диссертации на тему право на образование

Право на образование ребенка с ограниченными возможностями и его реализация в Российской Федерации: историко-правовое исследование тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Шинкарева, Елена Юрьевна

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Шинкарева, Елена Юрьевна

I. Правовое положение ребенка с ограниченными возможностями в сфере образования: теоретико-исторические аспекты

1.1. Ребенок с ограниченными возможностями как субъект права на образование.

1.2. Правовое регулирование образования детей с ограниченными возможностями в России (исторический аспект)

1.3. Право на образование как субъективное право ребенка с ограниченными возможностями.

1.4. Гарантии реализации субъективного права на образование для детей с ограниченными возможностями.

II. Право ребенка с ограниченными возможностями на образование в законодательстве западных стран

2.1. Международно-правовые акты о доступности образования для лиц с ограниченными возможностями.

2.2. Правовое регулирование специального образования в странах Западной Европы и США.

III. Генезис права детей с ограниченными возможностями на образование в российском законодательстве

3.1. Формирование регионального законодательства об образовании детей с ограниченными возможностями.

3.2. Проблемы совершенствования российского законодательства в области специального образования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Конституционное право на основное общее образование и гарантии его реализации детьми-инвалидами в Российской Федерации 2010 год, кандидат юридических наук Ильина, Оксана Михайловна

Конституционное право на получение бесплатного высшего образования в Российской Федерации 2011 год, кандидат юридических наук Деманова, Светлана Владимировна

Конституционное право граждан на образование и проблемы его реализации в субъектах Российской Федерации 2008 год, кандидат юридических наук Стульникова, Ольга Васильевна

Особенности конституционно-правового статуса инвалидов в Российской Федерации 2007 год, кандидат юридических наук Рахимли, Араз Паша оглы

Конституционно-правовые основы права на неприкосновенность частной жизни в Российской Федерации 2010 год, кандидат юридических наук Солгалов, Сергей Васильевич

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Право на образование ребенка с ограниченными возможностями и его реализация в Российской Федерации: историко-правовое исследование»

Право на образование является одним из важнейших субъективных прав личности. Будучи неотъемлемым элементом системы прав человека и жизни общества в целом, оно сопровождает эволюцию индивидуумов и народов, обеспечивает совершенствование человечества. Право на образование создает возможность доступа к результатам развития цивилизации, приобщает человека к достигнутому обществом уровню культуры, воспитывает уважение к общечеловеческим ценностям, формирует национальную культуру, содействует социальному прогрессу.

Имея свою специфику и выполняя особую социальную роль, право на образование обычно рассматривается в научно-правовых исследованиях как конституционно-правовое явление, относящееся к сфере взаимоотношений государства и личности. В настоящей работе указанное право рассматривается в его историческом развитии как специфическое субъективное право индивидуума, предоставляющее ему определенный объем правомочий, необходимый для взаимодействия с различными субъектами, как индивидуальными, так и коллективными.

Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом. Одним из таких субъектов являются лица с ограниченными возможностями, или дети с отклонениями в развитии. Особенности в правовом регулировании их положения в сфере образования вызваны необходимостью закрепить гарантии реализации права на образование, устранить положение, при котором они могут фактически быть исключены из системы образования и общественной жизни.

Российское законодательство не содержит единого термина, обозначающего данную группу граждан в сфере образования. Существующее терминологическое разнообразие в законодательстве, в педагогической и правовой науке не способствует определению единого подхода к системе гарантий в области образования для таких лиц, ставит в неравное положение инвалидов и лиц, не имеющих инвалидности, но нуждающихся в силу особенностей состояния здоровья и потребностей развития в предоставлении таких гарантий. Для устранения противоречий в законодательстве и практике его применения необходимо выработать единое понятие группы лиц, имеющих особые права в сфере образования, что и определяет актуальность исследования.

Проведенное исследование обусловлено необходимостью приведения основных положений российского законодательства в сфере образования в соответствие с общепризнанными принципами и нормами, относящимися к социально-правовому статусу детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в получении образования.

Проблемы правового статуса детей с ограниченными возможностями в сфере образования в современной правовой российской науке пока не были предметом многостороннего исследования. Традиционно такие вопросы относят к сфере права социального обеспечения, в рамках которого и изучаются вопросы социальной защиты инвалидов. Правовой механизм обеспечения доступности образования для рассматриваемой категории детей не определен в полной мере, и даже те правовые нормы, которые имеются, нуждаются в совершенствовании.

Актуальность исследования повышается в связи с продолжающимся процессом совершенствования законодательства об образовании, дискуссией об образовательном праве как отрасли права, формированием правового института специального образования. Проведенный в работе анализ регионального законодательства об образовании в ряде субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа показывает большое разнообразие нормотворческих решений в сфере образования лиц с ограниченными возможностями. На территории различных субъектов Российской Федерации объем гарантий в области образования для таких лиц существенно отличается. Необходим единый унифицированный подход к определению гарантий получения образования и включение соответствующих норм в федеральное законодательство об образовании.

В связи с исследованием правового положения указанных лиц в сфере образования возникает потребность уточнения терминологии, разработки норм-дефиниций, например, понятий «специальное образование», «право на специальное образование». Существующая в российском законодательстве понятийно-терминологическая «разноголосица» не позволяет четко и единообразно определять круг субъектов, обладающих правом на специальное образование. Анализ норм Закона РФ «Об образовании» даже не позволяет однозначно дать ответы на вопросы о том, является ли специальное образование правом субъекта или его обязанностью, какова сущность права на специальное образование, является ли данное понятие самостоятельным субъективным правом в сфере образования и т.д.

Несовершенство механизма обеспечения права на образование детей с ограниченными возможностями вызывает проблемы при применении норм законодательства об образовании.

Статистические данные по Российской Федерации, исследования, проведенные в России, а также в Архангельской области, свидетельствуют о недостаточности правовых гарантий образования лиц с ограниченными возможностями. Большое число детей с инвалидностью в России, не получающих образования в образовательных учреждениях, отражает наличие комплекса проблем, связанных, в частности, с недостатками реально действующего механизма реализации права на образование (обеспечения выполнения конституционного права и обязанности получения образования) для рассматриваемой категории лиц.

Формирование нового правового института, регулирующего отношения в связи со специальным образованием, обуславливает новизну исследования, задает перспективу его научного изучения и практического освоения.

Научная новизна исследования выражается в следующем:

— впервые в современном отечественном правоведении проведено комплексное исследование проблемы правового положения лиц с ограниченными возможностями в области образования;

— впервые вводится в научный оборот понятие «право на специальное образование» и дается его определение;

— сформулированы предложения по внесению дополнений в Закон РФ «Об образовании» в части дополнительных гарантий права на образование для лиц с ограниченными возможностями.

Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи исследования:

1) выявить содержание понятия «ребенок с ограниченными возможностями» применительно к сфере образования и, сопоставив его с иными законодательными терминами, определить наиболее приемлемое обозначение указанной группы лиц;

2) определить правовую природу понятия «право на специальное образование» и его место среди системы гарантий субъективного права на образование;

3) исследовать исторические аспекты правового регулирования образования детей с отклонениями в развитии в России, сравнить его с нормами законодательства западных стран и нормами международного права в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в их динамике, выявить основные тенденции в формировании специального законодательства об образовании аномальных детей в России и за рубежом;

4) исследовать нормы законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, выявить возможность их применения в федеральном законе, установить пробелы в правовом регулировании и определить пути их устранения, разработать предложения по совершенствованию Закона РФ «Об образовании» в части гарантий для лиц с ограниченными возможностями.

Предмет исследования составляют нормы российского и зарубежного законодательства, а также комплекс проблем, связанных с практикой их применения.

В качестве основного метода исследования использован общенаучный метод познания общественных явлений в их развитии (диалектический метод). Использованы также частно-научные методы: исторический, логический, метод системного анализа, статистический, социологический, метод сравнительного анализа (выявление характерных черт общественного явления в различных правовых системах).

2005)5, М.В. Смирновой (конституционное право на образование и гарантии его реализации в негосударственных общеобразовательных учреждениях, 2006 г.)6.

Вопросы осуществления права на общее образование детьми с ограниченными возможностями здоровья исследовались частично в работе В.В. Рыбаковой, которая отметила некоторые практические проблемы и пробелы в законодательстве в области организации коррекционного

1 Акбаев А.А. Право граждан Российской Федерации на образование: законодательство и социально-экономическое обеспечение: Автореф. дис. канд. юр. наук. М., 1999.

2 Грачева Т.В. Реализация конституционного права человека и гражданина Российской Федерации на образование (на примере города Москвы): Автореф. дис. канд. юр. наук. М., 2004.

3 Гусева Т.В. Право человека и гражданина на образование: международные стандарты и российское законодательство: Автореф. дис. канд. юр. наук. М., 2003.

4 Матюшева Т.Н. Правовой статус гражданина Российской Федерации в сфере образования: Автореф. дис. канд. юр. наук. М.,1999.

5 Рыбакова В.В. Конституционное право на общее образование в Российской Федерации: проблемы теории и практики: Автореф. дис. канд. юр. наук. М., 2005.

6 Смирнова М.В. Конституционное право на образование и гарантии его реализации в негосударственных общеобразовательных учреждениях: Автореф. дис. канд. юр. наук. М., 2006. обучения1. За последние годы ряд публикаций о правовом регулировании отношений в сфере обучения детей с ограниченными возможностями и защиты их права на образование, посвящен проблемам правоприменительной практики, свидетельствующим о необходимости совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере. Настоящая работа, на наш взгляд, является одной из первых в России попыток историко-теоретического исследования проблем правового обеспечения образования указанных лиц.

Эмпирическую основу диссертации составили нормативные правовые акты РСФСР, Российской Федерации, зарубежного законодательства, устанавливающие права и обязанности субъектов в сфере образования детей с ограниченными возможностями (детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов), статистические данные, результаты исследований о соблюдении прав детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации и в Архангельской области.

Результаты исследования и выводы автора проходят апробацию в практике деятельности органов власти (в том числе системы управления образованием) Архангельской области. Автор является участником группы по разработке нормативных правовых актов, касающихся специального образования, на региональном уровне, участвует в качестве эксперта в деятельности рабочей группы, созданной в Архангельском областном собрании депутатов для разработки законопроекта о внесении изменений и дополнений в областной закон «Об образовании».

Положения, выносимые на защиту:

1. Право на образование является субъективным правом, предоставляющим каждому лицу определенный объем правомочий, которые могут быть реализованы им в течение жизни. Исключение какой-либо социальной группы или отдельных лиц из сферы предоставления (обеспечения) указанного права противоречит Конституции Российской

1 Рыбакова В.В. Конституционное право на общее образование в Российской Федерации: проблемы теории и практики: Автореф. дис. канд. юр. наук. Екатеринбург, 2005. С. 24.

Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного публичного права, положениям международных договоров Российской Федерации. Эти правомочия являются идентичными для всех лиц и не могут быть уменьшены в зависимости от социального положения субъекта или состояния его здоровья. В то же время особенности развития и состояния здоровья некоторых лиц влекут затруднения в реализации этих правомочий. Поэтому определенная группа лиц нуждается в предоставлении дополнительных гарантий в получении образования. Следовательно, имеются основания рассматривать лиц с ограниченными возможностями как особый круг субъектов права на образование.

2. Опыт законодательного регулирования обучения детей с недостатками (отклонениями) в развитии в России и за рубежом отражает тенденцию к «специализации» образования для таких лиц, к созданию для них комплекса специальных учреждений в системе образования на определенном этапе развития общества. Для современной правовой системы, основанной на общепризнанных принципах и нормах в области прав человека, необходим такой механизм реализации права на образование, при котором каждый ребенок получит возможность обучаться в образовательном учреждении общего типа в условиях интеграции в общество.

3. Отсутствие в законодательстве об образовании Российской Федерации унифицированного понятийно-терминологического понимания в обозначении лиц с ограниченными возможностями здоровья мешает определению единого комплекса дополнительных гарантий реализации права на образование, что приводит в практике применения правовых норм к разному правовому регулированию и подходам к данной категории лиц. Автор предлагает ввести в федеральное законодательство понятие «лица, имеющие право на специальное образование» как наиболее приемлемый среди имеющихся в законодательстве Российской Федерации дефиниций.

4. Право на специальное образование не является самостоятельным субъективным правом, а представляет собой гарантию реализации права на образование для лиц с ограниченными возможностями. Указанная гарантия включает определенный объем мероприятий, позволяющих детям с ограниченными возможностями в наиболее полной мере их личных возможностей развивать и реализовывать индивидуальные способности. Отсутствие законодательного закрепления права на специальное образование создает препятствия реализации права на образование лицами с ограниченными возможностями.

5. Отсутствие федерального регулирования в области специального образования может быть отчасти восполнено на региональном уровне. Федеральное законодательство об образовании закрепляет нормы-принципы, необходимые для обеспечения образования любому ребенку независимо от состояния его здоровья и особенностей развития: В действующей редакции Закона РФ «Об образовании» специальное образование (организация предоставления образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях) отнесено к компетенции субъектов РФ. Однако и в этом случае основы механизма реализации права на специальное образование (и особенно его финансового обеспечения) в образовательных организациях различных типов и видов должны быть закреплены в федеральном законодательстве.

7. Опыт правового обеспечения образования лиц с ограниченными возможностями в ряде стран Европы (например, в Великобритании,

Норвегии, Германии) вызывает необходимость теоретико-правового осмысления понятия «инклюзивное (включающее) образование», которое используется в ряде международных актов, касающихся прав лиц с ограниченными возможностями. Подписание Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов 2006 года потребует введения в научный оборот и российское законодательство данного понятия.

Теоретическая и практическая значимость исследования проявляется в постановке автором ряда проблем общетеоретического характера, в том числе вопроса об определении правовой природы права на специальное образование, внесении предложения о дополнении Закона РФ «Об образовании». В работе предпринята попытка проанализировать и обобщить основные гарантии получения образования детьми с ограниченными возможностями, наметить пути совершенствования российского законодательства об образовании в соответствующей его части. Автором использован подход к данной проблематике с точки зрения прав человека, необходимости обеспечения действительного равенства детей в области реализации права на образование.

I. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Источник

Право человека на образование: сущность и принципы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Бондаревский, Артем Евгеньевич

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Бондаревский, Артем Евгеньевич

Глава I. Право человека на образование: понятие и содержание.

Параграф 1. Становление и развитие принципов права человека на образование.

Параграф 2. Особенности права человека на образование и его место в системе прав человека.

Параграф 3. Принципы права человека на образование.

Глава II. Нормативно-правовое регулирование права человека на образование.

Параграф 1. Международные и конституционные стандарты права человека на образование.

Параграф 2. Особенности регулирования права человека на образование в зарубежных странах (на примере США и Англии).

Параграф 3. Право человека на образование и реформа образовательной системы России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Конституционно-правовые основы высшего профессионального образования в Российской Федерации 2005 год, кандидат юридических наук Никитина, Инна Филипповна

Реализация конституционного права человека и гражданина Российской Федерации на образование: На примере города Москвы 2004 год, кандидат юридических наук Грачева, Татьяна Владимировна

Правовой механизм реализации конституционного права на образование в средних и высших профессиональных учебных заведениях в России 2009 год, кандидат юридических наук Тяпкина, Ирина Вадимовна

Конституционное право граждан на образование и проблемы его реализации в субъектах Российской Федерации 2008 год, кандидат юридических наук Стульникова, Ольга Васильевна

Правовые позиции конституционного суда Российской Федерации в сфере охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина 2004 год, кандидат юридических наук Якупова, Гузель Минигалеевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Право человека на образование: сущность и принципы»

Актуальность темы исследования. В условиях реформирования экономической и политической системы, модернизации всех сфер современной жизни вопросы образования приобретают особое значение. Для решения сложных задач, поставленных перед страной, необходимы новые подходы к содержанию и уровню образования, вложения средств в «человеческий капитал». Это поможет развитию инновационных процессов, позволит России занять достойное место среди передовых государств мира.

Осознание важности образования определило необходимость проведения широкомасштабной реформы образования, начало которой было положено Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ. В последующие годы реформирование образования находилось в центре внимания общественной жизни политики, осуществляемой государством.

Проводимые меры в области доступа к профессиональному образованию принесли некоторые положительные результаты. Однако нормативно-правовое регулирование образовательного процесса не опирается на четкую выверенную концепцию, а принимаемые законы и подзаконные акты подчас противоречивы, что не способствует формированию единой системы правового регулирования образовательной системы. Образовательная система состоит из образовательного законодательства, системы образовательных учреждений, системы государственных органов, осуществляющих управление, контроль и надзор за образовательными учреждениями, негосударственных организаций, осуществляющих деятельность, сопутствующую образовательному процессу. Реформируются отдельные институты образовательной системы, изменяются формы образования и правовое положение образовательных учреждений, создаются новые виды и методы контроля образовательной деятельности. Но необходим комплексный подход к образовательному процессу, который охватил бы все его стороны.

Очевидно, что для проведения модернизации страны формирование новой системы отношений в сфере образования является приоритетной задачей. Такой комплексный проект предусматривает совместное вложение финансовых средств и консолидацию усилий человека, общественных объединений и государства с целью получения образования, необходимого для формирования полноценной свободной личности и ее подготовки к жизни в обществе. Ядром новой образовательной системы должно быть закрепленное в ст. 43 Конституции Российской Федерации право человека на образование, которое требует всестороннего исследования в неразрывной связи с другими правами человека.

Изучение юридической литературы по разрабатываемой теме показывает, что наиболее основательно российскими авторами были исследованы отдельные аспекты правового регулирования образования: конституционные нормы о праве на образование, действующее российское законодательство об образовании, правовой статус субъектов образовательных отношений, особенности правового положения лиц, нуждающихся в особой защите в образовательной сфере, договорное регулирование образовательных услуг, государственная деятельность в сфере образования, международная защита права на образование и другие специальные вопросы. Эти исследования были очень значимы, но они не охватили весь круг проблем, необходимых для создания научной базы образовательной реформы. Требования, предъявляемые в нынешних условиях к образованию, набирающая силу реформа образовательной системы выдвигают новые задачи при исследовании данного права. Они должны охватывать не только чисто юридический анализ проблемы, но и придать ей «человеческое измерение», рассмотреть право на образование во взаимодействии с государством и его органами, общественными объединениями.

В настоящее время в российской юридической науке не сформирована единая концепция по этому вопросу. Дискуссии, противоречивые мнения, разногласия по поводу инноваций в образовании, все больше возрастают, и путь к достижению согласия еще очень долог и труден. Такая ситуация определяет необходимость проведения теоретических исследований права человека на образование, анализа состояния его нормативно-правового регулирования, тенденций развития, а также прогнозирования итогов проводимой в Российской Федерации образовательной реформы.

Степень научной разработанности темы. Теоретические проблемы, связанные с правом на образование, в современной российской правовой науке пока ещё не были предметом многоаспектного исследования. Изучение права человека на образование обычно предполагает рассмотрение вопросов его реализации как публичной услуги в образовательных учреждениях разных типов и его защиты органами государственной власти Российской Федерации. Встречаются работы, связанные с конституционной природой права на образование. Тематика диссертационных исследований в данной области отражает указанные тенденции: в основном, это работы по конституционному и административному праву.1 Из 50 работ по каталогу

1 Например: Рыбакова В.В. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: «Конституционное право на общее образование в Российской Федерации». Уральская государственная юридическая Академия. 2005 год; Барабанова C.B. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук: диссертаций Российской Государственной Библиотеки, в которых рассматриваются различные аспекты права на образование, за последние 20 лет только четыре были посвящены общетеоретическим и историческим исследованиям.1 Конституционалисты уделяют максимум внимания толкованию положений Конституции Российской Федерации и развивающему эти положения законодательству, специалисты по административному праву изучают распределение полномочий между органами государственной власти при осуществлении права на образование. До настоящего времени в российской юридической литературе право на образование не исследовалось в аспекте теории прав человека.

Вместе с тем, отдельные вопросы, связанные с правом человека на образование, всегда разрабатывались в российской юридической литературе. В дореволюционной теории и философии права исследовались свобода образования (М.М. Сперанский, Б.Н. Чичерин), цели образования и его связь с сословностью и равенством (П.И. Новгородцев, А.П. Сумароков). В советский период особое внимание было уделено конституционным основаниям права человека на образование (Л.А. Дольникова, Г.А. Дорохова, Т.С. Румянцева и др.).

Среди современных исследований нужно выделить работы, рассматривающие «образовательное право» как отдельную отрасль законодательства (В.И. Шкатулла, В.М. Сырых), работы, изучающие историческое развитие права человека на образование (Р.Ш. Мещеров, Н.И.

Административно-правовое обеспечение конституционного права граждан на высшее профессиональное образование в Российской Федерации». Российский университет дружбы народов. 2009 год.

1 Например: Потапенко B.C. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: «Правовое регулирование социальной услуги в области образования». Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. 2009 год.; Мещеров Р. Ш. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: «Право на образование в дореволюционной России в конце XIX — начале XX вв.: историко-правовой аспект». Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет. 2010 год.

Никитина С.А. Расчетина), а также исследования конституционного права человека на образование (М.В. Смирнова, O.A. Теплякова, И.В. Тяпкина).

Вопросам правового регулирования права человека на образование посвящены монографии таких ученых, как: Д.А. Голованова, Т.В. Гусевой, А.Н. Козырина, Ю.А. Тихомирова, Е.В Слесаревой, О.Н. Столбушинской, A.B. Богданова, И.Ф. Никитиной, В.В. Рыбаковой и других.

Настоящее диссертационное исследование рассматривает право на образование как неотъемлемое право каждого человека и необходимый элемент института прав человека в целом, его содержание раскрывается путем анализа действующего российского, зарубежного и международного права. В работе систематизируются представления юристов, экономистов и социологов о праве на образование. В диссертационном исследовании раскрывается традиция осознания права человека на образование, неотделимого от признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Объектом исследования является право человека на образование как нормативно-структурированным свойство бытия и форма реализации интересов личности, определяющее меру индивидуальной свободы человека, обусловленное свойствами политической, социально-экономической и культурной деятельности государства в образовательном процессе, которое раскрывает характер взаимоотношений личности, общества и государства в этой области.

Предметом исследования является содержание и принципы права человека на образование, его особенности, закономерности развития, место в единой системе прав человека.

Цели и задачи исследования. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы анализируя теоретические конструкции и способы нормативного закрепления права человека на образование, выявить его содержание и особенности.

В рамках указанной цели поставлены следующие исследовательские задачи:

1) с использованием общенаучных и специально юридических методов исследовать, раскрыть понятие «право человека на образование» и дать его определение;

2) изучить место права человека на образование в системе прав человека, природу взаимоотношений человека, общества и государства в сфере образования;

3) показать историю развития права человека на образование;

4) выявить принципы права человека на образование и их содержание;

5) рассмотреть международное законодательство, регулирующее вопросы, связанные с правом человека на образование;

6) исследовать опыт отдельных стран (Англии и США) в обеспечении принципов права человека на образование;

7) выявить тенденции развития российской образовательной системы и особенности ее реформирования и проанализировать их соотношение с принципами права человека на образование.

Использование этих методов интегрировано в общую теорию прав человека, которая в качестве методологических оснований базируется на признании: 1) права как всеобщей и необходимой формы свободы людей 2) прав человека как определенных нормативно-структурированных свойствах и особенностей бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами; 3) прав человека как единой системы, в которой отсутствует иерархия; 4) универсальности прав человека для любой национальной правовой системы; хНерсесяпц B.C. Философия права. М., 2005. С.34

5) социального взаимодействия человека, общественных объединений и государства при осуществлении прав человека и единой направленности их интересов.

Теоретическую основу настоящего исследования составили работы российских ученых: С.С. Алексеева, И.Л. Бачило, В.Г. Графского, P.C. Гринберга, В.Е. Гулиева, В.А. Карташкина, Е.И. Козлова, А.Н. Козырина, Н.В. Колотовой, O.E. Кутафина, Е.А. Лукашевой, Г.В. Мальцева, Л.С. Мамута, М.Н. Марченко, Л.А. Морозовой, B.C. Нерсесянца, A.C. Орлова, А.Я. Рубинштейна, Б.А. Страшуна, В.М. Сырых, Ю.А Тихомирова, В.Е. Чиркина, В.И. Шкатуллы и других.

Большой теоретический интерес для диссертационного исследования представляют работы дореволюционных исследователей: Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, C.B. Рождественского, Л.И. Петражицкого, Б.Н. Чичерина.

При написании диссертации использовались работы таких зарубежных специалистов как: Р. Алекси, Э. Аннерс, И. Берлин, К.Д. Битер, Д.Х. Спринг, Дж. Кармел, М. Новак, К. Васак, В.Г. Витцтум, Р. Дворкин, У.К. Прейс, М. Ротбард, Ф. Хайек.

В диссертации использованы труды классиков философии права: Г.В.Ф. Гегеля, Т. Гоббса, Д. Дидро, Г. Еллинека, Я.А. Каменского, Канта И., Д. Локка, Т. Мора, Т. Пейна, Платона, Ж.-Ж. Руссо и других философов Античности, Средневековья и Нового Времени.

Научная новизна исследования. В диссертационном исследовании, в котором право человека на образование рассматривается не только как отраслевая категория, а с общетеоретических позиций как необходимый элемент современной системы прав человека, формулируется определение понятия «право человека на образование», выделяются его особенности и раскрывается содержание, выявляется место права человека на образование в единой системе прав человека. С точки зрения теории прав человека рассматриваются права и обязанности человека, общественных институтов и государства в сфере образования. Характеризуются традиционные и инновационные черты российской образовательной системы, тенденции ее развития и реформирования, а также традиционные и инновационные особенности образовательных систем некоторых зарубежных государств.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В диссертации доказано, что истоки права человека на образование как права каждой свободной личности на получение доступного, равного и качественного образования были заложены в трудах выдающихся мыслителей Античности, эпохи Просвещения, классиков философской и правовой мысли Нового Времени, которые разработали основу универсальных положений (принципов) права человека на образование.

2. В работе показано, что право человека на образование является нормативно-структурированным свойством бытия и формой реализации интересов личности, определяющим меру индивидуальной свободы человека, обусловленным свойствами политической, социально-экономической и культурной деятельности государства в образовательном процессе, которое раскрывает характер взаимоотношений личности, общества и государства в этой области.

3. Аргументировано, что право человека на образование регулирует общественные отношения, связанные с любыми формами обучения и воспитания; имеет программный и целевой характер, выражающийся в необходимости постоянного совершенствования законодательства об образовании и деятельности государства, связанной с реализацией исследуемого права; этот процесс осуществляется на основе совместной деятельности человека, государства и общества в лице коммерческих и некоммерческих институтов, интересы которых объединены единой направленностью, взаимодополняют друг друга.

4. Обосновано, что особенностью права человека на образование является сочетание «негативной» и «позитивной» составляющих свободы индивида. Каждый человек имеет право выбора форм и методов обучения, в которое государство вмешиваться не вправе, и защищен от дискриминации в образовательной сфере (негативный аспект), но при этом имеет право рассчитывать на позитивные действия государства по созданию и должному функционированию системы образования (позитивный аспект).

5. Показано, что основное содержание права человека на образование составляют четыре принципа: принцип свободы образования, принцип равного доступа к образованию, принцип государственного участия в образовании и принцип равенства в образовании. Принципы права человека на образование являются универсальными. Их закрепление в международных правовых актах стало естественным результатом развития различных образовательных систем во всем мире с учетом специфики каждой и единства поставленных целей.

6. В диссертации доказывается, что образовательная система в каждой стране предусматривает свою систему государственного участия в образовании, основанную на традициях образовательной системы и тенденциях ее развития.

7. Диссертантом аргументируется наличие следующих традиционных особенностей российской образовательной системы: определяющей роли государства в сфере образования; широких по количеству учебных дисциплин и значительных по объему образовательных планов и программ; большой роли воспитания в образовательном процессе.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Полученные автором результаты развивают и дополняют представления о системе прав человека, в частности, о праве человека на образование. Они могут быть применены для дальнейших исследований права на образование, использованы в законодательной деятельности, в процессе совершенствования нормативно-правового регулирования российской системы образования и создании локальных нормативных актов образовательных учреждений всех уровней, в правоприменительной деятельности судебных и несудебных органов Российской Федерации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Конституционные основы правового положения несовершеннолетних в Российской Федерации: Проблемы теории и практики 2004 год, доктор юридических наук Борисова, Наталья Евгеньевна

Защита конституционных прав граждан Российской Федерации в сфере труда 2001 год, кандидат юридических наук Колобова, Светлана Владимировна

Правовой статус гражданина Российской Федерации в сфере образования 1999 год, кандидат юридических наук Матюшева, Татьяна Николаевна

Конституционное право на высшее образование в Российской Федерации в условиях глобализации 2010 год, кандидат юридических наук Чугунова, Екатерина Сергеевна

Конституционное право на основное общее образование и гарантии его реализации детьми-инвалидами в Российской Федерации 2010 год, кандидат юридических наук Ильина, Оксана Михайловна

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Бондаревский, Артем Евгеньевич

Право человека на образование имеет программный и целевой характер, то есть требует постоянного совершенствования образовательного законодательства, поиска новых форм и методов обеспечения принципов права человека на образование. Основную роль в реализации права человека на образование принимает на себя государство, обязанности которого корреспондируют праву требования, принадлежащего каждому индивиду.

Принцип свободы образования отражает «негативный» аспект свободы человека. Он предусматривает защиту свободы выбора видов, форм и методов получения образования, учебных заведений и направлений подготовки, а также свободу обучающегося от навязывания ему в процессе обучения идеологических, политических, религиозных и иных установок, которые идут вразрез с собственными или семейными взглядами и убеждениями. Кроме того, свобода образования предполагает обязательное получение каждым человеком минимального уровня образования, так как без него невозможны достойная жизнь в обществе, получение следующей ступени образования и карьерный рост. Включается в нее и свобода родителей в выборе образования для своих несовершеннолетних детей, так как они несут ответственность за их дальнейшую жизнь и развитие. Все это гарантирует каждому равную меру свободы в образовании.

Принцип равного доступа к образованию также по большей части выражает «негативный» аспект свободы человека и заключается в запрете дискриминации в этой сфере. Любой индивид вне зависимости от его пола, расы, национальности, принадлежности к религиозной конфессии, политических убеждений и иных врожденных особенностей или приобретенной самоидентификации, может претендовать на обучение в любом образовательном учреждении, по любой специальности и в любой форме. Принцип равного доступа к образованию гарантирует каждому равенство возможностей при поступлении в образовательное учреждение.

Принципы права человека на образование неделимы, выражают сложные взаимоотношения человека, общества и государства в сфере образования, и только совместная реализация всех четырех рассмотренных принципов может привести к осуществлению права человека на образование.

Международные акты, регулирующие право человека на образование представляет собой единый комплекс международных стандартов. Их можно подразделить на: основные, устанавливающие принципы права человека на образования и минимальные международные стандарты в области осуществления права; разъяснительные, предлагающие государствам мира механизмы осуществления принципов и минимальных международных стандартов в области образования, а также устанавливающие дополнительные гарантии для индивида и дополнительные стандарты для желающих присоединиться к международному акту; охранительные, главной задачей которых является защита права на образование в наднациональных судебных органах; и декларативные, указывающие на важность права на образование и на его международное признание. Вместе они составляют единый комплекс международных стандартов права человека на образование.

Анализ истории и современного состояния зарубежных образовательных систем показывает, что признание и нормативное закрепление принципов права человека на образование объективно необходимы для дальнейшего развития концепции прав человека. Конкретные формы их регулирования и защиты отличаются друг от друга в зависимости от особенностей действующей в государстве правовой системы, но сами принципы и их содержание являются универсальными.

Российская образовательная система за всю историю своего развития выработала свои собственные традиции: определяющее участие государства в образовании, широкие учебные планы и большой набор изучаемых дисциплин по каждой специальности, а также упор на воспитательную функцию в образовании. Тенденции реформирования образовательной системы позволяют сделать вывод, что традиции образовательной системы меняются. Это проявляется в том, что роль государства в образовании трансформируется, становясь более гибкой, при этом возрастает значение общественных институтов. Система приема в образовательные учреждения за последние 10 лет существенно изменилась в сторону обеспечения равного доступа к образованию.

Результаты настоящего исследования дают возможность сформулировать следующие рекомендации для дальнейшего развития нормативного регулирования российской образовательной системы:

1) необходимо продолжать реформу образовательной системы для обеспечения более эффективной реализации права человека на образование как одного из важнейших конституционных прав человека;

2) общественный контроль деятельности образовательных учреждений должен быть повсеместным, осуществляться на всех этапах обучения, а также во время проведения лицензирования и аккредитации;

3) необходимо создавать государственные стандарты качества образования, в рамках которых устанавливать рекомендации не к преподаваемым дисциплинам, а к инструментам и методам образования, предлагая для преподавателей и администраций образовательных учреждений наиболее эффективные пути предоставления качественного образования.

По этим же направлениям необходимо продолжать научные исследования. Объем диссертационной работы не позволяет затронуть все актуальные проблемы, которые определяют смысл и направление дальнейшего реформирования в сфере права на образование. Многие из них были затронуты только схематично и подлежат дальнейшей разработке. В российской правовой литературе пока не существует единого мнения о юридической сущности качества образования и соотношении государственного и общественного контроля в образовательной сфере. Кроме того, остается неизученной история нормативного закрепления права человека на образование. Отсутствие научных работ, анализирующих конкретные документы, устанавливающие новые для российского образования нормы, также не дает системе развиваться в нужном направлении. Нам кажется, что решение этих вопросов сделает реформу образования в России всесторонней и более эффективной.

Основные нормативные акты диссертационного исследования.

1. Всеобщая Декларация прав человека 1948 года.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.

3. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 года.

4. Декларация о праве на развитие 1986 года.

5. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года.

6. Конвенция о правах инвалидов 2006 года.

7. Конвенция о правах ребенка 1990 года.

8. Конвенция МОТ о дискриминации в области труда и занятости 1958 года.

9. Американская конвенция о правах человека 1969 года.

10. Арабская Хартия прав человека 2008 года.

11. Африканская Хартия прав человека и народов 1981 года.

12. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

13. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 года.

14. Резолюция ЭКОСОС № 1885/17 от 28 мая 1985 г.

15. Венская декларация и Программа действий 1993 г.

16. Конституция Боливии 1967 года.

17. Конституция Бразилии 1988 года.

18. Конституция Индии 1950 года.

19. Конституция Ирана 1979 года.

20. Конституция Ирландии 1937 года.

21. Конституция Испании 1978 года.

22. Конституция Италии 1947 года.

23. Конституция Либерии 1980 года.

24. Конституция Российской Федерации 1993 года.

25. Конституция СССР 1977 года.

26. Конституция США 1787 года, поправки к ней и проекты поправок, предложенных Конгрессом, но не ратифицированных законодательными собраниями штатов.

27. Основной закон ФРГ 1949 года.

28. Преамбула к Конституции Франции 1946 года.

29. Акт о высшем образовании 2004 года (Англия и Уэльс).

30. Акт о правах человека 1998 года (Англия и Уэльс).

31. Акт о равенстве 2010 года (Англия и Уэльс).

32. Акт об инспектировании в образовании 2006 года (Англия и Уэльс).

33. Акт об образовании 1918 года (Англия и Уэльс).

34. Акт об образовании 1996 года (Англия и Уэльс).

35. Акт об универсальности 1662 года (Англия и Уэльс).

36. Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»

37. Глава 39 титула 20 Свода законов США.

38. Глава 38 титула 20 Свода законов США.

39. Глава 48 титула 20 Свода законов США.

40. Глава 13 титула 7 Свода законов США.

41. Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

42. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

43. Решение Верховного суда США от 17.05.1954 г. по делу «Браун против Совета образования».

44. Решение Верховного суда США от 18.05.1896 г. по делу «Плиси против Ферпосона».

45. Решение Европейского суда по правам человека от 13.12.2005 г. «Тимишев против России».

46. Решение Европейского суда по правам человека от 23.07.1968 г. «О некоторых аспектах законодательства об использовании языков в сфере образования в Бельгии против Бельгии».

47. Решение Европейского суда по правам человека от 25.02.1982 г. «Кэмпбелл и Козанс против Соединенного Королевства».

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Бондаревский, Артем Евгеньевич, 2013 год

1. Автономов А. С., Гаврилова И. Н. Образовательная политика государства и развитие общества (на примере современной России) // Россия реформирующаяся: Ежегодник-2011 / Отв. ред. Горшков М. К. Вып. 10. СПб.: Нестор-история, 2011. С. 217

2. Алексы Р. Существование прав человека // Правоведение. №4. 2011. С.21-31

3. Аннерс Э. История европейского права. М.: Наука, 1994. 398 с.

4. Бачило И. Л. Государство социальное или сервисное? (информационно-правовой аспект) // Право. М., 2010, № 1. С. 3-11

5. Берлин И. Две концепции свободы // Современный либерализм. М., 1998. С. 19-43

6. Варламова Н.В. Классификации прав человека подходы к проблеме. // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 4 (71). С. 152-166

7. Введение в вопросы международной защиты прав человека / под ред. Хански Р. и Сукси. М., 1998. 405 с.

8. Витцтум В. Г. и др. Международное право. М.: Infotropic media, 2011. С. 966

9. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 454 с.

10. Гоббс Т. Левиафан. М. : Мысль, 2001. 478 с.

11. Голованов Д.А. Право на образование в контексте практики Европейского суда по правам человека. // Ежегодник российского образовательного законодательства. Т.4., 2009. 125-149 с.

12. Гринберг Р. С. Свобода и справедливость. Российские соблазны ложного выбора. М.: ИНФРА-М, 2012. 416 с.

13. Глухарева Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). М.: Юристъ, 2003. 303 с.

14. Гулиев В.Е. О функциях буржуазного государства// Правоведение. 1966. №3. С. 96-103

15. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи Средневековья и начала Нового времени / под ред. К. И. Салимовой, В. Г. Безроговой. М.: Изд-во АПН СССР, 1991. 285 с.

16. Гусева Т.В. Право человека и гражданина на образование: международные стандарты и российское законодательство. Волгоград: ВРО МСЮ, 2003. 67 с.

17. Дворкин Р. О правах всерьез. М.: РОССПЭН, 2004. 376 с.

18. Дидро Д. Собрание сочинений. Т.10. М.: Гослитиздат, 1947. 567 с.

19. Документы истории Великой французской революции. / под ред. Ado. A.B. T.l. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 528 с.

20. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. 752 с.

21. Зайончковский 77. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М.: Мысль, 1978. 278 с.

22. Земляная Т.Е. Образовательные реформы времен правления Екатерины II. Журнал научно-педагогической информации. http://paedagogia.ru/2010/46-09/163-zemlyanayapavlicheva

23. Зубов В. М. Реформа высшей школы для новой России. 2008. http://www.ras.ru

24. История педагогики и образования. Под ред. 3. И. Васильевой. М.: Академия, 2011. 432 с.

25. История политических и правовых учений. / под ред. О. Э. JIeücma. М.: Юридическая литература, 1997. 576 с.

26. Каменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. 416 с.

27. Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? Сочинения в шести томах. Т. 6. М.: Мысль, 1966. С. 25-36

28. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. 712 с.

29. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М.: Изд-во ИГиП РАН, 1995. 135 с.

30. Козлова Е. И. Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2006. 610 с.

31. Колотова Н. В. Социальная направленность исследований в области прав человека // Права человека и современное государственно-правовое развитие. М.: Институт государства и права РАН, 2007. С. 287 301

32. Конституции буржуазных стран. Т. 1-4. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1935- 1937

33. Королев С. В. Антропология основных прав // Человек и право. Книга о летней школе по юридической антропологии. М., 1999 С. 31-42

34. Кравченко А.И. Социология. М.: Академический проект, 2001.508 с.

35. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.41. М.: Издательство политической литературы, 1981. 696 с.

36. Лисицын-Светланов А. Г. Всеобщая декларация прав человека — концептуальная основа правового развития в современном мире / Всеобщая декларация прав человека: универсализм и многообразие опытов. М.: ИГП РАН, 2009. С. 8-14

37. ЛоккД. Сочинения в трёх томах: Т. 3. М.: Мысль, 1988. 670 с.

38. Лукашева Е. А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. М.: Норма, 2009. 384 с.

39. Лукашева Е.А. Социальное государство и защита прав граждан в условиях рыночных отношений // Социальное государство и защита прав человека. М.: 1994, С. 5-21

40. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М.: Норма, 2011. 800с.

41. Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право 2001.№ 7.С. 5-14.

42. Международная и внутригосударственная защита прав человека, под ред. Р. М. Валеева. М.: Статут, 2011. 834 с.

43. Мор Т. Утопия. М.: Наука, 1978.417с.

44. Морозова JI.A. Влияние глобализации на функции государства // Государство и право. 2006. №6. С. 101-107

45. Мухаммад Садик Мухаммад Йусуф. Права человека в исламе. М.-СПб.: Диля, 2008. 291 с.

46. НерсесянцB.C. Сократ. М.: Наука, 1977. 152 с.

47. Нерсесянц B.C. Философия права. М.: Норма, 2006. 848 с.

48. Никитина Н И. Расчетина С. А. Развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII-XIX веков. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 80 с.

49. Новгородцев П. И. Лекции по истории и философии права. Учения Нового Времени. XVI-XIX вв. М.: Красанд, 2010. 346 с.

50. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991.639 с.

51. Образовательное законодательство и образовательные системы зарубежных стран. Под ред. Козырина А.Н. М.: Academia, 2007. 432 с.

52. Олар А. Политическая история французской революции. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1938. 981 с.

53. Орлов A.C. и др. История России. М.: Проспект, 2012. 528 с.

54. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. 608 с.

55. Права человека / под ред. Е. А. Лукашевой. М.: Норма, 2010. 560с.

56. Права человека и правовое социальное государство в России / под ред. Е. А. Лукашевой. М.: ИНФРА-М, 2011 400 с.

57. Права человека и процессы глобализации современного мира / под ред. Е.А. Лукашевой. М.: Норма, 2007. 464 с.

58. Права человека накануне XXI века. Сборник статей. М.: Прогресс, 1994.

59. Прейсс У. К. Концептуальные противоречия социально-экономических прав // Росс, бюллетень по правам человека. Вып. 9. 1997. С. 18-25.

60. Проблемы теории государства и права / под ред. M. Н. Марченко. М.: Юристъ, 2001. 656 с.

61. Публичные услуги и право / под ред. Ю. А. Тихомирова. М.: Норма, 2007.416 с.

62. Родионова О.В. Социальная функция современного государства. M.: N OTE BEN Е, 2007. 184 с.

63. Рождественский C.B. Очерки по истории системы народного просвещения в России в XVIII-XIX веках. Т.1. СПб.: Типография М.А., 1912. 217 с.

64. Ротбард М. Власть и рынок: государство и экономика. М.: Социум, 2010. 405 с.

65. Рубинштейн А. Я. К вопросу о расширении «чистой теории общественных расходов». Доклад. М., 2007. 55с.

66. Руссо Ж. Ж. Педагогические сочинения. Т.1. М.: Педагогика, 1981.336 с.

67. Рыхтикова JI. Ю. Слуги народа или построение сервисного государства в России // «Право России». 24.08.2008. С. 4.

68. Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ. РАН, 2009. 176 с.

69. Сафонов В.Н. Концепция «фундаментальных» прав и социальное законодательство: правовые позиции Верховного суда США. / Всеобщая декларация прав человека: универсализм и многообразие опытов. М.: ИГП РАН, 2009. С. 271

70. Севостъянов Г. Н. Уткин А. И. Томас Джефферсон. М.: Мысль, 1976. 392 с.

71. Слесарева Е. В. Концепции реформирования российского образования http://lab.obninsk.ru/public/articles.php?htmlfíle=slesareva-02.htm

72. Страшун Б. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть. М.: Норма, 2008. 1138 с.

73. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М.: Готика, 2002. 340 с.

74. Тимофеева Н.Г. Становление и развитие правовой системы Мексики. //Правоведение. №2. 1992. С. 79-83

75. Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Социум, 2011.394 с.

76. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юрист, 2005. 669 с.

77. Чичерин Б.Н. Философия права. М.: URSS, 2010. 337 с.

78. Шкатулла В.И. Образовательное право. М.: ИНФРА-М, 2001. 681с.

79. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 1998. С. 112

80. Abbott F., Breining-Kaufmann С., Cottier Т. International trade and human rights: foundations and conceptual issues. Michigan: University of Michigan Press, 2006. 388 p.

81. Aldrich R. Lessons from History of Education. Routledge: Cromwell Press, 2006. 238 p.

82. Alexy R. A Theory of Constitutional Rights. Oxford: Oxford University Press, 2002. 462 p.

84. Beiter Klaus Dieter. The Protection of the Right to Education by International Law. Leiden: Koninklijeke Brill NV, 2006. 738 p.

85. Burke P. The Historical Anthropology of Early Modern Italy. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. 292 p.

86. Court considers education for undocumented immigrant children // The Telegraph. 1 December 1981

87. Dukes P. The Making of Russian Absolutism, 1613-1801. L.: Longmans Green and Co, 1990. 240 p.

88. Dunlop O. J. English Apprenticeship and Child Labour, a History. NY: Macmillan, 1912. 390 p.

89. Graham P.A. Community and class in American education, 18651918. NY: John Wiley & Sons, 1974. 268 p.

90. Henkin L. International Law: Politics and Values. L.: Martinus Nijhoff, 1995. 380 p.

91. Hepple B. Rights at Work. International Institute of Social Studies Discussion Paper № 147. Geneva, 2003. 28 p.

92. James van Horn Melton. Absolutism and the Eighteenth Century Origins of Compulsory Schooling in Prussia and Austria. N.Y.: Cambridge University Press, 1988. 288 p.

93. Joel H. Spring. The universal right to education: justification, definition, and guidelines. L.: Taylor & Francis, 2008. 191 p.

94. John Locke, John W. Yolton. The Locke reader: selections from the works of John Locke: with a general introduction and commentary. Cambridge: Cambridge University Press, 1977. 352 p.

95. Karmel J. The Right to Education: Examining its Meanings and Implications. Vancouver: VDM Verlag, 1998. 296 p.

96. Kennedy D.M. Freedom From Fear: The American people in Depression and War, 1929-1945. Oxford., Oxford University Press. 1999. 936 p.

97. Knight Stephen. Proposition 187 and international human rights law: Illegal discrimination in the right to education. // Hastings International and Comparative Law Review. Vol. 19. № 1. 1995

98. Kozol J. The Shame of the Nation. N.Y. : Random House, 2005. 4161. P

99. Lawrence M. Student and Parental Rights in Education. // Materials of the Concerned Women For America Conference. Maryland, 1988

100. Maclntyre Alasdair. After Virtue. L.: Duckworth, 1981. 252 p.

101. Murrin M.J., Johnson P.E. and others. Liberty, Equality, Power: A History of American People. N.Y.: Wadsworth Publishing, 2012. 588 p.

102. Nowak Manfred. The Development of Human Rights in Europe after the End of the Cold War. European Yearbook of Human Rights. Vol. 10. Ed. by: Wolfgang Benedek and others. Vienna, Graz, 2010. P. 31-49

103. Otteson J.R. Freedom of Religion and Public Schooling. // The Independent Review. Volume IV. Number 4. 2000

104. Paine T. The Rights of Man. The Thomas Paine Reader. N.Y.: Penguin Books Limited, 1987. 544 p.

105. Peterson P. E. Saving Schools: From Horace Mann to Virtual Learning. Harvard: Harvard University Press, 2010. 334 p.

106. Right to education What is it? Education and the 4 As. Right to Education project., http://www.right-to-education.org/node/226

107. Right to Education of Afro-descendant and Indigenous Peoples in the Americas. Washington: University of Virginia Publishing, 2008. 134 p.

108. Right to Education: Scope and Implementation. General Comment 13 on the Right to Education. UNESCO, 2003. 27 p.

109. Roper H. Towards an Elementary Education Act for England and Wales, 1865-1870 //British Journal of Educational Studies. Vol. 23 (2). 1975

110. Sklar K. K. The Schooling of Girls and Changing Community Values in Massachusetts Towns, 1750-1820. History of Education Quarterly. №33(4). 1993

111. The Right to Education in England. Alternative Report of the Committee on Economic, Social and Cultural Rights. L., 2008

112. Tinta Monica Feria. The Landmark Rulings of the Inter-American Court of Human Rights on the Rights of the Child. Leiden: Martinus Nijhoff, 2008. 671 p.

113. Tractenberg P. L. Reforming school finance through state constitutions: Robinson v. Cahill points the way // Rutgers Law Review. V.27. №365. P. 415-428.

114. Tyler L.G. Education in Colonial Virginia. Part II: Private Schools and Tutors. William and Mary College Quarterly Historical Magazine 6. 1897. P. 1-6

115. UNESCO Convention against Discrimination in Education (1960) and Articles 13 and 14 (Right to Education) of the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights: A comparative analysis. UNESCO. Paris, 2006. 69 p.

116. Vasak Karel. Human Rights: A Thirty-Year Struggle: the Sustained Efforts to give Force of law to the Universal Declaration of Human Rights. UNESCO Courier 30:11. Paris., 1977. P.29

117. Vinovskis M. A. Family and Schooling in Colonial and Nineteenth-Century America. Journal of Family History. Vol. 12. Issue 1-3, 1987. P. 19-37

118. W. Bulmer and CO. Of the education of the poor: being the first part of a digest of the reports of the Society for bettering the condition of the poor. L.: Society by W. Bulmer and Co, 1809. 376 p.

119. Weckstein P. and Wermiel S.J. The need for Equal Opportunity and a Right to Quality Education. // Human Rights, Volume 35 №3. 2008. P. 21-23

120. Williams R. F. Equality Guarantees in State Constitutional Law. // Texas Law Review. Vol.63 № 6&7. P. 1215

121. Xiaohuan Su. Education in China: reforms and innovations. Beijing: Nightingale Books, 2002. 192 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Digital Science & Education LP, 85 Great Portland Street, First Floor, London, United Kingdom, W1W 7LT

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *