договор на ведение соцсетей
Готовый шаблон договора на оказание SMM-услуг с пояснениями юристов
Вступление
В этой статье мы поделимся с вами основными премудростями составления хорошего договора на SMM (продвижение компании или бренда в социальных сетях). Проработанный договор помогает получить нужный результат и защитить интересы обеих сторон в спорных ситуациях.
Начнем с того, что каждый пункт договора должен быть чётким и понятным. Формулировка «Исполнитель должен выполнить работу качественно и профессионально» неприменима в споре, потому что непонятно, что такое «качественно и профессионально». То же самое по смыслу условие можно сформулировать более конкретно: «Заказчик может отказаться принимать Работы, только если они не соответствуют Заданию». Теперь всё понятно: если чего-то нет в задании, заказчик не имеет права это требовать.
Дальше мы рассмотрим каждый раздел договора и объясним, на что стоит обратить внимание. Образец договора можно скачать по ссылке в конце статьи.
Статья и договор написаны с помощью юристов из Runetlex и специалистов по SMM. Пользуясь случаем выражаем им огромную признательность за уделенное время.
Предмет договора
Предмет — важная часть любого договора. Именно он определяет, ради чего вы в принципе начинаете отношения.
В этом разделе описываются основные действия каждой стороны: одна оказывает услуги, а вторая за эти услуги платит. Всё остальное — в разделах и приложениях. Говоря проще, достаточно такой формулировки:
1.1 Исполнитель обязуется выполнять работы и оказывать услуги по заданиям Заказчика, а Заказчик обязуется принимать и оплачивать их.
Заказы
Наш договор является рамочным, это означает, что он состоит из двух документов:
Основной договор, в котором описываются основные условия: предмет, порядок оплаты, как разрешаются споры и т.п.;
Приложения, в которых раскрываются детали и особенности каждого типа услуг, которые исполнитель будет оказывать.
Это позволяет заключить один основной договор и пользоваться им много лет, а задания оформлять с помощью приложений по мере необходимости. Так удобнее всем: меньше бумажек, потраченного времени и нервов на согласования.
2.1 Договор является рамочным. Стороны согласуют объём, срок и порядок выполнения заданий путём подписания заказов к Договору (далее — Заказы).
Материалы
Для работы исполнителю нужна информация от заказчика про его бизнес, услуги, целевую аудиторию и т.п., а также доступы к аккаунтам в соцсетях и, в ряде случаев, материалы для публикаций. Всё это можно обозначить следующей формулировкой.
3.1 Заказчик обязан предоставлять Исполнителю информацию и материалы (далее — Материалы), необходимые для выполнения задания. Материалы должны быть достоверными и полностью отвечать запросу Исполнителя.
Всё просто? Не совсем:
У заказчика может не быть нужной информации или неизвестно, насколько ей можно доверять. Как так? Это же его бизнес! А вот так! Это обычная и весьма распространенная ситуация. Если исполнитель сможет объяснить, как запрашиваемая информация повлияет на эффективность SMM, заказчику лучше потратить время/ресурсы и добыть её.
Информация есть, но на её предоставление требуется время. В этом случае срок выполнения работ увеличивается на время, которое нужно заказчику, чтобы найти, систематизировать и выдать нужную информацию.
Заказчик не хочет предоставлять информацию. Договаривайтесь! Без важной информации исполнитель не сможет сделать свою работу. Например, запустить рекламу без описания товаров («наши товары уникальны, про них нельзя ничего рассказывать, чтобы конкуренты не скопировали их!») или опубликовать каталог без фотографий («конкуренты украдут фотографии и будут публиковать у себя!»).
Не забудьте написать, что будет, если заказчик всё-таки откажется предоставит материалы. Мы предлагаем сделать это следующим образом:
3.3 Заказчик вправе отказать Исполнителю в предоставлении Материалов, если посчитает, что Материалы не нужны для выполнения Заказа. Отказ должен быть оформлен в письменном виде.
3.4 При отказе Заказчика от предоставления Материалов Исполнитель обязан выполнять задание, исходя из имеющейся информации. Риск ненадлежащего выполнения задания из-за отсутствия информации у Исполнителя несёт Заказчик.
Представители и субподрядчики
Мы рекомендуем назначить представителя от каждой стороны. Зачем?
Во-первых, это помогает избежать противоречий. Частенько бывает так, что один сотрудник заказчика говорит одно, второй — другое, а потом приходит директор и требует всё переделать. Уверены, многие уже неоднократно сталкивались с подобным на практике. К счастью, выход есть. Когда в договоре указан конкретный представитель, его требования считаются официальными, а остальное можно вежливо игнорировать.
Во-вторых, это ускоряет работу. Вы понимаете, к кому идти за информацией и тратите меньше времени на обсуждения/согласования, потому что это — обязанность представителя. Назначение представителя не отменяет весьма полезные групповые совещания, это просто оптимизация процесса передачи информации.
4.1 Стороны назначают своих представителей для решения вопросов, возникающих по Договору (далее — Представители).
4.2 Сторона вправе учитывать только информацию, поступившую от Представителя другой Стороны. Сторона вправе игнорировать информацию от других лиц или просить Представителей подтвердить её.
Отдельно стоит оговорить условия участия в работе субподрядчиков: какую информацию им можно передавать, кто отвечает за них и оплачивает им работу.
4.4. Исполнитель вправе привлекать для выполнения работ/услуг третьих лиц без согласования с Заказчиком. При этом Исполнитель несёт перед Заказчиком ответственность за качество работ/услуг привлечённых лиц.
Финансовые условия
Поскольку договор рамочный, здесь прописываем главное: сумма и порядок расчётов согласовываются в Задании.
5.1 Стороны согласуют стоимость работ/услуг и порядок расчётов в Заказе.
5.3 Расчёты по Договору производятся в рублях путем перечисления денежных средств на расчётный счёт Стороны, указанный в реквизитах Договора.
Сдача-приёмка
Когда услуги оказаны, исполнитель должен направить заказчику акт. Его подписание означает, что заказчик согласен со всеми оказанными услугами и готов их оплатить. Если заказчик не согласен, он должен направить отказ с объяснением, какие именно услуги он не готов принять и почему. Важно: единственным критерием при приёмке должно быть выполнение требований задания. Это означает, что отказ принять работы должен быть оформлен письменно и обоснован ссылками на пункты задания.
Заказчик может затягивать приёмку (не обязательно специально) или отказываться принимать работы. В этих случаях советуем:
Дать исполнителю право отложить срок выполнения следующего этапа на столько дней, сколько прошло с момента предоставления результатов.
Написать, что через определённое число дней после предоставления отчёта и акта работы считаются принятыми.
С такими пунктами затягивание времени будет работать против заказчика, то есть он будет мотивирован вовремя выполнять свои обязательства.
И обязательно опишите чёткий алгоритм действий: как исполнитель передаёт заказчику результаты, как заказчик оформляет и передаёт замечания, и как они исправляются.
Интеллектуальная собственность
Кому принадлежат результат работ? С первого взгляда кажется, что заказчику, но не всё так очевидно. Попробуем разобраться в основных подводных камнях.
Заказчик может требовать исключительные права на всё созданное исполнителем в рамках договора: тексты, картинки или видео.
7.1 Если в ходе выполнения работ или оказания услуг Исполнитель создаст результат интеллектуальной деятельности (далее — РИД), Исполнитель обязан передать Заказчику исключительное право на него.
Но, если исполнитель применяет результат интеллектуальной деятельности (РИД), созданный другим автором — например, картинки или фотографии, — с этим автором нужно заключить договор об использовании РИД, иначе на вас могут подать в суд и потребовать штраф за неправомерное использование.
7.5 Стоимость работ/услуг не включает стоимость прав на использование Материалов, которые Заказчик должен получить у третьих лиц. Заказчик обязан получить права на использование Материалов до передачи их Исполнителю.
7.6 Исполнитель гарантирует, что факт отчуждения РИД не нарушает права третьих лиц и не существует обстоятельств, дающих возможность третьим лицам предъявить к Заказчику требования или претензии в отношении РИД.
Важный момент: пока заказчик не оплатит работы, права на результат остаются у исполнителя, то есть заказчик не может его использовать.
Конфиденциальная информация
И заказчик, и исполнитель имеют право запретить разглашать абсолютно любую информацию о сотрудничестве. Например, данные о продажах, ценообразовании, различных ноу-хау или стратегии развития.
Обязательно напишите, что вы считаете конфиденциальной информацией. Чем подробнее, тем лучше.
При этом нужно помнить, что конфиденциальной считается только информация, которая не была разглашена одной из сторон ранее.
Если не хотите, чтобы ваша переписка была предана огласке, советуем написать в каждом письме, что «вся информация является конфиденциальной». А чтобы не забывать писать об этом каждый раз, добавьте эту фразу в подпись писем.
Ответственность
Ответственность сторон по договору должна быть справедливой и строится по принципу равенства. Это означает, что каждая из сторон должна быть равно ответственной за нарушение условий договора. Договор, в который записаны штрафы только для одной стороны, определённо нельзя назвать справедливым!
Гражданский кодекс не ограничивает размер штрафов, но мы советуем сделать их разумными — в пределах суммы платежа или общей стоимости работ по договору. В таком случае при рассмотрении спора судом шанс, что сумма штрафа будет снижена из-за его несоразмерности, гораздо ниже.
Что не менее важно, исполнитель не может нести ответственность за бизнес-результат заказчика — только за SMM-показатели вроде охвата, отклика и обращений в соцсетях. Заказчик обычно думает так: я заказываю продвижение, чтобы заработать, и если денег у меня не прибавляется, то исполнитель работает плохо. Это не так. Исполнитель должен привести новых клиентов, но не может отвечать за качество товаров и услуг, конкурентоспособность цен, работу продажников — то, что реально влияет на продажи
И ещё: если нарушение небольшое и первое, поймите и простите. Зачем вам портить отношения штрафами или судом? Поругайте, попросите больше так не делать, но простите. А вот если проступок серьёзный и повторяется, придётся наказать рублём или даже разрывом отношений (к сожалению, иногда это лучший вариант).
Обстоятельства непреодолимой силы
Иначе называемые форс-мажором. Это события, которые вы не способны изменить и не могли предугадать, а поэтому не можете нести ответственность за их последствия.
В законе довольно чётко описано, что делать при наступлении обстоятельств непреодолимой силы, придумать что-то новое вы не сможете, так что просто скопируйте пункты из шаблона договора.
Споры
Мы думаем, вы согласитесь: спор лучше урегулировать до суда. Суд — это всегда нервы, время и деньги, причем иногда без удовлетворения победившей стороны. Её издержки могут быть больше, чем полученная в итоге денежная компенсация.
Спросите вашего юриста, каковы ваши шансы на победу, сколько вы потратите и выиграете, и решайте, не лучше ли договориться, даже если обидно и хочется нарушителя наказать.
Что касается договора, в нём фиксируем эти моменты так:
11.1 При возникновения разногласий Стороны обязуются урегулировать их в досудебном порядке путём направления письменной претензии. Ответ на претензию должен быть дан в срок не более 30 (тридцати) календарных дней.
11.2 При невозможности досудебного урегулирования спора Стороны обращаются в Арбитражный суд по месту нахождения истца.
Документооборот и коммуникации
Главное, что вам нужно знать про документы: суд без них не выиграть. Никогда! Не надейтесь на понимание и здравый смысл судьи. Он совершенно точно не разбирается в SMM. Совсем другое дело, когда судья видит подписанный акт.
Обязательно напишите, какие способы передачи информации и документов вы признаёте. Мы рекомендуем бумажные копии и электронную почту, потому что их признают суды. А это крайне важно.
Соответственно, в последующем крайне советуем переписываться только с адресов, указанных в договоре. Если не уверены, что получится, укажите сразу несколько или напишите так: «все адреса …@domainname.ru».
И, конечно, не забудьте сообщить другой стороне, если у вас что-то поменяется уже после подписания договора.
Срок действия и расторжение договора
Часто срок ограничивают, и мы, честно говоря, не понимаем, зачем. Захотите закончить отношения — расторгнете договор, и все дела. Зачем усложнять?
Обязательно оставьте возможность разорвать договор без согласия другой стороны, но одновременно дайте другой стороне подготовиться к расторжению, указав срок предупреждения о расторжении. Причины указывать не обязательно: живём в свободной стране, никто не должен чувствовать себя рабом каких-либо взаимоотношений.
Про расторжение по взаимному согласию писать не нужно, потому что это записано в Гражданском кодексе, то есть такие нормы применяются независимо от того, написали стороны их в текст договора или нет.
Главное правило при расторжении: исполнитель должен получить оплату за фактически выполненную и принятую на момент расторжения работу и передать результаты заказчику.
Реквизиты и подписи
Вносите реквизиты (компании или частного лица) и указываете ФИО подписывающих договор (должность не нужна).
Договор на продвижение в социальных сетях
Содержание страницы:
Реклама и продвижение – это серьезная профессиональная деятельность, которая требует подписывать между сторонами договор на продвижение в социальных сетях. Эти площадки набирают в последнее время все большее количество посетителей. Поэтому продвижение на них приобрело отдельную направленность Social Media Marketing. В этой статье мы раскроем важные нюансы составления договора и условия подписания.
Договор на SMM услуги
Чаще всего подобный маркетинг поручают специалистам фрилансерам. Чтобы избежать мошенничества и обезопасить себя, обе стороны предпочитают задокументировать свои договоренности. Проще всего составить образец договора, а в зависимости от заказанных услуг, оформлять их отдельными приложениями к нему.
Такой шаблон включает в себя общие права и обязанности сторон, а также специфические моменты: тип услуги, порядок оплаты, сроки оказания, особые пожелания и т.д. Так может выглядеть типовой договор на продвижение в социальных сетях:
В случае если стороны не имеют должного юридического образования, дополнять подобный шаблон будет гораздо проще. Структура может отличаться, в зависимости от оговоренных моментов, но основные пункты будут сохранены.
Зачем нужен договор?
В документе фиксируется: кто, какие обязательства и для кого выполняет. И, соответственно, кто, сколько платит и когда.
Договор поможет защитить:
— Время. Стороны знают, когда будет готова работа и получена за нее оплата.
— Деньги. В документе прописывается стоимость услуг и условия дополнительных вложений, если это будет необходимо.
— Объем работы. Если по договору исполнитель занимается только продвижением, то заказчик уже не сможет навязать ему исполнение копирайтерских или иных, не оговоренных в договоре, услуг.
— Спокойствие. Это важно для налоговой, в которую поступают отчеты НДФЛ.
— Отношения. Между сторонами могут быть дружеские взаимоотношения, но договор закрепляет договоренности в отличие от фраз «Договорились, завтра сделаю».
Особое место в договоре должно занимать техническое задание. Оно может быть оформлено в теле документа или в отдельном приложении к нему. Техническое задание поможет точно описать все пожелания заказчика, а исполнителю ясно представить, чего от него хотят. Подобный регламент помогает избежать непонимания из-за разных точек зрения и несовпадения вкусов сторон.
Техническое задание в договоре на SMM продвижение образец:
Также можно описать порядок выплат и разбить его на этапы, если работа предполагает поэтапное выполнение и согласование с заказчиком.
Важно прописать условия сдачи готового проекта: формат, язык, дизайн и т.д.
При формировании договора SMM договоритесь о следующих гарантиях:
— Соблюдение всех обозначенных договоренностей, методы разрешения спорных моментов и штрафные санкции, если это необходимо.
— Финансовую и иную защиту прав.
— Форсмажор и другие обстоятельства, на которые не распространяется наложение штрафов.
— Сохранение авторских прав исполнителя. Важный пункт, который следует обсудить заранее, чтобы исключить спорные ситуации в дальнейшем.
В большинстве случаев работа предполагает удаленное исполнение заказа. И многие обмениваются подписанными сканами договора в различных мессенджерах. Поэтому, если это ваш вариант, не забудьте указать все контактные данные, по которым идет ваша коммуникация, в реквизитах документа. Всегда сначала высылайте образец договора SMM для ознакомления. Это защитит вас от потери времени, если специалист откажется соблюдать тот или иной пункт.
Договор имеет юридическую силу при соответствующем оформлении:
— В верхней центральной части должен стоять номер договора и точное название услуг. Нельзя использовать сокращения и аббревиатуры.
— Чуть ниже с правой стороны указывается дата составления документа.
— Точно прописывается предмет договора и согласие сторон соблюдать договоренности. Отдельно ниже можно указать индивидуальные пункты.
— Обязательно включается в документ словарь терминов, так как в интернет-маркетинге существует множество специфических слов. Нельзя допускать двусмысленности в этом вопросе.
— В самом низу должны стоять подписи заказчика и исполнителя.
Важно! Чтобы избежать мошенничества или задержки оплаты услуги, включите в договор пункт об автоматическом подписании актов выполненных работ. В этом случае даже если заказчик не выходит на связь по истечении времени для приема работы, услуга будет считаться оказанной и принятой без доработок и возражений, а акт подписанным.
Ограничение ответственности в договоре SMM продвижения
Так как отрасль интернет-маркетинга достаточно популярна, а услуги в ней оказывают в большинстве своем специалисты фрилансеры, многих заказчиков интересует пункт договора об ответственности исполнителя за ненадлежащее качество работ.
Гражданский Кодекс говорит о полном возмещении убытков и упущенной выгоды. На деле доказать это сложно, особенно в онлайн-сфере. По факту, можно прописать сумму в договоре, которую исполнитель должен возместить, если услуга окажется некачественной. Но с одной стороны, качество услуг продвижения – вещь весьма субъективная, а точных цифр, как правило, никто не способен гарантировать. С другой стороны, заказчик может пойти в суд с иском о возмещении убытков, даже если в договоре стоит минимальное ограничение или не стоит вовсе.
Вас может насторожить, если исполнитель предлагает ограничить свою ответственность минимальной суммой. Но если для своей работы он планирует привлекать сторонних специалистов: копирайтеров, таргетологов, веб-мастеров, то такая позиция вполне объяснима. В этом случае исполнитель не может нести ответственность за весь комплекс услуг и за качество выполнения работы другого специалиста. Имеет смысл заключать отдельные договоры с каждым подрядчиком либо прописывать каждый вид услуг отдельно в приложениях к договору и ограничивать ответственность прямого исполнителя только его деятельностью.
Автопродление сроков договора
Продвижение товаров и услуг имеет свою специфику. И специалисту в процессе работы могут потребоваться дополнительные данные и материалы. В то же время заказчику необходимо время для предоставления такой информации. Это чревато нарушением сроков договора и влечет за собой ответственность исполнителя. Чтобы избежать подобной ситуации, в документе стоит прописать условия для автоматического продления срока договора на оказание SMM услуг (образец ниже). Это защитит исполнителя от нарушения договоренностей, а заказчику даст понять, что окончание работ зависит, в том числе, и от него.
Регистрация компании в соцсетях дает возможность комплексного подхода к продвижению, взаимодействию с клиентами и анализу их потребностей. Поэтому реклама на этих площадках требует привлечения специалиста. Удаленную деятельность таких профессионалов сложно контролировать, что влечет за собой использование договоров на продвижение в социальных сетях. Мы дали в статье конкретные советы, как обезопасить стороны от нарушений договоренностей и избежать штрафных санкций исполнителю. Подобный документ позволит вам не только сберечь нервы, но и выбрать наиболее грамотного исполнителя для выполнения ваших заказов.
Договор на продвижение сайта глазами заказчика: ключевые пункты и случаи из судебной практики
Договор на продвижение сайта обязательно должен быть, но этого мало, чтобы защитить ваши интересы в суде. Поэтому составлять документ нужно внимательно, учитывая все тонкости и нюансы сферы.
Поскольку из двух сторон соглашения именно клиент обычно мало понимает в интернет-маркетинге, я решила посмотреть на проблему его глазами.
Разберемся, на какие пункты договора заказчикам стоит обращать особое внимание. Но для начала приведу несколько примеров из судебной практики, чтобы показать, какие обстоятельства влияют на решение суда.
Все данные советы носят рекомендательный характер, жестких правил в этом вопросе нет.
Судебная практика по договорам на продвижение сайта
В арбитражной практике накопилось достаточно подобных дел. Они во многом похожи, и проигравших хватает по обе стороны баррикад. Рассмотрим несколько судебных решений, принятых в 2017 году.
Пример № 1. По делу № А40-123484/16-132-724 заказчик обратился в суд с требованием взыскать с исполнителя почти 200 млн. руб. Почти вся сумма – упущенная выгода. Сайт автосалона попал под фильтр «Минусинск». Пока ресурс был под фильтром, трафик упал, а вместе с ним и продажи. Истец посчитал, что виноват исполнитель, который использовал серые методы продвижения. Но доказать это не смог, в иске суд отказал.
Пример № 2. По делу № А32-9805/2017 исполнитель потребовал более полмиллиона рублей задолженности по договору на поисковое продвижение. Первые несколько месяцев клиент исправно платил, потом перестал. Исполнитель потребовал оплатить работу, ответа не получил, и пошел в суд. Заказчик пытался доказать, что исполнитель сам не выполнил обязательства – не посылал ежемесячную статистику по трафику на сайт. Но у исполнителя в электронном ящике сохранились письма с отчетами. И все акты клиент подписал, претензий не предъявлял. Суд обязал заказчика выплатить задолженность с процентами и возместить судебные издержки.
Пример № 3. По делу № А65-2912/2017 клиент обратился в суд с требованием вернуть предоплату по договору на продвижение сайта. Суд установил, что прописанные в договоре услуги исполнитель оказал не в полном объеме, а выполненные работы оказались ненадлежащего качества.
На сайте заказчика не оптимизировали страницы, не разместили тексты на сторонних ресурсах, да еще и исказили информацию о компании и услугах. До обращения в суд клиент много раз пытался решить все мирным путем, просил исполнителя исправить недочеты и ускорить процесс, чтобы уложиться в дедлайн. Но тот на просьбы не реагировал, как и на письменную претензию, отправленную перед судом. Судья признал, что клиент прав, и обязал исполнителя вернуть деньги.
Помните, обращаясь в суд вы должны обосновать свои требования и доказать причинно-следственную связь между убытками и действиями второй стороны.
Первый документ, который суд рассматривает по таким делам, – договор об оказании услуг с приложениями и дополнительными соглашениями. Именно там должны быть зафиксированы все существенные обстоятельства, по которым судья сможет определить, кто выполнил обязательства, а кто – нет. Счета, акты, отчеты, экспертные заключения тоже рассматривают, но сначала – договор.
На какие пункты договора стоит обратить внимание
В юридических документах важны каждое слово и знак препинания. Помните «казнить нельзя помиловать»? Вот примерно так же. Если договор составляли на стороне исполнителя, внимательно читайте и перечитывайте. В чем-то не уверены – посоветуйтесь с юристом, желательно с опытом договорной работы в сфере digital.
Мы остановимся только на основных моментах и существенных условиях.
Термины и определения
В договоре прописано, что исполнитель обязуется «генерировать лиды». Только вот у слова «лидогенерация» множество значений: от получения заявок на сайт до создания вступительных абзацев к статьям (первые несколько предложений в статье журналисты и копирайтеры называют лидом). Стороны могут понять договор по-разному. В результате исполнитель будет думать, что от него ждут статей с крутыми вступлениями, а заказчик хочет получать заявки от клиентов.
Эта гипотетическая ситуация наглядно показывает, как важно убедиться, что вы с исполнителем говорите об одном и том же. Интернет-маркетологи используют много слов и понятий, которые не скажут ничего людям, далеким от digital. Вы знаете, что такое «урл», «таргетинг», «кликабельность», «лендинг пейдж», «ключевая фраза», «оптимизация»? Уверены? Даже если так, стоит перестраховаться.
Совет. Убедитесь, что вы с исполнителем понимаете термины одинаково, и запишите трактовку в договоре на продвижение.
Предмет договора
Заказчик и исполнитель не сошлись во взглядах на продвижение сайта. Клиент считает, что продвижение сайта происходит слишком медленно и вообще неправильно.
Не получив результатов продвижения, он подает иск с требованием вернуть предоплату. Суд рассматривает материалы и выносит решение: договор недействителен, не хватает существенного условия – предмета. А значит требовать исполнения обязательств по нему он не может.
Даже если предмет договора прописан, обратите внимание на сами формулировки. Предметом договора на продвижение сайта не может быть конечный и измеримый результат. О «в топ-3 за 2 месяца» или «увеличении посещаемости в 4 раза за полгода» не может быть речи.
Во-первых, на продвижение сайта заключают договор возмездного оказания услуг, а его предмет – действия и процессы, но никак не результат. Во-вторых, на интернет-продвижение влияет столько факторов, что гарантировать конкретные сроки, трафик и позиции не может ни один специалист. Даже если он в продвижении не одну собаку съел.
Совет. Проследите, чтобы договор содержал конкретные работы, которые вы поручаете исполнителю. Если хочется цифр, пропишите их в качестве цели интернет-продвижения. Такая формулировка не позволит суду неправильно квалифицировать договор, и вы сможете рассчитывать, что требования удовлетворят.
Цена услуг
По договору услуги исполнителя стоят 75 000 руб. в месяц. Клиент рассчитал бюджет, а в конце месяца получили 2 счета: один на эту сумму, а второй еще на 75 000 руб. Оказалось, что в договоре был прописан пункт про дополнительные услуги: контекстную и таргетированную рекламу, текстовый контент и т. д. Клиент не обратил на это внимания: он не думал, что бюджет увеличится вдвое.
Ситуация неоднозначная. С одной стороны, исполнитель деньги эти не себе в карман положит, с другой – тратить на продвижение 150 000 руб. заказчик не был готов.
Цена – еще одно условие, без которого суд признает документ недействительным. В договоре на продвижение она обычно прописывается в виде ежемесячного фиксированного платежа.
Совет. Такая ситуация нередко возникает, когда клиент заказывает не комплексное продвижение, а отдельные услуги: SMM, оптимизацию сайта, настройку контекста. Чтобы такого не произошло, пропишите в договоре, что входит в услуги исполнителя и какие дополнительные специалисты ему потребуются. Составьте вместе отдельную смету на дополнительные расходы, утвердите бюджет на рекламу и контент, согласуйте объемы.
Пени и неустойки
По договору вы должны оплачивать счета за продвижение сайта 25 числа каждого месяца. Исполнитель всегда выставлял документы за неделю, но последнее время они приходят на несколько дней позже. Вы не успеваете оформлять переводы вовремя и платите неустойки.
Лучше привязывать срок оплаты к дате получения счета, а не указывать конкретное число, чтобы платить вовремя, независимо от загруженности исполнителя.
Совет. Прописывайте сроки оплаты счетов с запасом, чтобы ваша бухгалтерия со всеми согласованиями и проволочками успела перевести деньги. Проследите, чтобы исполнитель тоже нес ответственность за нарушение сроков и договоренностей. Зафиксируйте это в конкретных цифрах или процентах от стоимости услуг.
Рабочий процесс
Допустим, устно вы обсудили с агентством все работы по проекту. Среди них были и публикации на профильных ресурсах. За полгода не удалось выпустить ни одного материала, хотя при расчете стоимости они учитывались. Вы можете расторгнуть договор и потребовать деньги назад, и суд вас поддержит, но только если все работы закреплены в договоре.
Обычно в договоре пишут цену за месяц, а предмет его – работы и услуги, поэтому пропишите перечень конкретных действий.
Совет. Все значимые условия фиксируйте письменно, а не устно. Дело не в порядочности партнера, просто людям свойственно ошибаться. Устные обещания могут забыться, а обязательства, за выполнение которых придется отвечать, – нет.
Прописать в договоре детальный график работ на полгода вперед не получится, максимум – на два месяца. Дальше действия планируют после анализа ресурса и составления стратегии. План работ на каждый месяц можете утверждать дополнительным соглашением к договору.
Коммуникации
Изменились обстоятельства, бюджет перекинули на более приоритетные направления и заказчик уведомил исполнителя о досрочном расторжении договора. Он отправил письмо на адрес misha777@mail.ru, куда обычно посылал срочные письма, оплатил последний месяц и посчитал вопрос решеным, хотя не получил ответа. Но подрядчик продолжил работать и через месяц потребовал заплатить. Возможно, письмо попало в «Спам», и исполнитель его просто не видел, но факт остается – за выполненную работу надо платить, а заказчику нечем. Если конфликт будет разбирать суд, подтвердить, что заказчик действительно сообщил о досрочном расторжении будет трудно. Он сможет показать исходящее письмо, а вот доказать, что адрес misha777@mail.ru действительно принадлежит подрядчику – вряд ли.
Совет. Всем каналам связи, по которым вы планируете обмениваться с исполнителем информацией по проекту, отчетами и документами, нужно придать в договоре юридическую силу, желательно – с указанием конкретных имен, адресов, логинов и никнеймов. С таким подходом доказать, «а был ли мальчик», будет проще.
Качество услуг
Одно из направлений комплексного продвижения, которое заказал клиент, – корпоративный блог. Он организовывал интервью с экспертами, пытаясь помочь исполнителю сделать хорошие материалы. Но результат его категорически не удовлетворил. Исполнитель написал совершенно не то, чего хотел клиент. Но предъявить претензии и потребовать переработать тексты заказчик не сможет, если в договоре не прописаны критерии оценки качества.
Совет. Добавьте к договору приложения с техническими заданиями. Пропишите в них требования и характеристики, которым должны соответствовать текстовые материалы, дизайн-макеты и другие результаты работ. Так вы сможете указать конкретные пункты документов и потребовать сделать работу в соответствии с ними или вернуть деньги.
Отчетность
Составление подробных отчетов – работа, которая отнимает много времени и сил. Чтобы между исполнителем и заказчиком не возникало разногласий по этому пункту, его тоже нужно прописать в договоре.
Совет. Хотите постоянно держать руку на пульсе? Уделите особое место пунктам, которые касаются отчетности. Укажите, как часто хотите получать отчеты: ежемесячно или еженедельно, и в какой форме. Еще лучше – составьте вместе шаблон со всеми интересующими параметрами. Это могут быть списки новых страниц и выпущенных материалов, отчеты из систем статистики, динамика активности в социальных сетях, упоминания компании на сторонних площадках и т. д.
Досрочное расторжение
Неожиданное прекращение сотрудничества доставляет проблемы обеим сторонам. Если исполнитель неожиданно откажется от работы над сайтом, даже по уважительной причине, поиск нового может занять много времени, трафик просядет, продажи упадут. Если откажется заказчик, исполнитель не сможет оперативно распределить свои ресурсы и потеряет прибыль.
Поэтому в договоре всегда прописывают возможность досрочного расторжения. Вы можете не сработаться или отказаться от продвижения, перекинув бюджеты на более приоритетные направления.
Договор – не кабала, прекратить сотрудничество можно в любой момент. Но чтобы не оказаться в вышеописанной ситуации, обеим сторонам лучше подписать обязательство сообщать о намерении расторгнуть договор заранее: стандартный срок – 30 дней. За это время вы успеете найти нового подрядчика, и сайт не пострадает, а исполнитель сможет взять нового клиента, зная, что через месяц вашего проекта не будет, и не потеряет доход.
И еще один совет
Не воспринимайте документооборот как простую формальность. Работая над статьей, я изучила десятки дел. И в каждом втором подписанные акты доказывают, что ответчик выполнил свои обязательства. Если вы считаете, что услуги оказаны некачественно, есть претензии и вы можете их мотивировать – направляйте исполнителю соответствующие документы. Даже если не сможете добиться доработки мирным путем, это поможет защитить права в суде.
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров