диагностика отношения ребенка к детскому саду

Адаптация ребенка в детском саду. Диагностическая методика.

Рисуночный тест «Я в детском саду»

Период социальной адаптации ребенка в детском саду является значимым этапом не только для него самого, но и для всей семьи в целом. Без проблем пройденная адаптация выступает ключевым фактором, определяющим положительное восприятие садика в сознании ребенка, как следствие делает его посещение желаемым.

Особенности психологического портрета каждого конкретного ребенка влияют на длительность адаптационного периода, продолжительность которого существенно варьируется и может занимать от недели до 6-7 месяцев. Во внимание следует брать и тот факт, что после длительного отсутствия в садике, смены воспитателей или обновления состава группы процесс привыкания к новым условиям происходит заново.

Приоритетной задачей для родителей на этом этапе является попытка понять специфику отношения ребенка к детскому саду и выяснить, насколько комфортны для него общие условия дошкольного заведения. Многие родители также совершают распространенную ошибку, когда идут на поводу у импульсивных желаний ребенка. Часто бывает, что ребенок принципиально отказывается заходить в группу, цепляясь за родителей, устраивая истерики. Такие эмоциональные всплески обычно продолжаются не больше 15 минут, после чего дети переключаются на нормальное поведение, увлекаются игровым процессом и общением.

В таких ситуациях родителям очень важно выяснить, где именно сокрыта причина, объясняющая негативный настрой ребенка. Она может корениться как в самом детском саду (конфронтация с другими детьми, отсутствие взаимопонимания с воспитателями, бытовой дискомфорт), так и вне его пределов, что может быть обусловлено поведением родителей, личной неуверенностью, чувством ревности по отношению к младшей сестре или брату и прочими факторами.

Узнать насколько гладко и главное корректно прошел период социальной адаптации ребенка к условиям садика можно посредством незамысловатого рисуночного теста «Я в детском саду». Трактовка психологических тестов подобного рода не требует каких-либо специальных навыков, является увлекательным процессом одинаково полезным как для ребенка, который выплеснет внутренние переживания, так и его родителей, которые проявят сочувствие и помогут разрешить проблему.

Принцип проведения теста

Перед родителями стоит задача в непринужденной обстановке попросить малыша нарисовать себя в обстановке детского сада. Никаких дополнительных объяснений давать не стоит, ребенок должен изображать то, что сам считает нужным. Для рисования желательно использовать карандаши или фломастеры, т.к. работая кистями, ребенку будет тяжело изобразить мелкие детали, которые имеют существенное значение в ходе интерпретации.

После завершения рисунка без перерыва на отдых, который может сгладить детские мысли, возникающие в ходе творческого процесса, ребенку следует задать ряд ключевых вопросов:

Как настроение у персонажей на рисунке?

Кто именно там нарисован?

Чем занимаются изображенные люди?

В случае, если в сюжете отсутствуют человеческие персонажи, узнать, где они?

Поинтересоваться, кто придет сюда первым, и чем он займется?

Спросить, что сам ребенок делает на этом рисунке или же чем бы он хотел заняться?

Если его нет на изображении, уточнить, где он и почему?

По мере ответов на текущие вопросы малыш может делать художественные изменения, которые родители должны внимательно отслеживать. В ходе интерпретации рисованных психологических тестов работает стандартное правило, согласно которому внесенные корректировки — это желаемая ситуация, в отличие от изначально прорисованной, соответствующей объективным реалиям. К примеру, на изначальном рисунке малыш играет один, что можно трактовать как нехватку общения, после внесенных дополнений – с Андрюшей, это значит, что с ним он желал бы дружить в реальности.

Алгоритм интерпретации художественного теста

I. Характер нарисованного сюжета

Большинство детских сюжетов изображаемых в рамках этого задания условно можно разделить на 3 категории:

1. Изображается только сам детский сад (вид снаружи либо его пустые интерьеры);

2. Ребенок изобразил себя одного или же остальных детей за исключением себя;

3. Малыш изобразил себя в окружении детей и воспитателей.

1. Наличие в прорисованном сюжете людей – это ключевой момент, на который следует обращать внимание, давая трактовку теста. Если такие персонажи отсутствуют, это однозначно свидетельствует о том, что у ребенка прослеживаются трудности в естественном общении со сверстниками. Характер подобных проблем может быть как ситуативным (если люди отсутствуют лишь на одном рисунке), так и постоянным (принципиальное отсутствие человеческих персонажей на всех рисунках). Сам же ребенок может либо страдать по этому поводу, приводя стандартный детский аргумент, – «Со мной никто не дружит», либо вовсе не испытывать необходимости общения с друзьями. Вне зависимости от ситуации, расширение круга общения должно выступить приоритетной задачей в процессе социализации.

Таким образом, если на детском рисунке отсутствуют люди, велика вероятность того, что процесса адаптации ребенка в дошкольном заведении не свершилось. Как правило, такие малыши ощущают себя замкнутыми в окружении других детей, им всегда грустно и не с кем общаться в группе, что в свою очередь формирует негативное отношение к саду. Родители должны предложить дорисовать предметы, ассоциирующиеся с весельем, веселой динамикой и полнотой жизни.

2. Если ребенок нарисовал лишь себя или же, наоборот, всех за исключением автора, то логично прийти к выводу, что адаптация находится в процессе – ему еще не удалось влиться в группу, но все впереди. В этой ситуации следует задать несколько наводящих вопросов на основе двух вымышленных ситуаций:

Ребята из группы возвращаются с прогулки и заходят в помещение, где находиться он один. Уточнить, кто именно это будет? Каковы будут его действия? Кто еще зайдет в группу и пригласит ли он их играться вместе с собой?

Представить ситуацию, в которой ребенок приходит в группу, где уже много других детей. Расспросить про дальнейшие действия, как он себя поведет? К кому бы он подошел или хотел бы подойти?

За малышом остается право нарисовать себя столько раз, сколько он хочет, к примеру, рядом с няней, в игровой зоне, с разными детьми и так далее, в этом случае он осознает возможность выбора.

3. Последняя категория рисунков, где на изображении нарисовано более двух персонажей вместе с самим автором. При трактовке внимание следует фокусировать на расстановке и масштабе персонажей – самая ближняя к ребенку или контрастно выделяющаяся человеческая фигура – это наиболее значимая для малыша личность в группе. Следует обратить внимание, что значимый — это не синоним близкий.

В роли значимого персонажа может выступать требовательный воспитатель, недоброжелатель из группы или хороший приятель. Для того, что бы понять суть детских эмоций вложенных в изображение, прежде всего, необходимо выяснить характер ситуации: является ли она дружественной, напряженной или конфликтной. В случае если окрас происходящего негативный, необходимо придумать совместное решение сложившейся ситуации, если положительный – адаптация завершилась успешно.

II. Специфика прорисованных фигур

Психологическая трактовка теста выполняется по следующей схеме. Составляем общее впечатление о рисунке, выясняем сюжетные особенности и переходим к интерпретации графических частностей. Характер изображенных фигур, специфика линий и цветовые особенности рисунка – источник важной информации, позволяющей понять внутренние мироощущения ребенка.

Если автор изобразил себя стоящим на плоскости или просто на линии, это свидетельствует о его уверенности. Если его персонаж развернут лицом к другим людям – это также хороший признак, свидетельствующий о его открытости и успешно пройденной адаптации. Если образ ребенка изображен стоящим спиной – то у него еще остались какие-либо проблемы в вопросе социализации в коллективе.

Наличие на изображении воспитательницы – признак ее значимости в жизни малыша. Здесь следует обратить внимание на детали. Если сделаны акценты на ее рте: он открытый, озлобленный, с зубами или черного цвета, скорее всего, ребенок испытывает переживания из-за ее частых упреков, замечаний и т.д. Следует понимать, что это вовсе не значит, что воспитатель целенаправленно истязает вашего ребенка, просто таково внутренне восприятие ситуации в детском сознании.

III. Интерпретация цветов

Цветовая палитра рисунка и характер штриховки – две важных определяющих, которые могут предоставить много полезной информации в процессе прохождения теста.

Пестрая цветовая гамма, состоящая из ярких цветов, – хороший признак, свидетельствующий о положительной адаптации в детской группе. Зацикливание на темных оттенках – свидетельствует об обратном. Преобладание красного цвета имеет двусмысленное значение, поэтому лучше уточнить у ребенка, что хотел он сказать этим цветом и что он для него значит, с чем ассоциируется.

Немаловажен и характер штриховки. На перенапряжение и присутствие внутренней тревоги могут указывать сильные нажимы, зачеркивания, обильная штриховка или постоянные перерисовывания. Проследив за тем, на каких персонажах или деталях ребенок начинает проявлять эмоции или рисует их с трудом, после завершения рисунка следует попытаться выяснить его отношение к этим изображенным объектам.

Источник

Лёгкая адаптация ребёнка к детскому саду (Диагностика готовности родителя и ребёнка)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

диагностика отношения ребенка к детскому саду. диагностика отношения ребенка к детскому саду фото. картинка диагностика отношения ребенка к детскому саду. смотреть фото диагностика отношения ребенка к детскому саду. смотреть картинку диагностика отношения ребенка к детскому саду.

Лёгкая адаптация ребёнка в детском саду

Диагностика готовности родителей и ребёнка

диагностика отношения ребенка к детскому саду. диагностика отношения ребенка к детскому саду фото. картинка диагностика отношения ребенка к детскому саду. смотреть фото диагностика отношения ребенка к детскому саду. смотреть картинку диагностика отношения ребенка к детскому саду.

Что такое адаптация?

Адаптация – это приспособление к новым условиям, важнейший период при любых изменениях.

Важно понимать, что задача у этого периода лишь одна – приспособиться к новой окружающей среде, перестроить всѐ внутри себя, а в случае, о котором мы говорим, задействованы:

Физиология – режим дня, режим питания, новые вирусы (проверка иммунитета).

Социальная среда – новые правила, нормы поведения, дисциплина, четкий распорядок дня, сверстники, поиск своего места в детском коллективе.

Психологические факторы – уже нужно владеть навыками самообслуживания и личной гигиены: кушать ложкой, пить из чашки, ходить на горшок, мыть руки, с небольшой помощью взрослого обувается/разувается и одевается/раздевается, научиться чувствовать себя уверенно без родителей, уметь занять себя, совладать со своими эмоциями.

Мы – взрослые, и то нам нужно время, чтобы привыкнуть к новым условиям, что уж говорить про ребёнка?

Итак, дайте ребёнку время на адаптацию.

Ни в коем случае не ждите, что ребёнок будет с радостью заводить друзей. Частый вопрос воспитателю на первом собрании: «А с кем мой ребёнок дружит?» – пока возможно не с кем. Все его силы будут брошены на то, чтобы перестроиться.

Конечно, этот период может сопровождаться и интересом к новой деятельности, и знаниями, и новыми друзьями. Позже… и это замечательно. Не надо ничего ждать, пусть просто привыкает. Этот период длится не два дня, а несколько недель. Поэтому, пожалуйста, не требуйте от ребёнка невозможного.

Средняя адаптация : больше месяца.

Усложнённая адаптация : 3-6 месяцев.

диагностика отношения ребенка к детскому саду. диагностика отношения ребенка к детскому саду фото. картинка диагностика отношения ребенка к детскому саду. смотреть фото диагностика отношения ребенка к детскому саду. смотреть картинку диагностика отношения ребенка к детскому саду.

Анкета № 1 – Определение готовности ребёнка к детскому саду

Общителен ли мой ребёнок?

Любит подвижные игры? Лепку? Рисование? Конструирование?

Может увлекаться игрой на непродолжительное время?

Проявляет интерес к игрушкам, к детям?

Спокойно относится к новым взрослым?

Он может оставаться дома с кем-то из близких, пока мама ушла по делам?

Ему интересно узнавать новое, он часто задает вопросы?

Кушает самостоятельно, без уговоров и понуканий?

Умеет ходить на горшок (на унитаз со специальным детским кругом – как вариант)?

Делает попытки самостоятельно одеваться и раздеваться?

Редко болеет (простужается не чаще 4 раз в год)?

Может выразить словами свою просьбу, обратиться к постороннему человеку?

Одинаков ли режим сна дома и в садике?

Ложится спать днём?

Выпишите все ответы с «НЕТ»

диагностика отношения ребенка к детскому саду. диагностика отношения ребенка к детскому саду фото. картинка диагностика отношения ребенка к детскому саду. смотреть фото диагностика отношения ребенка к детскому саду. смотреть картинку диагностика отношения ребенка к детскому саду.

Анкета № 2 – Как понять готов ли ребёнок к детскому саду?

Каковы взаимоотношения вашего ребѐнка с другими детьми?

Легко идет на контакт – 3

Как ребѐнок относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Уверен ли ребѐнок в себе?

Как ребёнок переносит разлуку с мамой (или другим человеком, который осуществляет за ним уход)?

Есть ли у ребёнка аффективная (эмоционально окрашенная) привязанность к кому-либо из взрослых?

Как относится ребёнок к высаживанию на горшок?

Просится ли ребёнок на горшок?

Нет, но бывает сухой – 2

Нет, и ходит мокрый – 1

Есть ли у ребёнка отрицательные привычки (сосет пустышку или палец, раскачивается, др.)?

Интересуется ли ребёнок игрушками и разными предметами дома и в новой обстановке?

Проявляет ли ребёнок интерес к действиям взрослых?

Умеет ли ребёнок играть самостоятельно?

Никогда не играет сам – 1

Как ребёнок общается со взрослыми?

Легко идет на контакт со всеми – 3

Какова продолжительность дневного сна ребёнка?

Два часа и больше – 3

Меньше 2–х часов – 1

Какой аппетит у ребёнка?

Какое настроение преобладает у ребёнка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное – 3

Как ребёнок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин.) – 3

Лежит спокойно, но долго не засыпает – 2

Используются ли дополнительные воздействия при засыпании ребёнка (укачивание, колыбельные и пр.)?

Задайте себе вопрос, чем уже сейчас я могу помочь моему ребенку?

Где найду информацию, к кому направлюсь за помощью?

диагностика отношения ребенка к детскому саду. диагностика отношения ребенка к детскому саду фото. картинка диагностика отношения ребенка к детскому саду. смотреть фото диагностика отношения ребенка к детскому саду. смотреть картинку диагностика отношения ребенка к детскому саду.

диагностика отношения ребенка к детскому саду. диагностика отношения ребенка к детскому саду фото. картинка диагностика отношения ребенка к детскому саду. смотреть фото диагностика отношения ребенка к детскому саду. смотреть картинку диагностика отношения ребенка к детскому саду.

Что нужно знать про настрой мамы. Изучите обязательно!

Очень важен настрой мамы. Пожалуй, это самое важное!

Поэтому для начала осознайте, какие у вас эмоции возникают, когда Вы думаете о предстоящем этапе в жизни ребёнка.

Если Вы сами имеете позитивный опыт и радуетесь за ребёнка, что он тоже его получит, то, скорее всего, всё будет хорошо.

Если же Вы сомневаетесь, нужен ли сад, если считаете, что ребёнку гарантированно будет плохо, то срочно разбирайтесь с собой и своим настроем.

Главный вопрос Кому и зачем нужен детский сад?

Мама устает (есть младший ребёнок).

Маме надо на работу, некому быть с ребёнком.

Ребёнку не хватает общения со сверстниками.

Родители решили, что надо социализироваться (закалять характер, привыкать к трудностям).

Если Вы приняли твердое решение, что ведёте ребёнка в сад, или у вас нет выбора и вести приходится – значит, как минимум внешне Вы спокойны и уверены.

Если не получается справиться с тревогой, есть способы помощи себе:

Делайте упражнения для расслабления.

Принимайте теплые ванны.

Не отказывайтесь от помощи близких людей.

Найдите увлечение для души, с помощью которого Вы могли бы расслабиться: читайте, рисуйте, вышивайте, вяжите и т. д.

Очень хорошо, например, помогает расслабиться рисование. Достаточно просто отобразить на бумаге то, что Вас волнует, и Вы поймете, что это не так уж и страшно.

Не держите свои тревоги в себе. Выпишите их – это уже 60% успеха.

Мои тревоги, страхи, сомнения:

Расскажите их близкому человеку (маме, мужу, брату, сестре, подруге) – они помогут Вам их развеять.

Когда чувствуете, что сами не справляетесь, у вас всегда есть возможность обратиться к специалисту для работы с собой.

Анкета № 3 – Не садовский ребёнок

Пройдите этот тест, и посмотрите на свои результаты.

Возможно, Вы собрались выходить на работу, но далеко не уверены в том, что ваш малыш легко и спокойно адаптируется в детском саду. Давайте проверим, сможет ли он посещать садик, или ему нужен индивидуальный подход.

За каждый положительный ответ ставьте 2 балла, за отрицательный – 0 баллов

Ребёнок нервный, легко возбудим, быстро устает.

Ребёнок очень привязан к маме (или другому ухаживающему за ним человеку), постоянно ходит за ней.

Отправляясь в гости, Вы нередко берете с собой специальную еду для ребёнка, так как он ест далеко не всё.

Иногда во время прогулок Вам приходится уводить ребёнка из коллектива детей, так как его обижают.

Ребёнок имеет стойкие страхи (например, страх темноты).

Вы сами не представляете, как расстанетесь с ребёнком на целый день.

Ребёнок очень впечатлителен, может плакать, когда Вы читаете ему жалостливую книгу, или когда он смотрит грустный мультфильм.

У ребёнка слабое здоровье, он часто простужается, у него сильная аллергия (пищевая, бытовая или др.)

Ребёнок страдает энурезом.

У вас в семье недавно родился еще один ребёнок.

*Автор теста – Юлия Гуревич, психолог.

Просуммируйте набранные баллы:

0-6 Ваш ребёнок вполне готов к саду. Вы можете со спокойной душой отдавать его на попечение воспитателей, у него не будет существенных проблем с адаптацией.

8-12 Нельзя сказать, что ребёнок готов к детскому саду. У него могут возникнуть

проблемы с коллективом, и он может плакать всякий раз, когда надо идти в сад.

Проконсультируйтесь с психологом.

14-20 Вашему ребёнку, возможно, будет сложно в детском саду. Здесь нужен индивидуальный подход. Покажите ребёнка психологу. (Совместно со специалистом составьте план адаптации).

Как варианты, если времени заниматься нет:

 помощь родственников (бабушки, дедушки);

 поиск своей няни, и подойдите к её выбору очень серьезно.

Если ваш ребёнок, уже в детском саду, как понять, комфортно ли ему там?

Дома попробуйте провести следующую простую диагностику и понять, хорошо ли чувствует себя ребѐнок в детском коллективе.

Можно сделать аппликацию «Цветочный ковер» или рисунок «Я в детском саду». Ниже расшифровка, на что обратить внимание.

Аппликация «Цветочный ковер»

Это метод хорош тем, что подходит даже для малышей, которые еще плохо держат карандаш в руке и не смогут нарисовать или объяснить словами, что чувствуют.

диагностика отношения ребенка к детскому саду. диагностика отношения ребенка к детскому саду фото. картинка диагностика отношения ребенка к детскому саду. смотреть фото диагностика отношения ребенка к детскому саду. смотреть картинку диагностика отношения ребенка к детскому саду.

Приготовьте большой лист ватмана и цветы, вырезанные из цветной бумаги. Цветов должно быть много, и они должны отличаться по цвету и по размеру. Предложите ребёнку выбрать и расположить на большом листе цветочки для него самого и каждого ребѐнка его группы.

Цветок вашего ребёнка будет расположен рядом с воспитателем и детьми из группы.

Рядом с группой друзей.

Тревожный сигнал, если:

Цветок вашего ребѐнка будет расположен далеко-далеко от всех, в некой изоляции (друзей нет, никто со мной не играет, я хочу быть подальше от всех).

Или он, разместив всех на листе, вообще не захочет приклеивать свой цветочек (я совсем не хочу туда).

Или для остальных цветов-детей он будет выбирать темные мрачные цвета (мне все неприятны).

Или он сначала приклеит свой, но потом остальные цветы его закроют (меня никто не замечает).

Рисунок «Я в детском саду»

диагностика отношения ребенка к детскому саду. диагностика отношения ребенка к детскому саду фото. картинка диагностика отношения ребенка к детскому саду. смотреть фото диагностика отношения ребенка к детскому саду. смотреть картинку диагностика отношения ребенка к детскому саду.

Ребёнок нарисует себя, держащимся за руки с другими ребятами.

Нарисует рядом воспитателя, и все улыбаются.

Тревожно в следующих случаях:

Если ребёнка не окажется на рисунке. Есть воспитатель, есть другие дети, а его нет.

Если ребёнок на рисунке вообще один, больше никого не нарисовал.

Если ребёнок в стороне от всех, или даже против всех

Если педагог нарисован с большим круглым ртом (кричит, орёт…) (Исключение: урок музыки и все поют)

Если у детей огромные руки и прорисованы зубы – агрессия.

Если вообще не будет никого на рисунке, а только здание или стены и мебель. Это формальный подход к выполнению задания, отстранённость, возможно потому, что с коллективом связанны болезненные переживания, которые вытесняются.

Источник

Список методик педагога-психолога для проведения диагностики детей в ДОУ

В стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н) прописано, что одной из трудовых функций педагога-психолога является «Психологическая диагностика детей и обучающихся». Там же прописаны направления этой диагностики. В данной статье я предлагаю ознакомиться со списком методик психолога ДОУ для проведения диагностики детей.

Направления психологической диагностики

Опираясь на эти направления психологической диагностики, педагог-психолог подбирает методы и методики, которые он будет использовать в своей работе с детьми. С перечнем некоторых методик вы можете познакомиться ниже.

Диагностика адаптации к ДОУ

Наблюдение за ребёнком в адаптационный период важное диагностическое направление в работе психолога. Оно позволяет собрать данные о ребёнке и сделать вывод о степени адаптации к детскому саду. Существует множество методик с помощью которые вы можете проводить это наблюдение. Предлагаю познакомиться с перечнем некоторых из них.

Диагностика готовности к школе

Диагностика познавательных процессов

Сейчас существует много различных диагностических комплектов, где уже подобраны все необходимые методики для диагностики познавательных процессов у детей разных возрастов. Вам остаётся только выбрать, который вам больше нравится. Ниже я привела перечень самых популярных.

Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей

Диагностика социально-психологического климата коллектива

Диагностика способностей детей и предпосылок одарённости

Диагностика детско-родительских отношений

В стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» такое направление, как диагностика детско-родительских отношений не выделяется, но я посчитала, что его нужно озвучить. Ведь работать с ребёнок мы должны в связке со всеми участниками образовательных отношений. Поэтому нам очень важно понимать какие отношения складываются у ребёнка в его семье и как это может повлиять на его поведение и развитие.

Источник

Педагогическая и психологическая диагностика детей в ДОО

диагностика отношения ребенка к детскому саду. диагностика отношения ребенка к детскому саду фото. картинка диагностика отношения ребенка к детскому саду. смотреть фото диагностика отношения ребенка к детскому саду. смотреть картинку диагностика отношения ребенка к детскому саду. Мария Тазина
Педагогическая и психологическая диагностика детей в ДОО

Оглавление

Глава 1. Особенности психологической диагностики детей в дошкольных образовательных организациях

1.1 Общее понятие психологической диагностики

1.2 Система психологической диагностики в дошкольных организациях

1.3 Методы психодиагностики дошкольников

Глава 2. Педагогическая диагностика детей в дошкольной образовательной организации

2.1 Общее понятие педагогической диагностики

2.2 Функции и принципы педагогической диагностики

2.3 Этапы педагогического диагностирования

Введение

Одной из приоритетных задач дошкольного развития является охрана и укрепление психологического здоровья воспитанников. Она рассматривается в качестве условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Поэтому создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте и помощь в становлении тех психологических новообразований, которые сформируют основу развития в последующие периоды, является приоритетным направлением в профессиональной деятельности специалистов дошкольных организаций.

Наряду с этими направлениями стоит психологическая и педагогическая диагностика детей. Ранняя диагностика развития познавательной сферы и всех психических процессов ребенка крайне важна и необходима. На сегодняшний день доказано, что чем раньше начата целенаправленная работа с ребенком, направленная на коррекцию или развитие его возможностей и способностей, тем более эффективными могут оказаться ее результаты, нередко появляется и возможность предупредить вторичные отклонения развития, в случае их обнаружения. Нервная система ребенка обладает таким важнейшим свойством, как пластичность, то есть она гибко реагирует на воздействие извне. Это качество и определяет необходимость ранней диагностики ребенка.

Глава 1. Особенности психологической диагностики детей в дошкольных образовательных организациях

1.1 Общее понятие психологической диагностики

Важнейшей областью психологической науки и психологической практики является психодиагностика. Она связана с разработкой и применением разных методов распознавания индивидуальных особенностей человека или группы людей.

Под психодиагностикой понимается область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы, а также инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности и переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность личности.

Психодиагностика практически применяется в самых разных областях деятельности психолога. И когда он выступает в качестве автора или участника прикладных психолого-педагогических экспериментов, и когда занимается психологическим консультированием или психологической коррекцией. И, тем не менее, чаще всего психодиагностика является отдельной самостоятельной сферой деятельности практического психолога. Тогда ее целью является постановка психологического диагноза, т. е. оценка психологического состояния, которое присутствует у человека.

В психодиагностическом обследовании выделяют три этапа:

2. Переработка и интерпретация полученных результатов.

3. Вынесение решения – психологический диагноз и прогноз.

Перед психодиагностикой стоят следующие задачи:

— выявление наличия у человека той или иной психологической особенности поведения или психологического свойства;

— определение степени развитости данного свойства, выражение ее в количественных и качественных показателях;

— характеристика диагностируемых поведенческих и психологических особенностей человека тогда, когда это является необходимым;

— осуществление сравнения степени выраженности изучаемых свойств у разных людей.

Все вышеперечисленные задачи решаются в практической психодиагностике или комплексно или каждая в отдельности, в зависимости от того, какие цели стоят перед проводимым исследованием.

1.2 Система психологической диагностики в дошкольных организациях

В дошкольных организациях психологическая диагностика является составной частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, которая включает также педагогическую и медицинскую (Таблица 1).

Таблица 1 – Система диагностической работы с детьми

Цель:Изучение и выявление особенностей развития каждого ребенка и групп детей для последующей индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы

Показатели: Состояние здоровья и физического развития; средства: медицинское обследование;

ответственные: врач, медицинская сестра.

Показатели: Освоение образовательной программы; средства: педагогическая диагностика; ответствнные: старший воспитатель, воспитатели.

Показатели: Особенности психического развития; средства: психологическая диагностика; ответственные: практический психолог.

Цели и задачи психодиагностики зависят от специфики дошкольной образовательной организации и вместе с тем их направленность должна быть ориентирована на определение условий, которые препятствуют полноценному развитию и становлению личности дошкольника. Основой для построения эффективного учебно-воспитательного процесса в ДОО всегда должна быть психодиагностика.

Т. М. Марциновская считает, что в качестве предмета психодиагностики в ДОО выступают индивидуально-возрастные особенности детей, а также причины, приводящие к отклонениям и нарушениям в их психическом развитии.

Выделяют три основные диагностические схемы в модели психологического сопровождения: диагностический минимум, первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития, углубленное психодиагностическое обследование личности.

Проведение психодиагностического обследования предусматривается на трех этапах дошкольного обучения. К ним относится этап поступления в дошкольное учреждение, этап пребывания в нем и этап окончания дошкольного обучения. Все они являются важными составляющими с точки зрения присутствующих в них потенциальных возможностей развития и обучения.

Таким образом, диагностическая система в дошкольной организации может включать шесть обследований:

1. обследование детей при поступлении в дошкольное учреждение в период их адаптации;

2. обследование детей раннего возраста (2-3 года);

3. обследование младшей возрастной группы (3-4 года);

4. обследование дошкольников средней возрастной группы (4-5 лет);

5. обследование детей старшей возрастной группы (5-6 лет);

6. обследование детей подготовительной группы в период окончания обучения в дошкольном учреждении (6-7лет).

Схема психодиагностической работы может выглядеть следующим образом. В сентябре-октябре, т. е. начале учебного года психолог проводит экспресс-диагностику уровня психического развития детей всех возрастных групп. После этого, он проводит углубленное обследование детей, которые предположительно имеют проблемы в развитии. Эти дети, как правило, относятся к «группе риска». На основе полученных результатов углубленной диагностики составляется коррекционно-развивающая работа.

С детьми, которые имеют выраженные нарушения в психическом развитии, осуществляется психодиагностическая работа с целью первичной дифференциации нормы и патологии умственного развития. Таких детей направляют на психолого-медико-педагогическую консультацию.

В апреле проводится повторное психодиагностическое обследование детей подготовительной группы по всем критериям психологической готовности, которое изначально является углубленным. В случае если у дошкольника обнаружился низкий уровень готовности к обучению в школе, то они должны получить дополнительную психолого-педагогическую помощь.

В основе психологического обследования дошкольников лежит необходимость получения информации о таких индивидуально-психологических особенностях ребенка, как особенности эмоционально-волевой сферы; особенности общения и поведения; особенности познавательной деятельности (Таблица 2).

Таблица 2 – Психодиагностическое обследование

Познавательная сфера: Сенсорные эталоны, общая моторика, конструктивный праксис.

Эмоционально-волевая сфера: Эмоциональный фон настроения, активность.

Поведение и общение: Игра,контактность, реакция на поощрение и порицание.

Познавательная сфера: Воображение, мышление, речь, моторика.

Эмоционально-волевая сфера: Доминирующее эмоциональное состояние, половозрастная идентификация, уровень притязаний.

Поведение и общение: Игра,коммуникативные навыки в общении со взрослыми.

Познавательная сфера: Воображение, мышление, речь, память, моторика.

Эмоционально-волевая сфера: Самосознание, доминирующее эмоциональное состояние.

Поведение и общение: Игра,коммуникативные навыки в общении со взрослыми.

Познавательная сфера: Воображение, мышление, речь, память, внимание, моторика.

Эмоционально-волевая сфера: Самооценка, статус в группе, доминирующее эмоциональное состояние.

Поведение и общение: Игра, коммуникативные навыки в общении со сверстниками.

Познавательная сфера: Память, внимание, речь, логическое мышление, воображение, моторика.

Эмоционально-волевая сфера: Мотивация, самооценка, произвольность, доминирующее эмоциональное состояние.

Поведение и общение: Игра,общение со сверстниками и взрослыми.

По результатам полученных данных психологической диагностики психолог подготавливает обобщенную аналитическую информацию по группам, заполняя сводные таблицы.

1.3 Методы психодиагностики дошкольников

В процессе психологической диагностики применяются различные методы получения информации о статусе ребенка и его соответствии возрастным нормам на этапе диагностического обследования. Методические приемы, которые применяются для проведения диагностического обследования ребенка, должны быть краткими и удобными для быстрого получения информации из той или иной сферы личности ребенка. Перед тем, как приступить к диагностическому обследованию рекомендуется провести диагностическое интервью, которое может затрагивать любую тему. Важно, чтобы психолог хорошо владел методикой его проведения.

Диагностическое интервью не должно быть для ребенка скучным и длительным. Необходимо учитывать возраст детей и задачи диагностики, и на основе чего применять разные его модификации. С этой целью можно использовать игрушки, карандаши, бумагу. Это связано с тем, что дети не могут описывать свои чувства, они легче выражают их в рисунках. Начинать собственно психодиагностическое обследование можно после проведения первичного знакомства.

Метод наблюдения является одним из основных методов в работе с детьми. Д. Б. Эльконин, известный советский детский психолог, применял наблюдение за своим внуком для описания процесса формирования предметных действий ребенка.

Наблюдение необходимо проводить правильно: оно должно быть целенаправленным и строиться по определенному плану. Перед началом наблюдения важно установить его цель, ответить на вопросы о том, ради чего оно проводится, и какие результаты должно будет дать. После чего составляется программа наблюдения, разрабатывается план.

Для получения результатов, которые необходимы для обобщения, наблюдение должно проводиться регулярно. Это объясняется тем, что дети растут очень быстро и их психология и поведение меняется также быстро. Интервалы зависят от возраста ребенка: чем более ранний возраст, тем меньше должен быть интервал времени между очередным наблюдением. В данном случае имеется в виду осуществление научного наблюдения, которое сопровождается ведением систематических записей, анализом и обобщением результатов наблюдения.

В силу того, что дошкольники обладают повышенной отвлекаемостью и недостаточно устойчивым вниманием, возможно применение скрытого наблюдения, которое рассчитано на то, чтобы ребенок не видел взрослого, наблюдающего за ним.

Данный метод имеет как ряд неоспоримых достоинств, так и недостатков. Благодаря наблюдению можно получить интересные факты, исследуя ребенка в естественных условиях его жизни, также оно незаменимо для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных фактов. К недостаткам относится трудоемкость этого метода. Он требует от исследователя высокой психологической образованности и больших временных затрат, которые не гарантируют получение фактов. К тому же результаты наблюдения часто не дают возможность понять причины тех или иных форм поведения ребенка.

Метод эксперимента часто является одним из самых надежных способов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что ребенок скрывает от наблюдения или не в состоянии вербализировать при опросе.

Лучшие результаты эксперимент в работе с детьми позволяет получить тогда, когда он организуется и проводится в форме игры и привычных для ребенка занятий – рисования, отгадывания загадок, конструирования и т. д. Важным моментом является то, что дети не должны подозревать, что игры проводятся специально для их изучения. Это может привести к потере интереса у ребенка к тому, что ему предлагают сделать и не позволит раскрыть интеллектуальные способности и интересующие исследователя качества.

Специфика эксперимента в детской психологии состоит в том, что экспериментальные условия не должны нарушать привычных форм деятельности ребенка и должны быть близкими к его естественным жизненным условиям.

Наиболее широко используется анализ детских рисунков. Эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими отражаются именно в детских рисунках. При этом интерпретация не может быть определенной и однозначной и всегда предполагает субъективизм исследователя, поэтому анализ детских рисунков требует высокой квалификации и большого опыта работы с этим материалом. В связи с этим данный метод может использоваться только как вспомогательный в серьезных исследованиях.

Метод беседы (метод вопросов) можно начинать применять с четырех лет, когда дети уже достаточно хорошо владеют речью. Так как дети дошкольного возраста еще не имеют возможности выражать свои мысли и переживания в словах, поэтому обычно они дают краткие и формальные ответы.

Правильно подобрать вопросы для беседы с детьми является большим искусством. Ребенок не всегда правильно понимает вопросы, которые адресованы ему. По этой причине при проведении психологических исследований с применением опроса детей желательно изначально убедиться в том, что ребенок правильно понимает адресованные ему вопросы и лишь после этого приступать к интерпретации и обсуждению даваемых им ответов. Беседа также может применяться в качестве вспомогательного метода.

Таким образом, психодиагностика детей дошкольного возраста имеет свою специфику, так как они обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, которые необходимо знать для получения достоверных результатов в процессе их психодиагностического обследования. Важно учитывать сравнительно низкий уровень самосознания и сознания, а также помнить о том, что у дошкольников недостаточно развиты такие процессы, как внимание, мышление, память и воображение.

Глава 2. Педагогическая диагностика детей в дошкольной образовательной организации

2.1 Общее понятие педагогической диагностики

Педагогическая диагностика имеет три взаимосвязанных значения:

1) Это самостоятельный вид аналитической деятельности педагога.

2) Прикладная область педагогики, изучающая закономерности постановки педагогического диагноза.

3) Процесс изучения педагогом актуального состояния объекта и его соотношение с нормой.

Педагогическая диагностика – это не столько изучение детей, их личностных особенностей, сколько возможности и ресурсы системы воспитания, педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении и в семье воспитанника.

Кроме того, педагогическая диагностика в дошкольной организации направлена также на изучение педагогов и родителей, выявление у них сложностей в организации педагогического процесса и уровня их компетенции. Полученные данные диагностики применяются для активного развития всех участников педагогического процесса, для правильного подбора методов и средств воспитания, а также с целью оказания своевременной помощи при обнаружении проблем или сложностей в работе с детьми.

2.2 Функции и принципы педагогической диагностики

Одной из главных функций педагогической диагностики для педагога-практика является функция обратной связи или информационная. Диагностическая деятельность педагога направлена не только на выявление и оценку состояния ребенка, но и на обнаружение условий, положительно или отрицательно влияющих на его развитие. Осуществляя наблюдение за ребенком в различных ситуациях (в свободное время, на прогулке, в игре со сверстниками и т. д., педагог делает отметки его реакций на конфликт и на похвалу, на предложение заняться какой-либо деятельностью.

С помощью этого ему удается узнать какие интересы у ребенка, его умения, склонности, сложности, предпочтения и значимые для него объекты, а также понять причины поведенческих проявлений. Понимание этих моментов дает возможность воспитателю снизить формальность образовательного взаимодействия, определить своеобразие образовательных целей, ориентирует его на поиск и применение лучшего варианта педагогического решения.

Прогностическая функция позволяет спрогнозировать протекание педагогического процесса, определить перспективы развития ребенка. Для того чтобы составить прогноз, педагог сопоставляет информацию о том, каким дошкольник был раньше и как проявляет себя сейчас. В результате чего, выявленная динамика изменений (отрицательная или положительная) способствует возможности прогнозирования изменений ребенка и предупреждения нежелательных тенденций развития.

Контрольно-корректировочная функция выявляет конкретные сложности в протекании образовательного процесса, определяет порождающие их причины. Данная функция проявляется преимущественно в процессе проведения педагогической экспертизы и предполагает наличие стандарта.

Оценочная функция устанавливает степень изменения исследуемого педагогического объекта и зависимость этих изменений от условий образовательного процесса. С помощью этой функции можно провести качественную и количественную оценку достижений дошкольников, результативность деятельности каждого педагога в отдельности и всего педагогического коллектива в целом.

Проведение педагогической диагностики должно осуществляться с учетом ряда принципов, которые обусловлены спецификой педагогического процесса дошкольной организации. Содержание, цели, формы и методы диагностических процедур, а также методику анализа полученных данных определяют именно принципы педагогической диагностики.

1. Принцип объективности позволяет минимизировать субъективизм оценок, который может наблюдаться в виду того, что, как правило, проводится «включенное» наблюдение, при котором диагност находится внутри исследуемого предмета, а не отстранен от него.

2. Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает:

— рассмотрение ребенка как целостной системы, состоящей из определенных взаимосвязанных компонентов;

— сопоставление данных, полученных в различных условиях и ситуациях жизнедеятельности ребенка, различными людьми, находящимися с ним в различных отношениях;

— выявление взаимозависимости и взаимообусловленности внутренних факторов индивидуально-личностного становления человека с внешними условиями среды.

3. Принцип процессуальности заключается в изучении явления в его генезисе и прогрессии.

4. Принцип компетентности состоит в том, что диагност принимает решения только в тех вопросах, в которых он имеет специальную подготовку; также запрещаются какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому в процессе и по результатам диагностики.

5. Принцип персонализации заключаются в требовании обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

2.3 Этапы педагогического диагностирования

Перед началом проведения диагностики необходимо ее спроектировать. В связи с чем, первым этапом является проектировочный этап. Он предполагает выполнение определенных действий.

1. Обозначить цели диагностики (например, оценить степень проявления детьми средней группы любознательности и активности, а также определить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).

2. Определить норму (эталон, идеал, образец, с которой в дальнейшем будет сопоставлена полученная информация.

3. Обозначить показатели и критерии для оценки проявлений любознательности и активности у дошкольников. Так, критерием любознательности может быть чуткость ребенка к новому, а показателями проявления этого критерия является выделение новых объектов в окружении, внимательное слушание рассказов воспитателя, вопросы познавательной направленности о новых объектах и т. д.

4. Определить методы диагностики. Диагностический метод ориентирован на изучение педагогической реальности.

Основными методами в педагогической диагностике являются включенное наблюдение и нестандартизированные беседы с детьми. Также применяются диагностические ситуации, которые «провоцируют» деятельность ребенка, за которой педагог хотел бы понаблюдать2.

Второй этап — практический, на котором осуществляется проведение диагностики.

Третий этап — аналитический. На этом этапе производят анализ полученных данных, после чего появляются количественные данные.

Четвертый этап — интерпретация данных. Интерпретирование полученных данных требует глубокого знания объекта исследования, высокого профессионализма и опыта, способности анализировать и обобщать обширную эмпирическую информацию, часто носящую мозаичный характер, давать объективное толкование выявленным фактам.

Педагог регулярно осуществляет проецирование данных, полученных в результате сопоставлений и анализа, на поведение ребенка в других ситуациях или в будущем в сфере педагогической диагностики.

Таким образом, искусство педагога заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя. Главный смысл прогностической деятельности педагога заключается в том, чтобы найти наиболее оптимальный путь развития двуединого процесса: социализации ребенка, выявления и развития его индивидуальности.

Заключение

Правильно организованная и проведенная диагностика детей в дошкольной образовательной организации, направленная на выявление индивидуальных психологических особенностей развития и обучения, позволяет не только своевременно определить нарушения и предпринять меры по их коррекции. Не менее важным является психологическая и педагогическая диагностика, направленная на выявление возможностей ребенка, определения его достижений по сравнению с предыдущими периодами развития и создание всех необходимых условий для дальнейшей реализации его способностей.

Применение таких методов исследования как наблюдение, эксперимент, анализ результатов детской деятельности ребенка и беседа с ним требует от педагога-психолога высокого уровня профессионализма.

Диагностика эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет с ЗПР Методика изучения «Эмоционально-волевой и личностной сферы» Цель: Выявить уровень развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей,.

Педагогическая диагностика детей четвертого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Педагогическая диагностика детей четвертого года жизни по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (ПОП ДО «Истоки»).

Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013.

Педагогическая диагностика младшего и среднего дошкольного возраста по программе «От рождения до школы» Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится воспитателем,.

Психологическая диагностика 5 классы. Диагностика 5 классы Ф. И___ Класс___ Дата___ Проба на внимание. Инструкция: «Прочитай этот текст.

Психологическая характеристика детей раннего возраста По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во.

Психологическая защита детей в семье Отношения воспитателей и детей во многом зависят от индивидуального характера и тех, и других. Есть педагоги, которые справляются, скажем.

Психолого-педагогическая диагностика индивидуального развития детей Психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) индивидуального развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного.

Семинар-практикум «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая готовность детей» Семинар-практикум логопеда и педагога-психолога для родителей «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *