Читательский дневник ученика по литературе в школе. Образец оформления, титульный лист, полные шаблоны в ворд
Структура читательского дневника школьника. Рекомендации по составлению, советы.
Каким будет читательский дневник?
Жестких требований к оформлению читательского дневника нет. Но все же приятно, если он будет красочным, ярким и эмоциональным. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости. За основу читательского дневника лучше взять тетрадь в клетку. На обложке сделать надпись «Читательский дневник», указать имя и фамилию владельца. Оформить обложку (например, рисунками к книгам) можно по своему усмотрению. Ученики постарше могут оформить обложку в виде скрабукинга, или применить технику рисования зентагл и дудлинг.
Титульный лист
Читательский дневник начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя ученика, номер школы, класс. У тетради должно быть название: «Читательский дневник» «Дневник читателя» «Читаю с удовольствием». Титульный лист (обложку) дневника можно красиво оформить.
Содержание
Для содержания читательского дневника, в котором будут перечислены все книжки, которые прочитал ребенок, можно оставить одну или две страницы в начале дневника.
Разворот дневника
Можно продумать странички для тех особенных книг, которые понравились: «Моя золотая коллекция», «Рекомендую прочитать», «Прочитайте, не пожалеете!»
Каждая страница (или разворот тетради) – это отчёт о прочитанной книге.
Читательский дневник по литературе: как правильно оформить дневник и шаблоны для заполнения
Многие читающие взрослые ведут дневник: записывают, когда и какие книги прочитали, а также несколько слов о сюжете, основных героях и идеях книги. Возможно, они сами пришли к необходимости вести дневник, а, возможно, у них осталась привычка с детства. Во многих школах учителя просят вести читательские дневники с первого класса, постепенно усложняя форму отчета о прочитанном. В этой статье мы рассмотрим, как лучше оформить дневник читателя и дадим несколько красочных и деловых шаблонов оформления.
Смысл читательского дневника в том, чтобы человек смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Для ребенка это может быть своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках внеклассного чтения ребенок с помощью дневника может вспомнить, какие книги он читал, кто герои книги и в чем суть сюжета.
В начальных классах читательских дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребенок читает: только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и понимать прочитанное, а значит, сможет полноценно учиться в старшей школе.
Никаких четких требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет — это решает каждый учитель с учетом особенностей класса или конкретного ребенка. В начальной школе в читательском дневнике используется минимум столбцов, в старшей школе учитель может требовать более точного описания каждой прочитанной книги.
Шаблоны оформления читательского дневника
Многие взрослые не уделяют должного внимания формату и внешнему виду читательского дневника, и дети не испытывают желания их заполнять. Но давайте подумаем: какие мотивы чтения у ребенка? Почему он читает (особенно дети до 6 класса)? Зачем он заполняет дневник? Вряд ли в этом возрасте он делает это осознанно, скорее всего, его просто «заставили». Но мы должны помнить, что детям может быть просто интересно работать в большой и красивой тетради, заполнять таблички и т.д. Поэтому мы предлагаем уделить особое внимание оформлению читательского дневника и предлагаем несколько шаблонов.
Скачать шаблоны читательских дневников >>>
Виды читательских дневников
В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:
Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?
Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:
Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.
Можно ли помогать ребенку вести дневник?
Да, особенно в начальных классах это может быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.
Проверка читательского дневника
Если вы как учитель попросили учеников вести дневники, то найдите время и возможность проверить их, даже если вы просили в мае, уходя на каникулы. Ребенку важно ваше одобрение его труда. Но лучше вести работу над внеклассным чтением и с читательскими дневниками систематически.
Если у вас есть хорошие образцы оформления дневника, пожалуйста, высылайте фотографии на info@pedsovet.su, чтобы мы вставили их в статью.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Многие читатели ведут дневник. Что же это такое и главное зачем?
Читательский дневник – блокнот сбора информации о прочитанной книге для осмысления и сохранения впечатлений.
В школах учителя вводят читательские дневники для своих учеников с 1-го класса, постепенно усложняя его форму.
Читательский дневник школьника – это шпаргалка, с помощью которой легко вспомнить прочитанные книги, героев, основную мысль и пересказать произведения.
В начальных классах ведение читательского дневника приучает школьника к систематическому чтению, развивает первоначальные навыки написания сочинений. Анализируя произведение, ученик письменно излагает ход своих мыслей, учится пересказывать. Конечно, без помощи родителей на первых порах не обойтись, ведь найти основную мысль произведения не всегда бывает легко, а также правильно заполнить и изложить свои мысли в читательском дневнике. Совместная форма работы в дневнике сплачивает, дает возможность читать вместе и обсуждать, а также понять родителям какой жанр больше интересует маленького читателя.
Основная задача ведения читательского дневника в школе – это улучшение техники чтения учащихся, расширение кругозора знаний.
Дневник читателя – бесценный помощник при чтении списка книг летом. И кто знает, может быть именно так получится привить любовь к чтению у ребенка.
Оформление читательского дневника
Жестких требований к оформлению читательского дневника нет, поэтому каждый учитель вправе предложить свои варианты ведения читательского дневника. На сегодняшний день разработаны печатные дневники в соответствии с ФГОС по классам. Они красочно оформлены и содержат игровые задания.
Также появилась возможность вести электронный читательский дневник. Он способствует отработке учеником навыков работы в программе Word, поиску необходимой информации в Интернете, картинок и фото, исправлению своих же орфографических ошибок. Но в начальной школе это может перерасти в то, что родители будут вести дневник за ребенка, а этого допускать нельзя.
Многие педагоги предлагают использовать уже готовые шаблоны читательских дневников. Титульный лист в дневнике каждый ученик оформляет по своему усмотрению, указывая фамилию и имя.
Если хочется сделать дневник своими руками, то лучше взять тетрадь в клетку для легкости расчерчивания. Каждая страница (или разворот тетради) – это отчёт о прочитанной книге.
В любом случае, двух совершенно одинаковых дневников не может существовать, так как каждый подходит к этому вопросу индивидуально.
Как оформлять читательский дневник в 1-2 классе?
В 1-2 классе можно предложить такой примерный план работы над произведением: автор и название произведения, количество прочитанных страниц, главные герои, основная мысль (о чем?), жанр. Можно также добавить рисунок. Он может быть сделан учеником через копирку или самостоятельно.
План работы над произведением в 1-2 классе
Дата
Название и автор
Герои
О чем?
Как оформлять читательский дневник в 3-4 классе?
К 3-4 классу можно усложнить план работы над произведением в читательском дневнике. Такая работа уже больше напоминать аннотацию на прочитанную книгу.
План работы над произведением в 3-4 классе:
7. Запиши вопрос, который ты бы хотел задать автору прочитанного произведения.
8. Работа со словарем (выпиши незнакомые слова и объясни значение непонятных слов. Хотя бы одно слово)
9. Иллюстрация к произведению.
Пример заполнения читательского дневника
Как организовать проверку читательского дневника?
Проверка читательского дневника учителем должна быть обязательной и систематической. Школьник должен понимать для чего он это делает, а его труд оценен и одобрен. Иначе вся работа проделана зря.
На уроке можно выборочно опрашивать учеников по прочитанным книгам.
Можно проводить раз в 2 недели урок внеклассного чтения, где все дети будут выходить к доске, демонстрировать книгу и КРАТКО пересказывать содержимое. Любой ученик и учитель могут задать вопросы по содержанию. Цель – понять на сколько ученик понял содержимое прочитанного. Такие уроки развивают устную речь, учат кратко пересказывать, отвечать на любые вопросы и получать отметки.
В 4 классе организовать проверку дневников заочно. Ведь это уже полноценный читательский отзыв! Главное условие – сдавать на проверку должны все.
Читательский дневник 1-2 класс. Как заполнить читательский дневник 2 класс образец
Читательский дневник, незаменимый атрибут школьной программы, начиная с первого класса. Он учит анализировать прочитанное и давать свою оценку. Чтобы понять как его вести, необходимо знать правила оформления.
Читательский дневник 1 класс фото
Согласно школьной программе, учеников первых классов обязывают вести читательский дневник. Так как дети в этом возрасте еще не самостоятельны, родители должны помогать и контролировать заполнение дневника. Можно использовать обычную тетрадку и разлиновать ее. Маленький ученик записывает название книг и произведений, прочитанные им.
Оформляя читательский дневник для первоклашки, занесите туда следующие графы:
Читательский дневник можно купить в магазине.
Читательский дневник 2 класс образец с фото, 2 варианта
Как оформить читательский дневник 2 класс
Если нет особых требований учителя, дневник читателя можно оформить по своему усмотрению. Можно посмотреть, что советуют в интернете и взять понравившийся вариант за основу.
Рекомендуемые разделы в дневнике:
Оформление на листах А.
Начните с обложки, оформите титульный лист. Предложите ребенку нарисовать на обложке любимого героя понравившегося произведения, сказки или рассказа.
Разлинуйте следующие страницы в виде таблицы, заполните необходимые графы. Далее ребенок должен делать записи самостоятельно.
Оформление в школьной тетради.
Листы в тетрадке можно оформить так же, как и на листе выше, но можно и в виде списка литературных произведений и обязательно их авторов. В данном варианте главный акцент делается на содержание. Ребенок учится правильно излагать свои мысли.
Оформление готового дневника
В книжных магазинах можно встретить различные варианты. Выбор довольно широк. Печатные дневники интересны тем, что детям предлагается выполнить интересные задания.
Ученикам обычно нравится заполнение такого дневника. Дети узнают что-то новое и проявляют свою фантазию.
Страницы читательский дневник 2 класс
Читательский дневник 2 класс краткие ответы
В готовых дневниках, купленных в магазине, можно встретить такое заполнение с краткими ответами:
Сказка об Иване Царевиче, жар-птице и сером волке.
Читательский дневник 2 класс главная мысль
Любой детский психолог скажет, для ребенка читательский дневник, необходимая вещь. Он записывает все прочитанное, а с возрастом с гордостью будет вспоминать. Такой дневник помогает анализировать прочитанное и правильно понять главную мысль.
Вот некоторые примеры, как дети выражают главную мысль произведения:
Царевна Несмеяна(сказка о работнике, которому удалось рассмешить царевну) — трудолюбивый, добрый и честный человек заслуживает счастья.
Филиппок (рассказ о маленьком мальчике, которому еще рано в школу, но он очень хотел учиться) — учиться можно всегда, не зависимо от возраста.
Стрекоза и муравей (басня о ленивой стрекозе и трудолюбивом муравье) — ленивый всегда в жизни проигрывает.
Золушка(сказка о девушке, которая работает не покладая рук в доме у мачехи и ее дочерей) — добрый и отзывчивый человек всегда найдет свое счастье.
Карлсон(произведение о смешном и веселом летающем человеке и его друге Малыше) — настоящий верный друг нужен каждому человеку.
Некогда в Цветочном удивительном городе жили маленькие человечки, они были такого маленького роста, что даже не превышали ростом обычный огурец. Назывались эти человечки, коротышками, среди них были малышки и малыши. Каждый коротышка был в чем-то специалистом, а их имена говорили о роде занятий. Например, персонажи Винтик и Шпунтик — механики; Доктор Пилюлькин — врач; Гусля — музыкант; Тюбик — художник, а Знайка — ученый.
Все коротышки отличались любознательностью, каждый из них мечтал отправиться в путешествие. Однажды Знайка загорелся идеей построить воздушный шар и куда-нибудь на нем полететь. Все жители Цветочного города стали ему помогать. И только один Незнайка не захотел принимать участие в постройке воздушного шара. Незнайка отличался от других коротышек, он постоянно всех дразнил, нарушал спокойствие жителей города, малышек за косички дергал, ломал и разбивал разные предметы. Но, злого умысла у него не было. Главное, что им двигало, это любопытство, энергия и свободное время. У Незнайки были друзья — Кнопка, Гунька и Пончик.
Наконец, когда воздушный шар был готов, коротышки решают отправиться на нем в путешествие. И вот, во время полета, Знайка начинает понимать, что что-то не доработал и просит всех срочно прыгать с парашютами. Но, получилось это только у самого Знайки, остальные продолжили путешествие, в результате воздушный шар не удачно приземлился недалеко от города, под названием «Зеленый». Их встретили жители этого города и повели всех коротышек к доктору.
Незнайка решил всех обмануть и похвастался, что именно ему пришла мысль построить воздушный шар. Но, вдруг, появляется Знайка и разоблачает его. Все поняли, что Незнайка врунишка и отвернулись от него, но на праздничном балу его все-таки простили.
Через некоторое время путешественники заскучали по своему родному городу и решили вернуться. Они починили воздушный шар и отправились домой. Незнайке особенно было полезно такое приключение, он понял, что учеба очень полезна.
Рисунок
Отзыв
Приключения, описанные в книге, очень увлекательные, герои, необычные. Интересно наблюдать за Незнайкой, который меняется в лучшую сторону в процессе сюжета.
Что понравилось
Мне понравился Незнайка, его проделки были не со злым умыслом. Он все-таки понял, что поступал не правильно и исправил ошибки в своем поведении.
Главная мысль
Всегда нужно быть честным со своими друзьями и окружающими. Иначе останешься один, а друзья отвернуться от тебя.
Чему учит
Сказка про Незнайку учит не хвастаться и не врать, так как ложь все равно все поймут. Прочитав сказку, можно научиться дружить, судить о человеке по поступкам, а не по словам.
По традиции в конце учебного года преподаватель по литературе дает задание на прочтение определенных книг во время летних каникул. Учитель подробно объясняет ребенку, как оформлять читательский дневник во 2 классе. Посмотреть подробные примеры можно в различных ГДЗ.
Для чего нужен читательский дневник
Список для летнего прочтения второклассникам включает в себя около 25−30 небольших произведений: сказки Г. Х. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм, русский фольклор. Помимо того, дети должны ознакомиться с литературой таких писателей, как В. Катаев, Б. Житков, Э. Успенский и др. Чаще всего в перечень книг для прочтения входят следующие известные произведения: «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого и «Незнайка на Луне» Н. Носова.
Для чего надо вести читательский дневник? Для этого приводят пример стандартной ситуации. Преподаватель по литературе во время первых уроков после летних каникул задает ученику вопросы, касающиеся книг из специального списка. Если школьник прочитает произведения, то найдет ответы в читательском дневнике за 2 класс.
При устном опросе другой ребенок не сможет списать правильные ответы и получит неудовлетворительную оценку.
Правила оформления
Каким образом записывают сведения о прочитанных книгах? Читательский дневник за 2 класс — это краткое содержание произведений.
План заполнения:
Чаще всего текст размещается на одном листе. В конце заполненного дневника второклассник может нарисовать небольшую картинку, например, главного героя.
В ГДЗ по читательскому дневнику «Иду во 2 класс» можно бесплатно найти примеры дневников. Самые популярные авторы — О. А. Шаповалова и Ю. Н. Понятовская. Для родителей, которые не знают, как оформить дневник и как должна выглядеть его обложка, доступна для покупки рабочая тетрадь И. В. Клюхиной. Кроме того, издательство «Планета» выпустило большое количество готовых литературных дневников.
Пример заполнения
Для наглядного представления предлагают образец дневника чтения за 2 класс. Шаблон можно скачать и распечатать для большего удобства ребенка.
В качестве примера было взятопроизведение «Филипок» Л. Толстого:
Ведение читательского дневника во время летних каникул помогает запоминать важные моменты книг, анализировать сказки, рассказы и стихи, а также закрепляет навыки письма. Подобным образом ребенок полноценно и глубоко подготовится к литературному курсу 3 класса.