диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева

Диагностика отношения к учебным предметам

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Диагностика отношения к учению и к учебным предметам

Методика разработана Г.Н.Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.

Инструкция. Необходимо выполнить следующие указания:

Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые:

Подчеркни доводы, характеризующие твоё отношение к предмету.

Допиши недостающие (табл. 1).

Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ и допиши недостающий.

Хочу быть грамотным.

Хочу быть полезным гражданином.

Не хочу подводить свой класс.

Хочу быть умным и эрудированным.

Хочу получить полные и глубокие знания.

Хочу научиться самостоятельно работать.

Все учатся, и я – тоже.

Нравится получать хорошие оценки.

Чтобы похвалил учитель.

Чтобы товарищи со мной дружили.

Для расширения кругозора.

Классный руководитель заставляет.

Подчеркни доводы, характеризующие твоё отношение к предмету.

Люблю предмет, потому что

Не люблю предмет, потому что

данный предмет интересен

данный предмет неинтересен

нравится, как преподаёт учитель

не нравится, как преподаёт учитель

его нужно знать всем

его не нужно знать всем

он нужен для будущей работы

он не нужен для будущей работы

он легко усваивается

он трудно усваивается

он заставляет думать

он не заставляет думать

он считается выгодным

он не считается выгодным

он требует наблюдательности, сообразительности

он не требует наблюдательности, сообразительности

он требует терпения

он не требует терпения

он не занимательный

товарищи интересуются им

товарищи не интересуются им

интересны отдельные факты

интересны только отдельные факты

родители считают его важным

родители не считают его важным

у меня хорошие отношения с учителем

у меня плохие отношения с учителем

учитель часто хвалит

учитель редко хвалит

учитель интересно объясняет

учитель неинтересно объясняет

получаю удовольствие при его изучении

Не получаю удовольствие при его изучении

знания по предмету необходимы для поступления в институт

знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт

он способствует развитию общей культуры

он не способствует развитию общей культуры

он влияет на изменение знаний об окружающем мире

он не влияет на изменение знаний об окружающем мире

При обработке ответов детей выявились следующие наиболее популярные ответы:

На вопрос: назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые

а) любимые- дети называли :математику, историю, физкультуру,

в)нелюбимые- русский язык, литературу, географию, химию.

Почему вам не нравится этот предмет- самый популярный: « Он трудно усваивается», « Нужно много читать».

В соответствии с ответами учащегося был сделан вывод об имеющейся у детей иерархии мотивов к учёбе и предпочтения тех или иных учебных предметов.

диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева фото. картинка диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть фото диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть картинку диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева.

Курс повышения квалификации

Охрана труда

диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева фото. картинка диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть фото диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть картинку диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева фото. картинка диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть фото диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть картинку диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева.

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева фото. картинка диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть фото диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть картинку диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева.

Номер материала: ДA-003882

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева фото. картинка диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть фото диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть картинку диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева.

диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева фото. картинка диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть фото диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть картинку диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева.

МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий

Время чтения: 1 минута

диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева фото. картинка диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть фото диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть картинку диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева.

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева фото. картинка диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть фото диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть картинку диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева.

Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева фото. картинка диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть фото диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть картинку диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева.

Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии

Время чтения: 0 минут

диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева фото. картинка диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть фото диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть картинку диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева.

Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft

Время чтения: 1 минута

диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева фото. картинка диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть фото диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть картинку диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева.

На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Методика изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методика изучения отношения к учебным предметам Казанцевой

Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые

А. Любимые __________________________________________________________

Б. Нелюбимые ________________________________________________________

Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету.

Люблю предмет потому, что :

1. Данный предмет интересен

2. Нравится, как преподает учитель

3. Предмет нужно знать всем

4. Предмет нужен для будущей работы

5. Предмет легко усваивается

6. Предмет заставляет думать

7. Предмет считается выгодным

8. Требует наблюдательности, сообразительности

9. Предмет требует терпения

10. Предмет занимательный

11. Товарищи интересуются этим предметом

12. Интересны отдельные факты

13. Родители считают этот предмет важным

14: Хорошие отношения с учителем

15. Учитель часто хвалит

16. Учитель интересно объясняет

17. Получаю удовольствие при его изучении

18. Знания по предмету необходимы для поступления в институт

19. Предмет помогает развивать общую культуру

20. Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире

21. Просто интересно

Не люблю предмет потому что :

1. Данный предмет не интересен

2. Не нравится, как преподает учитель

3. Предмет не нужно знать всем

4. Предмет не нужен для будущей работы

5. Предмет трудно усваивается

6. Предмет не заставляет думать

7. Предмет не считается выгодным

8. Не требует наблюдательности, сообразительности

9. Предмет не требует терпения

10. Предмет не занимательный

11. Товарищи не интересуются этим предметом

12. Интересны только отдельные факты

13. Родители не считают этот предмет важным

14. Плохие отношения с учителем

15. Учитель редко хвалит

16. Учитель неинтересно объясняет

17. Не получаю удовольствия при его изучении
18. Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт

19. Предмет не способствует развитию общей культуры

20. Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире

21. Просто неинтересно

Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответ­ствующий этому вопросу ответ или допиши недостающий.

2. Хочу стать грамотным.

3. Хочу быть полезным гражданином.

4. Не хочу подводить свой класс.

5. Хочу быть умным и эрудированным.

6. Хочу добиться полных и глубоких знаний.

7. Хочу научиться самостоятельно работать.

8. Все учатся и я тоже.

9. Родители заставляют.

10. Нравится получать хорошие оценки.

11. Чтоб похвалил учитель.

12. Чтобы товарищи со мной дружили.

13. Для расширения умственного кругозора.

14. Классный руководитель заставляет.

Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, второй — причин предпочтительного отношения к ним, третий – для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие моти­вы преобладают (мировоззренческие, общественные, прак­тически значимые, личностные и др.), на основе чего делает­ся соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.

диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева фото. картинка диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть фото диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть картинку диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева.

Курс повышения квалификации

Охрана труда

диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева фото. картинка диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть фото диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть картинку диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева фото. картинка диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть фото диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть картинку диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева.

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева фото. картинка диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть фото диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть картинку диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева.

Номер материала: ДБ-722705

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева фото. картинка диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть фото диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть картинку диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева.

диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева фото. картинка диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть фото диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть картинку диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева.

На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции

Время чтения: 2 минуты

диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева фото. картинка диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть фото диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть картинку диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева.

МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий

Время чтения: 1 минута

диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева фото. картинка диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть фото диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть картинку диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева.

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева фото. картинка диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть фото диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть картинку диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева.

Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне

Время чтения: 1 минута

диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева фото. картинка диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть фото диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть картинку диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева.

В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников

Время чтения: 2 минуты

диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева фото. картинка диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть фото диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть картинку диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева.

Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева

диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева фото. картинка диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть фото диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева. смотреть картинку диагностика отношения к учению и к учебным предметам г н казанцева.

Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам»

( Методика разработана Г.Н. Казанцевой).

Цель: качественный анализ причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.

И н с т р у к ц и я:

1. Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые:

2. Подчеркни доводы, характеризующие твое отношение к предметам. Допиши недостающие (см. Таблица 1)

Люблю предмет, потому что…

Не люблю предмет, потому что…

Данный предмет интересен

Данный предмет не интересен

Нравится, как преподает учитель

Не нравится, как преподает учитель

Учитель интересно объясняет

Учитель неинтересно объясняет

Он легко усваивается

Он трудно усваивается

Знания по предмету необходимы для поступления в институт

Знания по предмету не играют существенной роли для поступления в институт

У меня хорошие отношения с учителем

У меня плохие отношения с учителем

Он заставляет думать

Он не заставляет думать

Получаю удовольствие при его изучении

Не получаю удовольствие при его изучении

Он нужен для будущей работы

Он не нужен для будущей работы

Интересны отдельные факты

Интересны только отдельные факты

Учитель часто хвалит

Учитель редко хвалит

Родители считают его важным

Родители не считают его важным

Он требует наблюдательности и сообразительности

Он не требует наблюдательности и сообразительности

Он требует терпения

Он не требует терпения

Товарищи интересуются им

Товарищи не интересуются им

Он способствует развитию общей культуры

Он не способствует развитию общей культуры

Он считается выгодным

Он считается невыгодным

Он влияет на изменение знаний об окружающем мире

Он не влияет на изменение знаний об окружающем мире

3.Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ и допиши недостающий ((см. Таблица 2)

В результате исследования делается вывод о иерархии мотивов к учебе (в целом и по предмету в частности):

Источник

Тест «Отношение к учебным предметам»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методика изучения отношения к учебным предметам Казанцевой

Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые

А. Любимые __________________________________________________________

Б. Нелюбимые ________________________________________________________

Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету.

Люблю предмет потому, что :

1. Данный предмет интересен

2. Нравится, как преподает учитель

3. Предмет нужно знать всем

4. Предмет нужен для будущей работы

5. Предмет легко усваивается

6. Предмет заставляет думать

7. Предмет считается выгодным

8. Требует наблюдательности, сообразительности

9. Предмет требует терпения

10. Предмет занимательный

11. Товарищи интересуются этим предметом

12. Интересны отдельные факты

13. Родители считают этот предмет важным

14: Хорошие отношения с учителем

15. Учитель часто хвалит

16. Учитель интересно объясняет

17. Получаю удовольствие при его изучении

18. Знания по предмету необходимы для поступления в институт

19. Предмет помогает развивать общую культуру

20. Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире

21. Просто интересно

Не люблю предмет потому что :

1. Данный предмет не интересен

2. Не нравится, как преподает учитель

3. Предмет не нужно знать всем

4. Предмет не нужен для будущей работы

5. Предмет трудно усваивается

6. Предмет не заставляет думать

7. Предмет не считается выгодным

8. Не требует наблюдательности, сообразительности

9. Предмет не требует терпения

10. Предмет не занимательный

11. Товарищи не интересуются этим предметом

12. Интересны только отдельные факты

13. Родители не считают этот предмет важным

14. Плохие отношения с учителем

15. Учитель редко хвалит

16. Учитель неинтересно объясняет

17. Не получаю удовольствия при его изучении
18. Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт

19. Предмет не способствует развитию общей культуры

20. Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире

21. Просто неинтересно

Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ или допиши недостающий.

2. Хочу стать грамотным.

3. Хочу быть полезным гражданином.

4. Не хочу подводить свой класс.

5. Хочу быть умным и эрудированным.

6. Хочу добиться полных и глубоких знаний.

7. Хочу научиться самостоятельно работать.

8. Все учатся и я тоже.

9. Родители заставляют.

10. Нравится получать хорошие оценки.

11. Чтоб похвалил учитель.

12. Чтобы товарищи со мной дружили.

13. Для расширения умственного кругозора.

14. Классный руководитель заставляет.

Изучение отношения к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой)

Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, второй — причин предпочтительного отношения к ним, третий – для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и др.), на основе чего делается соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.

Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса.

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы.

а) получить хорошую отметку;

б) наш класс был лучшим;

в) принести больше пользы людям;

г) получать впоследствии много денег;

д) меня уважали и хвалили товарищи;

е) меня любила и хвалила учительница;

ж) меня хвалили родители;

з) мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали; к) я больше знал и умел.

2. Я не могу учиться лучше, так как.

а) у меня есть более интересные дела;

б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

г) в школе меня часто ругают;

д) мне просто не хочется учиться;

е) не могу заставить себя делать это;

ж) мне трудно усвоить учебный материал;

з) я не успеваю работать вместе со всеми.

3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что.

а) я хорошо знаю учебный материал;

б) мои товарищи будут мной довольны;

в) я буду считаться хорошим учеником;

г) мама будет довольна;

д) учительница будет рада;

е) мне купят красивую вещь;

ж) меня не будут наказывать;

з) я не буду тянуть класс назад.

4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нвится то, что.

а) я плохо знаю учебный материал;

в) я буду считаться плохим учеником;

г) товарищи будут смеяться надо мной;

д) мама будет расстроена;

е) учительница будет недовольна;

ж) я весь класс тяну назад;

з) меня накажут дома;

и) мне не купят красивую вещь.
Спасибо за ответы!

Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты.

Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл. 7).

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — 1 балл.

Получение отметки — 2 балла.

Позиционный мотив — 3 балла.

Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов.

Количество баллов по номерам предложений

Баллы суммируются и по оценочной табл. 8 выявляется итоговый уровень мотивации учения.

Сумма баллов итогового уровня мотивации

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.

I — очень высокий уровень мотивации учения;

II — высокий уровень мотивации учения;

нормальный (средний) уровень мотивации учения;

сниженный уровень мотивации учения;

V — низкий уровень мотивации учения.

Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов (табл. 9). По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.

Выявление ведущих мотивов у учащихся 5-х классов

Выбранные мотивы по номерам предложений

Условные обозначения мотивов:

Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.

Методика изучения мотивации учения подростков

(для учащихся 6-7-го класса)

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предлагаемые варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для.

а) получения хороших отметок;

б) продолжения образования, поступления в институт;

в) поступления на работу;

г) того, чтобы получить хорошую профессию;

д) саморазвития, чтобы быть образованным и содержательным человеком;

2. Я бы не учился, если бы.

б) не было учебников;

в) не воля родителей;

г) мне не хотелось учиться;

д) мне не было интересно;

е) не мысли о будущем;

ж) не долг перед Родиной;

з) не хотел поступить в вуз и иметь высшее образование.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за.

б) приложенные усилия и трудолюбие;

г) выполнение домашнего задания;

е) мои личные качества.

II 4. Мне кажется, что цель моей жизни.

а) получить высшее образование;

б) мне пока неизвестна;

в) стать отличником;

д) получить хорошую профессию;

е) принести пользу моей Родине.

5. Моя цель на уроке.

а) слушать и запоминать все, что сказал учитель;

б) усвоить материал и понять тему;

в) получить новые знания;

г) сидеть тихо, как мышка;

д) внимательно слушать учителя;

е) получить пятерку.

6. Когда я планирую свою работу, то.

а) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

б) тщательно продумываю все ее аспекты;

в) сначала стараюсь понять ее суть;

г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;

д) обращаюсь за помощью к старшим;

Ill 7. Самое интересное на уроке — это.

а) различные игры по изучаемой теме;

б) объяснения учителем нового материала;

в) изучение новой темы;

е) общение с друзьями;

ж) стоять у доски, то есть отвечать.

8. Я изучаю материал добросовестно, если.

в) он мне интересен;

г) я его хорошо понимаю;

д) меня не заставляют;

е) мне не дают списать;

ж) мне надо исправить двойку.

9. Мне нравится делать уроки, когда.

б) остается время погулять;

д) нет возможности списать;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV 10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают).

б) родители и(или) учителя;

в) возможная покупка желаемой вещи;

д) желание получать знания;

е) желание получать высокие оценки.

11. Я более активно работаю на занятиях, если.

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна высокая отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;

е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.

12. Хорошие отметки — это результат.

в) добросовестного выполнения мной домашних заданий;

д) моей упорной работы;

е) помощи родителей.

V 13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от.

б) трудности заданий;

в) моих способностей;

г) приложенных мной усилий;

е) моего внимания к объяснению учебного материала учителем.

14. Я буду активным на уроке, если.

а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в) считаю нужным всегда так поступать;

г) меня не будут ругать за ошибку;

д) я уверен, что отвечу хорошо;

е) иногда мне так хочется.

15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), я.

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи товарищей;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что разберусь потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.

VI 16. Ошибившись при выполнении задания, я.

а) выполняю его повторно;

г) исправляю ошибку;

д) отказываюсь от его выполнения;

е) прошу помощи у товарищей.

17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я.

а) анализирую его повторно;

в) спрашиваю совета у учителя или у родителей;

г) откладываю его на время;

д) обращаюсь к учебнику;

е) списываю у товарища.

18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они.

а) сложные и большие;

г) не требуют усилий;

д) только теоретические или только практические;

е) однообразны и их можно выполнять по шаблону.
Спасибо за ответы!

Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Предложения 4, 5, 6 входят в блок II и характеризуют другой показатель мотивации — способность к целеполаганию.

Блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы.

Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе (табл. 10).

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — 1 балл.

Получение отметки — 2 балла.

Позиционный мотив — 3 балла.

Социальный мотив — 4 балла.

Учебный мотив — 5 баллов.

Таблица 10 Ключ для показателей I, II , III мотивации

Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать два варианта ответов.

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I — очень высокий уровень мотивации учения;

II — высокий уровень мотивации учения;

нормальный (средний) уровень мотивации учения;

сниженный уровень мотивации учения;

V — низкий уровень мотивации учения.

Кроме того, уровни мотивации по блоку I показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл обучения. Уровни мотивации по блоку II свидетельствуют о степени развитости у учащихся способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей мотивации позволит руководителям образовательного учреждения, учителям, школьному психологу сделать вывод об эффективности педагогической работы в плане формирования личностного смысла учения и способности к целеполаганию, а также сформулировать соответствующие коррекционно-развивающие задачи.

Поскольку блок III анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферы, то при поэлементном анализе мы имеем возможность увидеть по всей выборке мотивы, выбираемые детьми чаще всего. Для этого необходимо подсчитать частоту выборов всех мотивов по всей выборке учащихся. После этого следует определить процентное соотношение между всеми мотивами, что позволит сделать выводы о преобладании тех или иных из них (табл. 12):

Условные обозначения мотивов:

У — учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мотив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мотив.

Содержательный блок IV анкеты (предложения 10, 11, 12) позволяет выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации обучения.

Предложения 13, 14, 15 входят в V блок методики и характеризуют следующий показатель мотивации — стремление подростка к достижению успеха в учебе или недопущение неудачи.

Реализацию названных мотивов поведения учащихся позволяют определить вопросы содержательного блока VI анкеты (предложения 16, 17, 18).

Полярная шкала измерения позволяет выявить преобладание определенных тенденций в показателях IV, V, VI мотивации.

+30; +20 баллов, то можно сделать вывод о явном преобладании у него внутренних мотивов над внешними (показатель IV), о наличии стремления к успеху в учебной деятельности (показатель V) и реализации учебных мотивов в поведении (показатель VI);

+ 10; 0; —10 баллов, то внешние и внутренние мотивы выражены примерно в равной степени, присутствует как стремление к успеху, так и недопущение неудач в учебной деятельности; учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко;

— 20; —30 баллов, то следует говорить о явном преобладании внешних мотивов над внутренними, о стремлении к недопущению неудач в учебных действиях и его преобладании над стремлением к достижению успехов, об отсутствии поведенческой активности при реализации учебных мотивов.

Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

— количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего количества обследуемых.

Об успехах деятельности образовательного учреждения можно говорить в том случае, если при выборе мотивов учащимися явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Кроме того, поэлементный качественный анализ основных компонентов (показателей) учебной мотивации осуществляется на основе вычисления следующих показателей:

количество учащихся, имеющих очень высокий и высокий уровни понимания личностного смысла обучения, а также количество учащихся, у которых понимание личностного смысла отсутствует (определяется процентное соотношение между ними);

количество учащихся с очень высоким и высоким уровнями целеполагания, а также количество школьников с низким уровнем целеполагания (определяется процентное соотношение между ними);

количество учащихся с явным преобладанием внутренней мотивации учения, а также количество учащихся с преобладанием внешних мотивов учения (определяется процентное соотношение между ними);

количество школьников с ярко выраженным стремлением к достижению успехов в учении и количество школьников, у которых преобладает стремление к недопущению неудач в учебном процессе (определяется процентное соотношение между ними);

количество подростков, активно реализующих учебные мотивы в собственном поведении, и количество учащихся, у которых отсутствует активность в реализации учебных мотивов (определяется процентное соотношение между ними).

Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания средней школы

(для учащихся 8-9-го класса)

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

I 1. Обучение в школе и знания необходимы мне для.

а) получения образования;

б) поступления в вуз;

в) будущей профессии;

г) ориентировки в жизни;

д) того, чтобы устроиться на работу.

2. Я бы не учился, если бы.

в) не воля родителей;

г) не получал знания;

3. Мне нравится, когда меня хвалят за.

в) приложенные усилия;

д) выполнение домашнего задания;

е) мои личные качества.

II 4. Мне кажется, что цель моей жизни.

а) работать, жить и наслаждаться жизнью;

в) доставлять пользу людям;

5. Моя цель на уроке.

а) усвоить что-то новое;

б) пообщаться с друзьями;

г) получить хорошую оценку;

д) никому не мешать.

6. При планировании своей работы я.

а) тщательно обдумываю ее;

б) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

в) сначала стараюсь понять ее суть;

г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была полностью;

д) обращаюсь за помощью к старшим;

Ill 7. Самое интересное на уроке — это.

а) общение с друзьями;

б) общение с учителем;

в) изучение новой темы;

г) объяснения учителем нового материала;

д) получать хорошие отметки;

8. Я изучаю материал добросовестно, если.

а) он для меня интересен;

б) у меня хорошее настроение;

г) мне не дают списать;

д) мне надо исправить плохую отметку;

е) я его хорошо понимаю.

9. Мне нравится делать уроки, когда.

а) ничто меня не отвлекает;

в) остается много свободного времени, чтобы погулять;

г) я хорошо понимаю тему;

д) нет возможности списать;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV 10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают).

а) деньги, которые я заработаю в будущем;

б) родители и(или) учителя;

д) желание получать знания;

11. Я более активно работаю на занятиях, если.

а) ожидаю одобрения окружающих;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна высокая отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;

е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.

12. Хорошие отметки — это результат.

а) моей упорной работы;

б) заискивания перед учителем;

в) подготовленности и внимания на уроках;

д) получения качественных знаний;

е) помощи родителей или друзей.

V 13. Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от.

б) трудности заданий;

в) моих способностей;

г) приложенных усилий и старания;

е) внимания к объяснению учебного материала учителем.

14. Я буду активным на уроке, если.

а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в) считаю нужным всегда так поступать;

г) меня не будут ругать за ошибку;

д) я уверен, что отвечу хорошо;

е) иногда мне так хочется.

15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня) я.

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи товарищей;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что разберусь потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи сделанные на уроке.

VI 16. Ошибившись при выполнении задания, я.

а) выполняю его повторно, исправляя ошибки;

в) прошу помощи у товарищей;

д) продолжаю думать над ним;

е) отказываюсь от его выполнении.

17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я.

а) обращаюсь за помощью к товарищам;

б) отказываюсь от его выполнения;

в) думаю и рассуждаю;

г) списываю у товарища;

д) обращаюсь к учебнику;

18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они.

а) требуют большого умственного напряжения;

б) не требуют усилий;

г) не требуют сообразительности;

д) сложные и большие;

е) однообразные и не требуют логического мышления.
Спасибо за ответы!

Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой определения мотивации учения подростков для 7-го класса. Однако количество баллов по номерам предложений будет отличаться от предыдущего (табл. 14, 15).

Ключ для показателей I , II, III мотивации

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *