для максимального упрощения сложной формы в рисунке используют
Как сделать дизайн персонажа запоминающимся: работа с силуэтом и формой
Рассмотрим метод стилизации, который используется в крупных игровых студиях.
Чтобы персонаж получился интересным, важны не столько навыки рисования, сколько навыки дизайна. Это не значит, что уметь рисовать не нужно. Но хорошая техника сама по себе не способна компенсировать отсутствие читаемого концепта.
Сделать даже простой рисунок эффектным и запоминающимся можно за счет работы с силуэтом и сочетанием форм в дизайне. Ведь любой элемент объекта, даже самый маленький, можно и нужно использовать как часть стилизации. В то же время бездумное нагромождение деталями, даже красиво нарисованными, может испортить задумку и сделать персонажа пустым.
Хороший дизайн работает даже на примитивном наброске, потому что его идею всегда можно считать. Давайте сравним два простых скетча:
Слева — детализация без использования формы. Даже если внутри силуэта много деталей, но ни одна из них не влияет на объем персонажа, они не повышают его качество. В худшем случае получается аморфный герой. Эта проблема встает особенно остро, если пытаться переводить такого персонажа в 3D. Моделлерам сложно работать с подобными скетчами, так как тут нет иерархии объектов, и глазу даже не за что зацепиться. К тому же финальный результат будет выглядеть попросту скучно.
Справа — противоположный пример. В его дизайне много больших и средних элементов. Поэтому даже без продвинутых навыков рисования или скульптинга, если мы говорим о 3D, дизайн передать легче, чем в первом варианте. При этом работа займет меньше времени, а финальный результат будет качественнее.
Помимо читаемости дизайна, есть еще один повод задуматься об использовании форм в своих работах — соотношение трудозатрат и конечного результата. Представьте, что у вас ограничено время, а лучше — количество полигонов или бюджет. Если потратить эти ресурсы на основную форму и наполнение ее деталями, в итоге будет мало профита. Но если выделить эти ресурсы на совокупность крупных и средних форм, получится запоминающийся результат.
У многих начинающих часто возникают проблемы с воспроизведением героев. Это происходит потому, что они воспринимают его как нечто цельное. Если воспринимать объект как совокупность форм, его можно будет всегда с легкостью повторить, как бы у вас ни дрожали руки.
Из этого принципа появилась идея о том, что хороший дизайн можно изобразить за 15 секунд на салфетке. За это время мы не сделаем качественный рендер, но сможем показать, про что нам рассказывает дизайн. Даже если мы возьмем самый грубый набросок персонажа с грубыми формами на уровне примитивов, мы с легкостью передадим идею дизайна, который можно дорабатывать и детализировать.
Форма — еще и отличный способ передать характер героя. Острые углы и треугольники часто используют в дизайне злодеев, а мягкие и округлые формы — для описания добродушных, положительных персонажей. Часто художники их комбинируют, чтобы показать сложность характера.
Стилизованные игры живут дольше игр со скучной графикой: они лучше запоминаются. Но саму по себе сложность персонажей или количество полигонов нельзя ставить во главу угла, этим уже никого не удивишь. Чтобы игра приносила доход много лет, ее графика должна быть актуальна долгое время. Это позволит дизайну оставаться конкурентоспособным с новыми проектами на рынке.
В Heroes of the storm жесткие ограничения по полигонам, но при этом понятный дизайн с хорошей детализацией. В локации небесного храма (на картинке выше) все домики узнаваемы. За счет характерной архитектуры и простых, но выразительных деталей игрок сразу понимает, где находится. При этом даже с неглубокими навыками рисования не составит труда повторить такой домик, потому что он состоит из понятных форм.
Способ, помогающий рисовать сложные формы
На иллюстрации Вы видите рисунок старинной керосиновой лампы с белым плафоном. Эта лампа имеет непростую форму и много мелких деталей, поэтому она достаточно сложна для рисования. Подобно этой лампе, сложность для начинающих художников может вызвать старинная архитектура с лепниной, человеческая фигура в портрете, различные механизмы, городской пейзаж и тому подобное. Что же поможет в рисовании таких сложных форм?
Поможет упрощение. Когда студентов учат рисунку, то начинают обучение с построения формы, которое и подразумевает такое упрощение. Умение обобщать — это один из первых шагов, которым должен научиться начинающий художник. Поэтому рассмотрим подробнее, что значит упрощение формы на примере нашей старинной лампы.
Упрощение формы до простой геометрической фигуры
На иллюстрации слева силуэт керосиновой лампы составлен из нескольких простых геометрических фигур. Рисунок условный и упрощённый, но в нём уже угадывается лампа. Контуры лишены всех изгибов и подробностей. Они, лишь, отдалённо напоминают предмет. Упрощённое изображение представляет собой объёмы, в которые будут «заключены» отдельные детали лампы. В этих контурах мы будем рисовать данные элементы более подробно. То есть будем вести работу от простого к сложному, от большого к малому.
Такой подход помогает не запутаться в мелочах, видеть общее и не ошибиться в пропорциях предмета. Если Вы сразу начнёте подробный рисунок с декора на подставке, и потом будете продолжать рисовать, «продвигаясь» к плафону, то можете обнаружить, что лампа, либо, не похожа на себя, либо, вообще, вышла кривой. Чтобы такого не произошло, мы начинаем работу с основных крупных масс, а потом вписываем в них мелкие элементы. Таким образом значительно снижается вероятность ошибки в определении пропорций, а мелкий декор разместится более ровно. К тому же, воспользовавшись обобщением, рисовать будет намного легче. Приступая к работе и видя много объектов в рисунке, Вы уже не будете испытывать растерянность.
Объединение мелких деталей в одну простую форму
Упрощение формы которое мы обсудили выше, применимо не только ко всей керосиновой лампе, но и к её отдельным частям. На ней много всяких декоративных элементов, украшающих корпус: плетение по периметру основания, пальметта на ножках, декоративное убранство шестигранника и т. д. Поэтому, чтобы легче было рисовать всё это изобилие подробностей, мы применяем вышеприведённый способ обобщения и упрощения к подставке, к корпусу, к плафону по отдельности.
Например, шестигранный бачок для керосина и его горловина идеально вписываются в яйцеобразную форму. Как видно на иллюстрации, мы объединили эти детали, «поместив» их, образно говоря, в «овальный контейнер». Затем мы рисуем поперечный эллипс, от которого будут идти вниз три видимых грани. По периметру этих граней можно спокойно рисовать декор, не боясь ошибиться. Ведь, мы уже сделали «разметку», нарисовав эллипс и плоскости шестигранника.
Таким образом сначала мы объединили мелкие формы в одну большую, нарисовав обобщённый контур. А далее, на основе этого контура рисовали конкретные детали и орнаменты.
Постепенное уточнение контура и наполнение силуэта деталями
По мере продвижения работы, наш рисунок оброс подробностями. Контур всей керосиновой лампы превратился из «угловатого» в «настоящий». Происходило это постепенно, так как мы вели работу от общего к частному, от большего к меньшему.
Мы увидели как работает принцип упрощения формы на примере рисунка настольной лампы. Но его можно применять в самых разных ситуациях. Например, такое упрощение станет незаменимым в рисунке городской архитектуры. Представьте, что вы рисуете старинный дворец, украшенный декоративной лепниной. Арки, пилястры, колонны, фризы, лестницы, балясины — так много всего! «Как же тут не ошибиться и не опустить руки?» — возможно, воскликнут начинающие художники. Однако, если использовать принцип упрощения и обобщать подробности, то рисование станет не только значительно проще, но и намного увлекательнее!
Стилизация и упрощение форм, классические каноны
Стилизация и упрощение форм, классические каноны
Самыми важными приемами иллюстратора являются стилизация и упрощение. Существует множество вариантов изображения любых объектов, от реалистичного до схематичного. Пытаясь свести очертания людей, животных и предметов к более простым формам, художники столетиями создавали каноны — наборы правил, которым нужно следовать, изображая определенные объекты.
Современные иллюстраторы часто следуют классическим канонам (иконопись, восточная миниатюра, лубок, японская гравюра) или современным (манга, диснеевский мультик, американский комикс), а также создают свои собственные, смешивая разные приемы и правила или придумывая новые. В следовании известным канонам есть преимущества и недостатки.
Хороши они тем, что в них все продумано, для всего найдены гармоничные пропорции и созданы модели изображения. Однако они узнаваемы и тем самым навязывают картинкам определенную атмосферу, национальный колорит или дух эпохи, которой принадлежат. В работе с разными заказчиками и темами это часто становится помехой.
Собственный канон — гарантия оригинальности, но порой в погоне за необычным решением иллюстраторы неудачно скрещивают элементы и создают комбинации, вызывающие у зрителя неприятные чувства и негативные ассоциации. Не стоит бездумно использовать и тем более смешивать между собой религиозные, мистические и национальные символы, потому что многие заказчики боятся оскорбить чувства определенных групп читателей. В данном случае полезно задаться вопросом: если этого до сих пор никто не сделал, возможно, тому есть веская причина?
Восточная миниатюра. Фрагмент
Иллюстрация, выполненная в стиле восточной миниатюры. Автор — Марина Михайлошина
Японская гравюра
Иллюстрация, сделанная по канонам японской гравюры
Русский лубок
Иллюстрация, стилизованная под русский лубок. Автор — Андрей Кузнецов
Многие каноны освобождают иллюстратора от ответственности. Например, рисуя руки с тремя пальцами, иллюстратор делает беспредметной дискуссию о том, знает ли он анатомию: нарисованные им герои вообще не люди. Изображая телефон в виде прямоугольника с тремя кнопками, а компьютер — в виде ящика с торчащими винтами и болтами, автор уклоняется от необходимости разбираться в тонкостях устройства сложных предметов. Обозначая объем или тени с помощью совершенно одинаковых темных линий, проходящих всегда на одной стороне у всех объектов, он отменяет правила света и тени. Эти элементы у него символические и не обязаны быть академически правильными.
Степень условности изображения желательно выбрать в самом начале работы над собственным стилем, исходя из личных художественных амбиций. Если требуется модель, на основании которой будет легко и просто изображать любые сюжеты, а дальнейшее улучшение работ планируется только за счет количества деталей и спецэффектов, лучше остановиться на простом и далеком от реализма каноне. Если художнику нравится реалистичная манера и он мечтает развиваться в этом направлении, нужно начинать с правдоподобных вариантов. Например, взять модель изображения человека, на которой хотя бы условно обозначены все важные суставы (локти, колени) и отсутствуют «мутации» вроде нестандартного количества пальцев или пуговок вместо глаз.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
§2 Восприятие формы. Многообразие форм
§2 Восприятие формы. Многообразие форм Все, что нас окружает, поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолетов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и
Стилизация формы
Стилизация формы Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. 60. Принципы стилизации: а –
«Искусство формы»: абстракции, ритм и чувственное осмысление вещей
Упражнения Иоханнеса Иттена, которые помогут освоить язык форм.
«Искусство формы»
Иоханнес Иттен — швейцарский художник, теоретик искусства и педагог, который получил всемирную известность благодаря своему курсу в школе Баухаус. В книге «Искусство формы» он рассказывает о своей методике преподавания, основанной на упражнении и развитии творческих навыков. Книга полезна дизайнерам, художникам, архитекторам и всем, кто хочет узнать возможности языка форм.
Подход в обучении форме у Иттена очень специфичен. Он не преподавал студентам механические приёмы, а учил следовать своей интуиции. Для этого он придумал множество упражнений, которые раскрывают творческий потенциал. Хотя этим упражнениям уже исполнилось сто лет, они остаются актуальными до сих пор.
Рассказываем, какие приёмы из книги помогут вам научиться работать с формой.
Из материала вы узнаете:
Редактор. Пишет про дизайн, редактирует книги, шутит шутки, смотрит аниме.
Материал и текстура
Иттен считал особенно ценным чувственное осмысление вещей. Это важно, чтобы художник мог передать тактильные ощущения предмета на картине.
Так, Иттен предлагал своим ученикам простое упражнение, чтобы развить тактильное восприятие: нужно было закрыть глаза и трогать предметы с различными текстурами.
Ещё одно упражнение — создавать коллажи из контрастных материалов:
Также Иттен советует заниматься коллекционированием, чтобы находить новые формы и точнее передавать на холсте ощущение от них. Например, его студенты даже рылись на строительных свалках, чтобы найти там предметы с различными текстурами.
Работа с текстурами учила студентов передавать видимое окружение через его текстурные характеристики, которые они научились ощущать благодаря нашим упражнениям. Похожие друг на друга предметы начинали приобретать свой индивидуальный текстурный характер. Возникали совершенно новые способы изображать такие темы, как вокзал, рынок, толпа людей, большой город.
Форма
Согласно теории Иттена, в искусстве есть три основные формы:
Но Иттен выделял эти фигуры не буквально. Например, к квадратам он относил и прямоугольники, и кресты. А к кругам — овалы и эллипсы.
Прежде чем переходить к практике, Иттен советует внутренне определить все три характерные формы. Например, вот как он помогал студентам понять, что из себя представляет круг:
Стоя перед студентами, я начинал крутить рукой до тех пор, пока всё моё тело не начинало вовлекаться в это круговое движение. Я повторял это упражнение левой, потом правой рукой, сначала по отдельности, а потом вместе, то в параллельных, то во встречных направлениях. Чтобы изобразить круг, надо было прочувствовать непрерывность его линии. Так достигалась концентрация внимания на круге как форме. И только когда всё тело уже без каких-либо движений начинало чувствовать эту форму, то именно тогда можно было приступать к изображению круга на бумаге.
После этого приступайте к абстрактным картинам на тему определённых фигур, а затем — учитесь показывать их объём с помощью тени и света.
Занятие по созданию образа Иттен базировал на своих знаниях о контрасте форм. Он вместе со студентами находил и анализировал их, чтобы внимательно проработать каждый:
С помощью контраста пропорций можно менять представление о предмете. Например, длинная линия кажется ещё длиннее на фоне короткой, и наоборот. Иттен отмечает, что искажать реальность таким образом можно, только когда нужно передать ирреальное состояние:
С помощью упражнения со свободным расположением линий и плоскостей Иттен подготавливает почву для беспредметного восприятия формы. Композиция «Музыкальные инструменты» показывает, как с помощью него можно добиться созвучия форм.
Важное значение имеют и акценты на картине. Если акцентная точка доминирует, взгляд зрителя будет неизбежно возвращаться к ней, важные детали кажутся незначительными, и цельное восприятие нарушится.
Иттен советует начинать писать картину с её конструкции — организовать плоскости и акцентные точки. Так вы сможете заранее определить её формат и скорее перейти от эскиза к законченной композиции.
Иттен называет ритмом повторы и созвучия точек, линий, геометрических форм, пятен, объёмов, пропорций, текстур и цветов. Он возникает, когда создаётся ощущение регулярности.
Иттен считал, что ритм обладает огромной композиционной силой:
Ритм приливов и отливов способен изменять береговую линию континентов, а монотонные ритмы, под которые дни и ночи пляшут в африканских племенах, могут приводить людей в состояние экстаза.
Чтобы почувствовать ритм, Иттен советует записывать одну и ту же фразу под диктовку всё быстрее и быстрее. Вы заметите, что быстро написанные буквы хотя и будут неаккуратными, но в них сохранится ритм и ощущение скорости письма. То же самое работает и с геометрическими фигурами — они кажутся ритмичными, если рисовать их быстро.
Ещё одно упражнение — рисовать абстрактные и природные формы одной сплошной линией, не отрывая руку от холста:
Что такое ритм, до некоторой степени можно понять и объяснить, но его глубинная природа объяснению не поддаётся. Написанное в ритмическом ключе обладает своеобразной внутренней динамикой, что роднит его с живыми формами. Если же в написании букв нет динамики, их вид неритмично холоден, прерывист и враждебен.
Экспрессивные формы
Иттен считал, что каждый инструмент можно использовать для самовыражения — кисть, уголь или тушь. Но научиться этому не так просто — студенту требуется ощутить полный контроль над телом и «величайшую психологическую концентрацию».
Чтобы непосредственные чувства были выражены в пятне или линии, они прежде всего должны жить в самом художнике. Рука, кисть, пальцы и, что также важно, всё его тело должны быть наполнены этими чувствами. Чтобы погрузиться в работу, надо уметь и напрягаться, и расслабляться.
Иттен придумал интересное упражнение на освоение экспрессивных форм — натюрморты по памяти. Попробуйте неделю смотреть на обычный папоротник, чтобы сформировать о нём впечатление и запомнить его образ. Затем уберите растение и изобразите его по памяти за 15 минут.
Ещё одно упражнение — рисовать лицо человека до тех пор, пока вы не сможете непринуждённо отразить его главные отличительные черты. Так Иттен предлагает учиться синхронизировать движение взгляда и руки.
Если при создании образа сердце едино с рукой, то форма становится носителем эмоционально-духовного содержания. Форма, способная выразить это содержание, превращается в произведение искусства.
Иттен учил работать не только с формой, но и с цветом. Иттен преподавал и свою теорию цвета. Он считал, что для объективного выбора цвета одного только вкуса недостаточно. В нашем обзоре мы подробно рассказали, как работать с цветовым воздействием и субъективными цветами, какие бывают контрасты и как связаны форма и цвет: «Искусство цвета»: оптические эффекты, которые работают в дизайне.
Только живопись даёт возможность в полной мере постичь тайны цвета. Наблюдательность и умение чувствовать цвет начинают развиваться уже тогда, когда студенты только приступают к смешиванию красок и пробуют найти цвет, близкий природным цветовым оттенкам или специально поставленным цветовым задачам.
Больше о графическом дизайне
обложка: Paula Stockmar / Wikimedia / Polina Vari для Skillbox Media