договор франчайзинга образец макдональдс
Договор франчайзинга
Франчайзинг – это вид отношений между рыночными субъектами, когда Франчайзер, то есть правообладатель товарного знака, передает франчайзи – организации или предпринимателю, за определенную плату право на определенный вид деятельности в сфере предпринимательства.
Франчайзи, в свою очередь, может пользоваться бизнес системой Франчайзера, используя его бренд.
Субъектами по такому соглашению могут выступать как юридические, так и физические лица в качестве индивидуальных предпринимателей.
Данный вид отношений динамично развивается в Российской Федерации. В настоящее время яркими примерами франшиз являются такие сети, как «Макдональс», «Бургер Кинг», и многие другие.
На данный момент заключение договора между правообладателем товарного знака и лицом, желающим его использовать в своей предпринимательской деятельности, регламентируется гл. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации «Коммерческая концессия».
Так как договор франчайзинга подлежит обязательному письменному оформлению, ниже мы рассмотрим поэтапно, как следует оформить документ и какие положения следует в нем прописать.
Преамбула
Договор коммерческой концессии
В преамбуле указываются следующие положения:
Договор вступает в юридическую силу только после того, как в нем будут прописаны все существенные условия. К таким условиям в нашем случае относятся:
Предмет
Информация о предмете договора служит фундаментальной составляющей при заключении любого соглашения. В нашем случае предметом будет выступать непосредственно сама франшиза. Также следует отметить, что помимо права использовать товарный знак, Франчайзи получает комплекс иных услуг от Франчайзера. К таким услугам относятся обучение, готовый план развития бизнеса и иные услуги. Выглядит раздел о предмете следующим образом:
В соответствии с настоящим соглашением Франчайзер передает Франчайзеру право пользования товарным знаком, право на использование коммерческого обозначения и секрет производства (Ноу-хау) за определенное договором вознаграждение.
Франчайзи имеет право пользования комплексом исключительных прав, которые принадлежат Правообладателю.
Франчайзи использует комплекс исключительных прав Франчайзера с целью осуществления предпринимательской деятельности в виде открытия кофейни.
Цена договора
Неотъемлемым разделом в настоящем соглашении является информация о стоимости пользования исключительными правами, а также о выплате роялти. Под роялти представляются ежемесячные денежные отчисления в пользу Франчайзера, который предоставляет комплекс исключительных прав. Вышеупомянутый раздел выглядит следующим образом:
Стоимость пользования исключительными правами составляет 500 000 (пятьсот) тысяч рублей 00 копеек и осуществляется в виде безналичного перевода денежных средств на банковский счет правообладателя в течение 3 (Трех) календарных дней с момента регистрации договора.
Размер ежемесячного роялти составляет 3% от выручки заведения и выплачивается путем безналичного перевода на банковский счет правообладателя не позднее 10 числа каждого месяца.
Права и обязанности сторон
В каждом из соглашений раздел об обязательствах Контрагентов является важной составляющей. В нашем же случае, положения об обязанностях – основа договора, ведь именно определение обязательств Франчайзера является одним из самых главных факторов успешного развития бизнеса.
В положениях указанного раздела важно четко указать, каким образом и с помощью каких услуг Фарнчайзер будет способствовать положительной динамике осуществления предпринимательской деятельности Франчайзи.
Выглядит это следующим образом:
Франчайзер вправе:
• Требовать своевременной выплаты роялти по настоящему соглашению.
• Требовать неразглашения секретов производства (ноу-хау).
Франчайзер обязуется:
• Передать право пользования исключительными правами и секретами производства Франчайзи.
• Предоставить брендбук с четко выстроенными положениями идеологии, сервиса, менеджмента, документооборота, продуктовой линейки и финансах проекта.
• Провести консультацию и дать рекомендации по подготовке к открытию кофейни от регистрации в качестве индивидуального предпринимателя до обучения персонала.
• Оказывать информационную поддержку в социальных сетях.
• Предоставлять маркетинговые материалы, которые являются необходимыми для успешного функционирования кофейни.
• Предоставить услуги штатного дизайнера для оформления интерьера.
• Оказывать бесплатную консультацию штатных бухгалтеров и юристов.
• Предоставить список партнеров, поставщиков, с кем сотрудничает Франчайзер на лояльных условиях.
• Обеспечить государственную регистрацию договора.
Франчайзи вправе:
• Требовать исполнения обязательств Франчайзера по настоящему договору.
Франчайзи обязуется:
• Своевременно оплатить стоимость переданных ему в пользование исключительных прав.
• Своевременно выплачивать ежемесячные роялти не позднее оговоренной соглашением даты.
• Не разглашать секреты производства (ноу-хау).
• Соблюдать инструкции Франчайзера.
Ответственность сторон
В этом разделе прописываются основания возникновения ответственности Контрагентов:
Стороны несут материальную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.
В случае несвоевременной выплаты роялти Франчайзи выплачивает пени в размере 3% от суммы задолженности за каждый просроченный день.
Заключение
В заключительных положениях указываются юридические адреса и реквизиты сторон. В конце документа ставятся подписи контрагентов и после Государственной регистрации соглашения договор франчайзинга считается заключенным.
Регистрация
Договор франчайзинга подлежит регистрации в органах Роспатента.
На что обратить внимание при покупке франшизы
Бывает так: купил франшизу пончиков, заплатил взнос, а продавец скрылся вместе с деньгами, секретами производства и оборудованием. Недобросовестные франчайзеры могут продать под видом франшизы несуществующий бизнес или продать только бренд без какой-либо поддержки.
Чтобы этого не случилось, Елена Янина объясняет на какие пункты в договоре нужно обратить внимание, чтобы купить франшизу и не пойти после покупки в суд.
Какой договор заключают при покупке франшизы
Основной договор для прав на франшизу — это договор франчайзинга. Еще он называется договор коммерческой концессии. Такой договор передает покупателю все права для ведения бизнеса: обучение покупателя, оборудование, брендбук, бизнес-модель и остальное.
Договор франчайзинга можно заключить, только если франшиза зарегистрировала товарный знак. Если товарного знака нет, используют другие виды:
Договоры франчайзинга заключают крупные бренды, у которых уже есть зарегистрированный товарный знак. На регистрацию знака требуется полтора-два года, поэтому чаще всего молодые компании делают смешанные договоры. Например, передают права на использование информационной системы, поставляют оборудование и проводят обучение покупателей франшизы.
Четыре важных пункта во всех видах договоров
Договор концессии — самый надежный, но купить франшизу можно по любому договору, главное проверить, что именно продает владелец. Вот список важных пунктов.
Условия оплаты франшизы: когда, сколько и за что платите. Оплата за франшизу обычно состоит из двух частей. Первая называется «паушальный взнос». Это фиксированная сумма, ее нужно заплатить один раз при покупке.
Вторая часть — роялти, которые покупатель франшизы регулярно отчисляет владельцу. Она тоже может быть фиксированная, может рассчитываться по формуле, а может меняться с течением времени. Вот, например, условия Додо Пиццы:
Роялти может рассчитываться по формуле. Такие условия у консалтинговой компании Саксесс Финанс:
Если по формуле непонятно, как выплачивать роялти, попросите продавца посчитать на примере: сколько вы заработаете, например, за полгода и сколько с этой суммы отдадите продавцу. Пока до конца не ясно, как рассчитываются роялти, договор подписывать не надо.
Территория, срок и способы использования прав: где, как долго и что именно вы сможете делать по условиям франшизы. Если в договоре не указана территория, владелец франшизы может продать ее нескольким покупателям в одном и том же городе. Так делают, в этом нет ничего незаконного, но если хотите быть единственным владельцем в городе, проверьте этот пункт.
Обязанности продавца: что обязан передать или сделать владелец франшизы. Франшиза предполагает, что продавец консультирует покупателя, объясняет как производить продукт и работать с клиентами, где находить сотрудников, как выбирать поставщиков и помещение.
В договоре нужно смотреть, что именно предлагает продавец. Обучает ли покупателей франшизы? Предоставляет ли брендбук и маркетинговую стратегию? Например, пиццерия передает права на особенности производства, брендбук и поставляет оборудование, но не проводит обучение франчайзи и не помогает с продвижением. Покупатель ожидает полного сопровождения бизнеса от владельца франшизы, но в других формах договора часто прописывают меньше обязанностей продавца.
Способ передачи информации: в каком виде, на каком носителе или на какой площадке будет размещена коммерческая информация, и как передаются к ней пароли.
Вот плохая формулировка в договоре:
В этом договоре не говорится, что стороны решили передать франшизный пакет в группе Вконтакте. Здесь получилось так: покупательница купила франшизу, потом ей что-то не понравилось и она решила вернуть деньги за франшизу. В суде девушка сказала, что Вконтакте франшизного пакета не было.
Так как в договоре была расплывчатая формулировка — не было указана группа, не было ссылки на нее — суд встал на сторону покупательницы. В этом случае пострадал продавец, но суть ясна: должно быть четко указано, где и как будет передаваться информация.
Передачу всей информации нужно оформлять актом приемки-передачи. Подписывать его нужно только тогда, когда вы получили доступ ко всем материалам. Если материалы выложили на закрытом Яндекс. Диске, но не дали от него пароль, подписывать акт нельзя. Если продавец решит обмануть и не передавать материалы франшизы, неподписанный акт поможет в суде.
На что обратить внимание в договоре франчайзинга
Если вы всё же заключаете договор концессии, вот два главных пункта, которые нужно проверить:
Как проверить, действительно ли у продавца есть права на франшизу:
Теперь про продавца. Договор франчайзинга может заключить только организация или ИП. Если в таком договоре указано физлицо, сделка будет недействительной — придется идти и возвращать деньги за покупку через суд. Но это не значит, что нельзя покупать франшизу у физлица. Просто тогда можно заключить другой вид договора: лицензионный, договор оказания услуг или смешанный.
Специальная опция для продавцов маркетплейсов
Выводите любую сумму на счёт физлица с комиссией всего 0,75% и защитой от блокировок по 115ФЗ
Договор франчайзинга: риски, правила, важные детали
Использование договора франчайзинга в предпринимательской деятельности весьма популярно. Организация бизнеса через систему франшизы позволяет владельцу торгового знака получать пассивный доход. Франчайзинг может быть удобным инструментом для структурирования группы компаний с целью формирования одного центра формирования прибыли.
Но еще договор франчайзинга зачастую используется как прикрытие в схемах по дроблению бизнеса. О том, что такое этот договор и какие могут быть риски при его использовании, поговорим в статье.
Общие положения
По договору коммерческой концессии (франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (п. 1 ст. 1027 ГК РФ).
Таким образом, договор коммерческой концессии может как заключаться на определенный срок, так и быть бессрочным.
Этот договор предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг — п. 2 ст. 1027 ГК РФ).
Договор коммерческой концессии в обязательном порядке подлежит регистрации в Роспатенте (п. 2 ст. 1028 ГК РФ). Если какое-либо из существенных условий будет отсутствовать, договор не будет зарегистрирован.
В договоре обязательно должны присутствовать следующие существенные условия:
Дополнительно могут быть указаны:
По договору франчайзинга правообладатель обязан (ст. 1031 ГК РФ):
В свою очередь, пользователь обязан (ст. 1032 ГК РФ):
Важно понимать, что правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии (ст. 1034 ГК РФ).
Кроме того, по договору франчайзинга объектом выступают исключительные права. Это означает, что правообладатель товарного знака должен предварительно зарегистрировать его. А в сам договор должны быть включены номер свидетельства о государственной регистрации товарного знака, реквизиты его владельца и приложено само изображение товарного знака.
Налоговые риски использования договора
Договор коммерческой концессии достаточно широко используется в практике при организации бизнеса группы лиц.
Изначально франчайзинг предполагает ведение под единым товарным знаком деятельности несколькими независимыми друг от друга субъектами, разделенными, как правило, по какому-то признаку — территориально, по количеству населения в регионе присутствия, масштабу деятельности.
Вместе с тем, использование франшизы объединяет субъектов ведения бизнеса: общие вывески, общие маркетинговые ресурсы или стратегии, единые правила ведения бизнеса и т.д.
Данные обстоятельства дополнительно привлекают внимание со стороны налоговых органов. Например на сайте ФНС России размещена публикация под заголовком «Как работать по франшизе и не попасть на дробление бизнеса», что уже дает понимание о векторе налогового контроля в данной сфере.
В судебной практике также имеются случаи предъявления претензий со стороны налоговых органов к бизнес-моделям, построенным по методу франчайзинга.
Показательным примером может служить нашумевшее «Дело KFC» (дела № А32-45354/2017, № А32-44581/2017, № А32-44543/2017, № А32-46644/2017). Налоговый орган посчитал, что франшиза использовалась исключительно с целью дробления бизнеса. Основанием для этого послужили следующие выводы:
В совокупности все эти признаки свидетельствовали об искусственном дроблении и убедили суд в налоговых злоупотреблениях.
Другим примером дробления бизнеса с использованием договора франчайзинга является дело ООО «КСК-М», где под дробление попала торговля топливом через АЗС (постановление АС Волго-Вятского округа от 31.03.2021 по делу № А11-2223/2017). В указанном деле суд также встал на сторону налогового органа, признав наличие схемы по искусственному дроблению бизнеса по следующим основаниям:
Стоит отметить, что претензии со стороны налоговых органов к договору франчайзинга могут возникнуть не только в связи с дроблением бизнеса. Поводом для доначислений может также послужить размер вознаграждения, уплачиваемое пользователем.
Мы обнаружили несколько кейсов, в которых основанием для предъявления налоговых претензий послужила нерыночная цена сделок, по передаче товарных знаков (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 по делу № А40 23890/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.04.2017 по делу № А36-3051/2016). Объединяет данные дела то обстоятельство, что рыночная цена сделки определялась на основании проведенной экспертизы.
Рекомендации по минимизации налоговых рисков
Анализ судебной практики позволил нам выделить основные признаки использования франшизы с целью налоговых злоупотреблений:
С учетом проведенного анализа мы рекомендуем с целью минимизации налоговых рисков при построении бизнеса на основании договора коммерческой концессии учитывать следующие ключевые моменты
1. Содержание франшизы. Правообладатель должен иметь коммерчески привлекательную для всех третьих лиц модель работы по франшизе, которая бы предусматривала не только выплату вознаграждения со стороны пользователей, но и использование ими деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя.
Например, правообладатель может предоставить не только право пользования своим товарным знаком, но также проводить обучение персонала пользователей, внедрить на складах пользователей свою систему хранения товаров. В качестве маркетингового преимущества для пользователей можно использовать возможность размещение ими своих контактных данных на сайте правообладателя или упоминание пользователей в социальных сетях на аккаунте правообладателя.
2. Открытость франшизы. Информация о франшизе и условиях её приобретения должна быть размещена правообладателем в открытом доступе. Любое третье лицо должно иметь возможность приобрести франшизу. В связи с этим рекомендуется исключить случаи, когда договор франшизы заключен только с одной компанией и в течение длительного периода времени другие договоры отсутствуют.
3. Независимость сторон. Правообладатель должен быть полностью независим с пользователями франшизы. Независимость предполагается не только по принципу подконтрольности, родственных связей, но также должны отсутствовать пересечения по персоналу, аутсорсинговым компаниям, местам регистрации, банком обслуживания, использованию имущества. В связи с этим целесообразней не сдавать имущество, например, склады в аренду от правообладателя пользователям.
4. Цена франшизы. Несмотря на то, что налоговые органы не могут проводить контроль цен в порядке главы V.1 НК РФ между лицами, не являющимися взаимозависимыми, тем не менее многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня может стать поводом для проверки цены на основании ст. 54.1 НК РФ. С учетом этого целесообразнее до заключения договора провести мониторинг цен по договорам коммерческой концессии в предполагаемой сфере деятельности.
5. Исполнение договора. Договор франшизы изначально предполагает комплекс взаимных прав и обязательств сторон, связанных с порядком использования товарного знака, обучению персонала пользователя, фирменной раскладке продукции и т.д. Все условия договора должны неукоснительно соблюдаться сторонами. Для этого у правообладателя должны иметься необходимые ресурсы: персонал, который проводит обучение, менеджеры, которые следят за развитием франшизы, зарегистрированные права на товарный знак, право на сайт и т.д. Исполнение взаимных обязательств должно подтверждаться соответствующими отчетами, в которых бы был подробно описан комплекс выполненных действий с каждой стороны.
Кроме того, стороны иногда могут не до конца выполнить свои обязательства по договору. Предусмотренная договором система штрафов и неустоек должна также исполняться сторонами. Другими словами, договор не должен существовать только «на бумаге». В случае проверки инспекторы должны видеть реальную деятельность по договору от обоих участников, которая документально зафиксирована.
Как читать договор франшизы, чтобы не остаться без денег
На словах продавцы франшиз обычно обещают окупаемость за пару месяцев и миллионы прибыли. Но в их договорах все зачастую не так радужно: десяток консультаций, брендбук, таблички в экселе и никакой ответственности.
Я юрист по интеллектуальной собственности, и каждую неделю мне приносят очередной франшизный договор, чтобы я его прочитал, рассказал о рисках и помог их устранить. На примере истории одного из моих доверителей я расскажу, на что смотреть в договоре франшизы, чтобы не остаться без денег и бизнеса.
Какой договор будем разбирать
Мы познакомились с Сергеем пару недель назад. Он написал мне, что готов купить франшизу и хочет, чтобы я проверил договор. Сергей выбрал франшизу клининговой компании, съездил к ним в офис и пообщался с руководителем. Осталось только проверить договор и заплатить.
Компания занимается уборкой подъездов и дворов, а деньги получает от управляющих компаний многоквартирных домов. На рекламу практически не тратятся: сами ходят по управляющим компаниям и предлагают свои услуги. Всю работу выполняют нанятые компанией уборщики. Прибыль складывается из денег, полученных от управляющих компаний, за вычетом зарплат, налогов и расходов на хозтовары.
Компания обещает научить своих франчайзи зарабатывать так же и получать от полумиллиона рублей прибыли каждый месяц. Звучит все здорово: регулярные платежи от ЖКХ и почти нулевые затраты на рекламу. Все, что нужно для бизнеса, — договориться с десятком клиентов, купить бытовую химию, нанять уборщиков и снять офис, чтобы считать прибыль. Бизнес выглядит идеальным в своей простоте.
Но если бы все было так легко, вы бы не читали сейчас эту статью. Давайте посмотрим, что нам обещают в рекламе, а потом почитаем договор.
Что в рекламе
Компания предлагает франшизу по трем тарифам: дешевому, стандартному и дорогому.
Во всех вариантах работы предполагаются одинаковые финансовые результаты. Франчайзер заверяет, что дело окупится за срок «от трех месяцев». Выручка компании к концу первого года должна составлять около 1 млн рублей в месяц, чистая прибыль — около 500 тысяч в месяц. Предполагается, что компания к концу года должна будет регулярно наводить порядок по меньшей мере в пятидесяти домах.
Сергей выбрал самый дорогой вариант франшизы, по которому он должен только один раз вложить деньги, а управлять бизнесом будет франчайзер.
Что написано в договоре
Франчайзер прислал мне два документа: договор на продажу франшизы и корпоративное соглашение, по которому должна была открываться компания.
Давайте посмотрим на договор страница за страницей. Я закрыл в нем названия и личные данные: похожие истории происходят регулярно, имена и названия не так важны. Я буду выделять места, которые меня насторожили, и рассказывать, что в них не так. Я не буду особо цепляться к ошибкам в юридических терминах, «воде», опечаткам и неточностям, а расскажу о главных проблемах.
Начнем с первой страницы договора. К ней много вопросов.
Франчайзер в выбранном тарифе «Дорогой» обещал не просто консультировать, а полноценно вести бизнес, поэтому формулировка «услуги по созданию и информационному (консультационному) сопровождению деятельности Общества» в названии и предмете договора выглядит странно. Дальше нужно будет обратить пристальное внимание на то, что именно обязуется делать франчайзер по договору. Если там обязательства франчайзера будут подробно раскрыты, то здесь можно оставить все как есть.
Расшифровка понятия «планируемый результат» никуда не годится. Гарантии результата должны быть прописаны однозначно. Например, «сумма денежных средств, полученная Обществом от контрагентов в такой-то период по договорам об оказании клининговых услуг, исполненным Обществом надлежащим образом». Здесь же результат обозначен как «сумма заключенных договоров или оборот денежных средств в месяц». Под «суммой заключенных договоров» франчайзер, видимо, имел в виду сумму вознаграждений по договорам. Но даже так это ни о чем не говорит: можно назаключать договоров хоть на миллиард, но что с них толку, если по ним никто не будет платить. Понятие «оборот» в законе никак не прописано, да и раздуть обороты можно искусственно, например если перевести компании деньги и в тот же день получить их назад.
С другой стороны, само наличие понятия «планируемый результат» в договоре — это уже хорошо. В рекламе франчайзер ничего не говорил про гарантии, а тут они, кажется, должны дальше где-то появиться. Обычно бывает наоборот: на словах обещают окупаемость за месяц и новый Порше во второй, а в договоре ни окупаемости, ни Порше, а от гарантий остается только вода вроде «стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ».
С этим разобрались, читаем дальше.
В этом разделе все стандартно. Есть много неудачных формулировок вроде «приступает к выполнению обязанностей по оплате», но это не критично, поэтому не будем это исправлять, чтобы не затягивать процедуру согласования правок.
Идем дальше: права и обязанности сторон.
В этом разделе никак не описаны реальные обязательства франчайзера: как именно он будет открывать ООО, нанимать директора, работников, снимать офис, искать клиентов, заключать договоры, отчитываться за работу и так далее. Забегая вперед, скажу, что все эти обязательства франчайзер указал в приложении, однако ссылку на это приложение в договоре не поставил. Чтобы это исправить, в п. 5.2.3 добавим указание «оказывать услуги, предусмотренные Приложением № 1 к настоящему Договору».
Формулировка из п. 5.1.1 «получать от стороны объяснения» без указания конкретных сроков бесполезна: получается, что эти объяснения можно готовить бесконечно долго. Праву должна соответствовать обязанность, подкрепленная санкцией за невыполнение. Нужно дописывать конкретные сроки и наказание. Например: « Сторона-2 обязуется предоставлять письменные консультации в течение трех рабочих дней с даты направления запроса Стороной-1. В случае непредоставления письменной консультации в надлежащий срок Сторона-2 обязуется выплатить штраф в размере 200 рублей за каждый день просрочки». Та же история и с фразами «своевременно» и «качественно»: без указания измеримых показателей своевременности и качества такие положения в договоре ничего не значат.
Красным шрифтом выделены мои дополнения, без них весь раздел теряет смысл
К фразе «фактически понесенные расходы» в п. 6.4 я добавил критерий «документально подтвержденные». Иначе может оказаться, что франчайзер насчитает себе столько «фактически понесенных расходов», что мы еще останемся ему должны.
Пункта 6.5 в договоре вообще не было. Получается, что в начале договора франчайзер указывает на некий планируемый результат, в приложении раскрывает суммы этого результата, но при этом никакой ответственности на самом деле нести не собирается. Поэтому мы добавляем здесь прямое указание на последствия.
Что написано в соглашении о создании компании
Дальше в договоре идут абсолютно типовые разделы про форс-мажор, порядок разрешения споров и расторжение договора. На них останавливаться не будем и перейдем сразу к «корпоративному соглашению», которое, по представлениям франчайзера, должны заключить стороны, чтобы открыть компанию.