деятельность совета по правам человека оон
Деятельность совета по правам человека оон
1. Каков количественный состав Совета по правам человека?
В состав Совета входят 47 государств-членов по сравнению с 53 членами Комиссии по правам человека.
2. Как избираются члены Совета?
Членство в Совете открыто для всех государств — членов ООН, каждое из которых избирается большинством членов Генеральной Ассамблеи путем прямого тайного голосования. Члены Совета избираются на основе принципа справедливого географического распределения. Места в Совете распределяются между региональными группами следующим образом: группа африканских государств — 13 мест; группа азиатских государств — 13 мест; группа восточноевропейских государств — 6 мест; группа государств Латинской Америки и Карибского бассейна — 8 мест и группа западноевропейских и других государств — 7 мест.
3. Как отличается процедура выбора членов Совета по правам человека от выборов в Комиссию по правам человека?
Новая процедура требует абсолютного большинства голосов членов Генеральной Ассамблеи, в то время как выборы в Комиссию по правам человека осуществляются 53 членами Экономического и Социального Совета на основе большинства голосов присутствующих и участвующих в голосовании.
4. Каковы требования к членам Совета?
При выборе членов Совета государства-члены принимают во внимание вклад кандидатов в дело содействия и защиты прав человека и сделанные ими с этой целью объявления о добровольных взносах и принятые обязательства. В своей деятельности члены Совета должны поддерживать самые высокие стандарты поощрения и защиты прав человека. При выборе членов Комиссии по правам человека эти требования не предъявлялись.
5. Как Совет может убедиться в том, что его члены соблюдают эти стандарты прав человека?
Члены Совета подвергаются универсальной периодической проверке в течение срока их полномочий. В течение года после проведения своей первой сессии Совет определит условия функционирования и необходимые временные рамки для универсального механизма проведения периодических обзоров.
6. Могут ли права и привилегии члена Совета быть приостановлены?
Генеральная Ассамблея большинством в две трети голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов может приостановить членство в Совете какого-либо члена Совета, который совершает грубые и систематические нарушения прав человека.
7. На какой срок избираются члены Совета?
Члены Совета исполняют свои полномочия в течение трех лет и не имеют права на немедленное переизбрание после двух следующих друг за другом сроков полномочий.
8. Какое место занимает Совет по правам человека в системе ООН?
Совет по правам человека является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи и, следовательно, подотчетен членам ООН.
9. Где и как часто заседает Совет?
Совет находиться в Женеве и регулярно собирается на заседания в течение года, проводя не менее трех сессий в год, включая основную сессию. Общая продолжительность этих сессий составляет не менее десяти недель, в то время как Комиссия заседала шесть недель в год. Совет также имеет возможность проводить, при необходимости, специальные сессии по требованию одного из членов Совета при поддержке одной трети членов Совета.
10. Каково участие неправительственных организаций и других наблюдателей в работе Совета, по сравнению с их участием в работе Комиссии по правам человека?
Наблюдатели, неправительственные организации, межправительственные организации, национальные учреждения, занимающиеся вопросами прав человека и специализированные учреждения участвуют в работе Совета на тех же условиях, на которых они участвовали в работе Комиссии.
11. Как создание Совета отражается на работе специальных механизмов (независимых экспертов, договорных органов и специальных докладчиков) Комиссии по правам человека?
Совет выполняет все мандаты и обязанности Комиссии по правам человека для обеспечения плавного перехода. Совет завершит процесс пересмотра в течение года после проведения его первой сессии. Этот пересмотр поможет совершенствовать и рационализировать систему специальных процедур и механизмов, включая подкомиссию Комиссии по правам человека по поощрению и защите прав человека.
12. Какова взаимосвязь между Верховным комиссаром ООН по правам человека и Советом по правам человека?
Совет выполняет функции и задачи Комиссии по правам человека в связи с работой Управления Верховного комиссара ООН по правам человека.
13. Каковы основные цели Совета по правам человека?
Совет служит форумом для обсуждения тематических вопросов, связанных с правами человека. Основным направлением его работы является помощь государствам по выполнению обязательств в области прав человека на основе диалога, создания потенциала и предоставления технической помощи. Совет выносит рекомендации Генеральной Ассамблее в отношении дальнейшего развития международного права в области прав человека.
Справочная информация о Совете по правам человека
Совет по правам человека является межправительственным органом в системе Организации Объединенных Наций, отвечающим за содействие всеобщему уважению и защите всех прав человека по всему миру и за рассмотрение ситуаций, связанных с нарушением прав человека, а также подготовку соответствующих рекомендаций. В компетенцию Совета входит обсуждение всех тематических вопросов и ситуаций в области прав человека, которые требуют его внимания в течение всего года. Заседания Совета по правам человека проходят в Офисе ООН в Женеве.
Совет состоит из 47 государств-членов Организации Объединенных Наций, которые избираются Генеральной Ассамблеей ООН. Совет по правам человека сменил предшествующую ему Комиссию ООН по правам человека*.
История
Совет был создан на основании Резолюции 60/251 Генеральной Ассамблеи ООН 15 марта 2006 года. Его первая сессия состоялась с 19 по 30 июня 2006 года. Спустя год после своего первого заседания, Совет по правам человека принял Пакет решений для определения своей работы и установления процедур и механизмов.
Среди них: Универсальной периодический обзор, в рамках которого проводится оценка ситуаций в области прав человека в каждом из государств-членов ООН; Консультативный комитет, который является «мозговым центром» Совета, предоставляет ему экспертные заключения и проводит консультации по тематическим вопросам в области соблюдения прав человека; и Процедура подачи и рассмотрения жалоб, которая позволяет частным лицам и организациям довести до сведения Совета о нарушениях прав человека.
Совет по правам человека также работает со Специальными процедурами ООН, созданными бывшей Комиссией по правам человека и теперь принятыми Советом. Специальные процедуры состоят из специальных докладчиков, специальных представителей, независимых экспертов и рабочих групп, которые осуществляют мониторинг, проводят исследования, консультации и представляют открытые отчеты по тематическим вопросам, касающимся соблюдения прав человека в конкретных странах.
Обзор работы Совета
При создании Совета по правам человека в марте 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла решение, что работа и функционирование Совета должны быть пересмотрены через пять лет его существования на уровне Генеральной Ассамблеи. Более подробная информация о работе Совета и результатах на 2011 год доступна здесь.
10-я годовщина Совета
В июне 2016 г. Совет отметил свою 10-ю годовщину, по случаю которой было проведено несколько мероприятий*.
Меры по повышению эффективности работы Совета
С целью обеспечения и повышения эффективности работы Совета, в том числе путем устранения финансовых и временных ограничений, на своих организационных сессиях Совет одобрил заявления Председателя от 3 декабря 2018 г. и 6 декабря 2019 г., в которых предлагаются конкретные меры.
Целевая группа по услугам Секретариата, доступности и использованию информационных технологий
Целевая группа по услугам Секретариата, доступности и использованию информационных технологий была учреждена в июле 2011 г. Она уполномочена исследовать вопросы, связанные с совершенствованием услуг секретариата, оказываемых для Совета и его механизмов, доступностью к работе Совета для инвалидов и возможностью использования информационных технологий.
В ходе 22-й сессии Совета в марте 2013 года были приняты дополнительные меры для повышения доступности Совета по правам человека для инвалидов, включая улучшенные указатели, ведущие в зал XX, и доступные туалеты, а также подъезд ко входу Pregny gate во Дворец Наций.
Ежегодная интерактивная дискуссия Совета по правам человека о правах инвалидов стала доступной благодаря введению английских субтитров и синхронного перевода посредством международного жестового языка. Кроме того, на каждой сессии стала доступна ещё одна дискуссия Совета по правам человека благодаря специально собранным или выделенным средствам. Чтобы ознакомиться со списком всех доступных дискуссий Совета по правам человека с ссылками на веб-архив, пожалуйста, перейдите сюда*.
В 2014 году Целевая группа провела консультации с государствами, заинтересованными сторонами, а также сотрудниками ООН о существующих практиках по предоставлению “разумного приспособления” для инвалидов с целью обеспечения их участия в заседаниях по вопросам информационных и коммуникационных технологий, интернет-ресурсов и документов, а также доступа к помещениям. Результаты этой консультации были учтены в работе Целевой группы и использованы в тренинге/семинаре по повышению осведомленности для сотрудников ООН, вовлеченных в работу Совета по правам человека (рекомендация Целевой группы 30 e) в A/HRC/23/CRP.2). Резюме консультации доступно здесь*.
С более подробной информацией вы можете ознакомиться здесь*.
Выставки и специальные мероприятия
Государства и международные организации могут организовывать выставки и специальные мероприятия в здании ООН в Женеве (Швейцария). Если выставки совпадают с заседаниями Совета по правам человека, то их содержание необходимо согласовать заранее с Секретариатом Совета. Выставки должны соответствовать ценностям, целям и принципам ООН и не должны иметь коммерческой выгоды. Они должны представлять интерес скорее с точки зрения искусства и/или культуры, а не политики, в частности, они не должны быть посвящены вопросу, рассматриваемому Советом по правам человека; они не должны выделять и ссылаться на какое-либо другое государство без его согласия, а также в ней не должны сильно преобладать графические изображения. Вы можете ознакомиться с руководством Совета по правам человека касательно выставок здесь*
Всемирный конкурс модели суда по правам человека в честь Нельсона Манделы
Конкурс модели суда в честь Нельсона Манделы*, соорганизатором которого выступает отдел по обеспечению работы Совета по правам человека, является единственным конкурсом модели суда для студентов со всего мира, посвященным правам человека.
Совет ООН по правам человека (СПЧ ООН): состав, функции, история
Концепция прав человека – одно из главных достижений цивилизации. В ее развитии участвовали лучшие умы человечества от времен Античности до наших дней. Это сложное и комплексное понятие, которое включает в себя право каждого на жизнь и свободу, труд и образование, защиту от пыток и рабства, гарантию свободного выражения своих убеждений.
Сегодня это понятие формализовано в международных договорах и других документах. На его страже стоят многие организации, самая известная из них – Совет ООН по правам человека (СПЧ).
Общая информация
В компетенцию Совета ООН по правам человека входит мониторинг событий и ситуаций, при которых происходит нарушение прав личности, а также помощь странам в данной области. В своей работе Совет тесно сотрудничает с другими структурами ООН и международными организациями.
Состав
В состав СПЧ ООН входит 47 государств, они избираются голосованием членов Генеральной ассамблеи. Существуют региональные квоты. Западная Европа имеет в Совете семь мест, Восточная – восемь, Африка и Тихоокеанский регион – по восемь.
В 2018 году США вышли из Совета ООН по правам человека.
Во время голосования за новых членов принимается во внимание положение с правами человека в конкретной стране, ее международная деятельность в данном направлении.
Члены СПЧ избираются на шесть лет, причем одно государство не может находится в Совете более двух каденций подряд. Таким образом каждый год третья часть участников органа обновляется. Членство может быть приостановлено досрочно, если ГА решит, что страна систематически нарушает права человека.
При органе действует специальный консультативный совет, в состав которого входит 18 экспертов. СПЧ наделен правом формировать рабочие группы по отдельным проблемам, учреждать новые должности, привлекать дополнительных экспертов.
Деятельность
Ежегодно СПЧ проводит не менее трех сессий. Наивысший статус имеет первая, которая проходит в марте. На нее приглашают президентов, премьер-министров, руководителей дипломатических ведомств.
В Совете практикуется проведение специальных заседаний, во время которых рассматривается тот или иной срочный вопрос. Обычно они касаются тревожной ситуации с правами человека какой-то стране.
Внеочередную сессию может инициировать любой член СПЧ, но его должны поддержать минимум треть членов Совета.
Результатом сессий являются резолюции. С момента образования органа их было принято более 1,5 тысячи. Направления работы СПЧ очень разные:
Совет принимает жалобы на нарушения прав человека, которые происходят в любом государстве мира. Они могут быть направлены общественными организациями или гражданами. Уже рассмотрено 14 подобных исков, часть из них касалась постсоветского пространства.
В 2008 году СПЧ взяла на вооружение новую процедуру – периодический обзор. В ее рамках отдельные страны отчитываются о положении с правами человека и делятся планами, направленными на его улучшение.
Единственной темой, которая постоянно обсуждается на СПЧ, является Израиль и его частые конфликты с мусульманскими соседями.
История
Предшественником СПЧ считается Комиссия по правам человека, которая была образована в 1946 году. Она прекратила свою деятельность в 2006 году из-за окончательной утраты доверия и чрезмерной политизации.
Идею создания нового органа по правам человека высказал секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан в 2005 году. К этому моменту было очевидно, что Комиссия находится в необратимом кризисе.
Председатель ООН Кофи Аннан первым высказал идею создания СПЧ.
В первый год работы СПЧ были созданы и формализированы основные принципы работы органа.
В том же году появился механизм Универсального периодического обзора, который позволил получать информацию о ситуации с правами человека во всех странах мира. Ежегодные обзоры прекрасно показывают динамику развития данного вопроса в конкретном государстве.
В 2008 году США заявили о выходе из организации. Причиной подобного демарша стала традиционно антиизраильская позиция СПЧ. Правда, после прихода к власти Барака Обамы они пересмотрели свое решение.
В 2018 году американцы опять вышли из Совета. Позже и Тель-Авив приостановил свое членство в СПЧ.
Американский представитель объявил позицию СПЧ по ситуации в Секторе Газа «тенденциозной», а сам Совет – «лицемерной организацией». В этом есть доля истины: с момента создания СПЧ он выпустил более 80 резолюций, осуждающих действия израильтян.
Критика
Главным критиком СПЧ являются американцы. Они высказывают недовольство относительно позиции Совета по ситуации на Ближнем Востоке.
В 2011 году перед очередными выборами международные правозащитные организации заявили, что только 10 стран из предложенных кандидатов не имеют очевидных проблем с правами человека. По мнению ряда экспертов, сегодня тон в организации задают государства, которые сами больше всего нарушают права своих граждан.
Зачем нужен Совет ООН по правам человека
Мы обещали в течение первых 10 дней декабря рассказывать о том, что делает и делала ООН в области прав человека за семь десятилетий со времени принятия Всеобщей декларации прав человека. Вы уже знаете историю ее создания. Сегодня на очереди – главный правозащитный орган ООН: Совет по правам человека.
Чем занимается Совет ООН по правам человека?
Если кратко, то его цель – отстаивать права всех жителей Земли, которые должны иметь возможность, во-первых, знать свои права, а, во-вторых, пользоваться ими. C этой целью члены Совета выясняют, что делают правительства для того, чтобы защитить права своих граждан, и выполняют ли они обязательства, которые сами же взяли, присоединившись к международным соглашениям в этой области.
Что может и чего не может Совет?
Члены Совета могут создавать миссии с целью проведения расследований и комиссии для сбора информации в том или ином регионе. Они также могут учредить должности так называемых специальных докладчиков и независимых экспертов, которые работают либо по одной теме, например, свобода прессы или право на здоровье, либо отслеживают ситуацию в какой-то одной стране, скажем, в Мьянме или в Беларуси. Три раза в год Совет собирается на сессии, в ходе которых рассматривает отчеты всех стран-членов ООН о соблюдении прав человека.
Но порой Совет проводит специальные сессии, посвященные какому-то одному вопросу, к примеру ситуации в Сирии, в Шри-Ланке или на востоке Украины. Они, как правило, заканчиваются принятием резолюций.
А вот чего Совет не может, так это принудить государства выполнять данные им рекомендации. Его работа основана на понимании того, что страны готовы соблюдать права человека, а задача Совета – оказать им в этом помощь.
Немного истории
Совет по правам человека – не первый орган ООН в этой области. Еще в 1946 году, фактически сразу же после рождения ООН, была создана Комиссия по правам человека. Но к 2006 году, по мнению многих, она потеряла свое значение и стала инструментом политических манипуляций. Комиссия была распущена и на смену ей пришел Совет, который, в отличие от своей предшественницы, по статусу находится в одном ряду с Советом Безопасности и Экономическим и Социальным Советом.
Правда, обвинения в политической ангажированности звучат и в адрес Совета по правам человека. Его самый главный критик – Соединенные Штаты Америки. Вашингтон обвиняет этот правозащитный орган ООН в том, что он проводит антиизраильскую политику. (За все время существования Совет принял 78 резолюций с осуждением действий Израиля – больше, чем по любой другой стране). При администрации Джорджа Буша-младшего в 2008 году США вышли из состава Совета, отказавшись даже от статуса наблюдателя, но президент Обама отменил это решение. В июне этого года Белый дом вновь объявил, что покидает Совет.
На место США теперь претендует Россия, которая сама не раз критически высказывалась о работе Совета. В 2016 году, в разгар войны в Сирии, при голосовании в Генеральной Ассамблее Российская Федерация не прошла в состав Совета. А Саудовская Аравия, участвующая в йеменском конфликте, получила место.
Почему иногда получается, что страны, известные нарушениями прав человека, оказываются членами органа, обязанного их защищать? Ничего не поделаешь – демократия. Большинство голосов есть большинство голосов. Значит ли это, что Совет неэффективен? Нет, не значит.
Самое главное, что он постоянно привлекает внимание к нарушениям прав человека в разных государствах и в разных сферах, что они не замалчиваются, и странам, хотят они того или не хотят, приходится реагировать. И большинство государств серьезно относятся к рекомендациям экспертов и членов Совета.
Перефразируя Вольтера, об ООН порой говорят: «Если бы ООН не существовала, ее нужно было бы придумать». То же самое можно сказать и о Совете ООН по правам человека.
Совет Организации Объединенных Наций по правам человека
История создания и общая характеристика Совета ООН по правам человека. Общие принципы организации работы Совета, основные направления его деятельности. Универсальный периодический обзор как механизм международного контроля в области прав человека.
Рубрика | Государство и право |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 02.03.2017 |
Размер файла | 93,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
СОВЕТ ООН ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Совет ООН по правам человека был создан 15 марта 2006 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 60/251 взамен упраздненной Комиссии ООН по правам человека. В настоящее время это единственный функциональный орган ООН, основной специализацией которого является поощрение и защита прав человека.
совет оон право человек
В 2011 г. Генеральная Ассамблея постановила оставить статус СПЧ без изменений и рассмотреть вопрос его сохранения не раньше, чем через 10 и не позже, чем через 15 лет, т.е. в период с 2021 по 2026 г.
Членство в СПЧ открыто для всех государств-членов ООН. Вместе с тем, при выборе в СПЧ Ассамблея должна «принимать во внимание вклад кандидатов в дело содействия и защиты прав человека и их добровольные обязательства и обещания на этот счет». Члены СПЧ должны «поддерживать самые высокие стандарты поощрения и защиты прав человека, в полной мере сотрудничать с Советом и подвергаться Универсальному периодическому обзору в период своего членства».
Мандат СПЧ в общих чертах определен итоговым документом Всемирного саммита 2005 г. и резолюцией Генеральной Ассамблеи 60/251.
В Итоговом документе Саммита-2005 указано, что Совет «будет нести ответственность за обеспечение всеобщего уважения обязанности защищать все права человека и основные свободы всех людей без каких бы то ни было различий и на справедливой и равноправной основе», должен «рассматривать ситуации нарушения прав человека, включая грубые и систематические нарушения, и выносить по ним рекомендации», а также «способствовать эффективной координации и актуализации проблематики прав человека в рамках системы Организации Объединенных Наций».
В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 60/251 главной задачей СПЧ было провозглашено содействие всеобщему уважению и защите всех прав человека и основных свобод для всех без каких-либо различий и на справедливой и равной основе. Кроме того, СПЧ обязывался рассматривать ситуации, связанные с нарушениями прав человека и давать по ним свои рекомендации, а также содействовать координации и интеграции правозащитной деятельности в рамках системы ООН. Будучи вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи, Совет также должен исполнять ее отдельные поручения.
Процедура и организация работы. Общие принципы организации работы СПЧ закреплены в резолюции Генеральной Ассамблеи 60/251. В соответствии с ее положениями СПЧ должен проводить не менее трех сессий в год общей продолжительностью не менее 10 недель, применять правила процедуры комитетов Генеральной Ассамблеи (кроме случаев, когда Ассамблея или Совет примут иное решение), а также методы работы упраздненной Комиссии ООН по правам человека, в том числе в отношении участия наблюдателей, неправительственных организаций и национальных правозащитных учреждений.
Резолюция 60/251 предусматривает и возможность созыва специальных сессий. Для этого достаточно требования одного из государств-членов СПЧ, поддержанного одной третью состава Совета.
Основные параметры организации деятельности СПЧ были разработаны в первый год его функционирования и изложены в резолюции СПЧ 5/1 от 18 июня 2007 г. «Институциональное строительство Совета по правам человека Организации Объединенных Наций». Этот документ устанавливает методы работы СПЧ, правила процедуры, повестку дня, общие принципы и порядок функционирования вспомогательных органов и механизмов. Ряд элементов уточнен в резолюции 16/21, принятой по итогам пятилетнего обзора деятельности СПЧ.
В отличие от большинства других межправительственных органов ООН, в работе СПЧ имеют право участвовать неправительственные организации и институты гражданского общества, имеющие консультативный статус при ЭКОСОС, а также национальные правозащитные учреждения. Их аккредитованные представители могут присутствовать на открытых пленарных заседаниях и выступать по всем пунктам повестки дня.
СПЧ наделен полномочиями создавать рабочие группы и другие вспомогательные органы. Они могут функционировать как на постоянной, так и на временной основе.
Секретариатское обслуживание СПЧ осуществляется Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека.
СПЧ представляет ежегодный доклад Генеральной Ассамблее.
В работе СПЧ можно выделить пять основных направлений: тематическое, страновое, контрольное, институциональное и организационно-процедурное.
СПЧ на регулярной основе рассматривает отдельные вопросы поощрения защиты и прав человека без привязки к конкретной стране или региону. Эта деятельность постоянно эволюционирует. Если проблематика противодействия расизму, отправления правосудия, борьбы с пытками, права на образование, здравоохранение и т.д. обсуждалась в Комиссии по правам человека в течение десятилетий, то вопросы деятельности транснациональных корпораций или изменений климата появились в программе работы СПЧ сравнительно недавно.
Тематические резолюции СПЧ, не будучи юридически обязывающими, отражают в себе волю мирового сообщества, являются мощным политическим сигналом и оказывают определенное влияние на правозащитную политику государств. В год Совет принимает до сотни тематических резолюций.
В рамках тематической деятельности Совет активно участвует в нормотворчестве в правозащитной области. Так, СПЧ разработал факультативные протоколы к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах и Конвенции о правах ребенка, Декларацию об образовании и подготовке в области прав человека, Руководящие принципы по альтернативному уходу за детьми и т.д.
Страновое направление работы СПЧ обусловлено закрепленными в резолюции 60/251 полномочиями рассматривать ситуации, связанные с нарушением прав человека, включая грубые и систематические нарушения, и делать по ним свои рекомендации, а также быстро реагировать на чрезвычайные ситуации в области прав человека. Кроме того, СПЧ обязан содействовать деятельности по оказанию консультационных услуг, предоставлению технической помощи и созданию потенциала, которая будет осуществляться в консультации с заинтересованными государствами-членами и с их согласия.
К первой категории относятся сюжеты, проходящие по пункту повестки дня «Ситуации, требующие неотложного внимания со стороны Совета» и поднимаемые в ходе специальных сессий. Дискуссия по ним характеризуется высокой эмоциональностью, конфронтацией, риторикой о нарушениях прав человека со стороны государств, их групп и неправительственных организаций и, что самое главное, полным или частичным отрицанием этих обвинений заинтересованной страной. Принимаемые по результатам резолюции также, как правило, носят острый и критический характер.
Оставляя за скобками политическую сторону вопроса, заметим, что обвинения в нарушениях прав человека активно использовались и продолжают использоваться для «шельмования» отдельных государств и давления на их правительства, и СПЧ является одной из главных площадок для такой практики.
Вторая категория включает в себя вопросы технического содействия государствам и наращивания их потенциала в области прав человека. Значительное количество стран на регулярной основе «проходит» по соответствующему пункту повестки дня. Обсуждение этих сюжетов носит существенно менее конфронтационный характер. Объясняется это тем, что заинтересованные государства конструктивно участвуют в согласовании текстов резолюций и сотрудничают с СПЧ в работе по претворению в жизнь их положений.
Особняком стоит вопрос положения в области прав человека на оккупированных арабских территориях, который проходит по отдельному пункту повестки дня. Ряд государств (в основном, западных) трактуют этот сюжет как страновой, большинство же, включая Россию, рассматривает его как тематический.
Контрольное направление деятельности СПЧ также закреплено в его мандате. Резолюция 60/251, в частности, поручает СПЧ содействовать полному выполнению обязательств в области прав человека, принятых государствами, и проводить периодические обзоры их выполнения. Кроме того, Совету поручено содействовать посредством диалога и сотрудничества предотвращению нарушений прав человека и выносить рекомендации в отношении поощрения и защиты прав человека.
Большая часть контрольной деятельности осуществляется в рамках вспомогательных органов и механизмов СПЧ. В их числе стоит отметить функционирующие на постоянной основе механизм Универсального периодического обзора (УПО), специальные процедуры и конфиденциальную процедуру жалоб. Последние были переданы СПЧ от Комиссии ООН по правам человека.
СПЧ активно использует закрепленное в его мандате право рассматривать ситуации, связанные с нарушением прав человека, включая грубые и систематические нарушения, и делать по ним свои рекомендации. Тем самым Совет осуществляет прямой контроль над соблюдением отдельными государствами своих правозащитных обязательств, который может осуществляться в отношении любого государства или территории.
Оценка хода осуществления резолюций специальных сессий в обязательном порядке включается в программу работы последующей регулярной сессии СПЧ.
Кроме того, СПЧ может создавать временные и специальные контрольные механизмы. К ним относятся различного рода миссии по установлению фактов, комиссии по расследованию и т.д. Как правило, такие механизмы создаются для единовременного расследования нарушений прав человека, совершенных в контексте конкретных событий, и их мандат обычно носит разовый характер.
Институциональное направление в работе СПЧ подразумевает содействие эффективной координации и интеграции деятельности, касающейся прав человека, в рамках системы ООН. Кроме того, Генеральная Ассамблея поручила СПЧ взять на себя роль и обязанности Комиссии по правам человека в связи с работой Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека.
В связи с имевшей место в первые пять лет работы СПЧ неопределенностью в отношении его статуса и, соответственно, положения в системе ООН, это направление пока находится на начальной стадии развития. С 2012 г. СПЧ проводит на основной сессии тематическую дискуссию по интеграции правозащитной деятельности в системе ООН.
Взаимоотношения Совета и Управления Верховного комиссара ООН по правам человека регулируются Уставом ООН (УВКПЧ является частью Секретариата), а также резолюциями Генеральной Ассамблеи 48/141 и 60/251. УВКПЧ действует в рамках общей компетенции, полномочий и решений СПЧ, а Верховный комиссар по правам человека представляет СПЧ ежегодный доклад.
Организационно-процедурное направление в начальный период функционирования СПЧ было одним из важнейших. В первые полтора года Совет формировал систему вспомогательных органов и определял модальности собственной работы, затем эта деятельность перешла в фазу «тонкой настройки», которая продолжается и в настоящее время.
Вспомогательные органы и механизмы
В последние два десятилетия ХХ в. в КПЧ стали создаваться тематические специальные процедуры. Их важным отличием от страновых является универсальность мандата: тематические специальные процедуры уполномочены отслеживать ситуацию с соблюдением конкретного права или прав конкретной группы лиц во всех странах мира.
К концу ХХ в. специальные процедуры развились в мощную и разветвленную систему. На 1998 г. насчитывалось уже 26 страновых и 27 тематических спецпроцедур.
После переподчинения СПЧ система специальных процедур подверглась масштабному реформированию и пересмотру. По каждому мандату была принята резолюция, учреждающая его вновь уже в качестве механизма СПЧ. Ряд спецпроцедур был упразднен, полномочия и функции других претерпели значительные изменения, было учреждено несколько новых мандатов. По данным на начало 2012 г. в рамках СПЧ функционирует 36 тематических и 10 страновых специальных процедур.
Правовые рамки деятельности конкретных специальных процедур устанавливаются учреждающими их резолюциями, Положениями, регулирующими статус, основные права и обязанности должностных лиц, помимо должностных лиц Секретариата, и экспертов в командировках, резолюциями СПЧ 5/1 и 16/21, а также Кодексом поведения специальных процедур СПЧ, принятым на 5-й сессии Совета. Последний определяет общие принципы поведения мандатариев, их статус, прерогативы и модальности взаимоотношений с государствами и СПЧ. Согласно Кодексу, мандатарии подотчетны СПЧ, имеют статус независимых экспертов ООН, осуществляют свои функции в сугубо личном качестве, обязаны строго соблюдать свой мандат и уважать законодательство государств при осуществлении миссий.
Соблюдение специальными процедурами положения Кодекса поведения было дополнительно закреплено Советом. На своей 8-й сессии Совет постановил следить за осуществлением Кодекса поведения и обязал своего председателя сообщать любую информацию относительно случаев постоянного невыполнения тем или иным мандатарием положений резолюции Совета 5/2, доведенную до его сведения. По получении этой информации СПЧ, если сочтет нужным, может принять надлежащие меры.
Вакансии заблаговременно объявляются УВКПЧ, и консультативная группа представляет Председателю СПЧ не позднее, чем за месяц до начала сессии, на которой Совет будет рассматривать вопрос о выборе мандатариев, список кандидатов, обладающих наивысшей квалификацией для соответствующих мандатов и удовлетворяющих общим критериям и специальным требованиям.
Рекомендации консультативной группы носят публичный характер и должны быть обоснованными. С этой целью кандидаты подают заявку на каждый конкретный мандат вместе с персональными данными и письмом с изложением мотивов, не превышающим 600 слов, а с каждым отобранным кандидатом консультативная группа проводит устное интервью.
Организационно-техническое обеспечение работы спецпроцедур осуществляет УВКПЧ. Система специальных процедур финансируется как из регулярного бюджета ООН, так и за счет добровольных донорских взносов.
Взаимодействие спецпроцедур СПЧ с государствами, как правило, заключается в осуществлении визитов и направлении запросов о якобы имевших место нарушениях прав человека. Результаты данного взаимодействия отражаются в докладах спецпроцедур Совету, которые содержат, помимо прочего, информацию о ситуациях, требующих вмешательства, и рекомендации (хотя последние необязательны к исполнению, они могут иметь существенный политический резонанс). Существует и такая форма реагирования, как публичный призыв к незамедлительным действиям в тех случаях, когда предполагаемые нарушения носят чрезвычайный характер и не могут быть устранены своевременно посредством процедуры запросов.
Краткую, образную и достаточно точную характеристику системе специальных процедур СПЧ дала в одном из своих выступлений бывший Верховный комиссар по правам человека Л.Арбур, которая назвала ее «глазами и ушами международного правозащитного сообщества». Действительно, специальные процедуры показали свою эффективность в плане привлечения внимания к конкретным ситуациям, которые приводят к нарушениям прав человека. Рекомендации спецпроцедур часто отражаются в резолюциях СПЧ и Генеральной Ассамблеи; многие государства осуществляют работу по развитию отдельных аспектов внутренней системы поощрения и защиты прав человека в контакте с мандатариями.
В обязанности Подкомиссии входило проведение исследований, в особенности, на основании Всеобщей декларации прав человека, вынесение рекомендаций КПЧ о предотвращении дискриминации любого рода в отношении прав человека и основных свобод и защите расовых, национальных, религиозных и языковых меньшинств, а также выполнение любых иных функций, которые могут быть возложены на нее ЭКОСОС и КПЧ.
Структура и основные обязанности Консультативного комитета определены резолюцией СПЧ 5/1. Комитет состоит из 18 экспертов, действующих в личном качестве и представляющих все регионы мира. Срок полномочий экспертов составляет три года с возможностью переизбрания, но не более чем на два срока подряд. Эксперты избираются на сессиях СПЧ из числа кандидатов, выдвинутых государствами. Ежегодно переизбирается одна треть членов Комитета.
Функции Консультативного комитета определены как «предоставление экспертных знаний Совету таким образом и в такой форме, в которой они будут востребованы Советом, при уделении основного внимания исследованиям и основанным на исследованиях консультациям». Особо оговорено, что такие экспертные знания предоставляются «только по просьбе Совета в соответствии с его резолюциями и под его руководством».
Консультативный комитет не принимает резолюций или решений и может лишь представлять СПЧ на рассмотрение и утверждение свои соображения по поводу дальнейшего повышения его процедурной эффективности, а также предложения по поводу дальнейших исследований в рамках работы, намеченной Советом.
Члены Консультативного комитета участвуют в конфиденциальной процедуре жалоб.
Деятельность Консультативного комитета по развитию международного права в области прав человека, созданию новых норм и стандартов в этой области, а также представление Совету экспертных консультаций является важным вкладом в поощрение и защиту прав человека на универсальном уровне.
Еще одним механизмом СПЧ, унаследованным от КПЧ, является конфиденциальная процедура жалоб.
Вопрос рассмотрения индивидуальных сообщений о нарушениях прав человека встал перед ООН практически с самого момента ее основания. Уже в 1947 г. ЭКОСОС постановил, что, хотя КПЧ не имеет полномочий принимать решения по полученным ООН сообщениям о нарушениях прав человека, резюме данных сообщений должно передаваться членам Комиссии в конфиденциальном порядке.
В 1959 г. этот механизм получил существенное развитие. ЭКОСОС подключил к рассмотрению сообщений Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств и учредил формат диалога с заинтересованными государствами. Согласно резолюции ЭКОСОС 728F (XXVIII), правительству государства, фигурировавшего в сообщении, направлялась его копия и приглашение представить Комиссии свои комментарии и замечания.
Рассмотрение индивидуальных сообщений по существу с последующим вынесением решений было разрешено КПЧ резолюцией 1235 (XLII) ЭКОСОС. Комиссия получила право в открытом формате рассматривать информацию, связанную с грубыми нарушениями прав человека и проводить исследования ситуаций, которые указывали на систематические нарушения, а также делать рекомендации ЭКОСОС в их отношении.
Дальнейшее развитие механизм рассмотрения индивидуальных жалоб в КПЧ получил в 1970 г. Резолюция ЭКОСОС 1503 (XLVIII) учредила трехступенчатую конфиденциальную процедуру рассмотрения сообщений, которая получила общепринятое название «Процедура 1503».
Первоначальное рассмотрение жалоб осуществлялось Рабочей группой по сообщениям Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, состоявшей из пяти членов Подкомиссии. На этой стадии выделялись сообщения, которые указывали на систематические, грубые и достоверно подтвержденные нарушения прав человека. Отобранные Рабочей группой сообщения передавались в Подкомиссию, которая рассматривала их и решала вопрос о направлении жалоб в КПЧ. В Комиссии жалобы рассматривались по существу; по ним принимались решения и рекомендации, адресованные ЭКОСОС.
Впоследствии КПЧ учредила Рабочую группу по ситуациям, состоявшую из пяти ее членов. Данная группа рассматривала жалобы по существу и готовила рекомендации Комиссии. Мандат данной группы возобновлялся ежегодно, пока в 1990 г. он не был бессрочно закреплен резолюцией КПЧ.
В 2000 г. ЭКОСОС исключил из процедуры стадию рассмотрения жалоб на пленарных заседаниях Подкомиссии. Досье стало передаваться из Рабочей группы по сообщениям непосредственно в Рабочую группу по ситуациям.
По итогам рассмотрения жалобы КПЧ могла принять следующие решения:
— прекратить рассмотрение вопроса;
— отложить рассмотрение вопроса до получения дополнительной информации от заинтересованного государства;
— назначить независимого эксперта (или поручить Генеральному секретарю ООН назначить специального представителя) для дальнейшего диалога с заинтересованным государством и поручить ему представить доклад на следующей сессии Комиссии;
— перевести рассмотрение вопроса в открытый формат, предусмотренный резолюцией ЭКОСОС 1235.
Все стадии процесса до рассмотрения вопроса КПЧ включительно осуществлялись в конфиденциальном порядке; сообщения обсуждались на закрытых заседаниях. На уровне КПЧ, вместе с тем, определенная информация получала огласку. Так, с 1978 г. в Комиссии укоренилась практика объявлять государства, которые будут рассматриваться в ходе сессии в рамках «процедуры 1503». С 1984 г. это стало делаться и в отношении государств, расследование по которым было прекращено. Рекомендации КПЧ ЭКОСОС включались в открытый доклад Комиссии. Кроме того, КПЧ имела право рекомендовать ЭКОСОС предать материалы сообщений огласке, что и было сделано в ряде случаев.
Резолюция Генеральной Ассамблеи 60/251 передала «процедуру 1503» в ведение СПЧ и поручила Совету сохранить и при необходимости совершенствовать и рационализировать ее. Новый формат и модальности процедуры получили отражение в резолюции СПЧ 5/1.
Стадии рассмотрения жалоб (за исключением передачи дела в ЭКОСОС) и формат рабочих групп были сохранены. Члены Рабочей группы по сообщениям выбираются на три года из числа экспертов Консультативного комитета СПЧ, по одному от каждой региональной группы. Они принимают решение относительно приемлемости сообщения и оценивают существо утверждений о нарушениях, а также определяют, свидетельствует ли представленное сообщение о систематических и достоверно подтвержденных грубых нарушениях прав человека. После этого Рабочая группа по сообщениям направляет Рабочей группе по ситуациям сообщения, признанные приемлемыми, а также рекомендации в этой связи.
Члены Рабочей группы по ситуациям являются представителями государств-членов СПЧ, назначаемыми на годовой срок по одному от каждой региональной группы. Рабочая группа по ситуациям на основе информации и рекомендаций, полученных от Рабочей группы по сообщениям, представляет Совету доклад о систематических и достоверно подтвержденных грубых нарушениях прав человека и предлагает СПЧ рекомендации относительно возможных мер (как правило, в виде проекта резолюции или решения Совета).
Обе рабочие группы проводят по два совещания в год, каждое продолжительностью пять рабочих дней. На них изучаются полученные сообщения и ответы государств, а также ситуации, уже переданные в СПЧ в рамках процедуры.
СПЧ рассматривает сообщения, доведенные до его сведения Рабочей группой по ситуациям, так часто, насколько это необходимо, но не реже одного раза в год. Период времени с момента направления жалобы соответствующему государству до рассмотрения ее Советом не должен превышать 24 месяцев.
К возможным мерам по итогам рассмотрения жалоб в СПЧ добавилась опция «рекомендовать УВКПЧ оказать соответствующей стране техническое содействие, помощь в укреплении ее потенциала или консультативные услуги».
В последние годы количество жалоб, проходящих по конфиденциальной процедуре, существенно сократилось. Это связано с расширением работы договорных органов по индивидуальным сообщениям, укреплением и развитием региональных контрольных механизмов в области прав человека, а также реформой процедуры, проведенной в 2006-2007 гг. Кроме того, по ряду наиболее сложных ситуаций в области прав человека были созданы отдельные специальные процедуры.
После упразднения КПЧ в 2006 г. Форум перешел в ведение СПЧ. Базовые параметры его функционирования уже в качестве механизма СПЧ были определены в 2007 г. резолюцией Совета 6/13.
Форум проводит одну трехдневную сессию в год. Председатель-докладчик Форума назначается Председателем СПЧ по предложению региональных групп; соблюдается принцип ротации поста между группами. В качестве консультантов назначается до четырех представителей тематических специальных процедур СПЧ, включая независимого эксперта по вопросу о правах человека и крайней нищете и независимого эксперта по вопросу о правах человека и международной солидарности.
Участие в Форуме открыто для государств, межправительственных организаций, различных компонентов системы ООН, национальных правозащитных институтов, представителей НПО, имеющих консультативный статус при ЭКОСОС, а также других неправительственных организаций, чьи цели и принципы соответствуют духу, целям и принципам Устава ООН.
Повестка дня Форума определяется на ежегодной основе с учетом его предложений и закрепляется в соответствующей резолюции СПЧ. По итогам каждой сессии Форум представляет доклад, который рассматривается Советом в ходе одной из регулярных сессий.
Форум по вопросам меньшинств был учрежден в сентябре 2007 года резолюцией СПЧ 6/15 вместо Рабочей группы Подкомиссии по вопросам меньшинств, существовавшей с 1995 года.
Участие в Форуме открыто для государств, межправительственных организаций, органов, специализированных учреждений, фондов и программ ООН, национальных правозащитных институтов, научных кругов и экспертов по вопросам меньшинств и неправительственных организаций, имеющих консультативный статус при ЭКОСОС, а также неправительственных организаций, цели и задачи которых соответствуют духу, целям и принципам Устава ООН.
Общее руководство работой Форума осуществляет Независимый эксперт СПЧ по вопросам меньшинств. Помимо непосредственной подготовки ежегодных сессий Форума, Независимый эксперт предлагает СПЧ возможные темы для обсуждения на совещаниях.
Председатель СПЧ назначает на основе региональной ротации председателя Форума из числа экспертов по вопросам меньшинств, кандидатуры которых выдвигаются членами Совета и наблюдателями.
По итогам каждой сессии Форум принимает рекомендации и представляет СПЧ доклад.
Экспертный механизм по правам коренных народов заменил Рабочую группу по вопросу прав коренных народов Подкомиссии. Он состоит из пяти независимых экспертов, назначаемых сроком на три года в соответствии с процедурой отбора кандидатов на посты специальных процедур СПЧ. Эксперты могут быть переизбраны еще на один трехлетний срок.
Экспертный механизм ежегодно представляет СПЧ доклады о своей работе.
Универсальный периодический обзор
В общих чертах основные параметры УПО определяются в резолюции 60/251. Обзор «должен быть механизмом сотрудничества, основанным на интерактивном диалоге с соответствующей страной при ее активном участии и учете ее потребностей в создании потенциала», «дополнять, а не дублировать работу договорных органов».
Предмет УПО, т.е. обязательства, соблюдение которых оценивается в рамках обзора, составляют Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, договоры по правам человека, в которых участвует государство, проходящее процедуру УПО, а также добровольные заявления и обязательства государств, в том числе сделанные или взятые при представлении их кандидатур для избрания в СПЧ. Кроме того, в основу обзора входят применимые нормы международного гуманитарного права, которые должны приниматься во внимание с учетом взаимодополняющего и взаимосвязанного характера международного права в области прав человека и международного гуманитарного права.
На первый взгляд, складывается парадоксальная ситуация: чем меньший объем международных обязательств (как договорных, так и добровольных) берет на себя государство, тем эже для него рамки УПО. Соответствующие опасения высказывались государствами на начальном этапе разработки мандата СПЧ. В теории это действительно так, однако на практике этот дисбаланс уравнивается включением в основу обзора Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека. В принципе, любая рекомендация, направленная на более полное соблюдение государством своих договорных обязательств в области прав человека, может быть обоснована и соблюдением положений этих документов.
Целями УПО являются:
· улучшение положения в области прав человека на местах;
· выполнение обязательств государства в области прав человека и оценка позитивных изменений и стоящих перед ним проблем;
· укрепление потенциала государства и технической помощи в консультации с соответствующим государством и с его согласия;
· обмен примерами наилучшей практики между государствами и другими заинтересованными сторонами;
· поддержка сотрудничества в области поощрения и защиты прав человека;
· поощрение всестороннего сотрудничества и взаимодействия с СПЧ, другими правозащитными органами и УВКПЧ.
Таким образом, деятельность УПО направлена на системное укрепление деятельности государств в области поощрения и защиты прав человека. Важно также, что УПО призван поощрять сотрудничество государства с другими существующими контрольными процедурами в области прав человека.
При изучении механизма УПО особое внимание следует уделить его основополагающим принципам, которые во многом определяют характер обзора, его роль и место в универсальной системе защиты прав человека.
Положения о сотрудничестве и интерактивном диалоге следует рассматривать во взаимосвязи с другими принципами: обеспечение полного участия рассматриваемой страны и проведение УПО на объективной, транспарентной, неизбирательной, конструктивной, неконфронтационной и неполитизированной основе. В теории это означает, что рекомендации государствам и конкретные меры, направленные на улучшение положения в области прав человека в стране должны формулироваться в ходе заинтересованного двустороннего диалога. На практике дело обстоит по-иному: обзор отнюдь не свободен от двойных стандартов и политизации, а рекомендации зачастую готовятся без учета реальной ситуации в подконтрольном государстве.
УПО должен дополнять, а не дублировать другие механизмы по правам человека, тем самым обеспечивая «добавленную стоимость». Этот принцип, а также цель поощрения сотрудничества с другими правозащитными механизмами ООН, лежат в основе взаимоотношений УПО с другими элементами универсальной системы защиты прав человека.
УПО призван не быть слишком обременительным для соответствующего государства и для повестки дня СПЧ; а также не быть слишком долгим; он должен быть реалистичным и не должен отвлекать непропорционально много времени, людских и финансовых ресурсов. Эти принципы носят технический характер и не позволяют обзору превращаться в тяжелое бремя для развивающихся и наименее развитых государств, возможности которых по участию в международных процедурах весьма ограничены.
УПО не должен ослаблять потенциал СПЧ реагировать на неотложные ситуации в области прав человека. Данный принцип был включен в УПО с подачи стран Запада по политическим мотивам: в противовес инициативе стран Движения неприсодинения прекратить практику рассмотрения и принятия в СПЧ критических резолюций по положению в области прав человека в отдельных странах под тем предлогом, что это дублирует УПО.
УПО должен полностью интегрировать гендерную перспективу. Названный принцип отражает растущее значение в системе ООН проблематики обеспечения равенства полов. Во время создания УПО активно обсуждалась тема учета положения женщин во всех аспектах деятельности ООН, что привело впоследствии к созданию новой структуры «ООН-женщины».
Не ставя под сомнение универсальность прав человека, следует отметить, что договорные и внедоговорные нормы в области прав человека, входящие в основу обзора, носят достаточно общий характер и оставляют определенный «зазор» в толковании с целью обеспечения возможности соблюдения баланса свобод личности и интересов общества. Кроме того, большинство экономических, социальных и культурных прав предполагают их осуществление в той мере, в какой это возможно в государстве.
Порядок проведения УПО. УПО проводится на основании трех документов: национального доклада и двух подборок информации, которые готовит УВКПЧ.
В национальный доклад может быть включена любая информация, которая будет сочтена уместной соответствующим государством и которая может представляться либо устно, либо письменно при том условии, что письменный материал с кратким изложением такой информации не должен превышать по объему 20 страниц. Государствам предлагается готовить такие материалы в рамках процесса широких консультаций на национальном уровне со всеми заинтересованными сторонами;
УВКПЧ готовит подборку информации, содержащейся в докладах договорных органов, специальных процедур, включая замечания и комментарии соответствующего государства, и в других соответствующих официальных документах ООН. Ее объем не должен превышать 10 страниц.
Кроме того, УВКПЧ представляет резюме дополнительной заслуживающей доверия и надежной информации, представленной другими заинтересованными сторонами для проведения обзора. В нее входит информация, направляемая неправительственными организациями и национальными правозащитными учреждениями. Ее объем также не должен быть более 10 страниц.
Подобная диверсификация источников информации представляет собой важное нововведение по сравнению с другими контрольными процедурами, предусматривающими рассмотрение докладов. Так, основные международные договоры в области прав человека не предполагают официального представления «альтернативных» докладов, хотя направление неправительственными организациями информации в договорные органы имеет место на практике.
Стадия подготовки включает в себя составление национального доклада и представление его в УВКПЧ, а также подготовку подборок информации. Все три документа переводятся на все официальные языки ООН, рассылаются государствам-членам и размещаются в открытом доступе на сайте УВКПЧ.
Для обеспечения более продуктивного диалога с государством, проходящим процедуру обзора, члены и наблюдатели СПЧ имеют право задать дополнительные письменные вопросы, которые размещаются на сайте УВКПЧ в открытом доступе и препровождаются заинтересованному государству.