для какой формы правления характерны следующие черты ответственность правительства перед парламентом
Формы государственного правления
Понятие «форма государственного правления» (или просто «форма правления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, то есть кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть.
Характеристика формы правления требует обратить внимание на следующие моменты:
Типичные черты монархической формы государственного правления:
Форма правления зависит прежде всего от типа общества. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В государствах буржуазного типа сохранились лишь формальные черты монархического правления. Вместе с тем монархия является весьма гибкой и жизнеспособной формой государственного правления, несомненно имеющей ряд позитивных качеств, не утративших значения для современности. Так, в 1975 г. народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. Монархические настроения существуют и в современной России.
В историческом аспекте монархии можно подразделить на древневосточные
восточные деспотии, основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия), феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные).
С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органам. Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и в настоящее время существует в Англии, Дании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др. Государства этой формы правления функционируют в демократическом режиме.
Для парламентарной монархии характерны следующие черты:
а) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;
б) исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;
в) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;
г) главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;
д) законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.
Характерным примером парламентарной монархии является Великобритания.
Более широкое распространение, чем монархия, имеет в современном мире республиканская форма правления.
Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты:
Современная республика может быть президентской и парламентской.
Для президентской республики характерно:
а) соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);
б) президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками);
в) президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не парламентом;
г) президент наделен такими полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.
Главной отличительной особенностью парламентской республики является принцип политической ответственности правительства перед парламентом. В целом же она характеризуется следующими чертами:
Парламентскими республиками являются Италия, ФРГ, Греция, Исландия, Индия и др.
Некоторые страны относят к «полупрезидентским» (президентско-парламентским) республикам (Франция, Финляндия, Россия).
Форму правления тоталитарного государства называют «извращенной формой республики» или «партократической» республикой, которой присущи все черты тоталитарной организации.
Форма правления государства
Под формой правления понимается структура и статус высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также порядок взаимоотношений между ними. По формам правления государства делятся на монархии и республики.
Большинство монархий ограниченные, конституционные (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.). В них полномочия монарха строго ограничены законодательными системами. Монарх не участвуют в законодательной деятельности, законы принимаются парламентом, правом вето, где оно существует, монархи практически не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Оно осуществляет реальное управление страной.
Институт монархии во многих странах (особенно европейских) сохраняется потому, что олицетворяет единство нации и незыблемость ее политической системы. Монархии обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная.
Правительство обладает исполнительной властью, нередко законодательной инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и наиболее влиятельных представителей парламентского большинства. Тем самым обеспечивается контроль над парламентом и массовая партийная поддержка.
Парламентские республики существуют в таких, например, странах, как Италия, Германия, Греция, Швейцария, Индия и Австралия. Они отличаются частой сменой правительств и внеочередными парламентскими выборами.
В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Сам (а в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним.
Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом вето на решения парламента. Для успешного выполнения своих обязанностей президент и парламент должны наладить взаимодействие, даже если оба института контролируются различными партиями.
Впервые президентская республика как форма правления была введена в США на основе Конституции 1787 года. В Западной Европе она не получила распространения. В странах же с длительными авторитарными традициями (в Латинской Америке, Азии, Африке) эта форма правления нередко трансформируется в «суперпрезидентскую республику» с полудиктаторскими полномочиями у президентов.
С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).
Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентской и президентской.
К числу таких стран, по мнению большинства ученых, относится и Российская Федерация. Полупрезидентская (смешанного типа) республика в России характеризуется наличием сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской республики.
Конституция России предусматривает, что Президент России формирует Правительство и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117). Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).
Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).
Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
В 2008 году в Конституцию России была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.
Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.
Форма государственного правления и ее виды
Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между ними и гражданами. В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и прочее.
К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство. Если в качестве основного критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархические и республиканские.
1. Монархия — такая форма правления, при которой лицо, обладающее верховной государственной властью, занимает свою должность в установленном порядке престолонаследия.
Современной монархии исторически предшествовала монархия абсолютная, которая сформировалась как политическое учреждение в поздний период развития средневековья.
Абсолютистский строй существовал также в новое и новейшее время (XVI–XX века) в таких странах, как Франция и Россия.
Для такой монархии (самодержавия) характерно отсутствие каких-либо представительных (представляющих весь народ страны) учреждений и нахождение всей государственной власти в руках монарха (на практике клану, который представляет монарх)6.
В этом случае монарх неподконтролен обществу и неподсуден, осуществляет все назначения и принимает государственные решения. Нередко он глава судебной власти и церкви.
В большинстве стран абсолютная монархия эволюционирует в монархию конституционную (ограниченную), такую форму правления, при которой власть монарха осуществляется на основе конституции и в ее рамках. В зависимости от степени ограничения конституцией она подразделяется на два вида — дуалистическую и парламентарную монархии.
