договор на размещение нестационарных торговых объектов
Договор на размещение нестационарных торговых объектов
О размещении нестационарных торговых объектов на условиях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута
Таким образом, в настоящее время наличие информации об НТО в схеме размещения НТО, утвержденной в установленном порядке, является достаточным основанием для размещения такого НТО на земельном участке, находящемся в публичной собственности. Принятие дополнительных актов (в том числе органами местного самоуправления) о разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях размещения НТО в указанном порядке, ЗК РФ не предусмотрено.
Позиция Департамента недвижимости Минэкономразвития России по вопросу платности использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления в отношении них сервитута изложена в письме от 14 октября 2016 г. N Д23и-4886 (размещено на официальном сайте Минэкономразвития России, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс»), и исходит из того, что без взимания платы осуществляется непосредственно использование земельных участков в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.33 ЗК РФ, при наличии на это законных оснований.
Таким образом, если НТО включен в схему размещения НТО, в порядке, установленном Законом N 381-ФЗ, то плата за его нахождение на земельном участке, т.е. за использование такого земельного участка в целях его размещения, не взимается.
При этом определение условий размещения НТО (в том числе наличие/отсутствие преимущественного права на заключение нового договора о размещении НТО на новый срок; предоставление права на размещение НТО по результатам торгов; установление платы за такое размещение и пр.) выходит за рамки регулирования отношений, возникающих в области использования земель или земельных участков.
Так, в силу части 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В этой связи, в настоящее время порядок предоставления мест под размещение НТО, в том числе условия размещения таких объектов, определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.
При этом утверждение схемы размещения НТО (внесение в нее изменений) не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Что касается вопроса предоставления земельных участков на праве аренды для размещения НТО, то диспозитивный характер статьи 39.33 ЗК РФ позволяет использовать земельные участки без их представления и без установления в отношении них сервитутов, в случаях, если иное не предусмотрено законом. Таким образом, предоставление земельных участков на праве аренды для размещения НТО осуществляется исключительно в случаях, прямо предусмотренных законом.
Поскольку действующей редакцией Закона N 381-ФЗ данное условие не установлено, размещение НТО на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на праве аренды в настоящее время не должно осуществляться.
Относительно ранее заключенных договоров аренды земельных участков, предоставленных в целях размещения НТО, срок действия которых истек, в силу пунктов 3 и 4 статьи 39.6 ЗК РФ в указанном случае оснований для заключения нового договора аренды земельного участка без проведения торгов не предусматривается.
В случае если срок договора аренды земельного участка, предоставленного для размещения НТО, не истек, то в таком случае могут быть применены правила пункта 1 статьи 46 ЗК РФ, пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие возможность расторжения договора по соглашению сторон.
В свою очередь истечение срока договора аренды земельного участка, либо расторжение такого договора не препятствуют дальнейшему использованию этого земельного участка для размещения НТО по правилам главы V.6 ЗК РФ при наличии законных оснований.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, общественного питания и бытового обслуживания, является Минпромторг России (Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438).
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации в целях развития всех торговых форматов и каналов сбыта, а также защиты прав предпринимателей Минпромторгом России при участии Минэкономразвития России и ФАС России подготовлен проект федерального закона, направленный на совершенствование правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли. Указанный законопроект предусматривает определение прозрачных правил предоставления мест для нестационарных и мобильных объектов, в том числе компенсационных мест, а также длительные сроки действия разрешающих документов с их последующим продлением с добросовестными хозяйствующими субъектами без проведения торгов.
Заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
Общее описание
Размещение нестационарных торговых объектов (НТО) на землях и земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт‑Петербурга, а также на землях и земельных участках, находящихся на территории Санкт‑Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов (Схема) в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и договором на размещение НТО.
Правительство Санкт‑Петербурга предоставляет индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам (хозяйствующие субъекты) право на размещение НТО в местах, определенных Схемой, в соответствии с Законом Санкт‑Петербурга от 25.03.2015 №165‑27 «О размещении нестационарных торговых объектов» (Закон №165-27).
Предоставление хозяйствующим субъектам права на размещение НТО в местах, определенных Схемой, осуществляется на основании договора на размещение НТО, заключаемого по результатам аукциона либо в случаях, установленных настоящим Законом Санкт‑Петербурга, без проведения аукциона.
Решение о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона в случаях, установленных настоящим Законом Санкт‑Петербурга, принимается Правительством Санкт‑Петербурга на основании заявок хозяйствующих субъектов о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона, направленных в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (Комитет).
Полное наименование:
Результат предоставления
Срок предоставления
Срок рассмотрения заявки приостанавливается до заключения договора на размещение НТО по ранее поданной заявке (истечения срока действия решения о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона, принятого по ранее поданной заявке) или принятия Комитетом решения об отказе в заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона или решения об отказе в проведении аукциона по ранее поданной заявке.
Стоимость
Заявители
I. Получатели государственной услуги:
II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:
Порядок действий
Порядок действий заявителя
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:
* Размещение НТО на землях и земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт‑Петербурга, а также на землях и земельных участках, находящихся на территории Санкт‑Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, осуществляется на основании Схемы в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и договором на размещение НТО.
Основания для приостановления предоставления государственной услуги:
Порядок действий уполномоченной организации
А) В случае принятия решения о заключении договора на размещение НТО в случаях, указанных в подпунктах 2‑4 или 7 пункта 1 статьи 6 Закона №165‑27
I. Прием и регистрация заявки и документов
II. Рассмотрение заявки и документов, направление межведомственных запросов и принятие решения
Специалист УПЗУ:
Уведомление о возвращении заявки передается в Управление по работе с заявителями СПб ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» (УРЗ) для регистрации и направления (выдачи) заявителю.
Специалист УРЗУ осуществляет проверку обоснованности принятия УПЗУ решения об отказе в заключении договора на размещение НТО.
Начальник УРЗУ подписывает уведомление об отказе в заключении договора на размещение НТО.
Специалист ОУ:
УРЗУ осуществляет проверку принятого решения и обеспечивает его подписание заместителем председателя Комитета, непосредственно координирующим и контролирующим деятельность УРЗУ (заместитель председателя Комитета).
Специалист УПЗУ:
III. Подготовка и заключение договора
В течение четырех рабочих дней с даты принятия Решения специалист УПЗУ:
Специалист УРЗ:
Б) В случае принятия решения о заключении договора на размещение НТО в случаях, указанных в подпунктах 1, 5 или 6 пункта 1 статьи 6 Закона №165‑27
I. Прием и регистрация заявки и документов
II. Рассмотрение заявки и документов, направление межведомственных запросов и принятие решения
Специалист УПЗУ:
Уведомление о возвращении заявки передается в УРЗ для регистрации и направления (выдачи) заявителю.
Согласованный проект уведомления об отказе в заключении договора на размещение НТО передается в ОУ Комитета для регистрации и передачи в УРЗУ.
УРЗУ осуществляет проверку обоснованности принятия УПЗУ решения об отказе в заключении договора на размещение НТО. Подписание уведомления об отказе в заключении договора на размещение НТО осуществляется начальником УРЗУ.
В течение одного рабочего дня с момента подписания Решения направляет Решение с соответствующим пакетом документов в УРЗУ для обеспечения подписания договора на размещение НТО заместителем председателя Комитета.
Согласованный проект уведомления об отказе в заключении договора на размещение НТО передается в ОУ Комитета для регистрации и передачи в УРЗУ.
УРЗУ осуществляет проверку обоснованности принятия УПЗУ решения об отказе в заключении договора на размещение НТО. Подписание уведомления об отказе в заключении договора на размещение НТО осуществляется начальником УРЗУ.
Уведомление размещается на Портале (Федеральном портале) не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения об отказе в заключении договора на размещение НТО с указанием причин отказа.
Согласованный проект уведомления об отказе в заключении договора на размещение НТО передается в ОУ Комитета для регистрации и передачи в УРЗУ.
УРЗУ осуществляет проверку обоснованности принятия УПЗУ решения об отказе в заключении договора на размещение НТО. Подписание уведомления об отказе в заключении договора на размещение НТО осуществляется начальником УРЗУ.
В случае отсутствия основания, указанного в подпункте 2 пункта 3 статьи 6 Закона №165‑27, при наличии протокола заседания Комиссии с соответствующим пакетом документов УПЗУ осуществляет подготовку проекта договора на размещение НТО.
* Специалист УРЗУ:
Комиссия:
Решения Комиссии оформляются протоколом заседания Комиссии и направляется в УРЗУ.
III. Подготовка и заключение договора
В течение четырех рабочих дней с даты принятия Решения специалист УПЗУ:
В случае неподписания Заявителем проекта договора в срок, указанный в уведомлении, УПЗУ обеспечивает принятие решения по заявке лица, рассмотрение которой было приостановлено, и о направлении проекта договора данному лицу.
В остальных случаях ГКУ направляет в Комитет уведомление о неподписании Заявителем проекта договора в установленный срок и необходимости принятия иного управленческого решения.
Специалист УРЗ:
Документы
Документы, представляемые заявителем
I. Обязательные к представлению документы:
А) В случае принятия решения о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона
* Представляется производителями мясной/молочной/рыбной продукции при осуществлении деятельности по переработке животноводческой продукции в других субъектах Российской Федерации (не в Санкт‑Петербурге).
Б) В случае подписания договора на размещение НТО
II. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:
* Представляется производителями мясной/молочной/рыбной продукции при осуществлении деятельности по переработке животноводческой продукции в Санкт‑Петербурге.
III. Дополнительные документы (в случае обращения уполномоченного представителя заявителя):
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕФЕРЕНЦИИ В ВИДЕ ПРАВА
ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА НА РАЗМЕЩЕНИЕ НЕСТАЦИОНАРНЫХ ТОРГОВЫХ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Закон о развитии предпринимательства устанавливает требования к оказанию поддержки субъектам МСП. Частью 2 статьи 16 указанного закона установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, устанавливаются федеральными программами развития субъектов МСП, региональными и муниципальными программами развития субъектов МСП.
Статьей 14 Закона о развитии предпринимательства установлено, что оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления должно осуществляться с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции. В соответствии с частью 2 указанной статьи при обращении субъектов МСП за оказанием поддержки субъекты МСП должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 указанного закона, и условиям, предусмотренным соответствующими программами развития субъектов МСП.
Таким образом, наличие программы развития субъектов МСП, определяющей условия и порядок оказания поддержки хозяйствующим субъектам, является необходимым условием при предоставлении государственной или муниципальной преференции в целях, установленных пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.
Исходя из установленных статьей 14 Закона о развитии предпринимательства принципов равного доступа субъектов МСП, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития МСП, к участию в соответствующих программах, и оказания поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции, а также требований статьи 16 Закона о развитии предпринимательства об установлении в указанных программах условий и порядка оказания поддержки субъектов МСП, ФАС России приходит к выводу о необходимости наличия в программах поддержки субъектов МСП критериев участия субъектов МСП в таких программах, условий и порядка оказания поддержки субъектов МСП, обеспечивающих субъектам МСП равный доступ к участию в указанных программах.
При соблюдении указанных условий предоставление государственных и муниципальных преференций субъектам МСП в соответствии с федеральной, региональной, муниципальной программой развития субъектов МСП может осуществляться без согласования с антимонопольным органом в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.
При отсутствии соответствующих программ развития субъектов МСП у органов власти отсутствуют правовые основания для предоставления государственных или муниципальных преференций в целях, установленных пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции. Вместе с тем, предоставление государственных или муниципальных преференций таким хозяйствующим субъектам с предварительного согласия антимонопольных органов возможно в иных целях, установленных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.
Договор на размещение нестационарных торговых объектов
Статья 10. Особенности размещения нестационарных торговых объектов
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 10
1. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
2. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
4. Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
5. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
6. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
О выявлении конституционно-правового смысла ч. 7 ст. 10 см. Постановление КС РФ от 19.04.2021 N 14-П.
7. Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.