договор на управление снт

Нужно ли заключать трудовой договор с председателем СНТ?

договор на управление снт. договор на управление снт фото. картинка договор на управление снт. смотреть фото договор на управление снт. смотреть картинку договор на управление снт.

В России два времени года — зима и дача. Кто в нашей стране не знает, что такое дача! В каждой семье был или есть участок земли, который россияне используют для выращивания собственного урожая в условиях города.

С юридической точки зрения, дача это садоводческое, огородническое и дачное некоммерческое товарищество.

Документов, регулирующих деятельность таких товариществ не так уж и много — Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Гражданский кодекс РФ. Также товариществу необходимо разработать Устав.

Садоводческое товарищество — это маленькое государство, в котором члены товарищества на общем собрании решают, кто будет им управлять. Если голоса садоводов и огородников были собраны и обеспечен кворум, кандидат считается избранным и утвержденным. Теперь он может занять должность председателя и приступить к выполнению своих обязанностей.

А вот заключать ли трудовой договор с председателем или он может работать без его оформления — в законе нет чётких рекомендаций. Поэтому члены каждого товарищества принимают сами решение по этому вопросу.

Будет ли он официально трудоустроен по договору и получать заработную плату, а соответственно и размер её утверждают также на общем собрании. Официально закрепить такое решение можно в Уставе товарищества. Зная Устав, председатель уже понимает, на каких условиях ему придется работать.

Если всё же трудовые взаимоотношения с председателем подлежат официальному оформлению, то с ним следует заключить трудовой договор, в котором будут чётко прописаны его права и обязанности, гарантии и компенсации, режим труда и отдыха. В этом случае, эти отношения будут регулироваться и нормами Трудового законодательства. Трудовой договор заключается на определенный срок. Также членам товарищества, в этом случае, следует помнить, что если нет бухгалтера, то председатель становится материально ответственным лицом. Это важно, так как членские взносы и разного роды сборы в товариществе никто не отменял.

Если же члены товарищества примут решение, что председатель за выполнение определенных видов работ будет получать вознаграждение, то необходимо заключить договор гражданско-правового характера.

В целях экономии членских взносов (уплата страховых взносов с заработной платы или вознаграждения, как вариант), члены товарищества могут принять решение, что работа председателя будет осуществляться на общественных началах.

В этом случае, председателю нужно помнить, что, соглашаясь с такими условиями, он лишается гарантий и прав по режиму труда и отдыха, социальных гарантий, а также обещанные ему выплаты на словах могут никогда не произойти. Ему не будут положены компенсация за неиспользованный отпуск и компенсация за невыплаченную заработную плату. Если договор не заключен, то ссылаться на нормы трудового законодательства, не имеет смысла.

Что в итоге получается — законодательно председатель садоводческого некоммерческого товарищества защищен, но получать «насильно» заработную плату его заставить никто не сможет. Но где найти такого председателя, который будет добросовестно выполнять свои обязанности на добровольных началах, это большой вопрос.

Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более двух лет.

Читайте другие статьи автора в нашем блоге:

Источник

Управляющий в СНТ вместо председателя

Запрета нанять управляющую компанию вместо председателя СНТ в законодательстве не содержится. Но и прямого разрешения осуществлять подобные действия нет. В связи с этим передача функций председателя садоводческого товарищества управляющему может столкнуться с рядом препятствий — от невозможности зарегистрировать смену руководства до необходимости оплачивать услуги управляющего за счет взносов членов СНТ.

Основания для передачи полномочий председателя

СНТ является одним из видов товариществ собственников недвижимости. Это положение установлено п. 1 ст. 123.12 ГК РФ и п. 3 ст. 4 Федерального закона № 217-ФЗ от 29 июля 2017 года «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд». Оно представляет из себя объединение граждан – собственников недвижимого имущества (земельных участков в случае СНТ) в форме некоммерческой организации. Задачами данной организации является распоряжение совместным имуществом и достижение иных предусмотренных законом целей.

При этом СНТ не приравнено полностью к ТСЖ или управляющей организации. К примеру, начисление коммунальных услуг для СНТ производится по тарифам для юридических лиц, а для ТСЖ – по тарифам для граждан.

договор на управление снт. договор на управление снт фото. картинка договор на управление снт. смотреть фото договор на управление снт. смотреть картинку договор на управление снт.

Как решаются аналогичные ситуации

Для коммерческих организаций передача управления юридическому лицу является обычной ситуацией. Подобный способ управления прямо регламентирован Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ.

Из некоммерческих организаций подобный механизм присутствует в многоквартирных домах. Управление многоквартирным домом может быть передано как ТСЖ (аналогу СНТ), так и управляющей компании. Такая управляющая компания является юридическим лицом, постоянно и на профессиональной основе занимающимся управлением МКД при наличии соответствующей лицензии.

Можно или нельзя

ТСЖ и СНТ во многом похожи по структуре и управлению. Обе этих некоммерческих организации с точки зрения закона являются товариществами собственников недвижимости. Аналогичным образом похожи потребности собственников квартир в МКД и собственников участков в садоводческом товариществе.

договор на управление снт. договор на управление снт фото. картинка договор на управление снт. смотреть фото договор на управление снт. смотреть картинку договор на управление снт.

Однако существуют и важные различия в их положении. Собственники квартир в МКД могут передать управление домом лицензированной управляющей организации, руководствуясь прямым указанием Жилищного кодекса РФ. Для СНТ такая возможность прямо не предусмотрена законом № 217-ФЗ, регламентирующим деятельность садоводческих товариществ.

Результатом подобного пробела в регулировании стало отсутствие определённого ответа на вопрос, можно ли передать функции председателя СНТ управляющей организации.

Занимая консервативную точку зрения, такую передачу следует признать невозможной. При менее консервативном подходе заключение подобного договора допускается. Однако при этом можно столкнуться с трудностями, связанными с дальнейшими действиями вновь назначенного управляющего.

Из-за отсутствия ясного регулирования обращение за регистрацией управляющей организацией в качестве исполнительного органа СНТ может столкнуться с отказом со стороны регистрирующих органов. Перспективы оспорить такой отказ в суде до конца не ясны из-за отсутствия внятного регулирования и сложившейся судебной практики.

Неясным также является вопрос о необходимости лицензии у такой управляющей компании. Если применять положения Жилищного кодекса РФ по аналогии, лицензию на право управления МКД следовало бы признать необходимой. Но для садоводческих товариществ отдельных лицензий не существует. В то же время управление МКД имеет специфику, которой нет в СНТ, из-за чего следовало бы ввести для них отдельный вид лицензий.

Назначение управляющей организации может столкнуться и с чисто практическими трудностями. Управляющий осуществляет свою деятельность, как правило, на платной основе. Если председатель садоводства может довольствоваться сравнительно небольшой заработной платой, выплаты за услуги управляющего могут легко превысить эту сумму.

Передача полномочий управляющему — физическому лицу практически невозможна. Она означает, что такой гражданин будет по факту назначен председателем СНТ. Это возможно только при условии, что он является собственником участка в садоводстве и вступил в садоводческое товарищество.

Если никто не хочет управлять

До избрания нового председателя по закону продолжает действовать ранее назначенный на эту должность человек. Однако принудительно заставить его эффективно выполнять обязанности вряд ли удастся. В отсутствие председателя обязанности по управлению СНТ ложатся на его правление. Однако многие вопросы может решить только председатель как единоличный исполнительный орган. Кроме того, в садоводствах, где нет желающих занять должность председателя, может не найтись кандидатов в правление или оно будет не слишком активно.

В случае, если должность председателя не удастся заместить, может возникнуть вопрос о ликвидации организации. Однако в этом случае ряд вопросов с обеспечением коммунальными услугами и содержанием общего имущества придется решать органам местной власти или напрямую собственникам. Ни тот, ни другой вариант не гарантирует того, что имущество будет содержаться в должном порядке.

В статье приводится общая информация о содержании законодательства. Для ответа на конкретный вопрос обратитесь к специалистам.

Источник

Управляющие организации для СНТ

Перед тем, как говорить о возможности найма управляющей организации для СНТ обратимся к 217 закону, п.3 ст.4 которого однозначно говорит нам, что «садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости» (далее ТСН). В свою очередь гражданский кодекс, относя ТСН к типу некоммерческих корпоративных организаций (т.е. организаций не преследующих своей основной целью извлечение прибыли), также чётко определяет нам (ст.123.12), что «товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами».

То есть ТСН СНТ – это уже, по сути, управляющая организация, созданная для совместного использования общего имущества его членов. Конечно же, ТСН СНТ по решению своих членов вправе передать в управление на содержание и обслуживание своё общее имущество или его часть сторонней организации, а также делегировать ей для этого все или часть своих полномочий. Гражданское законодательство такое вполне допускает. Но какой может или должна быть эта организация, чтобы удовлетворить данные потребности ТСН СНТ, если они имеют место быть?

Понятие управляющей организации, детальные требования к ней, порядку её выбора, оформлению договорных отношений с ней содержатся уже в Жилищном кодексе и его подзаконных актах. Но следует иметь ввиду, что эти нормы и требования к управляющим организациям (в том числе и обязательное лицензирование), распространяются лишь на особый вид ТСН – товарищества собственников жилья (ТСЖ). Для СНТ никаких специальных требований к управляющим организациям 217-й закон не устанавливает. Однако основные положения жилищного кодекса в отношении управляющих организаций можно использовать в качестве ориентира. Так например, п.2. ст.162 ЖК РФ гласит, что «по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, …) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам …, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность». А п.2.2. ст.161 ЖК РФ определяет, что «при заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах». Очевидно, что в случае для ТСН СНТ эти требования мало чем отличатся.

Но тут следует учесть и существенную разницу между 217-ФЗ и ЖК РФ. Эта разница заключается в том, что, согласно жилищному кодексу, собственники жилых помещений обязаны нести бремя содержания общего имущества, а органы местного самоуправления обязаны следить за этим и в случае бездействия собственников принудительно выбирать и назначать управляющую организацию, а также устанавливать минимальный тариф на обслуживание этого имущества и коммунальные услуги. А вот 217 закон ничего подобного не устанавливает — вроде как общее имущество в СНТ есть, но вот в случае неисполнения обязанности по его содержанию кто и какие действия должен предпринимать, закон не говорит. Единственная реплика на сей счёт в ст.26 закона гласит, что органы госвласти и местного самоуправления могут в целях поддержки садоводства «по заявлению товарищества или участников общей долевой собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, безвозмездно приобретать в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность такое имущество общего пользования (автомобильные дороги, объекты электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие объекты) в случае, если такое имущество в соответствии с федеральным законом может находиться в государственной или муниципальной собственности». Эта норма, а также нежелание большинства собственников недвижимости в СНТ вообще платить за что-либо, подвигает многие товарищества на отказ от общего имущества с требованием признать его бесхозным, передать в муниципальную собственность и призывать к ликвидации СНТ.

Иными словами, 217 закон, вопреки намерениям его авторов, стал катализатором процесса распада СНТ. Сейчас реально возникла мрачная перспектива превращения, пусть плохо, но управляемых, садоводческих товариществ в огромные бесхозные необслуживаемые и неконтролируемые территории. В деревнях и поселках есть хотя бы институт старост, который поддерживается местной властью. А развалившиеся СНТ присоединять к населённым пунктам у муниципалитетов нет ни возможности, ни желания, ибо это сложнейшая и дорогая процедура, завязанная на градостроительное и земельное законодательство. Да и лишних денег в местных бюджетах на содержание этого вдруг появившегося имущества просто нет.

Очевидно, что в сложившейся ситуации, необходимо не откладывая принимать изменения в 217-ФЗ и сопутствующие законы, согласно которым, по аналогии с жилищным законодательством, собственники недвижимости в ТСН СНТ обязаны нести бремя содержания общего имущества, а муниципалитеты должным следить за исполнением этой обязанности. И в случае, если товарищество, по каким-либо причинам не обслуживает свое имущество, принимать меры для обеспечения его содержания. Этот опыт уже успешно отработан в ЖКХ. Однако в случае с ТСН СНТ не нужно, и даже вредно вводить практику назначения минимального тарифа на обслуживание, ибо общее имущество в СНТ существенно отличается от такового в ЖКХ. Для садоводств и дачников достаточно разработать и утвердить упрощённую методику расчёта оценки и стоимости обслуживания типовых имущественных объектов: внутренних дорог, водопроводов, внутренних электросетей и т.п. Кстати, такие методики необходимы не только в связи с трендом на ликвидацию, но и для вполне благополучных товариществ, поскольку 217-й закон установил необходимость принятия финансово-экономического обоснования приходно-расходной сметы СНТ (основного финансового документа товарищества, по которому оно живёт и работает), но ни слова не говорит как его делать.

Вот тут-то и возникает вопрос о необходимости появления управляющих организаций, поскольку при неспособности СНТ к самоуправлению и самообслуживанию, муниципалитет должен будет кому-то поручить эту функцию. Почему же сегодня практически отсутствует рынок услуг управляющих компаний (УК) для СНТ. Определяющим является платёжеспособный спрос. Размер ежемесячной платы за обслуживание общего имущества в ЖКХ в 3-5 раз выше, чем сложилось в СНТ. Причина этого – отдельный предмет исследования, в основе которого не только низкая платёжеспособность собственников, но и теневой оборот услуг и взносов в СНТ и ряд других проблем. Именно поэтому управляющим компаниям неинтересно приходить на этот рынок – кто же будет работать себе в убыток. И здесь намечается два разнонаправленных вектора движения по оптимизации цены обслуживания: с одной стороны, это безусловно увеличение цен до уровня минимальной доходности УК, но с другой, это существенное снижение издержек управляющих организаций за счёт централизации и цифровой трансформации всех основных процессов управления и обслуживания в СНТ.

Энтузиасты уже работают над этой проблемой и, возможно, уже в ближайшее время на рынке услуг для СНТ появятся первые управляющие организации.

Источник

Разъяснение положений Федерального закона № 217-ФЗ от 29.07.2017 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

29.07.2017 был принят новый Федеральный закон № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который устанавливает новые правила создания и функционирования ТСН (Товарищества собственников недвижимости) в форме СНТ, ОНТ.

Далее речь пойдет товариществах, которые созданы по типу СНТ, ДНТ, ОНТ и до 2019 года регулируются Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Что нового предусмотрено Федеральным законом № 217-ФЗ от 29.07.2017 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»? Рассмотрим основные изменения, которые являются наиболее существенными.

ЧТО ОТМЕНИЛИ?

Федеральный закон № 66-ФЗ утратит силу с 01 января 2019 года. С 2019 года садоводческие и огороднические товарищества будут регулироваться Законом 217-ФЗ;

Отменили ДНТ как организационно-правовую форму, оставили только две: СНТ и ОНТ (см. статью 4 Закона 217-ФЗ);

Отменили обязанность участвовать во всех проводимых общих собраниях;

Отменили право членов товарищества определять размер платы для членов товарищества и индивидуальных садоводов. Теперь все расходы и тарифы должны утверждаться на общем собрании собственников;

Юридические лица теперь не могут быть членами ТСН по типу СНТ и ОНТ (часть 1 ст. 12 Закона 217-ФЗ);

Председатель правления или учредители не смогут самостоятельно выбирать, в каком банке открыть расчетный счет на ТСН, решение об открытии и закрытии банковских счетов может принять только общее собрание членов (пункт 8 части 1 ст. 17 Закона 217-ФЗ).

В законе даются определения некоторым объектам (например, садовый земельный участок, садовый дом, имущество общего пользования, земельные участки общего назначения);

Запретили создавать несколько ТСН по типу СНТ в рамках одной территории, если ее границы утверждены проектной документацией. Если границы не утверждены – можно, как и раньше, создавать сколько угодно СНТ.

Ввели новое минимальное количество учредителей – не менее 7 человек. При этом решение о создании такого ТСН принимается единогласно (100% голосов). Если в товариществе менее 7 членов, оно подлежит ликвидации.

Количество членов правления товарищества не может быть менее трех человек и должно составлять не более пяти процентов от общего числа членов. Это требование прямо противоречит положению о минимальном составе СНТ из семи членов товарищества;

Председатель правления не может выдать доверенность с правом передоверия (п. 6 части 1 ст. 19 Закона 217-ФЗ);

Ввели очно-заочное голосование для принятия решений на общих собраниях;

Улучшилось положение индивидуальных садоводов (собственников, не являющихся членами товарищества). Теперь индивидуальные садоводы имеют право не только присутствовать на общих собраниях, но и голосовать по отдельным вопросам на общем собрании членов товарищества, а именно:

принимать решение о приобретении земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности;

принимать решение по распоряжению всем общим имуществом, начиная от земельных участков, заканчивая шлагбаумами и видеокамерами;

определять порядок пользования общим имуществом;

принимать решения о передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность, или в собственность муниципальной власти, или в собственность государства (субъекта РФ);

определять размер и срок внесения взносов, порядок расходования целевых взносов, определять плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом (проще говоря, смету доходов и расходов теперь определяют не члены товарищества, а все собственники недвижимости). Кроме того, теперь все эти вопросы будут решаться квалифицированным большинством (2/3 от участников собрания);

Утверждать финансово-экономическое обоснование размера всех взносов.

Индивидуальные садоводы теперь не только формируют и утверждают смету наравне со всеми, но и несут такое же бремя содержания общего имущества, как и члены товарищества (ранее по 66-ФЗ индивидуальный садовод мог не платить целевые взносы). В этом плане СНТ приблизили к ТСЖ в многоквартирном доме. Теперь членство в товариществе влияет только на принятие некоторых управленческих решений. Права у членов СНТ и индивидуальных садоводов теперь будут практически равные.

Регламентирован порядок ведения садоводства без создания товарищества (ст. 6 Закона 217-ФЗ);

В части 7 ст. 10 Закона 217-ФЗ указали однозначно, что учредители Товарищества собственников недвижимости (ТСН) по типу СНТ или ОНТ являются членами такого товарищества после его создания.

Максимальный срок полномочий правления и председателя правления продлили с двух до пяти лет (часть 5 ст. 16 Закона 217-ФЗ). При этом возможно досрочное переизбрание правления и председателя в любой момент;

Устранили еще один пробел в законодательстве. Ранее в законе отсутствовало указание о том, кто управляет товариществом в период между окончанием полномочий одного правления и избрания нового. Теперь закон говорит об этом прямо: «Лица, избранные в исполнительные органы товарищества, продолжают осуществлять свои полномочия до избрания новых исполнительных органов товарищества» (часть 6 ст. 16 Закона 217-ФЗ);

Расширен круг вопросов, для принятия которых требуется квалифицированное большинство голосов (2/3 от числа участников собрания), а именно:

изменение устава товарищества;

избрание органов товарищества (председателя товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), досрочное прекращение их полномочий;

определение условий, на которых осуществляется оплата труда всех работников по трудовым договорам;

принятие решения о приобретении товариществом земельных участков;

принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, о порядке его использования;

принимать решения о передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность, или в собственность муниципальной власти, или в собственность государства (субъекта РФ);

распределение образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества;

утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решения о ее исполнении;

определение размера и срока внесения различных взносов;

принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества;

утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов.

Закон предусматривает новые способы уведомления членов ТСН о проводимых собраниях и их итогах, а именно (части 13 и 14 ст. 17 Закона 217-ФЗ):

заказным письмом на адрес регистрации члена ТСН;

цитата из закона дословно: «при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения». Таким образом, на федеральном уровне признали надлежащим уведомление по электронной почте (раньше это было только в уставах отдельных товариществ).

на сайте ТСН (при его наличии);

на информационном щите;

Как и раньше, уведомлять о проведении собрания нужно не позднее, чем за 14 дней до его начала. Частью 17 статьи 17 Закона 217-ФЗ определено, что не позднее чем за 7 дней инициаторы собрания должны довести до общего сведения (разместить или разослать) все материалы, по которым будут приниматься решения на общем собрании;

Протокол каждого общего собрания членов должен быть подписан всеми членами этого ТСН, которые участвовали в собрании (часть 25 ст. 17 Закона 217-ФЗ).

В правление могут входить лица, не являющиеся членами товарищества. Теоретически, все члены правления могут оказаться людьми со стороны, на что участникам товарищества необходимо обращать внимание в ходе выборов правления.

Садоводам запрещают продавать свою продукцию на улице. То есть, с 2019 года бабушка, которая продает на улице фрукты-овощи со своего участка, должна зарегистрироваться как ИП, и реализовывать продукцию торговым сетям, сдавать отчетность, платить налоги и т.д.

Разница между СНТ и ОНТ

Также важно подчеркнуть существенную разницу между СНТ (садовые некоммерческие товарищества) и ОНТ (огородные некоммерческие товарищества).

На садовых участках в СНТ можно строить капитальные строения, в том числе жилые дома, а на огородных участках в ОНТ могут быть размещены только некапитальные постройки. Эта разница существенная, и на это стоит обращать внимание при покупке дачного участка, т.к. с вступлением в действие нового закона нельзя будет оформить жилой дом в ОНТ с целью регистрации и постоянного проживания.

В ОНТ граждане могут иметь только некапитальные постройки, к которым относятся сооружения, не имеющие фундамента. Соответственно, некапитальные постройки в ОНТ не могут быть оформлены как объекты недвижимости. Конечно, можно построить на своем огородном участке в ОНТ капитальный дом с фундаментом, сославшись на то, что он используется для хранения инвентаря и корнеплодов. Однако, зарегистрировать право собственности на такой дом будет нельзя, пока не поменяется вид разрешенного использования участка на ИЖС, которое возможно только в СНТ и коттеджных поселках.

Однако, это будет достаточно трудно сделать, потому, что, во-первых, нужно будет сменить форму товарищества на СНТ т.к. к планировке и застройке территории садоводства предъявляются определенные требования (СНиП 30-02-97 от 2011 года), а к территории ОНТ таких требований нет. С учетом этого может оказаться, что ОНТ не может быть переведено в СНТ и тем более в коттеджный поселок из-за несоблюдения ряда требований.

Из всего этого следует, что в такой ситуации невозможно зарегистрировать свое капитальное строение как жилой дом и прописаться в нем. К тому же тем, кто не зарегистрировал свои дома, грозит двойной налог на землю.

На садовом же участке в составе СНТ законодательство разрешает строительство капитального жилого дома, и на него можно будет оформить право собственности, прописаться в нем и соответственно платить за него налоги.

Так же СНТ (садоводческое товарищество), при соблюдении определенных условий, может преобразоваться в коттеджный поселок, т.е. стать уже не садоводами и огородниками, а товариществом собственников недвижимости. Для такой реорганизации СНТ должно выполнить следующие условия:

— СНТ должно находиться в пределах населенного пункта;

— Все дома в СНТ должны быть признаны как капитальные и жилые;

— Вид использования земли у все членов СНТ должен быть переведен в ИЖС (индивидуальное жилищное строительство).

В ОНТ вид использования земли может быть только «для сельскохозяйственных нужд», а в СНТ и коттеджных поселках вид использования земли может быть оформлен как ИЖС.

Еще с начала 2017 года законодательство усложнило упрощенный порядок оформления объектов недвижимости на шести сотках (дачную амнистию) и теперь, чтобы получить регистрацию на объект, обязательно требуется технический план, стоимость которого составляет от 10.000 рублей и более.

Однако, в законе разрешено не делать регистрацию постройки площадью не более 50 квадратных метров.

29.07.2017 был принят новый Федеральный закон № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который устанавливает новые правила создания и функционирования ТСН (Товарищества собственников недвижимости) в форме СНТ, ОНТ.

Далее речь пойдет товариществах, которые созданы по типу СНТ, ДНТ, ОНТ и до 2019 года регулируются Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Что нового предусмотрено Федеральным законом № 217-ФЗ от 29.07.2017 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»? Рассмотрим основные изменения, которые являются наиболее существенными.

ЧТО ОТМЕНИЛИ?

Федеральный закон № 66-ФЗ утратит силу с 01 января 2019 года. С 2019 года садоводческие и огороднические товарищества будут регулироваться Законом 217-ФЗ;

Отменили ДНТ как организационно-правовую форму, оставили только две: СНТ и ОНТ (см. статью 4 Закона 217-ФЗ);

Отменили обязанность участвовать во всех проводимых общих собраниях;

Отменили право членов товарищества определять размер платы для членов товарищества и индивидуальных садоводов. Теперь все расходы и тарифы должны утверждаться на общем собрании собственников;

Юридические лица теперь не могут быть членами ТСН по типу СНТ и ОНТ (часть 1 ст. 12 Закона 217-ФЗ);

Председатель правления или учредители не смогут самостоятельно выбирать, в каком банке открыть расчетный счет на ТСН, решение об открытии и закрытии банковских счетов может принять только общее собрание членов (пункт 8 части 1 ст. 17 Закона 217-ФЗ).

В законе даются определения некоторым объектам (например, садовый земельный участок, садовый дом, имущество общего пользования, земельные участки общего назначения);

Запретили создавать несколько ТСН по типу СНТ в рамках одной территории, если ее границы утверждены проектной документацией. Если границы не утверждены – можно, как и раньше, создавать сколько угодно СНТ.

Ввели новое минимальное количество учредителей – не менее 7 человек. При этом решение о создании такого ТСН принимается единогласно (100% голосов). Если в товариществе менее 7 членов, оно подлежит ликвидации.

Количество членов правления товарищества не может быть менее трех человек и должно составлять не более пяти процентов от общего числа членов. Это требование прямо противоречит положению о минимальном составе СНТ из семи членов товарищества;

Председатель правления не может выдать доверенность с правом передоверия (п. 6 части 1 ст. 19 Закона 217-ФЗ);

Ввели очно-заочное голосование для принятия решений на общих собраниях;

Улучшилось положение индивидуальных садоводов (собственников, не являющихся членами товарищества). Теперь индивидуальные садоводы имеют право не только присутствовать на общих собраниях, но и голосовать по отдельным вопросам на общем собрании членов товарищества, а именно:

принимать решение о приобретении земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности;

принимать решение по распоряжению всем общим имуществом, начиная от земельных участков, заканчивая шлагбаумами и видеокамерами;

определять порядок пользования общим имуществом;

принимать решения о передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность, или в собственность муниципальной власти, или в собственность государства (субъекта РФ);

определять размер и срок внесения взносов, порядок расходования целевых взносов, определять плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом (проще говоря, смету доходов и расходов теперь определяют не члены товарищества, а все собственники недвижимости). Кроме того, теперь все эти вопросы будут решаться квалифицированным большинством (2/3 от участников собрания);

Утверждать финансово-экономическое обоснование размера всех взносов.

Индивидуальные садоводы теперь не только формируют и утверждают смету наравне со всеми, но и несут такое же бремя содержания общего имущества, как и члены товарищества (ранее по 66-ФЗ индивидуальный садовод мог не платить целевые взносы). В этом плане СНТ приблизили к ТСЖ в многоквартирном доме. Теперь членство в товариществе влияет только на принятие некоторых управленческих решений. Права у членов СНТ и индивидуальных садоводов теперь будут практически равные.

Регламентирован порядок ведения садоводства без создания товарищества (ст. 6 Закона 217-ФЗ);

В части 7 ст. 10 Закона 217-ФЗ указали однозначно, что учредители Товарищества собственников недвижимости (ТСН) по типу СНТ или ОНТ являются членами такого товарищества после его создания.

Максимальный срок полномочий правления и председателя правления продлили с двух до пяти лет (часть 5 ст. 16 Закона 217-ФЗ). При этом возможно досрочное переизбрание правления и председателя в любой момент;

Устранили еще один пробел в законодательстве. Ранее в законе отсутствовало указание о том, кто управляет товариществом в период между окончанием полномочий одного правления и избрания нового. Теперь закон говорит об этом прямо: «Лица, избранные в исполнительные органы товарищества, продолжают осуществлять свои полномочия до избрания новых исполнительных органов товарищества» (часть 6 ст. 16 Закона 217-ФЗ);

Расширен круг вопросов, для принятия которых требуется квалифицированное большинство голосов (2/3 от числа участников собрания), а именно:

изменение устава товарищества;

избрание органов товарищества (председателя товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), досрочное прекращение их полномочий;

определение условий, на которых осуществляется оплата труда всех работников по трудовым договорам;

принятие решения о приобретении товариществом земельных участков;

принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, о порядке его использования;

принимать решения о передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность, или в собственность муниципальной власти, или в собственность государства (субъекта РФ);

распределение образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества;

утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решения о ее исполнении;

определение размера и срока внесения различных взносов;

принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества;

утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов.

Закон предусматривает новые способы уведомления членов ТСН о проводимых собраниях и их итогах, а именно (части 13 и 14 ст. 17 Закона 217-ФЗ):

заказным письмом на адрес регистрации члена ТСН;

цитата из закона дословно: «при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения». Таким образом, на федеральном уровне признали надлежащим уведомление по электронной почте (раньше это было только в уставах отдельных товариществ).

на сайте ТСН (при его наличии);

на информационном щите;

Как и раньше, уведомлять о проведении собрания нужно не позднее, чем за 14 дней до его начала. Частью 17 статьи 17 Закона 217-ФЗ определено, что не позднее чем за 7 дней инициаторы собрания должны довести до общего сведения (разместить или разослать) все материалы, по которым будут приниматься решения на общем собрании;

Протокол каждого общего собрания членов должен быть подписан всеми членами этого ТСН, которые участвовали в собрании (часть 25 ст. 17 Закона 217-ФЗ).

В правление могут входить лица, не являющиеся членами товарищества. Теоретически, все члены правления могут оказаться людьми со стороны, на что участникам товарищества необходимо обращать внимание в ходе выборов правления.

Садоводам запрещают продавать свою продукцию на улице. То есть, с 2019 года бабушка, которая продает на улице фрукты-овощи со своего участка, должна зарегистрироваться как ИП, и реализовывать продукцию торговым сетям, сдавать отчетность, платить налоги и т.д.

Разница между СНТ и ОНТ

Также важно подчеркнуть существенную разницу между СНТ (садовые некоммерческие товарищества) и ОНТ (огородные некоммерческие товарищества).

На садовых участках в СНТ можно строить капитальные строения, в том числе жилые дома, а на огородных участках в ОНТ могут быть размещены только некапитальные постройки. Эта разница существенная, и на это стоит обращать внимание при покупке дачного участка, т.к. с вступлением в действие нового закона нельзя будет оформить жилой дом в ОНТ с целью регистрации и постоянного проживания.

В ОНТ граждане могут иметь только некапитальные постройки, к которым относятся сооружения, не имеющие фундамента. Соответственно, некапитальные постройки в ОНТ не могут быть оформлены как объекты недвижимости. Конечно, можно построить на своем огородном участке в ОНТ капитальный дом с фундаментом, сославшись на то, что он используется для хранения инвентаря и корнеплодов. Однако, зарегистрировать право собственности на такой дом будет нельзя, пока не поменяется вид разрешенного использования участка на ИЖС, которое возможно только в СНТ и коттеджных поселках.

Однако, это будет достаточно трудно сделать, потому, что, во-первых, нужно будет сменить форму товарищества на СНТ т.к. к планировке и застройке территории садоводства предъявляются определенные требования (СНиП 30-02-97 от 2011 года), а к территории ОНТ таких требований нет. С учетом этого может оказаться, что ОНТ не может быть переведено в СНТ и тем более в коттеджный поселок из-за несоблюдения ряда требований.

Из всего этого следует, что в такой ситуации невозможно зарегистрировать свое капитальное строение как жилой дом и прописаться в нем. К тому же тем, кто не зарегистрировал свои дома, грозит двойной налог на землю.

На садовом же участке в составе СНТ законодательство разрешает строительство капитального жилого дома, и на него можно будет оформить право собственности, прописаться в нем и соответственно платить за него налоги.

Так же СНТ (садоводческое товарищество), при соблюдении определенных условий, может преобразоваться в коттеджный поселок, т.е. стать уже не садоводами и огородниками, а товариществом собственников недвижимости. Для такой реорганизации СНТ должно выполнить следующие условия:

— СНТ должно находиться в пределах населенного пункта;

— Все дома в СНТ должны быть признаны как капитальные и жилые;

— Вид использования земли у все членов СНТ должен быть переведен в ИЖС (индивидуальное жилищное строительство).

В ОНТ вид использования земли может быть только «для сельскохозяйственных нужд», а в СНТ и коттеджных поселках вид использования земли может быть оформлен как ИЖС.

Еще с начала 2017 года законодательство усложнило упрощенный порядок оформления объектов недвижимости на шести сотках (дачную амнистию) и теперь, чтобы получить регистрацию на объект, обязательно требуется технический план, стоимость которого составляет от 10.000 рублей и более.

Однако, в законе разрешено не делать регистрацию постройки площадью не более 50 квадратных метров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *