договор монтре по черному морю

Конвенция о режиме проливов (Конвенция Монтре) 1936 года

договор монтре по черному морю. договор монтре по черному морю фото. картинка договор монтре по черному морю. смотреть фото договор монтре по черному морю. смотреть картинку договор монтре по черному морю.

«Конвенция о режиме проливов», больше известная под названием Конвенция Монтрё (Convention de Montreux), была подписана 20 июля 1936 года по итогам конференции по пересмотру режима черноморских проливов, проходившей с 22 июня по 21 июля 1936 года в швейцарском городе Монтрё.

В конференции приняли участие представители СССР, Великобритании, Австралии, Франции, Турции, Болгарии, Греции, Румынии, Югославии, Японии. Конвенция заменила собой Лозаннскую конвенцию 1923 года.

Конвенция восстановила суверенитет Турции над Черноморскими проливами, а также гарантировала особые права черноморских государств в части использования проливов. Была отвергнута британская идея уравнять права черноморских и нечерноморских держав на проход их военных кораблей через проливы, получив под таким предлогом значительное военное преимущество.

Конвенция сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через черноморские проливы Босфор и Дарданеллы с соблюдением правил, установленных Конвенцией.

Согласно статье 2 Конвенции Монтрё, в мирное время торговые суда пользуются правом полной свободы прохода и плавания в Проливах, днем и ночью, независимо от флага и груза, без каких‑либо формальностей, при условии соблюдения некоторых санитарных требований. Торговые суда могут пользоваться свободой судоходства и плавания в Проливах даже в условиях войны (статья 4), если только Турция сама не является одной из воюющих сторон и суда не принадлежат к стране, находящейся в войне с Турцией (статья 5). При этом статья 6 Конвенции содержит условие, что, если Турция сочтет себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, право свободного прохода также сохраняется — но с условием, что суда должны входить в проливы днем, а проход должен будет совершаться по пути, указываемому турецкими властями.

Если состояние судна отвечает санитарным нормам, что подтверждено соответствующими документами, то оно может не останавливаться в проливах и следовать транзитом без каких‑либо формальностей. Если же документы отсутствуют, то следует сделать остановку для подробного санитарного осмотра, который дополнительно оплачивается. Кроме того, за проход взимается санитарный сбор (приложение I к Конвенции Монтрё).

Документ подробно регламентирует проход военных кораблей через проливы, ставя в преимущественное положение корабли причерноморских государств по сравнению с другими. Черноморские державы вправе проводить через проливы в мирное время (при условии предварительного уведомления властей Турции) любые свои военные корабли (статьи 11, 12,13). Для военных кораблей нечерноморских держав Конвенция устанавливает ограничения по классу, разрешая проход через проливы мелким надводным кораблям, небольшим боевым и вспомогательным судам (статья 10).

Устанавливаются порядок и сроки предупреждения турецкого правительства о всяком предстоящем проходе военных судов через проливы (статья 13).

Общий максимальный тоннаж всех судов иностранных морских отрядов, которые могут находиться в состоянии транзита через проливы, не должен превышать 15 000 тонн (статья 14). Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Черном море не может превышать 30 000 тонн (с возможностью повышения этого максимума до 45 000 тонн в случае увеличения численности ВМФ черноморских стран) со сроком пребывания не больше двадцати одного дня (статья 18).

Ключевыми положениями Конвенции являются права Турции на закрытие проливов в военное время. В случае участия Турции в войне, а также, если Турция сочтет, что она находится под непосредственной угрозой войны, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов (статьи 20, 21). Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы (статья 19).

Необоснованное закрытие проливов, согласно статье 21 Конвенции, может быть отменено Советом Лиги Наций (в настоящее время его функции переданы ООН), если он большинством в две трети голосов решит, что меры, принятые таким образом Турцией, необоснованны, и если большинство стран, подписавших Конвенцию, с этим согласятся.

Конвенция Монтрё заключена сроком на 20 лет и автоматически продлевается на очередные 20 лет при отсутствии денонсации со стороны государств, ее подписавших. Вступила в силу 9 ноября 1936 года и продолжает действовать в настоящее время.

Игнорируют нормы Конвенции США, систематически нарушающие сроки пребывания своих кораблей в Черном море. Так, в 2014 году конвенцию нарушил фрегат ВМС США USS Taylor, превысив на 11 суток лимит пребывания в Черном море в 21 день, установленный для военных кораблей нечерноморских стран.

Среди стран НАТО на постоянное присутствие в водах Черного моря имеют право только Румыния, Турция и Болгария. При этом Болгария отказалась от участия в инициативе по увеличению присутствия сил альянса, заявив, что «не хочет войны в регионе».

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Конвенция Монтрё по Чёрному морю становится опасной для России

Политолог Дмитрий Солонников выразил мнение, что потенциальной угрозы для РФ от военных учений США и НАТО в Чёрном море нет, так как эти маневры не перерастут в атаку на российскую сторону (слава Богу успокоил – В.К.). По его словам, данные маневры являются элементом психологического давления. А что тогда это? Или я дурак, или политолог темнит!

Я не дипломат и не государственный деятель, а просто моряк в прошлом, который знаком с Конвенцией о режиме Черноморских проливов (конвенция Монтрё), принятой 20 июля 1936 года, вступившей в действие девятого ноября 1936 года. В этом году исполнилось 80 лет этому заметному документу в международной жизни, чему свидетельствует его долгожительство без существенных изменений. Юбилей этого документа практически не был отмечен не только на международном уровне, но даже в странах кровно заинтересованных в этом документе.

Я, как моряк, знаком с этим документом в части касающейся каждого мореплавателя, но не в его юридических тонкостях. И вот, в связи с надвигающимися непонятно какими-то военно-морскими учениями в Чёрном море, решил почитать эту Конвенцию и у меня возник ряд недоумений.

Странно звучит, но даже Польша претендует на свою роль в Чёрном море, не имея выхода к нему. И все черноморские страны, в том числе и Турция, как блюститель этой Конвенции, молчат. Выходит, что Чёрное море, имея статус внутреннего моря, в том числе и по Конвенции Монтрё, негласно превращается сегодня в международное, как Средиземное. А где же здесь голос ООН, прибрежных государств в свою защиту, в том числе и России (издревле море называлось Русским – В.К.), их дипломатических представителей?

Понятно в современных условиях при переделе сфер влияния в мире вопрос Черноморских проливов очень важен, особенно при давлении на Россию во всех сферах. Тем более удивительно молчание нашей дипломатии нашей дипломатии по нарушению некоторых норм Конвенции Монтрё.

В международном практике в понятие «Черноморские проливы» включаются Босфор, Мраморное море и Дарданеллы.

Черноморские проливы соединяют закрытое Чёрное море с открытым Средиземным и через Гибралтарский пролив с Атлантическим океаном. Через Суэцкий канал и Красное море они соединяют Чёрное море с Индийским океаном.

Особенность Черноморских проливов заключается в том, что они являются единственными путями сообщения черноморских государств с открытым морем. В случае закрытия проливов Чёрное море фактически оказывается изолированным от других морских театров. Таким образом, проливы – это своего рода «ключи» к Чёрному морю. Сегодня этими ключами бренчит Турция, позволяя нечерноморским государствам бесконтрольно вводить свои военные корабли в акваторию Чёрного моря, игнорируя интересы России. А наша дипломатия молчит.

Именно большое экономическое и стратегическое значение проливов и явилось причиной исключительно острой борьбы на протяжении ряда столетий между крупными державами за господство над проливами. О стратегическом значении проливов для России свидетельствует тот факт, что на протяжении менее чем 100 лет южные рубежи нашей Родины четыре раза подвергались нападению агрессоров, вторгшихся в Чёрное море через Дарданеллы и Босфор. Возникает вопрос – проведение учения флотов НАТО в Чёрном море сегодня, не является ли подготовкой пятого вторжения на территорию России?

Другой вопрос – надо понимать, что закрытие Турцией проливов для русского военного флота во время русско-японской войны 1904-1905 гг. (забытый ныне вопрос – В.К.) поставило Россию в чрезвычайно тяжёлое положение, так как Черноморский флот был лишён возможности участвовать в боевых операциях против японского флота. Возможно ли сегодня такое, под каким либо надуманным предлогом? Вполне. Тогда все наши пункты МТО как в Тартусе, так и в Судане окажутся отрезанными от метрополии. Выводы будут самые печальные. А пока мы уповаем на лояльность Эрдогана, предпочитая закрывать глаза, на чьей стороне он играет.

Современный режим Черноморских проливов определяется Конвенцией Монтрё, заключённой на международной конференции в швейцарском городе Монтрё 20 июля 1936 г. и вступившей в силу 9 ноября 1936 г.

Конвенция подтвердила принцип права свободного прохода и плавания в проливах и объявила свободный проход через проливы торговых судов всех стран, определив порядок прохода военных кораблей через пролив, регламентируя его статьями 8-22 Конвенции. Конвенция предусматривает резкое разграничение для прохода через проливы кораблей прибрежных и не прибрежных к Чёрному морю держав.

Проход военных кораблей прибрежных держав объявлен в мирное время свободным при условии выполнения некоторых требований. Так, только черноморским державам разрешается проводить корабли любого тоннажа, приравненные к классу линейных кораблей (корабли водоизмещением свыше 10 000 т. или корабли водоизмещением до 8 000 т, которые имеют орудия калибра выше 203 мм). Эти корабли должны проходить через проливы в одиночку в сопровождении не более двух миноносцев. Только черноморские державы могут проводить через проливы подводные лодки.

Нечерноморским державам разрешается проводить через проливы только лёгкие надводные корабли. Они не имеют права проводить корабли, приравненные к классу линейных кораблей, подводные лодки и вообще любые корабли водоизмещением свыше 10 000 т, или имеющие артиллерию калибром свыше восьми дюймов.

Общий тоннаж военных кораблей, которые могут послать в Чёрное море в мирное время не прибрежные государства, установлен в 30 000 т, а кораблей одной из держав – в две трети этого тоннажа.

Военные корабли не черноморских держав независимо от цели прихода могут находиться в Чёрном море не более 21 дня.

Эти нормы были прописаны в 1936 году и Турция, как известно, не раз нарушала эти нормы, пропуская в Чёрное море военные корабли, враждебные прибрежным государствам Чёрного моря. С тех пор многое изменилось. Появились ракетные корабли, корабли, несущие корабельную авиацию и прочие изменения в вооружении кораблей. Но оговорены ли они в Конвенции, и кто за этим следит и контролирует?

Не вызывает ли это сегодня искушение в Турции, являющейся членом агрессивного блока НАТО, подыгрывать странам, являющимся членам этого блока? Ответа на этот вопрос нет, по крайней мере, в открытой прессе.

Став членом блока НАТО, Турция систематически разрешает посещать проливную зону под видом «визитов вежливости» крупным соединениям американских и английских военных кораблей, в том числе и оснащённых ракетными установками. Вот теперь «визиты вежливости» перерастают в проведение военно-морских учений с участием не черноморских государств. Что это, как не ползучая агрессия?

А наши дипломаты молчат. Ведь многие статьи Конвенции со дня её принятия устарели и, пользуясь этим, Турция и враждебные нам государства устанавливают новые правила в свою пользу. Справедливо ли это?

Нужно бить во все колокола, пока эта справедливая Конвенция Монтрё не превратилась во враждебный документ для России!

Натовские корабли не покинут Чёрное море сразу после окончания учений Sea Breeze

Предприниматель Дмитрий Давыдов предлагает взять под контроль социальный гемблинг

Издание Avia.pro: под Луганском вспыхнул «ожесточенный бой» между ВСУ и военными ЛНР

Ракетный крейсер «Москва» принял участие в учениях кораблей Черноморского флота РФ

Сайт Avia.pro: под Алчевском под удары войск Украины попали три танковых батальона ЛНР

Силы специальных операций США проводят манёвры в Эстонии близ российской границы

На российско-французских переговорах в Париже говорили о деградации отношений между РФ и ЕС, США продолжат вооружать Украину

В Косово объявили двух российских дипломатов персонами нон грата

Как Конвенция Монтрё определила порядок прохода судов и кораблей через черноморские проливы

Конвенция Монтрё по Чёрному морю становится опасной для России

Задержанных литовцев на российской границе в Куршском заливе отпустили домой

Турция может сделать свободным вход авианосцев США в Черное море

Сайт Sohu назвал новые корветы Черноморского флота России «свирепыми» кораблями и «настоящим шедевром»

Александр Лукашенко рассказал, что «тормошит» российского президента просьбами об «Искандерах»

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

Источник

НАТО против России в Черном море: какие ограничения накладывает Конвенция Монтре?

договор монтре по черному морю. договор монтре по черному морю фото. картинка договор монтре по черному морю. смотреть фото договор монтре по черному морю. смотреть картинку договор монтре по черному морю.

В Черном море завершились масштабные ежегодные военные учения SeaShield-21 («Морской щит») с участием восьми государств НАТО. Командование маневрами с привлечением 2500 военнослужащих, около 20 военных кораблей различного класса (от тральщиков до ракетного крейсера), десяти военных самолетов ‒ было в этот раз возложено на Военно-морские силы Румынии. Однако есть определенные правовые ограничения, которые регулируют пребывание кораблей нечерноморских государств в Черном море. Что такое «Конвенция Монтре» и не пора ли ее доработать? Об этом – в материале Радіо Свобода.

«Мы проводим серьезное усиление, развернули боевые группы на восточном фланге Североатлантического альянса. Проводим больше учений. думаю, это посылает четкий сигнал любому потенциальному противнику НАТО», ‒ заявил генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг в Брюсселе 23 марта в ответ на вопрос, как Альянс намерен реагировать на российскую угрозу в регионе Черного моря.

Участниками маневров SeaShield-2021 были США, Болгария, Греция, Нидерланды, Польша, Румыния, Испания, Турция. Только трое из них являются черноморскими, а это значит, что срок пребывания военных кораблей других, нечерноморских государств, в Черном море ограничен во времени.

договор монтре по черному морю. договор монтре по черному морю фото. картинка договор монтре по черному морю. смотреть фото договор монтре по черному морю. смотреть картинку договор монтре по черному морю.

В пункте 2 статьи 18 специальной международной Конвенции о режиме проливов 1936 года говорится: «Какой бы ни была цель их пребывания в Черном море, военные корабли неприбрежных государств не могут оставаться там более двадцати одного дня».

Эта Конвенция (более известная под названием «Конвенция Монтре») названа в честь швейцарского города, где она была подписана 85 лет назад. Понятно, что тогда ‒ в период между Первой и Второй мировыми войнами, международный договор был рассчитан на другую военно-политическую и правовую ситуацию.

Не устарела ли Конвенция, учитывая современные геополитические условия, в частности растущую напряженность в Черном море?

Вице-президент Украинской ассоциации международного права, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института информатики и права Национальной академии правовых наук (НАПрН), профессор Тимур Короткий:

‒ Некоторые нормы Конвенции, действительно, устаревшие ‒ технико-юридически и фактически. Однако за 80 лет Конвенция прошла испытание временем ‒ несмотря на кардинальные (и неоднократные!) геополитические изменения.

Конвенция прежде всего устраивает Турцию. Это государство распространяет свой суверенитет на Босфор как на внутренние морские воды, фактически и юридически контролирует Черноморские проливы, обеспечивает регулирование и контроль судоходства в них.

С другой стороны, Конвенция более или менее устраивает и другие государства с точки зрения гарантий свободы прохода и судоходства в черноморских проливах.

Военное судоходство в Черном море Конвенция регламентирует опосредованно ‒ в смысле срока пребывания военных кораблей третьих стран в Черном море, их количества. Именно эти положения Конвенции, на мой взгляд, несколько устарели.

В этом, а еще в том, что Конвенция содержит значительное количество положений на случай войны (особенно, если воюющей стороной становится Турция), состоит военно-политическое значение этого международного договора.

Мы должны воспринимать Конвенцию как единое целое. На первом месте в ней ‒ режим судоходства в черноморских проливах, баланс прав и интересов Турции, причерноморских и нечерноморских государств.

договор монтре по черному морю. договор монтре по черному морю фото. картинка договор монтре по черному морю. смотреть фото договор монтре по черному морю. смотреть картинку договор монтре по черному морю.

Усиление присутствия НАТО в Черном море

Присутствие в Черном море военных кораблей стран НАТО, в частности Соединенных Штатов Америки, в последние годы существенно возросло, отметил в беседе с Радіо Свобода военно-политический обозреватель группы «Информационное сопротивление-Юг» Александр Коваленко:

‒ Если в 2017 году Военно-морские силы государств Альянса выполняли задачи в Черном море в среднем по 80 дней, то в 2018-м присутствовали в черноморском регионе 120 дней.

Особое внимание Североатлантического альянса к Черноморскому плацдарму ломает планы Москвы по доминированию в регионе, заставляет делать попытки ‒ часто сфабрикованные или манипулятивные, чтобы обвинить НАТО в нарушении Конвенции Монтре.

Так, в 2014 году министерство иностранных дел Российской Федерации выдвинуло обвинения в адрес Соединенных Штатов Америки относительно того, что американский фрегат USS Taylor на 11 суток превысил срок пребывания в Черном море. Но поскольку это было связано с поломкой винта корабля при заходе в турецкий порт Самсун, случай не является явным нарушением Конвенции.

В январе 2021-го российская сторона пыталась обвинить США в превышении суммарного тоннажа военных кораблей, находящихся в регионе. Но при этом было учтено судно обеспечения, под действие Конвенции Монтре не подпадающее.

договор монтре по черному морю. договор монтре по черному морю фото. картинка договор монтре по черному морю. смотреть фото договор монтре по черному морю. смотреть картинку договор монтре по черному морю.

Кто и при каких условиях может закрыть Черноморские проливы?

Когда в ноябре 2018 года Российская Федерация захватила три украинских военных корабля в Керченском проливе, некоторые из отечественных политических и военных экспертов серьезно рассматривал возможность закрытия Турцией черноморских проливов для российских кораблей и судов.

Существует ли правовая основа для подобного шага в принципе?

С этим вопросом Радіо Свобода обратилось к доктору юридических наук, заведующему научно-исследовательской лабораторией региональной безопасности и военного права НИИ информатики и права НАПрН Украины Павлу Богуцкому:

‒ После захвата бронекатеров «Никополь», «Бердянск» и буксира «Яны Капу» в качестве основания для закрытия Турцией черноморских проливов рассматривались положения, изложенные во втором абзаце статьи 19 Конвенции Монтре.

Они касаются порядка прохода черноморскими проливами военных кораблей воюющих государств. Такие корабли, указывается в договоре, «не имеют права проходить через проливы, за исключением случаев. ».

То есть, речь идет о кораблях всех сторон вооруженного конфликта ‒ без деления на государство-агрессора и жертву агрессии.

Однако сначала, согласно Конвенции Монтре, необходимо констатировать наличие вооруженного конфликта.

Естественно, при квалификации агрессии Советом безопасности ООН Турция может учитывать подобную квалификацию и, соответственно, запускать механизмы, предусмотренные статьей 19 Конвенции Монтре. Однако до сих пор подобного решения СБ ООН не существует.

То есть, за исключением явной ситуации (признание Советом безопасности ООН Российской Федерации государством-агрессором в событиях 2018 года в Керченском проливе), идентификация «воюющих государств» в смысле Конвенции остается на усмотрение Турции как государства, осуществляющего фактический контроль над черноморскими проливами.

договор монтре по черному морю. договор монтре по черному морю фото. картинка договор монтре по черному морю. смотреть фото договор монтре по черному морю. смотреть картинку договор монтре по черному морю.

Юристы напоминают: началом международного вооруженного конфликта между Российской Федерацией и Украиной (или войны, как это сказано в Конвенции ‒ в соответствии с терминологией, которую использовали в первой половине ХХ века) признана оккупация Крыма. Именно такой квалификации придерживается и Турция в своих заявлениях в поддержку Украины.

В отчете Прокурора Международного уголовного суда события в Крыму охарактеризованы как «международный вооруженный конфликт между Украиной и Российской Федерацией, возникший не позднее 26 февраля 2014 года».

договор монтре по черному морю. договор монтре по черному морю фото. картинка договор монтре по черному морю. смотреть фото договор монтре по черному морю. смотреть картинку договор монтре по черному морю.

Украинский вопрос в ПАСЕ

Как Украина присоединилась к Конвенции Монтре

Украина стала участницей Конвенции в 1992 году. Присоединение к международному договору легким не было, пишет в своей статье в издании «День» дипломат, юрист-международник Сергей Мещеряк. С обретением Украиной независимости и во время переговоров с Россией о статусе Черноморского флота впервые возник вопрос, как сообщать властям Турции о прохождении через Черноморские проливы украинских военных кораблей, вспоминает дипломат. В тогдашних переговорах он участвовал в составе делегации украинского МИД.

Сергей Мещеряк описывает, как было отклонено предложение российских представителей, чтобы Украина о проходе своих военных кораблей черноморскими проливами информировала Турцию через третье государство ‒ Россию.

И далее он в деталях освещает правовой способ, не требовавший пересмотра Конвенции Монтре, но одновременно помогавший Украине получить статус участника договора на основании института правопреемственности.

Была отправлена дипломатическая нота правительству Франции, пишет Мещеряк, в которой сообщалось, что Украина как государство, прибрежное к Черному морю, считает себя участником Конвенции 1936 года. Франция как депозитарий Конвенции должна была сообщить об этом другим участникам договора. Параллельно соответствующие ноты были направлены и другим участникам Конвенции.

«Этот подход, как показало время, вполне себя оправдал. Не вдаваясь в детали, могу сказать, что (. ) ноты другим участникам Конвенции ускорили завершение процедуры, в результате Украина стала стороной Конвенции о Черноморских проливах 1936 года», ‒ отмечается в материале «О политико-правовых инструментах» авторства Сергея Мещеряков.

Возможно ли «осовременить» Конвенцию Монтре?

В имеющихся условиях внесение изменений в основные положения Конвенции Монтре профессор Тимур Короткий считает не только сложным, но и мало реальным:

‒ Согласно Конвенции, для этого требуется согласие всех ее участников. Во-вторых, должно состояться коренное изменение обстоятельств ‒ геополитических, военных, географических.

Такими, на наш взгляд, может быть строительство Турцией канала «Стамбул». На этот канал, если он будет построен, положения Конвенции Монтре распространяться не должны. Но сама Конвенция, скорее всего, останется в силе в отношении Черноморских проливов.

Применение ограничений Конвенции в отношении военного судоходства при наличии альтернативного Черноморским проливам канала, на мой взгляд, будет зависеть от Турции ‒ этот вопрос находится в сфере военно-политических интересов.

договор монтре по черному морю. договор монтре по черному морю фото. картинка договор монтре по черному морю. смотреть фото договор монтре по черному морю. смотреть картинку договор монтре по черному морю.

Ожидается, что новый 45-километровый канал соединит Черное море к северу от Стамбула с Мраморным на юге, пишет «Европейская правда» со ссылкой на Reuters.

Стоимость Kanal Istanbul Project оценивается в более чем 9 миллиардов долларов.

Турецкие власти уверяют, что наличие нового канала облегчит судоходство в проливе Босфор. А еще предотвратит ситуации, подобные той, что произошла в Суэцком канале, где из-за севшего на мель контейнеровоза движение по каналу было заблокировано.

Крым, читай нас в Google News

Аннексия Крыма Россией

Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *