детский массаж методическое пособие
Массаж для детей: от новорожденных до 1 года
Почему массаж полезен для развития физического и психологического развития ребенка, какой массаж родители могут выполнять сами, и как именно делать массаж малышу
Чем полезен массаж
Трудно переоценить замечательные качества даже обычного оздоровительного массажа для детей. А лечебный массаж для грудных детей вообще творит чудеса. Он может устранить такие проблемы, как дисплазия тазобедренных суставов, врожденный вывих бедра, косолапость и плоскостопие, паховая и пупочная грыжа, рахит, сколиоз, дефекты осанки, гипертонус и гипотонус, спастическая и мышечная кривошея. Конечно, такой массаж выполняется только по показаниям и обязательно сертифицированным специалистом.
В чем секрет массажа? Дело в том, что импульсы, идущие от кожи по нервным путям, достигают коры головного мозга и оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему. Это улучшает ее контроль над работой всех органов и систем:
Но главный плюс массажа для младенцев в том, что он положительным образом сказывается на отношениях мамы и ребенка: между ними усиливается привязанность, нежность, взаимное понимание и принятие.
Основные принципы массажа
Совместите приятное с полезным! Пока делаете массаж и гимнастику, читайте малышу стихи, потешки, пойте песенки. Называйте части тела, предметы, попадающие в поле зрения ребенка, комментируйте свои действия — так вы заодно занимаетесь и речевым развитием.
5 комплексов упражнений для занятий с детьми в первый год жизни
Познакомьтесь с 5 комплексами оздоровительного массажа для детей на первом году жизни. Рекомендуем сначала посмотреть, как его делает специалист в поликлинике, чтобы лучше разобраться в нюансах. Пожалуйста, помните, что его можно делать только здоровым детям. При малейших сомнениях не бойтесь обращаться к специалистам: они разберутся, какой именно массаж нужен вашему ребенку.
Перед началом массажа постарайтесь наладить контакт с ребенком, доброжелательно и ласково поговорить с ним. Начинается процедура с простых приемов и упражнений. Со временем вводятся новые элементы. Будьте внимательны и старайтесь не сильно захватывать и сдавливать ткани и суставы ребенка, чтобы ему не было больно.
Основные приемы массажа грудным детям
Комплекс 1. От 1,5 до 3 месяцев. Уравновешиваем напряжение
В этом возрасте массаж помогает, прежде всего, уравновесить напряжение мышц-разгибателей и мышц-сгибателей ног и рук.
Понаблюдайте за ребенком во время массажа и гимнастики. Наверняка вы заметите, что у него уже появляются любимые приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. В следующий раз начать можно именно с них, это сразу создаст у малыша позитивный настрой.
Комплекс 2. От 3 до 4 месяцев. Стабилизируем тонус
Главная задача массажа для ребенка 3 – 4 месяцев — обучение малыша изменению положения тела, нормализация ножного и ручного тонуса.
Не забывайте: мышцы, кости и связки у детей раннего возраста еще очень нежные и не сформированы до конца. Поэтому польза от занятий гимнастикой будет только тогда, когда упражнения соответствуют возрастным возможностям вашего малыша.
Комплекс 3. От 4 до 6 месяцев. Нормализуем тонус
Занятия с ребенком 4 – 6 месяцев направлены на развитие точности и ритмичности движений ног, ловкости кисти для удержания предметов и окончательной нормализации мышечного тонуса нижних конечностей.
Комплекс 4. От 6 до 9 месяцев. Улучшаем координацию движений
В возрасте 6 – 9 месяцев малыша необходимо научить правильно ползать, координируя для этого движения рук и ног. В занятиях гимнастикой и массажем фокус внимания с рук и ног переходит на грудь, спину и живот, и массирование этих областей становится более энергичным.
Комплекс 5. От 9 до 12 месяцев. Развиваем самостоятельность
Этот комплекс поможет максимально разнообразить движения и будет способствовать развитию самостоятельности ребенка. В этом возрасте уже можно говорить об активной гимнастике: поскольку малыш уже более физически развит, большинство упражнений он выполняет самостоятельно, при поддержке взрослого. Тем не менее для разнообразия и более комплексного воздействия на организм продолжайте использовать полюбившиеся вашему малышу приемы массажа.
Мы уверены, что массаж не только поможет развитию организма малыша, но и научит маму слушать свое чадо и распознавать его сигналы, отвечать на них. Она станет более уверенной в своих родительских способностях, а у малыша появится умение слушать и взаимодействовать. И ребенок и мама получат удовольствие и от зрительного контакта, от расслабления, любви и доверия, возникающих и укрепляющихся при массаже. Ради одного этого стоит делать массаж каждый день!
Список использованной литературы:
1. Астафьева, И. А. Детский массаж. Техники, приемы, рекомендации. Москва: Издательство «БММ», 2011.
2. Васичкин В. И. Большая книга массажа и гимнастики для детей. От рождения до 3 лет. Санкт‑Петербург: Издательство «Питер», 2011.
3. Красикова И. С. Детский массаж от рождения до трех лет. Москва: Издательство «Корона-Век», 2011.
4. Мельник А. В. Детский массаж. Массажные комплексы для детей разных возрастов. Москва: Издательство «Рипол Классик», 2006.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Детский массаж. Поэтапное руководство.
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Елена Львовна Исаева Детский массаж. Поэтапное руководство
Введение
Маленькие дети, особенно малыши первого года жизни, подвержены разным заболеваниям, так как их организм еще плохо приспособлен к жизни вне утробы матери. Иммунная и другие системы ребенка недостаточно развиты, а в первые месяцы жизни даже самая «безобидная» инфекция грозит ребенку серьезными осложнениями. Медикаменты в этом случае дают очень сомнительный результат и часто вызывают у малышей аллергические реакции. Кроме того, даже самые современные антибиотики негативно влияют на неокрепший организм.
Вот здесь и приходит на помощь ребенку незаменимая профилактика простудных и прочих заболеваний – детский массаж, который в последнее время приобретает все большую популярность.
В Европе, например, он распространен повсеместно и дает очень хорошие результаты. С помощью массажа можно не только укрепить иммунную систему ребенка, но и помочь ему набрать вес, исправить кривошею, плоскостопие, искривление ног и др. Ведь, как известно, в раннем возрасте детский организм очень податлив и с готовностью откликается на любое воздействие.
Детский массаж – единственный в мире вид массажа, у которого нет ни одного противопоказания, кроме тех, которые налагает на процедуру педиатр при гнойничковом воспалении кожи, диатезе, высокой температуре или серьезном органическом заболевании. В наше время почти всем родителям известно, что даже обычное поглаживание или растирание приносит ребенку массу удовольствия. А одна-единственная детская улыбка способна поднять матери настроение на целый день.
Но массаж – это не только приятные эмоции. Он оказывает лечебное и профилактическое воздействие. Кроме того, регулярное его проведение способствует как физическому, так и психическому развитию малыша.
Детским принято называть массаж, который проводят в период от 2–3-недельного возраста и до 1 года. Хотя никто не запрещает делать его и более «взрослым» детям 2–3 лет. Детский массаж – это основа будущего здоровья подрастающего человека и его полноценного развития. Ни для кого не секрет, что в больших городах здоровых детей с каждым годом рождается все меньше, поэтому детский массаж в настоящее время актуален как никогда. От него не отказываются даже те родители, чьи дети абсолютно здоровы. Ведь это не только профилактика простудных заболеваний, но и развитие моторики пальцев, и основа физического контакта с ребенком. А при лечении различных недугов детский массаж приносит максимальную пользу, причем без каких-либо побочных эффектов.
Однако массаж детей до 1 года неотделим от гимнастики, которая в не меньшей степени, чем массаж, нужна малышам. Рекомендуемые для этого возраста комплексы, сочетающие в себе массаж и специальные упражнения, вы найдете уже в начале этой книги. Затем следуют комплексы для детей недоношенных, с деформациями опорно-двигательного аппарата, переболевших ОРВИ и др. А в конце книги вас ждет таблица, из которой вы сможете узнать, что должен уметь ваш малыш в возрасте от 1,5–3 месяцев до 3 лет.
Глава 1 Особенности детского массажа и гимнастики
Значение детского массажа
На организм маленького ребенка массаж оказывает разностороннее и благотворное влияние. Под воздействием массажа от нервных окончаний кожи в мозг поступает огромное количество импульсов, оказывающих тонизирующее воздействие на центральную нервную систему. Вследствие этого улучшаются ее основные функции, в том числе контроль над работой различных органов и систем. Такой уникальный и доступный тактильный раздражитель, как массаж, особенно важен в первые месяцы жизни ребенка. Он оказывает влияние на формирование положительных эмоций и развитие двигательных реакций.
