договор на seo продвижение сайта образец консультант
Договор на контекстную рекламу и SEO
Образец договора в 2021 году
Бланк договора на контекстную рекламу и SEO
Образец договора, подготовленный специалистами сервиса.
Рекомендации по составлению договора
Данное соглашение используется для оформления услуг по SEO продвижению и контекстной рекламе. По договору одна из сторон обязуется выполнить какие-либо действия, а другая сторона должна своевременно их оплатить.
Взаимоотношения сторон регламентируются главой 39 Гражданского Кодекса РФ, т.к. в данном случае предметом будет выступать именно комплекс производимых действий, а не результат работы.
В договоре обязательно нужно согласовать существенные условия: предмет соглашения и сроки выполнения работ. Конкретные сроки этапов оказания услуг удобнее указать не в самом тексте договора, а в технических заданиях к нему. Каждое техническое задание будет являться приложением к договору, то есть его частью.
Кроме того, в договоре могут быть отражены следующие пункты:
Преамбула
Укажите здесь дату и место заключения соглашения, и реквизиты сторон. Сторонами договора выступают:
Для юридического лица в шапке необходимо прописать наименование организации и лицо, которое будет действовать от имени организации. Для ИП указываем ФИО, ОГРНИП и дату регистрации. Для физического лица укажите фамилию, имя и отчество, а также паспортные данные и адрес регистрации.
Предмет договора
Предметом договора будут выступать услуги по продвижению и сопровождению сайта заказчика. Укажите здесь адрес сайта в сети Интернет, продвижение которого будет производиться.
В рамках данного соглашении можно объединить такие разновидности услуг как:
Конкретный перечень необходимых действий исполнителя, порядок предоставления отчётов, необходимые исполнителю материалы и сроки их предоставления могут быть согласованы сторонами в технических заданиях, которые являются неотъемлемой частью договора.
Права и обязанности сторон
Все пункты данного раздела будут в принципе стандартными, но они обязывают исполнителя к надлежащему исполнению услуг. Обязанности заказчика также направлены на то, чтобы обеспечить исполнителю возможность качественно выполнить поставленную в договоре задачу.
То есть исполнитель обязан оказать те услуги, которые прописаны в технических заданиях и предоставить заказчику отчёт о фактически оказанных услугах. Форму отчёта можно предусмотреть в соглашении или оставить её на усмотрение исполнителя.
Пропишите здесь, что для выполнения отдельных работ по сайту исполнитель может привлекать третьих лиц. Но в этом случае исполнитель несёт ответственность за действия третьих лиц как за свои собственные действия.
В обязанности заказчика, помимо оплаты услуг, включается и предоставление исполнителю необходимой информации и доступа к сайту для внесения в него изменений. Если какие-то работы с сайтом заказчик обязан сделать самостоятельно, то для этого устанавливается срок в техническом задании. А вот вносить изменения, не предусмотренные техническими заданиями, заказчик не вправе без согласования с исполнителем.
Также обязанностью заказчика является контроль за работоспособностью сайта, то есть он должен своевременно оплачивать хостинг и аренду доменного имени.
Оплата услуг
Стоимость зависит от объема оказанных услуг или определяется в фиксированном размере за определенный период: за весь период действия договора, за квартал или месяц.
Наиболее распространенным порядком оплаты является оплата до определенного числа месяца. Также возможен вариант с предоплатой, то есть какой-то процент суммы выплачивается после согласования технического задания, остальная часть суммы подлежит оплате после подписания акта оказанных услуг.
В договоре можно предусмотреть гарантии для исполнителя в случае, если заказчик не выполняет своих обязанностей. Так если заказчик не предоставляет необходимую информацию, не даёт доступ к сайту, не согласовывает тексты и т.д., то услуги считаются оказанными и подлежат оплате. Также не освобождает от оплаты тот факт, что услуги не оказывались, если это произошло по причине неработоспособности сайта по вине заказчика.
Исполнителю может увеличить стоимость услуг, если будут увеличены объёмы работ по сайту. Об увеличении он должен заблаговременного, не позже тридцати календарных дней, предупредить заказчика. Последний в случае несогласия с новой ценой вправе расторгнуть договор.
Порядок оказания услуг
Услуги оказываются исполнителем в рамках сроков согласно техническому заданию. Отметьте в договоре, что в эти сроки не включается время на согласование с заказчиком материалов и тот период времени, который понадобился заказчику на передачу требуемой информации и осуществлению тех действия, который по техническому заданию и договору являются его обязанностью.
Услуги оказываются исполнителем с момента определенного в договоре (с даты подписания соглашения, фактической первой оплаты или с иного установленного момента). Обычно дату начала оказания услуг определяют в течение определённого срока с даты внесения предоплаты и предоставления заказчиком необходимой информации. Прекращение или приостановление оказания услуг возможно только в случаях, предусмотренных договором (непоступление оплаты, непредоставление заказчиком необходимой информации, несогласования текстов и т.д.). В этом случае исполнитель обязан уведомить заказчика о приостановке оказания услуг путём направления уведомления по электронной почте (или иным способом, предусмотренным в соглашении).
Необходимо также предусмотреть порядок приема оказанных услуг. Обычно исполнитель по истечении определённого периода отправляет отчёт заказчику. Если от заказчика не поступят какие-либо замечания, то факт оказания услуги будет считаться подтверждённым.
Ответственность сторон и обстоятельства непреодолимой силы
В данном разделе пропишите, что стороны освобождаются от неисполнения обязательств, если оно явилось следствием действия обстоятельств непреодолимой силы. Если форс-мажорные обстоятельства будут продолжаться больше двух месяцев (или иной срок, указанный в договоре), то сторона соглашения может его расторгнуть полностью или частично без обязательств по возмещению убытков, за исключением оплаты Заказчиком фактически оказанных услуг.
Предусмотрите положение, в соответствии с которым исполнитель не несет ответственности перед третьими лицами за содержание страниц с текстовой информацией в соответствии со списком ключевых слов/словосочетаний, предоставленных заказчиком, а также за имущественный, моральный или какой-либо иной ущерб, причиненный в результате использования третьими лицами указанной информации.
Установите в договоре размер неустойки за просрочку оплаты услуг заказчиком. Обращаем внимание, что не имеет никакого смысла указывать чрезвычайно большой размер неустойки — суд его скорее всего уменьшит. Самый оптимальный размер неустойки находится между 0, 1 — 1%.
Конфиденциальность
Информация и данные, предоставленные каждой из сторон в связи с исполнением договора, конфиденциальны и не подлежат разглашению без предварительного письменного согласия одной из сторон. Нужно помнить, что понятие конфиденциальности не распространяется на общедоступную информацию.
Иные положения
Укажите срок действия договора и порядок его расторжения. Каждая из сторон вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора. Заказчик при этом обязан оплатить все фактически оказанные услуги, а исполнитель — при условии возврата денежных средств за фактически не оказанные услуги. Возврат произведенной оплаты не предусмотрен в случае просрочки исполнения обязанностей заказчика по предоставлению информации, согласованию материалов, оплате или иных обязанностей.
Установите в соглашении претензионный порядок разрешения споров. То есть до обращения в суд стороны должны принять все меры к разрешению споров путём переговоров. Далее пропишите подсудность споров. Она может быть установлена по закону (по месту нахождения ответчика), либо изменена в договоре на подсудность по месту нахождения заказчика или исполнителя.
Приложения к договору
К каждому типу оказываемых услуг согласуйте технические задания. Они будут являться приложениями к договору, то есть неотъемлемой его частью. По ходу исполнения услуг возможно дополнение технических заданий посредством принятия новых приложений. При этом положения самого договора останутся неизменными и договор может действовать в течении довольно долгого срока или даже бессрочно.
В приложениях помимо технического задания пропишите сроки выполнения каждого из этапов, стоимость услуг и порядок их оплаты, а также перечень необходимых материалов от заказчика и работ с сайтом, которые должен выполнить заказчик.
Договор на продвижение сайта: для чего он нужен, и как его подготовить
Содержание данной статьи проверено и подтверждено:
Хомякова Елена Сергеевна
Сайт без продвижения в интернете – мёртвый капитал, который мог бы, но не приносит никаких выгод. Это касается не только бизнес-проектов, но и информационных ресурсов, владельцы которых имеют возможность получать доход от рекламы.
Договор на продвижение сайта – юридическая сторона вопроса. Это и защита от псевдоспециалистов, и способ чётко урегулировать отношения между заказчиком и исполнителем, предотвратив недопонимания и споры. Для чего нужен такой договор, и как его составить, чтобы каждая из сторон была защищена и получила свои выгоды от сделки, – об этом в нашей статье.
Правовая природа договора на продвижение сайта
Правильное определение правовой природы договора на продвижение сайта в сети интернет – ключевой момент для формулировки и согласования его условий. На практике встречаются два основных подхода:
Подрядные отношения всегда предполагают создание и сдачу заказчику определённого результата. Однако продвижение сайта устроено таким образом, что никто и никогда не сможет на 100% гарантировать конкретный результат работы. Прописать такое в договоре – значит, изначально поставить перед исполнителем условия, которые он, скорее всего, выполнить не сможет. С другой стороны, если исполнитель сам предлагает некий гарантированный результат, то это повод для заказчика задуматься, насколько такой специалист компетентен и разбирается в продвижении web-сайтов.
Конечно, заказчику важен, прежде всего, результат. Например, вывод сайта в ТОП-10 поисковой системы Яндекс. И при этом зачастую ему абсолютно неважно, какими способами и средствами исполнитель добьётся этого. Но в Интернете миллионы сайтов. И даже если ограничить их число определённой тематической направленностью и кругом конкурентных ресурсов, всё равно нельзя гарантировать, что конкретный сайт займёт в выдаче конкретное место. Именно из-за такой неопределённости результата договор на продвижение сайта в сети интернет будет правильным считать договором возмездного оказания услуг. А для того, чтобы избежать некачественного их выполнения, достаточно чётко прописать цели и задачи продвижения, перечень услуг и требования к ним.
Цели и задачи продвижения сайта
Основным для любого интернет-ресурса является поисковое продвижение – включение сайта в выдачу поисковых систем (ПС) и занятие как можно более высоких позиций. Такое продвижение включает SEO (Search Engine Optimization) – оптимизацию ресурса под поисковые системы для повышения его значимости и за счёт этого увеличения трафика.
Основные поисковые системы– Яндекс и Гугл. Цель может охватывать как одну систему, так и две сразу, причём, как правило, подразумевает вывод сайта в ТОП-10 – первую страницу выдачи по максимально возможному количеству запросов. Ресурсы, находящиеся на 2, 3 и т.д. страницах поисковой выдачи практически не получают трафика. И не получат его, если у сайта много конкурентов, и все они в ТОП-10.
Если заказчик желает увидеть конкретный результат, он должен правильно сформулировать перед исполнителем в договоре на продвижение сайта в поисковых системах цели и задачи такого продвижения.
Цели, которые реально достичь:
Решение задач – способ достичь таких целей. Основная задача — увеличение видимости ресурса в поисковых системах.
Договор на SEO продвижение сайта может предусматривать:
Цели и задачи продвижения ложатся в основу предмета договора на СЕО-продвижение сайта.
Предмет договора на продвижение сайта
Ключевая ошибка – обозначить предмет просто как «продвижение сайта». Такая формулировка не даёт никакого представления о том, что именно хочет получить заказчик и должен сделать исполнитель. Поскольку сложно в одном пункте договора расписать всё, что входит в предмет, конкретные цели и задачи продвижения, а также услуги и ожидаемые результаты выносятся в отдельное приложение к договору – техническое задание.
Примерная формулировка предмета договора на продвижение сайта (образец) может выглядеть так:
«Заказчик поручает Исполнителю, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги по оптимизации и продвижению веб-сайта Заказчика, находящегося по URL-адресу: www.site.ru, в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к настоящему Договору)».
Во избежание неверной трактовки сторонами технических терминов, в отдельном разделе или в разделе о предмете договора даются определения терминам, которые стороны договорились применять. Стандартно определяется, что стороны понимают под «продвижением сайта» и «оптимизацией сайта». Определение других терминов приводится в договоре на оказание услуг по поддержке и продвижению сайта в зависимости от целей и задач продвижения, а также используемых при этом методов, способов и средств. Можно расписать все технические термины, которые непонятны заказчику и нужны для верной оценки качества и результатов оказанных услуг.
Сроки исполнения обязательств по договору продвижения сайта
Продвижение сайта – всегда длительный процесс. Сроки зависят от текущего состояния сайта и его позиций в ПС, объема работ, которые предстоит выполнить исполнителю, а также ряда обстоятельств, которые бывает трудно предугадать. Например, в процессе продвижения могут измениться алгоритмы поисковых систем или что-то пойдет не так, как было запланировано, и придётся возвращаться к предыдущим этапам.
Чтобы сделать условия о сроках исполнения сторонами обязательств понятными и исполнимыми, зачастую применяется система поэтапного оказания услуг с фиксацией промежуточных результатов. Исполнение обязательств заказчиком по оплате услуг тоже можно привязать к выполнению определённых этапов, или определить в договоре на продвижение сайта расчётный период – например, один календарный месяц.
Если оказание услуг предполагает затраты со стороны исполнителя, можно предусмотреть авансовые платежи. Или определить, что расходы исполнителя покрываются заказчиком после предоставления подтверждения таких расходов.
Итак, возможные варианты установления сроков исполнения обязательств:
Поскольку исполнители лучше ориентируются в сроках, заказчик может довериться мнению исполнителя. Но предварительно стоит проконсультироваться с другими специалистами и получить представление о примерных сроках выполнения тех или иных задач. Особенно если заключается договор на продвижение сайта с физическим лицом, а не с компанией (агентством, веб-студией и т.п.). И нужно понимать, что командная работа – это всегда комплексно и быстрее, чем работа одного специалиста, каким бы он ни был высококвалифицированным.
Стоимость работ и расчёты
Эти условия, как правило, согласовываются еще до составления договора на продвижение сайта и лишь фиксируются в нём. Система расчётов «привязывается» к порядку и срокам исполнения обязательств.
Можно установить:
Если заключается договор продвижения сайта с физическим лицом (так называемый договор гражданско-правового характера), заказчик будет налоговым агентом и обязан делать перечисления НДФЛ и соцвзносов.
При заключении договора на продвижение сайта с самозанятым исполнитель оплачивает налоги сам. Во избежание претензий со стороны налогового органа, целесообразно предусмотреть в договоре обязанность исполнителя формировать и направлять заказчику чеки по факту каждого перечисления денег на его счёт. Эти платежные документы и суммы учитываются в бухгалтерском учёте заказчика.
Нюансы, которые важно учесть в обязательствах сторон по договору продвижения сайта
Учитывая, что заказчику будет трудно проконтролировать, какие именно средства и методы использует исполнитель, важно закрепить условиями договора:
Приложения к договору на продвижение сайта
Все приложения – неотъемлемая часть договора на продвижение сайта. Обычно в приложениях приводятся:
Особое внимание нужно уделить подготовке технического задания. Именно в ТЗ указывают, что именно должен сделать исполнитель, каким образом, в какие сроки и т.д.
Примерная структура ТЗ к договору на оказание услуг по сайту:
Строгих требований к составлению задания нет. Но нередко подготовка ТЗ – отдельная услуга, выполнение которой может быть поручено самому исполнителю или стороннему специалисту.
Для подготовки как договора на продвижение сайта, так и ТЗ можно использовать образец. Подготовить проект договора может сам исполнитель, или это делает заказчик – встречаются разные ситуации. Исполнители из числа юридических лиц или предпринимателей нередко имеют готовые шаблоны договоров на поддержку и продвижение сайта, на основе которых составляется договор с каждым конкретным заказчиком.
Для крупных интернет-проектов, при серьезных затратах и высоких требованиях к качеству оказываемых услуг разумно заказать подготовку договора на продвижение и поддержку сайта у юристов. Тогда можно будет учесть всю специфику проекта и максимально обезопасить себя от рисков.
Договор на продвижение сайта глазами заказчика: ключевые пункты и случаи из судебной практики
Договор на продвижение сайта обязательно должен быть, но этого мало, чтобы защитить ваши интересы в суде. Поэтому составлять документ нужно внимательно, учитывая все тонкости и нюансы сферы.
Поскольку из двух сторон соглашения именно клиент обычно мало понимает в интернет-маркетинге, я решила посмотреть на проблему его глазами.
Разберемся, на какие пункты договора заказчикам стоит обращать особое внимание. Но для начала приведу несколько примеров из судебной практики, чтобы показать, какие обстоятельства влияют на решение суда.
Все данные советы носят рекомендательный характер, жестких правил в этом вопросе нет.
Судебная практика по договорам на продвижение сайта
В арбитражной практике накопилось достаточно подобных дел. Они во многом похожи, и проигравших хватает по обе стороны баррикад. Рассмотрим несколько судебных решений, принятых в 2017 году.
Пример № 1. По делу № А40-123484/16-132-724 заказчик обратился в суд с требованием взыскать с исполнителя почти 200 млн. руб. Почти вся сумма – упущенная выгода. Сайт автосалона попал под фильтр «Минусинск». Пока ресурс был под фильтром, трафик упал, а вместе с ним и продажи. Истец посчитал, что виноват исполнитель, который использовал серые методы продвижения. Но доказать это не смог, в иске суд отказал.
Пример № 2. По делу № А32-9805/2017 исполнитель потребовал более полмиллиона рублей задолженности по договору на поисковое продвижение. Первые несколько месяцев клиент исправно платил, потом перестал. Исполнитель потребовал оплатить работу, ответа не получил, и пошел в суд. Заказчик пытался доказать, что исполнитель сам не выполнил обязательства – не посылал ежемесячную статистику по трафику на сайт. Но у исполнителя в электронном ящике сохранились письма с отчетами. И все акты клиент подписал, претензий не предъявлял. Суд обязал заказчика выплатить задолженность с процентами и возместить судебные издержки.
Пример № 3. По делу № А65-2912/2017 клиент обратился в суд с требованием вернуть предоплату по договору на продвижение сайта. Суд установил, что прописанные в договоре услуги исполнитель оказал не в полном объеме, а выполненные работы оказались ненадлежащего качества.
На сайте заказчика не оптимизировали страницы, не разместили тексты на сторонних ресурсах, да еще и исказили информацию о компании и услугах. До обращения в суд клиент много раз пытался решить все мирным путем, просил исполнителя исправить недочеты и ускорить процесс, чтобы уложиться в дедлайн. Но тот на просьбы не реагировал, как и на письменную претензию, отправленную перед судом. Судья признал, что клиент прав, и обязал исполнителя вернуть деньги.
Помните, обращаясь в суд вы должны обосновать свои требования и доказать причинно-следственную связь между убытками и действиями второй стороны.
Первый документ, который суд рассматривает по таким делам, – договор об оказании услуг с приложениями и дополнительными соглашениями. Именно там должны быть зафиксированы все существенные обстоятельства, по которым судья сможет определить, кто выполнил обязательства, а кто – нет. Счета, акты, отчеты, экспертные заключения тоже рассматривают, но сначала – договор.
На какие пункты договора стоит обратить внимание
В юридических документах важны каждое слово и знак препинания. Помните «казнить нельзя помиловать»? Вот примерно так же. Если договор составляли на стороне исполнителя, внимательно читайте и перечитывайте. В чем-то не уверены – посоветуйтесь с юристом, желательно с опытом договорной работы в сфере digital.
Мы остановимся только на основных моментах и существенных условиях.
Термины и определения
В договоре прописано, что исполнитель обязуется «генерировать лиды». Только вот у слова «лидогенерация» множество значений: от получения заявок на сайт до создания вступительных абзацев к статьям (первые несколько предложений в статье журналисты и копирайтеры называют лидом). Стороны могут понять договор по-разному. В результате исполнитель будет думать, что от него ждут статей с крутыми вступлениями, а заказчик хочет получать заявки от клиентов.
Эта гипотетическая ситуация наглядно показывает, как важно убедиться, что вы с исполнителем говорите об одном и том же. Интернет-маркетологи используют много слов и понятий, которые не скажут ничего людям, далеким от digital. Вы знаете, что такое «урл», «таргетинг», «кликабельность», «лендинг пейдж», «ключевая фраза», «оптимизация»? Уверены? Даже если так, стоит перестраховаться.
Совет. Убедитесь, что вы с исполнителем понимаете термины одинаково, и запишите трактовку в договоре на продвижение.
Предмет договора
Заказчик и исполнитель не сошлись во взглядах на продвижение сайта. Клиент считает, что продвижение сайта происходит слишком медленно и вообще неправильно.
Не получив результатов продвижения, он подает иск с требованием вернуть предоплату. Суд рассматривает материалы и выносит решение: договор недействителен, не хватает существенного условия – предмета. А значит требовать исполнения обязательств по нему он не может.
Даже если предмет договора прописан, обратите внимание на сами формулировки. Предметом договора на продвижение сайта не может быть конечный и измеримый результат. О «в топ-3 за 2 месяца» или «увеличении посещаемости в 4 раза за полгода» не может быть речи.
Во-первых, на продвижение сайта заключают договор возмездного оказания услуг, а его предмет – действия и процессы, но никак не результат. Во-вторых, на интернет-продвижение влияет столько факторов, что гарантировать конкретные сроки, трафик и позиции не может ни один специалист. Даже если он в продвижении не одну собаку съел.
Совет. Проследите, чтобы договор содержал конкретные работы, которые вы поручаете исполнителю. Если хочется цифр, пропишите их в качестве цели интернет-продвижения. Такая формулировка не позволит суду неправильно квалифицировать договор, и вы сможете рассчитывать, что требования удовлетворят.
Цена услуг
По договору услуги исполнителя стоят 75 000 руб. в месяц. Клиент рассчитал бюджет, а в конце месяца получили 2 счета: один на эту сумму, а второй еще на 75 000 руб. Оказалось, что в договоре был прописан пункт про дополнительные услуги: контекстную и таргетированную рекламу, текстовый контент и т. д. Клиент не обратил на это внимания: он не думал, что бюджет увеличится вдвое.
Ситуация неоднозначная. С одной стороны, исполнитель деньги эти не себе в карман положит, с другой – тратить на продвижение 150 000 руб. заказчик не был готов.
Цена – еще одно условие, без которого суд признает документ недействительным. В договоре на продвижение она обычно прописывается в виде ежемесячного фиксированного платежа.
Совет. Такая ситуация нередко возникает, когда клиент заказывает не комплексное продвижение, а отдельные услуги: SMM, оптимизацию сайта, настройку контекста. Чтобы такого не произошло, пропишите в договоре, что входит в услуги исполнителя и какие дополнительные специалисты ему потребуются. Составьте вместе отдельную смету на дополнительные расходы, утвердите бюджет на рекламу и контент, согласуйте объемы.
Пени и неустойки
По договору вы должны оплачивать счета за продвижение сайта 25 числа каждого месяца. Исполнитель всегда выставлял документы за неделю, но последнее время они приходят на несколько дней позже. Вы не успеваете оформлять переводы вовремя и платите неустойки.
Лучше привязывать срок оплаты к дате получения счета, а не указывать конкретное число, чтобы платить вовремя, независимо от загруженности исполнителя.
Совет. Прописывайте сроки оплаты счетов с запасом, чтобы ваша бухгалтерия со всеми согласованиями и проволочками успела перевести деньги. Проследите, чтобы исполнитель тоже нес ответственность за нарушение сроков и договоренностей. Зафиксируйте это в конкретных цифрах или процентах от стоимости услуг.
Рабочий процесс
Допустим, устно вы обсудили с агентством все работы по проекту. Среди них были и публикации на профильных ресурсах. За полгода не удалось выпустить ни одного материала, хотя при расчете стоимости они учитывались. Вы можете расторгнуть договор и потребовать деньги назад, и суд вас поддержит, но только если все работы закреплены в договоре.
Обычно в договоре пишут цену за месяц, а предмет его – работы и услуги, поэтому пропишите перечень конкретных действий.
Совет. Все значимые условия фиксируйте письменно, а не устно. Дело не в порядочности партнера, просто людям свойственно ошибаться. Устные обещания могут забыться, а обязательства, за выполнение которых придется отвечать, – нет.
Прописать в договоре детальный график работ на полгода вперед не получится, максимум – на два месяца. Дальше действия планируют после анализа ресурса и составления стратегии. План работ на каждый месяц можете утверждать дополнительным соглашением к договору.
Коммуникации
Изменились обстоятельства, бюджет перекинули на более приоритетные направления и заказчик уведомил исполнителя о досрочном расторжении договора. Он отправил письмо на адрес misha777@mail.ru, куда обычно посылал срочные письма, оплатил последний месяц и посчитал вопрос решеным, хотя не получил ответа. Но подрядчик продолжил работать и через месяц потребовал заплатить. Возможно, письмо попало в «Спам», и исполнитель его просто не видел, но факт остается – за выполненную работу надо платить, а заказчику нечем. Если конфликт будет разбирать суд, подтвердить, что заказчик действительно сообщил о досрочном расторжении будет трудно. Он сможет показать исходящее письмо, а вот доказать, что адрес misha777@mail.ru действительно принадлежит подрядчику – вряд ли.
Совет. Всем каналам связи, по которым вы планируете обмениваться с исполнителем информацией по проекту, отчетами и документами, нужно придать в договоре юридическую силу, желательно – с указанием конкретных имен, адресов, логинов и никнеймов. С таким подходом доказать, «а был ли мальчик», будет проще.
Качество услуг
Одно из направлений комплексного продвижения, которое заказал клиент, – корпоративный блог. Он организовывал интервью с экспертами, пытаясь помочь исполнителю сделать хорошие материалы. Но результат его категорически не удовлетворил. Исполнитель написал совершенно не то, чего хотел клиент. Но предъявить претензии и потребовать переработать тексты заказчик не сможет, если в договоре не прописаны критерии оценки качества.
Совет. Добавьте к договору приложения с техническими заданиями. Пропишите в них требования и характеристики, которым должны соответствовать текстовые материалы, дизайн-макеты и другие результаты работ. Так вы сможете указать конкретные пункты документов и потребовать сделать работу в соответствии с ними или вернуть деньги.
Отчетность
Составление подробных отчетов – работа, которая отнимает много времени и сил. Чтобы между исполнителем и заказчиком не возникало разногласий по этому пункту, его тоже нужно прописать в договоре.
Совет. Хотите постоянно держать руку на пульсе? Уделите особое место пунктам, которые касаются отчетности. Укажите, как часто хотите получать отчеты: ежемесячно или еженедельно, и в какой форме. Еще лучше – составьте вместе шаблон со всеми интересующими параметрами. Это могут быть списки новых страниц и выпущенных материалов, отчеты из систем статистики, динамика активности в социальных сетях, упоминания компании на сторонних площадках и т. д.
Досрочное расторжение
Неожиданное прекращение сотрудничества доставляет проблемы обеим сторонам. Если исполнитель неожиданно откажется от работы над сайтом, даже по уважительной причине, поиск нового может занять много времени, трафик просядет, продажи упадут. Если откажется заказчик, исполнитель не сможет оперативно распределить свои ресурсы и потеряет прибыль.
Поэтому в договоре всегда прописывают возможность досрочного расторжения. Вы можете не сработаться или отказаться от продвижения, перекинув бюджеты на более приоритетные направления.
Договор – не кабала, прекратить сотрудничество можно в любой момент. Но чтобы не оказаться в вышеописанной ситуации, обеим сторонам лучше подписать обязательство сообщать о намерении расторгнуть договор заранее: стандартный срок – 30 дней. За это время вы успеете найти нового подрядчика, и сайт не пострадает, а исполнитель сможет взять нового клиента, зная, что через месяц вашего проекта не будет, и не потеряет доход.
И еще один совет
Не воспринимайте документооборот как простую формальность. Работая над статьей, я изучила десятки дел. И в каждом втором подписанные акты доказывают, что ответчик выполнил свои обязательства. Если вы считаете, что услуги оказаны некачественно, есть претензии и вы можете их мотивировать – направляйте исполнителю соответствующие документы. Даже если не сможете добиться доработки мирным путем, это поможет защитить права в суде.
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров