договор на праве хоз ведения
Договор на праве хоз ведения
ГК РФ Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления
1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Правила п. 3 ст. 299 ГК РФ не применяются к реорганизации единого заказчика в соответствии с ч. 2 ст. 13 ФЗ от 22.12.2020 N 435-ФЗ.
3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
Хозяйственное ведение
Право хозяйственного ведения – это производное от права собственности ограниченное вещное право, закрепленное за лицами, которые не являются собственниками по хозяйственному и иному использованию имущества собственника.
При этом лицо, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом.
Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.
Субъекты права
Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия.
Объекты права
Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и в то же время остающиеся объектами права собственности их учредителей).
Законом устанавливается положение, в соответствии с которым результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п.2 ст.299 ГК РФ).
Таким образом, унитарное предприятие или учреждение ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, так как все это имущество становится объектом права собственности учредителя.
Прекращение вещных прав происходит по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, в том числе и по основаниям прекращения права собственности.
Порядок учета имущества собственника
Имущество таких предприятий является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.
В связи с этим собственник уже не может непосредственно владеть и пользоваться этим имуществом.
Права собственника
Закрепляя имущество за предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий.
Вместе с тем в ст. 295 ГК РФ определены права и самого собственника.
Собственник имущества, то есть государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.
Таким образом, в компетенции собственника находятся вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения директора (руководителя) предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Порядок реализации прав собственника
Порядок реализации перечисленных прав определен в ряде правовых актов.
Так, в соответствии с Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих сохранению в федеральной собственности, выполняют следующие функции:
— утверждение устава предприятия;
— назначение на должность руководителя предприятия;
— заключение, изменение и прекращение трудового договора с руководителем предприятия;
— согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним;
— утверждение программы деятельности предприятия, определение подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия;
— согласование создания филиалов и представительств;
— согласование сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями;
— согласование совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований;
— утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия;
— согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях.
Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения в отношении указанного предприятия в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях:
— принимает решение о создании унитарного предприятия;
— определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
— определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
— утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;
— принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;
— формирует уставный фонд муниципального предприятия;
— назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
— согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
— утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
— дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
— осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
— утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
— дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;
— дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;
— дает согласие в случаях, предусмотренных Законом об унитарных предприятиях, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также иных сделок;
— принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Согласно статье 26 Закона об унитарных предприятиях бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором;
— имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
Права государственных и муниципальных предприятий
В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом.
Кроме этого, государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
Таким образом, лицо, получившее имущество в хозяйственное ведение вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать это имущество в аренду, отдавать его в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом, совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества только при наличии согласия собственника.
Наряду с этим, денежные средства и остальное имущество при отсутствии ограничения прав унитарного предприятия могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению.
Так, государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными нормативными правовыми актами (абз. 2 п. 2 ст. 295 ГК).
Режим целевого использования имущества
Законодательство предусматривает режим целевого использования имущества, находящегося в распоряжении государственных и унитарных предприятий.
Собственник не вправе изъять имущество у предприятия, он не несет ответственности по его долгам (за исключением случая признания унитарного предприятия банкротом).
Переход права собственности на государственное или муниципальное предприятие к другому собственнику
Следует иметь в виду, что при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Приложение N 10. Типовой договор о закреплении (передаче) объектов муниципальной собственности в право хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями
от 26 июня 1998 г. N 17-125/1
Типовой договор
о закреплении (передаче) объектов муниципальной собственности в право хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 12 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», а также Распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 114-РП «Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности», Комитет по управлению имуществом совместно с Администрацией города (района), в дальнейшем именуемый «Собственник», в лице главы Администрации города (района) ________________________________, с одной стороны, и муниципальное предприятие (водо-, теплоснабжение, эксплуатационное жилищное предприятие), действующее на основании устава, именуемое в дальнейшем «Предприятие», в лице директора ______________________, с другой стороны, руководствуясь Законом Российской Федерации о разграничении прав собственности на государственное и муниципальное имущество, а также положениями ГК РФ, заключили настоящий договор о нижеследующем:
I. Предмет договора
1.1. Предметом договора является закрепление муниципального имущества за муниципальным предприятием для урегулирований Договаривающимися сторонами могут быть представитель собственника или организация, уполномоченная представлять интересы собственника, и муниципальное предприятие.
II. Условия договора
2.1. Уставный фонд предприятия составляет имущество, которое отражается в самостоятельном балансе предприятия.
«Собственник» закрепляет муниципальное имущество с уставным фондом ______ тыс. руб. по балансовой стоимости на «__» ________ 199_ г., в том числе собственные основные средства на сумму ___________ тыс. руб., передаваемые основные средства на сумму ___________ тыс. руб. и оборотные средства на сумму _____________ тыс. руб.
Данное имущество передается в хозяйственное ведение «Предприятию», осуществляющему в пределах действующего законодательства, Устава предприятия и настоящего договора право владения и пользования имуществом «Собственника».
2.2. По состоянию на «__» _________ 199_ г. основные средства, закрепленные за предприятием, состоят из зданий и сооружений, ________ сетей, транспортных средств, оборудования и жилого фонда, всего на общую сумму ________________ тыс. руб.
2.3. Непременным условием заключения договора является приложение бухгалтерской документации «Предприятия»:
— бухгалтерского баланса на «__» ________________ 199_ г.;
— акта о проведении инвентаризации и инвентаризационной ведомости имущества на момент передачи.
III. Права и обязанности сторон
3.1. «Предприятие» имеет право:
— самостоятельно наделять имуществом входящие в состав предприятия подразделения, определять их уставный фонд и назначать материально ответственных лиц;
— пользоваться закрепленным имуществом для использования функций, определенных Уставом предприятия, в соответствии с настоящим договором;
— распоряжаться чистой прибылью от хозяйственной деятельности.
3.2. «Предприятие» обязано:
— согласовывать с «Собственником» передачу закрепленного имущества в аренду, внесение его в качестве залога, продажу;
— досрочное списание пришедших в негодность основных фондов;
— создание дочерних предприятий без права юридического лица;
— увеличивать основные средства и, в случаях их уменьшения, информировать «Собственника» о принятых мерах по недопущению их снижения;
— обеспечивать сохранность закрепленного имущества и, в случае его утраты, гибели, восстанавливать за счет прибыли;
— обеспечивать текущий, средний и капитальный ремонт основных средств, использовать амортизационные отчисления на восстановление основных фондов и развитие производства;
— оперативно обеспечивать устранение аварийных неисправностей (повреждений);
— не допускать износа оборудования выше предельно допустимых нормативов и эксплуатации с нарушением правил технической эксплуатации.
3.3. «Собственник» имеет право:
— назначать и освобождать от занимаемой должности руководителя «Предприятия»;
— заключать с ним контракт и требовать исполнения условий контракта;
— требовать предъявления необходимых документов финансовой отчетности «Предприятия», себестоимости продукции, производимой «Предприятием»;
— вносить предложения по улучшению показателей работы «Предприятия» и качества оказываемых услуг;
— осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью закрепленного имущества;
— изымать излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению;
— на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении «Предприятия».
3.4. «Собственник» обязан:
— участвовать в разработке и утверждении Устава «Предприятия»;
— в сроки, определенные законодательством, рассматривать и согласовывать вопросы, связанные с управлением имуществом, закрепленным за «Предприятием», включая вопросы приватизации;
— предупреждать «Предприятие» об изменениях или расторжении настоящего договора в письменном виде.
IV. Платежи и расчеты по договору
В соответствии с действующим законодательством «Предприятие» производит уплату налогов по основным фондам и переданному имуществу в федеральные и местные органы:
— налог на транспортные средства;
— налог на пользование автодорогой;
— другие налоги, предусмотренные действующим законодательством.
Размер и сроки уплаты налогов определяются законом.
V. Ответственность сторон
5.1. За нарушение договорных, кредитных, расчетных и налоговых обязательств, продажу товаров, пользование которыми может причинить вред здоровью населения, а равно нарушение иных правил предпринимательской деятельности «Предприятие» несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.2. «Предприятие» обязано в соответствии с действующим законодательством возместить ущерб, причиненный несоблюдением требований по рациональному использованию земли и других природных ресурсов, охране окружающей среды от загрязнений и иных вредных воздействий нарушением правил безопасности производства работ, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья его работников, населения и потребителей продукции.
VI. Срок действия договора
6. Настоящий договор вступает в силу с «__» _______ 199_ г. до приватизации переданной муниципальной собственности или сроком до 5 лет с правом пролонгации.
VII. Особые условия
7.1. Изменения настоящего договора могут быть произведены после взаимного согласования исключительно письменными дополнениями, которые должны быть пронумерованы.
7.2. Договор может быть расторгнут досрочно:
— при обоюдном согласии «Собственника» и «Предприятия» при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора;
— в одностороннем порядке «Собственником» в случаях:
— ненадлежащего использования «Предприятием» переданного муниципального имущества;
— невыполнения условий договора.
7.3. Требование об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор.
7.4. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении.
VIII. Реквизиты сторон
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Договор на праве хоз ведения
Бухгалтерский учет
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Вопрос: Учредитель (Администрация местного самоуправления в лице комитета по имуществу) передал МУП движимое имущество в хозяйственное ведение без увеличения уставного фонда. Должен ли МУП уплачивать налог на прибыль со стоимости этого имущества? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2019 г.)
— Вопрос: МУП, применяющее общую систему налогообложения, получило в хозяйственное ведение неисключительные права пользования программными продуктами для ЭВМ от своего учредителя сверх суммы определяемого уставного фонда. Стоимость переданных неисключительных прав на использование программных продуктов составляет как менее 40 000 руб., так и более. Срок использования неисключительных прав в правоустанавливающих документах не указан. Каков в данной ситуации порядок бухгалтерского и налогового учета операций, связанных с получением МУП имущества в хозяйственное ведение? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2012 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Аналогичная норма содержится в п. 4 ФСБУ 6/2020 «Основные средства», который применяется начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год (если только организация не приняла решение использовать этот стандарт раньше).
*(2) ФСБУ 6/2020 предоставляет организациям право самостоятельно установить лимит стоимости актива, относимого к объектам основных средств (при этом не указано, что этот лимит применяется к единице активов, в отличие от ПБУ 6/01). В то же время в новом стандарте отсутствуют положения, требующие учитывать активы, стоимость которых окажется менее установленного лимита, в составе запасов.
Статья 24. Договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления
Статья 24. Договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления
2. Оформление договора осуществляет структурное подразделение администрации города Мурманска, уполномоченное в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом.
3. Договор с муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, исполненного в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области.
4. Договор заключается на неопределенный срок.
5. Неотъемлемой частью договора является приложение к договору, содержащее перечень закрепляемого имущества, и акт приема-передачи.
6. Дополнения и изменения в договор вносятся путем составления и подписания сторонами дополнительного соглашения, являющегося неотъемлемой частью договора. В случае передачи (изъятия) движимого имущества (за исключением автотранспортных средств) дополнительное соглашение к договору не заключается.
7. Государственную регистрацию права хозяйственного ведения или оперативного управления в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на закрепленное недвижимое имущество муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения осуществляют самостоятельно.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.