Первые улыбки маленького человека вызываются поглаживаниями или легкими похлопываниями по щечке, в то время как прочие раздражители – слуховые или зрительные – не всякий раз достигают цели. В отличие от улыбки, вызванной обращением к младенцу, педиатры называют подобную улыбку физиологической. Однако изучающие этот феномен психологи знают, что первичные речевые реакции ребенка чаще всего возникают в ответ на тактильные формы общения – поглаживание живота, ног и др. Прочие формы контакта с взрослыми в это время практически не вызывают у малыша никакой реакции.
Описанные явления были теоретически обоснованы физиологами, которые утверждают, что проводящие пути кожных анализаторов созревают у ребенка к моменту рождения, тогда как другие – слуховые и зрительные – еще не готовы к контакту с взрослыми. В связи с этим малыш в первые месяцы жизни в большей степени доступен воздействиям через кожу: прикосновения близких вызывают у него не только эмоциональную, но и двигательную реакцию.
Мозг новорожденного растет и развивается только благодаря использованию его возможностей. И чем чаще задействуются двигательные и тактильные его функции, тем большие объемы он занимает в процессе роста, то есть рост мозга маленького ребенка мало чем отличается от роста мышц.
Что касается массажа ребенка до 12 месяцев, в нем используются практически все известные приемы классического «взрослого» массажа – поглаживание, растирание, разминание, потряхивание, ударные приемы и элементы акупунктуры. Разные приемы массажа оказывают на малыша различное влияние. Так, мягкое растирание, разминание или поглаживание стимулирует процессы торможения, то есть успокаивающе действует на нервную систему. И напротив, пощипывание или поколачивание производит стимулирующий эффект.
Массаж влияет не только на нервную систему малыша, но и на органы и системы, расположенные близко к коже, например на лимфатическую систему. Это ускоряет лимфоток, что способствует очищению тканей от вредных продуктов обмена, поэтому утомленные массажем мышцы отдыхают быстрее, чем даже при полном покое. После такого воздействия периферические капиллярные сосуды расширяются, что проявляется легким покраснением кожи. Кстати, именно этого эффекта нужно добиваться при проведении процедуры, так как приток крови обеспечивает питание и оздоровление кожи: она становится блестящей, розовой и эластичной. Что касается мышц, разные приемы массажа воздействуют на них неодинаково. Например, растирание, поглаживание и разминание вызывают их расслабление, а пощипывание и поколачивание – сокращение.
Нередко малыши страдают от скопления газов в кишечнике, что объясняется вялостью мускулатуры брюшного пресса и кишечника. Массаж живота в этих случаях приобретает особое значение, так как он способствует быстрому отхождению газов. Однако при проведении такой процедуры нужно помнить, что кожа у ребенка (особенно первых 3 месяцев жизни) очень ранимая, тонкая и сухая. В связи с этим в раннем возрасте применяют максимально щадящие приемы массажа, в частности поглаживание. По мере роста малыша можно разнообразить сеанс растиранием, разминанием и поколачиванием, выполняемым 1–2 пальцами. Вместе с интенсивностью процедуры наращивают и ее продолжительность.
Во время сеанса тело малыша должно находиться строго в горизонтальном положении, а при массаже ног или рук конечности нужно удерживать полусогнутыми. Кроме того, массируя ноги, следует избегать резких толчков коленных суставов: коленную чашечку нужно «обойти» снаружи и ни в коем случае не трогать передние поверхности голеней. Массируя область живота, следует точно так же «обходить» половые органы и правое подреберье (печень), а при похлопывании спины – поясницу (почки).
Значение детской гимнастики
Для нормального роста и развития ребенка очень важно движение. В результате регулярных тренировок все органы и системы ребенка начинают активно работать и изменяться в лучшую сторону. Эти изменения затрагивают мышцы, кости, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, что является наиболее важным в период формирования, так как именно в младенческом возрасте органы обладают наибольшей пластичностью.
Массаж малыша. Советы родителям.
Массаж детей раннего возраста проводится с профилактической, гигиенической целью, а также в случае каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физическом развитии, нарушения нормальной функции позвоночника, резкой выраженности слабости мышц и связочного аппарата, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта и перенесения различных заболеваний.
Массаж оказывает всесторонне развитие на организм ребенка. Реакция организма на массаж различна и зависит от применяемых приемов, продолжительности воздействия. Например, поглаживание, растирание – расслабляют мышцы, а поколачивание, похлопывание – вызывают появление мышечного тонуса. Под влиянием массажа ускоряются крово и лимфоток, обменные процессы, выделение продуктов метаболизма.
При воздействии массажными приемами на кожу, мышцы, связки возникают ответные реакции со стороны различных органов и систем.
Имеется тесная функциональная взаимосвязь между мышечной системой и функцией внутренних органов, тонусом гладкой мускулатуры. Поэтому массаж вызывает положительную реакцию со стороны пищеварительного тракта, особенно это важно при запорах, коликах грудничков, после проведенного массажа хорошо отходят газы.
Массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи и глубжележащих тканей. Несмотря на малую массу ребенка поверхность кожи у него относительно больше, чем у взрослых. Этим частично объясняется большая чувствительность ребенка к действию массажа. Кожа ребенка нежная, гладкая. Капиллярная сетка кожи сильно развита и после массажа быстро возникает гиперемия. Учитывая повышенную возбудимость нервной системы, наличие большого числа рецепторов в коже, можно объяснить повышенную чувствительность ребенка к воздействию массажа.
В раннем детском возрасте нередки заболевания, и массаж является одним из важных методов комплексного лечения. Он прост в исполнении и его может освоить и проводить сама мама ребенка, предварительно пройдя обучение у массажистки.
Массаж при некоторых заболеваниях:
Противопоказания к проведению массажа у детей раннего возраста:
При проведении массажа необходимо соблюдать ряд правил:
Комплекс упражнений для детей от 10-15 дня жизни до 3 месячного возраста:
Неправильное, неуверенное выполнение приемов может вызвать неприятные ощущения у ребенка и вместо пользы принести вред. Поэтому прежде, чем начинать самостоятельно проводить массаж и гимнастику Вашему малышу, проконсультируйтесь у специалиста.
Лечебный массаж и гимнастика в раннем детстве
Двигательная активность у детей раннего возраста является мощным фактором, способствующим правильному развитию ребенка. Создание физиологически обоснованных методик проведения гимнастики и массажа в раннем возрасте основано на знании состояния и развития скелетной мускулатуры у детей.
В первые 3 мес жизни наблюдается резкий гипертонус сгибателей верхних и нижних конечностей, но постепенно нарастает уравновешивание их мышцами-антагонистами. Гимнастика и массаж способствуют развитию разгибателей и расслаблению мышц.
В возрасте 5-б мес дети могут сидеть без поддержки. К 7-му месяцу выпрямляется позвоночник, и ребенок сидя свободно манипулирует руками, хорошо удерживая положение тела. В возрасте 8-10 мес ребенок стоит еще не устойчиво, особенно при толчках из стороны в сторону.
Методика лечебного массажа и гимнастики в возрасте от 1’/2 до 3 мес
Общие физиологические предпосылки. Поскольку у детей этого возраста резко выражен гипертонус сгибателей конечностей, усилия массажиста должны быть направлены на расслабление этих мышц.
Активные движения проводятся с учетом врожденных рефлексов, главным образом кожно-мышечных и защитных.
Из врожденных рефлексов необходимо обратить внимание на разгибание, избегая движений мышц-сгибателей.
У детей данного возраста необходимо уделять внимание расслаблению сгибателей, используя поглаживание.
Последовательность выполнения процедуры: 1) массаж рук (поглаживание); 2) массаж ног (поглаживание); 3) выкладывание на живот; 4) массаж спины (поглаживание) ; 5) массаж живота (поглаживание); 6) массаж стоп (растирание); 7) упражнения для стоп (движения рефлекторные)) 8) разгибание позвоночника (рефлекторное) в положении на боку, то на правом, то на левом; 9) выкладывание на живот; 10) рефлекторное ползание.
Ребенок при выполнении процедуры лежит на спине.
Методические указания: ребенок должен ежедневно принимать теплую ванну, у него нужно постоянно вызывать положительные эмоции во время процедуры, общения.
Лечебный массаж и гимнастика в возрасте от 3 до 4 месяцев
При нормальном развитии у ребенка этого возраста исчезает физиологический гипертонус сгибателей рук, но еще могут остаться явления гипертонуса мышц ног.
В этом возрасте можно начинать проводить пассивные движения для рук.
В возрасте 3-4 мес в связи с укреплением шейных мышц проявляются врожденные рефлексы положения.
На нижних конечностях применяют поглаживание для расслабления сгибателей, где имеется гипертонус.
К 3 мес исчезает феномен ползания и можно применять упражнения для нижних конечностей.
Процедура проводится в следующей последовательности: 1) массаж рук; 2) охватывающие движения руками (пассивное упражнение); 3) массаж ног (поглаживание, растирание, разминание); 4) поворот на живот вправо (рефлекторное движение); 5) массаж спины (поглаживание, растирание, разминание) ; 6) рефлекторное движение головой назад в*положении на животе; 7) массаж живота (поглаживание); 8) массаж стоп (растирание, похлопывание); 9) упражнения для стоп (рефлекторные); 10) вибрационный массаж всей грудной клетки; 11) пассивное упражнение для рук и ног на сгибание и разгибание; 12) поворот на живот влево.
Методические указания: содействовать полному уравновешиванию сгибателей и разгибателей конечностей, первым навыкам по изменению положения тела; обеспечить условия для развития ручной умелости, подвешивая на высоте вытянутых рук различные игрушки, предметы для захватывания их.
Лечебный массаж и гимнастика в возрасте 4-6 месяцев
В возрасте от 4 до 5 мес у ребенка происходит уравновешивание сгибателей и разгибателей нижних конечностей, поэтому необходимо вводить пассивные движения для нижних конечностей.
Укрепление передних шейных мышц к 4 мес происходит благодаря упражнениям на основе пищевого рефлекса с поворотами и подниманием головы ребенка. В этом возрастном периоде можно вводить активные упражнения на изменение положения тела (из положения лежа в положение сидя) с поддержкой за руки.
Рис. 160. Круговые движения руками.
Рис. 161. Сгибание и разгибание рук попеременно.
Рис. 162. Сгибание и разгибание ног вместе
Рис. 163. Сгибание и разгибание ног попеременно
Рис. 164. Рефлекторное упражнение для стоп.
МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ 6-10 мес.
В данном периоде можно вводить упражнения как для мелких мышц кисти, так и для крупных мышц конечностей, более сложные по координации движения. Ребенок способен более длительно удерживать тело в определенных позах, сидеть без опоры, стоять с опорой, ползать. В этом периоде у ребенка развивается понимание речи, чему необходимо способствовать.
Следует широко использовать условные сигналы, речевые инструкции (сядь, подай, возьми, дай, держи крепко), все сигналы проводить на базе безусловных рефлексов.
Последовательность проведения процедур: 1) обхватывающие движения руками, с кольцами, речью; 2) сгибание и разгибание рук и ног с речевой инструкцией, поглаживание и растирание (рис. 165-169);
Рис. 165. Массаж рук (поглаживание).
Рис. 166. Массаж ног (поглаживание).
Рис. 167. Массаж ног (растирание).
Рис. 168. Массаж голеней (растирание).
Рис. 169. Рефлекторное ползание.
3) поворот со спины на живот вправо (за ноги) с речевой инструкцией; 4) массаж спины (все манипуляции, рис. 170-173);
Рис. 170. Рефлекторное разгибание позвоночника
Рис. 171. Массаж спины (поглаживание).
Рис. 172. Массаж спины (разминание).
Рис. 173. Массаж спины (вибрация).
5) при поддержке за обе руки присаживание с речевой инструкцией; 6) круговые движения руками; 7) поднятие прямых ног с речевой инструкцией; 8) рефлекторное движение по линиям вдоль позвоночника с прогибанием; 9) поворот со спины на живот влево с речевой инструкцией; 10) из положения лежа на животе при поддержке за руки приподнимание с речевой инструкцией; 11) упражнение для сгибателей рук на присаживание с речевой инструкцией; 12) массаж грудной клетки и живота (все приемы с вибрацией, рис. 174, а); 13) дыхательные упражнения, сдавление на выдохе с боков (рис. 174,6).
Рис. 174. Массаж живота.
В этом периоде оформляется стояние без опоры и развивается ходьба. У ребенка появляются новые элементы моторики (например, сидение на корточках), поэтому рекомендуется больше упражнений в приседании. У ребенка в данном периоде имеется связь с действиями и предметами, их названиями, которые имеют отношение к гимнастике. Следует вводить больше речевых инструкций.
Последовательность проведения процедуры: 1) сгибание и разгибание рук в положении сидя, стоя с предметами; 2) движение «велосипед» с речевой инструкцией; 3) поворот со спины на живот по речевой инструкции; 4) массаж спины (все приемы); 5) из положения лежа на животе поднимание до вертикального при поддержке за руки или предметы (кольца); 6) наклон вперед (методист прижимает за коленные суставы ребенка к себе спиной); 7) массаж живота (все приемы) ; 8) поднимание выпрямленных ног до ориентира (палочки, игрушки) с речевой инструкцией и одобрением); 9) упражнение для сгибателей рук (присаживание); 10) напряженное выгибание с удержанием ребенка за ноги, доставание предмета с пола с речевой инструкцией; 11) приседание с поддержкой за руки, использовать предметы; 12) присаживание при поддержке то за одну, то за другую руку или самостоятельно с возвращением в исходное положение; 13) круговые движения руками с предметами.