договор между клиентом и перевозчиком образец
Договор перевозки грузов автомобильным транспортом
Договор перевозки груза
— соглашение, регулирующее отношения по перемещению грузов или людей с помощью автомобиля.
Формы и порядок заключения договора
Договор грузоперевозки составляют по правилам главы 40 ГК РФ.
Сторонами по договору выступают:
Отправителем груза может выступать как физическое лицо, так и организация. Однако перевозку груза может осуществлять только юридическое лицо, имеющее лицензию на данный вид услуги.
Отправитель выдает перевозчику транспортную накладную или другой документ на груз, указанный в Транспортном уставе. Выдача накладной подтверждает заключение договора (п. 2 ст. 785 ГК РФ).
Согласно статье 785 ГК РФ организация перевозчик берет на себя обязательства по доставке груза в пункт назначения и передачу адресату, а также сохранность во время транспортировки, загрузку и выгрузку товара.
Если необходима разовая услуга по перевозке вещей (квартирный или офисный переезд), то заключают разовый договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ).
В случае необходимости постоянного сотрудничества оформляется соглашение об организации перевозок (ст. 798 ГК РФ).
Соглашение о транспортировке груза автотранспортом составляется следующими способами:
Оформление товарной накладной
Транспортная накладная (ТН) является подтверждением заявки на предоставление услуги по перевозке грузов. Заполняет ТН отправитель груза, после подписания сторонами договор перевозки грузов автомобильным транспортом считается заключенным. Без оформления ТН перевозчик не имеет право принимать груз. Транспортная накладная составляется на 1 или не несколько перевозок в трех экземплярах.
Оформление договора перевозки и заявки
Разовый договор перевозки грузов. Договор перевозки можно составить путем направления перевозчику заявки (5 ст. 8 ФЗ № 259). Заявка является дополнением к основному договору об организации грузоперевозок и не является самостоятельным договором перевозки.
Заявка содержит всю необходимую информацию о транспортировке и отличается небольшим объемом. Составляется в виде таблицы, где указываются все параметры услуги.
Условия перевозки
Для каждого конкретного вида груза и его маршрута действуют свои правила. Условия договора перевозки зависят от вида транспорта. В случае автомобильных перевозок руководствуются Уставом автомобильного транспорта, а также Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (ППГАТ).
В договоре на перевозку грузов указываются: вид транспортной услуги, сроки предоставления транспорта и сроки доставки груза, стоимость провозной платы, способы оплаты, адрес пункта отправления и пункта назначения, информация о грузе.
Инструкция: как составить договор на транспортные услуги
Договор об организации и обеспечении транспортного обслуживания — это документ, регулирующий отношения, в которых одна сторона обладает автомобилем, а вторая — использует его для своих целей. В это понятие входит несколько видов соглашений.
Стороны и предмет
Соглашение о транспортных услугах — это разновидность сделок возмездного оказания услуг. В Гражданском кодексе РФ отсутствует указание на данное соглашение как отдельный вид сделок — это собирательное понятие, включающее в себя несколько разновидностей сделок, например:
Для квалификации сделки оценивается не ее наименование, а фактическое содержание, поэтому участники вправе назвать соглашение «договором на транспортные услуги»; то, каким нормам этот документ в итоге подчиняется, зависит от сути договоренности. Более того, законодательство позволяет заключать смешанные соглашения, содержащие признаки разных видов. Таким образом, под этим понятием скрываются различные типы отношений.
При этом у всех этих вариантов отношений имеются роднящие их признаки, основное из которых то, что одна сторона соглашения располагает транспортным средством и готова на возмездной основе использовать его в интересах второй стороны. Вторая сторона, в свою очередь, нуждается в ТС для тех или иных целей и готова заплатить оговоренную в соглашении сумму. Суть оказываемых с помощью ТС услуг составит предмет соглашения, например:
При разработке текста соглашения сторонам следует четко оговорить, какие услуги имеются в виду — от этого зависит конечная квалификация документа.
Участниками вправе выступать:
Все эти категории участников гражданских отношений вправе выступать как в качестве заказчика, так и исполнителя.
Какие условия в нем прописывают
Конкретные условия зависят от сути отношений сторон и их личных пожеланий. В структуре соглашения выделяются следующие разделы:
Примерный бланк соглашения:
Договор об оказании транспортных услуг
г. _______________________ «__»______________20___г. _______________________, именуемый в дальнейшем «Исполнитель», в лице _______________________, действующего на основании _______________________, с одной стороны, и _______________________, именуемый в дальнейшем «Заказчик», в лице _______________________, действующего на основании _______________________, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:
В соответствии с настоящим Договором Исполнитель обязуется осуществлять грузовые перевозки на собственном транспорте, а также погрузо-разгрузочные работы по поручению Заказчика, а Заказчик обязуется оплатить предоставленные транспортные услуги в порядке и сроки, оговоренные далее.
2. Права и обязанности сторон.
2.1. Права и обязанности Заказчика:
2.1.1. Заказчик обязуется заблаговременно предоставить Исполнителю полную информацию для оказания данного вида услуг.
2.1.2. Заказчик обязуется своевременно оплатить оказанные Исполнителем транспортные услуги.
2.1.3. Заказчик имеет право контролировать ход исполнения обязательств Исполнителем.
2.2. Права и обязанности Исполнителя:
2.2.1 Исполнитель обязуется осуществить перевозку груза Заказчика, выполнить погрузку и разгрузку.
3. Стоимость и порядок расчетов.
3.1. Стоимость услуг составляет ______________ (______________________________) рублей __________ копеек.
3.2. Исполнитель оставляет за собой право на изменение стоимости услуг, в зависимости от изменения цен на рынке транспортных услуг. Новый тарифный план предоставляется Заказчику в уведомительном порядке.
3.3. Оплата Заказчиком Исполнителю производится до/в процессе/после окончания выполнения работ.
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.2. Заказчик несет ответственность за несвоевременное перечисление Исполнителю оплаты в форме неустойки. Неустойка составляет 1% за каждый день просрочки.
4.3. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное невыполнение своих обязательств, если оно является следствием обстоятельств непреодолимой силы. Срок исполнения договорных обязательств автоматически пролонгируется на период действия этих обстоятельств. По окончании действия обстоятельств непреодолимой силы стороны восстанавливают отношения до полного выполнения своих обязательств.
4.4. Сторона, для которой создалась невозможность выполнения обязательств, обязана немедленно известить другую сторону о наступлении или прекращении вышеуказанных обязательств. Несвоевременное извещение об обстоятельствах непреодолимой силы лишает соответствующую сторону права считать их причиной невыполнения обязательств.
5.1. Договор действует с момента подписания до момента окончания работ, оплаты счета и подписания акта выполненных работ.
5.2. Если ни одна из сторон не расторгла договор до истечения срока действия, он пролонгируется.
5.3. Заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке после завершения всех расчетов с Исполнителем.
5.4. Исполнитель вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае несвоевременного перечисления оплаты Заказчиком.
5.5. Исполнитель вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке с уведомлением Заказчика за 10 (десять) суток.
6. Реквизиты и подписи.
электронная почта: _______________________ ________________/____________________
Перевозчик: _______________________ _______________________
электронная почта: _______________________ ________________/____________________
Как составить приложение
Важной частью соглашения являются приложения к нему. В зависимости от сути отношений допускается одно приложение к транспортному договору или несколько, либо участники вправе обойтись без дополнительных документов и прописать все важные условия в тексте. Но такой подход не целесообразен: указание всей дополнительной информации в тексте сильно увеличивает его объем и ухудшает читаемость.
В качестве приложений, в зависимости от сути соглашения, выступают, например:
При написании приложения участники конкретизируют общие договоренности, прописанные в тексте, поэтому приложения составляются максимально предметно и детализировано с указанием конкретных числовых параметров и описаний. Допускаются схемы, графики, чертежи.
Образец
В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.
Образец договора перевозки груза (разовый), заключаемого между юридическими лицами
Договор перевозки подразделяется на два вида договоров:
По договору перевозки грузов Перевозчик обязуется доставить груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному отправителем лицу – Получателю, а Отправитель обязуется оплатить перевозку груза. Заключение договора подтверждается накладной, коносаментом либо иным документом, предусмотренным уставами на перевозку груза отдельными видами транспорта.
Заключение договора перевозки пассажиров подтверждается, билетами и багажными квитанциями. На основании этих документов Перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а также доставить туда его багаж. Пассажир обязан оплатить проезд и доставку багажа.
ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Перевозчик обязуется доставить предъявленный ему Отправителем груз, указанный в п.1.2. настоящего договора, в пункт назначения, указанный в п.1.3. настоящего договора, и выдать его управомоченному на получение груза лицу, указанному в п.1.4. настоящего договора, а Отправитель обязуется уплатить за перевозку груза плату, указанную в п.3 настоящего договора.
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1. Перевозчик обязан:
2.1.1. Определить количество автотранспортных средств и их типы для осуществления перевозки груза.
2.1.2. Подать под погрузку исправный автомобиль, пригодный для перевозки груза и отвечающий санитарным требованиям, « » 2021 г.
2.1.6. Доставить вверенный ему груз в том же состоянии, что и в момент приемки, с учетом естественной убыли или износа при надлежащей транспортировке.
2.1.7. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу согласно данному договору и нормам Законодательства РФ.
2.2. Отправитель обязан:
2.2.1. До прибытия автомобиля под погрузку подготовить груз к перевозке (затарить, подгруппировать по грузополучателям, заготовить перевозочные документы, а также пропуска на право проезда к месту погрузки и выгрузки грузов и т.п.);
2.2.2. Проверить перед погрузкой пригодность в коммерческом отношении подвижного состава для перевозки данного груза;
2.2.3. Представить Перевозчику на предъявленный к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную установленной формы, являющуюся основным перевозочным документом, по которому производятся прием груза к перевозке, перевозка груза и сдача его грузополучателю. Грузы товарного характера, не оформленные товарно-транспортными накладными, автотранспортным предприятием или организацией к перевозке не принимаются. Перевозка грузов нетоварного характера оформляется в установленном порядке актом замера или актом взвешивания;
2.2.4. Содержать подъездные пути в пунктах погрузки и выгрузки, а также погрузочно-разгрузочные площадки в исправном состоянии, обеспечивающем в любое время осуществления перевозок беспрепятственное и безопасное движение и свободное маневрирование автомобилей (автопоездов) грузоподъемностью до 18 т при одновременном фронте погрузки (выгрузки) для автомобилей и средств малой механизации, автопоездов; иметь устройства для освещения рабочих мест и подъездных путей к ним при работе в вечернее и ночное время, а также необходимые для погрузки и перевозки приспособления и вспомогательные материалы;
2.2.5. Обеспечивать своевременное и надлежащее оформление в установленном порядке путевых листов и товарно-транспортных документов, фактическое время прибытия и убытия автомобилей из пунктов погрузки и выгрузки;
2.2.6. Обеспечить принятие Получателем груза в срок, указанный в п.2.1.5. настоящего договора.
2.2.7. При непредъявлении груза или неиспользовании поданных транспортных средств по иным причинам, Отправитель обязан уплатить Перевозчику % на сумму, которую Отправитель должен оплатить согласно п.3.3. настоящего договора.
3. СУММА ДОГОВОРА И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ
3.1. Размер оплаты за перевозку составляет рублей.
3.2. Размер оплаты за услуги по погрузке и разгрузке составляет рублей.
3.3. Сумма договора составляет рублей.
3.4. Сумма договора оплачивается Отправителем не позднее « » 2021 г. путем перечисления средств на расчетный счет Перевозчика, указанный в настоящем договоре.
3.5. В случае задержки платежа Отправитель обязан уплатить пеню за каждый день просрочки в расчете % на сумму, которую Отправитель должен оплатить, указанную в п.3.3. настоящего договора.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И ФОРС-МАЖОР
4.1. Сторона договора, имущественные интересы или деловая репутация которой нарушены в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору другой стороной, вправе требовать полного возмещения причиненных ей этой стороной убытков, под которыми понимаются расходы, которые сторона, чье право нарушено, произвела или произведет для восстановления своих прав и интересов; утрата, порча или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые эта сторона получила бы при обычных условиях делового оборота, если бы ее права и интересы не были нарушены (упущенная выгода).
4.2. Любая из сторон настоящего договора, не исполнившая обязательства по договору или исполнившая их ненадлежащим образом, несет ответственность за упомянутое при наличии вины (умысла или неосторожности).
4.3. Отсутствие вины за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору доказывается стороной, нарушившей обязательства.
4.4. За сохранность груза, принятого к перевозке, перевозчик несет ответственность перед собственником груза, а за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, выразившееся в утрате или несвоевременной доставке груза – и перед отправителем.
4.6. Сторона, нарушившая обязательства вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы должна письменно уведомить другую сторону о наступлении и/или прекращении действия обстоятельства непреодолимой силы в течение календарных дней со дня его начала и/или прекращения с указанием степени его влияния на надлежащее исполнение обязательств по Договору.
4.7. Сторона, своевременно письменно не уведомившая другую Сторону о наступлении и/или прекращении обстоятельств непреодолимой силы с указанием степени его влияния на надлежащие исполнение договорных обязательств, лишается права ссылаться на действие обстоятельств непреодолимой силы как на основание для освобождения от ответственности за нарушение обязательств.
5. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ
5.1. Споры, которые могут возникнуть при исполнении условий настоящего договора, стороны будут стремиться разрешать дружеским путем в порядке досудебного разбирательства: путем переговоров, обмена письмами, уточнением условий договора, составлением необходимых протоколов, дополнений и изменений, обмена телеграммами, факсами и др. При этом каждая из сторон вправе претендовать на наличие у нее в письменном виде результатов разрешения возникших вопросов.
5.2. При недостижении взаимоприемлемого решения стороны вправе передать спорный вопрос на разрешение в судебном порядке в соответствии с действующими в Российской Федерации положениями о порядке разрешения споров между сторонами (юридическими лицами) – участниками коммерческих, финансовых и иных отношений делового оборота.
6. ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ СТОРОН
6.1. По всем вопросам, не нашедшим своего решения в тексте и условиях настоящего договора, но прямо или косвенно вытекающим из отношений сторон по нему, затрагивающих имущественные интересы и деловую репутацию сторон договора, имея в виду необходимость защиты их охраняемых законом прав и интересов, стороны настоящего договора будут руководствоваться нормами и положениями действующего законодательства Российской Федерации.
7. ИЗМЕНЕНИЕ И/ИЛИ ДОПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРА
7.1. Настоящий договор может быть изменен и/или дополнен сторонами в период его действия на основе их взаимного согласия и наличия объективных причин, вызвавших такие действия сторон.
7.2. Последствия изменения и/или дополнения настоящего договора определяются взаимным соглашением сторон или судом по требованию любой из сторон договора перевозки груза.
7.3. Любые соглашения сторон по изменению и/или дополнению условий настоящего договора имеют силу в том случае, если они оформлены в письменном виде, подписаны сторонами договора и скреплены печатями сторон.
8. ПРОДЛЕНИЕ СРОКА ДЕЙСТВИЯ (ПРОЛОНГАЦИЯ) ДОГОВОРА
8.1. При наличии в том необходимости и коммерческой целесообразности стороны настоящего договора вправе рассматривать вопрос о продлении срока действия (пролонгации) договора на определенный обоюдным решением период времени (срок) или на неопределенный срок (по выбору сторон договора) на тех же или иных, определенных сторонами, условиях.
9. ВОЗМОЖНОСТЬ И ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА
9.1. Настоящий договор может быть расторгнут по соглашению сторон или судом по требованию одной из сторон только при существенном нарушении условий договора одной из сторон, или в иных случаях, предусмотренных настоящим договором или действующим законодательством. Нарушение условий договора признается существенным, когда одна из сторон его допустила действие (или бездействие), которое влечет для другой стороны такой ущерб, что дальнейшее действие договора теряет смысл, поскольку эта сторона в значительной мере лишается того, на что рассчитывала при заключении договора.
9.2. Договор может быть расторгнут сторонами его или по решению суда, если в период его действия произошло существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, когда эти обстоятельства изменились настолько, что, если бы такие изменения можно было предвидеть заранее, договор между сторонами его вообще не был бы заключен или был бы заключен на условиях, значительно отличающихся от согласованных по настоящему договору. В случаях расторжения договора по соглашению сторон (п.9.1. договора) договор прекращает свое действие по истечении дней со дня, когда стороны достигли соглашения о расторжении заключенного между ними договора.
9.3. Последствия расторжения настоящего договора определяются взаимным соглашением сторон его или судом по требованию любой из сторон договора.
10. ДЕЙСТВИЕ ДОГОВОРА ВО ВРЕМЕНИ
10.1. Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания, с которого считается заключенным и становится обязательным для сторон, заключивших его. Условия настоящего договора применяются к отношениям сторон, возникшим только после заключения настоящего договора перевозки груза.
10.2. Настоящий договор действует в течение (до момента окончания исполнения сторонами своих обязательств по нему) и прекращает свое действие « » 2021 года.
10.3. Прекращение (окончание) срока действия настоящего договора влечет за собой прекращение обязательств сторон по нему, но не освобождает стороны договора от ответственности за его нарушения, если таковые имели место при исполнении условий настоящего договора перевозки груза.
Образец договора перевозки груза, заключаемого между юридическими лицами
Договор перевозки подразделяется на два вида договоров:
По договору перевозки грузов Перевозчик обязуется доставить груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному отправителем лицу – Получателю, а Отправитель обязуется оплатить перевозку груза. Заключение договора подтверждается накладной, коносаментом либо иным документом, предусмотренным уставами на перевозку груза отдельными видами транспорта.
Заключение договора перевозки пассажиров подтверждается, билетами и багажными квитанциями. На основании этих документов Перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а также доставить туда его багаж. Пассажир обязан оплатить проезд и доставку багажа.
ДОГОВОР
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.2. Заключение настоящего договора подтверждается составлением и выдачей Перевозчиком Отправителю транспортной накладной (иного документа на груз).
1.3. Плата за перевозку груза составляет: рублей.
1.5. Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в согласованный Сторонами срок.
1.6. Работы и услуги, выполняемые Перевозчиком по требованию Отправителя и не предусмотренные настоящим договором, оплачиваются Отправителем по дополнительному соглашению сторон.
1.7. Перевозчик имеет право удерживать переданный ему для перевозки груз в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей по перевозке.
2. ПОДАЧА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ. ПОГРУЗКА И ВЫГРУЗКА ГРУЗА
2.2. Отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки груза.
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ЗА НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПЕРЕВОЗКЕ
3.2. Соглашения Сторон об ограничении или устранении установленной законом ответственности Перевозчика являются недействительными, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА УТРАТУ, НЕДОСТАЧУ И ПОВРЕЖДЕНИЕ ГРУЗА
4.1. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи Получателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые Перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете Продавца, а при отсутствии счета – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
4.3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением груза, возвращает Отправителю провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, поскольку согласно настоящему договору эта плата не входит в стоимость груза.
4.4. Документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные Перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности Перевозчика, Отправителя либо Получателя груза.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.2. Во всем ином, не урегулированном настоящим договором, будут применяться положения законодательства РФ.
5.3. Договор вступает в силу с момента его подписания, составлен в экземплярах.
Как оформить отношения по доставке груза: сравниваем договоры перевозки, оказания услуг, аренды транспорта и фрахтования
Зачастую гражданское законодательство позволяет оформить одни и те же отношения разными договорами. Например, чтобы перевезти груз из одного пункта в другой, можно заключить не только договор перевозки, но и договор оказания услуг, и договор аренды автомобиля (с экипажем или без экипажа), и даже договор фрахтования. Во всех четырех случаях итоговый результат должен быть одинаковым: груз доставлен в пункт назначения. А вот права и обязанности сторон по каждому из этих договоров будут разными. В сегодняшней статье мы расскажем о том, когда применяются указанные договоры, и чем они отличаются друг от друга.
Договор перевозки и договор возмездного оказания услуг
Начнем с самых близких по сути договоров — перевозки и возмездного оказания услуг.
Когда применяются
Статья 779 Гражданского кодекса РФ гласит: правила об оказании услуг не применяются к услугам, которые оказываются по договорам перевозки. Казалось бы, законодатель предельно ясно выразил свою волю: если речь идет о перемещении груза из пункта А в пункт Б, то стороны должны заключить специальный договор перевозки, а не общий договор возмездного оказания услуг.
Тем не менее, на практике договоры перевозки часто заменяются договорами возмездного оказания услуг по управлению транспортным средством. И вот почему. Заключая договор перевозки, стороны должны учитывать не только нормы ГК РФ, но и правила транспортных уставов, которые предъявляют дополнительные требования к перевозчикам.
Например, согласно пункту 13 статьи 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.07 № 259-ФЗ), перевозчиком по договору перевозки автомобильным транспортом может быть только юридическое лицо или предприниматель. А значит, договор с физическим лицом, которое не имеет статуса ИП, по данному формальному признаку не может быть договором перевозки. Так, нельзя заключить договор перевозки с физлицом, которое не является ИП (например, с работником компании или его родственником), на доставку товара покупателю или на какое-то другое разовое перемещение груза. В таких случаях приходится оформлять договор возмездного оказания услуг. Между тем разница между данными договорами принципиальная.
Чем отличаются: договор перевозки
В силу прямого указания статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груз вверяется перевозчику отправителем. Это означает, что перевозчик не только обязан доставить груз в пункт назначения, но и несет за него полную ответственность во время всего процесса перевозки (включая погрузку, разгрузку и перевалку в промежуточных пунктах, если это необходимо). Правила возмещения ущерба за утрату, недостачу и порчу груза детально урегулированы законодательством (ст. 796 ГК РФ). Например, перевозчик обязан возместить отправителю стоимость груза, который был поврежден или утрачен при перевозке. Причем, обстоятельства утраты (повреждения) вещи в большинстве случаев значения не имеют. Даже если машина, перевозящая груз, попала в ДТП по вине третьих лиц, и в результате были сорваны сроки доставки, либо груз пострадал, перевозчик вполне может остаться без вознаграждения, и будет обязан возместить отправителю стоимость груза или другие убытки. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (постановления Арбитражного суда Центрального округа от 05.04.18 № Ф10-990/2018 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.03.18 № Ф01-550/2018). Также см. « Как действовать бухгалтеру покупателя, если перевозчик потерял часть груза ».
Далее в статье 785 ГК РФ сказано, что перевозчик обязан своевременно доставить груз в пункт назначения и передать его уполномоченному лицу. Именно за эту «работу» перевозчик получает свое вознаграждение. А значит, если груз не был доставлен в установленный срок, либо был вручен неуполномоченному лицу, перевозчик не получит вознаграждение. Более того, как уже упоминалось, ему придется возместить отправителю убытки, возникшие из-за нарушения срока доставки.
Чем отличаются: договор возмездного оказания услуг
Предъявляются ли подобные требования к исполнителю по договору возмездного оказания услуг? Ответ на этот вопрос зависит от того, как в договоре описана сама услуга.
Так, если в обязанности исполнителя входит оказание услуг по управлению автомобилем по заданию заказчика, то, понятно, что исполнитель не отвечает за соблюдение срока доставки груза. Ведь по договору он должен лишь управлять автомобилем, совершая поездки туда, куда скажет заказчик. И именно за управление машиной во время поездок исполнителю полагается вознаграждение. Никакого вверения груза в данном случае не происходит, а значит, исполнитель не отвечает за его сохранность. Формально при такой конструкции договорных отношений доставку груза должен осуществлять работник заказчика в рамках трудовых отношений. Именно ему заказчик-работодатель вверяет груз, и именно на него возлагает соответствующие обязанности: доставить груз в срок в целости и сохранности, а также вручить его надлежащему получателю. И никакой связи между договором оказания услуг по управлению автомобилем и собственно доставкой груза в этом случае нет.
Несколько другие требования предъявляются к исполнителю, если суть услуги заключается во вручении определенной вещи определенному лицу в установленный договором срок. В таком случае исполнитель получит свое вознаграждение, если доставит груз нужному получателю, не нарушив при этом условие о сроке доставки. Но и здесь исполнитель фактически не несет ответственность за переданную ему вещь. И если в процессе доставки груз будет поврежден, то заказчик не сможет автоматически взыскать с исполнителя убытки, как это было бы при перевозке. Более того, формально у заказчика не будет оснований для невыплаты исполнителю вознаграждения в случае доставки груза в поврежденном виде, поскольку сама услуга была оказана. Если в такой ситуации заказчик обратится в суд за взысканием с исполнителя убытков в виде стоимости поврежденного груза, велика вероятность переквалификации договора оказания услуг в договор перевозки с последующим признанием договора перевозки незаключенным, так как перевозчик не является ИП.
При этом также надо учитывать, что по договору оказания услуг исполнитель вовсе не обязан осуществлять доставку на личном автотранспорте. Он может развозить груз и на общественном транспорте. А значит, централизованная загрузка товара будет невозможна.
Практический вывод
Завершая сравнение этих двух договоров, отметим главное. При заключении договора оказания услуг вместо договора перевозки, грузоотправитель зачастую фактически теряет право на возмещение ущерба в случае утраты или повреждения груза. Выходом из этой ситуации может быть привлечение работника компании-грузоотправителя к процессу доставки груза. Такой работник должен осуществлять лишь функции по сопровождению и вручению груза, который вверяется ему в рамках трудовых отношений, но не вправе управлять автомобилем. Ведь в противном случае договор возмездного оказания услуг становится лишним, а отношения с работником, который использует свой транспорт для выполнения трудовых обязанностей по доставке грузов, нужно оформлять по-другому. Подробнее об этом см. « Как выгоднее оформить использование сотрудником своего автомобиля (новая редакция) ».
Договор перевозки и договор аренды транспортного средства
Нередко перевозку грузов оформляют договором аренды транспортного средства (как с экипажем, так и без такового).
Когда применяются
Начнем с договора аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ). По такому договору в обязанности арендодателя входит только передача арендатору соответствующего транспортного средства в исправном состоянии. С момента подписания акта передачи автомобиля у арендодателя появляется право на получение арендной платы. И это право сохраняется независимо от того, как арендатор эксплуатирует транспортное средство. Другими словами, по договору аренды ТС без экипажа грузоотправитель-арендатор платит не за факт перевозки груза из одного пункта в другой, а за право пользования автомобилем. При этом не имеет значения, используется ли авто для доставки груза или просто находится на территории арендатора.
Очевидно, что в рассматриваемой ситуации арендодатель не отвечает за сохранность и своевременную доставку груза. Все действия по перевозке груза совершает грузоотправитель-арендатор самостоятельно и на свой риск. При этом за рулем арендованного транспортного средства могут находиться как работники арендатора, так и иные привлеченные им лица.
Несколько иначе обстоят дела при аренде транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ). В этом случае арендодатель обязан не просто передать арендатору транспорт за плату, но и обеспечить это ТС экипажем, осуществлять управление и техническую эксплуатацию автомобиля. Соответственно, арендатор по такому договору платит не столько за возможность пользоваться автомобилем, сколько за комплекс услуг, включающий в себя подачу автомобиля с квалифицированным экипажем, управление этим авто и его техническое обслуживание. По договору аренды ТС с экипажем невозможна ситуация, когда автомобиль находится в пользовании у арендатора, которому арендодатель не оказывает услуги по управлению и эксплуатации транспортного средства (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.03.18 № Ф10-105/2018).
При этом по правилам ГК РФ водитель транспортного средства, переданного в аренду с экипажем, подчиняется требованиям арендатора только в части коммерческой эксплуатации автомобиля. А вот по вопросам, связанным с управлением и технической эксплуатацией автомобиля, обязательные указания дает арендодатель (п. 2 ст. 635 ГК РФ).
На практике это означает следующее. Арендатор определяет, что, когда, откуда и куда нужно перевезти на арендованном транспорте. А все вопросы, связанные с безопасностью перевозки, решает арендодатель. И если груз пострадал при перевозке, в том числе в результате ДТП или по причине неправильной загрузки машины, то за убытки отвечает арендодатель (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.18 № Ф08-96/2018). В этом отношении договор аренды ТС с экипажем похож на договор перевозки. Однако между этими договорами есть существенная разница.
Чем отличаются
Первое отличие связано с оплатой по договору аренды ТС с экипажем. Она осуществляется за сам факт предоставления арендатору исправного автомобиля и квалифицированного водителя, а не за доставку груза в пункт назначения, как это предусматривает договор перевозки. Следовательно, если машина и экипаж поступили в распоряжение арендатора, то он обязан перечислять арендную плату, даже если груз не был доставлен и вручен грузополучателю. Отметим, что арендная плата вносится и в том случае, если груз был поврежден или утрачен в пути по причинам, не связанным с эксплуатацией транспортного средства (например, испортился из-за погодных условий или из-за задержки транспорта в пути).
Второе отличие заключается в следующем. По договору аренды ТС с экипажем арендатор-грузоотправитель никак не может повлиять на сроки доставки. Ведь в части технической эксплуатации автомобиля водитель подчиняется арендодателю. А значит, именно арендодатель (водитель с его ведома) решает, с какой скоростью будет двигаться автомобиль и по какому маршруту, сколько часов в день водитель будет проводить за рулем и т.д. Таким образом, арендатор фактически принимает на себя риски, связанные с нарушением сроков доставки. Он обязан перечислить арендную плату, даже если груз доставлен позже срока. При этом у арендатора в этом случае нет оснований для взыскания убытков с арендодателя. Напомним, что перевозчик, с которым заключен договор перевозки, вполне может лишиться вознаграждения (части или всей суммы), если груз доставлен с опозданием.
Обратите внимание: водителем машины, предоставленной по договору аренды ТС с экипажем, может быть только работник арендодателя (п. 2 ст. 635 ГК РФ). Поэтому такой договор нельзя заключить в том случае, если управлять автомобилем будет человек, который не состоит с арендодателем в трудовых отношениях. Таким образом, «обычное» физлицо (то есть физлицо без статуса ИП) не вправе быть арендодателем по договору аренды ТС с экипажем. А оформить такой договор с ИП можно только при условии, если управлять автомобилем будет не сам ИП, а работник предпринимателя — человек, с которым ИП заключил трудовой договор. При этом заключить трудовой договор сам с собой ИП не может.
Договор перевозки, договор аренды ТС и договор фрахтования
По своей сути договор фрахтования является неким симбиозом договора аренды ТС с экипажем и договора перевозки. Согласно статье 787 ГК РФ, по договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязана предоставить другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов.
Чем отличаются
Как видно из этого определения, предметом договора фрахтования является обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки соответствующего груза (в отличие от договора перевозки, по которому перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз). А значит, оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась. Приведем пример. Организация запланировала переезд из одного офиса в другой. Было определено, что для этого придется загрузить две 12-ти тонные «фуры». Организация заключила договор фрахтования, предусматривающий подачу таких автомобилей. Однако по техническим причинам переезд пришлось отложить. В итоге предоставленные машины были отправлены обратно фрахтовщику (перевозка не состоялась). Тем не менее, фрахтовщик свою обязанность по договору выполнил («фуры» были поданы), а значит, его услуги должны быть оплачены.
Еще одно отличие договора фрахтования от договора перевозки можно найти в статье 18 упомянутого выше Устава автомобильного транспорта. Там сказано, что договор фрахтования предусматривает сопровождение груза представителем грузовладельца. Следовательно, фрахтовщик не несет никакой ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется. (Напомним, что перевозчик несет полную ответственность за вверенный ему груз).
В этой же статье 18 Устава автомобильного транспорта установлено, что в договор фрахтования вносятся данные о сроках перевозки. Это значит, что фрахтовщик должен не только предоставить ТС для доставки груза (как указано в ст. 787 ГК РФ), но и осуществить саму доставку в установленный срок. И если этот срок будет нарушен по его вине (поздняя подача автомобиля, неверный выбор маршрута и т.п.), то у грузовладельца появляются основания для взыскания соответствующих убытков. В этом состоит одно из отличий договора фрахтования от договора аренды ТС с экипажем, по которому арендатор принимает на себя риски, связанные с нарушением срока доставки.
Кроме этого, по договору аренды в пользование арендатору передается конкретное транспортное средство (в договоре указываются вид, марка, тип, ВИН-номер и государственный номерной знак автомобиля). Арендодатель может заменить автомобиль только с согласия арендатора. А вот по договору фрахтования предоставляется лишь соответствующая вместимость транспортного средства. Поэтому фрахтовщик вправе сам решать, какой именно автомобиль подать грузовладельцу. Главное, чтобы характеристики транспортного средства позволяли поместить заявленный груз. Другими словами, если по договору аренды ТС заменить 12-тонник Вольво на КамАЗ без согласия арендатора нельзя, то по договору фрахтования такая замена вполне допустима по решению самого фрахтовщика.
Алексей Крайнев, налоговый юрист портала «Бухгалтерия Онлайн»