договор графического дизайнера с клиентом
Договор для фрилансера
Чтобы не обманул заказчик
«В России договоры не нужны», — говорит Паша.
Паша фрилансер: он делает сайты без договора. Он уверен, что в случае беды договор его не защитит, а без беды договор не нужен.
Однажды Паша отправил клиенту почти готовый сайт в надежде получить деньги. Клиент перестал отвечать на звонки и письма. Позже сайт запустили в немного измененном виде, а деньги не заплатили. В итоге Паша сделал работу бесплатно и теперь не может защитить свои права.
В этой статье разберемся, почему Паша был не прав и как ему мог помочь договор.
Что вы узнаете
Зачем фрилансеру договор
Договор — это официальная договоренность с клиентом. Он нужен, чтобы зафиксировать, кто для кого что делает и сколько и когда платит.
Договор защищает деньги. Если вам не заплатили, вы сможете пойти в суд. Он обяжет заказчика погасить долг и выплатить неустойку. Судебные расходы и расходы на юриста тоже возместит заказчик.
Договор защищает время. Если договор составлен грамотно, ваш проект не затянется на неопределенный срок. Если заказчик переносит встречи, не знает, что хочет, и тянет с приемкой работ, вы вправе закончить работу в срок или пойти в суд. За просрочку со стороны заказчика вы можете взыскать неустойку. Он будет платить за ваше время, которое вы потеряли.
Договор защищает от переменчивого настроения. В российском законодательстве действует принцип свободы договора. Поэтому стороны могут включить в договор любые положения, которые не противоречат закону и которые вам выгодны. В том числе — ограничения для клиента:
Например, после утверждения макета никакие изменения не вносятся.
Или клиент не вмешивается в техническую сторону работы — всем будете руководить вы.
Или что при смене ответственного лица на стороне клиента оказанные на этот момент услуги считаются принятыми — на случай, если клиент решит поменять менеджера, а у нового будет свой взгляд на вашу работу.
Договор защищает от «хотелок». Если по договору вы должны нарисовать дизайн сайта, вам не нужно его верстать, продвигать в интернете и делать группы в соцсетях за обещания клиента заплатить больше. Все новое, что захочет клиент, вы оформите в отдельном соглашении, где укажете сумму оплаты за дополнительную работу.
Договор формализует отношения — вместо «как-нибудь потом договоримся», как было у Паши, 31 августа вы запускаете сайт, а 3 сентября получаете за него деньги. Потому что так написано в договоре, и сторонам грозит штраф за срыв сроков.
Договор — ваша система защиты.
Какой договор подойдет
Чаще всего фрилансеры работают по договору оказания услуг или договору подряда.
Подряд, то есть работа, — это нарисовать логотип, сделать сайт, написать статью. В договоре подряда всегда есть овеществленный результат. Это он был нужен Паше.
По договору оказания услуг, если заказчик откажется от его исполнения, можно вернуть только расходы, которые фактически понес исполнитель. По договору подряда можно взыскать убытки, то есть то, что вы потеряли из-за отказа заказчика от договора.
Как составить договор
В интернете можно найти примеры договоров, по которым можно работать. Но перед этим нужно обязательно скорректировать договор под себя. Важно не выкинуть нужное и не оставить лишнего.
По закону стороны свободны в заключении договора. Вы можете составить его на простом языке, а не на ломаном юридическом, законом это не запрещено. Однако суды и нотариусы привыкли к штампам. А если ошибиться в терминах договора, то весь договор или его часть могут признать недействительными. Поэтому слишком фамильярный и составленный в разговорном стиле договор может оказаться бесполезным. Поэтому самый безопасный вариант — договор, составленный юристом.
Договор должен быть составлен в письменной форме за подписью клиента и исполнителя, если клиент — юрлицо или стоимость вашей работы выше 10 000 рублей. Если стоимость ниже, договор можно заключить устно. Также можно составить договор электронно, но на суде потребуются доказательства того, что клиент этот договор принял и подписал.
Мы составили стандартный договор на разработку сайта, в котором учли все необходимые условия, чтобы вам было проще избежать риски, с которыми столкнулся Паша. Этот договор вы легко переделаете под договор на написание статьи или создание логотипа.
Разберем на примере, что должно быть написано в договоре и зачем.
В разделе «Термины» объясняем только то, что может быть непонятно судье. В случае с сайтами и работой в интернете таких терминов может быть много.
В договоре обязательно должны быть существенные условия: кто что должен делать, когда и на каких условиях. Без этого договор недействительный.
В пункте 4.2 укажите важные для вас обязательства клиента. Например, что вы должны получить текст и логотипы в векторе.
Обязательно указать два срока: когда работа начинается и заканчивается.
Определите, какие работы и в какие сроки вы должны выполнить и что должно получиться в итоге. Проще всего это прописать в техническом задании.
Обязательно включите в договор точную сумму вашего вознаграждения и порядок его выплаты. В нашем договоре исполнитель — частное лицо, поэтому заказчик платит за него налоги и взносы.
Пропишите в договоре пункт об одностороннем подписании акта сдачи-приемки : если нет замечаний в течении пяти дней — работа принята. К вам не должно быть никаких претензий.
Если заказчик не принимает работу, придется исправлять. Чтобы клиент не злоупотреблял правом на замечания, предусмотрите в договоре оплату дополнительного времени.
Пункт 8.4 защитит вас, если клиент решит написать на вас кляузу в Фейсбуке с упоминанием, сколько он вам заплатил.
В пункте 9 пропишите санкции за нарушение договора.
Пункт про неустойку — это ваша подстраховка от нарушений договора. Важно, чтобы нарушения заказчика не повлияли на вашу работу и не потратили ваше время. Клиент должен платить вам, если сроки переносятся по его вине.
Если после запуска сайта к заказчику придут с иском, что он украл логотип другой фирмы, пусть сам разбирается.
Включите в договор пункт про досудебный порядок разрешения споров. В арбитражных судах он обязателен. Любой спор лучше решить путем переговоров. Суд — это дорого и долго.
Пункт про выбор суда нужен, чтобы дела рассматривались в удобном для вас суде.
Пропишите в договоре ваше право указать свою подпись и включить результат работы в портфолио.
ИНН и СНИЛС понадобятся бухгалтерии клиента, чтобы заплатить за вас налог и взносы. Реквизиты тоже лучше писать подробно — для отчетности бухгалтерии.
В договоре мы написали, что работаем по техзаданию. Поэтому оно обязательно должно быть приложено.
Полезно объяснить, зачем нужно техническое задание — в первую очередь заказчику.
Понимание задачи нужно в первую очередь для переговоров с клиентом. В пункте 2 ТЗ формулируем пользу от сайта для бизнеса. Если клиент скажет, что хочет всё в золоте, можно будет обсуждать эти пожелания с точки зрения задачи для бизнеса, а не его вкусов.
Если вам платят поэтапно, сделайте таблицу этапов со сроками и результатами работы. Для сложной проектной работы лучше учесть в этапах и время согласования с клиентом.
Важно прописать, в каком формате вы отдаете результат. Так клиент не потребует у вас внедрение макетов или программирование интернет-магазина, хотя заплатил только за дизайн.
Пункт 4.2 нужен, чтобы клиент не потребовал, чтобы сайт работал на его смарт-часах и смарт-холодильнике.
Нет, английской версии не будет (пункт 4.3).
После оформления правильного договора с заказчиком у вас на руках должно быть как минимум три подписанных документа: договор, техзадание и акт сдачи-приемки.
Как агентству и фрилансеру защитить свою работу
От бесконечных правочек и доработочек
Я четыре года веду проекты по созданию сайтов, брендингу и рекламе. Раньше от слова «правочки» у меня начинал дергаться глаз.
Бесконечные правочки ведут к неприятным для проекта вещам: он становится невыгоден и все менее интересен студии. Теряется время, и другие проекты сложно планировать — а для компании это тоже потерянные деньги. Все участники проекта устают, падает их мотивация, а в итоге — качество проекта.
Сейчас я руковожу проектами по созданию сайтов в компании, где проблема бесконечных правок решена. Заодно решены и другие задачи: мы вовремя получаем оплату, быстро согласовываем макеты и сайты, вовремя получаем тексты и изображения для работы над дизайном.
Это стало возможным благодаря двум вещам: жесткой внутренней системе документооборота и грамотно выстроенному общению с клиентами. В этой статье я расскажу о первом — документальном — способе защиты агентства и результатов нашей работы.
Осторожно, бюрократия
Наши правила документооборота достаточно жесткие. Оправдание этой бюрократии простое: мы хотим, чтобы наши права были защищены. При этом мы делаем еще две вещи:
У меня были ситуации, когда клиент не успевал перевести предоплату и мы стартовали без нее. Или шли верстать страницы без согласованного дизайна. Но это уже наши внутренние риски, которые менеджер и компания берут на себя.
Как делают сайты
Когда компания выходит на рынок, вырастает, меняет аудиторию или просто обнаруживает себя в 2019 году, ей становится нужен сайт.
Обычно компания до конца не знает, как строится разработка, с чего ее начать, и имеет ограниченный бюджет. Тут компания выбирает, как поступить.
Сделать сайт самостоятельно внутри компании. Найти менеджера, дизайнера, программистов внутри организации и все сделать своими силами. Это доступно тем компаниям, у которых уже есть свой штат таких сотрудников.
Сделать самостоятельно на базе конструктора сайтов. С простым сайтом без навороченного дизайна и функционала можно справиться в одиночку, даже если у тебя нет штата разработчиков. Из минусов — придется обходиться собственными силами и навыками, осваивать конструктор самому. Этот путь обычно выбирают небольшие или новые бизнесы.
Заказать отдельно дизайн, отдельно программирование у фрилансеров. Если фрилансеры знакомые, может получиться отличный результат. Если пойти на биржу фриланса и постараться найти там кого-то — может повезти или нет. Этот путь — выбор стойких и уверенных в себе.
Заказать разработку в агентстве. Там за клиента составят задание (описание требований к сайту), нарисуют макеты, запрограммируют. Это дороже, зато результат предсказуемый. Средний и крупный бизнес, как правило, заказывают сайты именно у агентств.
Если выбран последний вариант, начинается путь длиной от полугода до пары лет — это в особых случаях. Срок зависит от объема и сложности разработки, скорости согласований и даже от того, насколько хорошо клиент понимает, какой функционал ему нужен.
Клиент популярной студии платит за уверенность в том, что его задача будет выполнена качественно и в срок. Но так происходит не всегда.
Какие есть подходы и проблемы
Есть два подхода к созданию любого веб-проекта.
Первый подход — классическая «водопадная» модель разработки. Она подразумевает, что все части проекта идут последовательно друг за другом. Это значит, что сначала мы согласовываем задание и только потом начинаем рисовать дизайн-концепцию. Концепция будет основана на задании и переданных материалах. После концепции наступит очередь макетов, а когда макеты будут готовы — начнется сборка. Наполнять сайт мы будем только предоставленным контентом. При таком подходе стоимость проекта рассчитывается заранее и не меняется в процессе работы.
Второй подход — это применение так называемых гибких методологий (эджайл, скрам, тайм-энд-матириал и другие красивые слова — отсюда). При таком подходе разработка ведется этапами и не останавливается. Как пример: сначала быстро нарисовали, запрограммировали и выпустили главную страницу сайта и каталог. Потом добавили еще пару страниц. И еще пару страниц. Такой подход подразумевает почасовую оплату работы специалистов: сколько времени потратили на итерацию, столько она и будет стоить.
Работать «по водопаду» уже не так модно, как по эджайлу, но это все еще популярный подход в разработке сайтов.
Если показывать схематично, то работа над сайтом «по водопаду» выглядит так. Все вроде бы просто. Но на каждом этапе студию поджидают одни и те же удивительные вопросы:
Наш подход
Мы работаем по первой модели — «водопадной». Чтобы избежать проблем, мы фиксируем в документах все стоящее, все полезное и все спорное. Каждый этап работы также обрастает документами.
В итоге на любом проекте у нас есть:
Эта кипа бумаги здесь не просто так, она нужна, чтобы мы чувствовали себя в безопасности. А чтобы эти бумажки могли нас защитить, нужно соблюдать несколько правил.
Оригиналы документов у нас на руках. Это значит, что мы работаем только с подписанными документами — мы не беремся даже за самый интересный проект, если клиент хочет работать без документов или за наличные.
Документы грамотно составлены. За это отвечает наша внутренняя шаблонизация документов и несколько специалистов: юрист корректно составляет основные документы, делопроизводитель вписывает их в наш документооборот, бухгалтер вовремя выставляет счета.
Все документы отправляются курьером с описью вложения. Это фиксирует, что мы выставили акт в срок, оговоренный приложением к договору.
Мы соблюдаем условия, описанные в этих документах. Без этого даже самый крутой юрист и самый четкий договор не помогут.
Эта система и сам список могут показаться громоздкими, если вы фрилансер или представитель небольшой компании. Но вы можете взять какие-то решения и применить их точечно в своем документообороте.
Расскажу о каждом документе подробнее.
Договор
Мы используем рамочный договор, который описывает основные взаимоотношения между сторонами: права и обязанности, правила расторжения и прочее. Договор пролонгируется автоматически — чтобы прекратить его действие, договор нужно специально расторгнуть.
Во всех наших договорах мы прописываем важные для нас нюансы.
Таск-менеджер. В договоре мы фиксируем, что по всем проектам общение с клиентом ведется исключительно в конкретном таск-менеджере — программе для обмена задачами и материалами. Такая договоренность позволяет нам общаться с клиентом только там и не отвечать на письма в почте, Телеграме и Фейсбуке. Весь контент, комментарии, пожелания и прочее лежат в конкретных задачах конкретного проекта и всегда доступны. Это удобно и нам, и клиенту — больше не приходится искать нужные ссылки в почте, Вайбере и смс.
Сдавать результаты работ тоже можно в таск-менеджере. Если клиент пропадает, а срок сдачи макетов подошел, можно выложить результат в таск-менеджер — юридически это считается сдачей результата. Остается выставить акт и счет.
Автоприемка актов и мотивированный отказ. Все работы, которые мы передаем по любому из приложений, считаются принятыми автоматически спустя 5 рабочих дней с того момента, как клиент получил акт. В реальности мы всегда презентуем результаты своего труда, но в крайнем случае можем просто загрузить их в таск-менеджер, а акт выслать почтой.
Нельзя просто так отказаться от выполненных нами работ или начать вносить корректировки в согласованные ранее работы. Если клиента что-то не устраивает, он пишет мотивированный отказ — письмо на официальном бланке с перечнем недостатков работы. Обычно до этого не доходит, потому что мы выдаем нужный клиенту результат и составлять такие бумаги никто не хочет.
Так что все правки, переделки и доработки мы всегда выносим в следующий этап или даже оцениваем как дополнительные работы за дополнительные деньги. Это значит, что они перестают быть правками и становятся частью задачи на будущем этапе или вообще превращаются в отдельное приложение с отдельным бюджетом. А юридически мы прикрыты принятыми актами.
Если дойдет до суда — процесс рассмотрят в Арбитражном суде Москвы. Это важно даже не потому, что суд находится в Москве, как и мы. А потому, что московский и питерский суды имеют практику по делам студий, агентств и вообще интеллектуальной собственности. А суды в нестоличных городах — не имеют. И нестоличный суд не будет с той же тщательностью, что и московский, разбираться, все ли ховеры переданы и считать ли их интеллектуальной собственностью.
Приложение
Приложение — это соглашение об определенном наборе работ. В нем мы фиксируем этапы, сроки, стоимость, ответственность сторон на конкретном проекте. Если проект большой, мы можем сделать два приложения: первое — на дизайн, второе — на программирование. Если проект маленький, мы составляем одно приложение. Расскажу о наших принципах именно на таком примере.
В приложении всегда есть предоплата. В зависимости от договоренностей с клиентом и объема работ, она составляет от 20 до 100% стоимости контракта. Мы не работаем без предоплаты, потому что всегда есть шанс расторжения договора и прекращения сотрудничества. Будет обидно, если мы сделаем работу без предоплаты, ее не примут и потребуют расторгнуть договор. Получится, что денег нет, клиента нет, а время, которое потрачено на эту работу, не вернуть.
Работы в приложении делятся на этапы. Каждый этап закрывается актом выполненных работ и становится основой для последующих работ и этапов.
Сначала читать, потом подписывать
Разбивка по этапам выглядит примерно так:
При желании можно разбить проект на большее количество этапов: отдельно показать прототип, адаптацию макетов, верстку, тестирование и что-нибудь еще. Все зависит от проекта.
В таком устройстве документа есть два плюса. Каждый этап становится базой для дальнейших работ: к примеру, программирование не начнется, пока мы не сдадим дизайн. Каждый этап закрывается актом, поэтому внести в него лишнюю корректировку просто так не получится. Если началось программирование, значит, дизайн не изменится.
В сроках есть такая хитрость: мы учитываем не только срок нашей работы над этапом, но и срок, когда клиент принимает работу. Обычно это 5 рабочих дней. Так у нас есть время сдать проект и передохнуть перед следующим этапом, а у клиента — время принять нашу работу, обсудить ее с командой, согласовать, подписать акт и провести нужный платеж. Если клиент пишет мотивированный отказ, мы должны переделать непринятые работы. Срок переделки равен сроку несогласованного этапа.
Каждый этап имеет свою стоимость и закрывается актом. Такая разбивка защитит, если в середине проекта придется расторгать приложение или договор. Это может произойти по разным причинам: клиент поругался со студией или решил открыть новую фирму и все договоры старой фирмы хочет срочно закрыть.
Для каждого этапа мы указываем, в какой форме сдаем результат. И именно результат по этой форме клиент может принять или не принять. Объясняю на примере.
Вот что мы делаем для разработки концепции:
Но мы специально не обещаем всего этого в приложении и не оформляем как результат работ. Все это — процессы и промежуточные результаты, их нельзя «сдать» в виде результата работ. С юридической точки зрения мы должны клиенту только два файла в определенном формате.
Интеллектуальная собственность. Мы разграничиваем, кому должны принадлежать права на материалы, которые потребуются для разработки сайта. Кроме собственно результатов работы, которые мы передаем клиенту, например макетов, в нашей работе встречаются и другие материалы:
Задание
Задание — это стандартный первый этап работы над проектом. Мы употребляем именно термин «задание», а не «техническое задание» или «ТЗ», по нескольким причинам.
Для нас задание — это документ, фиксирующий цели и задачи сайта, основные требования к форматам, состав страниц, список необходимых материалов. На этом все. У «технического задания» есть собственное определение и госты. Подготовка такого документа будет стоить дороже, при этом для наших клиентов он будет избыточным. Мы даем определение нашему пониманию термина «задание», чтобы не возникало разночтений или требований оформить его по госту, как «техническое задание».
Если среди читателей есть те, кто сможет рассказать, чем ТЗ на создание корпоративного сайта круче обычного задания, — расскажите, вдруг мы передумаем.
Само задание мы сдаем как результат работ, который закрывается актом. Подписывается при этом и акт, и задание — так мы фиксируем все, что написано в задании, как требования к последующим этапам.
Договор графического дизайнера с клиентом
К сожалению, мы не сможем скорректировать договор по просьбе ваших юристов.
Но было бы неправильно начинать совместную работу, если вы сомневаетесь в его условиях. Поэтому юрист бюро будет рад ответить на вопросы и подробно объяснить каждый пункт.
К сожалению, мы не сможем скорректировать договор по просьбе ваших юристов. Но было бы неправильно начинать совместную работу, если вы сомневаетесь в его условиях. Поэтому мы будем рады ответить на вопросы и подробно объяснить каждый пункт. Пишите: mail@artgorbunov.ru
Бюро, действующее на основании Устава, и Клиент, действующий на основании Устава, совместно именуемые Стороны, заключили Договор о нижеследующем.
1. Термины
Мы с вами договорились о следующем.
1.1. Договор — настоящий документ на 6 страницах в двух подлинных экземплярах, все приложения, все дополнительные соглашения и электронные документы, отвечающие условиям пункта 10.3.
, о понятиях, используемых в работе над вашим проектом, например:
Задание — приложение, в котором описывается содержание работ: цели, срок и оценка. Оно составляется в результате нашего общения перед началом работы. По договору может быть выдано неограниченное количество заданий, но любые совместные работы ведутся по принципам ФФФ : fix time and budget, flex scope.
1.3. Материалы и ресурсы — материальные и информационные ресурсы, необходимые Бюро для разработки Элементов дизайна, предоставляемые Клиентом или разрабатываемые и закупаемые Бюро.
1.4. Информационные материалы — разновидность материалов и ресурсов, текстовые, графические материалы, аудио- и видеоматериалы, фотоматериалы и иные материалы, а также результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров и услуг охраняемых законодательством, необходимые Бюро для разработки Элементов дизайна и предоставляемые Клиентом либо разрабатываемые и закупаемые Бюро в интересах Клиента.
1.5. Результаты работ — результаты выполнения Бюро одного из этапов работ либо их совокупности, передающиеся Клиенту на обозрение и утверждение после их завершения. По мере утверждения Результаты работ передаются Клиенту.
1.6. Промежуточный акт — документ, подтверждающий факт проведения работ над одним или несколькими этапами согласно соответствующему Заданию.
1.7. Повременная система оплаты — определение стоимости работ Бюро как суммы Недельных ставок, действующих на отработанных Бюро неделях согласно плану работ в соответствующем Задании.
1.8. Отработанные недели — фактический период, прошедший от даты начала работ по соответствующему Заданию до их окончания, измеряемый в целых рабочих неделях и округляемый в большую сторону.
1.9. Недельная ставка — стоимость одной рабочей недели ( пяти календарных дней) работы Бюро по Повременной системе оплаты, включающая вознаграждение Бюро за отчуждение исключительных прав на Результаты работ. Определяется в каждом Задании для предусмотренных им работ.
Повременная система оплаты — работа бюро оплачивается по неделям.
1.10. Первоначальный платёж — первый авансовый платёж Клиента, предусмотренный каждым Заданием, включающий в себя стоимость первичного анализа и резервирования специалистов Бюро с даты начала работ. Первоначальный платёж идёт в зачёт стоимости работ по соответствующему Заданию. Первоначальный платёж не возвращается Клиенту при расторжении Договора или одностороннем отказе от его исполнения Клиентом.
1.11. Дизайн — разработка, создание, проектирование уникальных сценариев использования, способов ввода и вывода информации, методов управления, способов представления информации, элементов идентификации, текстового наполнения и графического оформления.
Первоначальный платёж — благодаря ему мы сможем зарезервировать для вас команду и гарантировать дату старта работы по каждому заданию.
1.12. Элемент дизайна — дизайн отдельного объекта, указанного в Задании, например: отдельной страницы сайта, экрана пользовательского интерфейса, рекламного банера, логотипа и элементов фирменного стиля, слайдов электронной презентации, бумажного буклета или флаера, указателя навигации в общественном месте, рекламной полосы в журнале.
1.13. Эскиз элемента дизайна — упрощённое графическое изображение Элемента дизайна, демонстрирующее его идею, сценарий использования, проект визуального решения, текстового наполнения либо отличительные особенности внешней формы.
1.15. Реализация элемента дизайна — программирование, обработка текстовых, графических и иных Информационных материалов, предоставляемых Клиентом или специально создаваемых Бюро, наполнение Информационными материалами, тестирование, печать в типографии, производство вывесок и указателей или другие работы, необходимые для подготовки к эксплуатации Элемента дизайна. В соответствии с Заданием Реализацию элемента дизайна выполняет Бюро, Клиент или третье лицо.
2. Предмет договора
Дизайнерское управление разработкой — если мы не производим конечный продукт сами, то управляем его разработкой в вашей команде.
2.1. Бюро обязуется выполнить работы по созданию и реализации Элементов дизайна и Дизайнерскому управлению разработкой в течение срока действия Договора на основе согласованных Сторонами Заданий. Стороны вправе согласовать любое количество Заданий.
2.2. Бюро переходит к каждому следующему этапу работ по Заданию после приёмки Клиентом Результатов работ по предыдущему этапу и совершения Клиентом очередного авансового платежа.
3. Обязанности
, о главном: о принципах работы и её оплаты. Ознакомьтесь с приложением, в котором описаны подробности.
3.2. Бюро обязано выполнять работы качественно, своевременно и в полном соответствии с условиями настоящего Договора.
4. Расчеты
, об обязанностях: о конфиденциальности, информировании, своевременности, привлечении нужных специалистов и передаче материалов.
4.1. Бюро работает по Повременной системе оплаты.
4.2. Cтоимость работ не облагается налогом на добавленную стоимость в связи с применением упрощённой схемы налогообложения.
4.3. Оплата осуществляется путём перечисления денежных средств на расчётный счёт Бюро согласно счёту на оплату.
4.4. Обязательство по оплате работ считается выполненным в момент списания денежных средств с корреспондентского счёта банка Клиента.
4.5. Клиент перечисляет Первоначальный платёж не позднее 5 ( пяти) рабочих дней с даты подписания Сторонами соответствующего Задания. Дальнейшие платежи Клиент осуществляет согласно соответствующему Заданию по этапам авансами. Клиент перечисляет каждый последующий платёж в течение 3 ( трёх) банковских дней с момента приёмки Результатов работ по этапу, предшествующему этапу очередного платежа.
5. Ответственность и гарантии
, о расчётах. Мы работаем по повременной схеме оплаты, применяем упрощёнку, принимаем платежи авансами по безналу, причём датой оплаты считается день, когда ваш банк отправил деньги банку бюро.
5.1. Планируемые сроки работы Бюро зафиксированы в каждом Задании. Бюро выполняет работу в эти сроки при соблюдении принципов совместной работы. При их нарушении Бюро обязуется своевременно сообщить Клиенту о невозможности соблюсти сроки и вправе предложить изменить состав работ для сохранения сроков.
5.2. При нарушении Клиентом сроков предоставления Материалов и ресурсов, оплаты работ, подписания Промежуточных актов Бюро вправе приостановить работы, предусмотренные соответствующим Заданием.
, о взаимной ответственности.
5.4. Клиент гарантирует, что он обладает всеми правами на результаты интеллектуальной деятельности, предоставляемые и используемые Бюро в рамках Договора, при этом в случае предъявления к Бюро претензий или исков, связанных с нарушением прав третьих лиц в связи с использованием таких результатов Бюро, Клиент обязуется урегулировать такие претензии или предпринять иные необходимые действия, исключающие возникновение расходов и убытков у Бюро, а в случае их возникновения у Бюро возместить их в полном объёме.
5.5. Сторона, допустившая просрочку исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Договором, выплачивает другой Стороне по письменному требованию последней неустойку в размере 0,1 % ( одной десятой процента) от стоимости таких обязательств за каждый день просрочки.
5.6. Бюро гарантирует, что результат работ по настоящему Договору выполнен его собственным трудом и не заимствован из источника в целом.
5.7. При наличии судебных разбирательств между Клиентом и третьими лицами по вопросам, связанным с использованием Элементов дизайна, Клиент привлекает Бюро в качестве свидетеля, а Бюро обязуется вступить в данное судебное разбирательство на стороне Клиента, и оказать информационное содействие Клиенту в урегулировании претензий и исковых требований. При этом именно Клиент несёт всю полноту ответственности за нарушение прав третьх лиц и за своевременное уведомление Бюро о необходимости участия в судебном разбирательстве.
6. работ
Мы не осуществляем юридическую, патентную, регистрационную или другую проверку результата и не гарантируем от случайных совпадений и коллизий, обычных в дизайнерской практике. К сожалению, мы никак не можем позволить себе принять материальную ответственность за возможные убытки клиента в случае претензий третьих лиц.
Но мы дорожим репутацией и гарантируем свою добросовестность в работе. Поэтому в случае судебной претензии к клиенту мы обязуемся выступить на его стороне и оказать полную информационную поддержку в урегулировании спора.
6.3. В случае невозвращения Клиентом подписанного Промежуточного акта по истечении 5 ( пяти) рабочих дней этапы работ, указанные в Промежуточном акте, считаются выполненными в полном объёме, в надлежащие сроки, а результат работ принятым Клиентом.
7. Права на результаты интеллектуальной деятельности
, о формальностях приёмки. Каждый этап или сразу несколько закрываются актом. Процедура приёмки помогает определить, у кого именно находятся документы.
7.1. При использовании, продаже или передаче Элементов дизайна, разработанных в Бюро, Клиент обязуется указывать и бессрочно сохранять наименование и логотип Бюро, а если технически возможно, и гипертекстовую ссылку на сайт Бюро в пределах главного Элемента дизайна, такого как главная страница сайта, обложка, наружная поверхность или другой элемент, указанный в Задании.
7.2. Клиент разрешает Бюро использовать Результаты работ в качестве примера проектов, в которых Бюро выполняло работы, любыми способами и на любых носителях, в том виде, в котором результат работ был принят Клиентом или в виде, переведённом на иностранные языки с явным указанием на факт перевода. Указанное разрешение вступает в силу с даты получения письменного уведомления Клиента, либо после открытия Клиентом публичного доступа к любой части Результатов работ, либо через один год с момента передачи Клиенту Результатов работ, в зависимости от того, что наступит раньше.
7.3. Бюро отчуждает Клиенту исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав Результатов работ, в полном объёме в момент подписания очередного Промежуточного акта после завершения работ по каждому результату интеллектуальной деятельности, созданному Бюро в течение соответствующего этапа работ.
8. Обстоятельства непреодолимой силы
, о правах на интеллектуальную собственность.
Клиент размещает логотип бюро на результатах работ.
Бюро вправе упоминать работу в портфолио с разрешения клиента, либо после публикации клиентом, либо через год после окончания работы — что наступит раньше.
Бюро передаёт клиенту права на результаты интеллектуальной деятельности по мере их появления после подписания промежуточных актов.
Сторона освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств вследствие обстоятельств непреодолимой силы, удостоверенных справкой компетентного органа государственной власти.
9. Срок действия и порядок расторжения Договора
9.1. Настоящий Договор действует 1 год с даты его подписания с последующей автоматической пролонгацией, если Стороны не расторгли его.
9.2. В случае досрочного расторжения Договора либо одностороннего отказа от его исполнения Клиентом либо при приостановлении работ по одному или нескольким Заданиям, Клиент обязан уплатить Бюро полную стоимость выполненных Бюро работ до такого момента в соответствии с Отработанными неделями и Недельными ставками по Повременной системе оплаты. В случае, если сумма авансовых платежей Клиента по остановленным работам превышает стоимость выполненных Бюро работ, Бюро по выбору Клиента зачитывает разницу в счёт продолжающихся работ по другим Заданиям либо возвращает эту разницу Клиенту, включая стоимость работ на неделе, на которой прервана работа. Бюро не возвращает Первоначальный платёж.
10. Иные условия
10.1. Споры и разногласия между Сторонами разрешаются в обязательном досудебном порядке. При невозможности разрешения вопросов таким способом спор подлежит рассмотрению Арбитражным судом города Москвы согласно применимому в Договоре законодательству Российской Федерации.
10.2. Любая информация и документы, представляемые Сторонами друг другу, должна быть оформлена в письменном виде, направлена в виде сообщения в сервисе Basecamp или с помощью почтовой, электронной или курьерской связи, при этом такая переписка признаётся Сторонами достаточным и допустимым доказательством в суде.
10.3. Стороны признают юридическую силу за электронными письмами, изменяющими условия приложений к договору и признающими их равнозначными дoкyмeнтaм на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, при условии достижения соглашения Сторонами в такой форме, так как только сами Стороны и уполномоченные ими лица имеют доступ к соответствующим адресам электронной почты, указанным в Договоре и являющимися электронной подписью соответствующей Стороны. Доступ к электронной почте каждая Сторона осуществляет по паролю и обязуется сохранять его конфиденциальность.
10.4. С даты вступления в силу Договора прекращается действие любых иных соглашений между Сторонами, касающихся условий Договора.
Любые возможные проблемы мы хотим решить в переговорах.
Электронные письма и сообщения в бюрошном Бейскемпе имеют юридическую силу.