для письменной формы речи характерны
Особенности письменной формы речи
1. Подготовлена, обдумана, она предполагает возможность возвращения и коррекции мысли и формы ее выражения.
2. Письменная речь изначально фиксируется на любом носителе
3. Адресат текста влияет на строение текста – но лишь удаленно, в проспекции (автор «воображает» реакцию собеседника), но непосредственного участия в построении текста адресат не принимает.
4. Письменная речь не имеет не имеет невербальных средств передачи информации (исключение составляют знаки препинания, а также возможное графическое оформление текста)
Коротко о различии между формами речи
Устная форма | Письменная форма |
· спонтанность · необратимость | · Подготовленность, возможность вернуться к предыдущему высказыванию |
· активное участие собеседника в высказывании, которое может повлиять на строение текста. Диалог, полилог | · отсутствие собеседника. монолог |
· Сопровождается голосом, жестами | компенсирует голос и жесты другими средствами |
Устная и письменная формы речи – две разные системы, нет более хорошей или более правильной. Каждой коммуникативной ситуации подходит та или иная форма речи.
Письменная речь более правильна, более последовательно организована, чем устная, но при этом она менее эмоциональна, не так много говорит об авторе, как устная. К особенностям устной речи следует отнести – не всегда последовательное и ясное изложение мысли, оно часто компенсируется невербальными средствами – жестами, мимикой, интонацией. Именно поэтому письменная речь – более формальна, официальна, чем устная.
То же касается и функциональных стилей – есть формальные стили, где примарна письменная форма речи, и наоборот, что, кстати, не исключает появление противоположной формы речи. В таблице представлено соотношение функциональных стилей и формы речи
Неофициальные стили | Официальные стили, соотношение устной и письменной форм. | Примеры типов текстов в устной форме |
Разговорный, устная форма является ведущей. | Научный стиль, письменная форма речи преобладает | обучение, вступление на конференциях, симпозиумах, научно-популярные фильмы |
Официально-деловой, письменная форма речи преобладает | международные и деловые переговоры, выступления государственных лиц, судебные заседания и т.п. | |
Публицистический, равное соотношение письменной и устной форм | Радио, телевидение, интернет | |
Художественный, равное соотношение письменной и устной форм | Чтение произведений в литературы в слух, постановки пьесы, инсталляция |
Различия между устной и письменной формой речи касаются не только экстралингвистических факторов, но и языковых. Устная и письменная формы отличаются друг от друга на всех уровня языка
Устную речь с языковой точки зрения в целом характеризует относительная простота и эмоциональность. Первое качество отражается на грамматическом уровне – в выборе более легких для восприятия синтаксических конструкций, более простых частей речи – глагола вместе существительного и т.д. Эмоциональность появляется за счет уровня фонетики – звучащего голоса и уровня лексики.
Письменную речь отличает сложность: на уровне лексики это отражается в выборе специальных терминов, в оперировании цифрами и т.п. данными; на уровне грамматики – в сложных частях речи и сложных предложениях.
Основные подходы к пониманию письменной речи в современной логопедии.
Зачупейко Анна Валерьевна
Основные подходы к пониманию письменной речи в современной логопедии.
Письменнаяречь может выступать в различных формах: в форме письменного сообщения, доклада, письменного повествования, письменного выражения мысли или рассуждения и т. д. Во всех этих случаях структура письменной речи резко отличается от структуры устной диалогической или устной монологической речи.
Эти отличия имеют ряд психологических оснований.
Письменная речь — это речь без собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются субъектом. Если мотивом письменной речи является контакт или желание, требование, то пишущий должен представить себе мысленно того, к кому он обращается, представить его реакцию на свое сообщение. Особенность письменной речи состоит именно в том, что весь процесс контроля над письменной речью остается в пределах деятельности самого пишущего, без коррекции со стороны слушателя. Но в тех случаях, когда письменная речь направлена на уточнение понятия, она не имеет никакого собеседника, человек пишет только для того, чтобы уяснить мысль, чтобы вербализовать свой замысел, развернуть его без какого-либо даже мысленного контакта с лицом, которому адресуется сообщение.
Письменная речь не имеет почти никаких внеязыковых, дополнительных средств выражения. Она не предполагает ни знания ситуации адресатом, ни симпрактического контакта, она не располагает средствами жестов, мимики, интонации, пауз, которые играют роль «семантических маркеров» в монологической устной речи, и только частичным замещением этих последних являются приемы выделения отдельных элементов излагаемого текста курсивом или абзацем. Таким образом, вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка.
Отсюда письменная речь должна быть максимально синсемантична и грамматические средства, которые она использует, должны быть полностью достаточными для выражения передаваемого сообщения. Пишущий должен строить свое сообщение так, чтобы читающий мог проделать весь обратный путь от развернутой, внешней речи к внутреннему смыслу излагаемого текста.
Существует, однако, еще одно коренное отличие психологического строения письменной речи от устной. Оно связано с фактом совершенно различного происхождения обоих видов речи.
Устная речь формируется в процессе естественного общения ребенка со взрослым, которое раньше было симпрактическим и лишь потом становится особой самостоятельной формой устного речевого общения. Однако в ней, как мы уже видели, всегда сохраняются элементы связи с практической ситуацией, жестом и мимикой.
Письменная речь имеет совсем иное происхождение и иную психологическую структуру.
Письменная речь появляется в результате специального обучения, которое начинается с сознательного овладения всеми средствами письменного выражения мысли. На ранних ступенях ее формирования ее предметом является не столько мысль, которая подлежит выражению, сколько те технические средства написания звуков, букв, а затем слов, которые никогда не являлись предметом осознания в устной диалогической или в устной монологической речи. На этих этапах у ребенка происходит формирование двигательных навыков письма.
Ребенок, который учится писать, оперирует сначала не столько мыслями, сколько средствами их внешнего выражения, способами обозначения звуков, букв и слов. Лишь значительно позднее предметом сознательных действий ребенка становится выражение мыслей. Таким образом, письменная речь в отличие от устной, формирующейся в процессе живого общения, с самого начала является сознательным произвольным актом, в котором средства выражения выступают как основной предмет деятельности. Такие промежуточные операции, как выделение фонем, изображение этих фонем буквой, синтез букв в слове, последовательный переход от одного слова к другому, никогда не осознававшиеся в устной речи, в письменной речи остаются еще в течение длительного времени предметом сознательного действия. Лишь после того как письменная речь автоматизируется, эти сознательные действия превращаются в неосознаваемые операции и начинают занимать то место, которое сходные операции (выделение звука, нахождение артикуляции и т. д.) занимают в устной речи.
Нельзя забывать, что дети в своей устной речи, не всегда способны передать всю необходимую информацию, используя только языковые средства, и дополняют речевое высказывание мимико-пантомимическими жестами, опираясь на непосредственный бытовой контекст, известный как говорящему, так и слушающему. И если устная речь развивается в процессе практического общения ребенка со взрослыми, главным образом на основе подражания речи окружающих, и ни один ребенок не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь, артикуляция еще долго остается неосознанной, то овладение письменной речью требует обучения, последовательного осознания всего процесса. Для говорящего ребенка на первом плане стоит содержание его речи, а ребенок, которому нужно написать слово, всегда имеет дело прежде всего со звуками, из которых состоит слово, и с теми буквами, с помощью которых он должен его написать. Фактически, детям в процессе освоения письменной речи приходится овладевать стилистически новым жанром построения высказываний.
Однако нельзя забывать, что письмо и чтение являются равноправными частями, входящими в состав письменной формы речи.
Письмо- технический акт.
Как вид деятельности, в понимании А. Н. Леонтьева письмо включает три основные операции: символическое обозначение звуков речи, то есть фонем, моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов (Журова Л. Е., Эльконин Д. Б.) и графо-моторные операции. Каждая из них является как бы самостоятельным навыком (подсистемой) и имеет соответствующее психологическое обеспечение.
Навык символизации, т. е. буквенного обозначения фонем, формируется на основеразвивающихся у ребенка способностей к символизации более широкого плана: символической игры, изобразительной деятельности и др. Кроме того, необходимой его предпосылкой является достаточная зрелость фонематического восприятия и языкового сознания
Развитие фонематического восприятия ребенка проходит несколько стадий:
2)начальный этап овладения восприятием фонем: различаются акустически наиболее контрастные фонемы и не различаются близкие по дифференциальным признакам.
Слово воспринимается глобально и опознается по общему звуковому «облику» с опорой на просодические особенности (интонационно-ритмические характеристики);
3) дети начинают слышать звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Ребенку доступно различение между правильным и неправильным произношением. Однако неправильно произнесенное слово еще узнается;
4) правильные образы звучания фонем преобладают в восприятии, но ребенок продолжает узнавать и неправильно произнесенное слово. На этом этапе сенсорные эталоны фонематического восприятия еще нестабильны;
Нарушению фонологического структурирования, т. е. фонематического анализа, большинство исследователей отводит главенствующую роль в механизме дисграфий. Второй этап операции как бы не замечается или недооценивается. А между тем экспериментально-психологические данные свидетельствуют, что буквенная запись и результат фонематического анализа далеко не всегда совпадают. Довольно часто при стойкой дисграфий после нескольких лет обучения ребенок устный фонематический анализ производит уже безукоризненно, а на письме продолжает допускать специфические ошибки. Одна из причин этого кроется в специфике второго этапа операции моделирования звуковой структуры слов. Процесс трансформации временной последовательности фонем в пространственный ряд графем протекает у ребенка практически параллельно с фонематическим анализом и графо-моторными операциями записи букв. Это требует довольно сложной координации перечисленных сенсомоторных процессов и, что особенно важно, оптимальной концентрации и распределения внимания во время их протекания.
Особенность письма как комплексного навыка заключается в том, что оно требует интеграции и координации всех трех перечисленных операций.
Для овладения письмом важно знать, как правильно произноситсяслово, и уметь анализировать его звуковую сторону.
Если вернуться к «истокам» данного процесса, то необходимым становится освещение и психологических предпосылок формирования письма, нарушение, или несформированность, которых ведет к различным формам нарушения письма или к трудностям его формирования у детей.
Первой предпосылкой является сформированность (или сохранность) устной речи, произвольное владение ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности.
Обязательное участие в формировании письма всех описанных предпосылок, а также и всех звеньев структуры письма и в дальнейшем в осуществлении этого процесса особенно четко прослеживается при его патологии.
Существует также и комплекс функциональных предпосылок письма, который представляет собой многоуровневую систему, включающую большое количество когнитивных и речевых функций. Достигая минимально необходимого уровня зрелости, они создают оптимальные возможности для осуществления операций звуко-буквенной символизации, графического моделирования звуковой структуры слов и реализации графо-моторной программы. Первые два рода операций в ситуациях фонетического письма (но правилам русской графики) протекают несколько иначе, чем в тех случаях, где требуется использование орфографических правил.
В первом случае ключевым процессом является фонематический анализ, акустико-артикуляторная дифференциация фонем и установление звуко-буквенных соответствий по правилам графики. Основная нагрузка при этом падает на операции фонематического анализа и актуализацию звуко-буквенных ассоциаций.
Формирование предпосылок письменной речи, функционального базиса письма среднестатистически завершается к 6-7-летнему возрасту. Однако это не означает, что вышеназванные психические функции и процессы у ребенка совершенны, но они достаточны, чтобы начать обучение, в ходе которого все структурные звенья письма продолжат свое развитие. Психологическая система письма будет изменяться в сторону постепенного перехода от овладения «техникой» записи к формированию письменной речи, письменному выражению мыслей.
Таким образом, письменная речь как по своему происхождению, так и по своему психологическому строению коренным образом отличается от устной речи, и сознательный анализ средств ее выражения становится основной психологической характеристикой письменной речи.
Именно поэтому письменная речь включает в свой состав ряд уровней, которые отсутствуют в устной речи, но отчетливо выделяются в письменной речи. Письменная речь включает ряд процессов фонематического уровня — поиск отдельных звуков, их противопоставление, кодирование отдельных звуков в буквы, сочетание отдельных звуков и букв в целые слова. Она в значительно большей степени, чем это имеет место в устной речи, включает в свой состав и лексический уровень, заключающийся в подборе слов, в поиске подходящих нужных словесных выражений, с противопоставлением их другим лексическим альтернативам. Наконец, письменная речь включает в свой состав и сознательные операции синтаксического уровня, который чаще всего протекает автоматически, неосознанно в устной речи, но который составляет в письменной речи одно из существенных звеньев. Как правило, пишущий имеет дело с сознательным построением фразы, которая опосредуется не только имеющимися речевыми навыками, но и правилами грамматики и синтаксиса. Тот факт, что в письменной речи не участвуют какие-либо внеязыковые компоненты (жесты, мимика и т. д., и то, что в письменной речи нет внешних просодических компонентов (интонации, паузы, определяют существенные особенности ее строения.
Таким образом, письменная речь радикально отличается от устной речи тем, что она неизбежно должна протекать по правилам развернутой (эксплицитной) грамматики, необходимой для того, чтобы сделать содержание письменной речи понятным при отсутствии сопровождающих ее жестов и интонаций. Поэтому всякое сближение монологической, письменной речи со структурой устной диалогической речи невозможно. Это проявляется, в частности, в том, что грамматическая неполнота, которая оправдывается в устной речи, становятся совершенно неприменимы в письменной речи.
Итак, письменная речь по своему строю представляет собой всегда полные, грамматически организованные развернутые структуры, почти не использующие форм прямой речи. Вот почему длина фразы в письменной речи значительно превышает длину фразы в устной речи, так как в развернутой письменной речи встречаются значительно более сложные формы управления, например, включение придаточных предложений, которые лишь изредка встречаются в устной речи. Все это придает грамматике письменной речи совершенно иной характер.
Письменная речь является существенным средством в процессах мышления. Включая, с одной стороны, в свой состав сознательные операции языковыми категориями, она протекает в совсем ином, значительно более медленном темпе, чем устная речь, с другой стороны, позволяя многократное обращение к уже написанному, она обеспечивает и сознательный контроль за протекающими операциями. Все это делает письменную речь мощным орудием уточнения и отработки мыслительного процесса. Поэтому письменная речь используется не только для того, чтобы передать уже готовое сообщение, но и для того, чтобы отработать, уточнить собственную мысль. Известно, что для уяснения мысли лучше всего попытаться написать, выразить эту мысль письменно. Именно поэтому письменная речь как работа над способом и формой высказывания имеет огромное значение и для формирования мышления. Уточнение самой мысли с помощью письменной речи отчетливо проявляется, например, при подготовке доклада или статьи. Работа переводчика также не просто перевод с одной системы кодов на другую; это сложная форма аналитической деятельности, самой важной задачей которой является осознание самого логического строя мысли, ее логической структуры.
Список используемой литературы
Развитие речи Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку.
Родительское собрание в подготовительной группе Родительское собрание в подготовительной группе детского сада общеразвивающего вида Проводит: учитель-логопед 2 квалификационной категории.
Каковы особенности письменной формы речи?
Письменная форма речи характеризуется подготовленностью, сознательным выбором средств выражения мысли. Пишущий, в отличие от говорящего, имеет больше возможностей выбирать и организовывать языковые средства. Он часто пользуется долгосрочным планированием своей речи, отчего она более логична.
Говорящий чаще всего находится в условиях острого дефицита времени, — пишущий во времени практически не ограничен. Поэтому он может направить свое внимание не только на содержание, но и на форму высказывания.
Очень важной особенностью письменной речи является возможность коррекции, редактирования созданного текста. Перечитывая написанное, мы всегда проверяем, насколько адекватно использованная форма передает замысел. Возможность многократного обращения к уже написанному обеспечивает сознательный контроль над протеканием речемыслительных операций. Устная речь может редактироваться, корректироваться во время произнесения, но вто же время заранее во всех деталях она не может быть отшлифована. Идеальная письменная речь — это максимальная понятность при минимуме слов, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно».
Вся информация, выражаемая в письменной речи, опирается лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка, так как она почти не имеет внеязыковых дополнительных средств выражения. Она не располагает средствами мимики, жестов, интонации.
Однако невербальные компоненты коммуникации (в очень специфическом виде) содержатся и в письменных текстах. К ним относятся авторская экспрессивная пунктуация и шрифтовые выделения в тексте.
Авторская пунктуация — это осознанный стилистический прием.
Шум — подавлял, пыль, раздражая ноздри, — слепила глаза, зной — пек тело и изнурял его, и все кругом казалось напряженным, теряющим терпение Это — наступило время обеда.
К шрифтовым приемам относятся: гарнитура и размер шрифта, цвет, курсив, разрядка, подчеркивание.
Письменная речь более абстрактна, чем устная. Устная речь рождается, как правило, из непосредственного переживания. Письменная речь передает более отвлеченное содержание. Именно поэтому ребенку сложнее дается овладение письменной речью. Ребенку трудно написать письмо бабушке или рассказать о цирке, в котором он был вчера, когда ни бабушки, ни цирка рядом нет. Если устная речь формируется у ребенка в процессе естественного общения со взрослыми, то письменная появляется в результате специального обучения. Письменная речь, в отличие от устной, изначально является сознательным произвольным действием, в котором средства выражения выступают основным предметом деятельности.
Слушание как вид речевой деятельности
Что значит уметь слушать?
Уметь слушать в нашей жизни не менее важно, чем говорить: примерно 25% всей информации об окружающем мире человек получает в устной форме. Исследования показывают, что умением выслушать собеседника спокойно и целенаправленно вникнуть в сущность того, что говорится, обладают не более 10% людей.
Люди слушают что-либо с разной целью: для получения новой информации (слушание лекции, доклада, информации по радио и телевидению и т. д.); для получения эмоциональной, эстетической информации (слушание стихов, художественных прозаических отрывков и т. д.).
Умение слушать — одно из самых сложных коммуникативных умений. Что же здесь особенного — уметь слушать? Ведь все люди, обладающие нормальным слухом, слышат друг друга, разговаривают, общаются. Однако слышать и слушать не совсем одно и то же. Слышать — значит физически воспринимать звук, а слушать — это значит сосредоточиться на том, что говорится, понимать говорящего. Слушание — это смысловое восприятие звучащей как говоримой, так и озвученной письменной речи.
Слушание сопутствует человеку с самых первых лет его становления. Именно благодаря слушанию ребенок, подражая взрослым, усваивает и механизмы порождения речи. Умение слушать необходимо, чтобы состоялось общение, поскольку, как сказал некий философ: «Правду могут высказать двое — один говорит, другой — слушает». Поданным психологии, на все виды речевой коммуникации средний человек тратит 70% времени своего бодрствования. Это время в свою очередь распределяется следующим образом: 30% — говорение, 45% — слушание, 16% — чтение, 9% — письмо. Хорошее слушание обеспечивает результативность, эффективность других видов деятельности — говорения, чтения вслух. Как показали исследования, специальное обучение слушанию благотворно влияет на развитие речевого слуха, речевой памяти, усвоение норм произношения и правописания.