договор копирайтинга с физическим лицом
Готовый шаблон договора с копирайтером (физлицо). Скачать в PDF или DOCX
Как мы видим, государство все сильнее поджимает бизнес и фрилансеров. Прошлые “серые” схемы становятся все более опасны и грозят проблемами с налоговой.
Да и сами заказчики все чаще требуют подписание договора на тексты даже в том случае, если ты физическое лицо и вообще ничего никогда не подписывал.
Проблема? Вовсе нет: законодательство РФ предусматривает заключение договора даже с физическим лицом, причем сделка эта является вполне официальной. От вас требуется лишь указать паспортные данные, а затем подписать договор.
Затем подписанными договорами желательно обменяться по почте (настоящей, не электронной). Впрочем, это уже не всегда обязательный момент. Зачастую заказчикам хватает самого факта подписания договора.
Зачем копирайтеру подписывать договор?
Если ты зарегистрирован как ИП или ООО, тут вопросов нет – так надо, вот и все. Если же ты вполне себе физическое лицо, то договор нужен для следующих вариантов:
Компания готова платить только по безналичному расчету. Если вы заключаете договор, то компания уже имеет полное право перевести вам средства на расчетный счет.
Правда, есть один нюанс: расчетные счета физических лиц не предусмотрены для регулярного приема платежей за услуги.
По идее, у банка могут возникнуть вопросы. На практике же – всем плевать. Пока у меня не было юридического лица, я регулярно получал платежи как физлицо по договору. Никаких проблем вообще не было.
Если все же очень сомневаетесь, дополнительно проконсультируйтесь в вашем банке.
Компания хочет гарантий. Гарантий, что вы не потеряетесь. Гарантий, что сделаете правки. Гарантий, что не станете потом предъявлять права и так далее. Договор с физлицом, представленный ниже, все эти гарантии дает.
Если компания требует какие-то дополнительные гарантии от копирайтера, их также можно прописать на основе уже готовых шаблонов.
Словом, скачивайте договор на написание текстов и спокойно давайте клиенту, если он вдруг попросит. Есть такой документ не просит, а пригодиться может триллион раз.
Да, один момент: договор прописан для наиболее частых вариантов текстов: продающих SEO-статей. Если нужно, например, написать текст ” О компании” или сценарий ролика, просто меняем описание услуги в договоре. Там все просто. Разберетесь.
Еще один момент: договор подойдет и в том случае, если вы – юридическое лицо, нужно лишь изменить описание исполнителя и вставить свою реквизитку ( ИП и ООО знают, что это такое).
Договор копирайтинга
Для продвижения сайта и рекламы своих товаров и услуг компаниям часто нужны продающие тексты. Их написанием занимается копирайтер. И если в организации нет такого специалиста, то его привлекают извне. Заключение договора с копирайтером имеет свои особенности.
Что представляет собой договор копирайтинга
Копирайтер — гражданин или ИП: в чем нюансы
Копирайтер, как правило, это:
В этом случае также надо учитывать требования Указа N 314, т.к. выполнять задание по договору будет гражданин.
Обратите внимание!
Юрлицо, ИП, который предоставляет работу гражданину по гражданско-правовому договору, должен обеспечить защиту отдельных прав этого гражданина ;
На заметку
То же самое касается и случая, когда исполнителем по договору копирайтинга является юрлицо.
Обратите внимание!
Договор, который содержит элементы различных договоров, предусмотренных законодательством, является смешанным. К нему применяются правила об этих договорах в соответствующих частях. Иное может следовать из соглашения сторон .
Условия договора копирайтинга
Обязательными условиями для договора создания и использования объекта авторского права являются: :
1) предмет договора — обязательство копирайтера создать конкретный текстовый материал и передать (предоставить) заказчику права на него.
Обратите внимание!
В договоре копирайтинга также нужно указать цели либо способы использования создаваемого материала ;
2) срок написания и передачи заказчику материала;
3) размер вознаграждения или порядок его определения.
Дискуссионным является вопрос о том, можно ли в договоре с физлицом-гражданином согласовать не конкретную сумму вознаграждения, а порядок его определения. Это связано с тем, что согласно Указу N 314 в договоре нужно прописать “суммы, подлежащие выплате”. Одни специалисты полагают, что обязательно указывать конкретную сумму, другие считают, что можно в т.ч. прописать порядок ее определения.
Для того чтобы избежать споров о заключенности договора, соблюдении требований законодательства при привлечении физлиц по гражданско-правовому договору, рекомендуем указывать в договоре конкретный (фиксированный) размер вознаграждения.
Обратите внимание!
В договоре нужно обязательно предусмотреть размер вознаграждения за создание материала. При этом использование материала может быть и безвозмездным . На это следует прямо указать в договоре, т.к. при отсутствии иных положений договоры предполагаются возмездными ;
4) порядок выплаты вознаграждения.
В договорах копирайтинга, которые заключаются с физлицом-гражданином, нужно дополнительно указать следующие обязательные условия :
а) обязательство заказчика по уплате за копирайтера обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в ФСЗН;
б) обязательство заказчика по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Обратите внимание!
Такое обязательство возникает у заказчика, только если копирайтер пишет материал в месте, предоставленном заказчиком. Если копирайтер работает у себя дома, то прописывать это условие в договоре, а также уплачивать взносы не нужно;
в) обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы и ответственность за их невыполнение;
г) основания досрочного расторжения договора;
д) ответственность за неисполнение заказчиком обязательств по оплате. Она закрепляется в виде неустойки, размер которой должен составлять не менее 0,15 процентов невыплаченной суммы за каждый день просрочки.
Обратите внимание!
Если в договоре не согласовано хотя бы одно из обязательных условий, договор является незаключенным . Заказчик не сможет потребовать от копирайтера исполнения такого договора, а также не сможет осуществлять правомерное использование полученных материалов.
Стороны также могут предусмотреть любые другие условия, которые будут им удобны при исполнении договора. Например, порядок и сроки вычитки, доработки материала, порядок передачи заказчику итогового результата.
Передача заказчику материала и прав на него
Порядок передачи заказчику материала устанавливается в договоре. Здесь целесообразно определить, в каком виде нужно предоставить готовый текст, куда его направить.
Но передать сам материал недостаточно. Чтобы заказчик мог пользоваться этим текстом, размещать его на своих страницах, копирайтер должен передать права на его использование заказчику.
На заметку
Когда материал создан, все права на него автоматически возникают у копирайтера .
Если заказчику предоставляются ограниченные права, то в договоре целесообразно прописать конкретные способы использования материала, которые разрешены заказчику. Также рекомендуем указать срок предоставления таких прав. Это позволит сторонам избежать споров при исполнении договора.
Обратите внимание!
Личные неимущественные права всегда сохраняются за копирайтером. Это, например, право авторства, право на имя. Так, заказчик не может опубликовать статью под чужим именем, если это не псевдоним автора .
Форма договора копирайтинга
Обратите внимание!
Ничтожная сделка не влечет юридических последствий. Каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по такой сделке .
Обратите внимание!
Самым надежным вариантом подписания является собственноручная подпись. Кроме нее можно использовать факсимиле, электронную цифровую подпись или другой аналог собственноручной подписи, который обеспечивает идентификацию стороны по договору .
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Договор оказания услуг копирайтером (фрилансером)
Здесь вы можете посмотреть образец договора оказания услуг, заключаемого между организацией и копирайтером (физическим лицом). Тем не менее, данный договор может заключаться между двумя физическими лицами и между двумя юридическими лицами. Суть договора от этого не меняется.
В договоре указаны некоторые специфические термины «Сео-оптимизированый текст», «Продающий текст», «Ключевые слова» и «Уникальный текст». Тем не менее, общего, официально установленного определения у этих понятий нет, а значит, вы можете их менять или корректировать по своему усмотрению, исходя из того, что конкретно вы понимаете под оптимизацией, уникальностью и т.д. Также, вы можете добавлять свои термины, исходя из смысла договора и вашего техзадания.
Договор № ____
об оказании услуг
г. Москва «___» _____________ 20___ г.
Общество с ограниченной ответственностью «Интернет-проект-консалтинг», в лице генерального директора Степанова Г.С., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны, и
Гражданка РФ Капитонова В.Л., действующая от своего лица, именуемая в дальнейшем «Исполнитель», с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:
ТЕРМИНЫ:
СЕО-оптимизированный текст – текст, включающий в себя определенное количество ключевых слов, ориентированный на определенные поисковые запросы и призванный увеличить поток посетителей сайта с результатов выдачи поисковых систем.
Ключевые слова – слова и словосочетания, которые должны упоминаться в тексте не реже установленного количества раз.
Продающий текст – текст, призванный повысить число покупателей Товара от общего количества читателей данного текста.
Уникальный текст – текст, не имеющий аналогов в Интернете ни по своему содержанию, ни по форме. Любая комбинация, состоящая из 5-ти и более слов, идущих рядом и встречающихся на другом сайте, не считается уникальной. Также при проверке уникальности не имеет значения, в какой форме, в каком падеже или склонении употреблено слово.
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Исполнитель, обязуется за вознаграждение оказать комплекс услуг по написанию 40 (сорока) уникальных СЕО-оптимизированных текстов, а также, 1 (одного) продающего текста (далее Текстов), в соответствии с техзаданием Заказчика, на условиях и в сроки, предусмотренные настоящим договором.
1.2. Заказчик, в свою очередь, гарантирует оплату услуг Исполнителя в оговоренный договором срок и в указанном в договоре размере.
2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН
2.1. Исполнитель обязуется написать Тексты в срок, указанный в Приложении № 1 к настоящему договору.
2.2. Исполнитель обязуется написать Тексты своими силами и средствами и гарантирует наличие у него авторских прав на Тексты.
2.3. Заказчик обязуется своевременно принять и оплатить Тексты в порядке и на условиях, определенных настоящим договором.
3. ПРИЕМКА-ПЕРЕДАЧА ТЕКСТОВ
3.1. Тексты передаются Заказчику в электронном виде, и принимается Заказчиком по Акту приемки-передачи, который подписывается обеими сторонами. Заказчик в течение 3-х рабочих дней с момента получения обязан подписать и передать Акт Исполнителю, либо предоставить в письменной форме мотивированный отказ от приемки работ. В случае мотивированного отказа от приемки работ стороны составляют Дополнительное соглашение с перечнем доработок и сроков их выполнения.
3.2. Если в течении 3-х рабочих дней с момента получения Текстов Заказчик Акт не подписал или не предоставил мотивированный отказ от приемки работ, Акт автоматически считается принятым Заказчиком и все указанные в нем работы подлежат оплате.
3.3. При получении указания Заказчика о внесении поправок и доработок Исполнитель обязуется в определенные Дополнительным соглашением сроки внести требуемые исправления и повторно представить Тексты и Акт приемки-передачи.
3.4. Если в течении 3-х рабочих дней с момента получения Заказчик дополнительный Акт не подписал или не предоставил мотивированный отказ от приемки работ, Акт автоматически считается принятым Заказчиком и все указанные в нем работы подлежат оплате.
3.5. С момента подписания сторонами Акта приема-передачи и оплаты Текстов, права на Тексты, согласованные в п. 4 настоящего договора, считаются переданными Заказчику.
4. АВТОРСКИЕ ПРАВА НА ТЕКСТЫ
4.1. Исполнитель предоставляет Заказчику следующие исключительные права на создаваемые Тексты:
а) право опубликовывать Тексты под фирменным наименованием, производственной маркой и товарным знаком Заказчика;
б) право на обнародование Текстов, т.е. на сообщение Текстов в какой-либо форме или каким-либо способом неопределенному кругу лиц. Не считается обнародованием информирование широкого круга лиц о назначении, функциях, технических и прочих характеристиках Текстов, например, в рекламных целях;
в) право на воспроизведение Текстов (дублирование, тиражирование или иное размножение, т.е. неоднократное придание Текстам объективной формы, допускающей его функциональное использование) без ограничения тиража;
г) право на распространение Текстов любым способом путем реализации размноженных материальных носителей Текстов среди конечных пользователей (потребителей, осуществляющих функциональное использование) без ограничений в территориально-отраслевых пределах;
д) право на переработку Текстов (создание на их основе нового, творчески самостоятельного произведения или внесение изменений, не представляющих собой его переработку);
е) право на перевод Текстов;
ж) право на публичное использование Текстов и демонстрацию в информационных, рекламных и прочих целях;
з) право переуступить на договорных условиях часть полученных по настоящему договору прав третьим лицам;
4.2. Указанные в п. 4.1. настоящего договора права передаются на срок действия авторского права на создаваемые Тексты.
4.3. Действие передаваемых исключительных авторских прав не ограничивается территориальными пределами.
4.4. Исполнитель не сохраняет за собой право использовать Тексты самостоятельно или предоставлять аналогичные права на его использование третьим лицам, однако если сторонами не согласованно обратное, Исполнитель вправе указать в своем портфолио то, что Тексты выполнены им для Заказчика.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
5.1. Сторона, нарушившая сроки исполнения взятых на себя по настоящему договору обязательств оплачивает пени в размере 0,1% от цены договора за каждый день просрочки.
5.2. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая любые обязательства по настоящему договору, обязана возместить другой стороне причиненные таким неисполнением убытки. Если сторона, нарушившая договор, получила вследствие этого доходы, сторона, права которой нарушены, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
5.3. В случае нарушения договора сторона, чье право нарушено, вправе также потребовать признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
5.4. В случаях, не предусмотренных договором, имущественная ответственность определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.
6. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
6.1. Условия настоящего договора и Технического задания конфиденциальны и не подлежат разглашению.
7. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
7.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного договора, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства.
7.2. При неурегулировании спорных вопросов в процессе переговоров, споры разрешаются в суде в порядке, установленном действующим законодательством.
8. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
8.1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует до момента исполнения сторонами всех взятых на себя по настоящему договору обязательств.
9. РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА
9.1. Стороны вправе досрочно расторгнуть договор по взаимному письменному соглашению.
9.2. Заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае, если Исполнитель не обладает авторским правом на предмет договора.
9.3. Исполнитель вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае нарушения Заказчиком обязанности выплачивать вознаграждение Исполнителю.
10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
11. ПРИЛОЖЕНИЯ К НАСТОЯЩЕМУ ДОГОВОРУ:
11.1. Приложение № 1 – Техническое задание на Тексты.
11.2. Приложение № 2 – Сроки и условия выплаты вознаграждения за Тексты.
12. РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН
___________________________________
___________________________________
___________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
К договору оказания услуг №____
от «____» ___________ 20____г.
Техническое задание на Тексты
Общество с ограниченной ответственностью «Интернет-проект-консалтинг», в лице генерального директора Степанова Г.С., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны, и
Гражданка РФ Капитонова В.Л., действующая от своего лица, именуемая в дальнейшем «Исполнитель», с другой стороны,
согласовали настоящее Приложение:
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
Срок создания Текстов наступает с момента подписания настоящего Приложения и заканчивается «___________» _____________________ 20_____ г.
Подписи сторон:
___________________________________
___________________________________
___________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
К договору оказания услуг №____
от «____» ___________ 20____г.
Сроки и условия выплаты вознаграждения за Тексты
Общество с ограниченной ответственностью «Интернет-проект-консалтинг», в лице генерального директора Степанова Г.С., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны, и
Гражданка РФ Капитонова В.Л., действующая от своего лица, именуемая в дальнейшем «Исполнитель», с другой стороны,
согласовали настоящее Приложение:
1. Стоимость Текстов по настоящему договору составляет _________(_______________________________) рублей, без учета НДС.
2. Оплата Текстов осуществляется безналичным расчетом на счет Исполнителя.
3. Моментом оплаты считается дата поступления средств со счета Заказчика на счет Исполнителя.
4. Оплата производится по 100% предоплате в срок до «________» ____________________ 20___ г.
Подписи сторон:
___________________________________
___________________________________
___________________________________
Какой договор заключать копирайтеру на фрилансе: правовой ликбез по типам договоров
Согласно исследованию 2019 года ВШЭ и FL.ru 44% фрилансеров сталкиваются с задержками оплаты за работу, 39% – с внезапными изменениями задач и сроков, 38% рассказали об обмане со стороны заказчиков. И 28% не решили проблемы с заказчиком, потеряли время, нервы и деньги. Как фрилансерам защитить свои права и не войти в печальные 28% – в статье Дарьи Еремеевой.
Кто вы: фрилансер или наемный работник?
Деятельность фрилансера регулирует Гражданский кодекс, работника – Трудовой. Но стоит изучить оба кодекса, чтобы не упустить спорные моменты. И не пролистывайте начало законов: в первых статьях расписаны основы и термины.
В статье 15 Трудового кодекса закреплено определение трудовых отношений. Чтобы их установить, должно быть:
Признаки гражданско-правовых отношений есть в статьях 1 и 2 Гражданского кодекса. Гражданские отношения свободнее трудовых: если вторые выстроены по вертикали, первые – горизонтали. Стороны абсолютно равны и свободны, у этого есть плюсы, есть и минусы. В гражданских отношениях нет контроля и подчинения, но и никто не создает комфортные условия для работы.
Работодателя и работника связывает трудовой договор, а фрилансера и заказчика гражданско-правовой договор.
Если вы работаете в кофейне или дома, еще не факт, что вы фрилансер. Трудовые отношения не всегда выглядят, как классическая модель: работодатель, коллеги, офис. Трудовой кодекс предусматривает дистанционный и надомный способы работы.
Надомная работа должна выполняться из дома, связана с созданием продукции.
Дистанционную работу отличает выполнение обязанностей вне офиса и с использованием интернета. Это может быть аналитическая, информационная, рекламная и другие виды деятельности.
В digital-сфере пойдет речь о дистанционном способе оформления трудовых отношений, либо гражданско-правовом. Их можно спутать. Если заказчик требует от вас постоянного нахождения на связи, контролирует, внезапно присылает новые задания – возможно у вас трудовые отношения, даже несмотря на заключение гражданского договора. Работодатели пользуются правовой безграмотностью работника: заключают гражданский договор, чтобы не брать на себя лишние обязанности. А вот исполнителю такой расклад не выгоден: минусы трудовых отношений есть, а социальной защиты нет.
Главный признак работника: он должен находиться на рабочем месте. Фрилансер, конечно, не спутает с себя с обычным работником, а вот с дистанционным запросто.
Запомните эти признаки трудовых дистанционных отношений:
Если все признаки подходят, то вы дистанционный работник. С этим работодателем у вас трудовые отношения.
Признаков гражданско-правовых отношений много, они будут зависеть от вида договора. Но есть и общие:
Разобраться в этой теме важно, потому что работодатель может не оформить вас по дистанционному трудовому договору. Так он стремится сократить налоговую нагрузку, не хочет оформлять документы и предоставлять многочисленные гарантии. Объем обязанностей перед работником больше, чем перед контрагентом по гражданскому договору.
Нельзя утверждать, что какой-то вид отношений лучше. Везде есть свои плюсы. Но в ситуации, когда вы выполняете все обязанности работника, а договора нет, вы теряете гарантии, дополнительные бонусы.
Около двух третей работников столкнулись с этой проблемой, когда из-за коронавируса они не смогли претендовать на пособие по безработице, помощь работодателя. Одно дело, когда вы сознательно избегаете официальных трудовых отношений, другое – если вы не разобрались в вопросе.
Есть хорошая новость: суд смотрит на сущность отношений и может признать гражданско-правовые отношения трудовыми. Но это нервы и деньги на судебные разбирательства – так что лучше сразу делать все правильно.
Какой договор заключать?
Вы определились, что работаете по гражданскому договору. Только какому? В Гражданском кодексе есть несколько десятков видов договоров. Можно даже придумать свой договор или использовать смешанный, главное, чтобы он не противоречил законам.
Копирайтеру необходимо знать четыре вида договоров:
Заключить договор подряда – ошибка. Он не подходит под отношения копирайтера и заказчика. В договоре подряда предмет – вещь в натуре: ее можно передать, потрогать. Копирайтер же создает текст, информацию.
Также договор подряда не учитывает институт исключительных прав. Не учитывает и личный характер работы: по договору подряда исполнитель может «делегировать» задачу другим (договор субподряда). Заказчик же платит за творчество конкретного автора.
Вот короткое видео от Тинькофф Журнала про типы договоров на фрилансе, посмотрите, прежде чем читать дальше:
Какой договор выбрать: мини-тест
Если «да» – заключайте договор возмездного оказания услуг.
Если «нет» и у вас конкретное задание, выбираем из оставшихся.
Если вы уже создали произведение, вам нужен договор об отчуждении исключительного права или лицензионный договор о предоставлении права использования произведения.
Если еще нет – заключайте договор авторского заказа.
Вы создали произведение – у вас появилось исключительное право, то есть право использовать произведение. Если передадите это право заказчику, то не сможете дарить, продавать, публиковать работу, а заказчик сможет.
«Да» – договор об отчуждении исключительного права (произведение уже создано), договор авторского заказа с передачей исключительного права (произведение еще не создано).
«Нет» – лицензионный договор о предоставлении права использования произведения (произведение уже создано), договор авторского заказа без передачи исключительного права (произведение еще не создано).
Большую часть времени копирайтеры пишут тексты в блоги, посты, письма для рассылки. Чтобы не погружаться в юридические детали, выберите договор авторского заказа. Этот договор предоставит вам основные гарантии. Да и судебная практика по нему понятна.
Что делать, если неправильно назвали договор?
Как и в случае с трудовыми отношениями, суд смотрит на содержание договора, а не название. Важно правильно определить существенные условия, описать права и обязанности. Название договора не имеет значения.
Может ли заказчик изменять произведение?
Одно из авторских прав – право на неприкосновенность. Никто кроме автора не может изменять, сокращать текст статьи. Авторы боятся несогласованных изменений после передачи исключительных прав.
Во-первых, всегда можно не передавать исключительное право.
Во-вторых, в пункте 87 Постановления 2019 года суд указал, что всегда в договоре нужно отдельно выражать согласие на изменения. А внесенные изменения не должны нарушать замысел автора: заказчик может поправить орфографию, синтаксис, сократить дополнительную информацию.
Если заказчик нарушает эти правила, автор может взыскать компенсацию за нанесение морального вреда.
За нарушение исключительных прав автор может получить от 10 тысяч до 5 млн рублей. А вот размер морального вреда не установлен законом. Согласно судебной практике ожидание и реальность компенсации не совпадают: выплаты очень малы.
Правила работы с Creative Commons
Лицензия – инструмент для защиты авторских прав. Автор сам определяет границы использования его произведения. Это удобно и пользователям, так как есть понятная инструкция: что можно и нельзя делать с произведением.
В интернете чаще используют лицензии Creative Commons. Их разработала одноименная организация США, чтобы помочь людям по всему миру обмениваться информацией. Россия вступила в организацию в 2011 году.
Копирайтер сталкивается с лицензиями, когда ищет изображения для статей, когда размещает свои статьи в сети.
Как это совместимо с российским законодательством, ведь нет закона об использовании Creative Commons? Мы попросили юриста дать советы по Creative Commons в России.
Анастасия Курносова, помощник частного юриста:
«В целом типы лицензий организации не противоречат нашему праву. Есть нюансы, но суд может просто признать лицензию недействительной в определенной части. Об этом сказано в п. 18 условий пользования, опубликованных на сайте. Цель организации: распространить лицензии CC во всем мире, поэтому и правила гибкие. Так что лицензия сохраняет действие, даже если какой-то пункт противоречит законам страны.
Россия входит в организацию почти десять лет, но судебная практика до сих пор малочисленна. Однако даже из нескольких дел можно сделать вывод, что наши суды признают действие лицензии.
Главное, ознакомьтесь с типами лицензий и следуйте всем условиям договора».
Зачем получать лицензию Creative Commons на статью?
Копирайтеры пишут статьи не только на заказ. Можно писать на сайты, ресурсы бесплатно, как часть работы над личным брендом или просто из желания делиться мнением.
Создатели организации Creative Commons хотели помочь создать пространство свободной культуры, где каждый может делиться и пользоваться контентом.
По закону автоматически «все права автора защищены». Лицензия Creative Commons позволит сохранить часть прав и разрешить читателям свободно пользоваться статьей. А какие именно права будут у общественности на ваше произведение, зависит от выбора типа лицензии.
Чтобы получить лицензию Creative Commons, воспользуйтесь инструментом на сайте организации.
Необходимо ответить на вопросы для выбора типа лицензии. После вы получите форматированный HTML-код для размещения на веб-странице. С подробной инструкцией ознакомьтесь здесь.
Продающие тексты и закон «О рекламе»
Написание продающих текстов, создание лендингов – это реклама. Нормы Гражданского кодекса помогают копирайтеру защищать права, а закон «О рекламе» поможет избежать штрафов.
Тексты на сайте компании, продающий контент лендингов и посты в социальных сетях занимают четвертое место по популярности среди всех нарушений рекламного законодательства.
За нарушение следует штраф. Не во всех случаях ответственность несет сам автор. Рекламопроизводитель (такой термин использует законодатель) несет ответственность в случаях, предусмотренных законом, и если будет доказана вина. Например, в случаях с манипулированием мнением несовершеннолетних.
Так, если реклама побуждает несовершеннолетних убедить родителей купить ему товар, то именно рекламодатель несет ответственность.
По закону реклама должна быть добросовестной и достоверной.
Основные запреты для копирайтеров:
Также есть дополнительные требования для рекламы отдельных видов товаров, например, для алкоголя и лекарств.
Какие права у автора?
Вы точно слышали про авторские права. Но когда они возникают, какие нормы закона действуют? Глава 70 Гражданского кодекса посвящена этим вопросам.
Вы придумали идею статьи. На этом этапе закон еще не охраняет ваши мысли, идеи. Украсть идею — некрасивый поступок с позиции этики, но вполне законный.
Комплекс личных неимущественных прав и исключительных прав возникает с момента создания произведения. И не надо регистрировать результат, уведомлять государство. Закон даже не требует завершить произведение — можете не дописать работу, как Кафка не закончил «Замок».
Личные неимущественные права связаны с личностью автора. Их нельзя подарить, продать, потерять. Вы всегда будете автором, ваше имя нельзя подменять на чье-либо другое, произведение нельзя изменить, сократить без вашего согласия.
Исключительные права – возможность решать судьбу произведения. Обладатель исключительного права может его передать, продать, подарить, «сдать в аренду». Именно для этой группы прав важно заключить договор.
Какой бы договор вы ни заключили с заказчиком, вы никогда не сможете передать личные неимущественные права.
Сусана Киракосян, кандидат юридических наук, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, партнер «Альт-Литигейшен»:
«Количество споров в судах по исключительным правам возросло. Большая часть – споры по использованию изображений и музыкальных произведений в интернете. Стороны сперва решают спор в досудебном порядке. Так что количество судебных дел – малая часть всех споров в сфере авторских прав.
В профессиональной среде ценят моральный образ автора. Пойманный на плагиате автор попадает в немилость коллег и издателей. Правовые последствия могут быть весьма серьезными, а пренебрежение правилами может испортить репутацию.
Авторам рекомендую:
Цитировать важно правильно, иначе это нарушит права автора. Нельзя открыть статью в интернете, выделить все и вставить на свой сайт с пометкой «цитата».
Можно: «цитировать в объеме, оправданном целью цитирования». Например, вы что-то утверждаете в тексте – можете привести цитату, как доказательство или как объяснение эксперта. Конечно, в сложных случаях это будет решать суд. Суды будут обращать внимание на цели цитирования. В 1274 статье перечислены некоммерческие цели: можно цитировать в научных, полемических, критических, информационных, учебных, в целях раскрытия творческого замысла автора. Коммерческие цели связаны с извлечением прибыли.
Заключение
Копирайтеру полезно знать:
Законы устаревают, появляются новые порядки и требования: обязательно сверяйте любую информацию с текстом официального действующего документа.
Сфера интеллектуальных прав относительно нова для России, есть проблемы в законах и практике. Лучше заранее оформлять документы правильно, обращаться к юристу по непонятным вопросам. Консультация стоит дешевле судебного процесса.