Дуалистическая монархия характеризуется следующими признаками. При этой форме правления существуют одновременно монархия и парламент, которые делят между собой государственную власть. Эта двойственность (дуализм) выражается в том, что монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти, так как он назначает правительство, которое ответственно только перед ним, а не перед парламентом. Парламенту конституция формально предоставляет только законодательные полномочия и никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав, ни на его деятельность он не оказывает. Кроме того, законодательные полномочия парламента урезаны монархом, которому предоставляется право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента, он также является верховным главнокомандующим. Дуалистическая монархия в настоящее время существует в Лихтенштейне, Иордании, Кувейте и Марокко.
Парламентарная монархия в настоящее время существует в целом ряде развитых стран (например, в Великобритании, Бельгии, Дании, Швеции, Норвегии, Японии и др.), в экономике которых не сохранилось сколько-нибудь существенных пережитков феодализма. В парламентарной монархии не существует дуализма. Она характеризуется тем, что парламент обладает большей властью, чем монарх, который не имеет реальных полномочий по управлению государством.
Власть монарха ограничена не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством и носит представительный характер.
Монарх сохраняет юридически право назначения главы правительства и министров, но может пользоваться им только в соответствии с предложениями лидеров партийной фракции, располагающей большинством в парламенте (точнее, в нижней палате парламента). Хотя формально правительство является правительством монарха, но ни министры, ни правительство никакой ответственности (индивидуальной или коллегиальной) перед монархом не несут.
Правительство формируется парламентским путем и несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. Если парламент выражает правительству вотум недоверия, то оно уходит в отставку. В парламентарной монархии монарх обычно лишен каких-либо дискреционных полномочий. Все исходящие от него акты приобретают юридическую силу только в случае контрасигнатуры7 соответствующего министра.
Центральное место в системе государственных органов в парламентарной монархии занимает правительство, которое не только осуществляет полномочия и прерогативы монарха, но и контролирует и направляет всю деятельность парламента.
Таким образом, признаки парламентарной монархии следующие:
Теократическая монархия, в которой монарх одновременно является главой религиозного культа, представляющего одну из мировых религий. Так, духовный владыка католиков
Папа является одновременно главой государства Ватикан.
Русская православная церковь государством не является. Король Саудовской Аравии не только выполняет функции хранителя главных религиозных святынь мусульманского мира, но и является главой ваххабитского направления ислама. Монарх
Великобритании также со времен Генриха VIII возглавляет англиканскую церковь (первосвященником данной церкви является архиепископ Кентерберийский).
Особая разновидность монархии — выборная монархия, которая сочетает в себе элементы монархии и республики.
Примером является Малайзия. По конституции 1957 года там существует выборная (или избирательная) монархия. Монарх Малайзийского федеративного государства (официальное наименование Янг ди — Пертуан Агонг) получает свою власть на 5 лет не в порядке престолонаследия, а в результате выборов (в порядке очередности) из числа монархов государственных образований, входящих в федерацию. Малайзия делится на штаты, 9 из которых сами являются монархиями. Ими правят 7 султанов, один раджа и еще один правитель с титулом Янг Дипертуан Бесар. Голосуют члены совета правителей (монархи) по мажоритарной системе. Монарх обладает обычными полномочиями главы парламентарной монархии, поэтому юридически монарх — глава исполнительной власти (ст. 39 Конституции), но все исходящие от него акты контрасигнатируются соответствующим министром, который и несет за них ответственность.
Выборная монархия существует и в Арабских эмиратах, представляющих собой федерацию из семи княжеств, во главе с эмирами. Эмир федерации, официально именуемый президентом, избирается на пятилетний срок семью эмирами из их числа.
В настоящее время монархическая форма правления продолжает существовать во многих странах. Однако распространены монархии по континентам Земного шара далеко не равномерно. В Европе и на Американском континенте насчитывается по 11 монархий: в Европе: Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция; в Америке Канада, Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Кристофер и Невис, Сент-Лучия и Ямайка. В Австралии и Океании 6 монархий: Австралийский Союз, Западное Самоа, Новая Зеландия, ПапуаНовая Гвинея, Соломоновы острова и Фиджи. В Азии 12 монархий: Бахрейн, Бруней, Иордания, Малайзия, Непал, Камбоджа, Кувейт, Катар, Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Таиланд и Япония. И наконец, в Африке всего лишь 4 монархии: Лесото, Маврикий, Свазиленд и Марокко.
Но указанные выше монархии далеко не равнозначны.
Так, специфическими чертами обладает монархическая форма правления в странах, которые являются доминионами, входящими в Британское содружество наций. Доминионы состоят в отношениях личной унии с Соединенным королевством Великобритании и Северной Ирландии и собственных монархов не имеют. Английский монарх является главой не только в Великобритании, но и в 17 странах Британского содружества, включая Канаду, Австралию, Новую Зеландию и т. д. В его отсутствие функции главы государства в доминионе осуществляет генерал-губернатор, который не избирается, а безальтернативно назначается монархом по представлению правительства доминиона из числа жителей последнего.
Таким образом, можно утверждать, что институт монархии способен приспосабливаться к изменяющимся условиям, обладать высоким авторитетом у народа страны, т. к. часто обладает признаками стабильности, преемственности исторических традиций и воплощает идею национальной государственности. Монархия выполняет важную интегративную функцию, т. к. стала политически и социально нейтральным институтом.
2. Республика (от лат. res publica — общее дело) такая форма правления, при которой глава государства и все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются парламентом. Существуют три основных вида республиканской формы правления президентская, парламентарная и смешанная.
Президентская республика отличается от остальных соединением в лице президента не только главы государства, но и главы правительства. В такой республике нет должности премьер-министра или председателя правительства. Эти функции выполняет сам президент. Кроме этого:
По аналогии с монархией президентскую республику иногда именуют дуалистической республикой. Она создает условия для сосредоточения в руках президента очень больших полномочий. Но отсутствие у президента права роспуска парламента лишает правительство возможности применять в отношении него угрозу досрочных выборов, что является обычной практикой в парламентарных республиках.
Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает большими реальными полномочиями, чем в тех странах, где провозглашена парламентарная система.
Наиболее законченный вид имеет президентская республика, которая существует в Соединенных Штатах Америки на основе конституции 1787 года. Система высших органов государственной власти США строится на основе принципа «сдержек и противовесов», в результате чего президент, конгресс и
Верховный суд наделяются такими автономными полномочиями, которые позволяют им воздействовать друг на друга.
Президент избирается внепарламентским путем посредством косвенных выборов. Досрочное отстранение президента от должности возможно лишь в двух случаях: импичмент или уход в отставку. Будучи «главой исполнительной власти»,
президент формирует правительство-кабинет лишь при номинальном участии конгресса. Никакой ответственности перед конгрессом кабинет не несет. Он возглавляется президентом и фактически играет при нем роль совещательного органа.
Парламентарная республика реализует принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность. В такой республике обязательно есть должность премьер-министра. Республика характеризуется следующим:
В парламентарной республике, как и в конституционной монархии, главную роль играет правительство, которое формируется только парламентским путем из числа членов партии, располагающей большинством в нижней палате. Президент в формировании правительства участвует чисто номинально.
Власть правительства основано на поддержке парламентского большинства. Любое действие президента, включая роспуск парламента и вынесение вето, осуществляются только с согласия правительства. Нормативные акты президента имеют юридическую силу только после контрасигнатуры предложившего их министра.
В парламентарной республике правление всегда носит партийный характер (это необязательно для президентской республики). Хотя глава государства в парламентарной республике, как правило, избирается парламентским путем (парламентом или особой коллегией, создаваемой на его основе).
Но есть и особенности. В сфере законов Финляндия по форме правления является парламентарной республикой, однако президент избирается посредством прямых выборов.
Для парламентарной республики в более значительной степени, чем для президентской республики, характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства. Устанавливается ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен правительством, утратившим его доверие. Президент наделяется обширными полномочиями, но осуществляются они не им, а правительством.
Парламентарная республика является менее распространенной формой правления, чем президентская республика.
В настоящее время парламентарные республики существуют, например, в Италии, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Ирландии, Исландии, Индии, Израиле, Ливане.
Смешанная республика. В практике государственного строительства иногда встречаются такие формы правления, которые противоречат вышеприведенной классификации республик. Это, так называемые смешанные формы правления.
В них сочетаются различные элементы как парламентарной, так и президентской республик.
Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентарных) республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте.
Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
Наиболее типичным примером смешанной республиканской формы правления является унитарная Пятая Республика Франции. Конституция Франции 1958 года, сохранив некоторые внешние атрибуты парламентаризма, фактически оформила установление режима личной власти президента, наделенного огромными полномочиями и избираемого в отличие от Четвертой Республики всем избирательным корпусом (первоначально, до 1962 года, он избирался особой коллегией).
Характерные черты смешанной республики:
Как показывает практика, в смешанной республике большую роль играет президент, чем парламент.
Кроме вышеуказанных основных видов, существуют иные виды республиканской формы правления.
Теократическая республика. В таком государстве духовной власти придан статус государственной. Духовная и светская власти сосуществуют в качестве двух взаимосвязанных ветвей государственной власти. Для примера можно рассмотреть организацию государственной власти в Иране:
Советская республика отличается от вышеприведенных по многим принципиальным позициям: