дневник доходов и расходов семьи образец
Как вести семейный бюджет в тетради — пример с таблицами доходов и расходов
Здравствуйте, дорогие читатели моего блога. С вами Артем Биленко. Сегодня у нас очень интересная тема. Мы поговорим о том, как вести семейный бюджет в тетради.
Вы узнаете о простом способе, позволяющем быстро организовать весь финансовый поток вашей семьи.
P.S. Обратите внимание на « Центр финансовой культуры ». Здесь учат финансовой грамотности. Как управлять личными финансами чтобы накопить на дом, квартиру, машину. Как инвестировать накопленные деньги и увеличить доходы. Позволить себе ежегодный отпуск и путешествия по миру.
Сайт « Центр финансовой культуры ».
Этап №1. Подсчет доходов
Чтобы эффективно планировать бюджет, нужно точно знать сумму, которой придется управлять. Если зарплата начисляется неравномерно, укажите минимальную цифру, которой вы распоряжались в течение последних 3-6 месяцев.
Пример расчета фиксированной суммы.
Мой доход | Заработок жены | Итог |
---|---|---|
6000 | 3500 | 9500 гривен |
Если доход вашей семьи не фиксированный, сравнительная таблица поможет быстро определить минимальную сумму.
Месяц | Доход семьи |
---|---|
1 | 8000 |
2 | 8400 |
3 | 8500 |
4 | 9000 |
5 | 8700 |
6 | 8200 |
Не забывайте каждые 3-6 месяцев обновлять данные и вносить корректировки в бюджет.
Задание
Этап №2. Распределение
В этом вам сильно поможет методика 7 конвертов. Основная идея этой системы состоит в том, чтобы разбить семейный доход на целевые нужды.
Предположим, доход нашей семьи 8000 гривен. Распределим эти деньги по конвертам.
№ | Конверт | % отчислений | Сумма |
---|---|---|---|
1 | Инвестиции | 10 | 800 |
2 | Коммунальные платежи, интернет | 20 | 1600 |
3 | Продукты питания | 35 | 2800 |
4 | Покупка сезонной одежды | 10 | 800 |
5 | Деньги на будущий отпуск | 5 | 400 |
6 | Расходы на потребности ребенка | 15 | 1200 |
7 | Деньги на будущую дорогостоящую покупку | 5 | 400 |
Задание
Этап №3. Расфасовка
Когда вы поделите деньги по конвертам, весь ваш расход поделится на две категории:
Определим статистические и динамические растраты нашей выдуманной семьи.
Статистические траты | Сумма |
---|---|
Инвестиции | 800 |
Коммунальные платежи, интернет | 1600 |
Деньги на будущий отпуск | 400 |
Деньги на будущую дорогостоящую покупку | 400 |
Итог | 3200 гривен |
Динамические траты | Сумма |
---|---|
Продукты питания | 2800 |
Покупка сезонной одежды | 800 |
Расходы на потребности ребенка | 1200 |
Итог | 4800 гривен |
Задание
Этап №4. Управление
Динамические расходы – это остаток, который нужно ежедневно контролировать. В нашем примере у семьи есть 4800 гривен, которыми нужно активно управлять. Рассмотрим, как это проще всего сделать.
Задание
Этап №5. Анализ
Каждую неделю подводите итоги.
День | Баланс |
---|---|
1 | +1 |
2 | 0 |
3 | 0 |
4 | -5 |
5 | 0 |
6 | 0 |
7 | +7 |
Итог | + 3 гривны |
Неделя закрылась с положительным балансом, расходование бюджета проходит по плану, на следующей неделе никаких корректировок вносить не нужно |
Дополнительную проверку проводите в конце месяца.
Неделя | Баланс |
---|---|
1 | +3 |
2 | 0 |
3 | +10 |
4 | -20 |
5 | 0 |
Итог | -7 гривен |
Месяц закрылся с отрицательным балансом, установка не выполнена. Чтобы исправить ситуацию, в следующем месяце нужно урезать бюджет на 7 гривен |
Задание
Заключение
Теперь вы знаете, как можно организовать домашнюю бухгалтерию в тетради. Не откладывайте эти знания в долгий ящик. Прямо сейчас возьмите любую тетрадь или блокнот, посмотрите образец заполненной таблицы и начните планировать свой бюджет. Я искренне желаю всем успехов.
Семейный бюджет: примеры, советы и ошибки
Как вести семейный бюджет в тетради: 5 причин делать это + 7 советов + 5 жизненных примера + 3 возможные ошибки неопытных «бухгалтеров».
Бездумно тратя деньги налево и направо, нельзя скопить на какую-то дорогую покупку, даже если имеешь доход выше среднего. И наоборот при относительно скромных зарплатах можно жить более-менее прилично, если умеешь экономить и ведешь учет затрат.
Особенно важно контролировать свои доходы и расходы, если имеешь семью и некому подстраховать в случае непредвиденных обстоятельств.
Достаточно просто разобраться, как вести семейный бюджет в тетради, но эти нехитрые знания действительно помогут вам обрести уверенность в завтрашнем дне и закрыть бреши в общем бюджете, сквозь которые утекают деньги.
Семейный бюджет, в тетради или нет – неважно, главное – его вести!
Люди по-разному относятся к планированию семейного бюджета. Кто-то вообще не задумывается о том, куда уходят деньги, кто-то скрупулезно подсчитывает каждую копеечку, не позволяя себе даже мелкой незапланированной покупки.
Поговорим о разумном учете трат и расходов: зачем это нужно и какие способы учета существуют.
1. Семейный бюджет, его виды и способы ведения…
Многие с ностальгией вспоминают те времена, когда уже зарабатывали на себя, но еще жили с родителями.
Да, отсчитывали какую-то сумму общую копилку, но как ведется хозяйство, хватает ли на все денег, вообще было неинтересно. Да и у мамы с папой всегда можно было перехватить до зарплаты, если поистратился.
Всю тяжесть ведения бюджета приходится испытывать, когда человек обзаводится своей семьей, при этом уровень его заработка оставляет желать лучшего.
В этой ситуации выигрывают те, что умеют вести денежный учет в тетради или каким-то другим способом, потому что им удается равномерно распределять расходы и даже что-то откладывать.
Семейный бюджет – это деньги, которые тратятся на семейные нужды:
Независимо от суммы заработка, должно хватать на все обязательные расходы. В идеале – нужно что-то откладывать на будущее.
Есть 2 основных вида семейного бюджета:
То есть прибыль всех работающих членов семьи, проживающих под одной крышей, складывается в общую копилку. Семьи выбирают свой вариант бюджета.
Например, можно отдавать всю зарплату до копеечки в общую кассу, или же довольствоваться установленной суммой, тратя остальное по своему усмотрению.
То есть каждый из работающих членов семьи распоряжается личными заработками по своему усмотрению, при этом общие покупки оплачиваются:
Мы сегодня поговорим о том, как вести семейный общий бюджет в наиболее простом его варианте: в тетради.
2. Зачем вести семейный бюджет в тетради?
Казалось бы, зачем скатываться в архаику, если существует множество компьютерных программ, начиная с Microsoft Office Excel, и разных онлайн-приложений, например, Money Lover?
И все же, ведение семейного бюджета в тетради имеет свои преимущества:
Купить блокнот или тетрадь, ручку и простейший калькулятор – горазд дешевле, чем тратиться на оргтехнику и оплату интернета.
Какой бы простой не была программа, все равно придется потратить некоторое время на ее освоение, тогда как с тетрадью никаких проблем не возникнет.
Доступность для всех.
Даже люди, совершенно не владеющие компьютером, могут вести в тетради свой бюджет.
Отсутствие подготовительного периода.
Если пользоваться какими-то компьютерными программами, то все равно нужно время, чтобы приступить к делу: выбрать программу, научиться ею пользоваться.
Тогда как начать вести семейный бюджет по старинке можно в любой момент: какая-то тетрадь дома найдется, ручка тоже, а калькулятор есть и в мобилке.
Независимость от обстоятельств.
Вам не нужно переживать по поводу того, что нет света или интернета, не придется ждать, пока вы придете домой, чтобы сесть за расчеты. Тетрадь и ручка всегда под рукой.
Как я стала вести семейный бюджет в тетради: история одного опыта…
Она даже с завистью стала посматривать на некоторых своих подчиненных, что получали зарплату раза в четыре меньшее ее, но никогда не жаловались на безденежье и не имели привычки «одалживать до зарплаты».
Лена приняла решение: пора контролировать траты и вести семейный бюджет. Купила красивый блокнот, расчертила его и распределила траты на месяц.
Тут были куплены красивенные туфли на высоченных шпильках. Забегая наперед, скажу, что за 2 года, проведенных в шкафу, эти туфли надевались всего 1 раз.
Результаты двухгодичного эксперимента ведения семейного бюджета:
Лена собиралась временно вести семейную бухгалтерию, но теперь не представляет, как раньше жила, бездумно тратя средства и не думая о будущем. Планирование семейного бюджета стало ежемесячной обязательной работой.
Кстати, теперь женщина позволяет себе в плане покупок и развлечений даже больше, чем раньше, кроме того имеет сбережения на «черный день». Просто теперь ее траты обдуманы, запланированы и выбраны из числа наиболее выгодных вариантов.
Семейный бюджет: примеры, советы, основные ошибки…
Если вы хотите, чтобы все было идеально, прислушайтесь к полезным советам опытных «счетоводов» и постарайтесь избежать распространенных ошибок.
1) Полезные советы, как вести семейный бюджет в тетради.
Немало людей ведут семейный бюджет, причем делают это весьма эффективно, да настолько, что позволяют себе гораздо больше, чем люди с лучшим уровнем дохода, но неразумным отношением к тратам.
Я сформировала для вас ряд полезных советов от тех, кто давно и успешно ведет общий бюджет в тетради:
Начните с погашения долгов.
Речь не идет об ипотеке или других крупных кредитах, а о небольших суммах, которые можно погасить за пару месяцев. Сначала раздайте долги, а уж затем с нового листа начните вести семейную бухгалтерию в тетради.
Запаситесь терпением и усидчивостью.
Не раз и не два настанет момент, когда вам захочется все бросить, сжечь тетрадь и жить так же спонтанно и бесшабашно, как раньше. Не поддавайтесь таким желаниям.
Трудно только поначалу. Затем все пойдет по накатанной и не придется долго корпеть над тетрадью.
Плохая привычка – не брать чеки в магазинах. Собирая чеки, вам легче будет подсчитывать свои траты и искать способы экономии, потому что сразу же видно, что можно было и не покупать в супермаркете.
Думайте, на чем можно сэкономить.
Когда вы начнете вести скрупулезно в тетради бухгалтерию, удивитесь, как вам раньше на все хватало денег. Подумайте, где можно урезать расходы:
Формируйте семейный бюджет сразу же после получения зарплаты.
Идеально, если все в семье получают зарплату одним платежом и приблизительно в один период. Это позволяет легко распланировать семейный бюджет на месяц вперед. Но вести бухгалтерию можно и в том случае, если пополнения планируются 4 – 5 раз в месяц.
В этом случае вести бюджет нужно исходя из приблизительной суммы ожидаемых доходов. При этом расчеты нужно производить, опираясь на минимальную из возможных сумм. Если сумма оказалась больше ожидаемой – отложите ее в конверт «На крупные покупки».
Наказывайте себя за перерасход.
Например, вы не удержались и купили красивое платье, хотя лимит трат на одежду был исчерпан. Накажите себя отказом пойти с друзьями в кино. В следующем месяце будете более дисциплинированы.
Каким бы ни был семейный бюджет, обязательно откладывайте что-то про запас. Причем желательно завести 2 копилки:
2) Семейный бюджет: пример.
Количество столбцов и строк будет зависеть от ваших личных предпочтений.
Предлагаю пример вот такой простой таблички, которую легко расчертить в обычной тетради, а затем использовать для ежемесячных расчетов.
Допустим, ваш ежемесячный семейный доход – 400$.
Итого, экономия 1$. Сумма экономии может быть и больше. Ее можно отложить в тот конверт, что подписан «На крупные покупки», или же перекрыть ею недостаток средств в следующем месяце.
Как вы понимаете, первая колонка формируется в начале месяца, вторая – по окончанию месяца, когда подбиваются все сделанные вами расходы.
Можно в тетради использовать и другие, более удобные для вас варианты табличек:
Видеосюжет о том, как управлять деньгами в семье.
Как вести семейный бюджет? Личные финансы в семье.
3) Ошибки, которых не стоит допускать, если хочешь вести семейный бюджет в тетради.
Если по факту у вас получается вести домашний бюджет и не испытывать в конце месяца дефицита денежных средств, то не важно, каким образом вы это делаете.
Если же есть какие-то проблемы, то, вполне возможно, что вы допускаете распространенные ошибки:
Долго ищите идеальную тетрадь.
Да, существуют специальные тетрадки, уже разграфленные внутри, с вмонтированным калькулятором, но, во-первых, они стоят немало, во-вторых, их поди еще найди в небольших городах.
Не усложняйте все. Купите недорогую тетрадку в клеточку с симпатичной обложкой. Расчертить ее – дело пары минут. А простой калькулятор есть практически в каждом доме.
Путаете экономность и жадность.
Многие, пытаясь сэкономить как можно больше денег, начинают доводить ситуацию до маразма. Например, урезают сумму на продукты питания настолько, что это сказывается на здоровье. Или вообще убирают такую статью расхода, как развлечения.
Режим строгой экономии возможен, если вы копите на что-то или хотите, как можно быстрее расправиться с долгами, но он не должен длиться дольше нескольких месяцев, максимум – полгода. Иначе это не жизнь, а существование по-гобсековски какое-то.
Считаете, что даже минимальной зарплаты должно хватать на все, если тратить деньги разумно.
Открою вам секрет: прожиточный минимум, сформированный правительством, – фикция, в которую не верит даже само правительство.
Найдите сначала нормальную работу или дополнительный заработок, а уж затем приступайте к ведению семейных расчетов в тетради.
Если думаете, как вести семейный бюджет в тетради, прилично зарабатывайте и контролируйте расходы – вот фактически и все секреты удачной домашней бухгалтерии.
Где и как вести домашнюю бухгалтерию: правила и способы
Совсем небольшой процент людей сегодня может похвастаться ведением домашней бухгалтерии и, тем более, правильным распределением расходов и доходов в семье. Что значит «правильным»? В первую очередь, правильная бухгалтерия должна учитывать все финансовые поступления и все потребности, как требующие регулярных трат, так и оплачиваемые время от времени. В этой связи справедлив вопрос, как вести домашнюю бухгалтерию?
Доходы большинства семей вполне регулярны, то есть можно посчитать, какая сумма поступит в бюджет семьи в следующем месяце. Обычно после получения зарплаты часть средств уходит на покрытие обязательных нужд, а остальные деньги постепенно бесконтрольно расходуются. В немалой степени такая ситуация приводит к появлению ненужных вещей или оплаты развлечений, без которых можно было обойтись, если бы бюджет был распланирован заранее. Ведение домашней бухгалтерии позволит вместо спонтанных трат отложить средства на отпуск или крупные покупки. Есть несколько основных инструментов, позволяющих систематизировать семейные расходы. Рассмотрим плюсы и минусы каждого из них.
Домашний бухучёт в тетради
Тетрадь или блокнот — это инструмент, издавна популярный при фиксации домашних трат. Он не потерял своей актуальности и сегодня, обладая массой преимуществ:
Можно завести вместо тетради амбарную книгу или специальный блокнот для учёта расходов. А можно в обычной тетради самостоятельно разлиновать графы для доходов и расходов и заполнять их от руки. Удобнее вести такую тетрадь, используя две ручки: синюю (для обычных записей) и цветную (для выделения важной информации). Рядом с тетрадью должен находиться калькулятор — для самостоятельных вычислений.
Пример ведения семейного бюджета на бумажном носителе — в тетради или в амбарной книге, или в дневнике учёта доходов и расходов — рассмотрим ниже
Как вести бухгалтерию дома?
Ключевое правило ведения домашней бухгалтерии — это регулярность. Записи должны вестись скрупулёзно, не реже, чем раз в два дня. Первое время сбор данных особенно важен, для их дальнейшего анализа.
Уже через 2 — 3 месяца регулярного ведения записей, можно получить детальную картину того, куда в семье уходят деньги. А также, это внесёт ясность в общее состояние бюджета, размер поступлений и расходов.
Пошаговое ведение бюджета на бумажном носителе
Самый сложный этап ведения домашней бухгалтерии — это сбор данных о расходах. Крупные покупки несложно отследить и записать, а вот с мелкими тратами, особенно теми, которые совершают домочадцы, дела обстоят сложнее. Но их учёт тоже является обязательным, ведь здесь важна каждая мелочь.
Кроме записей в тетрадь рекомендуется собирать чеки, а после проверки или первичной фиксации данных их можно будет выбросить.
Все расходы, даже самые мелкие, должны быть записаны досконально. Можно подсчитать их сумму и рядом сделать пометку «Карманные траты».
1 шаг — подсчёт доходов
Началом ведения домашней бухгалтерии должен стать подсчёт полученных средств. Общая сумма семейного заработка — ключевое понятие для планирования бюджета. Если заработок не регулярный, или возможны колебания в сумме оплаты труда, то исходите из минимальной планируемой суммы.
Если зарплата представляет собой фиксированную сумму, то расчёт весьма прост: з/п мужа + з/п жены = семейный доход.
К примеру, если у мужа заработная плата составляет 30 000, а у жены — 20 000, то общий семейный доход составит 50 000 руб.
Итак, что нужно сделать, начиная вести домашнюю бухгалтерию?
2 шаг — распределение
Этот шаг заключается в распределении общего семейного дохода на различные цели. Одна из популярных методик, которая применяется для удобного распределения — это «Семь конвертов». Согласно ей, домашние расходы делятся на 7 основных целей (и, соответственно, раскладываются в 7 конвертов) в разном процентном соотношении.
Таблица 1. Семь конвертов.
Цель | Процент отложенных средств | Пояснение к использованию финансовых средств |
Хозяйственные расходы | 35 | Продукты питания, бытовые нужды |
Жилье | 20 | Арендная плата, квитанции и прочие коммунальные расходы |
Дети | 15 | Секции, одежда, лекарственные расходы |
Отпуск, развлечения | 5 | Отдых, развлекательные поездки |
Дополнительные траты | 10 | Резерв на случай непредвиденных расходов (поломки техники, авто или срочных покупок) |
Инвестиции | 10 | Неприкосновенный запас (можно использовать для получения пассивного дохода) |
Дорогостоящие покупки | 5 | Накопительная часть бюджета, для дорогостоящих покупок |
Правила использования средств:
Пример: распределение доходов семьи с бюджетом в 50 000 руб.
Цель | Наименование расходов | Процент отчислений | Сумма, руб. |
1 | Хозяйственные расходы | 35 | 17 500 |
2 | Жилье | 20 | 10 000 |
3 | Дети | 15 | 7 500 |
4 | Отпуск | 5 | 2 500 |
5 | Дополнительные траты | 10 | 5 000 |
6 | Инвестиции | 10 | 5 000 |
7 | Дорогостоящие покупки | 5 | 2 500 |
Что нужно сделать после анализа данной таблички?
Удобнее всего раскладывать деньги в настоящие конверты, купленные на почте.
Каждый можно обклеить цветной бумагой соответствующего цвета и подписать согласно цели накопления.
3 шаг — условная расфасовка
После распределения средств по конвертам, их можно условно разделить на две группы:
Статическую часть средств откладывают один раз, при получении зарплаты, а вот динамической частью бюджета придётся управлять ежедневно.
После распределения доходов по предложенной схеме все данные должны быть записаны в тетрадь.
4 шаг — управление
Динамическая часть расходов требует постоянного контроля. Чтобы это было проще сделать, нужно произвести несложный подсчёт:
После расчёта суммы ежедневно допустимых расходов, удобнее расчертить в тетради таблицы.
Нужно стараться не просто каждый вечер их заполнять, но и закрывать без минусового баланса.
5 шаг — анализ и подведение итогов
В конце каждой недели проводится подведение итогов и подсчёт баланса. Если неделю удаётся закрыть с положительным балансом, значит планирование успешно соблюдается. В случае формирования отрицательного баланса, бюджет следующей недели сокращают на сумму недостачи.
В конце месяца баланс подводится по такой же схеме.
Несколько советов по формированию положительного баланса:
Домашняя бухгалтерия в Excel
У компании Microsoft есть удобная офисная программа, знакомая всем бухгалтерам — Excel. Она бесплатная и может быть использована, даже если интернет не работает.
Скриншот 1. Образец ведения бухучёта в Excel.
Для учёта семейного бюджета можно создать таблицу самостоятельно, а можно скачать готовый шаблон из сети. Благодаря этому, а так же — автоматизму в проведении всех расчётов — не возникнет вопрос, как правильно заполнять таблицы Excel.
Каждая глава должна быть заполнена правильно, и тогда расчёты будут проводиться автоматически согласно заданной формуле. Понадобится только ежедневно вбивать значения расходов и систематически подводить итоги. Удобство этого метода заключается в автоматических расчётах и быстром заполнении таблиц. Однако минусом может стать необходимость освоить данную программу и составление в ней правильных формул.
Домашняя бухгалтерия онлайн
На просторах интернета есть немало программ, предлагающих ведение домашней бухгалтерии в виртуальном режиме. Для этого не нужно ничего скачивать и осваивать, достаточно выйти в сеть и найти подходящий сайт.
Хорошим вариантом является составление бюджета онлайн в Гугл. Чтобы начать использование программы, понадобится зарегистрировать аккаунт. Недостатком онлайн-бухгалтерии считается безопасность, ведь никто не может гарантировать полную конфиденциальность данных, размещённых в интернете. К тому же при технических неполадках на сервисе информация может попросту исчезнуть.
Мобильные приложения
Для ведения домашней бухгалтерии создатели мобильного софта разработали немало программ. Они всегда под рукой. К тому же, помимо ведения бухгалтерии, могут помочь держать под контролем и другие ситуации. Например, сроки оплаты коммунальных услуг, секций или кредитов, а также в приложении можно вести учёт должников.
Из огромного перечня приложений по учету расходов хочется выделить приложение MoneOn. Оно подходит для всех смартфонов на базе IOS и Android и по праву заслужило большое количество положительных отзывов по всему миру. Скачать его можно по ссылке.
Заключение
Если появляется ощущение, что деньги «утекают сквозь пальцы», пора заняться их фиксацией — т.е. домашней бухгалтерией. Выбрав оптимальный способ записи расходов и скрупулёзно учитывая каждый потраченный рубль, можно не только быстро разобраться в том, куда уходят средства, но и начать экономить.