договор на прием сточных вод в очистные сооружения
Приложение 3. Договор на прием сточных вод
Договор
на прием сточных вод
1. Предмет Договора
1.1. Прием, транспортировка и очистка сточных вод Абонента:
1.1.1. Предприятие ВКХ и Абонент по всем вопросам, не отраженным в настоящем Договоре, руководствуются действующим законодательством, Правилами и техническими условиями приема сточных вод предприятий и организаций в системы канализации населенных пунктов Республики Башкортостан, именуемыми в настоящем Договоре в дальнейшем Правилами.
1.1.2. Ответственным полномочным лицом по всем вопросам взаимоотношений Абонента с предприятием ВКХ по исполнению настоящего договора Абонент назначает своего представителя:
При необходимости Абонент может назначить другого представителя и выдать ему доверенность с соответствующими полномочиями. Такая доверенность должна быть предъявлена Абонентом представителю предприятия ВКХ с отметкой о ее вручении.
1.1.3. Предприятие ВКХ обязано произвести прием, транспортировку и очистку сточных вод с показателями очистки не ниже проектных.
1.1.5. Абоненту разрешается:
— сброс сточных вод в горканализацию в объеме установленного лимита водоотведения от объектов, указанных в приложении 1 к настоящему Договору, по присоединениям (выпускам), оформленным в соответствии с п. 1.1.6 настоящего Договора, с концентрациями загрязнений в сбрасываемых стоках в пределах норм допустимых концентраций (норм ДК), утвержденных решением городской (районной) администрации.
1.1.6. Предприятие ВКХ может ограничить вплоть до полного прекращения прием от Абонента сточных вод в систему канализации в соответствии с распоряжением органов местной власти и управления, предписанием органов Госсанэпиднадзора или Минприроды и ЧС РБ, а также в других случаях, предусмотренных действующим законодательством и Правилами.
Абонент полностью возмещает убытки, нанесенные предприятию ВКХ в результате невыполнения Абонентом условий договора и действующих Правил.
1.1.7. Все присоединения Абонента к горканализации должны быть оформлены с представлением следующей документации:
— согласованной с предприятием ВКХ схемы присоединения с указанием мест выпуска в горканализацию, мест расположения контрольных колодцев;
— акта приема в эксплуатацию вновь вводимого объекта, подписанного представителями сетевой службы, абонентного отдела предприятия ВКХ и представителем Абонента;
— прочую документацию согласно разделу 5 Правил.
Присоединения к городским сетям канализации, на которые у Абонента отсутствует указанная выше документация, считаются самовольными. Объемы водоотведения в таких случаях определяются исходя из наполнения равного 1, их действия в течение 24 ч. в сутки при скорости движения сточных вод 1,5 м/с на весь срок действия присоединения.
1.1.8. Разграничение ответственности за эксплуатацию канализационных сетей между предприятием ВКХ и Абонентом устанавливаются двухсторонним актом.
1.2. Учет объемов водоотведения
Если у Абонента имеются системы технического водоснабжения, то объем водоотведения равен суммарному объему потребления Абонентом воды из системы городского и технического водоснабжения, определенному по приборам учета воды. При отсутствии таких приборов или их неисправности, а также при самовольном подключении объектов Абонента или его субабонентов к системам канализации объем водоотведения определяется по пропускной способности выпуска в горканализацию.
1.3. Контроль качества сточных вод
1.3.1. Абонент обязан контролировать качество сбрасываемых в горканализацию сточных вод в соответствии с согласованным с предприятием ВКХ графиком лабораторного контроля и ежемесячно в срок до 30 числа представлять в предприятие ВКХ результаты ведомственного контроля.
2. Стоимость услуг и сумма договора. Порядок расчета за оказанные услуги
2.1. Стоимость услуг
2.1.1. Услуги предприятия ВКХ на прием сточных вод в пределах утвержденных норм допустимых концентраций и лимитов водоотведения оплачиваются Абонентом по соответствующим тарифам (тарифы, действующие на момент направления договора Абоненту, указаны в извещении, приложенном к настоящему Договору).
Сверхлимитное водоотведение оплачивается по трехкратному тарифу.
2.1.2. В течение срока действия договора тарифы могут быть изменены в случае изменения цен на энергоносители и доводятся до Абонента извещением (уведомлением) в 15-дневный срок.
В остальных случаях изменение тарифов на услуги вводится с первого числа расчетного месяца и доводится до Абонента извещением (уведомлением) в срок до 5 числа месяца, в котором будут применяться новые тарифы.
Извещение об изменении тарифов может быть направлено Абоненту: через обслуживающий его банк в качестве приложения к платежным документам предприятия ВКХ, почтовым отправлением, телефонограммой или курьером.
2.1.3. За прием сточных вод сверх нормативного качества, включая временные условия приема, взимается дополнительная к тарифу плата, размеры которой определяются Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Республики Башкортостан.
2.1.4. Изменение тарифов на услуги предприятием ВКХ в течение срока действия настоящего Договора влечет за собой соответствующие изменения условий договора по стоимости услуг и сумме договора без дополнительного согласования с Абонентом.
2.2. Порядок оплаты услуг предприятия ВКХ
2.2.1. Абоненту устанавливаются следующие предельные сроки оплаты платежных документов предприятия ВКХ:
2.2.2. Оплата платежных документов предприятия ВКХ производится в безакцептном порядке.
2.2.3. В случае, если платежные документы предприятия ВКХ поступают в банк Абонента в более поздние сроки по сравнению с вышеуказанными, их оплата должна производиться в день предъявления этих платежных документов в банк Абонента.
2.3.1. Месячная сумма договора составляет ориентировочно ______________________ рублей на момент направления договора Абоненту. Сумма договора корректируется в зависимости от фактического водопотребления и водоотведения Абонента и изменения тарифов на отпуск воды и прием стоков без дополнительного оформления и согласования сторон.
3. Ответственность сторон. Рассмотрение споров сторон
3.1. В случае нанесения одной из сторон убытков другой стороне виновная сторона возмещает эти убытки в соответствии с действующим законодательством.
3.2. Кроме случаев, указанных в других разделах настоящего Договора, Абонент несет следующую ответственность за нарушение условий настоящего Договора:
3.2.1. За несвоевременную оплату платежных документов предприятия ВКХ в сроки, установленные п. 2.2.1 и п. 2.2.3 настоящего Договора, включая отсутствие средств на расчетном счете Абонента, необоснованный отказ Абонента от оплаты или возврат банком неоплаченных платежных документов предприятия ВКХ по причине изменения реквизитов Абонента (если Абонент не сообщил об этом предприятию ВКХ письменно в 5-ти дневный срок со дня изменения своих реквизитов), а также по иным причинам Абонент уплачивает предприятию ВКХ пеню в размере 2% суммы платежа за каждый день задержки оплаты.
3.2.3. При срыве пломб с водомера, задвижек водомерного узла и других опломбированных представителем предприятия ВКХ водопроводных устройств Абонент оплачивает предприятию ВКХ за объем водоотведения в соответствии с пропускной способностью сооружений для присоединения исходя из наполнения, равного 1, их действия в течение 24 ч. в сутки на весь срок работы водопровода без пломбы.
3.2.4. Предприятие ВКХ несет ответственность за качество оказываемых Абоненту услуг.
3.3. Все споры сторон по заключению и изменению настоящего Договора, а также его исполнению и взысканию с виновной стороны убытков, штрафов, пеней и неустоек, предусмотренных настоящим Договором, рассматриваются в Высшем арбитражном суде Республики Башкортостан в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством.
4. Срок действия Договора, порядок его изменения и расторжения
4.1. Настоящий Договор вступает в силу с 1 января 199_ года, заключается сроком на один год и ежегодно в течение 5 лет продлевается на следующий год без дополнительного оформления, если ежегодно в течение этого срока до 1 декабря ни одна из сторон не направила другой стороне письменного уведомления о расторжении настоящего Договора.
4.2. Настоящий Договор может быть изменен или расторгнут в течение срока его действия по письменному соглашению обеих сторон, а также по инициативе одной из сторон в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
5. Юридические адреса сторон
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения Минприроды России по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере обращения с жидкими бытовыми отходами и (или) стоками из септиков, а также использования водных объектов.
письмо Минприроды РФ № 01-25-27/17203 от 10.07.2020
Так, название блока 7 ФККО («отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов») дополнено словами «за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты)».
В связи с этим отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.
В случае если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами, и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
В случае если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и Закона № 416-ФЗ и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с нормами Закона № 89-ФЗ.
Кроме того, хозяйственно-бытовые стоки, выкачиваемые из выгребных ям, подпадают под определение отхода и деятельность по их обезвреживанию и размещению подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
На основании изложенного, внесение изменений в законодательство в области охраны окружающей среды в данной части не требуется.
В части использования водных объектов Минприроды России сообщает, что ранее Минприроды России совместно с Минэкономразвития России, Минюстом России, Минфином России рассматривался проект федерального закона № 214526-7 «О внесении изменений в статьи 11 и 65 Водного кодекса Российской Федерации», направленный на установление возможности использования водных объектов без оформления разрешительных документов на водопользование для пересечения ледовых переправ на некоторых видах технических средств и, соответственно, движения данных технических средств в границах водоохранных зон, который впоследствии не был поддержан, в том числе Правительством Российской Федерации (официальный отзыв от 16.02.2018 № 1273п-П9), по следующим основаниям.
Предоставление поверхностных водных объектов в пользование осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса Российской Федерации.
Перечень видов водопользования, осуществляемых в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации на основании разрешительных документов, является исчерпывающим.
Так, частями 2 и 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации установлены случаи использования водных объектов на основании договора водопользования и решения о предоставлении водного объекта в пользование. В свою очередь, в соответствии с частью 4 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водопользование также осуществляется без предоставления водных объектов по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.
По мнению Минприроды России, внесение изменений в статью 11 Водного кодекса Российской Федерации в части расширения перечня видов водопользования, не требующих оформление разрешительных документов на водопользование, в том числе для пересечения ледовых переправ на некоторых видах технических средств, представляется избыточным.
В свою очередь, для целей обеспечения жизнедеятельности населения требования к обеспечению безопасности населения на льду устанавливаются в Правилах охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, при этом организация работы ледовых переправ определяется эксплуатирующими организациями по согласованию с органами местного самоуправления, органами полиции, Государственной инспекцией по маломерным судам, в том числе с учетом ледового прогноза и максимальной безопасной нагрузки на лед, составленных Управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Одновременно обращаем внимание, что нахождение транспортного средства в водоохранной зоне в зимнее время должно соответствовать требованиям природоохранного законодательства и осуществляться при условии соблюдения установленного статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации запрета на движение и стоянку транспортных средств (кроме специальных транспортных средств) в границах водоохранных зон за исключением их движения по дорогам, стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Так, при организации ледовых переправ в целях соблюдения водного законодательства расположенные в водоохранных зонах подъездные пути должны быть оборудованы соответствующим образом и иметь твердое покрытие.
Образец договора на выполнение работ по обслуживанию очистных сооружений и внутриплощадочной дождевой канализации, заключаемого между юридическими лицами
ДОГОВОР
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по обслуживанию очистных сооружений и внутриплощадочной дождевой канализации на объектах Заказчика, расположенных по адресам, указанным в Приложении №1.
1.2. В обязательные виды работ по настоящему договору входит двухразовое сезонное техническое обследование очистных сооружений и внутриплощадочной дождевой канализации.
1.3. Остальные виды работ, приведенные в Приложении №2, выполняются Исполнителем по заявке Заказчика в течение дней с момента поступления денежных средств на расчетный счет Исполнителя.
2. СРОКИ
2.1. Настоящий Договор вступает в силу момента его подписания Сторонами и действует до « » 2021 года с возможностью дальнейшей пролонгации.
3. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
3.1. Исполнитель обязуется выполнять работы в срок и с надлежащим качеством согласно условиям настоящего договора.
3.2. Заказчик гарантирует своевременную приемку и оплату работ в соответствии с условиями Договора.
4. СТОИМОСТЬ ДОГОВОРА И УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ
4.1. При заключении договора, Заказчик оплачивает стоимость обязательного двухразового сезонного обследования, составляющую рублей за каждый объект.
4.2. Оплата за остальные выполняемые работы производится Заказчиком по счетам, выставляемым Исполнителем в соответствии с прейскурантом (Приложение №2). Счета выставляются на основании поступления заявки от Заказчика.
4.3. Расчеты за оказываемые услуги производятся не позднее банковских дней с момента выставления счета и получения его Заказчиком.
4.4 Стоимость работ может корректироваться Исполнителем в одностороннем порядке.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН, СПОРЫ
5.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств в соответствии с действующим законодательством РФ и договором. В случае необоснованного расторжения настоящего Договора и Приложений к нему, виновная Сторона возмещает причиненные по ее вине другой Стороне убытки.
5.2. В случае невыполнения своих обязательств в срок Исполнитель выплачивает пени в размере % в день в плоть до окончательного выполнения работ.
5.3. Если Заказчик не произвел расчет в соответствии с настоящим договором, то за каждый день просрочки начисляются пени в размере % от стоимости неоплаченных работ.
5.4 Споры и разногласия по настоящему договору, а также в связи с ним, которые Стороны не смогли урегулировать путем переговоров, разрешаются Арбитражным судом в соответствии с действующим законодательством РФ.
5.5. При прекращении настоящего договора Стороны обязаны урегулировать все взаимные обязательства.
6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
6.1. Настоящий договор подписан в двух экземплярах, по одному для каждой из Сторон и заверен оттисками их печатей.
6.3. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору действительны, при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны Сторонами.
6.4. Все уведомления и сообщения должны направляться в письменной форме.
6.5. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим Договором, стороны руководствуются действующим законодательством.
7. ФОРС-МАЖОР
Заключение договоров водоотведения
Вниманию Абонентов ГУП «Мосводосток»!
Согласно постановлению Правительства РФ от 22.05.2020 г. № 728 внесены изменения в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 644 (далее Правила), в типовую форму договора водоотведения, утвержденную постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 645 и иные правовые акты. В связи с этим с 01.07.2020 г. заключение и переоформление договоров с ГУП «Мосводосток» производится с учетом изменений типовой формы договора водоотведения
Абоненты, имеющие выпуски в централизованную систему водоотведения и сбрасывающие сточные воды в объеме 30 куб.м в сут. и более суммарно по всем выпускам с одного объекта обязаны подать в ГУП «Мосводосток» декларацию о составе и свойствах сточных вод на очередной год до 1 ноября предшествующего года в порядке и по форме, установленной Правилами.
Перечень основных нормативных и методических документов, регламентирующих заключение договоров водоотведения с ГУП «Мосводосток»
Перечень документов, представляемых Заявителем (абонентом ГУП «Мосводосток») для заключения договора водоотведения.
К заявке абонента прилагаются сведения и документы (или их копии) в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644, подписанные руководителем или уполномоченным лицом абонента и заверенные печатью».
При составлении заявки на заключение договора водоотведения с приложением необходимых сведений и документов рекомендуется использовать формы № 1- 4, указанные на сайте ГУП «Мосводосток».
В заявке абонента указываются следующие сведения:
1. Реквизиты абонента, в том числе:
2. Наименование и местонахождение объектов абонента, в отношении которых будет заключен договор водоотведения.
3. Наименование и местонахождение субабонентов (при их наличии), в отношении которых абонент будет осуществлять транспортировку сточных вод по принадлежащим ему водосточным канализационным сетям.
4. Площадь земельного участка, принадлежащего абоненту, на котором расположены здания и сооружения, принадлежащие абоненту на праве собственности или на ином законном основании, с которого осуществляется сброс поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее – ЦСВ), в том числе неорганизованный сброс поверхностных сточных вод.
5. Сведения о виде деятельности, осуществляемой абонентом (наименование вида фактически осуществляемой деятельности, а также определяемого в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности вида экономической деятельности, указанного в Едином государственном реестре юридических лиц).
К заявке абонента прилагаются следующие документы:
2. Копия Устава предприятия (организации).
3. Копия свидетельства о внесении записи в Государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц.
4. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
5. Сведения о виде деятельности, осуществляемой абонентом (наименование вида фактически осуществляемой деятельности, а также определяемого в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности вида экономической деятельности, указанного в Едином государственном реестре юридических лиц).
7. Карта земельного участка в масштабе М 1:500 с указанием границ участка и зданий, нанесением всех водосточных, дренажных и канализационных сетей и сооружений.
8. Баланс водопотребления и водоотведения с указанием всех используемых источниках водоснабжения и приемников сточных вод.
9. Копия договора с ОАО «Мосводоканал» с приложениями.
10. Сведения для расчета объёма сточных вод, поступающих в ЦСВ по каждой территории (выпуску) Абонента (форма №3, для стройплощадок – форма № 3а).
Абоненты, имеющие на праве собственности или ином законном основании водосточные сети и сооружения для отвода сточных вод в ЦСВ, дополнительно предоставляют:
11. Копию документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения прав владения и (или) пользования на водосточные канализационные сети и иные устройства, необходимые для присоединения к централизованной ливневой системе водоотведения, а также на приборы учета сточных вод. Абоненты, не имеющие непосредственного подключения к объектам централизованной системы водоотведения ГУП Мосводосток (далее – ЦСВ), обязаны представить акт разграничения эксплуатационной ответственности с лицами, владеющими на праве собственности или ином законном основании водосточными сетями, подключенными к ЦСВ, за исключением случаев, если объекты таких абонентов подключены к бесхозяйным сетям, а также, если осуществляется неорганизованный сброс поверхностных сточных вод.
12. Копии документов, подтверждающих подключение (технологическое присоединение) объектов абонента к ЦСВ на законных основаниях (договор подключения, технические условия на подключение, справка о соответствии выполненной врезки (дренажа, ливнестока) в горводосток требованиям проекта);
13. Сведения о составе и качестве сточных вод Абонента, поступающих в ЦСВ (форма №4) с приложением копий протоколов анализов сточных вод. Требование о включении в состав заявки абонента указанных сведений распространяется только на абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы состава сточных вод, а также требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
14. Схему размещения узлов учета сточных вод и мест для отбора проб сточных вод;
Для заключения договоров водоотведения с территорий строящихся (реконструируемых) объектов Абоненты дополнительно предоставляет:
16. Копии ордеров на строительство (на подготовительные работы)
17. Копию договора подряда (если договор заключается с подрядчиком).
18. Разрешение на строительство.
19. Проектную документацию в части водоотведения в ЦВС (разделы «Охрана окружающей среды», проект организации строительства, в т.ч. строительного водопонижения)
Контакты:
Заключение Договоров водоотведения осуществляет Договорный отдел и Отдел по работе со строительными объектами Управления по работе с абонентами
Начальник Управления по работе с абонентами
Саркисян Давид Артурович
Агальцов Виктор Станиславович
Оськина Галина Николаевна
Косилкина Ирина Владимировна
Специалисты Договорного отдела
Заместитель начальника Отдела по работе со строительными объектами
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Рекомендуемые формы документов для заключения Договора:
Решение № 7-03/17 в отношении ООО «Водоканал»
Резолютивная часть решения оглашена 21 декабря 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено 12 января 2018 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:
– руководитель Челябинского УФАС России;
— начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;
— ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,
рассмотрев дело № 7-03/17 по признакам нарушения ООО «Водоканал» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном требовании оформления и представления паспортов отходов и в одностороннем расторжении договора, в присутствии ИП., представителей ООО «Водоканал» по доверенности от 01.07.2016 № б/н,. по доверенности от 31.10.2017 № б/н, начальника отдела по охране окружающей среды Администрации Кусинского муниципального района (служебное удостоверение),
В Челябинское УФАС России поступило заявление ИП о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Водоканал», выразившихся в необоснованном предъявлении требований об оформлении паспортов отходов на каждую точку отбора в рамках исполнения договора на оказание услуг по приему (сбору) сточных вод и расторжении договора в одностороннем порядке.
В ходе рассмотрения представленной информации установлено следующее.
Предметом договора является выполнение ООО «Водоканал» и оказание возмездных услуг по приему (сбору) сточных вод на сливной пункт общества.
При этом сточные воды доставляются ИП. собственными силами и за свой счет со сливных точек на территории Кусинского городского поселения (пункт 1.1 договора).
В адрес ИП 09.03.2017 поступило письмо ООО «Водоканал» № 91 о необходимости представить к договору от 01.02.2017 № 4 паспорта отходов на каждую точку отбора.
Также в данном письме указано, что отсутствие указанных документов ведет к невозможности контроля за составом и свойствами сточных вод, а также невозможности предотвращения негативного воздействия на окружающую среду при отведении сточных вод в централизованные системы водоотведения.
Кроме того, в случае непредставления паспортов отходов, ООО «Водоканал» может расторгнуть договор в одностороннем порядке.
ООО «Водоканал» 20.03.2017 направило в адрес ИП. дополнительное соглашение к договору от 01.02.2017 № 4, в котором изменило точку слива сточных вод с канализационно-насосных станций, расположенных в г. Куса по ул. Нижнезаводская, 6 и ул. 3 Интернационала в районе АЗС № 12 «Зюраткуль», на приемный колодец, расположенный на территории Очистных сооружений ООО «Водоканал».
ИП. 31.03.2017 направил в адрес ООО «Водоканал» претензию о том, что требования, указанные в письме Общества от 09.03.2017 являются необоснованными, кроме того, предложенные в дополнительном соглашении условия об изменении точки слива сточных вод являются для предпринимателя невыгодными.
Письмом от 10.04.2017 № 138 ООО «Водоканал» отказало в удовлетворении представленной ИП претензии.
В этот же день письмом № 139 ООО «Водоканал» уведомило ИП о расторжении договора от 01.02.2017 № 4 в одностороннем порядке.
Указанные действия ООО «Водоканал» ущемляют интересы ИП. в сфере предпринимательской деятельности и содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Приказом Челябинского УФАС России от 04.08.2017 № 175 возбуждено дело № 7-03/17 в отношении ООО «Водоканал» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Определением Челябинского УФАС России о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 10.08.2017 № 9617/03 у ООО «Водоканал», ИП. запрошены письменные пояснения с правовым обоснованием по изложенным в определении обстоятельствам.
Согласно пояснениям ООО «Водоканал» в письме от 09.03.2017 № 91 допущена ошибка и с ИП. требовалось предоставление не паспортов отходов, а деклараций о составе и свойствах сточных вод, сливаемых им в централизованную канализационную систему ООО «Водоканал».
В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абонента, абонент подает в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию о составе и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения (пункт 33 типового договора, что соответствует пункту 1.5 договора от 01.02.2017 № 4).
Исследования проводятся по поручению абонента лабораторией, аккредитованной в порядке, установленном законодательством Российской федерации. Отбор проб на канализационных выпусках может производиться по поручению абонента организацией водопроводно-канализационного хозяйства за счет средств абонента (пункт 35 типового договора).
Одним из мест сбора сточных вод ИП. указано предприятие «Камнерез» ИП а, которое занимается камнерезным производством, отходы от указанной деятельности согласно Приложению № 2 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения категорически запрещаются для слива в централизованную канализационную систему.
Также при оформлении договора ИП. не указана область деятельности по точкам сбора, указанным в договоре.
Среди объектов числятся продовольственные магазины, автомобильные боксы, металлобаза, в сточных водах от которых также могут находиться загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу.
ООО «Водоканал» стало известно, что только в одном из прилегающих населенных пунктов, не являющих предметом договора, ИП. за месяц было собрано и слито в централизованную канализационную систему ООО «Водоканал» 720 м. кб. сточных вод.
Исполнитель согласно пункту 2.7 договора имеет право не оказывать услуги Заказчику, если им были нарушены условия пункта 1.8 договора, а также на основании пункта 1.9 вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке, в случае если Заказчиком были нарушены требования пункта 1.1 договора.
Чтобы иметь возможность отслеживать количество слитых в централизованную канализационную систему сточных вод ИП. и контролировать состав и свойства сточных вод была изменена точка слива, на что ИП Макурин С.Б. не согласился.
ИП. осуществляет сбор сточных вод с камнерезных предприятий, которые не имеют выпусков в централизованную канализационную систему, но, по мнению Общества, для этих организаций ИП. является транзитной организацией.
Таким образом, ИП необходимо предоставлять декларации в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, так как именно ИП. в данном случае является абонентом для ООО «Водоканал», а те точки, где ИП. производит забор сточных вод являются для ИП клиентами (абонентами).
Поскольку ИП.производит слив в централизованную систему канализации со своего выпуска (шланг ассенизаторского автомобиля) в объемах, превышающих 30 куб. метров стоков в сутки, то он должен предоставлять декларации, и может потребовать их у своих абонентов.
ИП. неоднократно нарушал нормативы допустимых сбросов, а так же не представлял декларации по составу и свойствам сточных вод, сливаемых в централизованную систему водоотведения, что согласно частей 6,7 статьи 21 Закона о водоснабжении и водоотведении дает основание для отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора в одностороннем порядке.
ООО «Водоканал» не препятствует ИП Макурину С.Б. в осуществлении деятельности. Общество ежемесячно заключает договоры водоотведения с ИП Макуриным С.Б., при этом новые договоры приведены в соответствие нормам действующего законодательства, а также увеличен объем принимаемых сточных вод.
Согласно пояснениям ИП. требование о представлении документов, указанных в письме от 09.03.2017 № 91, является не обоснованным и не основанным на законодательстве РФ.
Своими действиями ООО «Водоканал» нарушает право. на ведение предпринимательской деятельности.
ИП. откачивает сточные воды, образовавшиеся в результате жизнедеятельности человека (не отходы производства).
Согласно пояснениям начальника отдела по охране окружающей среды Администрации Кусинского муниципального района. в Администрацию регулярно поступали жалобы от населения г. Кусы о наличии неприятного запаха в районе приемного колодца. По результатам выездов к указанному колодцу установлено, что в связи с износом дренажных труб сточные воды, сбрасываемые в колодец, попадают в реку.
По запросу Администрации района у Администрации г. Кусы выяснено, что сбросы в указанный колодец производит ИП. на основании договора с ООО «Водоканал».
ООО «Водоканал» предоставлена информация, что объем сточных вод по договору с ИП. составляет 400 куб.м. в месяц.
Однако, по данным Администрации района сброс в указанный колодец составляет ежедневно от 40 до 60 куб.м., что превышает суммарно 400 куб.м. в месяц.
Учитывая износ сетей в указанной точке сброса, Администрация района рекомендовала ООО «Водоканал» изменить точку сброса по договору.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно позиции Минприроды России, изложенной в письме от 13.07.2015 № 12-59/16226, отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.
В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.
Предметом заключенного между ООО «Водоканал» и ИП. договора является прием (сбор) сточных вод.
Вывозимые ИП. и сливаемые в канализационную сеть ООО «Водоканал» сточные воды по канализационным сетям города Куса поступают на очистные сооружения, обслуживаемые ООО «Водоканал», для дальнейшей очистки.
Таким образом, указанные сточные воды не являются опасными отходами и оформление паспортов на данные воды не требуется.
Из письма ООО «Водоканал» от 09.03.2017 № 91 следует, что паспорта отходов надлежит оформить ИП. по каждой точке отбора.
Однако ИП. не обязан оформлять указанные паспорта, поскольку вывозимые им из выгребных ям воды образуются не в процессе его деятельности.
Более того, большая часть точек отбора находится у жилых домов.
Следовательно, требование ООО «Водоканал» о необходимости оформить и представить паспорта отходов по каждой точке отбора является необоснованным, противоречащим действующему законодательству.
Согласно части 4 указанной статьи в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов абонентов, подают в организацию, осуществляющую водоотведение, декларацию о составе и свойствах сточных вод, в которой, в частности, указываются нормативы допустимых сбросов абонентов, лимиты на сбросы.
Положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не распространяется на абонентов, являющихся товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 установлено, что к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
ИП. не относится к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, поскольку не осуществляет деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, а также к иным абоненты, имеющим самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам.
Таким образом, требование ООО «Водоканал» о предъявлении деклараций также является необоснованным.
2. На основании части 5 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
По смыслу части 5 статьи 7 Закона о водоснабжении между гарантирующей организацией (организацией водопроводно-канализационного хозяйства) и организацией, оказывающей услуги по вывозу жидких бытовых отходов, заключается договор водоотведения.
С учетом того, что Законом о водоснабжении не установлена возможность заключения иных договоров между указанными организациями, заключение договора на прием и очистку сточных вод, по мнению ФАС России, противоречит законодательству Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (письмо ФАС России от 02.09.2014 № АЦ/35194/14 «Об услугах по вывозу жидких бытовых отходов»).
ООО «Водоканал» является единственной организацией, осуществляющей отпуск воды из системы водоснабжения, прием сточных вод в систему канализации и эксплуатирующей эти системы на территории г. Куса, соответственно, ООО «Водоканал» фактически оказывает ИП. услуги по водоотведению путем приема вывезенных ассенизаторскими машинами сточных вод в систему городской коммунальной канализации через канализационные колодцы.
Таким образом, к договору, заключенному между ООО «Водоканал» и ИП., должны применяться требования, предъявляемые к договору водоотведения.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении договор водоотведения является публичным договором.
В соответствии с пунктом 8 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении договоры водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 60 и 61 типового договора водоотведения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645, договор водоотведения может быть расторгнут до окончания срока его действия по обоюдному согласию сторон.
В случае предусмотренного законодательством Российской Федерации отказа организации водопроводно-канализационного хозяйства от исполнения настоящего договора или его изменения в одностороннем порядке договор считается расторгнутым или измененным.
Условия и сроки, в течение которых организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора водоотведения определяются в соответствии с положениями Закона о водоснабжении и водоотведении (пункт 69 Правил № 644).
В соответствии с частью 6 статьи 21 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если в течение 60 дней со дня прекращения или ограничения водоотведения по причинам, предусмотренным пунктом 5 части 1, пунктами 4, 8 и 9 части 3 настоящей статьи, абонент не устранил указанных причин, организация, осуществляющая водоотведение, вправе отказаться от исполнения договора водоотведения в одностороннем порядке.
Согласно части 7 статьи 21 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, осуществляющая водоотведение, вправе отказаться от исполнения договора водоотведения в одностороннем порядке в случае неоднократного грубого нарушения абонентом нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы.
Таким образом, односторонний отказ от исполнения договора, а равно одностороннее расторжение договора водоотведения организацией водопроводно-канализационного хозяйства возможно лишь в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 21 Закона о водоснабжении и водоотведении.
Следовательно, одностороннее расторжение договора водоотведения по иным основаниям не допускается.
Согласно уведомлению о расторжении договора в одностороннем порядке от 10.04.2017 № 139 ООО «Водоканал» расторгло договор на основании пунктов 1.9 и 3.3 договора по причинам нарушения ИП. пунктов 1.5 и 3.2 договора.
Пункт 1.5 договора предусматривает обязанность ИП. ежегодно представлять по требованию ООО «Водоканал» результаты лабораторных данных.
Пунктом 3.2 договора установлено, что, в случае обнаружения (визуально или путем лабораторных анализов) в сточных водах ИП., слитых на сливной пункт, технических масел, жиров, каких-либо иных технических примесей, составляется акт в простой письменной форме.
Указанные основания расторжения договора не соответствуют основаниям, предусмотренным частями 6 и 7 статьи 21 Закона о водоснабжении и водоотведении.
Таким образом, ООО «Водоканал» в нарушение Закона о водоснабжении и водоотведении, Правил № 644 расторгло с ИП. договор в одностороннем порядке.
Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг водоотведения на территории Кусинского городского округа в пределах пролегания сетей водоотведения ООО «Водоканал».
По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг водоотведения на территории Кусинского городского округа в пределах пролегания сетей водоотведения ООО «Водоканал» установлено следующее:
1. Временной интервал исследования – 2016 год и 1 половина 2017 года;
2. Продуктовые границы рынка: оказание услуг по водоотведению;
3. Географические границы рынка: территория Кусинского городского поселения Челябинской области в пределах пролегания сетей водоотведения ООО «Водоканал».
Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 – ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).
Доминирующим в силу законодательства также признаётся положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.
ООО «Водоканал» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению.
Исходя из положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, как злоупотребление доминирующим положением запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Для признания наличия состава указанного правонарушения необходимы следующие условия: доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке и совершение им действий (бездействия), характеризующихся как злоупотребление доминирующим положением.
В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Статья 12 Гражданского кодекса РФ устанавливает способы защиты гражданских прав, в числе которых самозащита права, прекращение или изменение правоотношения.
В ходе рассмотрения дела установлено, что между ООО «Водоканал» и ИП. по настоящее время продолжается спор об объемах сточных вод, сливаемых предпринимателем в соответствии с договором на водоотведение.
Так, по мнению ООО «Водоканал», объемы сточных вод, сливаемые ИП., значительно превышают объемы, установленные договорами, что подтверждается пояснениями начальника отдела по охране окружающей среды Администрации Кусинского муниципального района.
Кроме того, между ООО «Водоканал» и ИП. продолжается спор относительно точки слива сточных вод.
ООО «Водоканал» предлагает ИП. сливать сточные воды на очистных сооружениях, поскольку в указанной точке установлен прибор учета сточных вод.
Однако ИП отказывается сливать сточные воды в указанную точку, мотивируя отказ отсутствием дороги общего пользования до очистных сооружений.
Следует отметить, что до очистных сооружений имеется проселочная дорога, проезд по которой возможен.
Указанные действия ИП. могут свидетельствовать об его уклонении от возможного контроля объема сливаемых сточных вод, что в свою очередь может подтверждать доводы ООО «Водоканал» о превышении договорных объемов слива сточных вод ИП.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры.
Возникший между Вами спор вытекает из договорных отношений, носит гражданско-правовой характер и подлежит урегулированию в судебном порядке.
При таких обстоятельствах действия ООО «Водоканал» по одностороннему расторжению договора, а также по требованию представления дополнительных документов не могут рассматриваться как направленные на злоупотребление доминирующим положением.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
Рассмотрение дела в отношении ООО «Водоканал» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях ООО «Водоканал».
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.