договор на управление проектом это
Как правильно составить договор управления: разбираем ошибки
На онлайн-семинаре 7 декабря эксперт Ассоциации «Р1» Сусана Киракосян рассказала о нюансах составления договора управления в 2020 году и типичных ошибках, которые совершают УО, актуализируя и готовя новую версию этого документа. Узнайте подробности.
Посмотрите онлайн-семинар «Договор управления-2020. Перезагрузка» с Сусаной Киракосян
7 декабря на онлайн-семинаре «Договор управления-2020. Перезагрузка» член Экспертного совета Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1» Сусана Киракосян разобрала наиболее частые ошибки, которые совершают компании при составлении одного из самых важных документов в работе УО:
Эксперт в начале семинара заострила внимание участников на том, насколько важно предусмотреть в ДУ все возможные риски: это позволит избежать проблем с надзорными и контролирующими органами и недовольными собственниками. Ведь грамотно составленный ДУ – это и основание для управления МКД, и показатель качества работы УО, и конкурентное её преимущество на рынке.
Для этого у каждой УО в договоре управления должны быть свои уникальные «фишки», «ключи», восполняющие пробелы законодательства, а также «кнут» и «пряник» для поддержания дисциплины выполнения условий такого договора и поощрения собственников. Узнайте подробности в видеозаписи онлайн-семинара.
Правильно определите и пропишите в ДУ его существенные условия
Большой блок онлайн-семинара Сусана Киракосян посвятила разбору наиболее частых ошибок, которые совершают управляющие организации при составлении или заключении ДУ, и тому, как их избежать. Одна из таких ошибок – неправильное определение существенных условий договора.
Предмет договора управления – это комплексная деятельность по управлению МКД. Здесь прописываются состав общего имущества МКД по рекомендуемой форме из приказа Минстроя РФ от 31.07.2014 № 411/пр, перечень услуг и работ, оказываемых и выполняемых в отношении такого имущества и порядок его изменения.
Определять цену договора управления эксперт советует УО только законными способами. Механизмы индексации размера платы за содержание жилого помещения в ДУ следует определять с учётом требований законодательства и существующей судебной практики. Примеры вы найдёте в материалах, размещённых под статьёй.
В ДУ управляющая организация должна предусмотреть такие существенные условия, как порядок контроля за её деятельностью, способы контроля и перечень лиц, которые уполномочены на его проведение. Также в договоре управления прописывается порядок фиксации результатов контроля, составления соответствующего акта.
Всего Сусана Киракосян разобрала пять больших комплексных ошибок УО при составлении договора управления. Подробнее о каждой из них и способах их избежать узнайте из видеозаписи онлайн-семинара.
Утвердите размер платы за содержание жилья и учтите в ДУ работу председателя Совета дома
Видеозапись онлайн-семинара и материалы к нему вы найдёте под статьёй. Если у вас остались вопросы по теме составления или актуализации договора управления, обратитесь в Ассоциацию «Р1» за помощью.
Договор на управление проектом это
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЯЮЩЕГО ПРОЕКТОМ (ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАКАЗЧИКА)
Project management for real estate development (construction). Project manager (client’s technical representative) activities
Дата введения 2017-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений» (АО «ЦНИИПромзданий»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования по управлению проектом в строительстве, позволяющие обеспечить эффективное достижение целей и задач проектов при осуществлении инвестиционно-строительной деятельности.
Требования настоящего стандарта распространяются на управление любыми проектами в строительстве и могут быть применены при строительстве зданий и сооружений различного функционального назначения, их реконструкции и капитальном ремонте, за исключением объектов определенных в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса как особо опасные и технически сложные, линейные объекты железнодорожного транспорта, объекты культурного наследия.
Настоящий стандарт допускается использовать с целью оценки соответствия управления проектом в строительстве установленным в стандарте требованиям.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51901.4* Менеджмент риска. Руководство по применению при проектировании
ГОСТ Р 52807 Руководство по оценке компетентности менеджеров проектов
ГОСТ Р 54869 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом
ГОСТ Р 54870 Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов
ГОСТ Р 54871 Проектный менеджмент. Требования к управлению программой
ГОСТ Р ИСО 21500 Руководство по проектному менеджменту
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 инвестиционно-строительная деятельность: Деятельность, направленная на привлечение, вложение и управление инвестициями (инвестирование) для целей строительства, реконструкции и капитального ремонта, организацию (планирование), ввод в действие объектов производственного и непроизводственного назначения, а также линейных сооружений.
3.2 оптимизация проектных решений (value engineering): Модификация проектной или рабочей документации, направленная на определение и принятие проектных решений, снижающих стоимость капитальных затрат, затрат на эксплуатацию, улучшающих эффективность строительства и качество объекта.
3.3 предпроектная подготовка строительства: Комплекс работ, проводимых в целях обоснования градостроительной деятельности на территории и получение права на ее проведение [1].
3.4 проект в строительстве (инвестиционно-строительный проект): Комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание объекта (основных фондов), комплекса объектов производственного или непроизводственного назначения, линейных сооружений в условиях временных и ресурсных ограничений.
3.5 управляющая компания в строительстве: Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по управлению проектами в строительстве, направленную на достижение целей и задач инвестиционно-строительного проекта, действующее по договору и от имени застройщика (инвестора), в рамках определенных сторонами полномочий.
3.6 управляющий проектом в строительстве (руководитель проекта, менеджер проекта) (project manager): Ответственное лицо, которому застройщик (инвестор) делегирует полномочия по руководству работами, планированию, контролю и координации работ участников проекта, распоряжению, контролю за финансовыми средствами, оценку и управление рисками.
3.7 управление строительством (construction management): Организация строительного производства на объекте, включая: планирование, контроль, оценку и управление рисками, координацию работ подрядных и строительно-монтажных организаций, авторского надзора, строительного контроля, других участников строительства, реконструкции или капитального ремонта.
4 Общие положения. Управление проектом в строительстве
4.2 Настоящий стандарт устанавливает порядок организации управления проектами в строительстве, определяет этапы реализации проекта, а также области управления проектами в строительстве.
4.3 Стандарт содержит рекомендуемые унифицированные подходы по деятельности управляющего проектом, его основные функции и задачи, в которые может входить весь комплекс организационно-управленческих работ, обеспечивающих строительство «под ключ», в том числе:
— организация реализации инвестиционно-строительного проекта;
— сбор и подготовка исходных данных;
— предпроектная подготовка строительства;
— анализ участников инвестиционно-строительного проекта, их компетенций, финансово-хозяйственного состояния, репутации и соответствия их возможностей предъявляемым требованиям;
— оценка и управление рисками;
— обеспечение функции технического заказчика и строительного контроля;
— планирование, организация и контроль строительства, включая проектные, изыскательские (в том числе специальные: сейсмические, геофизические и др.), научно-исследовательские, опытно-конструкторские, строительно-монтажные, отделочные и другие работы, связанные со строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов производственного и непроизводственного назначения, а также линейных сооружений;
— обеспечение эффективности капитальных вложений на основе применения прогрессивных и современных решений, с учетом использования местных материалов, современных информационных технологий, других требований инвестора к техническому уровню и качеству объекта, позволяющих получить конкурентоспособный результат;
— сдача-приемка объекта в эксплуатацию.
4.4 Взаимодействие управляющего проектом в строительстве с другими участниками инвестиционно-строительного проекта осуществляется на основе договорно-правовых отношений и установленных ему застройщиком (инвестором) полномочий.
4.5 Управляющая компания в строительстве может совмещать функции управления проектом и технического заказчика, так как роль, ответственность и участие технического заказчика при реализации инвестиционно-строительного проекта ограничена стадиями предпроектной и проектной подготовки строительства, строительстве и сдачи-приемки объекта в эксплуатацию. Большая часть управленческих, организационных, финансовых и технических решений принимается на этапах инициации и планирования проекта. Застройщик (инвестор) вправе заключить договор только на исполнение управляющей компанией функции технического заказчика.
4.6 При осуществлении управляющей компанией функций строительного контроля необходимо наличие допуска саморегулируемой организации и штата специалистов, обладающих требуемой квалификацией и компетенциями.
4.7 Методология управления проектом в строительстве разработана в соответствии с отечественными и международными стандартами и практиками по управлению проектами. Основные этапы управления проектом в строительстве приведены на рисунке А.1 приложения А.
4.8 Принципиальная схема управления проектом в строительстве приведена на рисунке А.2 приложения А.
5 Организация управления проектом в строительстве
5.1 Управление проектом в строительстве предполагает использование соответствующих методов и компетенций для их реализации. Существенное значение имеет системная последовательность и взаимоувязка различных этапов реализации проектов в строительстве, большая часть из которых строго регламентирована существующим законодательством.
5.2 Управление взаимодействием участников проекта в строительстве осуществляется с учетом процессов проектного менеджмента, приведенных в соответствующих национальных стандартах по проектному менеджменту.
5.3 Организационная структура управления проектом в строительстве зависит от сложности проекта, его специфики, объема инвестирования, сроков реализации, региональных и климатических особенностей, таких как работа в условиях Крайнего Севера, значительная удаленность от населенных пунктов, а также прочих неблагоприятных условий.
5.4 Определение организационной структуры управления проектом, компетенции экспертов команды проекта напрямую влияют на достижение надлежащего результата: объекта завершенного строительством, отвечающего требованиям норм и правил, выполненного с надлежащим качеством, в рамках определенного бюджета и в установленные сроки.
5.6 Для руководства проектом на уровне организации застройщика (инвестора) следует определить куратора (ответственного представителя), уполномоченного санкционировать начало проекта и использование ресурсов, способствовать успешной реализации проекта в строительстве и его поддержку. Куратор принимает управленческие решения, разрешает задачи и вопросы, которые не могут быть решены силами управляющего проекта, включая изменение бюджета инвестиционно-строительного проекта и сроков его реализации.
6 Этапы реализации проекта в строительстве
6.1 Инициирование проекта в строительстве
На данном этапе определяется необходимость и возможность инвестиционного проекта в строительстве, его бизнес-планирование.
6.1.2 Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и/или модернизируемого имущества [2].
6.1.3 В рамках этапа инициирование проекта застройщик (инвестор) устанавливает изначальные цели и ожидаемые результаты проекта (критерии успеха), назначает куратора и управляющего проектом, осуществляет бизнес-планирование, в котором определяет содержание, финансовые ресурсы, внутренние и внешние заинтересованные стороны, а также другие факторы, влияющие на конечный результат.
6.1.4 Утверждение проекта и принятие решения о его финансировании осуществляется до начала самого проекта. Однако следует привлекать управляющего проектом и команду проекта для участия в подготовке и анализе данных в процессе бизнес-планирования. Участие экспертов на ранней стадии позволяет выявить потенциальные риски проекта в строительстве и определить пути их максимального снижения или устранения на первоначальном этапе.
6.1.5 В процессе принятия решения о целесообразности и возможности инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений на соответствующей территории, а также для получения предварительных исходных данных, наличии земельных участков для строительства, условий присоединения объекта к источникам снабжения, инженерным коммуникациям и сетям необходимо разрабатывать Ходатайство (Декларацию) [4] о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений на территории Российской Федерации. При разработке Ходатайства (Декларации) [4] следует руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и другими государственными документами, регулирующими инвестиционно-строительную деятельность.
6.2 Планирование проекта в строительстве
Управляющий проектом совместно с застройщиком (инвестором) осуществляет детальное планирование будущей реализации проекта в строительстве, определяет и уточняет цели и задачи, разрабатывает последовательность действий, требуемых для их последующего достижения, определяет состав (общее содержание) работ. Результатом данного этапа является план по управлению проектом в строительстве, включающий:
— определение состава работ (содержания) проекта, предпроектные проработки, предварительный выбор земельного участка (объекта строительства/реконструкции);
Составление проекта договора. Возможность его корректировки
Существенные условия договора
В соответствии со ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида (к примеру, в договоре поставки должны быть прописаны условие о наименовании товара и о количестве товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ), в противном случае такой договор не позволяет определить количество подлежащей передаче продукции, и он считается незаключенным (п. 2 ст. 465 ГК РФ)), а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В зависимости от типа договора (оказание услуг, поставка товара, выполнение работ) организатор закупок составляет проект договора, в котором указывает существенные условия будущего соглашения.
Структура договора
В Положении о закупках заказчикам необходимо прописать порядок формирования условий проекта договора, заранее предусмотрев его структуру, в составе которой необходимо указать:
— соответствие ТРУ стандартам качества (к примеру, качество товара должно соответствовать показателям ГОСТа 31424 – 2010) ;
— сроки (периоды) поставки товара/оказания услуг/выполнения работ (к примеру: срок выполнения работ устанавливается с момента подписания договора до 01.12.2020 года), порядок приемки результата оказания услуг/выполнения работ;
— место и условия поставки товара/оказания услуг/выполнения работ (к примеру, поставщик собственными силами и средствами и за свой счет осуществляет доставку товара до места назначения по адресу: г. Томск, ул. Ленина, д 116, 6 этаж, каб. 612») ;
— общая стоимость ТРУ (указать, что входит в стоимость: обязательные налоговые платежи, транспортировка, разгрузка/погрузка, монтаж, пуско-наладочные работы, обучение сотрудников и т.д.), цена за единицу ТРУ, порядок расчетов (условия оплаты необходимо установить с учетом норм ст. 190-194 ГК, которые регламентируют особенности исчисления сроков, к примеру: оплата товара производится заказчиком путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика по факту поставки товара и представления документов на оплату с отсрочкой платежа 20 календарных дней от даты поставки. Если последний день срока оплаты приходится на нерабочий день, днем окончания срока перечисления денежных средств за поставленный товар считается ближайший следующий за ним рабочий день);
— права и обязанности сторон (к примеру, права заказчика: принимать товар на условиях договора, производить оплату товара в согласованные сторонами сроки, требовать от поставщика передачи недостающих или замены отчетных документов, материалов и иной документации, подтверждающих поставку товара и др.);
— ответственность сторон (пени, штрафы): размер, порядок взыскания, основания для взыскания (к примеру, в случае недопоставки или просрочки поставки товара заказчик вправе потребовать уплаты поставщиком неустойки в размере 1 % стоимости не переданного в срок товара за каждый день просрочки. В случае поставки некачественного и (или) некомплектного товара заказчик вправе потребовать уплаты поставщиком штрафа в размере 5 % стоимости такого товара);
— обстоятельства непреодолимой силы (к примеру, военные действия, эпидемии, пожары, природные катастрофы, и т.д., делающие невозможным выполнение обязательств по настоящему договору. Данные обстоятельства должны быть подтверждены компетентными органами, имеющими право на такое подтверждение);
— порядок урегулирования споров и расторжения договора (к примеру: споры и разногласия, возникающие между сторонами по договору разрешаются путем направления соответствующих претензий. В случае невозможности разрешения разногласий между сторонами в установленном договором порядке, они подлежат рассмотрению в Арбитражном суде г. Москвы);
— гарантийные обязательства (при необходимости) (к примеру, гарантия качества: если в период гарантийной эксплуатации товара (12 месяцев) обнаружатся дефекты, поставщик обязан их устранить за свой счет в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента составления сторонами соответствующего акта с перечнем обнаруженных недостатков или с момента получения от заказчика соответствующей претензии);
— внесение обеспечения исполнения договора (форма, размер, порядок возврата) (по необходимости) (к примеру: 1) исполнение договора обеспечивается внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Обеспечение исполнения договора возвращается поставщику при условии надлежащего выполнения своих обязательств по договору в течение 30 банковских дней со дня исполнения обязательств по договору поставки; 2) исполнение договора обеспечивается предоставлением банковской гарантии, выданной банком, который соответствует требованиям, установленным Правительством РФ. Срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный договором срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц) ; [2]
— срок действия договора (к примеру: договор вступает в силу с момента его подписания и действует по 31.05.2021 года, а в части взаиморасчетов – до полного исполнения сторонами своих обязательств);
— приложения к договору (формы актов, спецификации, сметы, чертежи, эскизы, списки и перечни и т.д.)
Следует обратить внимание, что ФЗ № 223 содержит специальные требования к содержанию отдельных договоров:
Формирование проекта договора
Формируя проект договора, заказчик, в первую очередь, исходит из собственных интересов и потребностей, производственных и финансовых возможностей предприятия. Организатор процедур составляет проект соглашения таким образом, чтобы его пункты были максимально выгодными для него, обезопасив себя при этом возможными санкциями для контрагента. Участникам закупок важно заранее изучить особенности дальнейшего сотрудничества и не попасть впросак на стадии заключения договора, поскольку при подаче заявки потенциальный контрагент соглашается со всеми условиями закупочной документации и готов выполнить все обязательства по договору.
В Положении о закупке рекомендуется прописать последовательность действий, при подписании договора как со стороны организатора процедур, так и со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя), и указать в нем (при необходимости):
Изменение проекта договора на стадии приема заявок на участие в закупке
Направление протокола разногласий. Срок его рассмотрения заказчиком
Срок рассмотрения заказчиком направленного контрагентом протокола разногласий не указан в ФЗ № 223, однако, предполагается, что согласование сторонами всех возникший разночтений необходимо завершить, не превышая 20-дневный срок подписания договора. Перед тем, как направить протокол разногласий, поставщику (исполнителю, подрядчику) следует:
Пример из практики
В антимонопольную службу поступила жалоба участника торгов на действия заказчика при осуществлении закупки в форме запроса котировок на поставку жидкого котельного топлива (мазут). По мнению поставщика, организатор закупки неправомерно признал его уклонившимся от заключения договора. Рассмотрев материалы дела, комиссия УФАС установила, что п. 5.2 ч. 5 закупочной документации установлено, что победитель запроса котировок не вправе отказаться от заключения договора и обязан подписать его не ранее чем через 10 дней и не позднее 15 дней с даты размещения итогового протокола в ЕИС. Победитель закупки направил заказчику протокол разногласий к проекту договора по истечению регламентированного срока для подписания соглашения. В своем решении антимонопольный орган пришел к выводу, что поскольку нормы действующего законодательства не содержат ограничений для заказчиков устанавливать сроки подписания договора в рамках, установленных ч. 15 ст. 3.2 ФЗ № 223 (между десятью и двадцатью днями с даты размещения в ЕИС итогового протокола), заключать соглашения нужно исходя из потребности заказчика. Участник закупки, самостоятельно принявший решение об участии в процедуре, и претендующий на выполнение обязательств по договору, обязан учесть специфику его заключения и соблюсти все предусмотренные для этого условия. (Решение по делу № 028/07/3-380/2020 Амурского УФАС от 30.07.2020).
Форма протокола разногласий
Единого шаблона оформления протокола разногласий в закупочной практике нет. Контрагенты, как правило, по своему усмотрению в произвольной форме готовят такой документ и направляют его на согласование заказчику.
Отказ заказчика от протокола разногласий
Как правило, у организатора закупок не возникает вопросов к протоколу разногласий, который соответствует требованиям процедуры и содержит указание на неточность данных в проекте договора (например, исправление банковских реквизитов, орфографических ошибок и др). Однако на практике бывают случаи, когда поставщик (подрядчик, исполнитель), изучив более подробно условия предстоящей сделки, просит в протоколе разногласий изменить, к примеру, порядок оплаты, срок поставки, место доставки груза и пр. В таком случае заказчик имеет право не принимать заявленные новые условия контрагента и повторно направить ему исходную редакцию проекта договора. В случае несогласования в надлежащей форме условий, указанных в протоколе разногласий, по общему правилу договор считается незаключенным.
Пример из практики
В УФАС поступила жалоба участника на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме на поставку автомобильного крана. Из обращения заявителя следует, что при проведении закупки организатор торгов необоснованно принял решение о признании общества уклонившимся от заключения договора с последующей утратой статуса победителя. Изучив материалы дела, антимонопольный орган установил, что после подведения итогов процедуры заказчик направил в адрес победителя проект договора для подписания с его стороны. В свою очередь инициатор обращения, не согласившись с таким проектом, предоставил организатору торгов протокол разногласий, в котором предложил изменить сумму договора. В своем решении антимонопольная служба поддержала позицию заказчика, поскольку представленный протокол разногласий поставщика изменяет суть изначального предложения заявки, по которому был осуществлен отбор и оценка победителя. В соответствии с установленными в документации о закупке требованиями и критериями, закупочная комиссия организатора аукциона обоснованно не приняла данный протокол с измененной ценой. (Решение УФАС по Хабаровскому краю № 8-01/170 (027/01/18.1-716/2020) от 08.06.2020).
Направление заказчиком сведений в РНП
Изменение договора в процессе его исполнения
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что изучение и согласование условий предстоящей сделки является одним из самых важных этапов закупочного процесса. Несомненно, «слабой» стороной в данном случае будет поставщик (исполнитель, подрядчик), который планирует поучаствовать в закупке и принимает заявленные условия (в т.ч. проект договора) заказчика. Однако у участника есть возможность повлиять на корректировку некоторых пунктов предстоящего договора на стадии подачи заявок, либо в дальнейшем при заключении договора путем направления протокола разногласий.
Автор: Елена Бусарова
[2] При составлении проекта договора необходимо учитывать особенности закупок у субъектов МСП, к примеру, размер обеспечения исполнения договора в таком случае не может превышать 5 % начальной (максимальной) цены договора (цены лота), если договором не предусмотрена выплата аванса
[5] В отношении неконкурентных закупочных процедур в ФЗ № 223 требования к сроку не указаны. Организатор закупок определяет их самостоятельно в своем Положении.
[6] см. Решение УФАС по Иркутской области № 038/639/19 от 04.07.2019 (УФАС в своем решении указало, что направленный заявителем протокол разногласий не отвечал требованиям пункта 28 статьи 3.4 Федерального закона № 223-ФЗ, то есть по своей правовой природе не являлся протоколам разногласий к проекту договора).
[8] См. Решение УФАС по Саратовской области № 064/07/3-757/2019 от 25.11.2019 (УФАС в своем решении признало заказчика, который не приложил отдельный документ причин отказа с учетом полностью или частично содержащихся в протоколе разногласий замечаний, нарушившим порядок проведения торгов).
[9] См. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020).
[10] См. Решение №06/10/668-рнп/2019 УФАС по Воронежской области от 20.09.2019
[11] См. Решение № 046/07/5-394/2020 УФАС по Курской области от 10.07.2020 (отказ победителя от подписания договора по результатам конкурса в электронной форме в связи с чрезвычайным и непредотвратимым характером пандемии, вызванной распространением новой коронавирусной инфекцией COVID-19)
[12] При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
[13] См. п. 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 (о неоднократном увеличении цены договора)