деловая бумага оформленная с учетом соответствующих правил служащая доказательством чего либо
Требования к оформлению документов по делопроизводству
Независимо от формы собственности организации, вида ее деятельности, наименования документации, места ее составления существуют общие требования по оформлению документов. Ранее делопроизводители ориентировались на стандарт 6.30-2003 при оформлении документов, но относительно недавно в действие был введен новый ГОСТ. Какие требования имеют место при ведении делопроизводства и насколько серьезные изменения внес в эту сферу действующий менее года государственный стандарт, рассказывается в статье.
Правила оформления документов и их значение
Оформление документов в широком смысле — это соблюдение требований законодательных актов, нормативных документов в процессе составления, подготовки, копирования, согласования, заверения, пересылки документации.
В более узком смысле – расположение реквизитов документа на материальных носителях: бумажном, электронном, в соответствии с действующими правилами.
Грамотное, в соответствии с нормативными требованиями оформление реквизитов документов не только свидетельствует о делопроизводственной культуре, но и гарантирует юридическую силу документа, а также имеет вполне практическое значение — сокращает время на обработку документа и его регистрацию, обеспечивает правильное направление на исполнение, позволяет связаться с непосредственным исполнителем для решения технических вопросов в рабочем порядке и т.п.
Как оформить реквизиты документов?
Требования, в соответствии с которыми оформляется документ, устанавливаются на федеральном уровне ГОСТом. Это документ нормативно-технического характера, на основе которого каждая организация, ведомство, учреждение разрабатывает свои нормативные акты, касающиеся оформления документации:
Требования к оформлению документов по ГОСТу включают в себя в том числе порядка 30 реквизитов, предназначенных для различных целей. Каждый вид документа содержит собственный набор необходимых реквизитов.
Соблюдение требований к созданию и оформлению документации необходимо:
Расположение реквизитов по ГОСТу позволяет не только работать с ним быстро и эффективно, без потерь времени, но и экономить полезную площадь на бланке, придать документу качественный внешний вид.
Требования ГОСТа
ГОСТ Р 7.0.97-2016 введен в действие 01/07/18, и именно он устанавливает базовые требования по оформлению документов в делопроизводстве. Рассмотрим обзорно, что собой представляет этот документ.
Он достаточно объемный, с подробным изложением информации, предназначенной для делопроизводителей, секретарей, руководства. Требования подразделяются в нем следующим ниже порядком:
В приложениях А, В даны:
На заметку! В ГОСТе уделено много внимания вопросам электронного документооборота, в связи с его все более широким распространением.
Документы организации: учитываем новый стандарт
На какие реквизиты документов и правила оформления следует обратить внимание особое внимание, используя ГОСТ Р 7.0.97-2016, прежде всего?
Вот эти важные моменты:
Заключение
Требования к оформлению документов в делопроизводстве устанавливаются в настоящее время государственным стандартом, действующим с середины прошлого года за №Р 7.0.97-2016. На основе ГОСТа организации и учреждения разрабатывают собственные нормативы по оформлению документации. Стандартизация документооборота необходима, поскольку дает возможность оперативно обрабатывать, искать и копировать документы. Исполнение требований по оформлению документов позволяет говорить о них как о юридически значимых.
В действующем ГОСТе законодатель предлагает рекомендации по оформлению реквизитов, бланков, излагает требования при создании документов. По сравнению с утратившим силу стандартом, некоторым спорным и неясным вопросам уделено особое внимание. В частности, разъясняется, каким шрифтом должен создаваться документ, как оформляется подпись за директора иного ответственного лица, и говорится о том, что печать организации не должна ставиться поверх подписи ответственных лиц.
Новый гост для оформления документов
С 1 июля 2018 года вступил в силу ГОСТ Р 7.0.97-2016. В нем описано, как оформлять деловые и служебные документы: официальные письма, приказы на работе, справки для людей и запросы в ведомства. Россия составила список рекомендаций для всех и предлагает их использовать, чтобы было красиво и понятно.
Этот гост добровольный — его можно не использовать или применять частично. Но если у вас нет корпоративных стандартов, дизайнера или верстальщика, а хочется составить понятный документ, его стоит иметь в виду. Все-таки это гост, он утвержден и действует. Там есть здравые требования, но есть кое-что странное и даже опасное.
Мы прочитали его весь — вот главное.
Как составлять документы по госту
Вот несколько советов из стандарта:
Зачем гост для документов
У каждой компании и в каждом ведомстве могут быть свои правила оформления документов. Но когда в стране есть об этом гост, компании и ведомства могут основывать свои правила на нем, а не изобретать каждый раз с нуля.
Этот гост — такая опорная точка: вы можете его не придерживаться, но если нужен ответ на вопрос «Как правильно с точки зрения России?» — вот он, этот ответ.
Применять или не применять гост — решайте сами. Штрафов за это нет. Но если вы где-то публично заявите: у нас, мол, документы по госту, — тогда уже должны применять обязательно.
Когда документ на нескольких страницах
Если документ из нескольких страниц, начиная со второй, их нужно нумеровать. Номер ставят посередине верхнего поля. Отступ сверху — минимум 10 мм. Можно печатать с двух сторон листа, но тогда поля боковые должны совпадать.
У некоторых документов может быть титульный лист. Например, у устава компании, отчета или пакета документов для торгов. Если хотите оформить титульный лист по правилам, в госте есть схема.
Шрифты — бесплатные
Шрифты рекомендуют такие:
Или похожие по начертанию и размеру.
В таблицах шрифт может быть мельче. Важные реквизиты можно выделять полужирным: например, адресата заявления или заголовок документа.
Отступы и интервалы
Абзацный отступ — 1,25 см.
Заголовки разделов — с таким же абзацным отступом слева или по центру.
Вот требования к интервалам:
Минимальные поля для всех документов:
Если документ хранится больше 10 лет — левое поле должно быть минимум 30 мм. Но все это логично использовать для бумажных документов, потому что их скрепляют, прошивают, а края бумаги за годы могут истрепаться. Для электронных документов это не так важно, но гост почему-то этого не учитывает, хотя для электронных документов он тоже работает.
Выравнивание — по ширине
Документы по госту нужно выравнивать по ширине листа.
Если реквизиты пишут в углу, то самая длинная строчка должна быть не больше 7,5 см. Это примерно треть формата А4.
Если реквизиты документа не в углу, а по центру, их тоже нельзя растягивать на всю ширину. Максимум на 12 см — это половина ширины листа.
От редакции: выравнивая документ по ширине листа, включите переносы, иначе между словами будут огромные дыры. Либо люди, которые составляли гост, не знают об этом эффекте, либо у них нет глаз или вкуса
Реквизиты документа
Товарный знак или логотип — вверху посередине или слева. Можно указать название компании, магазина или бизнеса — которое неофициальное, но к нему привыкли.
В верхней части документа нужно написать, какая компания его составила, ее адрес, телефон и электронную почту, ИНН, ОГРН и другие реквизиты с учетом назначения документа.
По госту нужно написать и название документа. Это не касается только деловых и служебных писем. Если это приказ — нужно так и указать.
Дату ставят вверху. Причем не ту, когда составили документ, а когда подписали. Форматы даты такие:
Проект «Деловые бумаги»
Проект «Деловые бумаги»
Автор: Ким Елена, ученица класса 9-6
Руководитель: Изотова Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
III. Результаты опроса обучающихся 9-х классов……………………..9
Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Поступает ли он в учебное заведение или на работу, меняет ли документы, размещает информацию, совершает крупные покупки, он обращается к деловым бумагам, которые составляются от руки или заполняются на соответствующих бланках. Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов.
Цель работы: сформировать умение составлять и оформлять различные документы, необходимые в повседневной жизни. Для реализации данной цели необходимо было решить следующие задачи:
Гипотеза: если будут созданы образцы деловых бумаг, то в дальнейшем они помогут ученикам в оформлении деловых бумаг.
Объект исследования: деловой стиль речи.
Предмет исследования: учебники риторики, справочная, специальная литература и интернет-ресурсы.
Практическое значение: образцы деловых бумаг могут использоваться на уроках русского языка, русского родного языка, а также всеми, кто желает научиться правильно оформлять деловые бумаги.
Деловые бумаги – документы, оформленные с учетом соответствующих норм и правил, служащие доказательством чего-либо, подтверждающие право на что-либо и имеющие юридическую силу. Документы являются основанием или средством регуляции управленческих, организационных, финансовых действий организаций или отдельных должностных лиц. Документация весьма разнообразна по выполняемым ею функциям, по содержанию и назначению, по степени доступности содержащейся в ней информации.
Виды деловых бумаг:
Фамилия, имя и отчество заявителя указывается под адресатом. Возможны два варианта написания: с предлогом «от» или без него. При использовании написания с предлогом «от» после слова ЗАЯВЛЕНИЕ точка не ставится. После слова ЗАЯВЛЕНИЕ точка ставится, если нет предлога «от«.Слово ЗАЯВЛЕНИЕ размещается в середине строки. Написание слова «заявление» с маленькой буквы и точкой в конце допустимо, но считается устаревшим. Этот способ предполагает, что слово «заявление» — продолжение шапки и точкой заканчивается предложение. Вариант, что заявление — это именно заголовок к тексту имеет больше оснований. Ведь его обычно пишут в центре строки. В этом случае слово «Заявление» пишется с прописной буквы и без точки. (Приложение 1).
Автобиография составляется от первого лица в произвольной форме, собственноручно с обязательным освещением следующих вопросов:
Общие правила оформления личной доверенности:
Составляется, как правило, от руки, но обязательно содержит следующие реквизиты:
Текст резюме составляется в произвольной форме, однако содержательная часть должна отражать следующие основные сведения:
— к невыполнению какого-либо задания, поручения;
— к нарушению трудовой или производственной дисциплины.
В любом случае текст объяснительной записки должен содержать убедительные аргументы. (Приложение 5).
на знание деловых бумаг и умение их оформлять
Среди учащихся 9-х классов опрос показал, что 24% из 100 не знают, что такое резюме и не смогут его написать, 21% не знают, что такое доверенность, 19% не знают, что такое апелляция, 14% не умеют писать автобиографию, 11% не знают, что такое протокол, 4 % не знают, как написать служебную и докладную записку. С заявлением плохо знакомы 3%, с объявлением – 2%, с объяснительной – 2 %.
Тем самым опрос показал, что большинство учеников не умеют составлять деловые бумаги и даже не знают значения некоторых из них.
Итак, я изучила и проанализировала уровень умений учащихся составлять деловые бумаги и пришла к выводу, что учащиеся не умеют составлять деловые бумаги. Изучила справочную и специальную литературу по данной теме. Составила презентацию и образцы деловых бумаг, которые помогут в дальнейшем учащимся без труда и в одном источнике информации найти все, что касается деловых бумаг школьника. При составлении деловых бумаг необходимо помнить, что их оформляют, учитывая такие стилевые особенности:
Культура речи — это важнейший признак культурного, образованного человека. Такой человек должен уметь мыслить и выражать свои мысли правильно, точно, красиво.
Итак, уметь писать деловые бумаги — это значит быть культурным человеком и уметь непосредственно применять в практической жизни полученные знания.
1.Акишина, А.Этикет русского письма / А. Акишина, Н. Формановская.– М.: Русский язык, 1991.
2.Аксёнова,А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: “Владос”, 2000.
4.Ахбарова, Г.Х., Спиригайло Т.О. Деловое письмо: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2005.-103с.
5.Бебешина, Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М.: “Просвещение”, 1978.
6.Введенская, Л., Павлова, Л.Г., Кашаева, Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2000.
7.Власенков, А.И., Рыбченкова, Л.М. Русский язык: грамматика, текст, стили речи: учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- 11-е изд.- М: Просвещение, 2005.-350с.
Образец 1 Директору МБОУ «Школа № 30» Кузьминой С.А.
Прошу Вас зачислить меня в 10 класс гуманитарного (химико-биологического и др.) профиля с 1 сентября 2020 года.
6 июля 2020 года (подпись)
Образец 2 Директору МБОУ «Школа № 30» Кузьминой С.А.
Прошу Вас зачислить меня в 10 класс гуманитарного (химико-биологического и др.) профиля с 1 сентября 2020 года.
6 июля 2020 года (подпись)
Я, __________________, родился _________ года в пос. Бернгардовка Всеволожского района Ленинградской области.
С ____ по ____г. учился в средней школе № 2 пос. Бернгардовка. Окончил 10 классов.
С ____ по ____ г. проходил службу в рядах Вооруженных Сил СССР на территории Ленинградского военного округа.
С _____ по ____ г. учился в Ленинградском кораблестроительном институте. Имею специальность инженера по радиоэлектронным системам.
С ____ по ____ г. работал в должности инженера, затем старшего инженера отдела электронных приборов НПО «Гранит» (г. Санкт-Петербург). С ____ г. перешел на преподавательскую работу в Государственную Морскую Академию им. адмирала С.О. Макарова (г. Санкт-Петербург). В ____ г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. В настоящее время работаю старшим преподавателем кафедры радиоэлектроники в Государственной Морской Академии им. адмирала С.О. Макарова.
Проживаю по адресу: _____________________________________
Женат. В брак вступил в ________ г. Жена _________(фамилия до замужества __________) Елена Степановна, ______г. рождения.
Дети: сын Алексей, _____ г. рождения, дочь Мария, _____г. рождения.
ДОВЕРЕННОСТЬ (на получение зарплаты)
(место и дата выдачи доверенности прописью)
Я, гр. ______________________________________________________________, проживающая(ий) по адресу: ________________________________________, доверяю гр. ______________________________________________________________________, проживающей(ему) по адресу: ______________________________________________,
получить в кассе _____________________________________________, находящегося
по адресу: _______________________________________________________________,
причитающуюся мне заработную плату за ____________________________________
(период времени прописью)
________________________________, расписаться за меня и совершить все действия, связанные с выполнением этого поручения.
«___»__________ 200_ года настоящая доверенность удостоверена мною, _____________________________, нотариусом _______________________________
(наименование нотариальной конторы, №., дата выдачи лицензии)
Доверенность подписана гр. ________________________________________ в моем присутствии. Личность доверителя установлена, дееспособность его проверена.
Зарегистрировано в реестре за № _______________________
Взыскано по тарифу: ___________________________________ руб.
Нотариус: __________________________ (подпись)
Резюме
Иванов Иван Иванович
Контактная информация
Дата и место рождения: ______________________
Цель
Соискание вакансии: начальник охраны (трудоустройство по специальности)
Желаемая зарплата: от 40000 рублей
Опыт работы
03.2000 г. по настоящее время. Фирма «ПЛЮС»
Должность: начальник охраны
Обязанности: руководство личной охраной в количестве 20 человек, предупреждение правонарушений на территории частной собственности.
Контроль за работой технических средств охраны.
Образование
Навыки, знания языков
(MS Word, MS Excel, Internet)
работа с оргтехникой
(копир, принтер, факс)
Хобби
Средства слежения, наблюдения, скрытые видео
Директору МБОУ «Школа № __»
от родителей ученицы класса 9-6
Моя дочь, _____________________, ученица класса_____ отсутствовала на занятиях в школе ______, по причине плохого самочувствия.
6 февраля 2020 года (подпись)
Образец 2. Начальнику экономического отдела
Я, ____________________________, опоздала на работу в связи с тем, что на улицах города сложилась аварийная ситуация из-за сильного снегопада.
6 февраля 2020 года (подпись)
о замене компьютера
Довожу до Вашего сведения, что в настоящее время я располагаю устаревшей моделью компьютера, которая имеет ненадёжные эксплуатационные качества.
Прошу рассмотреть вопрос о замене компьютера.
Довожу до Вашего сведения, что сегодня, ________, продавец-консультант, _______________, отсутствовала на рабочем месте с ____ до ____ч. Прошу принять меры и наложить на ________________ дисциплинарное взыскание.
Председателю апелляционной комиссии
(наименование органа и ФИО председателя )
(ФИО ученика полностью)
Апелляция
Прошу рассмотреть вопрос об изменении оценки по результатам выпускных экзаменов по «______________» (предмет) в связи с тем, что 1._________________________________________________________
«___» _________ 20… год ___________(подпись ученика)
Объявление
28 октября в районе аптеки «Аскорбинка» пропала собака.
Порода: мостино. Отзывается на кличку Рэм. Окрас рыжий. Особые приметы: красный ошейник с цепочкой. Помогите вернуть друга!
о заседании малого педагогического совета
В понедельник, 25 декабря в 16.00 часов, состоится заседание малого педагогического совета в кабинете № 315. Явка всех педагогических работников обязательна.
Администрация МБОУ «Школа № 30»
ПРОТОКОЛ СОВЕЩАНИЯ № ____
г. ________ “___” _______________ 20____ г.
Повестка дня:
Решение
Председатель совещания _______________________ /____________________/
Секретарь совещания _______________________ /____________________/
Виды деловых документов. Особенности их структурирования и оформления
Документ – деловая бумага, оформленная с учетом соответствующих норм и правил, служащая доказательством чего-либо, подтверждающая право на что-либо и имеющая юридическую силу.
В зависимости от того, к какой сфере человеческой деятельности относится документируемая информация, различают управленческие, научные, технические, производственные, финансовые и др. виды документов.
Ядро служебной документации составляют управленческие документы, обеспечивающие управляемость объектов как в рамках всего государства, так и в отдельной организации. Разновидностями управленческих документов являются:
1. Директивные и распорядительные документы (закон, постановление, приказ, распоряжение).
2. Административно-организационные документы (отчет, договор, контракт).
3. Информационно-справочные документы (справка, докладная записка, акт).
4. Официальная корреспонденция (деловые и коммерческие письма разных типов).
5. Финансовые и учетные документы (квитанция, накладная).
Особую группу составляют личные (частные) документы (заявление, автобиография, расписка, доверенность, резюме).
Общим для всех видов и типов документов является требование четкого соблюдения правил их оформления в соответствии с действующими ГОСТами и стандартами. Особое значение при этом имеет соблюдение всех реквизитов документа.
Реквизиты – это обязательные признаки, установленные законом или распорядительными положениями для отдельных видов документов. Именно реквизиты обеспечивают фактологическую достоверность и узнаваемость официальных бумаг. Совокупность реквизитов документа называют формуляром.
К наиболее распространенным жанрам личных документов относятся заявление, резюме, автобиография, доверенность, расписка, объяснительная записка.
Заявление– документ, содержащий просьбу или предложение лица (лиц) учреждению или должностному лицу. Заявление пишется обычно от руки в одном экземпляре.
Типы документов
Особенности письменного общения в деловой среде
Вся деятельность организации, предприятия, фирмы связана с документацией. Документ – это деловая бумага, оформленная с учетом соответствующих норм и правил, служащая доказательством чего-либо, подтверждающая право на что-либо и имеющая юридическую силу. Документ является основанием или средством регуляции управленческих, организационных, финансовых действий организаций или отдельных должностных лиц.
Документация весьма разнообразна по выполняемым ею функциям, по содержанию и назначению, по степени доступности содержащейся в ней информации и т. д. По фактору адресации документы разделяют на внутреннюю и внешнюю деловую переписку. Внутренняя деловая переписка ведется между должностными лицами, подразделениями одной организации, учреждения. При этом адресант и адресат состоят в отношениях должностного соподчинения. Документацию этого типа называют служебной.
Внешняя деловая переписка ведется между разными организациями, учреждениями, должностными и частными лицами, не состоящими в прямом подчинении по отношению друг к другу. Документы, которыми обмениваются организации, называют официальными письмами.
По содержанию и назначению выделяют распорядительные, отчетные, справочные, плановые и другие виды документов, каждый из которых характеризуется общностью требований, предъявляемых к содержанию и языковому оформлению документов.
В зависимости от того, к какой сфере человеческой деятельности относится документируемая информация, различают управленческие, научные, технические, производственные, финансовые и другие виды документов.
По фактору доступности документируемой информации документы могут быть открытого пользования (доступа), ограниченного доступа и конфиденциального характера.
Документы разделяют по срокам исполнения на срочные, второстепенные; итоговые и периодические, а по критерию первичности происхождения различают оригинал и копию документа.
Ядро учрежденческой (служебной) документации составляют управленческие документы. Именно они обеспечивают управляемость объектов как в рамках всего государства, так и в отдельной организации. Этот тип документов, в свою очередь, представлен комплексом систем, основными из которых являются:
— информационно-справочная и справочно-аналитическая документация;
— документация по обеспечению кадрами (по личному составу);
— документация по материально-техническому обучению;
— договорная документация и другие системы документации, включая и те, которые отражают основную деятельность учреждения.