договор на спонсорскую помощь школе

Договор спонсорства на безвозмездной основе

договор на спонсорскую помощь школе. договор на спонсорскую помощь школе фото. картинка договор на спонсорскую помощь школе. смотреть фото договор на спонсорскую помощь школе. смотреть картинку договор на спонсорскую помощь школе.

Если Вы решили оказать безвозмездную спонсорскую помощь или наоборот принять такую, то необходимо просто заключить договор спонсорства, а точнее (с юридической точки зрения) договор на оказание спонсорской помощи / поддержке, чтобы избежать нецелевой траты или хищения вверенных организатору денег. Подписав спонсорский договор на безвозмездной основе Вы избавите себя от ненужных споров с налоговой инспекцией и обезопасите свои честно заработанные деньги от нецелевого использования. В связи с этим, наши юристы, находящиеся в городе Чебоксары, подготовили для Вас соответствующий документ, чтобы Вы могли скачать бесплатно без регистрации простой и правильный типовой образец (пример) формы (бланк) договора предоставления безвозмездной спонсорской помощи (спонсорский договор), соответствующий законодательным актам 2021 года.

Скачать без регистрации

Внимание. Прочтите полезную информацию ниже, чтобы правильно составить договор спонсорской помощи.
В конце текста БОНУС для жителей г.Чебоксары

Важно знать! Обязательно к прочтению

Рассмотрим спонсорство на безвозмездной основе, такое тоже возможно и законом не запрещено. Но такой вид спонсорской помощи может оказываться только для проведения определенных мероприятий, определенных в п. 9 ст. 3 Закона № 38-ФЗ. Имейте ввиду, что безвозмездная помощь не является благотворительной если оказывается коммерческим организациям, политическим партиям, движениям, группам и кампаниям (п.2 ст. 2 Закона № 135-ФЗ), а также если не преследует определённые цели расписанные в п.1 ст.2 Закона № 135-ФЗ от 11 августа 1995 г.. Также добавим то, что в данном договоре безвозмездная спонсорская помощь оформляется в виде пожертвования и имеет свои нюансы указанные в Статье 582 ГК РФ.

Теперь перейдём к спонсорству на возмездной основе, в этом случае компания или иное лицо, получившее спонсорские средства, обязаны упомянуть о спонсоре в рекламе. Т.е. спонсор со своей стороны оказывает финансовую поддержку, а спонсируемое лицо обязано распространить информацию о нем, что и является рекламой, а спонсор – рекламодателем. Про спонсорскую рекламу сказано в п.10 ст. 3 Закона № 38-ФЗ.

Спонсорская реклама в отличие от обычной имеет свои характерные черты:

В договоре обязательно должно быть указано, каким образом будет подтверждаться факт оказания услуг. Чаще всего, доказательством того, что услуги оказаны в полном объёме используют акт сдачи-приемки с приложением подтверждающих документов: эфирных справок, макетов баннеров или растяжек, экземпляры листовок и т. д. Передача помощи спонсором может быть подтверждена платежным поручением или чеком ККТ и приходным кассовым ордером, а также актом приема-передачи или товарной накладной при передаче имущества.

Мы надеемся, что данный простой и правильный типовой образец (пример) формы (бланк) договора предоставления безвозмездной спонсорской помощи (спонсорский договор), поможет сохранить, Ваше драгоценное время, нервы и деньги которые могли потратить на профессиональные услуги юриста. Но как показывает практика, лучше не рисковать и заручиться поддержкой юристов с большим опытом, которые смогут качественно оказать услуги по разработке договора спонсорства или правовой экспертизе договоров. Тем более, что в случае подписания договора, не соответствующего законодательству 2021 года, его могут признать недействительным со всеми вытекающими негативными последствиями для Вас и Вашего кошелька.

Источник

Как вести бухгалтерский учёт спонсорской помощи

Есть ли различия между благотворительной и спонсорской помощью? Как отразить спонсорскую помощь в учете и как ее оформить? Давайте разбираться.

Вопрос: В соответствии с заключенным договором спонсор предоставляет денежные средства на условиях размещения рекламной информации о спонсоре театрального представления путем указания названия и логотипа организации как спонсора на сайте организатора мероприятия и на афишах. Организация-спонсор применяет метод начисления. Какие документы нужны спонсору для учета расходов по налогу на прибыль, связанных с оказанием спонсорской помощи в проведении театрального представления организатору мероприятия?
Посмотреть ответ

Спонсорство и порядок его оформления

Для начала разберемся, в чем разница между благотворительной и спонсорской помощью, поскольку это прямо влияет на отражение сумм в учете и оформление документов при получении соответствующих сумм. Обратимся к федеральным законам.

ФЗ-135 от 11/08/95 г. определяет благотворительность как безвозмездную или на условиях льготы передачу гражданам и организациям денег, имущества, выполнения для них работ, услуг на тех же условиях. Регламентируются законом и цели благотворительности. В ст. 2 ФЗ зафиксирован список целей, он достаточно обширен и является закрытым: поддержка малообеспеченных, преодоление последствий стихий, ЧП, защита семьи и семейных ценностей, содействие физкультурным и спортивным организациям и др.

Благотворительностью не признается помощь политическим партиям и коммерческим фирмам, даже в целях, обозначенных выше. К примеру, бескорыстная помощь в организации конкурса детского рисунка, проводимого некоммерческой организацией «Дом детского творчества», — это благотворительность. Если конкурс проводит коммерческая фирма, о благотворительности говорить нельзя.

ФЗ-38 от 13/03/06 г. «О рекламе» дается в ст. 3 понятие спонсорства.

Спонсорская помощь не ограничена целями, как благотворительная. Уже само наименование ФЗ говорит о том, что речь идет о рекламе.

Отличительные черты спонсорской помощи следующие:

Таким образом, спонсорские средства не что иное, как плата за рекламу спонсора, спонсорские средства «оплачиваются» рекламой, имеют коммерческую основу. Спонсор здесь выступает как рекламодатель, а получатель помощи – как распространитель рекламы.

Формы спонсорского договора в законодательстве нет. Получатель помощи и спонсор заключают договор оказания рекламных услуг (ГК РФ гл. 39).

В некоторых случаях спонсорская помощь имеет признаки благотворительности: если спонсор не ставит условие рекламы своей деятельности или торговой марки (в то же время помощь противоречит в каких-то моментах ст. 2 ФЗ-135, например, оказывается политической партии или коммерческой организации). На наш взгляд, здесь целесообразно заключить договор, идентичный по смыслу договору дарения (ГК РФ гл. 32).

В спонсорском договоре указывается:

Кроме этого, сторонами оформляются:

На заметку! Если спонсорский договор отсутствует, спонсору и получателю целесообразно обменяться деловыми письмами, содержащими информацию, аналогичную договору. В них обязательно должна быть указана четкая цель оказания спонсорской помощи.

Бухгалтерский учет у спонсора

Спонсорские взносы, не имеющие целью распространения рекламы, относят к прочим расходам, не относящимся к реализации (ПБУ 10/99 п. 11). Они относятся на Дт 91/2.

Если помощь спонсора предполагает его рекламу, речь, по сути, об оплате за рекламу. Она отражается в рекламных расходах, связанных с продажей продукции (ПБУ 10/99 п. 5). Их можно включить в общую сумму затрат на дату подписания акта об оказании услуг, в то время как спонсорская помощь осуществляется, как правило, в форме предоплаты.

Пример. ООО «Лидер» оказал спонсорскую помощь на условиях рекламы спортивной школе на сумму 180000 рублей, в т.ч. НДС. 180000/1,2 = 150000. 180000-150000 = 30000 — НДС.

Эта проводка делается на дату получения счета-фактуры за оказанные рекламные услуги.
Дт 60-1 Кт 60-2 180000 руб. – это контрольная проводка, она делается для того, чтобы сумма не отразилась на счете дважды.

Бухгалтерский учет у получателя

Получатель для учета пришедшей ему спонсорской помощи использует стандартные счета и проводки, согласно плану счетов.

Пример. Детский спортклуб «Звездочка» получил спонсорскую помощь от ООО «Лидер» в сумме 80000 рублей на проведение спортивного праздника. Средства внесены в кассу спортклуба наличными. Затраты спортклуба на рекламу — 7000 рублей. Спортклуб работает на упрощенной системе налогообложения.

В проводках также используются субсчета, с целью выделить авансовый платеж:

Налог на прибыль и НДС

У спонсора такие суммы – это оплаченные рекламные услуги, которые относят к прочим при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.

Рекламные расходы разделяют на нормируемые и ненормируемые. Фактические затраты на рекламу можно включать в полном объеме в расчет базы, если они указаны в ст. 264-4 НК РФ. К примеру, это реклама в СМИ, наружная реклама, расходы на участие в выставках и др.

Если виды рекламы в этой статье не поименованы, их можно включать в расчеты только в объеме 1% от выручки за период (ст. 249 НК РФ). В качестве примера можно привести расходы на покупку призов спортсменам.

Рекламные услуги облагаются НДС и могут быть приняты к вычету на основании полученного счета-фактуры. При этом учитывается и получение счета-фактуры на авансовый платеж.

У получателя спонсорские суммы от налогообложения не освобождаются и включаются в базу (см. ст. 251 НК РФ, 346.15 НК РФ).

Расходы на проведение мероприятий, инициированных спонсором (расходы на рекламирование спонсора), можно включать в базу по налогу на прибыль (ст. 264-4). Что касается УСН, то здесь ситуация может оказаться спорной, т.к. в ст. 346.16 подобные расходы поименованы лишь в целом (п. 20).

Источник

В случае если спонсорским договором предусмотрено, что спонсируемый обязан распространять информацию (рекламу) о спонсоре или его продукции, то такая помощь признается возмездной спонсорской помощью, а расходы на оказание такой помощи представляют собой расходы на рекламу для спонсора.

3.1. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Следует обратить внимание, что ныне действующий Закон о рекламе не говорит прямо о том, что спонсорский вклад является платой за рекламу, в связи с чем, у налогоплательщика существует риск того, что такой вклад не будет отнесен к расходам в целях налогообложения прибыли. Поэтому, в заключаемом договоре целесообразно не делать акцент на формулировках, позволяющих квалифицировать его как спонсорский, а лучше сделать договор на оказание чисто рекламных услуг.

Налогоплательщик при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль вправе учесть затраты, связанные с оказанием спонсорской помощи на условиях распространения рекламы о нем, при условии, что эти расходы будут являться экономически обоснованными, документально подтвержденными и направленными на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Согласно п.п. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу приобретенных и реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

При этом, в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу делятся на две категории: нормируемые и ненормируемые.
В полном объеме при налогообложении прибыли могут быть учтены следующие расходы (ненормируемые расходы):
— на рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
— на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
— на участие в выставках, ярмарках, экспозициях,
— оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов,
— изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации,
— на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

3.2. НДС

Как и в случае оказания спонсором безвозмездной спонсорской помощи, возмездная спонсорская помощь в виде передачи товаров (работ, услуг) признается объектом налогообложения по НДС согласно ст. 146 НК РФ.

Однако у данного вида спонсорской помощи есть некоторые особенности, связанные с возможностью применения спонсором вычета по НДС.
Поскольку возмездная спонсорская помощь оказывается спонсором в обмен на оказание ему спонсируемым услуг рекламного характера, такой договор с гражданско-правовой точки зрения следует квалифицировать как договор возмездного оказания рекламных услуг.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС является реализация товаров, работ и услуг на территории РФ. Под реализацией услуг при этом Налоговый кодекс РФ понимает возмездное оказание услуг одним лицом другом лицу.

Таким образом, у спонсируемого возникает объект налогообложения по НДС, т.е. он обязан начислить налог на стоимость оказываемых рекламных услуг и предъявить его к оплате спонсору. Следовательно, денежные средства спонсора, направленные на оказание спонсорской помощи должны включать в себя и НДС.

НДС, уплаченный при приобретении услуг и выполнении работ по размещению рекламы, спонсор может принять к вычету при выполнении требований, установленных ст. ст. 171 и 172 НК РФ.

В частности, в соответствии с п.2 ст.171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, при условии использования этих товаров (работ, услуг) при осуществлении операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Кроме того, для осуществления права на вычет у спонсора должен быть счет-фактура, выставленный спонсируемым в течение 5 дней с момента оказания услуг (то есть, с момента подписания акта об оказанных услугах). Также, сумма НДС должна быть выделена отдельной строкой в платежных документах, подтверждающих перечисление спонсором денежной помощи.

В случае, если спонсорский договор будет содержать общий перечень оказываемых спонсору рекламных услуг без выделения сумм НДС по ним, спонсору будет очень сложно доказать правомерность применения вычета по НДС.

Кроме того, согласно п. 7 ст. 171 НК РФ спонсор вправе произвести вычет по НДС лишь по нормируемым видам рекламных расходов и только в доле, соответствующей норме 1% от выручки за соответствующий налоговый период.

Сумма НДС, пропорциональная величине сверхнормативных рекламных расходов, не может быть принята к вычету, а также учтена в расходах по налогу на прибыль (п. 1 ст. 170 НК РФ).

Юридическое лицо, применяющее УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» заключило спонсорский договор со спортивной городской школой, согласно которому во время спортивных соревнований данная школа будет распространять рекламу о спонсоре в виде ношения спортивной формы в логотипом товарного знака спонсора и надписи на одежде с указанием в словесном выражении имени спонсора.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, налогоплательщик, применяющий УСН, в данном случае уменьшает полученные доходы на расходы, связанные с рекламой своего товарного знака. При этом согласно п. 2 ст. 346.16. такие расходы учитываются в порядке, предусмотренном для учета расходов для налога на прибыль в ст. 264 НК РФ.

Данное правило означает, что затраты спонсора на размещение своего логотипа на форме спортсменов будут учитываться при расчете налога не полностью, а лишь в строго ограниченном размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Спонсору необходимо учитывать, что распространяемые спонсируемым лицом сведения о нем должны позволить определить действительного спонсора мероприятия, в противном случае он не сможет сформировать рекламные расходы. В связи с этим, спонсору в данном случае необходимо иметь грамотно составленный договор, чтобы его расходы на рекламу в дальнейшем были признанным налоговыми.

Б) НДС
Как и в примере 2, организация не будет подпадать под уплату НДС на основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ, как лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения.

ПРИМЕР 8.
Общество с ограниченной ответственностью, находящееся на общей системе налогообложения выступило спонсором конкурса-выставки рисунков одаренных детей, перечислив на счет организатора выставки денежные средства. Организатором является некоммерческая организация, которая, в свою очередь предоставила право спонсору открыть от своего имени выставку, а также участвовать в церемонии поздравления победителей, представивших лучшие рисунки.

Налогоплательщики при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль вправе учесть затраты, связанные с оказанием спонсорской помощи на условиях распространения рекламы, при условии, что эти расходы экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода.

В рассматриваемом примере затраты спонсора на проведение конкурса-выставки являются его расходами на рекламу, поскольку имя спонсора широко афишировалось во время церемонии открытия выставки и поздравления победителей.

В соответствии с п.п. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу приобретенных и реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

При этом, согласно абз.4 п. 4 ст. 264 НК РФ при налогообложении прибыли могут быть учтены в полном размере расходы на участие в выставках, содержащих информацию о рекламируемых товарах, работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации. То есть, данные расходы спонсора являются ненормируемыми и учитываются при уменьшении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в полном объеме.

2) НДС
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) является объектом обложения НДС.

В нашем примере в адрес спонсируемого передаются денежные средства, что не подпадает под перечень операций, облагаемых НДС согласно ст. 146 НК РФ, поскольку объекта налогообложения в данном случае не возникает (см. ранее описанные примеры № 1,4).

Права на вычет по НДС в данном случае у спонсора также не возникнет, поскольку данные рекламные расходы являются ненормируемыми (согласно п. 7 ст. 171 НК РФ, если в соответствии с гл. 25 НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения прибыли по нормативам, то суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем размеру норматива, следовательно, если расходы ненормируемые, то права на вычет не возникает).

Основной вывод, который может сделать для себя налогоплательщик из вышеприведенных примеров, при возникновении спорной ситуации в квалификации тех или иных расходов в целях исчисления налога на прибыль и НДС состоит в грамотной аргументации цели заключения договора (но не цели, в соответствии с которой будет использоваться передаваемое имущество, что не имеет значения для налоговых органов), а также правильном документальном оформлении договорных отношений.

1) Договор оказания благотворительной помощи (или пожертвования) – должен иметь направленность на одну из целей, установленных в п. 1 ст. 2 Закона №135-ФЗ, иначе это будет считаться обычным дарением, а не благотворительной помощью.

В случае, если передается имущество, благотворитель вправе указать в договоре назначение использования имущества благополучателем.
Кроме того, обязательным является указание на то, что одна сторона предоставляет что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления.

Такой договор должен быть в обязательном порядке составлен в письменной форме, если:
— жертвователем является юридическое лицо, и стоимость дара превышает 5 МРОТ;
— предметом пожертвования является объект недвижимости (для такого договора обязательна государственная регистрация);
— договор содержит обещание дарения в будущем.

Передачу имущества и денежных средств также необходимо обязательно документально подтвердить. Если благотворительная помощь оказывается путем передачи денежных средств, то, оформляется, либо приходный кассовый ордер и квитанция к нему (наличные расчеты), либо платежные поручения и соответствующие банковские выписки (безналичный расчет).

Имущество передается по акту приемки-передачи, либо накладной. Кроме того, необходимо правильно оформить счет-фактуру. Согласно п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), расчетные документы, а также документы первичного учета и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись и ставится штамп «Без налога (НДС)».

Что касается налогообложения расходов, возникающих при оказании благотворительной помощи, то к расходам в целях исчисления налога на прибыль данные расходы не относятся, а от обложения НДС благотворитель освобождается.

2) Договор оказания безвозмездной спонсорской помощи по своей правовой конструкции, как и договор на оказание благотворительной помощи, должен соответствовать договору дарения. В обязательном порядке в договоре должна быть указана его цель – на проведение какого-либо мероприятия, создание или трансляцию какой-либо передачи и т.д. При этом из договора должно быть ясно, что целью спонсора не является реклама своей продукции, имени или марки.

Налоговые последствия данного договора: отсутствие расходной части прибыли, и наличие обязанности по уплате НДС в бюджет на общих основаниях.

3) Договор оказания возмездной спонсорской помощи заключается в целях распространения рекламы о спонсоре, что обязательно должно быть отражено в его условиях. По правовой конструкции данный договор представляет собой договор на оказание услуг рекламного характера (гл. 39 ГК РФ). В обязательства спонсора должно входить финансирование мероприятия или оказание иного вида поддержки, а в обязательства спонсируемого – распространение в ходе мероприятия или передачи информации о спонсоре путем размещения логотипа, упоминания имени спонсора, предоставления ему права выступления на данном мероприятии и т.п.

К данному договору, помимо документов, подтверждающих передачу имущества или денег, должны в обязательном порядке прилагаться акт приемки-передачи оказанных рекламных услуг, счет-фактура с выделенной суммой НДС, а также текст рекламного объявления, экземпляр печатного издания и иные подобные носители, подтверждающие факт рекламы спонсора.

Данный договор не обязательно должен быть составлен в форме единого документа. Он может быть заключен в форме обмена письмами между спонсором и спонсируемым с обязательным указанием цели оказания помощи.

Расходы на рекламу по такому договору признаются в качестве расходов в целях налогообложения прибыли. НДС при общей системе налогообложения уплачивается спонсором на общих основаниях.

Как видим, каждая из вышеприведенных форм оказания помощи имеет свои плюсы и минусы с точки зрения налогообложения налогом на доходы (прибыль) и НДС.

Таким образом, в условиях российской действительности руководителю предприятия (или его собственнику), прежде чем решить, в какой форме оказывать ту или иную финансовую или материальную поддержку или спонсировать проведение какого-либо мероприятия, лучше изначально решить, что для организации будет предпочтительнее с точки зрения налогообложения возникающих расходов.

Данный постулат применим, если только речь не идет о достижении высоконравственных целей, связанных со стремлением некоторых бизнесменов, порой, вопреки собственной выгоде, создать базу для развития таких отраслей Российской экономики как здравоохранение, образование, культура, искусство. Без соответствующей благотворительной поддержки, данные отрасли, скорее всего, еще долго не выйдут на тот уровень своего развития, который существовал во времена Морозовых, Демидовых, Боткиных и других меценатов.

Хочется верить, что директора предприятий и их собственники, разобравшись в вопросах благотворительности и спонсорства, и ответив для себя на вопрос: «что есть что?», найдут ответ и на такой риторический вопрос: «как извлечь из пользы личной – пользу общественную?».

Хватит гуглить ответы на профессиональные вопросы! Доверьте их экспертам «Клерка». Завалите лучших экспертов своими вопросами, они это любят!

Ответ за 24 часа (обычно раньше).

Вся информация про безлимитные консультации здесь.

Источник

Подарки, пожертвования, спонсорская помощь: как учесть для целей налогообложения прибыли?

Автор: Никитин В., аудитор КГ «Аюдар»

Вопрос:

Образовательное учреждение заключило договор, по которому коммерческая организация безвозмездно перечислила учреждению 50 000 руб. на осуществление образовательной деятельности. Признается ли этот договор договором пожертвования? Облагается ли полученная сумма налогом на прибыль, если она была использована в соответствии с целевым назначением?

Данный договор является по своей сути договором пожертвования, а полученная по нему учреждением сумма освобождается от обложения налогом на прибыль на основании пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ.

Обоснование. Согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения даритель безвозмездно передает или обязуется передать одаряемому вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением.

Пункт 1 ст. 582 ГК РФ определяет, что пожертвование – дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться образовательным организациям.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 135-ФЗ благотворительная деятельность осуществляется в том числе в целях содействия деятельности в сферах образования, просвещения, духовному развитию личности.

В рассматриваемой ситуации дарение совершено образовательному учреждению на осуществление образовательной деятельности, то есть в общеполезных целях, поэтому признается пожертвованием.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ при определении базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные согласно законодательству РФ о некоммерческих организациях пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ.

В Письме УФНС по г. Москве от 19.10.2011 № 16-15/101183@ сделан вывод: если пожертвования физических лиц, произведенные в пользу государственного образовательного учреждения, отвечают требованиям ГК РФ и Федерального закона № 135-ФЗ, то доход в виде указанного пожертвования не учитывается учреждением на основании пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ при условии, что полученные пожертвования использованы в соответствии с их целевым назначением, которое определяет жертвователь, а также при условии ведения раздельного учета таких доходов и их расходования.

Вопрос:

Образовательное учреждение получило денежную спонсорскую помощь. Относится ли такая помощь к пожертвованию и освобождается ли от обложения налогом на прибыль?

Спонсорская помощь не признается пожертвованием и включается в доходы для целей налогообложения прибыли.

Обоснование. Законодательство не содержит понятие «спонсорская помощь», но раскрывает термины «спонсор» и «спонсорская реклама».

По нашему мнению, в рассматриваемом вопросе нужно исходить из следующей терминологии, представленной в ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон № 38-ФЗ):

спонсор – это лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;

спонсорская реклама – это реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;

реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, спонсорская помощь образовательному учреждению заключается в предоставлении спонсором средств учреждению, которое обязано распространять рекламную информацию о спонсоре, то есть спонсорская помощь носит возмездный характер и не признается ни дарением, ни пожертвованием.

Соответственно, освобождение от налогообложения, предусмотренное пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, в отношении спонсорской помощи не применяется.

Аналогичный подход изложен в Письме Минфина РФ от 01.09.2009 № 03-03-06/4/72, в котором на основании Федерального закона № 38-ФЗ сделан вывод о том, что спонсорский взнос имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера, поэтому спонсорский вклад может признаваться платой за рекламу и относится к доходам от оказания услуг за плату в целях налого­обложения прибыли.

Вопрос:

Вправе ли родители учеников школы делать пожертвования образовательному учреждению? Если да, то может ли родительский комитет определить минимальный размер пожертвований? Каким образом родитель должен вносить пожертвования школе: наличными и (или) безналичными средствами?

Родители учеников школы вправе делать образовательному учреждению пожертвования, что должно осуществляться без принуждения.

Родительский комитет не вправе определять минимальный размер пожертвований.

Средства пожертвования нужно вносить на расчетный счет учреждения.

Обоснование. В Письме Минобрнауки РФ № ВК-2227/08 разъяснено, что, руководствуясь ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ, родители (законные представители) учащихся общеобразовательных организаций вправе индивидуально или объединившись осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, причем исключительно на добровольной основе.

Порядок внесения пожертвования следующий. Если вы по собственному желанию (без какого бы то ни было давления со стороны администрации, сотрудников образовательного учреждения, родительских комитетов, фондов, иных физических и юридических лиц) хотите оказать школе, где обучается ваш ребенок, благотворительную (добровольную) помощь в виде денежных средств, вы можете в любое удобное для вас время перечислить любую сумму, посильную для вашего семейного бюджета, на расчетный счет учреждения.

Не допускается принуждение родителей (законных представителей) учащихся к внесению денежных средств, осуществлению иных форм материальной помощи со стороны администрации и работников образовательных учреждений, а также созданных при учреждениях органов самоуправления, в том числе родительских комитетов, попечительских советов в части принудительного привлечения родительских взносов и благотворительных средств.

Установление фиксированных сумм для благотворительной помощи также относится к формам принуждения (оказания давления на родителей) и является нарушением Федерального закона № 135-ФЗ.

При оказании родителями финансовой помощи внесение денежных средств должно производиться на расчетный счет образовательного учреждения.

Любая инициативная группа граждан, в том числе родительский комитет, попечительский совет и прочие органы самоуправления образовательного учреждения, вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя самих (членов комитета, попечительского совета), а не родителей всех детей, посещающих данное учреждение.

Администрация, сотрудники учреждения, иные лица не вправе:

требовать или принимать от благотворителей наличные денежные средства;

требовать от благотворителя представления квитанции или иного документа, свидетельствующего о зачислении денежных средств на расчетный счет учреждения.

Вопрос:

Вправе ли родитель, внесший пожертвование школе, проконтролировать целевой характер его использования?

Да, у благотворителя есть такое право.

Обоснование. В Письме Минобрнауки РФ № ВК-2227/08 разъяснено, что благотворитель имеет право:

в течение десяти дней со дня перечисления по доброй воле денежных средств на расчетный счет учреждения подать обращение в учреждение (по своему желанию – приложить копию квитанции или иного подтверждающего документа) и указать в нем целевое назначение перечисленных денежных средств;

получить от руководителя (по запросу) полную информацию о расходовании и возможности контроля за процессом расходования внесенных благотворителем безналичных денежных средств или использования имущества, предоставленного благотворителем учреждению;

получить информацию о целевом расходовании переданных учреждению безналичных денежных средств из ежегодного публичного отчета о привлечении и расходовании внебюджетных средств, который должен быть размещен на официальном сайте образовательного учреждения.

Вопрос:

Влияет ли способ внесения денег в качестве пожертвования (внесение наличных, перечисление на расчетный счет, перечисление денег с телефона, через терминал и т. п.) на его освобождение от обложения налогом на прибыль?

Пожертвование освобождается от налогообложения независимо от способа внесения денежных средств.

Обоснование. Гражданский кодекс не определяет способ безвозмездного внесения денежных средств для признания их пожертвованием.

Пункт 2 ст. 251 НК РФ не содержит исключений для различных способов внесения денежных средств в качестве пожертвования для освобождения их от налогообложения.

В Письме ФНС РФ от 25.11.2016 № СД-4-3/22415@ сказано, что способ направления жертвователями (непосредственно на расчетный счет (в кассу) организации или через агента (посредника)) не влияет на квалификацию данных поступлений в качестве пожертвований, если налогоплательщик может документально подтвердить безвозмездный характер указанных поступлений и их общеполезное предназначение.

Вопрос:

Может ли признаваться пожертвованием, освобождаемым от налогообложения, передача образовательному учреждению права безвозмездно пользоваться помещениями для ведения образовательной деятельности?

Передача указанного права признается пожертвованием, освобождаемым от налогообложения.

Обоснование. Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием является дарение вещи или права в общеполезных целях.

Договор пожертвования – разновидность договора дарения. Пунктом 1 ст. 572 ГК РФ предусмотрено, что по договору дарения даритель безвозмездно передает одаряемому вещь в собственность либо имущественное право.

В Письме Минфина РФ от 10.12.2010 № 03-03-06/4/121 сказано: если пожертвование осуществляется путем передачи жертвователем права на вещи или имущественные права субъектам, перечисленным в ст. 582 ГК РФ, оно не учитывается при определении налоговой базы.

В Письме Минфина РФ от 02.06.2010 № 03-03-06/4/59 сделан вывод, что если право безвозмездного пользования имуществом при осуществлении уставной образовательной деятельности отвечает требованиям ст. 582 ГК РФ, то доход данного образовательного учреждения в виде полученного права не учитывается на основании пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ.

В декабре 2019 года образовательному учреждению были безвозмездно оказаны юридические услуги в качестве пожертвования.

Результаты услуг стали использоваться учреждением с января 2019 года, но в соответствии с иными целями, чем были определены жертвователем.

Вопрос:

Когда у учреждения возникает внереализационный доход? С какого момента доход нужно отражать в разд. 7 декларации по налогу на прибыль? Надо ли указанный раздел включать в декларацию по налогу на прибыль, представляемую за I квартал 2019 года?

Названный доход включается в состав внереализационных доходов в январе 2019 года.

В состав декларации по налогу на прибыль за I квартал 2019 года разд. 7 не включается, поскольку данный раздел заполняется только в составе декларации, представляемой за налоговый период.

Обоснование. Пунктом 14 ст. 250 НК РФ установлено, что в состав внереализационных включаются доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств.

Налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации.

Таким отчетом является лист 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» декларации по налогу на прибыль, форма и порядок заполнения которой утверждены Приказом ФНС РФ от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@.

В пунктах 15.1 и 15.2 Порядка заполнения декларации отмечено, что указанные в графе 7 отчета доходы подлежат включению в состав внереализационных доходов в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия их получения) (п. 14 ст. 250 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации использование результатов услуг началось с января 2019 года, и с самого начала они использовались не в соответствии с теми целями, которые были обозначены жертвователем. Следовательно, у учреждения внереализационный доход возникает в январе 2019 года.

Пункт 1.1 Порядка заполнения декларации предусматривает, что лист 07 заполняется организациями при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ, при составлении декларации только за налоговый период.

Следовательно, данный лист не включается в декларацию по налогу на прибыль за отчетные периоды: I квартал, полугодие, девять месяцев.

Вопрос:

Коммерческая организация безвозмездно перечислила государственному образовательному учреждению 100 000 руб. в качестве подарка к Дню знаний. Обязано ли учреждение включить эту сумму в доходы для целей налогообложения?

Данная сумма включается в состав внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.

Обоснование. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, в том числе пожертвования.

Рассматриваемая в вопросе сумма не относится к целевым поступлениям, а также к пожертвованиям, поскольку даритель не указал, что это пожертвование, а также не обозначил цель использования дара.

Согласно пп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями на ведение основных видов деятельности.

В рассматриваемой ситуации не указана цель направления суммы, поэтому нельзя сказать, что она направлена на ведение основных видов деятельности.

Следовательно, освобождение, предусмотренное пп. 22 п. 1 и пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, в анализируемой ситуации неприме­нимо.

В пункте 14 ст. 250 НК РФ внереализационными признаются доходы налогоплательщика в виде использованного не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), которое получено в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде пожертвований).

Так как в нашем случае цель безвозмездного перечисления денежных средств не была определена, данная норма неприменима.

В пункте 8 ст. 250 НК РФ к внереализационным относятся доходы в виде безвозмездно полученного имущества, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

Таким образом, по нашему мнению, образовательное учреждение обязано включить названную сумму в состав внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *