диссертации по экологическому праву
Правовое регулирование экологической информации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.06, кандидат юридических наук Попов, Алексей Александрович
Оглавление диссертации кандидат юридических наук Попов, Алексей Александрович
1. Формирование и содержание понятия «экологическая информация».
1.1. Правовые проблемы формирования понятия «экологическая информация».
1.2. Содержание права на экологическую информацию.
2. Экологическая информация как правовая категория в российском, международном законодательстве и законодательстве некоторых зарубежных стран.
2.1. Нормативно-правовое обеспечение прав граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан и юридических лиц (общественных объединений) на экологическую информацию в Российской Федерации.
2.2. Международное и зарубежное законодательство об экологической информации.
3 Источники экологической информации.
3.1. Система источников экологической информации.
3.2. Открытость экологической информации и проблемы свободного доступа.
3.3. Классификация экологической информации.
3.4 Специфика роли средств массовой информации в реализации права на экологическую информацию.
3.5. Экологическое образование как специфический источник экологической информации.
4. Проблемы реализации прав граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан и юридических лиц (общественных объединений) на экологическую информацию на региональном уровне и их судебная защита.
4.1. Особенности правового регулирования экологической информации на региональном уровне (на примере Оренбургской области).
4.2. Судебная защита прав граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан и юридических лиц (общественных объединений) на экологическую информацию.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право», 12.00.06 шифр ВАК
Конституционное право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду: гарантии и защита в законодательстве Российской Федерации 2005 год, кандидат юридических наук Мишанин, Константин Станиславович
Обеспечение информационной безопасности в Российской Федерации уголовно-правовыми средствами 2006 год, кандидат юридических наук Красненкова, Елена Валерьевна
Правовое обеспечение доступа к официальной информации 2008 год, кандидат юридических наук Павлов, Иван Юрьевич
Конституционное право граждан Российской Федерации на доступ к информации: региональный аспект 2006 год, кандидат юридических наук Тимербаев, Тимурбек Афтахович
Правовое обеспечение прав и законных интересов обладателей необщедоступной информации: Коммерч. тайны, ноу-хау 1998 год, кандидат юридических наук Гайнуллина, Зульфия Файзулловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовое регулирование экологической информации»
При этом нормой являются нарушения экологических прав и законных интересов практически всего населения Российской Федерации. Постоянно средства массовой информации сообщают о многочисленных экологических нарушениях, противоречащих конституционному праву каждого человека на благоприятную окружающую среду.
В качестве причин возникновения сложившейся ситуации называют экологическое невежество, эколого-правовой нигилизм, пренебрежительное отношение к правам граждан со стороны чиновников1.
Повышенный интерес к экологическим проблемам логично проецируется на деятельность граждан, юридических лиц, общественных организаций и государства. В то же время значительно вырос за последние несколько лет и интерес к информационным правам граждан, а, учитывая актуальность экологических проблем как в рамках отдельно взятой страны, так и в мире в целом, возникла необходимость появления такого термина как «экологическая информация».
При этом особое значение постепенно приобретает законодательное регулирование права граждан на всевозможную информацию, в том числе и на экологическую, поскольку это право одновременно выполняет функцию гарантии прав человека. Декларирование прав и свобод человека может так и остаться статичным, если граждане не будут иметь возможности получения информации.
Информация играет первостепенную роль в реализации прав и свобод человека. Например, право собственности нельзя полноценно осуществить в условиях неопределенности, отсутствия необходимых знаний.
Проблема права на информацию для всего цивилизованного мирового сообщества достаточно молода. Сегодня лишь около 20 стран обладают законодательством, регулирующим отношения людей в области права на информацию.
Проблема права на экологическую информацию чрезвычайно важна прежде всего в плане практического его применения. Исследование процесса включения этого права гражданина в систему национального и международного права ставит вопросы, касающиеся его реализации и эволюции как юридической категории; места, связей и зависимостей в системе других прав человека; понимания содержания и механизмов его реализации.
За последнее десятилетие доктрина экологического права стремительно и динамично развивается. Однако научные воззрения по вопросам экологической информации были высказаны ещё во времена существования СССР. В качестве примера можно привести кандидатские диссертации М.И. Васильевой «Право граждан СССР на здоровую окружающую среду» (1989 г.) и С.В. Разметаева «Правовые вопросы участия общественности в охране окружающей природной среды» (1989 г.);
Начиная с 90-х годов XX века, было также защищено несколько диссертаций, в той или иной степени затрагивающих вопросы экологической информации: П.В. Горбачёв «Право человека на благоприятную окружающую среду в контексте соотношения законодательства Российской Федерации и международных стандартов» (1995 г.); Н.Н. Гришин «Правовые проблемы участия общественности в оценке воздействия на окружающую среду» (1999 г.); А.А. Третьякова «Экологические права граждан по законодательству государств-членов Европейского Союза» (2002 г.); О.С. Карху «Юридическая ответственность за нарушение законодательства об экологической информации» (2004 г.).
Кроме того, результаты развития теоретических исследований понятия, видов, режима и способов защиты экологической информации были в дальнейшем отражены в монографиях и статьях ведущих специалистов в области экологического права, в их комментариях к действующему законодательству об экологической экспертизе, о промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также к Водному, Земельному, Лесному, Уголовному кодексам Российской Федерации, Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях и др.
Однако объем изложенного материала в указанных работах не позволяет делать выводы о комплексном рассмотрении этой категории правоотношений. На данный момент не существует единой теоретической научной концепции об экологической информации. Об этом свидетельствует, например, различное понимание среди ученых самого понятия «экологическая информация».
Предмет диссертационного исследования составляют:
— законодательные и иные нормативные акты СССР, РСФСР, Российской Федерации, ряда зарубежных стран и международные акты, определяющие правовой режим экологической информации, а также вытекающие из них правоотношения;
— научные воззрения учёных по правовым проблемам охраны окружающей среды и информационных отношений.
Цели и задачи диссертационного исследования
Целью настоящего исследования является создание чёткой научно обоснованной концепции экологической информации, на основе которой может строиться система законодательных и иных нормативно-правовых актов.
Для достижения указанных целей необходимо решение ряда теоретических задач:
1) определение правового содержания понятия «экологическая информация», а также выявление правовых и организационных средств для создания эффективного механизма доступа к экологической информации и её предоставления;
2) исследование и анализ нормативно-правового обеспечения права граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан и юридических лиц (общественных объединений) на экологическую информацию в России, в некоторых зарубежный странах и на международном уровне;
3) классификация системы источников экологической информации;
4) оценка степени реализации права на экологическую информацию, уровня и эффективности его судебной защиты.
Отдельные аспекты диссертационного исследования освещены в трудах: А.Н. Авдонина, C.JI. Байдакова, А.Н. Горбачёва, П.В. Горбачёва, Н.Н. Гришина, В.В. Евланова, Т.В. Злотниковой, В. Казанцева, О.С. Карху, Г.П. Серова, А.А. Третьяковой, А.С. Шестерюка, А.В. Яблокова, О.А. Яковлевой.
Научные взгляды теоретиков права и государства С.С. Алексеева, В.В. Лазарева, А.С. Пиголкина, А.Ф. Черданцева являются первичным фундаментом исследования и его методологической основой.
Методологической основой диссертационного исследования стало использование как общенаучных методов познания (системный анализ, синтез, дедукция и индукция, исторический), так и методов, специфичных для правового исследования: понятийно-правового, сравнительно-правового, метода государственно-правового моделирования.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые предпринята попытка комплексного подхода к определению правового статуса экологической информации, выявлению её источников и причин возникновения проблем в применении норм законодательства.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Неопределённость экологической информации как юридического понятия обусловлена степенью её правового регулирования. Понятие «экологическая информация» необходимо трактовать широко, а именно как комплекс сведений: а) о состоянии окружающей среды на территории Российской Федерации; б) о мерах, принимаемых по её охране; в) о состоявшемся, длящемся и потенциальном воздействии на окружающую среду; г) об угрозе жизни и здоровью физических лиц на территории Российской Федерации, возникшей в результате такого воздействия; д) об осуществлении правосудия по делам о нарушении экологического законодательства.
2. Наряду с требованиями полноты, достоверности и своевременности экологическая информация должна быть открытой для доступа. Это является необходимым условием для реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением.
3. Критерием разграничения сведений, относящихся к экологической информации, и сведений, содержащих государственную тайну и конфиденциальную информацию, является наличие в них информации о вреде, причинённом окружающей среде или жизни и здоровью физических лиц, находящихся на территории Российской Федерации. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, должен определяться только федеральным законом (в настоящее время действует Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»4).
4. Правом на экологическую информацию обладают не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, лица без гражданства и юридические лица (общественные объединения). При отсутствии специально установленных законодательных ограничений (ч.З ст. 62 Конституции РФ), указанные субъекты имеют право доступа к экологической информации наравне с гражданами Российской Федерации. Ограничения, связанные с государственной тайной и конфиденциальной информацией, должны распространяться в равной степени на всех субъектов права на экологическую информацию.
5. К числу правовых проблем доступа к экологической информации относится отсутствие ответственности за её непредоставление. Нормами административного и уголовного законодательства ответственность за непредоставление информации о состоянии окружающей среды не предусмотрена. Наличие указанного правового пробела создаёт возможности для уклонения от ответственности за бездействия уполномоченных должностных лиц и органов, в результате которых созданы препятствия осуществлению гражданином права на экологическую информацию.
6. В целях формирования системы источников экологической информации представляется целесообразным её деление на «нормативно
Нормативно закреплённые источники экологической информации специально урегулированы нормами права, регламентируются в установленном порядке органами власти и входят в состав информационных ресурсов. Экологическая информация, не имеющая нормативного закрепления, специально нормами права не урегулирована, исходит от граждан, юридических лиц (общественных объединений), должностных лиц органов власти и не является информационным ресурсом.
7. Отправление правосудия по делам об экологической информации, затруднено сложностью толкования понятия, видов и режима экологической информации.
В целях устранения юридических препятствий для деятельности судов в процессе толкования законодательных и иных нормативных актов, регулирующих информационное обеспечение экологических правоотношений, предлагается: принять постановление Пленума Верховного Суда РФ для разъяснения судам процедуры и специфики вынесения решений по делам об экологической информации; принять постановление Правительства РФ «О перечне сведений, относящихся к экологической информации»; дополнить Федеральный Закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»5 новой статьей 63.1 «Экологическая информация», содержащей отсылочную норму к упомянутому постановлению Правительства РФ; принять Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации в целях упорядочения доступа к экологической информации и её оборота».
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в настоящем исследовании приведены предложения по оптимизации и рационализации норм действующего законодательства об экологической информации в противовес тенденции к увеличению количества принимаемых законов в ущерб их качеству. В частности предлагается комплекс правовых мер по внесению изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» и Федеральный Закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»6, а также в иные законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, включающих одиннадцать параграфов, заключения и списка использованных источников.
Коллизии в экологическом праве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.06, кандидат юридических наук Хлуденёва, Наталья Игоревна
Оглавление диссертации кандидат юридических наук Хлуденёва, Наталья Игоревна
Глава 1 Происхождение и дифференциация коллизий в экологическом праве.
§ 1 Терминологическая идентификация коллизий в экологическом праве.
§ 2 Причины возникновения коллизий в экологическом праве.
§ 3 Виды коллизий в экологическом праве.
§ 4 Непротиворечивость экологического права как одно из условий его эффективности.
Глава 2 Механизм предотвращения и разрешения коллизий в экологическом праве.
§ 1 Понятие, значение и основные элементы механизма предотвращения и разрешения коллизий в экологическом праве.
§ 2 Роль принципов экологического права в процессе разрешения коллизий в экологическом праве.
§ 3 Правовые средства предотвращения и разрешения коллизий в экологическом праве.
§ 4 Коллизионные нормы как универсальное средство разрешения коллизий в системе экологического права.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право», 12.00.06 шифр ВАК
Механизм разрешения юридических коллизий 2006 год, кандидат юридических наук Гончаров, Роман Александрович
Коллизии конституционного законодательства на уровне субъектов Российской Федерации 2003 год, кандидат юридических наук Стародубцева, Инна Алексеевна
Коллизии правовых актов и механизм их разрешения: Теоретико-правовой аспект 2004 год, кандидат юридических наук Денисенко, Владислав Валерьевич
Коллизии в трудовом праве 2000 год, кандидат юридических наук Аленина, Ирина Викторовна
Коллизии частного и публичного права в регулировании распределения денежных средств, полученных от предпринимательской деятельности 2005 год, кандидат юридических наук Барканов, Александр Семенович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Коллизии в экологическом праве»
Актуальность и степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Проблемы совершенствования правовой регламентации общественных отношений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования приобретают сегодня особую актуальность ввиду серьезных негативных изменений окружающей среды.
Стабильное деградирующее состояние, в котором пребывает сегодня окружающая среда, обусловлено как естественным истощением запасов природы, так и постоянным целенаправленным воздействием антропогенного фактора. На современном этапе общественного развития государство, опираясь на регулятивные возможности права, должно попытаться сбалансировать, а может быть и примирить законы сохранения природы и потребительские интересы человека и общества, равновесие между которыми серьезно нарушено в последнее время. Весомая роль в создании оптимальной модели правового регулирования экологических отношений отводится на современном этапе экологическому праву, которое должно встать на защиту экологических интересов человека путем установления правовых ограничений и запретов в отношении чрезмерного использования богатств природы, зачастую необдуманного и нерационального, а также путем выработки эффективных мер правовой охраны окружающей среды.
Выступая регулятором общественных отношений, возникающих в сфере охраны окружающей среды и природопользования, экологическое право призвано обеспечить упорядоченную, стабильную жизнь людей в процессе их взаимодействия с природой.
Стабильность правового регулирования общественных отношений в области охраны окружающей среды и природопользования во многом зависит от качественного состояния системы экологического права, которая на сегодняшний день несбалансированна, имеет внутренние противоречия (коллизии).
Как показывает практика, реализация ныне действующих в стране предписаний норм экологического права недостаточно результативна. В ряду основных причин низкой эффективности регулятивных возможностей экологического права стоит проблема его коллизионности (противоречивости), обусловленная различными факторами и требующая адекватного решения.
Противоречия по ключевым вопросам правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования в России не только снижают эффективность механизма правового регулирования экологического права, но и минимизируют попытки общества и государства создать условия для благоприятного существования человека в окружающей среде. Поэтому необходим четкий механизм предотвращения и разрешения (преодоления и устранения) юридических коллизий в экологическом праве.
Диссертант на основе изученного материала, не претендуя на неоспоримость выдвинутых положений, предлагает собственное видение теоретических и практических аспектов проблемы коллизионности экологического права России.
Объектом диссертационного исследования стали общественные отношения, складывающиеся в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Предметом исследования являются: понятие и виды коллизий в экологическом праве, причины их возникновения, выполняемые ими функции, механизм предотвращения и разрешения коллизий в экологическом праве и образующие его элементы.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью исследования, проводимого в рамках настоящей работы, является анализ проблемы коллизионности в экологическом праве на основе комплексного изучения и обобщения существующих противоречий эколого-правовых норм и определение рекомендаций по разрешению коллизий юридических предписаний в сфере правового регулирования экологических отношений.
Исходя из обозначенной цели представленного диссертационного исследования, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
— исследовать юридическое содержание и выявить причины возникновения коллизий в экологическом праве;
— определить особенности коллизий правовых предписаний, регулирующих общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования;
— дифференцировать противоречия, возникающие в процессе правового регулирования экологических отношений;
— оценить современное состояние экологического законодательства с учетом степени коллизионности (противоречивости) правовых норм и предложить вариант оптимизации законодательного регулирования общественных отношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
— разработать механизм предотвращения и разрешения коллизий в экологическом праве и внести предложения по уменьшению размеров коллизионного поля в данной отрасли права.
Теоретической основой диссертации являются научные труды советских и российских ученых в области общей теории права: С. С. Алексеева, Н. Г. Александрова, М. Т. Баймаханова, Н. А. Власенко, Д. А. Керимова, С. А. Комарова, В. В. Лазарева, И. М. Матузова, А. В. Мицкевича, В. С. Нерсесянца, А. С. Пиголкина, И. С. Самощенко, 10. А. Тихомирова, А. Ф. Черданцева и других.
При написании работы использовались труды представителей науки экологического права С. А. Боголюбова, М. М. Бринчука, М. И. Васильевой, А. К. Голиченкова, Е. А. Галиновской, О. Л. Дубовик, Ю. Г. Жарикова, И. А. Игнатьевой, И. А. Иконицкой, Н. В. Кичигина, О. С. Колбасова, О. И. Крассова, Е. Л. Мининой, Е. В. Новиковой, В. В. Петрова, Т. В. Петровой, И. Ф. Панкратова, А. С. Шестерюка, Ю.И. Шуплецовой и других, работы которых указаны в библиографии.
Научная новизна работы заключается в проведении комплексного исследования коллизий правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В науке экологического права противоречивость правовых предписаний еще не составляла самостоятельный объект исследования и не подвергалась детальному изучению.
Основные теоретические положения, выносимые на защиту:
1. Развитие любой отрасли права, в том числе и экологического права, на современном этапе невозможно без повышения эффективности правового воздействия на собственный предмет правового регулирования. Решение этой задачи лежит, в том числе, и в плоскости борьбы с коллизионностыо (противоречивостью) норм экологического права, которая заключается в поиске возможных способов, средств, процедур предотвращения и разрешения возникающих или уже существующих в нем коллизий.
4. Диссертантом обосновывается дифференциация коллизий в экологическом праве по различным критериям: в зависимости от уровня публичной власти, от причин, приведших к их возникновению, от специфики предмета регулируемых эколого-правовыми нормами общественных отношений, от юридической силы коллидирующих норм, в зависимости от внутреннего строения системы экологического права, от степени столкновения предписаний норм экологического права.
5. В целях создания оптимальной модели правового регулирования отношений, складывающихся в сфере охраны окружающей среды и природопользования, важно выработать действенный механизм предотвращения и разрешения коллизий в экологическом праве. Диссертантом обосновывается необходимость научно-прикладного исследования данной категории и предлагается определение понятия «механизм предотвращения и разрешения коллизий в экологическом праве», под которым предлагается понимать совокупность правовых средств, способов и процедур, направленных на предотвращение появления и разрешение (устранение и преодоление) коллизий в экологическом праве.
6. В структуру механизма предотвращения и разрешения коллизий в экологическом праве входят следующие основные элементы: нормотворчество, коллизионные нормы, сложившиеся в правоприменительной деятельности правоположения, толкование, судебные процедуры, принципы экологического права, экологизация отраслей российского права, систематизация экологического законодательства.
7. Диссертантом обосновывается тезис о том, что коллизионные нормы экологического права являются наиболее эффективным средством разрешения коллизий в системе экологического права, поскольку позволяют правоприменителю в случае возникновения коллизионной ситуации, вынести конкретное решение, направленное на ее снятие. Примером коллизионной нормы является, в частности, п. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации (2001 г.), предписаниями которого устанавливается разграничение предмета правового регулирования земельной и гражданской отраслей права.
9. В ходе проведенного исследования автор пришел к выводу о том, что эффективное решение задачи экологизации отраслей российского права предполагает: а) необходимость разработки концепции экологизации отраслей российского права; б) унификацию и совершенствование эколого-правовой терминологии в национальной системе права и международном праве; в) повышение уровня экологического правосознания граждан Российской Федерации.
10. С целью повышения регулятивных возможностей экологического прэва в работе обосновывается необходимость проведения систематизации экологического законодательства, при этом представляется целесообразным не принятие Экологического кодекса Российской Федерации, а проведение «инвентаризации» и учета норм действующего экологического законодательства для выявления и разрешения существующих противоречий.
Практическая значимость результатов исследования. Основные положения диссертации могут быть использованы при осуществлении правотворческой деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях; в целях совершенствования практической деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по применению законодательства об охране окружающей среды и использовании природных ресурсов; при проведении последующих научных исследований, связанных с рассматриваемой тематикой, а также могут применяться в учебном процессе.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные выводы и предложения диссертационного исследования изложены в публикациях диссертанта, а также в выступлениях на научно-практических конференциях, проводимых Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Московским государственным университетом им. М. Ю. Ломоносова, ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», Государственным университетом по землеустройству.
Апробация результатов исследования осуществлена в ходе проведения лекционных и практических занятий в Оренбургском государственном университете.
Структура диссертации формируется в соответствии с задачами диссертационного исследования и состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованных источников.