договор энергоснабжения или электроснабжения как правильно

Энциклопедия решений. Договор энергоснабжения

Купля-продажа электрической энергии осуществляется:

1) на оптовом рынке электроэнергии;

2) на розничном рынке электроэнергии.

Торговля электроэнергией или мощностью на оптовом рынке происходит путем заключения между субъектами оптового рынка договоров купли-продажи (поставки) электроэнергии.

Электрическая энергия на розничных рынках реализуется на основании двух видов договоров:

По договору купли-продажи (поставки) электрической энергии гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии.

По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется не только осуществлять продажу электрической энергии (мощности), но и самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

Таким образом, при заключении договора купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности) потребитель самостоятельно должен решить вопросы, связанные с передачей электрической энергии, посредством заключения договора возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике»). Такой договор заключается непосредственно между потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объекта электросетевого хозяйства, установившим тариф на соответствующие услуги). При заключении же договора энергоснабжения договор оказания услуг по передаче электроэнергии заключается между сетевой организацией (иным владельцем соответствующего объекта) и гарантирующим поставщиком; а стоимость услуг по передаче электроэнергии оплачивается потребителем гарантирующему поставщику в составе платы за электроэнергию.

Согласно гражданскому законодательству договор энергоснабжения является разновидностью договора купли-продажи (п. 5 ст. 454 ГК РФ).

Как разновидность энергоснабжения можно рассматривать снабжение тепловой энергией. По договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (п. 20 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808).

При оформлении отношений по купле-продаже электрической (тепловой) энергии необходимо учитывать требования, которые предъявляет закон к участникам таких отношений, к порядку заключения, форме и содержанию договора и т.п.

Источник

Закупки электроэнергии по 44-ФЗ

договор энергоснабжения или электроснабжения как правильно. договор энергоснабжения или электроснабжения как правильно фото. картинка договор энергоснабжения или электроснабжения как правильно. смотреть фото договор энергоснабжения или электроснабжения как правильно. смотреть картинку договор энергоснабжения или электроснабжения как правильно.

старший преподаватель, автор семинаров, главный редактор журнала «ПРОГОСЗАКАЗ.РФ», председатель аттестационной комиссии.

Каждый заказчик – потребитель электрической энергии. Закон № 44-ФЗ предусматривает особые основания для заключения договоров энергоснабжения, купли-продажи электроэнергии, а также услуг по ее передаче. Однако заключение и исполнение таких договоров регулируется не только законодательством о контрактной системе, но и специальным законодательством об электроэнергетике. В статье расскажем, как заказчикам учитывать это в своей работе.

Какой пункт ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ использовать для заключения договора?

Очевидный ответ — п. 29 «заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии». Но чтобы пользоваться этим пунктом правильно, нужно знать разницу между договором энергоснабжения и договором купли-продажи электроэнергии.

По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик не только продает электрическую энергию, но и обеспечивает ее передачу до электроприемных устройств заказчика (П. 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442). А по договору купли-продажи электроэнергии заказчик приобретает только электроэнергию, услуги электросетевой организации по передаче электроэнергии в этом случае закупаются отдельно. Основанием для такой закупки будет уже не п. 29, а п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Первый пункт ч. 1 ст. 93 используется для закупки услуг, относящихся к сфере деятельности естественных монополий. Услуги по передаче электрической энергии относятся к числу таковых в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Неправильный выбор основания для осуществления закупки грозит должностному лицу заказчика административной ответственностью по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ (штраф 50 тыс. руб.).

Нужно ли включать в договор условие о твердой цене контракта?

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта могут быть определены заказчиком в документации о закупке лишь в случаях, установленных Правительством РФ. Закупка электроэнергии — это закупка у единственного поставщика, документация о закупке в данном случае не составляется. Поэтому Правительство РФ и не включает электроэнергию в перечень случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта (постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19).

Получается, что заказчикам следует понуждать гарантирующих поставщиков электроэнергии ко включению в договоры условия о твердой цене контракта (См. письма Минэкономразвития России от 21.02.2017 № Д28и-846, от 06.04.2017 № ОГ-Д28-4031, от 15.07.2015 № Д28и-2159). С этой целью заказчики составляют протоколы разногласий к договорам, полученным от гарантирующих поставщиков.

Однако суды указывают, что делать этого не нужно.

Пример
При заключении договора энергоснабжения заказчик настаивал на установлении конкретного объема энергоресурса и фиксированной (твердой) цены договора на весь срок его исполнения. Не соглашаясь с этим, гарантирующий поставщик предлагал редакцию договора с указанием ориентировочного объема электроэнергии и предварительной цены договора.
Правовая оценка Верховного Суда РФ: из положений законодательства об электроэнергетике следует, что цена не является существенным условием договора энергоснабжения. При этом окончательная цена единицы электроэнергии за месяц устанавливается после завершения расчетного периода в рамках предельных уровней нерегулируемых цен. Таким образом, определить твердую стоимость электрической энергии на момент заключения договора не представляется возможным. Следовательно, невозможно и установить твердую цену договора.
Нормы Закона об электроэнергетике являются специальными по отношению к Закону № 44-ФЗ. В связи с этим условия договора энергоснабжения о количестве товара и его цене, а также о цене договора определяются на основании норм законодательства в сфере электроэнергетики (Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2017 № 304-ЭС17-4309 по делу № А70-4027/2016).

Можно ли установить в договоре возможность изменения количества электроэнергии с пропорциональным изменением цены договора?

Получатели бюджетных средств (органы государственной власти, казенные учреждения и т.д.) отражают ориентировочный объем энергопотребления в приложении к договору с гарантирующим поставщиком («соглашении о бюджетном финансировании»), где указываются доведенные заказчику «натуральные» (кВт·ч) и «денежные» (тыс. руб.) лимиты. Такие лимиты формируются главным распорядителем бюджетных средств с учетом данных о потреблении электроэнергии в предшествующие годы.

Разумеется, фактическое потребление электроэнергии никогда не совпадает с «натуральными» и «денежными» лимитами. Чтобы хоть как-то решить эту проблему в рамках Закона № 44-ФЗ, заказчики настаивают на включении в договор с гарантирующим поставщиком условия, восходящего к подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ («по предложению заказчика предусмотренное контрактом количество товара может быть увеличено не более чем на 10%, с пропорциональным изменением цены контракта»).

Но мы уже разобрались ранее, что количество электроэнергии и ее цена в принципе не могут быть зафиксированы. А раз так, то и условие об увеличении количества товара в пределах 10% от первоначального объема не имеет смысла.

Пример
Заказчик настаивал на включении в договор энергоснабжения условия о возможности применения подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Гарантирующий поставщик отказывался это сделать, ссылаясь на несоответствие спорного условия Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии (постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), а также самой природе отношений в сфере энергоснабжения.
Правовая оценка суда: сторонами договора согласован лишь ориентировочный годовой объем электропотребления. В сфере энергоснабжения абонент имеет право на произвольное (одностороннее) сокращение / увеличение количества принимаемого и оплачиваемого им ресурса. Для этого законодательство в сфере электроснабжения не требует заключать дополнительное соглашение. Абонент не может знать, какое именно количество электроэнергии ему потребуется в определенном расчетном периоде. Электропотребление зависит от деятельности абонента и может меняться под воздействием каких-либо обстоятельств. По договору энергоснабжения абонент вправе потреблять энергию в любом необходимом ему количестве, при условии оплаты за фактическое потребление. Гарантирующий поставщик, в свою очередь, не может понудить абонента к выборке из присоединенной сети именно того количества ресурса, которое ориентировочно согласовано в договоре энергоснабжения, и в отсутствие законных оснований не может ограничить абонента в потреблении необходимого ему количества электроэнергии.
Таким образом, разумные и законные основания для включения в договор спорного пункта отсутствуют (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2016 по делу № А42-3555/2015).

Каков размер ответственности заказчика за просрочку оплаты электроэнергии?

Если заказчик просрочил исполнение своих обязательств по контракту, поставщик вправе потребовать уплаты пени. Согласно ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ размер пени устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы.

Однако ч. 2 ст. 37 Закона об электроэнергетике устанавливает иное. А именно, потребитель электрической энергии, который несвоевременно и / или не полностью оплатил электрическую энергию, обязан уплатить гарантирующему поставщику пеню в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России от не выплаченной в срок суммы.

Как и в случае с «твердой ценой контракта», суды отдают приоритет законодательству об электроэнергетике, а не Закону № 44-ФЗ.

Пример
Заказчик нарушил срок оплаты за потребленную электроэнергию. Гарантирующий поставщик рассчитал неустойку исходя из 1/130 ставки рефинансирования Банка России. Заказчик не согласился с этим: по его мнению, неустойка должна исчисляться исходя из 1/300 ставки рефинансирования, как это предписано ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.
Правовая оценка Верховного Суда РФ: положения Закона об электроэнергетике носят специальный характер по отношению к Закону № 44-ФЗ. Последний устанавливает лишь общие особенности участия заказчиков в гражданско-правовых отношениях и не учитывает специфику отношений в сфере энергоснабжения, в т.ч. конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере. В связи с этим при расчете неустойки следует исходить из 1/130 ставки рефинансирования Банка России (Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2017 № 303-ЭС16-19977 по делу № А37-499/2016).

Таким образом, договоры с гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями должны заключаться и исполняться с учетом положений законодательства об электроэнергетике. Формальные требования Закона № 44-ФЗ в данном случае отступают на второй план.

Источник

Изменения норм о порядке заключения договоров на розничных рынках электроэнергии и их условиях

Основные причины изменений в правилах, касающихся заключения и условий договоров на розничных рынках

В предыдущих статьях раскрывались существенные изменения в порядке учета электрической энергии с 1-го июля 2020 года, связанные с постепенным переходом к интеллектуальной системе учета (ИСУ) и снятием с потребителей обязанности обеспечивать учета ресурса в точке поставки. Разумеется, эти изменения не могли не затронуть и условия договоров, заключаемых на розничных рынках электрической энергии, как минимум, потому что в силу действия пункта 40 ОПФРРЭ условия о порядке учета электрической энергии являются существенными договора, обеспечивающего продажу электрической энергии на розничном рынке.

Однако, помимо изменений, касающихся учета электрической энергии, ПП РФ № 554 также вводит обязательный электронный порядок обмена документами между гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями при заключении договора в отношении потребителей небольшой мощности (ФЛ до 15 кВт, прочие – до 150 кВт), а также объектов по производству электрической энергии, владельцев объектов электросетевого хозяйства до окончания процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств, что также влечет изменения в нормах, касающихся момента начала исполнения обязательств по договорам энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии).

Момент начала действия договора энергоснабжения (купли-продажи), заключаемого до окончания процедуры технологического присоединения

В пункты 28, 29 ОПФРРЭ внесены изменения, касающиеся договоров, заключаемых до окончания процедуры технологического присоединения, когда в порядке, установленном пунктом 10 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (ПП РФ от 27.12.2004), заявитель прикладывает к заявке на техприсоединение проект договора, обеспечивающего ему продажу электрической энергии, заключаемого с гарантирующим поставщиком.

Разумеется, начало действия такого договора связано с окончанием процедуры технологического присоединения, что и было установлено в действующей редакции пункта 28 ОПФРРЭ:

Начиная с 01 июля 2020 года данная норма в отношении потребителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил технологического присоединения (ФЛ до 15 кВт, прочие – до 150 кВт), а также производителей электрической энергии и владельцев объектов ЭСХ, меняется следующим образом:

Следует отметить, что в таком случае сетевая организация, не исполнившая обязанность по размещению акта о техприсоединении в упомянутом личном кабинете, несет риски:

Направление копии договора, заключаемого до окончания процедуры технологического присоединения, в адрес сетевой организации гарантирующим поставщиком

Обязанности сетевой организации разместить в электронном личном кабинете упомянутых выше заявителей акт о техприсоединении корреспондирует установленная в пункте 34 ОПФРРЭ обязанность гарантирующего поставщика, указанного в заявке на техприсоединении, направить в адрес сетевой организации договор, заключаемый с потребителем, подписанный усиленной электронной цифровой подписью, в случае, если заявителем выступают лица, указанные в пунктах 12(1) и 14 Правил технологического присоединения, производители электрической энергии, владельцы объектов ЭСХ, а также любые другие лица, избравшие электронный способ обмена документами.

Также в пункте 39(1) ОПФРРЭ сокращена продолжительность срока, в который поставщик обязан направить такой проект договора с 10 дней до 7.

Изменения в существенные условия договора энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии)

Внесены следующие изменения в пункт 40 ОПФРРЭ, устанавливающий перечень существенных условий договора энергоснабжения:

Также в пункте 43 ОПФРРЭ уточнены обязательные условия договора энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии), касающиеся порядка учета электрической энергии:

ВАЖНО! Исключается правило об оплате потребителем расходов сетевой организации по оборудованию точки поставки прибором учета (т.к. снята обязанность потребителя организовать учет)

Также в пункт 76 ОПФРРЭ включен запрет на установление требований к приборам учета кроме тех, которые содержатся в разделе Х ОПФРРЭ

Изменения в договорные условия об организация учета электроэнергии на объектах по производству электроэнергии на розничном рынке

Важные изменения содержатся в пунктах 63, 65(1), 113 ОПФРРЭ, касающихся условий о порядке учета электроэнергии, производимой на розничном рынке.

Во-первых, обязанность организовать раздельный почасовой учет производства и потребления электроэнергии на таких объектах снимается с их владельца. На него возлагается обязанность допустить уполномоченных лиц для установки, ввода в эксплуатацию, демонтажа, снятия показаний, поверки приборов учета

Во-вторых, со сторон договора купли-продажи электроэнергии, произведенной на розничном рынке, снимается обязанность передавать показания приборов учета ГП. Она заменяется условием о порядке снятия таких показаний в порядке, установленном разделом Х ОПФРРЭ

Прочие изменения в ОПФРРЭ

В пункте 8(1) ОПФРРЭ устанавливается четкий перечень юридически значимых уведомлений, направляемых субъектами рынка друг другу.

В пункте 142 ОПФРРЭ установлены критерии (в убывающем по значимости порядке), по которым определяется один из нескольких приборов учета, расположенных не на границе балансовой принадлежности, по показаниям которого должен рассчитываться объем отпуска электроэнергии в точке поставки.

Остальные приборы учета могут использоваться в качестве контрольных при условии указания их в качестве таковых в договоре и пригодности к учету.

В пункте 145 ОПФРРЭ распределено бремя организации учета в точках поставки, одновременно являющихся точками, входящими в ГТП оптового рынка.

Требования к ПУ в таких точках поставки соответствуют требованиям оптового рынка.

Обязанность оборудовать точку поставки таким прибором учета ложится на сетевую организацию только при условии получения уведомления от собственника энергопринимающих устройств или от ГП (энергосбытовой организации)

В пункте 149 ОПФРРЭ особым образом урегулированы взаимоотношения участников садоводческих и огороднических объединений с собственниками объектов на их территории, не являющимися членами таких объединений.

Собственники объектов на территории СНТ обязаны оплачивать часть стоимости электрической энергии, потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих или огороднических некоммерческих объединений, и часть потерь электрической энергии, возникающих в объектах электросетевого хозяйства.

При этом правила определения доли потерь, причитающейся к оплате таким лицом, должны быть аналогичны тем, что распространяются на члена товарищества.

Источник

Как заключить договор энергоснабжения

Форма заявления для заключения договоров энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии и мощности)

Типовые формы договоров энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии и мощности)

Типовая форма договора электроснабжения для физических, юридических лиц – потребителей коммунальной услуги и по электроснабжению, предоставленную в жилое помещение в многоквартирном жилом доме, индивидуальном жилом доме

Перечень документов для заключения договоров энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии и мощности) для различных категорий потребителей

Порядок заключения договоров энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии и мощности) с потребителями

Порядок заключения договоров энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии (мощности)) с потребителями регламентируется Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 г.

В отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор.

2. Потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор (далее – заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику следующие документы:

3. В случае если отсутствуют основания для отказа от заключения договора гарантирующий поставщик в течение 30 дней со дня получения от заявителя заявления о заключении договора и документов:

Заявитель, получивший от гарантирующего поставщика проект договора:

Гарантирующий поставщик в течение 10 рабочих дней со дня получения от заявителя указанного протокола разногласий подписывает договор в редакции заявителя либо принимает меры по урегулированию разногласий и подписывает договор в согласованной с заявителем редакции, либо в письменной форме уведомляет заявителя об отказе от внесения предложенных изменений в проект договора с указанием причин такого отказа.

Во всех случаях отклонения протокола разногласий либо неполучении заявителем от гарантирующего поставщика извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок заявитель вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение в суд.

Источник

Статья 539 ГК РФ. Договор энергоснабжения

1. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

2. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

3. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

4. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Комментарии к ст. 539 ГК РФ

С учетом этой специфики и интересов сторон договор на энергоснабжение включает в себя ряд дополнительных условий, как то: обязательность соблюдения установленных режимов потребления и согласованных показателей качества энергии, определение границы балансовой принадлежности присоединенной сети, отнесение потребителей к определенной тарифной группе по оплате энергии, обеспечение безопасности эксплуатации и исправности находящихся в ведении потребителя энергетических сетей, энергопотребляющего оборудования, приборов учета.

2. Заключение договора энергоснабжения возможно, если потребитель выполнил технические условия по присоединению энергопринимающего устройства к действующим энергетическим сетям, что должно быть удостоверено органами госэнергонадзора, а также при условии обеспечения учета потребляемой энергии.

3. При заключении и исполнении договора энергоснабжения кроме норм комментируемого параграфа применяются общие положения о договоре ГК, законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, а также правила пользования электрической энергией, устанавливающие условия энергоснабжения. В настоящее время продолжают применяться Правила пользования электрической энергией (утв. в 1981 г. Министерством энергетики СССР), поскольку их нормы не противоречат законодательству РФ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *