для детей какого возраста форма является основным признаком узнавания изображенного образа
Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций
Принципы оформления и иллюстрирования книг в первую очередь обусловлены возрастными особенностями детского восприятия. Для каждого из возрастных этапов характерны определенные особенности усвоения информации, существенно влияющие на конструкцию книги, на качество иллюстраций, решение шрифтовых композиций и т.д. Кроме того, с возрастными особенностями детей связаны и особые соединения иллюстраций и текста в книге.
Важно подчеркнуть, что у ребенка каждый возраст имеет самодовлеющую ценность, представляя собой органическое целое, определяемое законами внутреннего развития. Иллюстрации и оформление книги не пассивно следуют за развитием ребенка, а продвигают, стимулируют его развитие, пробуждая в ребенке его творческие способности. Особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге анализируются в ряде работ психологов и педагогов. Исследователь И. Котова установила некоторые особенности узнавания детьми изображенного образа. Так, для детей 3-4 лет основным признаком узнавания изображенного образа является форма, цвет же имеет второстепенное значение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма.
Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.
Важно обратить внимание и на композицию рисунка. Она должна быть проста и вытекать непосредственно из сюжета книги. Нужно чтобы кроха с первого взгляда «понимал» картинку, соотнося ее с только что прочитанным текстом.
Консультация для воспитателей «Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных группах)
Рассматривание книжных иллюстраций – широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.). Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству. Принципы оформления и иллюстрирования книг в первую очередь обусловлены возрастными особенностями детского восприятия. Для каждого из возрастных этапов характерны определенные особенности усвоения информации, существенно влияющие на конструкцию книги, на качество иллюстраций, решение шрифтовых композиций и т.д. Исследователь И.Котова установила некоторые особенности узнавания детьми изображенного образа. Так, для детей 3-4 лет основным признаком узнавания изображенного образа является форма, цвет же имеет второстепенное значение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма. На ранней ступени развития ясность, простота и выразительность графического произведения являются основными условиями, выдвигаемыми к изображению. Детское восприятие требует, чтобы предмет был изображен тщательно, с учетом всех деталей, но в то же время без нагромождений и изысков. Ребенку необходимо различать все части предмета: человек не должен быть изображен в непривычном и трудно узнаваемом ракурсе, ноги у животных должны не накрывать одна другую, а быть полностью прорисованы и т.д. Малыш должен с первого взгляда узнавать изображенные предметы. Кроме того, по мнению многих детских художников, иллюстрации «для самых маленьких» не должны содержать светотень и перспективу. И, конечно же, в цветном рисунке ребенку разобраться легче: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа. Но в цвете так же, как и в самом изображении, необходимо придерживаться определенных требований – предмет должен быть изображен на рисунке в своей естественной, «природной» раскраске. Это, кстати, относится к иллюстрациям для всех возрастных категорий. Важно обратить внимание и на композицию рисунка. Она должна быть проста, и вытекать непосредственно из сюжета книги. Нужно чтобы кроха с первого взгляда «понимал» картинку, соотнося ее с только что прочитанным текстом. В более старшем возрасте у ребенка особенно активно начинает складываться представление об окружающем мире – работает память, воображение, все больше усложняются эмоциональные реакции. Главная задача воспитателя – вызвать интерес и желание рассматривать книжные иллюстрации, узнавать и называть знакомые персонажи и предметы. А для этого необходимо подбирать книги с иллюстрациями, на которых главные персонажи изображены крупно, реалистично, высокохудожественно, без лишней набросочности, штриховки, нарочитой незаконченности. Наиболее доступны в младшей группе иллюстрации к русским народным сказкам. Здесь нет загроможденности, все образы героев четко прорисованы, узнаваемы, главные герои изображены крупно, характерно, что вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, учит видеть красоту цвета и форм. В средней группе иллюстрации усложняются, становятся более характерными, увеличивается количество изображенных на них героев, прорисовываются детали. Это дает возможность научить детей чувствовать настроение, взаимоотношения персонажей, видеть в иллюстрации некоторые изобразительные средства, сочетание красок, расположение предметов. В старшей и подготовительной группе рисунок усложняется вслед за текстом, в иллюстрацию включаются и перспектива, и светотень, и более сложное композиционное решение – необычные ракурсы, более детальное изображение привычных и знакомых предметов. Это позволяет подвести детей к пониманию единства содержания (о чем произведение) и некоторых средств выразительности (как изображено), формировать навыки активного и последовательного рассматривания изображенного образа, зрительную «насмотренность» художественных образов, эмоциональную отзывчивость. Иллюстрация – рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй. Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное развитие, в полной мере зависит от общего культурного уровня и мастерства педагога. Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительными средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них. Опыт подсказывает, что на занятиях при знакомстве с новой книжкой целесообразно сначала прочесть детям текст. После того как книжка прочитана, внимание детей фиксировано на ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней. Дети узнают на них героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книжки после рассматривания иллюстраций словарный материал усваивается детьми очень интенсивно. Само собой, разумеется, есть и исключения из изложенного выше правила. В тех случаях, когда в книжке речь идет о вещах, неизвестных детям, т.е. встречаются незнакомые и непонятные им слова, целесообразно до чтения при объяснении этих слов показать соответствующие картинки. Например, перед чтением «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина нужно показать изображения землянки, невода, а городским детям – даже корыта и т.п. Выбор иллюстраций – важный момент в подготовке к занятию. О неразрывности текста и иллюстрации в детской книге единодушно заявляют и писатели, и художники. К.Чуковский сформулировал это так: «. наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность. Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть не половину своей эффективности». Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус. В зависимости от возраста детей меняются приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам.
Рассмотрим некоторые из них:
▪ узнавание ребенком персонажей, вещей («Узнай, кто это?», «Покажи, где кто или что?»);
▪ соотнесение фраз текста с картинками («Найди картинку к таким словам. «, «Какие слова подходят к этой картинке?»);
▪ оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур («Почему нравится тебе эта картинка?»);
▪ сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению;
▪ игра-соревнование – «Кто больше увидит на картинке?»;
▪ сравнение картинок: на одной петушок клюет зернышки, а на другой поет (покажи картинку, где петушок поет и т.д.);
▪ предложить ребенку поставить себя на место того, кто является действующим лицом в картине, ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя;
▪ вопросы, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом,
например, при анализе образа героя («Дядя Степа», С. Михалкова) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя;
▪ вопросы, выявляющие отдельные свойства характера персонажа, его поступки, помогающие детям делать несложные выводы, обобщения;
▪ знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о его творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;
▪ просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом). Вместе с тем нельзя не сказать, что среди работ современных художников-иллюстраторов встречаются еще рисунки, не только не способствующие эстетическому развитию детей, но и приносящие ему вред. Уродливые формы, аляповатые краски характерны для таких работ. Поэтому отбор иллюстраций требует от педагога серьезного, вдумчивого подхода.
Вот несколько советов для воспитателя
1.Содержание иллюстрации должно быть понятно и интересно детям. Надо, чтобы каждый ребенок был знаком с художественным произведением (сказкой, потешкой), которое проиллюстрировал художник.
2. В иллюстрации с помощью разных средств выразительности должны быть переданы определенное настроение (веселое, грустное) и характеры героев (добрый, злой). Например, в иллюстрации к потешке «Ходит кот по лавочке» художник Ю. Васнецов с помощью цвета, а также выразительных и понятных детям движений (кот держит кошку за лапки, а котята весело прыгают вокруг них), декоративности оформления (красивые цветы, расписные узоры украшают стены комнаты, окна, лавочку) вызывает у детей радость, дает понять, что его персонажи добрые и живут дружно.
Как знакомить детей с иллюстрациями?
Описанные выше приемы позволяют провести занятие по ознакомлению с рисунками любого художника-иллюстратора.
Задача воспитателя – ввести малыша в созданный художниками мир линий и красок, научить видеть их красоту, понимать их язык.
Для детей какого возраста форма является основным признаком узнавания изображенного образа
Провела: Соловьева-Набиулина Елена Анатольевна,
воспитатель МБДОУ детский сад №17 кв
Тема: Знакомство детей с книжной графикой
1. Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей.
2. Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций.
3. Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных группах).
1. Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей.
Роль книги в процессе формирования ребенка переоценить невозможно. Книга направляет его природную любознательность, развивает ее и углубляет, отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Необходимость иллюстраций в книге для детей, их огромная важность ни у кого не вызывают сомнений. Именно стремление к синтезу всех возможностей слова и изображения определяет характерную черту современной детской книги.
Велика роль книжной иллюстрации и в раскрытии идейно-художественного своеобразия литературного произведения, понимания литературного текста. Поскольку художник-иллюстратор в детской книге выступает как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов.
Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Все мы с детства помним Сутеева и его «Кто сказал мяу?», «Айболита», «Мешок яблок», «Елку», «Крошку енота» и другие книги Владимира Конашевича; и его изумительные иллюстрации к «Тараканищу», «Чудо-дереву» Корнея Чуковского, «Вот какой рассеянный» С. Маршака и другим произведениям.
Всегда вызовут и добрую улыбку и радостный смех детей иллюстрации В. Конашевича к сказкам К. Чуковского; не оставят равнодушными яркие иллюстрации Ю. Васнецова к народным сказкам; заставят ребенка задуматься проникновенные зарисовки Е. Чарушина; рисунки В. Горяева содействуют восприятию стихов А. Барто; Ф. Лемкуль, иллюстрировавший произведения С. Михалкова, помогает детям уточнить их словесные образы.
Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.
2. Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций.
Принципы оформления и иллюстрирования книг в первую очередь обусловлены возрастными особенностями детского восприятия. Для каждого из возрастных этапов характерны определенные особенности усвоения информации, существенно влияющие на конструкцию книги, на качество иллюстраций, решение шрифтовых композиций и т.д. Кроме того, с возрастными особенностями детей связаны и особые соединения иллюстраций и текста в книге.
Важно подчеркнуть, что у ребенка каждый возраст имеет самодовлеющую ценность, представляя собой органическое целое, определяемое законами внутреннего развития. Иллюстрации и оформление книги не пассивно следуют за развитием ребенка, а продвигают, стимулируют его развитие, пробуждая в ребенке его творческие способности. Особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге анализируются в ряде работ психологов и педагогов. Исследователь И. Котова установила некоторые особенности узнавания детьми изображенного образа. Так, для детей 3-4 лет основным признаком узнавания изображенного образа является форма, цвет же имеет второстепенное значение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма.
Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.
Важно обратить внимание и на композицию рисунка. Она должна быть проста и вытекать непосредственно из сюжета книги. Нужно чтобы кроха с первого взгляда «понимал» картинку, соотнося ее с только что прочитанным текстом.
3. Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных группах).
Формирование представлений о изобразительных средствах иллюстрации.
Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительным средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них. Основная задача на занятиях с дошкольниками, при чтении книг, состоит в том, чтобы научить их слушать и слышать, т.е. правильно воспринимать речь.
Опыт детских садов подсказывает, что на занятиях при знакомстве с новой книжкой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Картинка-иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает воспитателю полнее преподнести ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя. Надо, чтобы картинка следовала за словом, а не наоборот: иначе яркая картинка может увлечь ребят настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому что дети «не услышат» слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство ребят к данной книжке.
Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус. В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам. Приемы могут быть следующие:
1) узнавание ребенком персонажей, вещей («Узнай, кто это?»; «Покажи, где кто или что?»);
2) соотнесение фраз текста с картинками («Найди картинку к таким словам. «; «Какие слова подходят к этой картинке?»);
3) оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур («Почему нравится тебе эта картинка?»);
4) сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
В первой младшей группе воспитатель показывает двум-трем сидящим перед нею детям картинки к уже известной им потешке «Петушок, петушок, золотой гребешок!» (вспомним, что при первом чтении этой потешки дети рассматривали игрушку петушка, а в сельском детском саду видели и живого петуха) и обращается то к одному, то к другому ребенку с вопросами:
Ниночка, покажи, где петушок. Дотронься до него пальчиком. (Девочка показывает)
Вот у петушка гребень на голове, золотой гребешок! Теперь посмотрим и сравним картинки: на одной петушок клюет зернышки, а на другой поет. Саша, покажи картинку, где петушок поет. (Мальчик находит)
Этот прием называния указанных воспитателем на картинках персонажей и вещей часто облегчается тем, что педагог сам показывает картинки-иллюстрации непосредственно в процессе чтения.
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывается любовь к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умения отвечать на вопросы, бережное отношения к книгам.
В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины. Рассматривая картинки дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали.
Во второй младшей группе следует расчленять зрительное и слуховое восприятие. Если «герой» не знаком детям, то педагог с детьми внимательно рассматривает картинку, а уж затем слушают рассказ об увиденном. Воспитатель сначала читает весь рассказ целиком (если дети раньше видели «героя» рассказа и им не нужно было до чтения объяснять и показывать его). Затем, при повторном чтении, показывает детям картинки, изображающие «героев» рассказа в соответствующих ситуациях. Затем он раздает детям книжки, чтобы они сами могли еще раз рассмотреть рисунки. После того как картинки рассмотрены, рассказ читается еще раз без обращения к иллюстрациям.
Сказка К.И. Чуковского «Мойдодыр», как известно, впервые читается детям четвертого года жизни. Тогда же они рассматривают и иллюстрации одного художника. Работа идет в обычном порядке:
1) воспитатель читает текст без показа картинок, чтобы фиксировать внимание детей на словах, рисующих художественные образы,
2) читает текст с одновременным показом картинок, иллюстрирующих слова писателя,
3) дети самостоятельно рассматривают картинки,
4) воспитатель читает текст еще раз без показа иллюстраций.
Занимаясь с детьми 3-4 лет, важно привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того, кто является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.
В среднем возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. У ребенка пяти лет возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя.
Работа в старшей группе направлена на развитие эстетического вкуса: детей учат понимать содержание художественного произведения, замысел художника, некоторые средства выразительности, присущие разным видам искусства.
В старшей и подготовительной группах дети уже способны оценивать картинки-иллюстрации: отвечать на вопросы («Понравилась или не понравилась картинка?», «Почему?»), могут предлагать свое решение темы (на занятиях рисованием). Оценка различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же литературному произведению.
Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом. Так, например, при анализе образа героя («Дядя Степа», С. Михалкова) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное.
Используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными:
знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о его творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;
просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом).
В возрасте 6-7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающейся наглядностью, уже вполне сформирован.
Список использованной литературы
Особенности восприятия детьми раннего возраста картинок
Елена Хабибулина
Особенности восприятия детьми раннего возраста картинок
Особенности восприятия детьми раннего возраста картинок
Большинство восприятий ребенка становится его достоянием, пройдя через его моторную сферу, его деятельность. Одни лишь картинки специально предназначены для того, чтобы поощрять развитие спокойного, не моторного созерцания.
Каждая картинка отражает реальный предмет или явление, имеет определённое словесное выражение, название. Следовательно, чувственные образы реальной действительности находят отражение в изобразительном материале и опосредуются словом. Поэтому такой вид деятельности особенно необходим в раннем детстве, когда формируется высшие психические функции (восприятие, память, речь и мышление, воображение).
По мнению исследователей (Е. И. Тихеевой, Е. А. Флёриной, Л. А. Пеньевской, Р. И. Жуковской, М. М. Кониной и др., картинка дает конкретно-чувственный материал для речи, активизирует познавательную деятельность детей, их чувства, обогащает, углубляет, закрепляет знания детей и помогает понять не только внешние стороны сюжета, но и внутренние связи между действующими лицами, выраженные в движении, позе, выражении лица; и т. д.
Картинки расширяют поле непосредственного наблюдения, способствуют развитию мышления детей, их речи, стимулируют детское словесное творчество, напоминают о виденном, пережитом, возбуждают работу воображения, памяти.
Детям трех летнего возраста трудно правильно воспринимать картинку. Ведь даже самая простая картинка, включающая изображение хотя бы двух предметов, дает их в каких-то пространственных связях. Осмысливание этих связей необходимо, чтобы раскрыть взаимоотношения между частями картинки и воспринять изображенное как нечто целое. Поэтому восприятие детьми картинки издавна использовалось для определения общего умственного развития ребенка.
Дети хорошо узнают изображения знакомых предметов, людей, ситуаций, но относятся к картинке не так, как взрослые. Для детей третьего года картинка скорее повторение действительности, особый ее вид, чем изображение. Дети часто предполагают, что нарисованные люди, предметы могут иметь те же свойства, что и настоящие. Когда ребенку показывают картинку, на которой изображен стоящий спиной человек, и спрашивают, где у него лицо, ребенок переворачивает картинку, рассчитывая обнаружить лицо на обратной стороне листа бумаги.
Постепенно дети усваивают, какие свойства предметов могут быть изображены, а какие нет. На собственном опыте они убеждаются в том, что с нарисованными предметами нельзя действовать так, как с настоящими.
Переставая путать свойства реальных предметов со свойствами изображений, дети не сразу переходят к пониманию их именно как изображений. Они относятся к нарисованному предмету как к самостоятельно существующему, хотя и не обладающему особенностями настоящего.
Детям третьего года жизни доступно восприятие бесцветных и даже контурных знакомых предметов. Если рисунки достаточно четкие, дети правильно воспринимают простые предметы и их изображения. Незнакомые предметы они воспринимают ошибочно, опираясь порой на одну, показавшуюся им знакомой черту или на второстепенный признак, в том числе цвет, величину, фактуру.
Исследования (Г. Т. Овсепян, С. Л. Рубинштейн, А. Ф. Яковличева, А. А. Люблинская, Т. А. Кондратович) показали, что особенности описания ребенком картинки зависят прежде всего от ее содержания, знакомого или мало знакомого ребенку, от структуры картины, динамичности или статичности сюжета.
Проблема восприятия и понимания картинки рассматривается в работах С. Л. Рубинштейна, Е. А. Флериной, А. А. Люблинской, В. С. Мухиной. В исследованиях отмечается, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым.
Она выделяет в детском восприятии следующие тенденции: тяготение ребенка к яркому красочному рисунку; желание видеть на картинке все существенные признаки предмета (не узнавание ракурсных построений и неудовлетворенность ими детей); затруднения при восприятии светотеневого рисунка; затруднения малышей трех лет при восприятии рисунка с ярко выраженной перспективной деформацией предмета; положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции).
Развитие восприятия рисунка, по данным В. С. Мухиной,происходит по трем направлениям: изменяется отношение к рисунку как к отображению действительности; развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено; совершенствуется интерпретация рисунка, т. е. понимание его содержания.
А. А. Люблинская считает, что восприятию картины ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания отдельных предметов (люди, животные); выделения позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; выделения деталей (освещение, фон, выражения лиц людей).
Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь,развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Следовательно, при рассматривании картинки надо подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и одновременно развитие диалогической речи.
Особенности работы ДОО с детьми раннего возраста ВВЕДЕНИЕ Ранний возраст (от 1 до 3 лет) имеет исключительно важное значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные.
Особенности организации образовательного процесса с детьми раннего возраста Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека. В этот период складываются ключевые качества: познавательная активность, речь,.
Особенности восприятия детьми младшего дошкольного возраста занятий ФЭМП в процессе игры и непосредственного обучения Важнейшую функцию в развитии личности детей дошкольного, а в особенности младшего возраста, в различных видах деятельности и общения выполняет.
Особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного искусства. Значение приобщения детей к ДПИ Воспитатель ИЗО МБДОУ № 51 : Леснюк С. В. г. Невинномысск Важную роль народное искусство играет в воспитании детей дошкольного возраста.
Особенности восприятия невербальной информации детьми с 5–6 лет с нарушениями зрения Развитие неречевых средств общения у ребёнка с нормальным зрением происходит по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
Особенности эстетического восприятия и эстетических суждений у детей среднего дошкольного возраста Восприятие и понимание прекрасного начинается в детстве. «Все прекрасное, что существует в окружающем мире и создано человеком для других.
Психологические особенности восприятия музыкального фольклора детьми дошкольного возраста Дошкольный период жизни является периодом интенсивного и нравственного здоровья. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное.
Сообщение для воспитателей «Особенности занятий с детьми раннего возраста» Сообщение для воспитателей «Особенности занятий с детьми раннего возраста» Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия.
Презентация «Технологичный лепбук по раннему возрасту «Особенности работы педагога с тревожными детьми раннего возраста» Информационный лист Содержание: 1. «Причины возникновения тревожности у детей» 2. «Признаки тревожности в период адаптации у ребенка» 3.