действующее уголовное право рф кодифицированное
Уголовное право. Тема № 1 «Понятие, принципы, задачи и система уголовного права. Наука уголовного права, ее предмет, метод и задачи». Тест для самопроверки
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Действующее уголовное право РФ …
Модернизированное
Реформированное
Специальное
Кодифицированное
2. Источник уголовного права
Обычай
Уголовный кодекс
Постановление Пленума Верховного Суда РФ
Конституция Российской Федерации
3. Орган, в компетенции которого принимать уголовные законы РФ
Конституционный Суд
Государственная Дума
Совет Федераций
Верховный Суд
4. Правоприменительным актом является:
Уголовно-правовая норма
Гипотеза
Диспозиция
Акт амнистии
5. Функции уголовного права:
Охранительная, регулятивная, превентивная
Регулятивная, хозяйственная, превентивная
Охранительная, хозяйственная, превентивная
Регулятивная, административная, хозяйственная
6. Нормы международного права имеют приоритет перед нормами российского уголовного права.
Да
Нет
7. Понятие «уголовное право» включает в себя
Уголовное законодательство
Уголовно-исполнительное законодательство
Уголовно-процессуальное законодательство
Учебную дисциплину, которая представляет собой систему знаний об уголовном законодательстве
Криминологию
8. Принципом уголовного права не является …
Законность
Презумпция невиновности
Равенство
Справедливость
Гуманизм
Статья 1 УК РФ. Уголовное законодательство Российской Федерации
1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.
2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.
Комментарии к ст. 1 УК РФ
1. Уголовное законодательство РФ представляет Уголовный кодекс, являющийся единым и единственным кодифицированным актом уголовного законодательства. Согласно ч. 1 ст. 1 УК новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат обязательному включению в Кодекс в качестве поправок, дополнений или новых статей. Ни один уголовный закон не может действовать отдельно от УК, что выступает одной из гарантий соблюдения законности при производстве по уголовным делам.
2. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ уголовное законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации. Субъекты РФ и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие уголовную ответственность или освобождающие от нее. Например, Верховным Судом РФ признан противоречащим федеральному законодательству принятый в одном из субъектов закон о помиловании.
Прямое отношение к уголовному законодательству имеют и другие конституционные нормы, закрепляющие права и свободы граждан, и обеспечивающиеся правосудием (ст. 18); принцип равенства перед законом и судом (ст. 19); ограничение применения смертной казни (ст. 20); заключение под стражу только по решению суда (ст. 22); недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50); правило об обратной силе закона (ст. 54), недопустимость издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ст. 55), и др.
БВС РФ. 1996. N 10. С. 7, 8.
БВС РФ. 2005. N 5. С. 20.
Ориентиром для судов является Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Соответствующие разъяснения по этому вопросу даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».
В иных случаях наряду с международным договором РФ следует применять соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для реализации положений указанного международного договора. Однако международно-правовые нормы о соответствующих преступлениях (например, Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.) могут применяться лишь при их включении в УК. Такие нормы в Кодексе имеются, например, в ст. ст. 355, 356.
Уголовный кодекс РФ
Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) — основной и единственный источник уголовного права, единственный нормативный акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации.
Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, подписан Президентом 13 июня 1996 года и вступил в силу с 1 января 1997 года, сменив Уголовный кодекс РСФСР 1960 года, применявшийся до тех пор.
Содержание
История принятия [ ]
В 1993—1994 годах велась также работа по разработке альтернативных проектов Уголовного кодекса. Если Особенная часть этих проектов в целом совпадала с проектом 1992 года, то в Общей части имелись значительные расхождения: предусматривались такие новации, как введение уголовной ответственности юридических лиц, разделение уголовного законодательства на кодифицированное и некодифицированное, понижение возраста уголовной ответственности, введение кары как цели наказания и т. д. [2]
Наконец, 24 мая 1996 года окончательный вариант Уголовного кодекса РФ принимается Государственной Думой. 5 июня 1996 года он одобряется Советом Федерации, а 13 июня 1996 года он подписывается Президентом РФ.
Отличия от предыдущих актов [ ]
Уголовное законодательство Российской Федерации [ ]
В соответствии со ст. 105 Конституции РФ, органом, уполномоченным принимать федеральные законы, является Государственная Дума Федерального Собрания РФ.
Хотя истории уголовного права России известны некодифицированные акты уголовного законодательства, с середины XIX века уголовное законодательство России является кодифицированным. В настоящее время в России также действует кодифицированный уголовный закон: Уголовный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 января 1997 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 УК РФ, он является единственным уголовным законом, подлежащим применению на территории РФ. Все остальные законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК РФ. Поэтому все законодательные акты такого характера принимаются в форме изменений и дополнений к Уголовному кодексу РФ.
Структура Уголовного кодекса [ ]
Кодекс представляет собой кодифицированный нормативный акт (кодекс), отличающийся внутренним единством и состоящий из двух частей (Общей и Особенной).
Общая часть включает 6 разделов, 15 глав и статьи 1 — 104³. Её нормы определяют общие принципы и положения уголовного права, пределы действия уголовного закона во времени и в пространстве, понятие и категории преступлений, лиц, подлежащих уголовной ответственности, понятие вины, её форм и видов, положения, касающиеся неоконченной преступной деятельности, соучастия в преступлении, наказания, его видов, целей и порядка назначения, случаи, когда лицо может быть освобождено от уголовной ответственности и наказания, особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, понятие и содержание иных мер уголовно-правового характера.
Особенная часть кодекса состоит из шести разделов, девятнадцати глав и статей 105—360, и описывает составы конкретных преступлений, а также перечисляет санкции (виды и размеры наказаний) за их совершение. Система Особенной части УК РФ отражает приоритеты уголовно-правовой охраны: на первое место в ней ставятся преступления против личности, и только затем преступления в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, военной службы, мира и безопасности человечества.
В кодексе применяется сплошная нумерация статей, глав и разделов. Если в кодекс включаются новые статьи или главы, нумерация уже существующих не изменяется, а добавившиеся статьи или главы получают номер наиболее близкой по содержанию структурной единицы кодекса с добавлением цифрового обозначения, записываемого через точку или верхним индексом: 104.1 или 104¹. В случае исключения статьи нумерация других статей также не изменяется, а на месте исключённой статьи делается соответствующая запись.
Действие УК РФ во времени [ ]
Порядок введения в действие Уголовного кодекса РФ изложен в специальном федеральном законе «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации». Согласно ему, Уголовный кодекс РФ вступил в силу с 1 января 1997 года, за исключением некоторых положений. Согласно ст. 4 этого закона, отдельные положения о наказаниях вводятся в действие по мере создания необходимых условий для их исполнения, но не позднее определённого срока: нормы о наказании в виде обязательных работ — не позднее 2004 года, о наказании в виде ограничения свободы — не позднее 2005 года, и о наказании в виде ареста — не позднее 2006 года.
В порядке исключения уголовному закону может придаваться обратная сила, т.е. его действие распространяется на лиц, совершивших преступление до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Ст. 10 УК РФ устанавливает, что обратную силу имеет уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление. Ни в каких других случаях обратная сила уголовному закону придаваться не может, это запрещено ст. 54 Конституции РФ.
Действие УК РФ в пространстве [ ]
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Уголовного кодекса РФ он распространяет своё действие на всю территорию Российской Федерации (территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве). К территории Российской Федерации для целей определения границ действия УК РФ относятся:
Международным правом устанавливаются ограничения в отношении осуществления уголовной юрисдикции РФ по преступлениям, совершённым на борту морских судов под флагом иностранных государств, находящихся в пределах территориального моря РФ, и воздушных судов таких государств, находящихся в пределах воздушного пространства РФ. Ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года устанавливает, что юрисдикция прибрежного государства распространяется только на случаи, когда последствия преступления распространяется на прибрежное государство, либо преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море, либо если капитан судна или дипломатический (консульский) представитель государства флага обратится с просьбой о помощи к местным властям, либо если эти меры необходимы для пресечения незаконного оборота наркотических или психотропных средств.
Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 года устанавливает, что в отношении преступлений, совершённых на борту воздушных судов других государств, находящихся в территориальном воздушном пространстве, уголовная юрисдикция осуществляется лишь если преступление имеет последствия на территории государства, либо совершено гражданином (резидентом) или в отношении гражданина (резидента) такого государства, либо направлено против безопасности государства, либо связано с нарушением правил воздушных полётов, либо если вмешательство требуется для выполнения международных обязательств данного государства.
Таким образом, в отношении всех прочих преступлений, совершённых на борту воздушных и морских судов применяется закон государства флага. Это же относится и к морским и воздушным судам РФ, находящимся в пределах территориального моря и воздушного пространства иностранных государств.
Международным правом могут устанавливаться исключения из территориальной уголовной юрисдикции РФ. Одним из наиболее известных таких исключений является дипломатический и консульский иммунитет.
УК РФ также распространяет своё действие на граждан РФ и постоянно проживающих в РФ лиц без гражданства, совершивших преступление на территории иностранного государства, при условии, что в отношении их не имеется решения суда этого государства (принцип гражданства), а также на военнослужащих воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами России (если иное не предусмотрено международным договором). Применение мер ответственности в этом случае (в соответствии с изменениями, внесёнными в УК РФ в 2006 году) не ставится в зависимость от того, считается ли совершённое деяние преступлением в иностранном государстве (ст. 12 УК РФ).
Ответственности по УК РФ подлежат также иностранные граждане и лица без гражданства, не являющиеся резидентами РФ, если совершённое ими преступление направлено против интересов РФ или её гражданин или резидентов (реальный принцип действия уголовного закона), либо ответственность за данное деяние предусматривается международным договором Российской Федерации (универсальный принцип действия уголовного закона).
Направления совершенствования уголовного законодательства России [ ]
Учёными называются следующие основные направления совершенствования Уголовного кодекса Российской Федерации [25] :
Уголовное право. Тест 6
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. Источник уголовного права
Конституция Российской Федерации
Постановление Пленума Верховного Суда РФ
Обычай
Уголовный кодекс
2. Действующее уголовное право РФ
Модернизированное
Кодифицированное
Реформированное
Специальное
3. Правоприменительным актом является
Акт амнистии
Гипотеза
Диспозиция
Уголовно-правовая норма
4. Под криминализацией в уголовно правовой политике следует понимать процесс изменения
основных задач и принципов уголовного права
норм Особенной части путем введения в нее новых составов преступлений, как результат выявления новых общественно опасных форм индивидуального поведения
норм Особенной части путем исключения, отдельных составов преступлений переставших быть общественно опасными
5. Нормы международного права имеют приоритет перед нормами российского уголовного права
Да
Нет
6. Временем совершения преступления признается
Время совершения общественно опасного действия (бездействия)
Момент задержания преступника
Время наступления последствий от общественно опасного действия (бездействия)
7. Орган, в компетенции которого принимать уголовные законы РФ
Верховный Суд
Конституционный Суд
Совет Федераций
Государственная Дума
8. Понятие «уголовное право» включает в себя
Учебную дисциплину, которая представляет собой систему знаний об уголовном законодательстве
Криминологию
Уголовно-процессуальное законодательство
Уголовное законодательство
Уголовно-исполнительное законодательство
9. Закон, не имеющий обратной силы
Устраняющий преступность деяния
Усиливающий наказание
Смягчающий наказание
10. Под декриминализацией в уголовно правовой политике следует понимать процесс изменения
основных задач и принципов уголовного права
норм Особенной части путем исключения отдельных составов преступлений переставших быть общественно опасными
норм Особенной части путем введения в нее новых составов преступлений, как результат выявления новых общественно опасных форм индивидуального поведения
11. Принципом уголовного права не является
Законность
Справедливость
Гуманизм
Равенство
Презумпция невиновности
12. Части уголовного кодекса
Общая и кодифицированная
Общая и Особенная
Общая и основная
13. Функции уголовного права
превентивная
административная
охранительная
регулятивная
хозяйственная
14. Средства уголовной политики
Криминализация
Депенализация
Пенализация
Декриминализация
Оптимизация
15. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона относятся к территории действия УК РФ
Да
Нет
Только континентальный шельф
Только исключительная экономическая зона
Уголовное право России: понятие, предмет и метод. Задачи и функции уголовного права
Уголовное право: понятие, предмет, метод и структура
Уголовный кодекс Российской Федерации был принят Государственной думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года и введен в действие с 1 января 1997 года Федеральным законом № 64-Ф3 от 13 июня 1996 года. Тем самым был завершен период подготовки качественно нового уголовного законодательства, регулирующего и охраняющего общественные отношения Российского государства на современном этапе. Ранее действовавший Уголовный кодекс РСФСР, принятый 27 октября 1960 года и введенный в действие с 1 января 1961 года прекратил свое существование, как и все законы, которые внесли изменения и дополнения в Уголовный кодекс РСФСР в период его действия.
Чем же вызвана необходимость разработки и принятия нового Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ)? Прежде всего, это продиктовано коренными изменениями в социально-экономических отношениях в условиях перехода к рынку. На смену коллективным формам собственности (государственной, общественной) пришла преимущественно частная форма собственности, вместо государственного планового хозяйства формируется рыночный механизм, что требует создания иного правового механизма и разработки законодательной базы уголовно-правового регулирования, ориентированного на охрану не только личности и интересов личности и государства, но и рыночных отношений, всех форм собственности, предпринимательства от преступных посягательств.
Коренным образом изменилось государственное устройство, политическая и идеологическая системы. Взамен Советской власти, основанной на социалистических принципах и идеологии, пришло светское демократическое правовое государство с президентской формой правления (ст. 11 Конституции Российской Федерации). Современный период характеризуется также отсутствием господства одной идеологии во всех сферах жизни общества и Российского государства. Это обусловило при разработке и принятии нового уголовного законодательства адекватно отразить изменения государственно-правовых, социально-экономических, идеологических и иных аспектов российской действительности.
Источником уголовного законодательства России, как это следует из ст. 1 УК РФ, является только настоящий кодекс. Все новые законы, дополнения и изменения, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат кодификации, т. е. включению в УК РФ.
Уголовное право – это совокупность правовых норм, принятых в установленном порядке высшим законодательным органом России, в которых содержатся общие положения, определяются преступные формы поведения, устанавливаются виды и размеры уголовной ответственности и наказания, а также меры, подкрепляющие и заменяющие уголовно-правовое воздействие.
Уголовное законодательство России, нашедшее отражение в УК РФ, таким образом, представляет собой систематизированное и кодифицированное уголовное законодательство, включающее в себя всю совокупность обязательных и исчерпывающих уголовно-правовых норм, действующих в России. Уголовный кодекс РФ – единственный источник уголовного права, все остальные нормативные правовые акты государства, решения Конституционного суда РФ, Верховного, Высшего арбитражного суда РФ, иных судебных органов, приказы Генеральной прокуратуры РФ, других правоохранительных и правоприменительных органов, субъектов РФ носят лишь ориентирующий, вспомогательный и разъясняющий характер и не могут быть источником уголовного законодательства.
Уголовное право, базирующееся на уголовном законодательстве, является отраслью права, входящего в структуру отраслей права Российской Федерации. Для разграничения отраслей права используют предмет и метод. Самостоятельность уголовному праву как учебной дисциплины и как отрасли права придают:
1) предмет регулирования, т. е. такие общественные отношения, которые возникают только после совершения преступления между лицом, его совершившим, и государством через специально уполномоченные органы уголовной юстиции, применяющие уголовный закон. Таким образом, ппредмет уголовного права определяет, какие общественные отношения регулируются нормами уголовного права;
2) метод регулирования, присущий уголовному праву, который состоит в разработке социально обоснованных уголовно-правовых запретов определенных форм правонарушающего поведения, нахождении законодательных конструкций таких запретов, позволяющих привлекать виновных в совершении преступлений к ответственности и наказанию. Следовательно, метод уголовного права определяет, как указанные в предмете общественные отношения регулируются нормами уголовного права.
В уголовном праве находит отражение охрана прав личности, ее интересов, всех форм собственности, конституционного устройства государства и международно-правовых отношений, охраняемых уголовно-правовыми нормами. Международно-правовые нормы обязательно учитываются в российском уголовном законодательстве. На них в ряде случаев основаны в нашем уголовном законодательстве, например, принципы обращения с правонарушителями; запрет пыток и других форм ущемления прав личности; мораторий на применение смертной казни; вопросы выдачи преступников, оказание помощи другим государствам в деле борьбы с терроризмом, наркоманией, фальшивомонетничеством и т. д. Активно вырабатываются взаимоприемлемые межгосударственные отношения в сфере применения уголовно-правовых средств и борьбы с преступлениями, носящими межгосударственный характер.
Наиболее полно специфика уголовного законодательства, его содержания, структуры и принципов, на которых оно базируется, определены в предмете уголовного права как учебной дисциплины и обособленной отрасли российского права. Как учебная дисциплина, уголовное право – это совокупность учебного материала, расположенного в соответствии со структурой УК РФ, рассматривающего теоретические положения, комментирующего нормы уголовного законодательства. Это позволяет студентам юридических вузов усвоить основные положения и в последующей правоприменительной деятельности в роли специалиста – юриста проводить квалификацию, давать обоснованную уголовно-правовую оценку совершенному преступлению, определять наказание, участвовать в защите на всех стадиях уголовного судопроизводства, принимать участие в исполнении назначенных судом наказаний.
Задачи и функции уголовного права
Задачи уголовного права формируются исходя из необходимости повышения эффективности охраны уголовно-правовыми средствами жизни, здоровья, чести и достоинства личности и иных ее законных интересов, решения социально-экономических проблем, стоящих перед обществом и государством на современном этапе развития, они теснейшим образом связаны с состоянием криминальной ситуации, с потребностями в обеспечении правопорядка и законности в Российской Федерации.
Задачи уголовного права определяют объекты и приоритеты уголовно-правовой охраны. В Уголовном кодексе РФ по сравнению с ранее действовавшим уголовным законодательством изменены приоритеты уголовно-правовой охраны. Ими, согласно ст. 2 УК РФ, являются:
Шкала ценностей объектов, находящихся под охраной уголовного законодательства, построена исходя из международного законодательного опыта и провозглашенных Россией приоритетов, которые можно представить как охрану интересов «личности – общества – государства – мира и безопасности человечества». Ранее приоритеты уголовно-правовой охраны исходили из первоочередной защиты государства, общественных интересов, а затем личности и ее интересов. Указанные в ст. 2 Уголовного кодекса РФ объекты уголовно-правовой охраны защищаются не только уголовным законодательством, но и нормами иных отраслей права.
Задачи теснейшим образом связаны с функциями уголовного права. В теории уголовного права выделяются:
регулятивная функция, проявляющаяся в воздействии на поведение людей уголовно-правовых предписаний с целью формирования законопослушных форм поведения («не убий», «не укради» и т. п.) Эта функция является как бы производной от конкретных запретов;
охранительная функция, связанная с непосредственной охраной тех объектов (общественных отношений), посягательство на которые влечет уголовную ответственность;
воспитательная функция, проявляющаяся в формировании законопослушного поведения людей при реализации как регулятивной функции путем исполнения уголовно-правовых предписаний, так и охранительной функции под угрозой санкций при выходе за рамки законопослушного поведения. Для уголовного права при этом неважна мотивация законопослушного поведения, важно, чтобы гражданин просто не нарушал уголовный закон;
предупредительная функция (ее называют еще превентивная) имеет две сферы воздействия. Во-первых, общее предупреждение. Оно связано с угрозой наказания для всех членов общества, независимо от социальных, национальных, экономических, религиозных и иных обстоятельств, характеризующих личность, в случаях совершения ими преступления. Речь, конечно же, идет прежде всего о недопущении совершения преступления так называемыми лицами «зоны криминального риска», которые при определенных условиях могут совершить преступление (например, «семейные дебоширы», недисциплинированные водители автотранспорта и др.) Но это превентивное воздействие также обращено и к законопослушным гражданам, так как предостерегает их от легкомыслия и небрежности в поведении, что в противном случае может привести к преступным последствиям. Во-вторых, специальное предупреждение. Оно связано с превентивным воздействием на лицо, которое уже ранее совершало преступление и привлекалось к уголовной ответственности или наказанию. Ответственность или наказание для таких лиц является разновидностью социального контроля государства за их поведением (осуждение к лишению свободы, исправительным работам и другим видам наказания), что существенно сводит к минимуму саму возможность совершения в таких условиях нового преступления. В то же время это не может служить гарантией того, что данное лицо вновь не совершит преступление. Повторная уголовная ответственность и наказание может назначаться судом в более широких рамках, чем за первое преступление данного вида. Специальное предупреждение связано с общим предупреждением, так как «показывает», к каким последствиям приводит совершение преступления. Это имеет важное значение, прежде всего, в отношении лиц, находящихся в «зоне криминального риска». В УК РФ специально выделена задача предупреждения преступлений (ст. 2), что придает большую значимость рассматриваемой функции;
стимулирующая (поощрительная) функция, которая, несмотря на преимущественно «карательный» характер, выражающийся в наказании лиц, совершающих преступления, свойственна уголовному праву. Благодаря ей предоставляется возможность активных действий по пресечению преступлений и устранению (смягчению) преступных последствий (нормы необходимой обороны, причинение вреда или задержание лица, совершившего преступление, и др.). Перечень данных обстоятельств, исключающих преступность деяния, значительно расширен (он приведен в §§ 26 – 30, а также в примечаниях к ст.ст. 126, 205, 304 УК РФ и др.)
Задачи уголовного законодательства могут уточняться и дополняться в период реформирования общественных отношений, а также при изменении уголовной политики России. Реформирование уголовного законодательства связано с крупными и кардинальными изменениями в политической, социально-экономической и правовой стратегии государства. Уголовная политика, как составная часть социальной политики Российского государства, подготавливает, во-первых, концептуальные основы реформы и формирования задач уголовного закона. Во-вторых, готовит базу для приведения законодательства в соответствие со складывающимися реалиями, общественными притязаниями и ожиданиями населения по противодействию криминальной ситуации. В-третьих, реализует уголовное законодательство и отраженные в нем задачи и функции на правоприменительном уровне через органы уголовной юстиции, добиваясь стабильности в обществе, обеспечения защиты личности, ее интересов, а также интересов общества и государства путем применения уголовно-правовых средств воздействия на преступность.
Уголовное право России, как учебная дисциплина, принадлежит к числу профилирующих в профессиональном обучении студентов юридических образовательных учреждений. Его целью является формирование знаний в области уголовного права, а также умений и навыков в применении основных положений уголовного законодательства России в будущей деятельности.
Задачами уголовного права, как учебной дисциплины, являются:
Реализация в полном объеме этих задач позволит подготовить профессионально грамотных юристов, способных эффективно вести борьбу с преступностью уголовно-правовыми средствами.
Наука уголовного права
Наука уголовного права представляет собой систему концептуальных идей, взглядов и воззрений на проблемы развития уголовной ответственности и наказания, эффективности уголовного закона и практики его применения. Направления поиска уголовно-правовых средств и возможностей повышения эффективного их применения, прежде всего, для позитивных изменений количественных и качественных параметров преступности, характера и степени общественной опасности, совершаемых преступлений обусловлены многими обстоятельствами:
Наука уголовного права, таким образом, является способом и условием развития уголовного права как учебной дисциплины, она способствует последовательному повышению уровня теоретических положений учебной дисциплины, обобщению и внедрению в процессе подготовки юридических кадров оптимальных методов в правоприменительную практику для взаимного обогащения теории и практики. Наука, опираясь на социологические методы познания объективной действительности, развивает уголовно-правую теорию и правоприменительную практику. Используются возможности сравнительного правоведения, изучается зарубежный опыт применения уголовно-правовых норм в борьбе с преступностью и передовой опыт законодательной техники для разработки уголовно-правовых запретов, способов и форм ответственности и наказания за нарушения соответствующих уголовно-правовых запретов применительно к российской действительности. К используемым уголовно-правовой наукой методам исследования относятся догматический, социологический, сравнительно-правовой, историко-правовой, диалектический (философский) и др.1 Все они в различной степени позволяют развивать науку уголовного права, способствуют повышению эффективности применения уголовно-правовых норм в борьбе с преступностью в России, а также уровню охраны уголовно-правовыми средствами прав и интересов личности, общества и государства.
Догматический метод познания науки уголовного права состоит в использовании возможностей формальной логики для построения силлогизмов, вытекающих из смысла уголовно-правовой нормы, выяснения непротиворечивости и логической обусловленности содержания элементов нормы с иными нормативными предписаниями и соотносимости запрета и санкции за его нарушение.
Социологический метод (иногда речь идет о социологии уголовного права) связан с определением социальной (общественной) обусловленности запретов, социально- психологическим восприятием уголовно-правовых норм и запретов населением, различными группами населения, поиском эффективных приемов реализации социологических механизмов в уголовном праве. Такой подход можно проиллюстрировать следующим образом. Для современного общества характерно то, что уголовно-правовое принуждение играет вспомогательную роль в реализации социально значимых задач. Объем применения уголовно-правового принуждения в деле борьбы с преступлениями зависит от социальных потребностей и притязаний общества. В наибольшей степени предпочтительно направление, связанное с «экономией» уголовно-правовой репрессии (принуждения). Экономия уголовно-правового принуждения принимает различные формы: декриминализация общественно опасных деяний и перевод их в разряд административных деликтов; замена уголовной ответственности за совершенные преступления иной ответственностью и т. п.
Безусловно, это процесс «с двухсторонним движением», и интенсивность декриминализации находится в прямой зависимости от уровня криминализации общества и от успехов в деле борьбы с преступностью. Забвение данного условия может причинить вред уголовным правоотношениям. При соблюдении указанного условия сокращение сферы уголовно-правового принуждения способно повысить его эффективность. И, наоборот, расширение без объективной необходимости уголовно-правового принуждения ведет к увеличению «судимой» доли населения, ослаблению предупредительного воздействия наказания как ранее судимых, так и иных лиц. Это повлечет за собой и иные отрицательные социальные последствия, обусловленные расширением сферы уголовно-правового принуждения, например «стиранием» в сознании людей грани между преступным и непреступным поведением. Задача социологических подходов в науке уголовного права – расширение границ анализа уголовно-правовых норм и явлений с «выводом» их на более высокий уровень обобщения, в конечном счете на определение социальных потребностей общества и государства в определении направлений развития уголовно-правовых запретов, исходящих из потребностей и ожиданий общества, социальных групп населения в конкретных уголовно-правовых нормах (институтах). Более частные задачи связывают с исследованием правосознания и отношения граждан к конкретным уголовно-правовым нормам, определением эффективности уголовного закона, уголовного наказания, социологических аспектов преступности и т. п.
Историко-правовой метод предполагает уяснение действия уголовно-правовой нормы, института или законодательства в целом с учетом анализа исторических условий его разработки и применения. Иной аспект проблемы связан с изучением наукой уголовного права богатого наследия прошлого, трудов выдающихся ученых-юристов и включение юридического «наследия» наших предшественников в современную уголовно-правовую теорию и отчасти в правоприменительную практику.
Диалектический метод состоит в познании правовых явлений в развитии, основываясь на важнейших категориях диалектики – науки о законах развития природы и общества. Наиболее показательным примером применения диалектического метода в науке уголовного права являются выявление новых процессов и явлений в сфере экономики в современном обществе и государстве и формулирование уголовно-правовых запретов, охраняющих общественные отношения в сфере экономики (раздел VIII, гл. 21 – 23 УК РФ). Диалектический метод позволяет науке уголовного права в кратчайший срок определить оптимальные потребности в криминализации и декриминализации общественных отношений, опираясь на познание путей развития общественных процессов.
Таким образом, наука уголовного права нацелена на развитие теоретических положений уголовного права России, способствует совершенствованию уголовного законодательства и правоприменительной практики.
Уголовное право и уголовная политика
Уголовное право теснейшим образом связано с уголовной политикой. Если уголовное право может рассматриваться как система правовых норм, определяющих преступность и наказуемость поведенческих актов человека и обеспечивающих осуществление правосудия по уголовным делам, то уголовная политика призвана путем определения крупномасштабных задач и направлений организации деятельности государства максимально уменьшить масштабы преступности и издержки от нее. Уголовная политика направлена на обеспечение криминальной безопасности общества и российского государства.
Развитие уголовной политики базируется на системе ценностей нашего общества и государства, складывающейся правовой системе, которая также относится к числу приоритетных общественных ценностей. Уголовная политика имеет более широкий предмет, чем уголовное право, и включает в свое содержание всю деятельность, использующую законодательные запреты в отношении деяний криминального характера, определяющую задачи, содержание и формы борьбы с преступлениями, их предупреждения, пресечения и справедливого наказания за совершенные преступления. «Речь идет о направлении деятельности государства в этой специфической сфере, об определении задач, содержания, форм деятельности государства и его органов по борьбе с преступностью и тесно связанными с нею другими формами антиобщественного поведения»2.
Уголовная политика имеет следующие уровни:
Все меры уголовной политики можно классифицировать, во-первых, по их принадлежности к определенному направлению (специальному профилактическому воздействию, непосредственному уголовно-правовому и уголовно-исполнительному воздействию). Во-вторых, по механизму действия (непосредственные, вспомогательные). В-третьих, по мерам правоприменительного характера (информационные, методические, координационные и др.), обеспечивающим эффективное применение специального предупреждения, уголовно-правового и уголовно-исполнительного направлений уголовной политики России.
Меры предупреждения преступлений, как правило, не связаны с привлечением к уголовной ответственности и заключаются в воспитательном или административно-правовом воздействии на потенциальных правонарушителей и иных лиц. Применяются также побуждение правонарушителей к добровольному отказу при приготовлении и покушении на преступление и пропаганда положений уголовно-правовых норм о ненаказуемости добровольно прекращенного приготовления или покушения на преступление (ст. 31 УК РФ); специальные случаи освобождения от наказания за уже оконченное преступление (примечание к ст.ст. 126, 205, 206 УК РФ). Несмотря на сложность выявления начатых преступлений и на условия, ограничивающие возможность выбора побуждения к добровольному отказу, эта уголовно-правовая мера целесообразна, особенно в отношении несовершеннолетних правонарушителей.
Побуждение к деятельному раскаянию – мера общепрофилактическая, когда она осуществляется путем пропаганды правовых последствий деятельного раскаяния. В то же время это и индивидуально-профилактическая мера, направленная на предотвращение вредных последствий, характерных для оконченных преступлений. Должно учитываться, что сущностью этой меры является склонение правонарушителей к действиям, либо освобождающим их по закону от ответственности за совершенные преступления, либо смягчающих эту ответственность. После возбуждения уголовных дел побуждение к деятельному раскаянию может применяться ко всем обвиняемым. Для повышения эффективности данной уголовно-правовой меры особое значение имеет обоснованность правовой оценки поведения правонарушителей в контексте деятельного раскаяния и единство такой оценки органами предварительного расследования преступлений.
Содействие социальной адаптации лиц, отбывших наказание, осуществляется с целью предупреждения рецидивов преступлений и заключается в привлечении судимых к нормальному образу жизни на свободе путем их трудоустройства и наделения иными социальными позициями, а также с помощью различных форм профилактического воздействия на них.
Уголовно-правовые меры пресечения преступлений характеризуются тем, что профилактические цели достигаются посредством применения к правонарушителям правомерного уголовно-правового принуждения. Пресечение преступлений вследствие необходимой обороны и задержания преступников основано на закрепляемом Конституцией социальном праве личности на неприкосновенность, на обязанности государства охранять личность и ее права, а также на нормах уголовного закона, в которых определены одобряемые пределы причинения вреда правонарушителям.
Государство и общество заинтересованы в активном, успешном и законном применении гражданами и представителями власти необходимой обороны и задержании преступников, исключающих преступность деяний. Относительно этих целей и следует определять эффективность практики применения этих обстоятельств. Среди них особое место занимает обеспечение законности правовой оценки актов необходимой обороны и задержания преступников и других обстоятельств, исключающих преступность деяния.
Привлечение к ответственности за приготовление или покушение на преступление как мера пресечения преступлений основана на уголовно-правовой норме о наказуемости так называемой «предварительной преступной деятельности» (ч. 3 ст. 29 УК РФ). Эта норма обязывает сотрудников правоохранительных органов предотвращать возможные вредные последствия преступной деятельности, при выборе момента пресечения и лишь при невозможности пресечения преступления можно руководствоваться интересами получения доказательств обвинения. Эффективность применения данной уголовно-правовой нормы зависит от своевременного выявления приготовления либо покушения на преступление, что требует тесной связи правоохранительных органов с населением.
В последние годы декриминализированы некоторые общественно опасные деяния (бродяжничество, немедицинское потребление наркотических веществ и т. д.), которые потенциально создают почву для тяжких преступлений. Это, к сожалению, уменьшило профилактический потенциал уголовного законодательства, но такое положение должно восполняться за счет применения иных отраслей законодательства, например административного, для противодействия декриминализированным формам правонарушающего поведения.
Выявление, регистрация преступлений, возбуждение уголовных дел и раскрытие преступлений основаны на уголовном законе, а также на законах, определяющих компетенцию правоохранительных органов и порядок производства предварительного расследования преступлений. Причины, по которым какую-то часть преступлений (порой весьма значительную) не удается выявить и раскрыть, весьма разнообразны. И одна из них – ограниченность сил и средств правоохранительных органов, что вынуждает их ранжировать свои задачи в деле выявления и раскрытия преступлений и использовать ограниченные силы и средства, прежде всего, для борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями.
Уголовно-правовые меры реализации ответственности лиц, совершивших преступление, представляют собой разнообразную деятельность правоохранительных органов, начиная от выявления преступлений до исполнения наказаний. Они подчинены общим целям реализации уголовной ответственности и наказания.
Возмещение вреда, причиненного преступлениями, кроме иных, преследует цель исключить преступное обогащение правонарушителей. Эта мера регулирует совокупность уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, гражданских и гражданско-процессуальных норм. Эффективность этой деятельности остается низкой. Следует предусматривать возможность проведения обыска и выемки ценностей, орудий и средств совершения преступления, конфискации орудий и средств преступления и имущества, полученного преступным путем (гл. 15.1 УК РФ).
Квалификация общественно опасных деяний – уголовно-правовая мера, призванная обеспечить законность реализации уголовной ответственности путем определения наличия ее основания и пределов последующей ответственности виновного лица.
Замена уголовной ответственности иной, более мягкой, ответственностью позволяет экономить уголовно-правовое принуждение при соблюдении условий, позволяющих обеспечить достижение общих целей уголовной ответственности. Эффективность практики применения этой уголовно-правовой меры определяется применительно к целям специального и общего предупреждения преступлений на основе сопоставления динамики совершения менее тяжких преступлений, объема замены уголовной ответственности за эти преступления на более мягкие меры. При этом следует также сопоставлять приведенные показатели с долей преступлений лиц, которые после замены уголовной ответственности на иные меры повторно совершили преступление.
В последние годы по многим причинам замена уголовной ответственности на иные меры стала значительно меньше применяться (сохранилась лишь замена уголовной ответственности несовершеннолетним на принудительные меры воспитательного характера), что создает опасность увеличения доли судимых в составе населения.
Смягчение наказание осужденным – судебная функция, однако обоснованность судебных решений во многом зависит от полноты и достоверности информации об осужденном, представляемой органами дознания, предварительного следствия и исправительно-трудовыми учреждениями. Об уровне их деятельности в этом отношении можно судить по динамике доли рецидивов преступлений со стороны тех осужденных, которым наказание было смягчено.
Основные меры в контексте уголовной политики – это, наряду с мерами организационного, нормативного, методического и ресурсного обеспечения, меры непосредственного правоприменения: профилактика с использованием воспитывающего и предупреждающего значения уголовного закона, а также норм с так называемой «двойной превенцией»; реализация уголовной ответственности преступников; исправительное воздействие на лиц, к которым применены меры наказания или заменяющие его меры и последующей помощи им в социализации. Таким образом, уголовная политика государства призвана обеспечивать разработку и реализацию направлений и задач, способствующих эффективной борьбе с преступностью, противодействию преступности с использованием правовых, управленческих, воспитательных и просветительных мер, имеющихся в распоряжении общества и государства.