договор не выполнен в срок
Статья 28. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)
Статья 28. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 28 настоящего Закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 октября 2007 г. N 234-ФЗ в пункт 1 внесены изменения, вступающие в силу по истечении сорока пяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
назначить исполнителю новый срок;
поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);
отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ в пункт 2 внесены изменения
2. Назначенные потребителем новые сроки выполнения работы (оказания услуги) указываются в договоре о выполнении работы (оказании услуги).
В случае просрочки новых сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ в пункт 3 внесены изменения
3. Цена выполненной работы (оказанной услуги), возвращаемая потребителю при отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), а также учитываемая при уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги), определяется в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 24 настоящего Закона.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ в пункт 4 внесены изменения
4. При отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу).
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ в пункт 5 внесены изменения
Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).
Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.
6. Требования потребителя, установленные пунктом 1 настоящей статьи, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
Как избежать ответственности за нарушение сроков выполнения работ
Видео-блог Адвоката Мугина А.С.
ПОДПИСАТЬСЯПодписывайтесь на мой канал в Telegram
Я расскажу о последних новостях и публикациях.
Читайте меня, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!
Бывают ситуации, когда работы выполнить в срок невозможно по объективным причинам, не зависящим от воли подрядчика. Ну, естественно иногда и по вине подрядчика, но и тут не все потеряно.
Некоторые заказчики не прочь за счет подрядчика сэкономить на ремонте, взыскав с него неустойку за нарушение сроков сдачи. По госконтрактам так вообще чуть что, сразу направляется требование об уплате неустойки. В статье я расскажу как противостоять недобросовестному поведению заказчиков.
Как минимизировать риски при нарушении сроков договора?
То, что работы не будут выполнены в срок, как правило, понятно не в последний день.
Соответственно возможны два варианта:
1) либо вы просто не успеваете выполнить работу в срок, по своей вине или вине заказчика – не важно;
2) либо вы вообще не сможете закончить работу.
В обоих случаях заказчик вправе потребовать оплаты неустойки за нарушение сроков выполнения работ, если у вас не будет доказательств того, что нарушение сроков выполнения работ возникло не по вашей вине.
Обстоятельства, не позволяющие завершить работу в срок
Если доделать работу вы объективно можете – необходимо найти формальные основания для приостановки работ, направить заказчику уведомление о приостановке и быстрее доделывать работу. Конечный срок работ будет «отодвинут» на количестве дней, пока заказчик устраняет обстоятельства, которые, якобы, не позволяют вам завершить работу.
Такими основаниями могут быть любые основания, не зависящие от воли подрядчика, не позволяющие завершить работу в срок, обстоятельства, которые грозят годности и прочности результата работы, в частности, поименованные в ст. 716 ГК РФ.
В 716 ГК РФ речь идет о непригодности и не качественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации, о неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы.
Собственно ваша обязанность приостановить работу при таких обстоятельствах и вытекает из ст. 716 ГК РФ, просто большинство подрядчиков игнорирует ее или ненадлежащим образом исполняет. Предусмотрено договором, что переписка осуществляется посредством направления писем – пишите письма, не надо звонить заказчикам или сообщать о проблемах не уполномоченным сотрудникам заказчика.
По моему опыту легче всего найти нужные нам обстоятельства в технической документации.
Например, не указаны в технической документации какие-либо работы, но вы понимаете, что из обязательно надо выполнить – уведомляете заказчика о приостановке и просите разъяснить кто будет такие работы выполнять, вы вроде как не обязаны за свой счет.
Или видите, что материала необходимо по факту больше, чем заложено в смете – уведомляете заказчика о приостановке и просите разъяснить, будут ли вносится в техническую документацию изменения или за чей счет дополнительный материал.
Иногда можно воспользоваться тем, что у заказчика нет доказательств передачи вам технической документации – уведомляете заказчика о приостановке работ и просите документацию предоставить. Пока почта идет, дней 5-10 можно «выиграть».
Соответственно письмо о приостановке вы направляете, а работу продолжаете. Маловероятно, что заказчик сможет впоследствии доказать, что работа реально была приостановлена.
Если работу нельзя закончить
Если есть понимание, что работу доделать не реально, либо вам уже экономически нецелесообразно продолжать выполнение работ – также находите и описываете обстоятельства, не зависящие от воли подрядчика, не позволяющие завершить работу, и приостанавливаете работу, соответственно письменно уведомив об этом заказчика.
В случае, если заказчик не устраняет эти обстоятельства – отказываетесь от исполнения договора и передаете заказчику результат фактически выполненных работ.
Если же заказчик не исполняет свои встречные обязательства по договору – не передает материал, не оплачивает аванс или промежуточные платежи, не передает проектную документацию – можете сразу отказаться от исполнения договора и потребовать оплаты фактически выполненных работ. Данное право предоставлено вам ст. 718 ГК РФ.
Все вышеуказанные манипуляции необходимы на случай, если дело дойдет до суда. Получив ваше уведомление, возможно заказчик напишет вам ответное письмо, возможно – нет. Возможно обеспечит себя доказательствами того, что обстоятельства устранены или отсутствуют, возможно – нет.
В любом случае, ваши шансы сохранить право на оплату без удержания неустойки за нарушение сроков выполнения работ значительно увеличиваются.
Получив ваше письмо, заказчик, с большой долей вероятности, предпримет меры, для того, чтобы вас «проучить». Так, заказчики по госконтрактам могут воспользоваться своим правом принять решение об отказе от исполнения контракта.
Таким образом, иногда стратегически верным первому отказаться от исполнения договора.
Очевидно, что если подрядчик первый откажется от исполнения контракта, то последующий отказ заказчика будет незаконным, так как нельзя расторгнуть расторгнутый договор.
В заключение – не нарушайте сроки выполнения работ, а если уж так случилось, что не успеваете выполнить работу в срок, заблаговременно принимайте меры, чтобы не попасть на неустойку.
Так сказать для закрепления материала, смотрите видео на эту тему и не забывайте подписываться на канал. Также подписывайтесь на канал в Телеграм, чтобы получать уведомления о новых статьях.
Переходите к просмотру и подписывайтесь на канал
О правах потребителей при нарушении исполнителем сроков выполнения работ, оказания услуг
О правах потребителей при нарушении исполнителем сроков выполнения работ, оказания услуг
Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при выполнении работ (оказании услуг) регулирует Закон Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Он устанавливает права потребителей при выполнении работ (оказании услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о работах (услугах) и об их исполнителях), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Сроки выполнения работ (оказания услуг).
Исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.
Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги).
В случае, если выполнение работы (оказание услуги) осуществляется по частям (доставка периодической печати, техническое обслуживание) в течение срока действия договора о выполнении работ (оказании услуг), должны предусматриваться соответствующие сроки (периоды) выполнения таких работ (оказания услуг).
По соглашению сторон в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг).
· назначить исполнителю новый срок;
· поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
· потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);
· отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги).
Назначенные потребителем новые сроки выполнения работы (оказания услуги) указываются в договоре о выполнении работы (оказании услуги).
В случае просрочки новых сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования.
Цена выполненной работы (оказанной услуги), возвращаемая потребителю при отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), а также учитываемая при уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги).
В случае предъявления потребителем требования об уменьшении цены за выполнение работы (оказание услуги) в расчет принимается цена выполненной работы (оказанной услуги) на момент предъявления потребителем требования об уменьшении цены за выполнение работы (оказание услуги) или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены;
При отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой выполнения работы (оказания услуги), установленной договором, и ценой соответствующей работы (услуги) на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.
В случае отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) в кредит, потребителю возвращается уплаченная за выполнение работы (оказание услуги) денежная сумма в размере погашенного ко дню отказа от исполнения договора выполнения работы (оказания услуги) кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита.
При отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу).
Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем предусмотренных требований.
Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем предусмотренных требований.
Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).
Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.
Установленные требования потребителя, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя.
Требования потребителя о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню).
В случае нарушения сроков удовлетворения установленных требований, потребитель вправе предъявить исполнителю иные предусмотренные требования.
Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг).
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлечь за собой невозможность ее завершения в срок.
Исполнитель обязан своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут повлечь за собой невозможность ее завершения в срок.
Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное информирование исполнителем, в разумный срок не изменит указаний о способе выполнения работы (оказания услуги) либо не устранит иных обстоятельств, которые могут снизить качество выполняемой работы (оказываемой услуги), исполнитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков.
Действия потребителя при нарушении исполнителем сроков выполнения работ, оказания услуг.
При нарушении исполнителем сроков выполнения работ, оказании услуг, потребителю необходимо поставить об этом в известность исполнителя, подготовив письменную претензиюв двух экземплярах,в которой четко сформулировать свои требования.
Один экземпляр претензии необходимо вручить исполнителю лично, либо направить заказным письмом с уведомлением. Если претензия вручается лично, то получивший ее должен указать на втором экземпляре претензии дату, свою должность, Ф.И.О. и поставить личную подпись.
Управление Роспотребнадзора по Курской области информирует, что в целях получения правовой помощи при подготовке претензионного обращения в адрес исполнителя, а также подготовке искового заявления в судебные органы, Вы можете обратиться в консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» по адресу: 305035 г.Курск, ул.Дзержинского, д. 55, тел. 54-41-14.
Нарушение срока по договору оказания услуг
Часто приходится сталкиваться с неприятной ситуацией: договор на оказание услуг заключен, а исполнитель постоянно «кормит завтраками», игнорирует сроки. Хочется вернуть деньги и выбрать более надежного поставщика. Но если действовать в рамках закона, можно не только выиграть дело, но и остаться в плюсе.
Что является нарушением срока оказания услуг?
При заказе той или иной услуги заключается договор на ее оказание. В нем отражаются сроки выполнения. Но некоторые исполнители считают, что могут безнаказанно нарушать их.
Чтобы действовать в рамках закона, важно внимательно изучить подписанный документ. В нем часто отмечается, что исполнитель обязан оказывать услугу до момента, когда потребитель решит вернуть деньги.
Если в договоре отсутствует дата проведения работ, то доказывать факт нарушений не стоит. Обещания, сделанные на словах, не являются подтверждением невыполнения сроков договоренности.
Факт нарушения договора можно доказать, если из условий соглашения следует, что:
√ Услуга должна быть оказана в установленную документом дату;
√ Исполнитель обязан начать оказание услуги после заключения договора;
√ Исполнитель должен оказать услугу в течение установленного срока после некоторых событий (например, внесение потребителем предоплаты или полной стоимости услуги на протяжении недели);
√ Имеются иные условия совершения сделки.
Законодательно определено, что срок оказания услуги должен указываться в договоре. Документ может содержать конкретную дату начала работ или их окончания. При оказании услуг частями в момент, пока действует договор, предусматриваются отдельные промежуточные периоды. Данные положения содержатся в Законе о защите прав потребителей.
Особые случаи
Особенно внимательно нужно изучить условие, после выполнения которого услуга будет оказана. Например, в договоре может значиться, что срок начала работ зависит от внесения предоплаты. Это требование может быть замаскировано в тексте договора.
Бывает, что на словах стороны договариваются о необходимости внесения предоплаты для начала работы. А оставшуюся часть можно доплатить в момент оказания услуги, о чем исполнитель обязуется сказать потребителю.
Но в договоре при этом на видном месте жирным шрифтом выделяется срок оказания услуги в соответствии с устной договоренностью. А ниже может мелким шрифтом отмечаться, что приступает исполнитель к своим обязанностям только после полной оплаты по договору.
Таким образом исполнитель снимает с себя ответственность за возможный пропуск сроков. Ему легче контролировать ситуацию, когда имеется условие, на деле не выполненное потребителем. Получается, что юридически обстоятельства для оказания услуги не наступили. Поэтому потребовать ничего получатель услуги не вправе.
Заказчик становится заложником ситуации.
1. Его права по факту уже нарушены.
2. Невозможно понять, будет ли вообще оказываться услуга, вернут ли предоплату.
3. Для предъявления требований фактически нужно внести полную сумму оплаты услуги.
Если срок не нарушен, но услуга не будет оказана вовремя
Бывает так: договор на оказание услуги заключен. В нем отражены условия и сроки оказания услуги. Несмотря на то, что установленная дата еще не прошла, потребитель понимает, что вовремя услуга оказана не будет.
Развитие событий в такой ситуации обычно следующее:
√ Другие клиенты исполнителя, которые ранее заключали с ним договор, отмечают, что не получили результата;
√ Исполнитель игнорирует телефонные звонки;
√ Офис компании, где был подписан договор, закрыт, о переезде клиенту не было сообщено;
√ Запущен процесс признания банкротства фирмы, ее ликвидации;
√ Иные признаки, указывающие на несоответствие процедуры стандартной схеме.
Законодательно предусматривается, что, если клиент понимает, что услуга в срок не будет оказана, он имеет такие же полномочия, как и при пропуске срока исполнения заказа.
Ситуация имеет множество особенностей. Ведь доказать, что срок будет нарушен в будущем, сложно.
Догадки потребителя нельзя считать объективными фактами. Поэтому в таком случае лучше проконсультироваться с юристом.
Что потребитель может потребовать при нарушении сроков
При нарушении сроков оказания услуг данный факт можно расценивать как основание для расторжения договора. Потребитель получает большие возможности, если отмечается несоблюдение временного промежутка исполнителем. И это является хорошим правовым основанием с юридической точки зрения.
Клиент получает несколько преимуществ.
1. Он может ходатайствовать о расторжении договора и возврате полной суммы сразу же, как установленный срок истек.
2. Дополнительные доказательства и экспертиза не потребуются. Дело в судебном органе будет рассмотрено быстро, что дает возможность не останавливать производство для проведения специальной экспертизы.
3. Доказать факт нарушения сроков оказания услуг легко можно через суд. Подтверждение своей правоты потребуется собирать ответчику. Явным способом опровергнуть необоснованные обвинения будет только предоставление акта-приема передачи. В нем обязательно должна стоять дата оказания услуги, подпись получателя. Важно, чтобы максимальный срок оказания услуг был позднее этой даты.
4. При пропуске сроков сразу, с первого дня, начинает начисляться неустойка. В отличие от случаев, когда услуга была оказана с нарушениями.
Требования заказчика при неоказании услуги вовремя прописаны законодательно. Он вправе:
√ Перенести срок исполнения услуг по соглашению со второй стороной;
√ Назначить третьих лиц в качестве исполнителей, установив разумную цену, а также выполнить работу самостоятельно, после чего предоставить нарушителю сроков счет для компенсации понесенных расходов;
√ Уменьшить цену оказания услуг за счет нарушения сроков;
√ Расторгнуть договор на оказание услуг.
Лучше не переносить сроки оказания услуг. В противном случае может получиться, что исполнитель вновь нарушит условия договора, а работы так и не будут проведены. Он будет чувствовать себя правым, а заказчик потеряет рычаги давления до момента, пока срок повторно не будет нарушен.
Если заказчик все же хочет получить услугу, то стоит ждать ее оказания в рамках уже действующих сроков. Исполнитель будет понимать, что за каждый день начисляется неустойка. К тому же потребитель в любой момент может расторгнуть договор. Это будет стимулировать его на быструю работу, чтобы получить прибыль. Как показывает практика, при пропуске сроков исполнитель обычно вообще не оказывает услугу или допускает очень серьезную просрочку.
Финансовые вопросы также отражены на законодательном уровне. Заказчик, права которого нарушены, может потребовать:
√ Возмещение причиненных убытков;
√ Оплату неустойки за пропуск допустимых сроков;
√ Компенсацию морального вреда;
√ Оплату штрафа за нарушение удовлетворения требований в добровольной форме от всей суммы, присужденной судом.
Предъявлять требования к исполнителю нужно в соответствии с конкретной ситуацией. Если заказчик на 100% не уверен в правовых последствиях требований, лучше проконсультироваться с юристом для выбора условия.
Расчет и получение неустойки
Размер неустойки определяется законодательно. Она составляет 3% от стоимости оказания услуги. Начисление ее производится за каждый просроченный день. Сумма неустойки не может быть более стоимости оказания услуг, отдельного ее этапа.
Если цена работ увеличилась, расчет производится от новой стоимости услуг. При уменьшении ее размера 3% рассчитываются от суммы, указанной в договоре.
Неустойка будет начисляться до момента, когда услуги будут оказаны. За отправную точку можно брать начало или окончание работ. Если исполнитель отказывается от обязательств, расчет производится до даты отказа и предъявления требования о возврате средств.
Закон предписывает, что исполнитель должен погашать неустойку на добровольной основе. Но на деле такой исход практически исключен. Ведь в судебные органы с требованием взыскать неустойку обращаются только 2-3 человека из 10. Они и остаются в плюсе, получая деньги. Остальные же не добиваются справедливости.
Для получения неустойки нужно направить исполнителю требование о ее выплате. Не обязательно дождаться окончания периода просрочки. Потребовать ее можно в отношении текущего нарушения. Для этого необходимо:
√ Составить претензию с требованиями оплатить задолженность;
√ Передать ее исполнителю.
Документ может быть самостоятельным или использоваться в качестве дополнений к другим требованиям. Ориентироваться необходимо на статью 28 закона «О защите прав потребителей».
Образцы претензий
Чтобы правильно составить документ, можно использовать нижеприведенные образцы претензий по нарушению срока оказания услуг.
При внимательном изучении пунктов договора можно возместить убытки при пропуске сроков оказания услуг. Если самостоятельно это не удается, стоит обратиться за юридической помощью.