорта затрудняется помимо стихийности этого живого потока и трудности силой ввести его в организованные рамки, недостаточной активностью со стороны местных исполкомов, которые не только не принимают меры к широкому оповещению населения о невозможности в существующих условиях использовать транспорт для передвижения, но даже сами увеличивают число едущих выдачей значительного количества командировок, чем помимо загрузки транспорта создают ещё большее недовольство со стороны тех граждан, которые, имея официальные бумаги с визой отделов управления, всё же не попадают на поезда, — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет обращается ко всем исполкомам Российской Социалистической Федеративной Советской Республики с призывом немедленно открыть широкую агитацию как в печати, так и устную среди населения, указывая на невозможность пользоваться транспортом ввиду его крайней слабости.

Декрет о свободном обмене излишками продовольствия вовсе не открывает свободного проезда по железнодорожным и водным путям. Существующие железнодорожные правила и ограничение проезда остаются в силе. Военное положение продолжает действовать как на железнодорожных, так и на водных путях сообщения. Передвижение может происходить свободно лишь по грунтовым дорогам. Одновременно с такой агитацией все исполкомы должны следить за исполнением распоряжений о сокращении выдач командировок, руководствуясь циркулярами Народного комиссариата внутренних дел о порядке визирования командировочных удостоверений и привлекать к ответственности за выдачу фиктивных командировок руководителей учреждений. Необходимо сократить до минимума выдачу удостоверений на проезд за семенами и продовольствием, временно руководствуясь нижеследующим:
1. Выдача отдельным лицам разрешений для проезда по железным дорогам и водным путям сообщения за продовольствием и семенами воспрещается. Разрешается свободный проезд по грунтовым дорогам.
2. Разрешать выдачу пропусков по командировкам за хлебом, семенами представителям групп и организаций (кооперативам, профсоюзам, фабрикам, заводам) в лице их выборных представителей при условии соответствующих разрешений губпродкома и губземотделов.
3. Внимательно следить за тем, чтобы правом проезда по железным дорогам и водным путям пользовались лица, имеющие на это право…

На всех, кого задерживали в поездах и на судах без разрешительных документов, распространили меру наказания, предусмотренную постановлением СТО от 13 апреля 1921 года, — направление в концентрационный лагерь на срок до 5 лет.

■ подготовил Евгений Жирнов. «Коммерсантъ История». 18 июня 2021

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *