диагностических методик изучения семьи их образовательных запросов детско родительских отношений

Методики диагностирования семьи

диагностических методик изучения семьи их образовательных запросов детско родительских отношений. диагностических методик изучения семьи их образовательных запросов детско родительских отношений фото. картинка диагностических методик изучения семьи их образовательных запросов детско родительских отношений. смотреть фото диагностических методик изучения семьи их образовательных запросов детско родительских отношений. смотреть картинку диагностических методик изучения семьи их образовательных запросов детско родительских отношений. Ольга Крошухина
Методики диагностирования семьи

В современной педагогике существует большое разнообразие методов оказания помощи и поддержки семье в трудной ситуации. Одним из важнейших является диагностика, исследование семьи, применяющаяся для изучения особенностей внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем.

Семейная диагностика занимается выявлением особенностей взаимоотношений в семье, а также позволяет установить характер влияний семьи на психологические характеристики ребёнка, определить направление и формы психологической помощи семье, выбрать наиболее эффективные варианты решения семейных проблем.

Я вам дам краткую ориентировочную классификацию диагностических методик, сгруппированных по решаемым с их помощью задачам. Безусловно, не существует взаимнооднозначного соответствия между задачами и методиками. Наиболее ценные методики обладают универсальностью — они могут успешно применяться для решения разных задач. И ещё одним ведущим основанием методической классификации методик является мера объективности-субъективности, которой обладают ее результаты.

В случае объективных методик влияние исполнителя (диагноста) на результаты минимально. В случае субъективных методик результаты, напротив, зависят от опыта и интуиции исполнителя. При проведении объективных и субъективных методик от исполнителя требуется выполнять совершенно различные технологические операции. Не существует жесткой границы между двумя классами.

Существует ряд промежуточных вариантов методик, обладающих и определенными признаками объективности, и определенными признаками субъективности.

Следует помнить, что большинство методов личностной психодиагностики следует считать прерогативой специально подготовленного психолога.

Классификация методик:

1. Объективные тесты с выбором ответа. Результаты обрабатываются по ключу, заданному в форме норматива, то есть имеются объективно правильные и неправильные ответы.

2. Опросники. Это тоже тесты с заданными вариантами ответа на вопрос. Но ключ к в этом случае определяется не нормативом, а с помощью особых психометрических процедур. Опросники применяются в большей степени для диагностики личностных черт, а также установок, ценностных ориентации, самооценки.

3. Методики субъективного шкалирования. В этом случае шкальные оценки выносит сам испытуемый, а не исполнитель методики. Испытуемый оценивает объекты или понятия, а выводы делаются о нем самом.

Очень широко используются в школьной практике методики шкалирования. Наиболее простые из них привлекают школьных психологов именно простотой проведения, прозрачностью интерпретации, возможностью как бы заглянуть во внутренний мир ребенка.

В данном случае сам ребенок оценивает какие-то объекты внешнего мира, либо людей (преподавателей, родителей, друзей, либо события своей жизни, либо себя самого. Ему дается, как правило, бланк с определенными шкалами, полюса которых обозначены какими-то краткими или развернутыми названиями. Шкалы могут быть даны в словесной, числовой или графической форме.От формы суть не меняется: методика все равно остается методикой шкалирования. Но от формы шкал иногда существенно зависит доступность методики для ребенка в его возрасте.

Вся трудность в том, что методики шкалирования требуют от ребенка высокого уровня развития речи, словарного запаса, ассоциативного мышления. Если уровень развития этих психических свойств не соответствует требованиям методики, то с ее помощью нельзя получить достоверные результаты.

А теперь посмотрим, какие понятия должны быть уже сформированы у ребенка для успешного выполнения этой методики? Понятия максимум и минимум (самый, крайний и т. п., понятие все люди, понятие середина (средний, промежуточный уровень, понятия выше/ниже (больше/ меньше, понятие себя и, наконец, понятия счастье, ум и аналогичные, выступающие критерием оценки.

Как видим, далеко не всем дошкольникам и даже младшим школьникам должна быть легко доступна такая методика. Если взрослые не развивали у ребенка ассоциативно-рефлексивное мышление, то, впервые столкнувшись с подобной методикой, ребенок оказывается перед задачей впервые сформировать у себя довольно сложное умение, включающее комплексную координацию целой системы понятий.

Поэтому, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, использование методик шкалирования — не дело педагога, а дело специально подготовленного психолога.

Эти методики следует считать такими же объективными, как и тесты. Ведь в этом случае речь идет о субъективности испытуемого, а не экспериментатора-диагноста. Последний практически не влияет на результаты, и мы получаем картину субъективного мира личности, какая она есть.

3. Наблюдение (диагностика семейных / супружеских отношений, диагностика детско-родительских отношений).

Эта техника применяется при наличии однозначно зафиксированного материала наблюдения. Подсчитывается частота появления определенных элементов (фактов, единиц анализа) в материале наблюдения, а затем по соотношению этих частот делаются выводы.

Т. е. мы знаем, какие факты в поведении наблюдаемого объекта регистрировать и как на основании этих фактов производить оценку.

4. Интервью (с ребёнком).

Этот метод, один из наиболее древних и популярных в психологии и педагогике, очень часто кажется новичкам самым простым, естественным и эффективным. На самом деле этот метод является самым субъективным из всех перечисленных. Ведь педагог (психолог) добывает сведения об испытуемых, наблюдая и анализируя его ответы в момент оказания на него воздействия. А именно воздействием следует считать наши вопросы. А в случае непосредственного контактного на испытуемого воздействуют все коммуникативные особенности интервьюера — не только слова, но и его поза, жесты, мимика, интонации. Результаты вскрытия личностных проблем оказываются совершенно различными, в зависимости от того, устанавливается или нет доверительный контакт между ребёнком и педагогом.

Во всех случаях профессиональные психологи учатся целые годы овладению только одним каким-то видом беседы. Беседа относится к классу интерактивных методов (методов прямого взаимодействия) и в этом качестве всегда сочетает сбор информации с оказанием психолого-педагогического воздействия.

Определенной модификацией метода беседы можно считать письменное заочное анкетирование, хотя сама по себе разработка анкеты предъявляет совершенно иные требования профессиональным и личным качествам исполнителя, чем проведение живой беседы.

6. Проективные методики (рассказ, рисунок, ролевая игра).

Эти методики несомненно требуют специальной психологической подготовки, несмотря на то, что внешне некоторые из них выглядят пустяковой шуткой (особенно рисуночные методики). Тестовый стимул с этих методиках фактически отсутствует, а спонтанная активность испытуемого задана только свободной инструкцией (типа «Напиши сочинение»).

Прежде всего следует разобраться с самим названием этого класса методик. Смысл этой методики для неспециалистов можно пояснить следующим образом. Любому педагогу, известно, как развита у детей фантазия. Разглядывая на небе облака или морозные узоры на окне, они гораздо чаще, чем взрослые, видят в них образы сказочных существ — злых или добрых. При этом происходит мысленное одушевление, наделение вещей и явлений неживой природы признаками живых существ. Происходит ПРОЕКЦИЯ — символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир. Содержание этих фантазий очень много говорит о внутреннем мире ребенка. В своих рисунках, в фигурках, слепленных из пластилина, в поделках и играх со своими игрушками ребенок как бы проигрывает те впечатления, которые он получает от общения с людьми, от книг и фильмов.

Становится ясно, что ответами в проективных методиках могут быть целостные рисунки или тексты. Важно подчеркнуть, что в структуру проективной методики всегда входит более или менее формализованная экспертная оценка результатов. Более надежную информацию с помощью этих методик можно получить только тогда, когда их результаты оценивают несколько независимых экспертов.

Требование к проведению проективных методик – соблюдение необходимых атрибутов научной технологии.

От методики к практике работы с текстом в ДОУ Актуальность данной темы обусловлена принципиально новым явлением, вводимым в педагогическую практику стандартами второго поколения начального.

диагностических методик изучения семьи их образовательных запросов детско родительских отношений. диагностических методик изучения семьи их образовательных запросов детско родительских отношений фото. картинка диагностических методик изучения семьи их образовательных запросов детско родительских отношений. смотреть фото диагностических методик изучения семьи их образовательных запросов детско родительских отношений. смотреть картинку диагностических методик изучения семьи их образовательных запросов детско родительских отношений.Аппликация с использованием нетрадиционной методики «Кораблики мечты» Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе: аппликация, с использованием нетрадиционной методики «Кораблики мечты».

Диагностические методики для подготовки ребенка к школе Диагностические методики для подготовки ребенка к школе Методика «Домик» Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) представляет собой задание на.

Консультация для педагогов «Использование методики М. Монтессори во время НОД» Использование методики М. Монтессори во время НОД Пользующаяся мировым признанием и получившая широкое распространение система М. Монтессори.

Методика диагностирования экономического образования. Содержание диагностирования Диагностирование проводилось два раза в год. Уровень знаний детей по экономическому образованию и воспитанию определялся в процессе бесед,.

Методики для исследования трудностей в общении у детей. В статье указаны цели методики и необходимый стимульный материал. Подборка методик для исследования детей, имеющих трудности в общении Методика «Лесенка» Авторы: Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн В. Г. Щур.

Методики обследования слоговой структуры слова 1. Методика обследования слоговой структуры слов, предложенная Агранович З. Е. Методика обследования детей 3 лет. Детям предлагается воспроизвести.

Направления (задачи) методики обучения детей развитию речи Основные задачи (направления) развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи,.

Семинар-практикум для педагогов «Проективные методики» Использование проективных рисуночных методик в работе с дошкольниками» Цель: познакомить педагогов с проективными рисуночными методиками,.

Источник

Методы диагностики детско-родительских отношений.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методы диагностики детско-родительских отношений.

В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Ис­следования показывают, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации нужны не только родителям неблагополучных групп, но и благополучным семьям.

Многие родители хотят научиться лучше воспитывать своих детей и для этого им необходимы знания и методики. Совсем необязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами, показать, каким образом можно создать условия для гармонично­го развития ребенка, его личностного роста, необходимо.

Существует немало примеров, когда вмешательство психолога, прове­денная беседа с ребенком, консультация для родителей, приносили безуслов­ную пользу.

Эффективная работа психолога с семьей становится предпосылкой к формированию новых отношений родителей и детей.

Выделяют следующие принципы построения и организации психоди­агностической деятельности психолога :

1. Соответствие выбранного подхода и конкретной методики целям и задачам эффективного психологического сопровождения ребенка.

2. Результаты обследования должны быть сформулированы на понятном для других языке, либо поддаваться переводу на пони­маемый другими язык.

3. Прогностичность используемых методов, то есть возмож­ность прогнозировать на их основе особенности развития ребенка на дальнейших этапах обучения и воспитания.

4. Высокий развивающий потенциал метода.

5. Экономичность процедуры.

Хорошая методика должна быть короткой и многофункциональной.

Обычно в практике по проблеме семейных отношений используются такие методы исследования, как наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, метод изучения продуктов деятельности, анализ ранних дет­ских воспоминаний.

Рассмотрим специфику данных методов.

1. Метод наблюдения в работе с семьей .

Существуют ошибки, которые может допустить психолог во время на­блюдения:

ошибок наблюдатель должен хорошо представ­лять, что, для чего и каким образом он собирается наблюдать. До того, как приступить к наблюдению, необходимо составить программу, определить параметры наблюдаемого поведения и способы их фиксации.

В работе с семьей могут использоваться различные виды наблюдения: внешнее, стандартизированное, включенное, стороннее.

Этот метод обеспечивает получение информации в процессе непосред­ственного (беседа, интервью) или опосредованного (анкетирование, опрос) общения.

Для грамотного проведения анкетирования и интервью важно четкое формулирование вопросов. В психологии разработаны правила составления вопросов (открытых и закрытых), расположения их в определенном порядке, группировки на отдельные блоки.

Наиболее часто при составлении анкет и опросников встречаются сле­дующие ошибки: используются слова, непонятные опрашиваемому (напри­мер, научные термины), в качестве значений признака применяются некон­кретные, общие понятия, в целях увлечь опрашиваемого, предлагаются не­равноценные ответы или используется сленг.

Для проведения беседы важна обстановка доверия между психологом и семьей. Необходимо знать правила установления контакта, владеть техника­ми эффективного общения, способами расположения к себе собеседника.

3. Использование тестов в работе с семьей.

результаты тестирования, могут стать основой для проведения консультаци­онной работы.

Наиболее распространенными в работе с детьми являются рисуночные тесты, которые нередко служат единственным средством для развития об­щения между психологом и ребенком. В рисунках содержится большое оби­лие «сигналов» для психолога, которые можно использовать для построения диалога с консультируемым.

Наиболее распространенными в работе с детьми являются такие рису­ночные тесты, как: «Дом-Дерево-Человек», «Автопортрет», « Кинетический рисунок семьи».

4. Метод изучения продуктов деятельности.

Этот метод позволят собрать факты, опираясь на анализ материализо­ванных продуктов психической деятельности. Исследователь имеет дело не с самим человеком, а с материальными продуктами его деятельности: учебной (сочинение), игровой (придуманный ребенком сюжет игры), творческой (стихи, сказки). Используя этот метод, важно попытаться воспроизвести про­цесс изготовления продукта и благодаря этому обнаружить особенности лич­ности.

Биографический метод сбор и анализ данных о жизненном пути личности. Исследование жизненного стиля и сценария личности могут быть использованы для выявления особенностей формирования жизненного стиля ребенка. Данный метод несет большую терапевтическую и коррекционную нагрузку и может использоваться как в условиях индивидуального, так и группового консультирования.

Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на ко­торой записывается информация о членах семьи, по крайней мере, в трех по­колениях. Генограмма показывает семейную информацию графически, что позволяет быстро охватить сложные системы взаимоотношений в ней. Изу­чая свою семью с помощью генограммы, родители убеждаются в том, что то, какое положение они занимали в своей семье, влияет на их актуальную си­туацию и на характер общения с ребенком.

Таким образом, в работе с семьей можно использовать различные методы, применяя их в совокупности с другими, для более подробного изу­чения семейных отношений и для получения наиболее достоверных резуль­татов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *