договор на использование аудиовизуального произведения

Договор на использование аудиовизуального произведения

ГК РФ Статья 1263. Аудиовизуальное произведение

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 1263 ГК РФ

1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

2. Авторами аудиовизуального произведения являются:

3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.

(в ред. Федеральных законов от 12.03.2014 N 35-ФЗ, от 28.11.2015 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.

Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Источник

Включение музыки в состав телепередачи – потенциально новый вид коллективного управления правами

Недавно Верховным судом Российской Федерации (далее – ВС РФ) были актуализированы разъяснения о порядке разрешения споров об охране и защите интеллектуальной собственности. Впечатляющее своей структурой и объемом постановление Пленума ВС РФ № 10 от 23.04.2019 (далее – Постановление № 10) содержит разъяснения по всем разделам части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Помимо прочих, Постановление № 10 затрагивает вопросы использования произведений в телепередачах, отмечая в пункте 113 следующее:

«Возможность организации эфирного или кабельного вещания самостоятельно определять содержание радио- и телепередач (статья 1329 ГК РФ) подразумевает самостоятельность такой организации в выборе предлагаемых ею программ, но не предполагает права этой организации свободно использовать произведения любым способом (в том числе путем переработки, использования в составе сложного объекта) и в любой форме без согласия правообладателя.

Сообщение произведения в эфир, переработка и использование произведения в составе сложного объекта являются самостоятельными способами использования произведения (статья 1270 ГК РФ) и требуют получения соответствующего разрешения у правообладателя.»

Это положение закрепляет уже существующие позиции Суда по интеллектуальным правам (далее – СИП), о которых далее пойдет речь.

Телепередача – аудиовизуальное произведение?

Впервые вопрос о том, является ли телевизионная передача аудиовизуальным произведением (далее – АВП) и, как следствие, сложным объектом, был поставлен в деле № А40-14248/2016, в котором ООО «Музыкальное право» (истец), обладая правами на произведения, исполнения и фонограммы В.Р. Цоя, оспаривало бездоговорное использование песни «Кукушка» (далее – произведение) в телепередаче «Голос. Сезон 4», показанной на Первом канале (ответчик), следующими способами:

Ответчик же считал, что на использование Первым каналом произведения в телевизионной передаче «Голос» распространяется действие лицензионного договора, заключенного с Общероссийской общественной организацией «Российское Авторское Общество» (РАО).

Отказывая в удовлетворении иска, суд отметил:

«Включение произведения в состав телепередачи» является не самостоятельным способом использования произведения, а лишь техническим процессом, без которого невозможно целевое использование телепередачи т.е. ее сообщение в эфир и по кабелю (в том числе, с помощью сети Интернет).».

Не найдя понимая со стороны судей в первой и апелляционной инстанциях, истец дошел до кассации. СИП, воспользовавшись правом, предоставленным пунктом 1.1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, запросил профессиональное мнение у нескольких органов и организаций по следующим вопросам:

1) является ли телевизионная передача, в том числе выходящая в прямом эфире, аудиовизуальным произведением?

2) как соотносятся понятия «включение произведения в состав сложного объекта (телепередачи)» и «сообщение в эфир телепередачи», в том числе с точки зрения прямого эфира?

3) может ли лицензионный договор, заключенный с РАО с учетом сферы его государственной аккредитации, распространяться на случаи использования музыкального произведения посредством его включения в состав телепередачи (аудиовизуального произведения?) и последующего сообщения данной передачи в эфир, в том числе исходя из норм подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 1244 и пункта 3 статьи 1263 ГК РФ? Распространяется ли государственная аккредитация РАО на такие случаи?

Развернутые мнения Института государства и права РАН, Минкультуры России и НМЦ «Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим правам интеллектуальной собственности» НИУ «ВШЭ» относительно поставленных вопросов вы можете найти в Постановлении СИП от 30.01.2017 № С01-1029/2016 по делу № А40-14248/2016.

Проанализировав мнения научного сообщества, СИП заключил, что телепередача может являться сложным объектом (в частности АВП), «если обладает следующими характеристиками:

С таким резюме СИП отправил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы, который впоследствии удовлетворил требования истца в полном объеме (было взыскано 300 тыс. рублей компенсации).

С аналогичными требованиями истец пытался оспорить использование песни «Весна», звучавшей в рекламном ролике весенней серии телевизионной программы «Что? Где? Когда?» (дело № А40-133665/2016), однако, вместо заявленных 3 млн. рублей компенсации, на «втором круге» рассмотрения дела истец получил те же 300 тыс. рублей.

Любопытно, что истец обладал правами не только на само музыкальное произведение, но и на фонограмму. Однако из текста судебного акта неясно: относится ли взысканная компенсация к произведению или к фонограмме.

Стоит отметить, что в настоящее время, судебные акты, принятые в пользу истца по двум указанным делам, отменены по причине признания недействительными лицензионных договоров, заключенных ООО «Музыкальное право» с наследниками В.Р. Цоя (отцом и сыном).

Кроме того, дело № А40-133665/2016 поставило перед нами еще один интересный вопрос.

Если телепередача отвечает признакам АВП, то на нее также распространяются требования статьи 1240 ГК РФ о сложном объекте.

Так, согласно указанной статье, лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, приобретает право их использования на основании договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности (далее – РИД).

Обращаю особое внимание (!) – «…на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности».

Выходит, если в состав АВП включается фонограмма, то одновременно включаются и музыкальное произведение, и зафиксированное на фонограмме исполнение (отдельные виды РИД в соответствии со ст. 1225 ГК РФ). Поэтому заключить договор на использование РИД в составе сложного объекта нужно как на само музыкальное произведение, так и на фонограмму (или, как принято говорить в музыкальной индустрии – «200% прав», имея в виду авторские права (100%) и смежные права (100%).

В российской судебной практике это было подтверждено в ходе рассмотрения дела № А40-12753/08-15-18.

ООО «ЮРБИЗ» (истец), обладающее исключительными правами на музыкальные произведения «Натали» (да да, та самая!) и «Ностальгия» на основании договора с автором – Кобылянским Е.Б., обратилось в суд к ЗАО Продюсерский центр «Парадиз» (ответчик).

Ответчик являлся изготовителем (продюсером) АВП – кинофильма «Монтана» и по лицензионному договору с ООО «Мистерия Рекордс» получил права на использование фонограмм «Натали» и «Ностальгия» в указанном фильме. Истец же полагал, что изготовителю АВП необходимо было также получить согласие обладателя исключительных авторских прав, в связи с чем просил взыскать 2 млн. рублей компенсации, прекратить использование указанных произведений и считать все материальные носители кинофильма «Монтана» контрафактными, в том числе и носители, предназначенные для показов кинофильма в кинотеатрах и на DVD, изъять их из оборота и уничтожить.

Пройдя все инстанции, истец встретил понимание только в Высшем арбитражном суде Российской Федерации (далее – ВАС РФ).

Как следует из Постановления ВАС РФ от 23.06.2009 г. № 4308/09:

«Заключая лицензионный договор от 06.12.2007 № 03/08-2007, продюсерский центр приобрел право на использование фонограммы в составе кинофильма, что создало техническую возможность включить сами музыкальные произведения, существующие в иной объективной форме, в состав аудиовизуального произведения (сложного объекта). Доказательств же того, что производитель фонограммы приобрел у правообладателя музыкальных произведений права на их использование в самостоятельном аудиовизуальном произведении с возможностью заключения сублицензионного договора, суду не представлено.»

Что значит подход ВС РФ для телекомпаний?

Технология производства телевизионного контента (телепередач) действительно во многом схожа с производством теле- и видеофильмов, которые прямо отнесены законом к сложным объектам – аудиовизуальным произведениям.

То есть включение произведения в состав телепередачи (синхронизация) происходит в процессе ее производства и предшествует сообщению телепередачи в эфир.

Как отметил СИП в деле А40-14248/2016, «указанные этапы являются последовательными по отношению друг к другу и представляют собой самостоятельные способы использования результатов интеллектуальной деятельности».

Таким образом, подход, обозначенный ВС РФ в Постановлении № 10, для телекомпаний означает одно: сообщать в эфир музыкальное произведение в составе телепередачи они могут по лицензии от РАО, но для того, чтобы включить произведение в состав телепередачи – они должны в индивидуальном порядке (!) найти правообладателя (или даже правообладателей), договориться и заключить отдельный лицензионный договор.

Как известно, коллективное управление правами призвано облегчить жизнь юристам, делопроизводителям и бухгалтерам в сферах массового использования музыкального контента: телевещание, радиовещание, публичное исполнение в барах, ресторанах, клубах и проч. Но в рассматриваемой ситуации – для правомерного использования музыкального контента в телепередачах юристы телекомпаний обязаны будут проделать огромную, если не сказать непосильную, работу.

Учитывая масштабы телевизионного производства, когда телепередачи создаются в условиях «конвейера», впору задуматься о расширении сфер коллективного управления и введении нового вида – управление исключительными правами на музыкальные произведения, исполнения и фонограммы в отношении их включения в телепередачи как АВП.

Источник

Образец лицензионного договора с композитором (автором музыкального произведения) о предоставлении права использования музыкального произведения, заключаемого между юридическим и физическим лицом

Первым Автором может быть только физическое лицо, творческим трудом которого было создано произведение искусства, литературы или науки, а также любая другая интеллектуальная собственность. Автору принадлежит весь комплекс личных неимущественных прав и исключительное право на любое использование произведения.

Правообладателями могут быть другие лица, которым перешло исключительное право от Автора на основании договора либо в силу закона, например: наследники автора, работодатели, заказчики, если автор работал за их счет.

Правообладатели используют знак охраны авторского права, этот знак представляет из себя букву «С» в окружности.

Условно авторские права могут быть разделены на две взаимосвязанные между собой группы: Первая группа – Личные неимущественные права и имущественные права. Первая группа включает в себя: быть Автором и издаваться под собственным именем, а также обнародовать произведение.

Вторая группа – это исключительное право совершать действия и использовать произведение для извлечения прибыли или без прибыли, а именно: размножение и продажа экземпляров произведения, публичные показы, выступления, импорт оригинала, воспроизведение звуко- и видеозаписей, реализация различных проектов (архитектура, дизайн) и любые иные, не противоречащие закону, действия в средствах массовой информации.

В соответствии со ст.1281 ГК РФ срок действия исключительного права сохраняется в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти, после этого срока произведение считается национальным достоянием.

Согласно ст.1259 ГК РФ объектом авторского права являются произведения (части произведения) науки, литературы, искусства, независимо от вида их назначения, достоинства, а также от способа выражения. Произведения могут быть в письменной устной форме, рисунки, картины, все виды записей, танцы, спектакли, географически и топографические карты, программы ЭВМ, аранжировки, сборники и др.

Официальные документы, информационные сообщения, произведения народного творчества не могут быть объектами авторского права.

Авторское право не связано с материальным (вещественным) носителем произведения. Без согласия Автора допускается только цитирование произведения с обязательным указанием Автора. Вознаграждение, в этом случае, Автору не выплачивается.

Регистрация авторского права на произведение необязательна, но желательна, поскольку, в случае плагиата, Автору будет значительно легче доказать свое первоначальное право. Существует организация, которая будет сохранять произведение в своем депозитарии в оригинальном экземпляре.

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Автор (иной правообладатель) передает Лицензиату право использования музыкального произведения (далее – «Произведение») в обусловленных настоящим договором пределах и на определенный договором срок, а Лицензиат за предоставление этих прав уплачивает вознаграждение Автору. Под использованием в настоящем договоре понимается использование Произведения любым способом и любым не противоречащим закону способом в объеме, установленном настоящим договором.

1.2. Автор (иной правообладатель) гарантирует наличие у него предоставляемых по настоящему договору авторских прав на Произведение.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1.Права и обязанности Автора:

2.1.1. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения Автор Произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования Произведения.

2.1.2. Автор имеет право на своевременное получение вознаграждения в порядке и размере, установленном настоящим договором.

2.1.3. Автор обязан воздерживаться от каких-либо действий, способных затруднить осуществление Лицензиатом предоставленного ему права использования Произведения.

2.2.Права и обязанности Лицензиата:

2.2.1. Лицензиат вправе использовать Произведение в порядке и на условиях, установленных настоящим договором.

3. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ И ПОРЯДОК ЕГО ОПЛАТЫ

3.1. Лицензиат обязан выплачивать Автору вознаграждение за использование Произведения по настоящему договору.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

4.1. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по настоящему договору, обязана возместить другой Стороне причиненные таким неисполнением убытки. Если Сторона, нарушившая договор, получила вследствие этого доходы, Сторона, права которой нарушены, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

4.2. Стороны в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему договору несут ответственность в соответствии с нормами действующего законодательства РФ.

4.3. В случае несвоевременной уплаты Автору причитающегося ему вознаграждения за использование Произведения Лицензиат обязан уплатить Автору по выбору последнего: неустойку в размере % от суммы вознаграждения или штраф в размере рублей, а также возместить убытки в части, превышающей эти суммы.

4.4. В случаях, не предусмотренных настоящим договором, имущественная ответственность Сторон определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.

4.5. При нарушении Лицензиатом обязанности уплатить Автору в установленный настоящим договором срок вознаграждение за предоставление права использования Произведения Автор может в одностороннем порядке отказаться от настоящего договора и потребовать возмещения убытков, причиненных его расторжением.

5. ФОРС-МАЖОР

6. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

6.1. Условия настоящего договора и дополнительных соглашений к нему конфиденциальны и не подлежат разглашению.

7. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

7.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного договора, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства РФ.

7.2. При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов споры разрешаются в суде в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

8. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

8.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до полного исполнения ими своих обязательств по нему.

9. РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА

9.1. Стороны вправе досрочно расторгнуть договор по взаимному письменному соглашению.

9.2. Лицензиат вправе расторгнуть договор в случае, если на момент заключения Автор не обладает авторским правом на предмет договора. При расторжении договора по указанному основанию Автор обязан возвратить всю сумму вознаграждения, полученного по договору.

10. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

10.2. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством РФ.

10.3. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны Сторонами или надлежаще уполномоченными на то представителями Сторон.

10.4. Все уведомления и сообщения должны направляться в письменной форме.

10.5. Договор составлен в двух экземплярах, из которых один находится у Автора, второй – у Лицензиата.

Источник

Образец лицензионного договора на использование видеофильма (простая неисключительная лицензия), заключаемого между юридическими лицами

Первым Автором может быть только физическое лицо, творческим трудом которого было создано произведение искусства, литературы или науки, а также любая другая интеллектуальная собственность. Автору принадлежит весь комплекс личных неимущественных прав и исключительное право на любое использование произведения.

Правообладателями могут быть другие лица, которым перешло исключительное право от Автора на основании договора либо в силу закона, например: наследники автора, работодатели, заказчики, если автор работал за их счет.

Правообладатели используют знак охраны авторского права, этот знак представляет из себя букву «С» в окружности.

Условно авторские права могут быть разделены на две взаимосвязанные между собой группы: Первая группа – Личные неимущественные права и имущественные права. Первая группа включает в себя: быть Автором и издаваться под собственным именем, а также обнародовать произведение.

Вторая группа – это исключительное право совершать действия и использовать произведение для извлечения прибыли или без прибыли, а именно: размножение и продажа экземпляров произведения, публичные показы, выступления, импорт оригинала, воспроизведение звуко- и видеозаписей, реализация различных проектов (архитектура, дизайн) и любые иные, не противоречащие закону, действия в средствах массовой информации.

В соответствии со ст.1281 ГК РФ срок действия исключительного права сохраняется в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти, после этого срока произведение считается национальным достоянием.

Согласно ст.1259 ГК РФ объектом авторского права являются произведения (части произведения) науки, литературы, искусства, независимо от вида их назначения, достоинства, а также от способа выражения. Произведения могут быть в письменной устной форме, рисунки, картины, все виды записей, танцы, спектакли, географически и топографические карты, программы ЭВМ, аранжировки, сборники и др.

Официальные документы, информационные сообщения, произведения народного творчества не могут быть объектами авторского права.

Авторское право не связано с материальным (вещественным) носителем произведения. Без согласия Автора допускается только цитирование произведения с обязательным указанием Автора. Вознаграждение, в этом случае, Автору не выплачивается.

Регистрация авторского права на произведение необязательна, но желательна, поскольку, в случае плагиата, Автору будет значительно легче доказать свое первоначальное право. Существует организация, которая будет сохранять произведение в своем депозитарии в оригинальном экземпляре.

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Лицензиар предоставляет Лицензиату права на использование видеофильма « », в отношении которого Лицензиар обладает исключительными правами, именуемого в дальнейшем «Произведение», на территории Российской Федерации в обусловленных настоящим договором пределах и на определенный договором срок, а Лицензиат за предоставление этих прав уплачивает вознаграждение Лицензиару. Под использованием в настоящем договоре понимается реализация Произведения в качестве товара или иное его использование в гражданском обороте в пределах, предусмотренных договором.

1.3. Лицензиар гарантирует наличие у передаваемого в соответствии с настоящим договором Произведения характеристик, указанных в Приложении.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.2. Лицензиар сохраняет за собой право использовать Произведение самостоятельно или предоставлять аналогичные права на его использование третьим лицам в указанных территориально-отраслевых пределах.

2.3. Лицензиат обязан выплачивать Лицензиару вознаграждение в размере % дохода от каждого способа использования Произведения.

2.4. Вознаграждение Лицензиару выплачивается по мере поступления платежей за использование Произведения в кассу или на расчетный счет Лицензиата не позднее с момента поступления платежей.

3. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

4.1. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по настоящему договору, обязана возместить другой стороне причиненные таким неисполнением убытки.

4.2. В случае нарушения договора Лицензиатом Лицензиар вправе также потребовать признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возмещения убытков, изъятия материального носителя продукта, публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

4.3. В случае несвоевременной уплаты вознаграждения за использование Произведения Лицензиат обязан уплатить Лицензиару по его выбору неустойку в размере % от суммы вознаграждения или штраф в размере рублей, а также возместить убытки в части, превышающей эту сумму.

4.4. В случаях, не предусмотренных настоящим договором, имущественная ответственность определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.

5. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

5.1. Условия настоящего договора и дополнительных соглашений к нему конфиденциальны и не подлежат разглашению.

6. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

6.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного договора, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства и обычаев делового оборота.

6.2. При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов споры разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

7. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

7.1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует в течение лет.

8. РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА

8.1. Стороны вправе досрочно расторгнуть договор по письменному соглашению.

9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

9.1. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, стороны руководствуются действующим законодательством.

9.2. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны сторонами или надлежаще уполномоченными на то представителями сторон.

9.3. Все уведомления и сообщения должны направляться сторонами настоящего договора друг другу в письменной форме.

9.4. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых находится у Лицензиара, второй – у Лицензиата.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *