договор на снос аварийного дома
Крыша по выбору
Но городской суд Якутска принял решение не в пользу жительницы аварийного жилья и в иске отказал. Судебная коллегия Верховного суда республики поддержала коллег. Пришлось истице обращаться в Верховный суд РФ.
В Верховном суде РФ спор изучили и с доводами гражданки согласились, так как, по мнению высокой инстанции, в деле «имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений». Нарушения Верховный суд РФ нашел в решениях и городского суда, и в апелляции.
Вот что увидел в материалах дела Верховный суд. Наша героиня купила квартиру в доме в 2014 году. За несколько лет до этого здание было признано аварийным и попало в республиканскую программу переселения. Вместе с истицей в квартире была зарегистрирована ее дочь.
В документах суда есть распоряжение администрации города о выделении гражданке квартиры, куда она должна была переселиться. Это жилье давалось взамен «подлежащего изъятию для муниципальных нужд» квадратных метров в аварийном доме. Но истица не согласилась переселяться в предложенное жилье. И захотела другую квартиру, оговорив, что жилье хочет «без дополнительной платы». Городской суд, отказывая истице, исходил из того, что предоставление собственникам жилья взамен изымаемого «допускается только по соглашению с органом местного самоуправления». А такое соглашение «достигнуто не было», так как гражданка от предложенного помещения отказалась. Апелляция с формулировкой отказа согласилась. А вот Верховный суд РФ оказался не согласен.
Возмещение за аварийное жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилье. Это опять Жилищный кодекс, статья 32.
Если жилой дом, признанный аварийным, включен в региональную программу по переселению, то собственник жилья в таком доме по закону «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом, подчеркивает Верховный суд РФ, собственник имеет право выбора любого из этих способов обеспечения его жилищных прав.
Вывод: по Закону «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» у местной администрации «имеется обязанность» предоставить истице в собственность другое равнозначное благоустроенное жилье. Но местные суды при вынесении решения об отказе гражданке в иске эти положения закона не применили, хотя они «подлежали применению».
И еще, в нарушение 196 статьи Гражданского кодекса якутские суды «ошибочно исследовали вопрос о наличии (отсутствии) оснований для внеочередного обеспечения истицы жильем по правилам 57-й статьи Жилищного кодекса, поскольку таких требований истица не заявляла».
Приложение N 1. Договор оказания услуг по сносу аварийного дома
и подлежащими сносу
Договор оказания услуг по сносу аварийного дома
(утв. постановлением администрации города Новоалтайска
от 8 июня 2012 г. N 1226)
Статья 1. Предмет договора
2) вывоз отходов, оставшихся после сноса Объекта;
1.2. Исполнитель вправе привлекать к оказанию Услуг третьих лиц без предварительного получения на то согласия Заказчика.
1.3. Сроки оказания Услуг:
Статья 2. Обязанности сторон
2.1. Заказчик обязан:
2.1.1. Предоставить Исполнителю Объект, указанный в п.п. 1 п. 1.1 статьи 1 настоящего Договора для сноса;
2.1.3. В срок, указанный в п. 4.2. статьи 4 настоящего Договора осуществить приемку оказанных Исполнителем Услуг.
2.2. Исполнитель обязан:
2.2.1. Оказать Заказчику Услуги, указанные в п. 1.1 статьи 1 настоящего Договора;
2.2.2. Нести ответственность перед Заказчиком за надлежащее выполнение Услуг третьими лицами, привлеченными Исполнителем для оказания Услуг;
2.2.3. Обеспечить выполнение необходимых мероприятий по технике безопасности, по охране окружающей среды, зеленых насаждений, земли при выполнении Услуг;
2.2.4. Обеспечить охрану Объекта для недопущения проникновения на Объект посторонних лиц;
2.2.5. Выполнять Услуги в соответствии с нормами, положениями, предусмотренными действующим законодательством при производстве работ по сносу Объекта;
2.2.6. Допускать представителя Заказчика на Объект для контроля за ходом работ;
2.2.7. Устранить недостатки, в сроки, указанные в п. 4.3 статьи 4 настоящего Договора;
2.2.8. Заключить договор с ООО «Коммунальное хозяйство» на приемку отходов от сноса Объекта.
Статья 3. Права сторон
3.1. Заказчик имеет право:
3.1.1. Направлять своего представителя на Объект, для осуществления контроля за ходом работ;
3.1.2. В случае, неустранения недостатков в срок указанный в п. 4.3 статьи 4 настоящего Договора, привлечь другого Исполнителя для устранения недостатков.
3.2. Исполнитель имеет право:
Статья 4. Порядок сдачи и приемки оказанных услуг
4.1. По факту оказания Услуг Исполнитель представляет Заказчику на подписание акт сдачи-приемки оказанных услуг в двух экземплярах (приложение).
4.2. В течение трех дней после получения акта сдачи-приемки оказанных услуг Заказчик обязан подписать его и направить один экземпляр Исполнителю, либо, при наличии недостатков, представить Исполнителю мотивированный отказ от его подписания в виде претензии.
4.3. В случае наличия недостатков, указанных в претензии, Исполнитель обязуется устранить их в течение пяти дней со дня получения соответствующей претензии Заказчика.
4.4. Услуги считаются оказанными с момента подписания Сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг.
4.5. Исполнитель имеет право исполнить Услуги раньше сроков, указанных в п. 1.3 статьи 1 настоящего Договора. В данном случае Стороны руководствуются п.п. 4.1-4.4 настоящей статьи.
Статья 5. Стоимость услуг по договору
5.1. Услуги по настоящему Договору оказываются исполнителем безвозмездно.
Статья 6. Ответственность сторон
6.1. За нарушение сроков оказания Услуг, указанных в п. 1.3 статьи 1 настоящего Договора, Исполнитель выплачивает Заказчику штраф в размере 1000 (одной тысячи) рублей, не оказанных в срок Услуг за каждый день просрочки.
6.2. За нарушение сроков, указанных в п. 4.3 статьи 4 настоящего Договора, Заказчик выплачивает Исполнителю штраф в размере 1000 (одной тысячи) рублей за каждый день просрочки.
6.3. Исполнитель, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательства по настоящему Договору, обязан возместить Заказчику убытки.
6.4. Во всех других случаях неисполнения обязательств по Договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
Статья 7. Форс-мажор
7.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору при возникновении непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (обстоятельства форс-мажора).
7.2. В случае наступления этих обстоятельств Сторона обязана в течение двух дней уведомить об этом другую Сторону.
7.3. В случае наступления обстоятельств форс-мажора, сроки, предусмотренные в п. 1.3 статьи 1 настоящего Договора, отодвигаются соразмерно времени действия этих обстоятельств.
7.4. Если обстоятельства непреодолимой силы продолжают действовать более одного месяца, то каждая Сторона вправе расторгнуть настоящий Договор в одностороннем порядке.
Статья 8. Срок действия, изменение и досрочное расторжение договора
8.1. Настоящий Договор вступает в действие со дня его подписания и действует до исполнения Сторонами своих обязательств.
8.2. Все изменения и дополнения к настоящему Договору действительны, если совершены в письменной форме и подписаны обеими Сторонами. Соответствующие дополнительные соглашения Сторон являются неотъемлемой частью настоящего Договора.
8.3. Настоящий Договор может быть досрочно расторгнут по соглашению Сторон, либо по требованию одной из Сторон в порядке и по основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ.
Статья 9. Разрешение споров
9.1. Стороны будут стремиться к разрешению всех возможных споров и разногласий, которые могут возникнуть по настоящему Договору или в связи с ним, путем переговоров.
9.2. Споры, не урегулированные путем переговоров, передаются на рассмотрение суда в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
Статья 10. Заключительные положения
10.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами.
10.2. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из Сторон.
10.3. К настоящему Договору прилагаются:
— акт сдачи-приемки оказанных услуг (Приложение).
10.4. Адреса, реквизиты и подписи Сторон:
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Договор на снос аварийного дома
Далее в материале рассматривается порядок сноса ОКС по общим правилам, общим основаниям. Однако для сноса ряда объектов установлены особенности. К таким объектам относятся следующие:
В этом случае объект может быть снесен как по самостоятельному решению собственника (собственников помещений в нем), так и по соглашению о возмещении убытков (ч. 2 ст. 55.33 ГрК РФ);
В этом случае нужно подготовить проектную документацию на строительство, которая предусматривает в том числе снос объекта, и получить разрешение на строительство.
Обратите внимание, что запрещен снос объектов культурного наследия, как включенных в соответствующий реестр, так и выявленных (п. 10 ст. 16.1, п. 13 ст. 18З акона об объектах культурного наследия).
Как подготовить проект организации работ по сносу ОКС
До того, как снести ОКС, застройщик должен обеспечить подготовку проекта организации работ по сносу ОКС в виде отдельного документа (ч. 2 ст. 55.30 ГрК РФ).
Подготовить этот проект может только специалист по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором внесены в национальный реестр таких специалистов (ч. 2 ст. 55.30ГрК РФ). Следовательно, вам нужно обратиться к такому специалисту и заключить с ним договор на выполнение данных работ.
Проект разрабатывается на основании результатов и материалов обследования ОКС, которые прилагаются как к самому проекту, так и к уведомлению о планируемом сносе ОКС (ч. 4 ст. 55.30, п. 1 ч. 10 ст. 55.31 ГрК РФ).
Требования к составу и содержанию проекта утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 N 509.
Обратите внимание, что в случае если объект будет сноситься за счет бюджетных средств, застройщик (технический заказчик) должен составить смету на его снос. Она будет приложена к проекту (ч. 6 ст. 55.30 ГрК РФ, п. 7 названных Требований).
В каких случаях не требуется подготовка проекта организации работ по сносу ОКС
Такой проект не нужно разрабатывать, если сносятся (ч. 3 ст. 55.30 ГрК РФ):
При сносе перечисленных объектов вы можете обеспечить разработку проекта по собственной инициативе (ч. 3 ст. 55.30 ГрК РФ).
Как отключить ОКС от инженерно-технического обеспечения
Снос ОКС возможен только после его отключения от сетей инженерно-технического обеспечения. Для этого сначала нужно получить условия отключения (ч. 1 ст. 55.31 ГрК РФ).
Правила отключения объекта от сетей утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.07.2019 N 850. Вам нужно обратиться в организацию, которая осуществляет эксплуатацию сети, с заявлением, в котором нужно указать предусмотренные сведения. К нему необходимо приложить ряд документов.
Условия отключения вам должны выдать в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления без взимания платы (ч. 2 ст. 55.31 ГрК РФ).
Отключение ОКС от сетей проводит сама эксплуатационная организация в течение 30 рабочих дней со дня выдачи условий, но не ранее планируемой даты отключения, которую вы указали в заявлении. При этом за три рабочих дня до начала выполнения работ по отключению вас проинформируют в письменном виде. В подтверждение отключения вам выдадут акт (ч. 2 ст. 55.31 ГрК РФ, п. п. 9, 12 указанных Правил).
Обратите внимание, что помимо отключения объекта от сетей его также следует вывести из эксплуатации, если это предусмотрено федеральными законами (ч. 1 ст. 55.31 ГрК РФ).
Как подать уведомление о планируемом сносе ОКС
Такое уведомление составляется по форме, приведенной в Приложении N 1 к Приказу Минстроя России от 24.01.2019 N 34/пр. Для его заполнения рекомендуем воспользоваться образцом.
К уведомлению нужно приложить следующие документы (ч. 10 ст. 55.31 ГрК РФ):
Если уведомление вы подадите без указанных документов, то у вас их запросят. Эти документы не потребуются при сносе объектов, по которым указанный проект не составляется (ч. 10, 11 ст. 55.31 ГрК РФ).
Уведомление и прилагаемые документы нужно подать в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта. Уточните, куда именно его необходимо представить, в какое подразделение органа. Как правило, такие уведомления подаются в управление или департамент, занимающиеся вопросами архитектуры или градостроительства.
Представить уведомление вы можете как лично, так и по почте, через МФЦ или Единый портал госуслуг. Сделать это необходимо не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу (п. 9 ст. 55.31 ГрК РФ).
В течение семи рабочих дней после поступления уведомления орган местного самоуправления (ч. 11 ст. 55.31 ГрК РФ):
Как проводятся работы по сносу ОКС
Начать работы по сносу можно не ранее чем через семь рабочих дней после подачи уведомления о планируемом сносе ОКС (ч. 9 ст. 55.31 ГрК РФ).
Осуществлять такие работы могут (ч. 4, 7, 8 ст. 55.31 ГрК РФ):
Обратите внимание, что в ряде случаев членство в СРО не требуется.
Все работы проводятся в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта (ч. 1 ст. 55.31 ГрК РФ).
В ходе выполнения работ лицо, осуществляющее снос, обязано (ч. 3, 7 ст. 55.31 ГрК РФ):
В каких случаях для выполнения работ по сносу членство в СРО не требуется
Это не требуется в следующих случаях:
Как подать уведомление о завершении сноса ОКС
Такое уведомление застройщик (техзаказчик) должен подать не позднее, чем через семь рабочих дней после завершения работ по сносу ОКС (ч. 12 ст. 55.31 ГрК РФ).
Уведомление о завершении работ по сносу составляется по форме, приведенной в Приложении N 2 к Приказу Минстроя России от 24.01.2019 N 34/пр. Для его заполнения воспользуйтесь образцом.
Уведомление нужно подать в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, на котором был расположен снесенный объект. Сделать это можно лично или по почте, через МФЦ либо Единый портал госуслуг (ч. 12 ст. 55.31 ГрК РФ).
В течение семи рабочих дней после поступления уведомления о завершении сноса ОКС орган местного самоуправления (ч. 14 ст. 55.31 ГрК РФ):
Как по завершении сноса снять ОКС с кадастрового учета и зарегистрировать прекращение прав на него
Эти процедуры проводятся одновременно. Сначала вам нужно провести кадастровые работы и получить акт обследования. После этого следует подготовить заявление и необходимые документы.
Подайте заявление и документы в Росреестр. После снятия объекта с кадастрового учета и регистрации прекращения права получите выписку из ЕГРН.
Договор на снос аварийного дома
% \u1086\’ee\u1090\’f2 \u1089\’f1\u1090\’f2\u1086\’ee\u1080\’e8\u1084\’ec\u1086\’ee\u1089\’f1\u1090\’f2\u1080\’e8 \u1074\’e2\u1099\’fb\u1087\’ef\u1086\’ee\u1083\’eb\u1085\’ed\u1077\’e5\u1085\’ed\u1085\’ed\u1099\’fb\u1093\’f5 \u1088\’f0\u1072\’e0\u1073\’e1\u1086\’ee\u1090\’f2.> \par \pard\plain \s0\dbch\af9\dbch\af12\afs24\langfe2052\alang1081\qj\hyphpar1\li0\ri0\lin0\rin0\fi720\sb0\sa0\nowidctlpar\ltrpar\loch\f5\fs24\cf0\lang1049\kerning1\li0\ri0\lin0\rin0\fi720\ltrpar<<\*\bkmkstart sub_803><\*\bkmkstart sub_804><\*\bkmkend sub_803><\*\bkmkend sub_804>\rtlch \ltrch\cs17\loch 8.4. \u1047\’c7\u1072\’e0 \u1085\’ed\u1072\’e0\u1088\’f0\u1091\’f3\u1096\’f8\u1077\’e5\u1085\’ed\u1080\’e8\u1077\’e5 \u1089\’f1\u1088\’f0\u1086\’ee\u1082\’ea\u1072\’e0 \u1086\’ee\u1087\’ef\u1083\’eb\u1072\’e0\u1090\’f2\u1099\’fb \u1074\’e2\u1099\’fb\u1087\’ef\u1086\’ee\u1083\’eb\u1085\’ed\u1077\’e5\u1085\’ed\u1085\’ed\u1099\’fb\u1093\’f5 \u1088\’f0\u1072\’e0\u1073\’e1\u1086\’ee\u1090\’f2 \u1047\’c7\u1072\’e0\u1082\’ea\u1072\’e0\u1079\’e7\u1095\’f7\u1080\’e8\u1082\’ea \u1091\’f3\u1087\’ef\u1083\’eb\u1072\’e0\u1095\’f7\u1080\’e8\u1074\’e2\u1072\’e0\u1077\’e5\u1090\’f2 \u1055\’cf\u1086\’ee\u1076\’e4\u1088\’f0\u1103\’ff\u1076\’e4\u1095\’f7\u1080\’e8\u1082\’ea\u1091\’f3 \u1085\’ed\u1077\’e5\u1091\’f3\u1089\’f1\u1090\’f2\u1086\’ee\u1081\’e9\u1082\’ea\u1091\’f3 \u1074\’e2 \u1088\’f0\u1072\’e0\u1079\’e7\u1084\’ec\u1077\’e5\u1088\’f0\u1077\’e5 [><\rtlch \ltrch\cs16\cf17\b\loch \u1079\'e7\u1085\'ed\u1072\'e0\u1095\'f7\u1077\'e5\u1085\'ed\u1080\'e8\u1077\'e5><\rtlch \ltrch\cs17\loch ]\
\u1055\’cf.>\cell\pard\plain \s26\dbch\af9\dbch\af12\afs24\ql\hyphpar1\li0\ri0\lin0\rin0\fi0\sb0\sa0\loch\f5\fs24\intbl\ql\nowidctlpar\li0\ri0\lin0\rin0\fi0\ltrpar <\loch \u1055\'cf\u1086\'ee\u1076\'e4\u1088\'f0\u1103\'ff\u1076\'e4\u1095\'f7\u1080\'e8\u1082\'ea>\par \pard\plain \s27\dbch\af9\dbch\af12\afs24\qj\hyphpar1\li0\ri0\lin0\rin0\fi0\sb0\sa0\loch\f5\fs24\intbl\nowidctlpar\li0\ri0\lin0\rin0\fi0\sb0\sa0\ltrpar\loch \par \pard\plain \s26\dbch\af9\dbch\af12\afs24\ql\hyphpar1\li0\ri0\lin0\rin0\fi0\sb0\sa0\loch\f5\fs24\intbl\ql\nowidctlpar\li0\ri0\lin0\rin0\fi0\ltrpar<\loch [><\rtlch \ltrch\cs16\cf17\b\cf17\b\loch \u1074\'e2\u1087\'ef\u1080\'e8\u1089\'f1\u1072\'e0\u1090\'f2\u1100\'fc \u1085\'ed\u1091\'f3\u1078\'e6\u1085\'ed\u1086\'ee\u1077\'e5> <\loch ]>\par \pard\plain \s27\dbch\af9\dbch\af12\afs24\qj\hyphpar1\li0\ri0\lin0\rin0\fi0\sb0\sa0\loch\f5\fs24\intbl\nowidctlpar\li0\ri0\lin0\rin0\fi0\sb0\sa0\ltrpar\loch \par \pard\plain \s26\dbch\af9\dbch\af12\afs24\ql\hyphpar1\li0\ri0\lin0\rin0\fi0\sb0\sa0\loch\f5\fs24\intbl\ql\nowidctlpar\li0\ri0\lin0\rin0\fi0\ltrpar<\loch [><\rtlch \ltrch\cs16\cf17\b\cf17\b\loch \u1076\'e4\u1086\'ee\u1083\'eb\u1078\'e6\u1085\'ed\u1086\'ee\u1089\'f1\u1090\'f2\u1100\'fc, \u1087\'ef\u1086\'ee\u1076\'e4\u1087\'ef\u1080\'e8\u1089\'f1\u1100\'fc, \u1080\'e8\u1085\'ed\u1080\'e8\u1094\'f6\u1080\'e8\u1072\'e0\u1083\'eb\u1099\'fb, \u1092\'f4\u1072\'e0\u1084\'ec\u1080\'e8\u1083\'eb\u1080\'e8\u1103\'ff> <\loch ]>\par \pard\plain \s27\dbch\af9\dbch\af12\afs24\qj\hyphpar1\li0\ri0\lin0\rin0\fi0\sb0\sa0\loch\f5\fs24\intbl\nowidctlpar\li0\ri0\lin0\rin0\fi0\sb0\sa0\ltrpar\loch \par \pard\plain \s26\dbch\af9\dbch\af12\afs24\ql\hyphpar1\li0\ri0\lin0\rin0\fi0\sb0\sa0\loch\f5\fs24\intbl\ql\nowidctlpar\li0\ri0\lin0\rin0\fi0\ltrpar<\loch \u1052\'cc.\
\u1055\’cf.>\cell\row\pard\pard\plain \s0\dbch\af9\dbch\af12\afs24\langfe2052\alang1081\qj\hyphpar1\li0\ri0\lin0\rin0\fi720\sb0\sa0\nowidctlpar\ltrpar\loch\f5\fs24\cf0\lang1049\kerning1\nowidctlpar\li0\ri0\lin0\rin0\fi720\ltrpar\loch \par >
Договор на снос аварийного дома
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Изъятие земельного участка, указанного в вопросе, предположительно будет осуществлено в соответствии с п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ, с целью строительства объекта местного значения, но не в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
2. В случае сноса многоквартирного дома собственники помещений в многоквартирном доме сохраняют долю в праве общей долевой собственности на земельный участок (ч. 6 ст. 36 ЖК РФ). Право собственности на земельный участок прекратится после изъятия самого земельного участка (п. 1 ст. 279 ГК РФ);
3. Полномочия на изъятие органами местного самоуправления земельных участков определяется положениями закона (п. 3 ст. 56.2 ЗК РФ).
Обоснование вывода:
В соответствии с положениями ст. 32 ЖК РФ и п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» необходимо учитывать, что признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае применяются нормы ч. 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ. При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Как усматривается из вопроса, собственники помещений многоквартирного дома снесли МКД в добровольном порядке. Полагаем, что вышеизложенный порядок одновременного изъятия (путем выкупа) как аварийных помещений в МКД, так и самого земельного участка под ним, в данной ситуации применен быть не может (ввиду фактического прекращения существования вещи, т.е. самого МКД ).
Вместе с тем акт обследования (документ, подтверждающий прекращение существования здания) в органы регистрации до сих пор не представлен. Иными словами, до настоящего момента в ЕГРН формально сохраняются сведения об МКД как об объекте недвижимости, вместе с входящими в его состав помещениями, т.е. юридически объект недвижимости существует.
На основании ч. 6 ст. 36 ЖК РФ в случае разрушения, в том числе случайной гибели, сноса многоквартирного дома собственники помещений в многоквартирном доме сохраняют долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором располагался данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и на иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, в соответствии с долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме на момент разрушения, в том числе случайной гибели, сноса такого дома. Указанные собственники владеют, пользуются и распоряжаются таким имуществом в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
В силу ст. 279 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В соответствии с п. 1-2 ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:
1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);
2) утвержденными проектами планировки территории.
Обоснования для принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в иных целях, приведены в п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, полагаем, что изъятие земельного участка, указанного в вопросе, предположительно будет осуществлено в соответствии с п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ, с целью строительства объекта местного значения, а не в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку МКД в настоящее время снесен самими собственниками. После сноса многоквартирного дома собственники помещений в нем сохраняют долю в праве общей долевой собственности на земельный участок (ч. 6 ст. 36 ЖК РФ). Право собственности на земельный участок прекратится после изъятия самого земельного участка (п. 1 ст. 279 ГК РФ). Органы местного самоуправления вправе принимать решения об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения (п. 3 ст. 56.2 ЗК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter