договор на написание текстов для сайта
Готовый шаблон договора с копирайтером (физлицо). Скачать в PDF или DOCX
Как мы видим, государство все сильнее поджимает бизнес и фрилансеров. Прошлые “серые” схемы становятся все более опасны и грозят проблемами с налоговой.
Да и сами заказчики все чаще требуют подписание договора на тексты даже в том случае, если ты физическое лицо и вообще ничего никогда не подписывал.
Проблема? Вовсе нет: законодательство РФ предусматривает заключение договора даже с физическим лицом, причем сделка эта является вполне официальной. От вас требуется лишь указать паспортные данные, а затем подписать договор.
Затем подписанными договорами желательно обменяться по почте (настоящей, не электронной). Впрочем, это уже не всегда обязательный момент. Зачастую заказчикам хватает самого факта подписания договора.
Зачем копирайтеру подписывать договор?
Если ты зарегистрирован как ИП или ООО, тут вопросов нет – так надо, вот и все. Если же ты вполне себе физическое лицо, то договор нужен для следующих вариантов:
Компания готова платить только по безналичному расчету. Если вы заключаете договор, то компания уже имеет полное право перевести вам средства на расчетный счет.
Правда, есть один нюанс: расчетные счета физических лиц не предусмотрены для регулярного приема платежей за услуги.
По идее, у банка могут возникнуть вопросы. На практике же – всем плевать. Пока у меня не было юридического лица, я регулярно получал платежи как физлицо по договору. Никаких проблем вообще не было.
Если все же очень сомневаетесь, дополнительно проконсультируйтесь в вашем банке.
Компания хочет гарантий. Гарантий, что вы не потеряетесь. Гарантий, что сделаете правки. Гарантий, что не станете потом предъявлять права и так далее. Договор с физлицом, представленный ниже, все эти гарантии дает.
Если компания требует какие-то дополнительные гарантии от копирайтера, их также можно прописать на основе уже готовых шаблонов.
Словом, скачивайте договор на написание текстов и спокойно давайте клиенту, если он вдруг попросит. Есть такой документ не просит, а пригодиться может триллион раз.
Да, один момент: договор прописан для наиболее частых вариантов текстов: продающих SEO-статей. Если нужно, например, написать текст ” О компании” или сценарий ролика, просто меняем описание услуги в договоре. Там все просто. Разберетесь.
Еще один момент: договор подойдет и в том случае, если вы – юридическое лицо, нужно лишь изменить описание исполнителя и вставить свою реквизитку ( ИП и ООО знают, что это такое).
Шаблон договора удаленного копирайтера
Договор № 19/05/2019
об оказании услуг написания текстов
г. Москва
«01» апреля 2019 г.
ТЕРМИНЫ
Уникальный текст — текст, не имеющий аналогов в Интернете ни по своему содержанию, ни по форме. Любая комбинация, состоящая из 5-ти и более слов, идущих рядом и встречающихся на другом сайте, не считается уникальной. Также при проверке уникальности не имеет значения, в какой форме, в каком падеже или склонении употреблено слово.
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Исполнитель, обязуется за вознаграждение оказать комплекс услуг по написанию 150 уникальных Текстов (далее — Текст), в соответствии с техзаданием Заказчика, на условиях и в сроки, предусмотренные настоящим договором. Размер одного Текста должен быть не более 600 знаков с учетом числа пробелов в одном Тексте и не менее 500 знаков с учетом числа пробелов в одном Тексте. Минимальное количество суммы всех 150 Текстов составляет 75 000 знаков с пробелами. Максимальное количество суммы всех 150 Текстов составляет 90 000 знаков с пробелами.
1.2. Заказчик, в свою очередь, гарантирует оплату услуг Исполнителя в оговоренный договором срок и в указанном в договоре размере.
2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН
2.1. Исполнитель обязуется написать Тексты в срок, указанный в Приложении № 1 к настоящему договору.
2.2. Исполнитель обязуется написать Тексты своими силами и средствами и гарантирует наличие у него авторских прав на Тексты.
2.3. Заказчик обязуется своевременно принять и оплатить Тексты в порядке и на условиях, определенных настоящим договором.
3. ПРИЕМКА-ПЕРЕДАЧА ТЕКСТОВ
3.1. Тексты передаются Заказчику в электронном виде на электронную почту info@НАЗВАНИЕ.рф и принимается Заказчиком по Акту приемки-передачи, который подписывается обеими сторонами. Заказчик в течение 3-х рабочих дней с момента получения обязан подписать и передать Акт Исполнителю, либо предоставить в письменной форме мотивированный отказ от приемки работ. В случае мотивированного отказа от приемки работ стороны составляют Дополнительное соглашение с перечнем доработок и сроков их выполнения.
3.2. Если в течении 3-х рабочих дней с момента получения Текстов Заказчик Акт не подписал или не предоставил мотивированный отказ от приемки работ, Акт автоматически считается принятым Заказчиком и все указанные в нем работы подлежат оплате.
3.3. При получении указания Заказчика о внесении поправок и доработок Исполнитель обязуется в определенные Дополнительным соглашением сроки внести требуемые исправления и повторно представить Тексты и Акт приемки-передачи.
3.4. Если в течении 3-х рабочих дней с момента получения Заказчик дополнительный Акт не подписал или не предоставил мотивированный отказ от приемки работ, Акт автоматически считается принятым Заказчиком и все указанные в нем работы подлежат оплате.
3.5. С момента подписания сторонами Акта приема-передачи и оплаты Текстов, права на Тексты, согласованные в п. 4 настоящего договора, считаются переданными Заказчику.
4. АВТОРСКИЕ ПРАВА НА ТЕКСТЫ
4.1. Исполнитель предоставляет Заказчику следующие исключительные права на создаваемые Тексты:
а) право опубликовывать Тексты под фирменным наименованием, производственной маркой и товарным знаком Заказчика;
б) право на обнародование Текстов, т.е. на сообщение Текстов в какой-либо форме или каким-либо способом неопределенному кругу лиц. Не считается обнародованием информирование широкого круга лиц о назначении, функциях, технических и прочих характеристиках Текстов, например, в рекламных целях;
в) право на воспроизведение Текстов (дублирование, тиражирование или иное размножение, т.е. неоднократное придание Текстам объективной формы, допускающей его функциональное использование) без ограничения тиража;
г) право на распространение Текстов любым способом путем реализации размноженных материальных носителей Текстов среди конечных пользователей (потребителей, осуществляющих функциональное использование) без ограничений в территориально-отраслевых пределах;
д) право на переработку Текстов (создание на их основе нового, творчески самостоятельного произведения или внесение изменений, не представляющих собой его переработку);
е) право на перевод Текстов;
ж) право на публичное использование Текстов и демонстрацию в информационных, рекламных и прочих целях;
з) право переуступить на договорных условиях часть полученных по настоящему договору прав третьим лицам;
4.2. Указанные в п. 4.1. настоящего договора права передаются бессрочно.
4.3. Действие передаваемых исключительных авторских прав не ограничивается территориальными пределами.
4.4. Исполнитель не сохраняет за собой право использовать Тексты самостоятельно или предоставлять аналогичные права на его использование третьим лицам.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
5.1. Сторона, нарушившая сроки исполнения взятых на себя по настоящему договору обязательств оплачивает пени в размере 0,1% от цены договора за каждый день просрочки.
5.2. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая любые обязательства по настоящему договору, обязана возместить другой стороне причиненные таким неисполнением убытки. Если сторона, нарушившая договор, получила вследствие этого доходы, сторона, права которой нарушены, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
5.3. В случае нарушения договора сторона, чье право нарушено, вправе также потребовать признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
5.4. В случаях, не предусмотренных договором, имущественная ответственность определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
6. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
6.1. Условия настоящего договора и Технического задания конфиденциальны и не подлежат разглашению.
7. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
7.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного договора, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства.
7.2. При неурегулировании спорных вопросов в процессе переговоров, споры разрешаются в суде в порядке, установленном действующим законодательством.
8. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
8.1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует до момента исполнения сторонами всех взятых на себя по настоящему договору обязательств.
9. РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА
9.1. Стороны вправе досрочно расторгнуть договор по взаимному письменному соглашению.
9.2. Заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае, если Исполнитель не обладает авторским правом на предмет договора.
9.3. Исполнитель вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае нарушения Заказчиком обязанности выплачивать вознаграждение Исполнителю.
10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
10.1. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.
10.2. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны сторонами или надлежаще уполномоченными на то представителями сторон.
10.3. Все уведомления и сообщения должны направляться сторонами договора друг другу в письменной форме.
10.4. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых находится у Исполнителя, второй — у Заказчика.
11. ПРИЛОЖЕНИЯ К НАСТОЯЩЕМУ ДОГОВОРУ:
11.1. Приложение № 1 — Техническое задание на Тексты.
11.2. Приложение № 2 — Сроки и условия выплаты вознаграждения за Тексты.
12. РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН
Заказчик:
Общество с ограниченной ответственностью «НАЗВАНИЕ»
(ООО «НАЗВАНИЕ»)
Юридический адрес:
Россия, 111111,
г. Москва, Улица,
д. 148, офис № 502.
Адрес местонахождения:
Россия, 111111,
г. Москва, Улица,
д. 148, офис № 502.
ИНН 0000000000
КПП 000000000
Р/с 00000000000000000000
в филиале № 00000 Банка
г. Москва,
к/с 00000000000000000000
БИК 000000000
ОГРН 0000000000000
ОКПО 00000000
эл. почта: info@НАЗВАНИЕ.рф
Генеральный директор
Фамилия Имя Отчество
Фамилия Имя Отчество
Адрес регистрации:
Россия, 000000, Ленинградская. обл., Санкт-Петербург, ул. Улица, д. Дом, кв. 66
Дата рождения: 20.02.1995 г. р.
Место рождения: Санкт-Петербург, Ленинградской обл.
Паспорт: серия 0000 № 000000,
выдан:27.03.2013,
ОУФМС России по Санкт-Петербургу
и Ленинградской обл.
к. подр.: 000-000
ИНН 000000000000
СНИЛС: 000-000-000 00
Номер счета: 00000000000000000000
Банк получателя: СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК
БИК: 000000000
Корр. счет: 00000000000000000000
ИНН: 0000000000
КПП: 000000000
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
К договору оказания услуг №
от «01» апреля 2019 г.
Техническое задание на Тексты
Общество с ограниченной ответственностью «НАЗВАНИЕ», в лице Генерального директора Фамилия Имя Отчество, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны, и Гражданин Российской Федерации Фамилия Имя Отчество, действующий от своего лица, именуемый в дальнейшем «Исполнитель», с другой стороны,согласовали настоящее Приложение:
1) Исполнитель посещает раздел каталога сайта Заказчика https://сайт.рф и и все его подразделы, включая страницы товаров.
2) Исполнитель копирует заголовки наименований разделов и товаров и вбивает их в поисковую строку системы «Яндекс» на сайте www.ya.ru.
3) Исполнитель находит тексты с описанием продукции у сторонних производителей и электронных библиотек в первой десятке поисковой выдачи Яндекса.
4) На основе найденных текстовых материалов Исполнитель составляет уникальные текстовые материалы в соответствии с п. 1.1 данного договора. Срок создания Текстов не более 70 календарных дней с даты подписания договора, но не менее 7 Текстов в период 7 календарных дней.
Заказчик:
ООО «НАЗВАНИЕ»
Генеральный директор
Фамилия Имя Отчество
Исполнитель:
Фамилия Имя Отчество
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
К договору оказания услуг №
от «01» апреля 2019 г.
Сроки и условия выплаты вознаграждения за Тексты
Общество с ограниченной ответственностью «НАЗВАНИЕ», в лице Генерального директора Фамилия Имя Отчество, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны, и Гражданин Российской Федерации Фамилия Имя Отчество, действующий от своего лица, именуемый в дальнейшем «Исполнитель», с другой стороны, согласовали настоящее Приложение:
1. Стоимость Текстов по настоящему договору составляет 115 рублей за 1000 знаков с пробелами, при условии выполнения п. 1.1 настоящего Договора.
2. Оплата Текстов осуществляется безналичным расчетом на банковскую карту Исполнителя.
3. Моментом оплаты считается дата поступления средств со счета Заказчика на счет Исполнителя.
4. Оплата производится по 50% предоплате из расчета по минимальному количеству суммы всех знаков с пробелами, указанного в пункте 1.1 настоящего Договора в течение 7 банковских дней с момента подписания Договора. Оставшуюся сумму Заказчик выплачивает исходя из расчета согласно фактическому количеству знаков с пробелами, зафиксированному в Акте приемки-передачи, но не более максимального количества текста,указанного в пункте 1.1 настоящего Договора в течение 7 банковских дней с момента подписания Акта приемки-передачи.
5. Сумма предоплаты составляет 4312 рублей 50 копеек (исходя из расчета 500*150*115 руб/1000)*50%).
Подписи сторон:
Заказчик:
ООО «НАЗВАНИЕ»
Генеральный директор
Фамилия Имя Отчество
Как агентству и фрилансеру защитить свою работу
От бесконечных правочек и доработочек
Я четыре года веду проекты по созданию сайтов, брендингу и рекламе. Раньше от слова «правочки» у меня начинал дергаться глаз.
Бесконечные правочки ведут к неприятным для проекта вещам: он становится невыгоден и все менее интересен студии. Теряется время, и другие проекты сложно планировать — а для компании это тоже потерянные деньги. Все участники проекта устают, падает их мотивация, а в итоге — качество проекта.
Сейчас я руковожу проектами по созданию сайтов в компании, где проблема бесконечных правок решена. Заодно решены и другие задачи: мы вовремя получаем оплату, быстро согласовываем макеты и сайты, вовремя получаем тексты и изображения для работы над дизайном.
Это стало возможным благодаря двум вещам: жесткой внутренней системе документооборота и грамотно выстроенному общению с клиентами. В этой статье я расскажу о первом — документальном — способе защиты агентства и результатов нашей работы.
Осторожно, бюрократия
Наши правила документооборота достаточно жесткие. Оправдание этой бюрократии простое: мы хотим, чтобы наши права были защищены. При этом мы делаем еще две вещи:
У меня были ситуации, когда клиент не успевал перевести предоплату и мы стартовали без нее. Или шли верстать страницы без согласованного дизайна. Но это уже наши внутренние риски, которые менеджер и компания берут на себя.
Как делают сайты
Когда компания выходит на рынок, вырастает, меняет аудиторию или просто обнаруживает себя в 2019 году, ей становится нужен сайт.
Обычно компания до конца не знает, как строится разработка, с чего ее начать, и имеет ограниченный бюджет. Тут компания выбирает, как поступить.
Сделать сайт самостоятельно внутри компании. Найти менеджера, дизайнера, программистов внутри организации и все сделать своими силами. Это доступно тем компаниям, у которых уже есть свой штат таких сотрудников.
Сделать самостоятельно на базе конструктора сайтов. С простым сайтом без навороченного дизайна и функционала можно справиться в одиночку, даже если у тебя нет штата разработчиков. Из минусов — придется обходиться собственными силами и навыками, осваивать конструктор самому. Этот путь обычно выбирают небольшие или новые бизнесы.
Заказать отдельно дизайн, отдельно программирование у фрилансеров. Если фрилансеры знакомые, может получиться отличный результат. Если пойти на биржу фриланса и постараться найти там кого-то — может повезти или нет. Этот путь — выбор стойких и уверенных в себе.
Заказать разработку в агентстве. Там за клиента составят задание (описание требований к сайту), нарисуют макеты, запрограммируют. Это дороже, зато результат предсказуемый. Средний и крупный бизнес, как правило, заказывают сайты именно у агентств.
Если выбран последний вариант, начинается путь длиной от полугода до пары лет — это в особых случаях. Срок зависит от объема и сложности разработки, скорости согласований и даже от того, насколько хорошо клиент понимает, какой функционал ему нужен.
Клиент популярной студии платит за уверенность в том, что его задача будет выполнена качественно и в срок. Но так происходит не всегда.
Какие есть подходы и проблемы
Есть два подхода к созданию любого веб-проекта.
Первый подход — классическая «водопадная» модель разработки. Она подразумевает, что все части проекта идут последовательно друг за другом. Это значит, что сначала мы согласовываем задание и только потом начинаем рисовать дизайн-концепцию. Концепция будет основана на задании и переданных материалах. После концепции наступит очередь макетов, а когда макеты будут готовы — начнется сборка. Наполнять сайт мы будем только предоставленным контентом. При таком подходе стоимость проекта рассчитывается заранее и не меняется в процессе работы.
Второй подход — это применение так называемых гибких методологий (эджайл, скрам, тайм-энд-матириал и другие красивые слова — отсюда). При таком подходе разработка ведется этапами и не останавливается. Как пример: сначала быстро нарисовали, запрограммировали и выпустили главную страницу сайта и каталог. Потом добавили еще пару страниц. И еще пару страниц. Такой подход подразумевает почасовую оплату работы специалистов: сколько времени потратили на итерацию, столько она и будет стоить.
Работать «по водопаду» уже не так модно, как по эджайлу, но это все еще популярный подход в разработке сайтов.
Если показывать схематично, то работа над сайтом «по водопаду» выглядит так. Все вроде бы просто. Но на каждом этапе студию поджидают одни и те же удивительные вопросы:
Наш подход
Мы работаем по первой модели — «водопадной». Чтобы избежать проблем, мы фиксируем в документах все стоящее, все полезное и все спорное. Каждый этап работы также обрастает документами.
В итоге на любом проекте у нас есть:
Эта кипа бумаги здесь не просто так, она нужна, чтобы мы чувствовали себя в безопасности. А чтобы эти бумажки могли нас защитить, нужно соблюдать несколько правил.
Оригиналы документов у нас на руках. Это значит, что мы работаем только с подписанными документами — мы не беремся даже за самый интересный проект, если клиент хочет работать без документов или за наличные.
Документы грамотно составлены. За это отвечает наша внутренняя шаблонизация документов и несколько специалистов: юрист корректно составляет основные документы, делопроизводитель вписывает их в наш документооборот, бухгалтер вовремя выставляет счета.
Все документы отправляются курьером с описью вложения. Это фиксирует, что мы выставили акт в срок, оговоренный приложением к договору.
Мы соблюдаем условия, описанные в этих документах. Без этого даже самый крутой юрист и самый четкий договор не помогут.
Эта система и сам список могут показаться громоздкими, если вы фрилансер или представитель небольшой компании. Но вы можете взять какие-то решения и применить их точечно в своем документообороте.
Расскажу о каждом документе подробнее.
Договор
Мы используем рамочный договор, который описывает основные взаимоотношения между сторонами: права и обязанности, правила расторжения и прочее. Договор пролонгируется автоматически — чтобы прекратить его действие, договор нужно специально расторгнуть.
Во всех наших договорах мы прописываем важные для нас нюансы.
Таск-менеджер. В договоре мы фиксируем, что по всем проектам общение с клиентом ведется исключительно в конкретном таск-менеджере — программе для обмена задачами и материалами. Такая договоренность позволяет нам общаться с клиентом только там и не отвечать на письма в почте, Телеграме и Фейсбуке. Весь контент, комментарии, пожелания и прочее лежат в конкретных задачах конкретного проекта и всегда доступны. Это удобно и нам, и клиенту — больше не приходится искать нужные ссылки в почте, Вайбере и смс.
Сдавать результаты работ тоже можно в таск-менеджере. Если клиент пропадает, а срок сдачи макетов подошел, можно выложить результат в таск-менеджер — юридически это считается сдачей результата. Остается выставить акт и счет.
Автоприемка актов и мотивированный отказ. Все работы, которые мы передаем по любому из приложений, считаются принятыми автоматически спустя 5 рабочих дней с того момента, как клиент получил акт. В реальности мы всегда презентуем результаты своего труда, но в крайнем случае можем просто загрузить их в таск-менеджер, а акт выслать почтой.
Нельзя просто так отказаться от выполненных нами работ или начать вносить корректировки в согласованные ранее работы. Если клиента что-то не устраивает, он пишет мотивированный отказ — письмо на официальном бланке с перечнем недостатков работы. Обычно до этого не доходит, потому что мы выдаем нужный клиенту результат и составлять такие бумаги никто не хочет.
Так что все правки, переделки и доработки мы всегда выносим в следующий этап или даже оцениваем как дополнительные работы за дополнительные деньги. Это значит, что они перестают быть правками и становятся частью задачи на будущем этапе или вообще превращаются в отдельное приложение с отдельным бюджетом. А юридически мы прикрыты принятыми актами.
Если дойдет до суда — процесс рассмотрят в Арбитражном суде Москвы. Это важно даже не потому, что суд находится в Москве, как и мы. А потому, что московский и питерский суды имеют практику по делам студий, агентств и вообще интеллектуальной собственности. А суды в нестоличных городах — не имеют. И нестоличный суд не будет с той же тщательностью, что и московский, разбираться, все ли ховеры переданы и считать ли их интеллектуальной собственностью.
Приложение
Приложение — это соглашение об определенном наборе работ. В нем мы фиксируем этапы, сроки, стоимость, ответственность сторон на конкретном проекте. Если проект большой, мы можем сделать два приложения: первое — на дизайн, второе — на программирование. Если проект маленький, мы составляем одно приложение. Расскажу о наших принципах именно на таком примере.
В приложении всегда есть предоплата. В зависимости от договоренностей с клиентом и объема работ, она составляет от 20 до 100% стоимости контракта. Мы не работаем без предоплаты, потому что всегда есть шанс расторжения договора и прекращения сотрудничества. Будет обидно, если мы сделаем работу без предоплаты, ее не примут и потребуют расторгнуть договор. Получится, что денег нет, клиента нет, а время, которое потрачено на эту работу, не вернуть.
Работы в приложении делятся на этапы. Каждый этап закрывается актом выполненных работ и становится основой для последующих работ и этапов.
Сначала читать, потом подписывать
Разбивка по этапам выглядит примерно так:
При желании можно разбить проект на большее количество этапов: отдельно показать прототип, адаптацию макетов, верстку, тестирование и что-нибудь еще. Все зависит от проекта.
В таком устройстве документа есть два плюса. Каждый этап становится базой для дальнейших работ: к примеру, программирование не начнется, пока мы не сдадим дизайн. Каждый этап закрывается актом, поэтому внести в него лишнюю корректировку просто так не получится. Если началось программирование, значит, дизайн не изменится.
В сроках есть такая хитрость: мы учитываем не только срок нашей работы над этапом, но и срок, когда клиент принимает работу. Обычно это 5 рабочих дней. Так у нас есть время сдать проект и передохнуть перед следующим этапом, а у клиента — время принять нашу работу, обсудить ее с командой, согласовать, подписать акт и провести нужный платеж. Если клиент пишет мотивированный отказ, мы должны переделать непринятые работы. Срок переделки равен сроку несогласованного этапа.
Каждый этап имеет свою стоимость и закрывается актом. Такая разбивка защитит, если в середине проекта придется расторгать приложение или договор. Это может произойти по разным причинам: клиент поругался со студией или решил открыть новую фирму и все договоры старой фирмы хочет срочно закрыть.
Для каждого этапа мы указываем, в какой форме сдаем результат. И именно результат по этой форме клиент может принять или не принять. Объясняю на примере.
Вот что мы делаем для разработки концепции:
Но мы специально не обещаем всего этого в приложении и не оформляем как результат работ. Все это — процессы и промежуточные результаты, их нельзя «сдать» в виде результата работ. С юридической точки зрения мы должны клиенту только два файла в определенном формате.
Интеллектуальная собственность. Мы разграничиваем, кому должны принадлежать права на материалы, которые потребуются для разработки сайта. Кроме собственно результатов работы, которые мы передаем клиенту, например макетов, в нашей работе встречаются и другие материалы:
Задание
Задание — это стандартный первый этап работы над проектом. Мы употребляем именно термин «задание», а не «техническое задание» или «ТЗ», по нескольким причинам.
Для нас задание — это документ, фиксирующий цели и задачи сайта, основные требования к форматам, состав страниц, список необходимых материалов. На этом все. У «технического задания» есть собственное определение и госты. Подготовка такого документа будет стоить дороже, при этом для наших клиентов он будет избыточным. Мы даем определение нашему пониманию термина «задание», чтобы не возникало разночтений или требований оформить его по госту, как «техническое задание».
Если среди читателей есть те, кто сможет рассказать, чем ТЗ на создание корпоративного сайта круче обычного задания, — расскажите, вдруг мы передумаем.
Само задание мы сдаем как результат работ, который закрывается актом. Подписывается при этом и акт, и задание — так мы фиксируем все, что написано в задании, как требования к последующим этапам.