динамика поступления налога на прибыль в бюджет
Вирус взял свое
О восстановлении деловой активности также свидетельствуют данные АСК ККТ. Начала восстанавливаться выручка: в июле + 3,7% по сравнению с мартом, а в августе + 4%.
Для оперативного взаимодействия с бизнесом, мониторинга экономики и доходов бюджета были созданы ситуационные центры. В них поступило более 20 тыс. обращений. Эта информация позволила правительству выработать необходимые решения по поддержке налогоплательщиков.
Урегулировать вопросы о предоставлении рассрочек и отсрочек помогли долговые центры. Адресно взаимодействуя с налогоплательщиками, попавшими в сложную финансовую ситуацию, специалисты помогают им урегулировать задолженность и уплатить налоги по согласованному графику. С апреля 2019 года долговые центры работают в Волгоградской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Саратовской, Ульяновской областях, Республике Башкортостан, Удмуртской Республике и Приморском крае. Даниил Егоров сообщил, что после 1 октября 2020 года такие центры будут созданы еще в девяти регионах.
Он также рассказал о развитии ЕГР ЗАГС, куда из региональных информационных систем было загружено более 77 млн записей всех типов, зарегистрированных в 2006-2018 гг. Это составляет 99,94 % от планового показателя конвертации, установленного Минюстом России. Также к системе в полном объеме были подключены органы соцзащиты населения субъектов РФ для выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Они могут запрашивать необходимые сведения в режиме «запрос-ответ» через СМЭВ.
Поступления по налогу на прибыль организаций в бюджет Москвы увеличились на 36,9 млрд рублей
Предприятия и организации столицы за три месяца текущего года перечислили налог на прибыль в бюджет города в сумме 283,1 млрд рублей. По сравнению с январем — мартом прошлого года доля налога в общем объеме доходов бюджета Москвы увеличилась с 38,9% до 40,1%.
«Напомню, что в 2020 году поступления по налогу на прибыль организаций в бюджет Москвы составили 793,1 млрд рублей, что на 8,5% меньше, чем в 2019 году. На динамику отчислений повлияли такие факторы, как пандемия новой коронавирусной инфекции и введение карантинных мер. Значительное снижение произошло во втором квартале прошлого года — в период действия наибольших ограничений и режима нерабочих дней, — отметила министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов Елена Зяббарова. — Постепенное восстановление экономической активности на фоне ослабления пандемии привело к тому, что к концу 2020 года ежемесячные поступления по налогу на прибыль в целом достигли показателей 2019 года. Данный тренд сохраняется и в первом квартале текущего года: помесячная динамика поступлений опережает показатели первого квартала 2020 года».
По словам Елены Зяббаровой на 35,3% увеличились отчисления по налогу на прибыль от строительных предприятий. В абсолютном выражении в бюджет поступило 20,3 млрд рублей.
Продолжился последовательный рост поступлений от предприятий обрабатывающей промышленности. Напомним, что отрасль в прошлом году сумела нарастить производственный потенциал и улучшить финансовые показатели. Несмотря на пандемию новой коронавирусной инфекции, отчисления по налогу на прибыль в бюджет Москвы в 2020 году выросли на 12,7 млрд рублей, или 19,2 процента. В первом квартале текущего года отрасль продолжает набирать обороты, сохраняя сопоставимые темпы роста: в бюджет Москвы перечислено на 22,3%, или на 4,8 млрд рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года. В абсолютном выражении эта сумма составляет 26,1 млрд рублей, или 9,2% от общего объема поступлений по налогу на прибыль за первые три месяца 2021 года.
Отчисления от организаций IT-сектора выросли на 13,7% и составили 20,4 млрд рублей. Положительную динамику демонстрируют компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения и предоставлением услуг в области информационных технологий. «Отмечу, что с 1 января текущего года разработчики программного обеспечения полностью освобождены от уплаты налога на прибыль организаций, зачисляемого в региональные бюджеты. Это решение призвано стимулировать инвестиционную активность и увеличение числа занятых в отрасли. Ускорение развития IT-индустрии будет способствовать закреплению за Москвой статуса одного из ведущих мировых цифровых городов», — рассказала Елена Зяббарова.
Динамика поступления налога на прибыль в бюджет
от 6 марта 2020 года N ЕД-7-1/143@
____________________________________________________________________
Утратил силу с 15 июля 2021 года на основании
приказа ФНС России от 14 июля 2021 года N ЕД-7-1/662@
____________________________________________________________________
В соответствии с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 29.11.2019 N 207н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации, относящихся к федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации», и в целях реализации полномочий главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части прогнозирования доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой,
1. Утвердить Методику прогнозирования поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации на текущий год, очередной финансовый год и плановый период согласно приложению к настоящему приказу.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 10 марта 2020 года.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по разработке проектов показателей администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и перспективу.
Руководитель Федеральной
налоговой службы
Д.В.Егоров
УТВЕРЖДЕНА
приказом ФНС России
от 6 марта 2020 года N ЕД-7-1/143@
Методика прогнозирования поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации на текущий год, очередной финансовый год и плановый период
1. Общие положения
При расчёте параметров доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации применяются следующие методы прогнозирования:
прямой расчёт, основанный на непосредственном использовании прогнозных значений объемных и стоимостных показателей, уровней ставок и других показателей, определяющих прогнозный объем поступлений прогнозируемого вида доходов;
иной способ, который описывается в Методике.
При прогнозировании доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации используются макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разрабатываемые Минэкономразвития Российской Федерации.
Для расчета прогнозируемых поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации используются показатели форм статистической налоговой отчетности (о начислении, поступлении налогов, о задолженности по налогам и сборам, о налоговой базе и структуре начислений по видам налогов), а также материалы органов государственной статистики, аналитическая информация о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, материалы министерств, ведомств и т.д.
При формировании в текущем финансовом году оценки поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации, в том числе, может учитываться фактическое поступление доходов за истекшие месяцы текущего года на основании данных статистической отчетности ФНС России.
В отношении региональных и местных налогов совокупный прогноз поступлений определяется с учетом данных, представленных территориальными налоговыми органами.
2. Алгоритмы расчёта прогнозов поступлений по видам налоговых и неналоговых доходов
2.1. Налог на прибыль организаций 182 1 01 01000 00 0000 110
Расчёт доходов в бюджетную систему Российской Федерации от уплаты налога на прибыль организаций осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Расчёт прогнозного объёма поступлений по налогу на прибыль организаций производится отдельно по каждому виду дохода.
Совокупная сумма налога на прибыль организаций (Прибыль) определяется по формуле
— сумма налога на прибыль организаций, тыс. рублей;
— сумма налога на прибыль организаций при выполнении Соглашений о разработке месторождений нефти и газа, тыс. рублей;
— сумма налога на прибыль организаций с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, тыс. рублей;
— сумма налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями, тыс. рублей;
— сумма налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, тыс. рублей;
— сумма налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от иностранных организаций российскими организациями, тыс. рублей;
— сумма налога на прибыль с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, тыс. рублей;
— сумма налога на прибыль организаций с доходов, в виде прибыли контролируемых иностранных компаний, тыс. рублей;
— сумма налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по облигациям российских организаций (за исключением облигаций иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации), которые на соответствующие даты признания процентного дохода по ним признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, номинированным в рублях и эмитированным в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года включительно, а также по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года, тыс. рублей.
2.1.1. Налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам 182 1 01 01010 00 0000 110
В прогнозе поступлений налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, учитываются:
— показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета, прибыль по всем видам деятельности), разрабатываемые Минэкономразвития Российской Федерации;
— динамика налоговой базы по налогу согласно данным отчёта по форме N 5-П «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций», сложившаяся за предыдущие периоды;
— динамика фактических поступлений по налогу согласно данным отчёта по форме N 1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации»;
— налоговые ставки, льготы и преференции, предусмотренные главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» и др. источники.
В связи с тем, что прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета, представляемая Министерством экономического развития Российской Федерации в параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, рассчитывается в целом по Российской Федерации, расчет поступлений налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, осуществляется по агрегированному КБК 182 1 01 01010 00 0000 110 и включает в себя следующие КБК:
— 182 1 01 01011 01 0000 110 налог на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в федеральный бюджет;
— 182 1 01 01012 02 0000 110 налог на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации;
— 182 1 01 01013 01 0000 110 налог на прибыль организаций консолидированных групп налогоплательщиков, зачисляемый в федеральный бюджет;
— 182 1 01 01014 02 0000 110 налог на прибыль организаций консолидированных групп налогоплательщиков, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации;
— 182 1 01 01015 01 0000 110 налог на прибыль организаций, уплачиваемый международными холдинговыми компаниями, зачисляемый в федеральный бюджет;
— 182 1 01 01016 02 0000 110 налог на прибыль организаций, уплачиваемый международными холдинговыми компаниями, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Расчёт прогнозного объёма поступлений налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, основывается на методе прямого расчета.
Сумма налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, формируется следующим образом:
,
— сумма налога на прибыль организаций, тыс. рублей;
— сумма налога на прибыль организаций, облагаемая по основной налоговой ставке, тыс. рублей;
— корректирующая сумма поступлений, учитывающая изменения законодательства Российской Федерации, фактические поступления, а также разовые операции (поступления, возвраты и т.д.), тыс. рублей.
При этом, сумма налога на прибыль организаций, облагаемая по основной налоговой ставке (), определяется по следующей формуле:
,
— сумма налоговой базы для исчисления налога на прибыль по основной ставке, тыс. рублей;
— сумма налога по годовым перерасчетам, тыс. рублей;
— сумма поступлений по результатам контрольной работы на основании динамики показателей, содержащихся в отчете по форме ВП «Сведения о результатах проверок налогоплательщиков по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах», тыс. рублей;
— сумма налога на прибыль организаций, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением льгот и преференций, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, тыс. рублей;
— расчётный уровень собираемости, с учётом динамики показателя собираемости по данному виду налога, сложившегося в предшествующие периоды, учитывает работу по погашению кредиторской и дебиторской задолженности по налогу, %.
Расчётный уровень собираемости определяется согласно данным отчёта по форме N 1-НМ как частное от деления суммы поступившего налога на сумму начисленного налога.
В целях определения суммы налоговой базы для исчисления налога на прибыль по основной ставке () определяется:
Анализ динамики налоговых поступлений в бюджет РФ за последние пять лет
В современном мире налоговые поступления являются главными отчислениями и формируют основную часть доходов бюджетов разных уровней, они также являются важным источником денежных средств любого государства. Уплата налогов влияет на экономическую безопасность страны и на качество жизни общества в целом. Первостепенной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильность исчисления налогов и платежей, своевременностью уплаты в бюджеты различных уровней Российской Федерации. Цель нашего исследования проанализировать динамику налоговых поступлений в бюджет РФ за последние пять лет. Основная задача исследования – выявить динамику налоговых поступлений в бюджет РФ.
Для налоговой системы Российской Федерации характерно:
1.Высокий уровень налогового бремени, возложенный на фирмы. Претензии налогоплательщиков на тяжесть налогового бремени — глобальная проблема. Размер налога — понятие относительно условное. К примеру, одна и та же сумма для кого-то может быть абсолютно малозначительна, а кого-то может сильно разорить. В случае если продукцию, стоимость на которую включает налоги, приобретают и у предприятия ещё остаются средства на приличную зарплату персоналу и инвестирование в становлении, то уровень налогообложения для предприятия считается приемлемым.
2. Закοнοдательная и нοрмативная основа налοгοвой системы дοвοльно действительно слοжна и непοнятна. Вступление налогового учета для определения налоговой базы по налогу на прибыль; введение счетов-фактур, покупок книг и продаж при исчислении НДС, а ещё с подменой ЕСН страховыми взносами работодателям приходится представлять одни и те же персонифицированные данные по заработной плате сотрудников в налоговые органы и ещё в мотивированные внебюджетные фонды. Эти заключения были ориентированы на облегчения налогового администрирования государственными органами, но они усложнили деятельность рабοтοдателей п. οсуществлению свοих налоговых обязанностей.
Не менее важным принципом в налогообложении является определенность, то есть порядок налогообложения устанавливается заранее и конечно же размеры налога и сроки уплаты известны заранее.
Налоговая служба ведет контроль за тем чтобы люди в срок и беспрекословно в полном размере уплачивали налоги. Так же важную роль в формировании налоговой системы играет анализ статистических данных. В таблице 1 указаны показатели налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за 2014-2018 года.
Три региона увеличили доходы от налога на прибыль более чем в два раза
В лидерах по росту поступлений от налога на прибыль оказались Белгородская, Липецкая и Вологодская области, где показатель составил 234%, 230% и 203% соответственно.
«На доходную часть региональных бюджетов в первую очередь оказали влияние налоговые доходы, в основном налог на прибыль организаций и НДФЛ, так как их совокупная доля стабильно формирует 2/3 налоговых и неналоговых доходов совокупных региональных бюджетов, — пояснил «Газете.Ru» автор исследования, старший аналитик Группы региональных рейтингов АКРА Максим Паршин. Наибольший прирост налога на прибыль, по словам аналитика, отмечается в регионах, на территории которых расположены крупные металлургические предприятия. Поэтому 2021 год может стать благоприятным для Липецкой, Белгородской, Вологодской, Свердловской, Курской и Челябинской областей.
Доходы от налога на прибыль в целом по стране увеличились более чем на треть в сравнении с 2020 годом и на 13% в сравнении с тем же периодом 2019 года. При этом поступления по налогам на имущество за анализируемый период выросли на 13%, тогда как в первой половине прошлого года они снизились на 7% к показателю за первую половину 2019-го.
«На рост НДФЛ основное влияние оказала динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы: на 1 мая заработная плата выросла почти по всем регионам (за исключением Ненецкого автономного округа), в среднем по стране ее рост составил 14%», — сообщил Паршин «Газете.Ru».
Увеличение сборов налогов на товары и услуги в первую очередь спровоцировало перераспределение акцизов в пользу региональных бюджетов. Вместе с доходной частью региональных бюджетов расходная часть также выросла, но менее значительными темпами, подчеркивают в рейтинговом агентстве. Совокупные расходы региональных бюджетов в первой половине 2021-го выросли на 7% в годовом сопоставлении.
Девяти регионам удалось даже сократить совокупные расходы в первой половине 2021 по сравнению с первой половиной 2020 года. «В большей мере, на динамику в этих регионах оказало снижение в таких видах расходов, как здравоохранение и национальная экономика», — отмечает Максим Паршин.
в первой половине 2021 года доходы региональных бюджетов значительно превысили их расходы, в связи с чем 66 регионов исполнили бюджет с профицитом. В лидерах по профициту — Москва (более 55 млрд рублей), Санкт-Петербург (более 25 млрд рублей) и Красноярский край (более 28 млрд рублей), а также Тюменская и Челябинская области, Самарская область, Белгородская, Липецкая и Сахалинская области.
Наибольший прирост налога на прибыль, по словам аналитика, отмечается в регионах, на территории которых расположены крупные металлургические предприятия. Поэтому 2021 год может стать благоприятным для Липецкой, Белгородской, Вологодской, Свердловской, Курской и Челябинской областей.
Однако в целом по регионам расходы продолжают расти и к концу года количество профицитных регионов сократится, предупреждают в рейтинговом агентстве.
Директора центра экономики регионов ЦСР Марата Фаттахова финансовые показатели регионов в первом полугодии не удивляют. «В текущем году мы наблюдаем устойчивый рост промышленного производства (около 12% год к году), что в том числе обеспечило рост доходов бюджетов регионов по налогу на прибыль», — говорит он.
Экономист объясняет, что
расходы региональных бюджетов в первую очередь снизились за счет сокращения затрат по направлению здравоохранение более чем на 20%, что объяснялось высокой базой прошлого года и свидетельствовало о нормализации эпидемиологической обстановки, возвращению к допандемийным нормальным значениям.
Он, как и аналитики АКРА, считает, что второе полугодие столь блестящих результатов не даст. «С учетом развития третьей волны и продолжающегося роста числа заболеваний, введения ограничений в ряде регионов мы можем прогнозировать замедление темпов снижения затрат по данному направлению. При этом мы рассчитываем, что годовой объем расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на здравоохранение в 2021 году не превысит значений 2020 года», — подчеркивает Фаттахов.
Модель бюджетной системы позволяет оценить объем налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов на уровне 10,5 трлн руб. в текущем году, что на 2,4 трлн руб. выше, чем плановый показатель Федерального казначейства (8,1 трлн руб.).
«Газета.Ru» направила запросы в администрации Липецкой, Мурманской и Белгородской областей с просьбой оценить текущие бюджетные параметры и поделиться прогнозами о предстоящих доходах. На момент публикации материала ответ поступил из Липецкой области.
«Доходы бюджета Липецкой области в 2021 году запланированы на уровне 62,8 млрд рублей», — сообщили в областной администрации.
Основное наполнение региональной казны, как и в предыдущие годы, планируется за счет налоговых поступлений — 51,5 млрд рублей, в том числе налога на прибыль (20,4 млрд руб., 39,6%), НДФЛ (14,2 млрд руб., 27,5%), акцизов (8,8 млрд руб., 17%). Кроме того, в виде различных дотаций, субвенций и субсидий из федерального бюджета в региональный в 2021 году должно поступить 11,4 млрд рублей. По итогам первого полугодия профицит регионального бюджета составил более 17 млрд рублей.