договор франчайзинга подлежит регистрации
Договор франчайзинга: риски, правила, важные детали
Использование договора франчайзинга в предпринимательской деятельности весьма популярно. Организация бизнеса через систему франшизы позволяет владельцу торгового знака получать пассивный доход. Франчайзинг может быть удобным инструментом для структурирования группы компаний с целью формирования одного центра формирования прибыли.
Но еще договор франчайзинга зачастую используется как прикрытие в схемах по дроблению бизнеса. О том, что такое этот договор и какие могут быть риски при его использовании, поговорим в статье.
Общие положения
По договору коммерческой концессии (франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (п. 1 ст. 1027 ГК РФ).
Таким образом, договор коммерческой концессии может как заключаться на определенный срок, так и быть бессрочным.
Этот договор предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг — п. 2 ст. 1027 ГК РФ).
Договор коммерческой концессии в обязательном порядке подлежит регистрации в Роспатенте (п. 2 ст. 1028 ГК РФ). Если какое-либо из существенных условий будет отсутствовать, договор не будет зарегистрирован.
В договоре обязательно должны присутствовать следующие существенные условия:
Дополнительно могут быть указаны:
По договору франчайзинга правообладатель обязан (ст. 1031 ГК РФ):
В свою очередь, пользователь обязан (ст. 1032 ГК РФ):
Важно понимать, что правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии (ст. 1034 ГК РФ).
Кроме того, по договору франчайзинга объектом выступают исключительные права. Это означает, что правообладатель товарного знака должен предварительно зарегистрировать его. А в сам договор должны быть включены номер свидетельства о государственной регистрации товарного знака, реквизиты его владельца и приложено само изображение товарного знака.
Налоговые риски использования договора
Договор коммерческой концессии достаточно широко используется в практике при организации бизнеса группы лиц.
Изначально франчайзинг предполагает ведение под единым товарным знаком деятельности несколькими независимыми друг от друга субъектами, разделенными, как правило, по какому-то признаку — территориально, по количеству населения в регионе присутствия, масштабу деятельности.
Вместе с тем, использование франшизы объединяет субъектов ведения бизнеса: общие вывески, общие маркетинговые ресурсы или стратегии, единые правила ведения бизнеса и т.д.
Данные обстоятельства дополнительно привлекают внимание со стороны налоговых органов. Например на сайте ФНС России размещена публикация под заголовком «Как работать по франшизе и не попасть на дробление бизнеса», что уже дает понимание о векторе налогового контроля в данной сфере.
В судебной практике также имеются случаи предъявления претензий со стороны налоговых органов к бизнес-моделям, построенным по методу франчайзинга.
Показательным примером может служить нашумевшее «Дело KFC» (дела № А32-45354/2017, № А32-44581/2017, № А32-44543/2017, № А32-46644/2017). Налоговый орган посчитал, что франшиза использовалась исключительно с целью дробления бизнеса. Основанием для этого послужили следующие выводы:
В совокупности все эти признаки свидетельствовали об искусственном дроблении и убедили суд в налоговых злоупотреблениях.
Другим примером дробления бизнеса с использованием договора франчайзинга является дело ООО «КСК-М», где под дробление попала торговля топливом через АЗС (постановление АС Волго-Вятского округа от 31.03.2021 по делу № А11-2223/2017). В указанном деле суд также встал на сторону налогового органа, признав наличие схемы по искусственному дроблению бизнеса по следующим основаниям:
Стоит отметить, что претензии со стороны налоговых органов к договору франчайзинга могут возникнуть не только в связи с дроблением бизнеса. Поводом для доначислений может также послужить размер вознаграждения, уплачиваемое пользователем.
Мы обнаружили несколько кейсов, в которых основанием для предъявления налоговых претензий послужила нерыночная цена сделок, по передаче товарных знаков (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 по делу № А40 23890/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.04.2017 по делу № А36-3051/2016). Объединяет данные дела то обстоятельство, что рыночная цена сделки определялась на основании проведенной экспертизы.
Рекомендации по минимизации налоговых рисков
Анализ судебной практики позволил нам выделить основные признаки использования франшизы с целью налоговых злоупотреблений:
С учетом проведенного анализа мы рекомендуем с целью минимизации налоговых рисков при построении бизнеса на основании договора коммерческой концессии учитывать следующие ключевые моменты
1. Содержание франшизы. Правообладатель должен иметь коммерчески привлекательную для всех третьих лиц модель работы по франшизе, которая бы предусматривала не только выплату вознаграждения со стороны пользователей, но и использование ими деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя.
Например, правообладатель может предоставить не только право пользования своим товарным знаком, но также проводить обучение персонала пользователей, внедрить на складах пользователей свою систему хранения товаров. В качестве маркетингового преимущества для пользователей можно использовать возможность размещение ими своих контактных данных на сайте правообладателя или упоминание пользователей в социальных сетях на аккаунте правообладателя.
2. Открытость франшизы. Информация о франшизе и условиях её приобретения должна быть размещена правообладателем в открытом доступе. Любое третье лицо должно иметь возможность приобрести франшизу. В связи с этим рекомендуется исключить случаи, когда договор франшизы заключен только с одной компанией и в течение длительного периода времени другие договоры отсутствуют.
3. Независимость сторон. Правообладатель должен быть полностью независим с пользователями франшизы. Независимость предполагается не только по принципу подконтрольности, родственных связей, но также должны отсутствовать пересечения по персоналу, аутсорсинговым компаниям, местам регистрации, банком обслуживания, использованию имущества. В связи с этим целесообразней не сдавать имущество, например, склады в аренду от правообладателя пользователям.
4. Цена франшизы. Несмотря на то, что налоговые органы не могут проводить контроль цен в порядке главы V.1 НК РФ между лицами, не являющимися взаимозависимыми, тем не менее многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня может стать поводом для проверки цены на основании ст. 54.1 НК РФ. С учетом этого целесообразнее до заключения договора провести мониторинг цен по договорам коммерческой концессии в предполагаемой сфере деятельности.
5. Исполнение договора. Договор франшизы изначально предполагает комплекс взаимных прав и обязательств сторон, связанных с порядком использования товарного знака, обучению персонала пользователя, фирменной раскладке продукции и т.д. Все условия договора должны неукоснительно соблюдаться сторонами. Для этого у правообладателя должны иметься необходимые ресурсы: персонал, который проводит обучение, менеджеры, которые следят за развитием франшизы, зарегистрированные права на товарный знак, право на сайт и т.д. Исполнение взаимных обязательств должно подтверждаться соответствующими отчетами, в которых бы был подробно описан комплекс выполненных действий с каждой стороны.
Кроме того, стороны иногда могут не до конца выполнить свои обязательства по договору. Предусмотренная договором система штрафов и неустоек должна также исполняться сторонами. Другими словами, договор не должен существовать только «на бумаге». В случае проверки инспекторы должны видеть реальную деятельность по договору от обоих участников, которая документально зафиксирована.
Договор франчайзинга подлежит регистрации
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Государственной регистрации подлежит не сам договор, а предоставление права использования исключительных прав по договору коммерческой концессии. При этом конкретный срок обращения за государственной регистрацией законом не определен. Однако в отсутствие такой регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся.
Обоснование вывода:
Прежде всего, уточним, что с 1 сентября 2014 года*(1) законодательство не содержит требования о государственной регистрации договора коммерческой концессии. В настоящее время государственной регистрации подлежит не договор, а предоставление права использования исключительных прав по договору коммерческой концессии как таковое. Регистрирующим органом выступает федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При несоблюдении же требования о государственной регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся (п. 2 ст. 1028 ГК РФ).
Таким образом, в отличие от ранее действовавшего порядка, когда незарегистрированный договор коммерческой концессии считался ничтожным, теперь отсутствие государственной регистрации предоставления права использования само по себе не ведет к незаключенности или недействительности договора.
Конкретные сроки обращения за государственной регистрацией предоставления права использования законом не предусмотрены*(2). При этом обращаем внимание, что по смыслу норм п. 2 ст. 1486 ГК РФ (с учетом п. 4 ст. 1027 ГК РФ) отсутствие государственной регистрации предоставления права использования не исключает использование товарного знака пользователем под контролем правообладателя. Данный вывод согласуется с позицией, выраженной в постановлении президиума Суда по интеллектуальным правам от 04.12.2017 N С01-909/2017 по делу N СИП-36/2017.
Относительно срока непосредственно регистрации смотрите раздел III Административного регламента*(3), утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 10.06.2016 N 371.
Что касается вопроса о том, позволяет ли договор коммерческой концессии использовать товарный знак правообладателя во всех торговых объектах (магазинах) пользователя или только в одном из них, то этот вопрос выходит за рамки данной консультации, поскольку ответ на него в каждом конкретном случае зависит лишь от содержания договора. Так, согласно п. 2 ст. 1027 ГК РФ в договоре коммерческой концессии может указываться*(4) либо не указываться территория использования исключительных прав правообладателя. По смыслу данной нормы и абзаца шестого п. 1 ст. 1033 ГК РФ условие о территории использования исключительных прав не является для договора существенным. Иными словами, для ответа на данный вопрос требуется анализ договора. Причем договор может вовсе не содержать территориальных ограничений использования товарного знака. В последнем случае, как мы полагаем, количество торговых объектов, где пользователь может использовать товарный знак правообладателя, также не ограничивается.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) С указанной даты вступила в силу текущая редакция п. 2 ст. 1028 ГК РФ, изложенная в п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (смотрите также п. 1 ст. 7 этого закона). Также смотрите последний абзац в письме Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 31.10.2014 N 02/21-14928/08.
*(2) Косвенно данный вывод подтверждается в постановлении Суда по интеллектуальным правам от 08.11.2013 N С01-148/2013 по делу N А56-43646/2011. Постановление вынесено в период действия предыдущей редакции п. 2 ст. 1028 ГК РФ, однако, как и тогда, текущая редакция не упоминает о каких-либо сроках регистрации.
*(3) Полное наименование: Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации распоряжения по договору исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для электронных вычислительных машин, базу данных.
*(4) Как показывает практика, условие о территории использования исключительных прав правообладателя может быть определено и путем указания конкретного адреса, места (смотрите, к примеру, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 N 13АП-19663/11).
Как зарегистрировать договор в Роспатенте в 2021 году?
Какие договоры нужно регистрировать в Роспатенте?
В случаях, когда результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации подлежит государственной регистрации, отчуждение исключительного права на такой результат (средство индивидуализации) по договору, залог этого права и предоставление права использования такого результата или такого средства по договору.
Таким образом, регистрации в Роспатенте подлежат следующие договоры:
Регистрации в Роспатенте подлежит также изменение и расторжение данных договоров, а также переход исключительных прав на указанные результаты интеллектуальной деятельности без договора (при наследовании или реорганизации).
Пошаговая инструкция «Как зарегистрировать договор в Роспатенте?»
Шаг 1. Подготовьте документы для регистрации договора в Роспатенте
На государственную регистрацию договора в Роспатент предоставляются следующие документы:
Важно! Если сведения о правообладателе изменились (например, адрес регистрации), то до регистрации договора необходимо внести соответствующие изменения в реестр.
Шаг 2. Оплатите пошлину за регистрацию договора в Роспатенте
Размер пошлины за регистрацию договора зависит от вида договора и результата интеллектуальной деятельности:
Шаг 3. Подайте документы на регистрацию договора в Роспатент
Документы можно подать нарочно, отправить Почтой России или в электронном виде.
Шаг 4. Получите документы, подтверждающие регистрацию договора в Роспатенте
В ходе проведения регистрации проверяется соответствие заявления и приложенных документов требованиям к оформлению данных документов, а также наличие исключительного права у правообладателя на результат интеллектуальной деятельности (средство индивидуализации).
По завершении регистрации заявителю выдается документ, подтверждающий регистрацию (уведомление). В случае государственной регистрации отчуждения исключительного права по договору на товарный знак, знак обслуживания в отношении части товаров и (или) услуг заявителю выдается также свидетельство на товарный знак.
Оставить заявку
Какие договоры нужно регистрировать в Роспатенте?
В случаях, когда результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации подлежит государственной регистрации, отчуждение исключительного права на такой результат (средство индивидуализации) по договору, залог этого права и предоставление права использования такого результата или такого средства по договору.
Таким образом, регистрации в Роспатенте подлежат следующие договоры:
Регистрации в Роспатенте подлежит также изменение и расторжение данных договоров, а также переход исключительных прав на указанные результаты интеллектуальной деятельности без договора (при наследовании или реорганизации).
Пошаговая инструкция «Как зарегистрировать договор в Роспатенте?»
Шаг 1. Подготовьте документы для регистрации договора в Роспатенте
На государственную регистрацию договора в Роспатент предоставляются следующие документы:
Важно! Если сведения о правообладателе изменились (например, адрес регистрации), то до регистрации договора необходимо внести соответствующие изменения в реестр.
Шаг 2. Оплатите пошлину за регистрацию договора в Роспатенте
Размер пошлины за регистрацию договора зависит от вида договора и результата интеллектуальной деятельности:
Шаг 3. Подайте документы на регистрацию договора в Роспатент
Документы можно подать нарочно, отправить Почтой России или в электронном виде.
Шаг 4. Получите документы, подтверждающие регистрацию договора в Роспатенте
В ходе проведения регистрации проверяется соответствие заявления и приложенных документов требованиям к оформлению данных документов, а также наличие исключительного права у правообладателя на результат интеллектуальной деятельности (средство индивидуализации).
По завершении регистрации заявителю выдается документ, подтверждающий регистрацию (уведомление). В случае государственной регистрации отчуждения исключительного права по договору на товарный знак, знак обслуживания в отношении части товаров и (или) услуг заявителю выдается также свидетельство на товарный знак.
119180, г. Москва, пер. 1-й Голутвинский, д. 3-5, стр. 1, 1 этаж
Политика конфиденциальности
1.1. Настоящая Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных пользователей сайта https://www.dvitex.ru/ (далее – Политика конфиденциальности) разработана и применяется в ООО Юридическая фирма «Двитекс», ОГРН 1107746800490, г. Москва, пер. Голутвинский 1-й, дом 3-5, оф 4-1 (далее – Оператор) в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту – Закон о персональных данных).
1.2. Настоящая Политика конфиденциальности определяет политику Оператора в отношении обработки персональных данных, принятых на обработку, порядок и условия осуществления обработки персональных данных физических лиц, передавших свои персональные данные для обработки Оператору (далее – субъекты персональных данных) с использованием и без использования средств автоматизации, устанавливает процедуры, направленные на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, связанных с обработкой персональных данных.
1.3. Политика конфиденциальности разработана с целью обеспечения защиты прав и свобод субъектов персональных данных при обработке их персональных данных, а также с целью установления ответственности должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным субъектов персональных данных, за невыполнение требований и норм, регулирующих обработку персональных данных.
1.4. Персональные данные Субъекта персональных данных – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.
1.5. Оператор осуществляет обработку следующих персональных данных Пользователей:
1.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных Субъектов персональных данных в следующих целях:
1.7. Оператор осуществляет обработку персональных данных субъектов персональных данных посредством совершения любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая следующие:
2. ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. При обработке персональных данных Оператор руководствуется следующими принципами:
2.2. Обработка персональных данных Оператором осуществляется с соблюдением принципов и правил, предусмотренных:
3. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.
3.1. Персональные данные субъектов персональных данных получаются Оператором:
3.2. Оператор получает и начинает обработку персональных данных Субъекта с момента получения его согласия.
3.3. Согласие на обработку персональных данных дается субъектом персональных данных с момента начала использования сайта, в том числе, путем проставления отметок в графах «Я согласен на обработку персональных данных, с условиями и содержанием политики конфиденциальности», посредством совершения субъектом персональных данных конклюдентных действий.
3.4. Субъект персональных данных может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных. Для отзыва согласия на обработку персональных данных, необходимо подать соответствующее заявление Оператору по доступным средствам связи. При этом Оператор должен прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей их обработки, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий 30 (Тридцати) дней с даты поступления указанного отзыва.
3.5. В случае отзыва Субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных только при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных.
3.6. Субъект персональных данных вправе выбрать, какие именно персональные данные будут им предоставлены. Однако, в случае неполного предоставления необходимых данных Оператор не гарантирует возможность субъекта использовать все сервисы и продукты Сайта, пользоваться всеми услугами Сайта.
3.7. Субъект персональных данных в любой момент может просматривать, обновлять или удалять любые персональные данные, которые включены в его профиль. Для этого он может отредактировать свой профиль в режиме онлайн в личном кабинете или отправить электронное письмо по адресу info@dvitex.ru.
4. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Оператор принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.
4.3. Для авторизации доступа к Сайту используется Логин и Пароль. Ответственность за сохранность данной информации несет субъект персональных данных. Субъект персональных данных не вправе передавать собственный Логин и Пароль третьим лицам, а также обязан предпринимать меры по обеспечению их конфиденциальности.
4.4. При передаче персональных данных Оператор соблюдает следующие требования:
4.5. Оператор вправе раскрыть любую собранную о Пользователе данного Сайта информацию, если раскрытие необходимо в связи с расследованием или жалобой в отношении неправомерного использования Сайта, либо для установления (идентификации) Пользователя, который может нарушать или вмешиваться в права Администрации сайта или в права других Пользователей Сайта, а также для выполнения положений действующего законодательства или судебных решений, обеспечения выполнения условий настоящего Соглашения, защиты прав или безопасности иных Пользователей и любых третьих лиц.
4.6. Третьи лица самостоятельно определяют перечень иных лиц (своих сотрудников), имеющих непосредственный доступ к таким персональным данным и (или) осуществляющих их обработку. Перечень указанных лиц, а также порядок доступа и(или) обработки ими персональных данных утверждается внутренними документами Третьего лица.
4.7. Оператор не продаёт и не предоставляет персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей, не предусмотренных данной Политикой конфиденциальности, без прямого согласия субъектов персональных данных. Оператор может объединять обезличенные данные с иной информацией, полученной от третьих лиц, и использовать их для совершенствования и персонификации услуг, информационного наполнения и рекламы.
4.8. Обработка персональных данных производится на территории Российской Федерации, трансграничная передача персональных данных не осуществляется. Оператор оставляет за собой право выбирать любые каналы передачи информации о персональных данных, а также содержания передаваемой информации.
4.9. Личная информация, собранная онлайн, хранится у Оператора и/или поставщиков услуг в базах данных, защищенных посредством физических и электронных средств контроля, технологий системы ограничения доступа и других приемлемых мер обеспечения безопасности.
4.10. Субъект персональных данных осознаёт, подтверждает и соглашается с тем, что техническая обработка и передача информации на Сайте Оператора может включать в себя передачу данных по различным сетям, в том числе по незашифрованным каналам связи сети Интернет, которая никогда не является полностью конфиденциальной и безопасной.
4.11. Субъект персональных данных также понимает, что любое сообщения и/или информация, отправленные посредством Сервера Оператора, могут быть несанкционированно прочитаны и/или перехвачены третьими лицами.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. В случае возникновения любых споров или разногласий, связанных с исполнением настоящих Правил, Субъект персональных данных и Оператор приложат все усилия для их разрешения путем проведения переговоров между ними. В случае, если споры не будут разрешены путем переговоров, споры подлежат разрешению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
5.2. Настоящие Политика конфиденциальности вступают в силу для Субъекта персональных данных с момента начала использования Сайта Оператора и действует в течение неопределенного срока.
5.3. Настоящие Политика конфиденциальности могут быть изменены и/или дополнены Оператором в любое время в течение срока действия Правил по своему усмотрению без необходимости получения на то согласия Субъекта персональных данных. Все изменения и/или дополнения размещаются Оператором в соответствующем разделе Сайта и вступают в силу в день такого размещения. Субъект персональных данных обязуется своевременно и самостоятельно знакомиться со всеми изменениями и/или дополнениями. При несогласии Субъекта персональных данных с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.