для чего нужно знать административное право
Административное право
Вы просматриваете раздел Административное право
Любое общество и государство развивается, руководствуясь определенными нормами и правилами.
Это необходимо для регулирования процессов и управления ими, которые происходят в социуме.
Административное право считается не просто одной из отраслей юриспруденции, но и опорой в реализации публичного права в целом. Считается, что это некий защитный механизм для других отраслей права на территории конкретной страны.
Область регулирования нормами административного права
Объектом, на который направлено воздействие норм административного права, являются общественные отношения. Но не любые, а те, что возникают по причине практической реализации государственно-управленческой деятельности или исполнительной власти.
Предметом этой отрасли права являются:
По сути, эта отрасль права регулирует процессуальные и материальные отношения, возникающие при осуществлении своих полномочий органами государственного управления. Административное право преследует эту цель.
Именно поэтому следует знать нормы административного права, чтобы не допустить ситуаций нарушения.
Применяться нормы могут к физическим и юридическим лицам. Основным источником, вбирающим в себя «правила игры» на этом поле, является Кодекс об административных правонарушениях РФ.
Административная ответственность и права физических лиц
К сожалению, низкий уровень правовой грамотности не позволяет гражданам полностью использовать свои права.
В итоге в случае их нарушения они даже не понимают, куда обращаться за восстановлением справедливости и каким образом следует оформлять документы.
Наиболее распространенными проблемами, с которыми приходится сталкиваться физическим лицам, являются:
Все это юридическая сфера, где определены административные права граждан.
Юридическая помощь очень часто востребована для грамотного составления документов в органы власти, в том числе жалоб и исков, в процессе проведения переговоров или при посещении государственных учреждений.
Нужно знать, как их составить, чтобы не пропустить сроки и не потерять возможность восстановления своих прав. Многие граждане могут воспользоваться тем, что КоАП предусматривает сроки исковой давности по административным правонарушениям.
Обычные сроки таковы:
Юридические организации и административное право
Почти 16% услуг, которые в настоящий момент оказываются юристами организациям, являются предметом регулирования административного права.
Большая часть проблем возникает у руководителей организаций и юридических лиц в связи с неправильным трактованием норм права или же незнанием изменений, которые вносятся в законодательство. В итоге результаты внутренней деятельности юридического лица могут стать предметом рассмотрения по делу об административном правонарушении.
Проступки, связанные с налоговым законодательством, также часто являются предметом споров. Что нужно делать, когда ошибочно начислены пени, обязательные выплаты, а перевод денежных средств в бюджеты всех уровней прошел не вовремя не по вине организации? Все это вопросы из области административного права.
Руководители организаций должны помнить о том, что всегда происходит наказание за то, что не были приняты меры по соблюдению административных норм любым сотрудником юридического лица.
Причем размер штрафных санкций и уровень ответственности чрезвычайно высок.
Даже если происходит реорганизация или выделение из состава другого юридического лица административная ответственность не исчезает, а переходит на правопреемника. Это важно знать, например, при покупке бизнеса.
В связи с развитием тендерной системы в РФ все более востребованными являются знания по вопросам противодействия коррупции.
Сами органы исполнительной власти и прокуратуры тоже должны помнить, что превышение полномочий, неправильная трактовка юридических норм в случае обжалования и подачи иска также приводит к административному наказанию.
Нельзя исключать, что руководители таких структур будут лишены в дальнейшем права работать в конкретной сфере или занимать руководящие позиции.
Российская Федерация проходит этап активного административного реформирования, поэтому все больше появляется новостей и тонкостей в этой отраслевой области.
Следует помнить, что незнание закона в данном случае не является основанием для снятия ответственности. Тем более, что административные права граждан нарушаются представителями власти все чаще.
Что такое административное право и что о нем нужно знать
Административное право регулирует права и обязанности органов государственной власти (как государственных, так и местных), а также права и обязанности граждан по отношению к этим органам.
Это широкая ветвь законодательства — от системных норм (например, местного самоуправления) до всех сфер, в которых органы государственной власти имеют право принимать решения в отношении граждан. Так на что распространяется административное право?
Сфера действия административного права
Древние римляне, ценившиеся за юридическое мастерство, говорили, что любое определение опасно, потому что его легко оспорить. Действительно: что есть кошмар не только для адвокатов — при определении всегда указываются исключения, которые не вписываются в определение, но относятся к его сути.
Не отличается и понимание понятия «административное право», в котором появилось большое количество определений. Нет необходимости цитировать их, тем более что они не всегда имеют практическое применение. Чтобы определить сферу применения административного права, достаточно указать признаки, которые должна проявлять норма, чтобы ее можно было назвать «административно-правовой».
Нормы административного права имеют обязательный характер и не могут быть изменены по воле сторон. Они принимаются в интересах общества, а не для защиты индивидуальных интересов. Эти нормы обращены к органам власти (в первую очередь государственной власти и местного самоуправления), и к гражданам, находящимся в их подчинении.
Нормы определяют, что государству позволено делать и каких целей оно должно достигать. Подробнее можно почитать на сайте adm-pravo.ru. Также они указывают на обязанности, способ их исполнения. Принуждение к конкретному поведению — основополагающая черта административного права.
Граждане обязаны вести себя так, как определено законодателем (например, платить налоги). Государство имеет ряд инструментов для принуждения граждан к выполнению обязанностей. В то же время следует помнить, что особенности не запрещают сотрудничество между государственным и частным сектором. Хорошим примером может служить мирное разрешение споров между органами государственного управления и гражданами.
Административное право включает систему территориального самоуправления, налоговые вопросы, связанные с охраной окружающей среды, осуществлением строительных инвестиций и территориальным планированием, организацией образования, здравоохранения и других государственных услуг (полиция, пожарная служба и т.д.).
Административное право включает вопросы, связанные с регистрацией, получением всех видов прав (от водительских прав до концессий на разработку месторождений полезных ископаемых), или ряд вопросов, связанных с ведением бизнеса.
Гражданин имеет ряд прав по отношению к государству и должен ими пользоваться
Тот факт, что государство имеет право принуждать граждан к определенному поведению, не означает, что у него свобода действий. Напротив. Деятельность государственной власти ограничена правами человека и гражданскими правами, закрепленными в Конституции.
Поэтому эти органы не могут презюмировать свою компетенцию или использовать аналогию для наложения дополнительных обязательств, не предусмотренных законом.
Поэтому ни один гражданин не должен пассивно подчиняться общественно-административным действиям, которые во многих случаях далеки от правильных. Чтобы доказать свою правоту, приходится пользоваться услугами юридической фирмы, занимающейся административным правом и судебными разбирательствами.
Лекция по обществознанию Административное право и административные правоотношения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Административное право и административные правоотношения
Цель: создать условия для формирования знаний об административном праве;актуализировать и расширить имеющиеся знания о праве, отраслях российского права, источниках права
— Какие отрасли права мы изучили на предыдущих занятиях?
— Что такое отрасль права?
Задание №1 : определите, нормы каких отраслей права применяются в следующих случаях : заключение трудового договора; усыновление ребенка; приватизация квартиры; покупка продуктов
— Какую роль выполняет право в обществе?
— Каким обществоведческим термином можно назвать все перечисленное: Конституция РФ; Семейный кодекс; Гражданский кодекс; Указ Президента?
— Можно учебник по обществоведению отнести к источникам права? Дать аргументированный ответ.
— Что такое источники права?
– Всегда ли правовые нормы соблюдаются, или бывают случаи их нарушения?
— Как называется поведение, которое противоречит нормам права
Формулирую вопросы, на которые вам нужно будет ответить в ходе занятия.
Что такое административное право? Каковы его функции? Кто является субъектами административного права? Что является источниками его? Какие поступки считаются административными правонарушениями? Что такое административная ответственность? Почему важно знать административное право?
1.Роль и значение административного права в обеспечении общественной безопасности страны
2.Что такое административное право?
4. Виды административных правоотношений
Этап усвоения новых знаний по плану
1. Роль и значение административного права в обеспечении общественной безопасности страны
А. п. – сравнительно молодая отрасль права. В странах Западной Европы и в России А. п. возникло в 19 в. на базе полицейского права, определявшего внутреннее управление в государстве и направленного в основном на охрану общественного порядка.
В современных условиях А. п. – одна из ведущих отраслей правовой системы РФ, обеспечивает правовую защиту прав граждан и организаций в сфере государственного управления, регламентирует государственную службу и её реформирование, определяет правовые взаимоотношения государства с институтами гражданского общества, в т. ч. устанавливает такие административно-правовые режимы (гос. регистрация, сертификация продукции, лицензирование отд. видов деятельности, контроль и надзор), которые должны способствовать развитию предпринимательства и трудовой активности в сфере хозяйства, развитию культуры, образования, науки и т. п. Особая задача административно-правового регулирования – создать правовые барьеры бюрократическим проявлениям и коррупции в государственном аппарате, повысить ответственность чиновников за выполнение возложенных на них функций.
В настоящее время наиболее опасную угрозу общественной безопасности Российской Федерации в системе органов государственной власти, бесспорно, составляют бюрократизм, коррумпированность части государственного аппарата, нарушения законности в деятельности органов государственной власти; Коррупция – это угроза для любого государства. Она разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на имидже государства. Но самое главное – коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься.
Поэтому административное право можно считать одной из базовых отраслей права, с одной стороны, использующей потенциал и правовые средства императивного метода регулирования, а с другой – обеспечивающей публичные интересы, правовую защиту прав и свобод как физических, так и юридических лиц от действий либо бездействий административных органов.
2. Административное право
Административное право- это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.
Законодательные нормы о рассмотрении административных правонарушений и назначении административных правонарушений и назначений административных наказаний собраны в Кодексе РФ об адм. правонарушениях (КоАП РФ).
Органы, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях, обозначены в КоАПе. Это прежде всего суды, рассматривающие наиболее важные дела и являющиеся последними инстанциями при обжаловании постановлений других органов о наложении административных наказаний. Затем – районные комиссии по делам несовершеннолетних, административные комиссии. Большинство дел по нарушению общественного порядка рассматривают органы МВД.
Дела о правонарушениях в различных областях общественной жизнедеятельности ( на транспорте, в строительстве, рыболовстве, пожарной безопасности и т.д.) поручено рассматривать органам(должностным лицам). Осуществляющим государственное управление, надзор в этих областях. К ним относятся: налоговые, пожарные, санитарные и другие инспекции, органы рыбоохраны, органы ведомств, управляющих водным, воздушным и иным транспортом т др. Каждое ведомство специальным приказом назначает органы и должностных лиц. уполномоченных рассматривать такие дела.
3. Административные правоотношения – правоотношения, в которых субъекты обладают властью, а их взаимоотношения основываются на началах «власть – подчинение».
3. Виды административных правоотношений
По целям административно-правовые отношения подразделяются:
• на охранительные (в том числе деликтные);
По составу участников различают:
• отношения, участники которых принадлежат к государственному аппарату (государственные органы и их должностные лица);
• отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями;
• отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и общественными организациями, трудовыми коллективами;
• отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями;
• отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и гражданами.
По направлениям деятельности выделяют:
• административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, то есть отношения по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории (Правительство РФ; правительства республик – субъектов РФ; правительства (администрации) краев, областей, автономных образований; городская, районная, сельская администрация);
• административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;
• административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;
• административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.
Административно-правовые отношения подразделяются на вертикальные и горизонтальные.
• При вертикальных правоотношениях один из субъектов подчинен другому.
• При горизонтальных отношениях субъекты находятся на одинаковом организационно-правовом уровне и обладают одинаковым масштабом компетенции и полномочий в той или иной сфере; эти субъекты прямо не подчиняются друг другу. Цель таких отношений – решение различных управленческих вопросов.
В юридической литературе особо выделяют так называемые внутри-аппаратные (внутриорганизационные) правоотношения , то есть отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования публичного управления, иными словами, при создании системы органов управления, их структурного установления, при поступлении на государственную службу и ее прохождении.
1. Они складываются в специфической сфере – в государственном управлении, как в связи, так и по поводу осуществления последнего (к примеру, при подготовке к осуществлению управляющего воздействия, сборе информации, проведении обсуждения, принятии совместных решений).
2. В таких правоотношениях обязательно присутствует субъект управления, то есть наделенный соответствующими полномочиями орган исполнительной власти либо местного самоуправления, отдельный служащий и так далее.
3.Действия вышеупомянутого субъекта всегда являются юридически-властными.
4. Административные правоотношения могут инициироваться одной из сторон при условии согласия второй стороны.
5. Споры, которые возникают из подобных правоотношений, как правило, разрешаются во внесудебном, то есть административном порядке (могут быть рассмотрены как судом, так и уполномоченным исполнительным либо иным государственным органом).
6. Если одна сторона таких отношений нарушает административно-правовые нормы, она несет ответственность непосредственно перед государством.
Дать ответы на следующие вопросы :
Сформулировать и записать определение термина « административное право ».
Что определяют нормы административного права?
Определить, что находится в сфере административного права
В чем сходство административного права с уголовным, а в чем их отличия?
5. Перечислить основные виды административных правонарушений
6. Какие виды административных наказаний устанавливает Кодекс РФ об административных правонарушениях.
7. С какого возраста в полном объеме наступает административная ответственность
8. Для чего нужно знать административное право
Задание Выберите верные суждения об отрасли административного права. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Методом административного права является закрепление равенства сторон.
2) В качестве субъектов административного правоотношения выступают, с одной стороны, работники, с другой – предприятия и организации.
3) В предмет административного права входят организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти.
4) Административное право устанавливает в качестве наказаний за административные проступки штраф, обязательные работы, дисквалификацию и т.д.
5) Административное право является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами.
Понятие, состав и соотношение административного права и законодательства
Административное право: понятие и особенности
Понятие «административное право» применимо к трем ключевым направлениям. Речь идет об отрасли права, направлении юридической науки и об учебной дисциплине.
Административным правом принято считать направление российского права, регулирующее общественные отношения в направлении работы государственной администрации.
Административное право необходимо для установления порядка организации и работы государственной администрации, системы реализации ее управления в качестве ключевой части государственного управления. Помимо этого оно необходимо для регулирования многих видов деятельности как физических, так и юридических лиц, ряда компаний, которые административное законодательство РФ определило как предметы ведения, ряда юрисдикций государственной административной власти.
Исходя из этого, можно сказать, что действие административного права, а также его ключевых частей стоит изучать в виде административно-правового регулирования. Действие же данного направления права, которое сопровождается работой государственной администрации, рассматривать в виде административного (административно-правового) управления.
В ряде ситуаций, когда имеют место административно-правовые юридические факты, отмечается переход всех частей отрасли административного права (речь идет о первичных явлениях, правовых институтах и подотраслях) к действию всеми имеющимися уровнями свободы, их регулятивная сила и энергия освобождается и воздействует на конкретные группы общественных отношений, а также на поведение некоторых субъектов. Стоит отметить, что непосредственно субъекты активно участвуют в процессе административно-правового регулирования. Основываясь на юридическом характере административно-правовых велений, они могут реализовывать их при помощи исполнения, эксплуатации или же следования им. Субъекты, которые наделены административной властью, осуществляют веления при помощи деятельности правоприменительного характера.
Административное управление появляется благодаря работе государственной администрации, деятельности государственной административной власти, которые следуют административному праву. Во время деятельности административного права, его ключевых первичных административно-правовых велений, а также ряда из образований происходит формирование административно-правового регулирования.
Таким образом, рассматривая действия административного права в первоначальном виде, без учета властной работы государственной администрации, исследователи уделяют особое внимание административно-правовому регулированию.
Стоит отметить, что хоть властная работа государственной администрации тесно связана с деятельностью административного права, все же наблюдатели отмечают ее схожесть с административным управлением.
В современном мире для административно-правового регулирования свойственной находиться в тесной связи с административным управлением. Но исследовали административно-правового направления, основываясь на своих предпочтениях, целевых установках и ограниченных возможностях, сосредотачивают свое внимание или на анализе регулирования или же на анализе управления.
Специфика науки административного права
Под наукой административного права понимается направление юридической науки, которое изучает, исследует административно-правовые явления.
Помимо этого данное направление занимается добычей, суммированием, систематизацией, распространением и использованием научных знаний в направлении административного права и административного законодательства, их реализацией, организацией деятельности государственной администрации, а также государственной административной власти, которые основываются на деятельности административного права и законодательства. Для науки административного права важно предвидеть развитие административно-правовой отрасли. Часть ее работы направлена на разработку предложений, проектов, программ, которые необходимы для систематизации, повышения эффективности административного права и законодательства.
В состав учебной дисциплины административного права входит система уже сформированных знаний относительно административного права и законодательства в виде отрасли российского права и законодательства, науки административного права. Помимо этого в нее входят знания, которые относятся к организации и работе государственной администрации, теория и практика административно-правового регулирования и административного управления, которое применимо к разным общественным направлениям.
Особенности административного законодательства
Административное законодательство – это направление российского законодательства, которое включает в себя ключевые положения административного права.
Так, законодательство об административных правонарушениях включает в себя КоАП РФ, а также ряда законов субъектов РФ об административных правонарушениях, которые принимаются на основании данного документа.
КоАП РФ воспринимается в качестве кодифицированного нормативного акта не всего направления административного права, а только одного его направления – административного деликтного права. Исходя из этого, нельзя распространять его формулу о составе законодательства об административных правонарушениях на все административное законодательство.
Градостроительный кодекс РФ содержит расширительное понимание состава законодательства. При помощи его происходит административно-правовое регулирование, административно управляется градостроительная отрасль.
Стоит отметить, что еще более подробно рассмотрена данная тема в Жилищном кодексе РФ. Согласно ему, в состав жилищного законодательства входит данный Кодекс, ряд законов, которые были приняты на основании него и указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и т.д.
В бюджетное и налоговое законодательство включили Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ. Данные кодексы находятся вместе с рядом федеральных и региональных законов, которые были изданы представительными органами муниципальных образований. Основываясь на НК РФ, законы, которые находятся в ст.5, а также иные нормативно-правовые акты относительно налогов и сборов называются законодательством о налогах и сборах.
Следует отметить, что на основании данного анализа, можно сделать вывод, что кодифицированное российское законодательство не имеет единой трактовки состава законодательства.
Одни кодексы содержат исключительно законы юридического характера в отраслевом законодательстве, другие включают и нормативно-правовые акты, которые издаются как указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, другая группа кодексов включает нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, еще одна группа содержит ряд муниципальных правовых актов, которые издаются представительными органами муниципальных образований. Данная ситуация не логична, в ней отсутствует последовательность. Таким образом, рассматривая тему состава отраслевого законодательства, важно видеть разницу между позицией, установленной в отраслевом юридическом законе, и авторской позицией.
Скорее всего, законодатель по прошествии определенного времени придет к непротиворечивому, последовательному и этимологически выдержанному пониманию состава российского законодательства, в состав которого входят нормативно-правовые акты, которые изданы в виде законов РФ, а также законов субъектов РФ. А до этого момента в сфере права, имеющей общеотраслевые кодексы, необходимо следовать установленному в них составу отраслевого законодательства.
По причине того, что с административным правом не происходила общеотраслевая кодификация, нет отраслевого федерального закона, который предложил бы юридическое решение темы состава административного законодательства. Таким образом, каждый конкретный случай рассмотрения данной темы требует наличия соответствующих оговорок либо не использования понятия «административное законодательство», которое потенциально имеет ряд трактовок. Лучше пользоваться терминами-заменителями, для которые не нужны дополнительные объяснения, так как они имеют однозначный смысл. Речь идет о таких понятиях, как нормативный источник права, закон, приказ и т.д.
Основная разница административного права в виде отрасли права и административного законодательства заключается в составляющих их первичных единицах. Нормативно-правовой акт – ключевая первичная единица административного законодательства. В состав его входит ряд разделов, статей, параграфов и пунктов.
Административно-правовое веление является элементарной единицей сферы административного права, которая отвечает за ее регулирующее действие. Речь идет о принципах и нормах, индивидуальных установлениях, субъективных правах и юридических обязанностях.
В состав науки и учебного курса административного права входят систематизированные знания. Для науки важно анализировать, исследовать административно-правовые явления, предвидеть их развитие, формировать предложения относительно систематизации административного права и законодательства, совершенствовать и повышать эффективность административно-правового регулирования. Учебный же курс административного права используется в целях преподавания, изучения в образовательных учреждениях. Так, посредством передачи и освоения учебных знаний, данных, материалов по теме административно-правовой работы дает возможность обучающимся и обучающим раскрыть суть данной сферы и сформировать видение о ней, используя при этом учебные технологии.