договор нормативного содержания определение понятия и виды

Нормативный договор

Нормативный договор — это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы. Нормативные договоры обязательны для многочисленного или формально неопределенного круга лиц.

Существенным признаком, отличающим договор от правового акта, является его санкционирование несколькими субъектами правотворчества.

Нормативный договор может быть международным, либо же это может быть договор в рамках одного государства, например, между федерацией и её субъектами.

Также международные договоры могут быть классифицированы на:

А) Договоры между государствами

Б) Договоры между правительствами государств

В) Межведомственные договоры государств

В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.

☀Нормативные договоры – это такие документы, в

которых содержится волеизъявление сторон по поводу права и обязанностей,

устанавливается их объём и последовательность реализации, а также закрепляется

добровольное согласие выполнять принятые обязательства. Имеют широкое

распространение в конституционном, гражданском, трудовом праве.

Нормативно-правовые договоры – проявление нормативной

саморегуляции. Для признания договора источником права требуется, чтобы он

содержал правовые нормы.

договора нормативного содержания могут служить договоры о разграничении

предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и

органами власти республик в составе РФ.

В области трудового права значительную роль

продолжают играть коллективные и индивидуальные договоры (контракты)

В международном праве в качестве основной формы

права выступает договор. Международный договор – соглашение между государствами

и субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них

общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путём создания

взаимных прав и обязанностей.

Норма устанавливающее значение договоров признаётся

во всех правовых системах. Однако нужно отличать договор как источник права

(нормативный договор) от правового договора как индивидуального юридического

акта (например, договор купли-продажи), который устанавливает не юридические

правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов.

Нормативно-правовым договором выступает соглашение субъектов права, которое

содержит новые юридические правила. Наибольшее значение договор как источник

права имеет для международного и конституционного права. С развитием рыночных отношений

получает распространение в сфере гражданского и трудового права.

В настоящее время нормативно-правовой договор, как и

все иные виды договоров, рассматриваются в основном в пределах отдельных

отраслей права. За редким исключением – в рамках общей теории права.

Вырабатывая определение понятия нормативно-правового

договора на отраслевом уровне некоторые исследователи «договорной» материи

пытаются также сформулировать аналогичное определение и на общетеоретическом

уровне. Нормативно-правовой договор при этом представляется как основанное на

равенстве сторон и общности интересов соглашение, содержащее в себе нормы права

общего характера, направленное на достижение желаемого сторонами.

Нормативно-правовой договор обладает как общими, так

и собственными чертами и особенностями.

Общие черты и особенности нормативно-правового

согласительным характером (договор – это в первую очередь соглашение сторон);

добровольный характер, означающий свободное изъявление сторон;

в большинстве своём возмездный характер;

в законодательном порядке и взаимно обязательный характер.

Собственные черты и особенности нормативно-правового

в себе правовые нормы-правила общего и обязательного характера;

содержать в себе не только нормы, но и принципы права;

актом правотворчества, а не актом правоприменения (также не может быть актом

договоры имеют преимущественно публичный характер.

Нормативно-правовые договоры могут называться по-разному: «контракт», «соглашение», «договоренность» и т.п., но главное для него как для источника нрава – данный документ должен содержать юридические правила (нормы).

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Обычным международным правом называют различные аспекты международного права, которые исходят из правовых обычаев. Правовой обычай рассматривается учёными-юристами и Международным судом ООН в качестве одного из основных источников международного права.

Французское право (фр. droit français) как понятие возникло в XV веке. Правовая система современной Франции относится к группе романо-германского права. В основных чертах она сформировалась в период Великой французской революции 1789—1794 гг. и в первые последовавшие за нею десятилетия, особенно в годы правления Наполеона (1799—1814 гг.).

Источник

Понятие и признаки нормативного договора

договор нормативного содержания определение понятия и виды. договор нормативного содержания определение понятия и виды фото. картинка договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть фото договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть картинку договор нормативного содержания определение понятия и виды.

договор нормативного содержания определение понятия и виды. договор нормативного содержания определение понятия и виды фото. картинка договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть фото договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть картинку договор нормативного содержания определение понятия и виды.

Нормативный договор: определение

договор нормативного содержания определение понятия и виды. договор нормативного содержания определение понятия и виды фото. картинка договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть фото договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть картинку договор нормативного содержания определение понятия и виды.

Сторонами нормативного договора не всегда являются именно властные структуры или уполномоченные государственные органы (хотя очень часто такие соглашения заключаются с их участием). Нормативный договор может быть заключен, например, внутри организации между работниками и работодателем для урегулирования социально-трудовых правоотношений (его чаще называют коллективным договором, ст. 40 Трудового кодекса РФ).

В отличие от нормативно-правового акта, нормативный договор заключается сторонами на добровольной основе, а не устанавливается властным решением одного из таких субъектов.

договор нормативного содержания определение понятия и виды. договор нормативного содержания определение понятия и виды фото. картинка договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть фото договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть картинку договор нормативного содержания определение понятия и виды.

Рекомендуем! Что такое нормативно-правовой акт, мы подробно разбираем в нашей статье «Юридическая сила нормативно-правовых актов: иерархия НПА».

Важно! Виды нормативных договоров, круг имеющих право на их заключение лиц, а также порядок их заключения и санкции за неисполнение их условий определены на законодательном уровне (в т. ч. в сфере международного права).

Признаки нормативного договора

Нормативные договоры обычно обладают следующими специфическими признаками:

Виды нормативных договоров

По признаку действия в пространстве

По распространению действия в пространстве договоры подразделяются:

договор нормативного содержания определение понятия и виды. договор нормативного содержания определение понятия и виды фото. картинка договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть фото договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть картинку договор нормативного содержания определение понятия и виды.

По времени (сроку действия)

В зависимости от временного интервала выделяют:

По субъектному составу

Классификация по субъектному составу касается не тех субъектов, на которых договор распространяется, а тех, кто его подписал:

По предназначению (цели заключения)

В зависимости от цели заключения нормативные договоры подразделяются:

По виду регулируемых правоотношений (по отраслям права)

Еще одна классификация проводится по принадлежности правил договора к определенной отрасли права:

Индивидуальный и нормативный договор

От нормативных договоров следует отличать т. н. индивидуальные договоры. К последним, например, относятся различные гражданско-правовые договоры и др.

И нормативные, и индивидуальные договоры представляют собой соглашения между двумя или более субъектами, содержащие юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон.

В чем же различия между нормативными и индивидуальными договорами?

Правовой итог

Нормативные договоры устанавливают правовые нормы, обязательные для применения широким/неограниченным кругом лиц. Индивидуальные же договоры порождают индивидуальные установления (конкретные правоотношения) и для определенного круга лиц, поименованных в таком договоре. Такие индивидуальные установления обеспечивают применение норм права (если нормы права являются диспозитивными, то индивидуальный договор конкретизирует поведение, права и обязанности сторон этого соглашения).

Субъектный состав

Сторонами нормативного договора могут быть субъекты из круга лиц, определенных законом. Такие лица в силу своего правового положения наделены нормативной властью. Сторонами же индивидуального договора могут быть абсолютно любые лица, обладающие дееспособностью.

Сфера охватываемых интересов

Нормативные договоры заключают для целей защиты публичных прав и интересов. Для индивидуальных договоров характерны индивидуальные цели и мотивы.

договор нормативного содержания определение понятия и виды. договор нормативного содержания определение понятия и виды фото. картинка договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть фото договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть картинку договор нормативного содержания определение понятия и виды.

Итак, нормативно-правовой договор — это соглашение между двумя или более субъектами правотворчества, устанавливающее взаимные права и обязанности таких субъектов, носящее нормативный характер. Можно выделить различные виды нормативно-правовых договоров по таким параметрам, как действие в пространстве, субъектный состав, цель заключения, регулируемая отрасль права и др.

Источник

Договор нормативного содержания

договор нормативного содержания определение понятия и виды. договор нормативного содержания определение понятия и виды фото. картинка договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть фото договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть картинку договор нормативного содержания определение понятия и виды. договор нормативного содержания определение понятия и виды. договор нормативного содержания определение понятия и виды фото. картинка договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть фото договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть картинку договор нормативного содержания определение понятия и виды. договор нормативного содержания определение понятия и виды. договор нормативного содержания определение понятия и виды фото. картинка договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть фото договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть картинку договор нормативного содержания определение понятия и виды. договор нормативного содержания определение понятия и виды. договор нормативного содержания определение понятия и виды фото. картинка договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть фото договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть картинку договор нормативного содержания определение понятия и виды.

договор нормативного содержания определение понятия и виды. договор нормативного содержания определение понятия и виды фото. картинка договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть фото договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть картинку договор нормативного содержания определение понятия и виды.

договор нормативного содержания определение понятия и виды. договор нормативного содержания определение понятия и виды фото. картинка договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть фото договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть картинку договор нормативного содержания определение понятия и виды.

В некоторых случаях источником права может бытьдоговор нормативного содержания. Основное его отличие от всех остальных договоров состоит в том, что он содержит норму права — правило общего характера, обязательное для исполнения неопределенным кругом лиц. Однако, отличаясь от других видов договоров, нормативный правовой договор отвечает и условиям действительности договоров. Так, для его реализации необходимы:

Еще одно отличие нормативного правового договора в том, что он может содержать не только нормы нрава, но и принципы нрава (например, принцип гуманности, содержащийся в большинстве современных конвенций).

С 90-х гг. XX в. договоры нормативного содержания получают в России все большее распространение как источник (форма выражения) внутригосударственного права. Они могут называться по- разному («контракт», «соглашение», «договоренность»), но в любом случае документ должен содержать норму нрава.

Таким образом, нормативный договор — это совместный правовой акт, оформление выражения согласованных обособленных волеизъявлений субъектов правотворчества, направленных на установление правовых норм.

Характерной особенностью данной формы права является то, что он не принимается каким-либо правотворческим органом, а представляет собой содержащее правовые нормысоглашение договаривающихся сторон.

Исходя изданного понимания договора нормативного содержания можно выделить черты, характерные для договора нормативного содержания как юридического источника:

В нашей стране принята следующаяклассификация нормативных правовых договоров (по отраслевой принадлежности):

Как видим, эта классификация касается в основном договоров, выступающих юридическими источниками внутригосударственного права. Однако чаше всего нормативные правовые договоры используются в сфере международною права, где они являются, в сущности, основным источником (формой выражения): только дву- или многосторонних международных договоров насчитывается свыше 500 тыс. В конституциях многих государств (Франция, Нидерланды, Российская Федерация) установлено, что при противоречиях между нормами международного договора и национальным законом первые будут преобладать.

Действительно, нормативный правовой договор представляет собой весьма значимую разновидность договорных актов, существующих в рамках не только национального, но и международною нрава. Нормоустанавливающее значение договоров ярко проявляется в таких отраслях права, как международное и конституционное. Поэтому еще одной отличительной особенностью нормативного правового договора является то, что он чаще всего имеет публичный характер, т. е. сторонами таких договоров выступают государства, отдельные государственные органы, межгосударственные образования.

Источник

Нормативный договор

договор нормативного содержания определение понятия и виды. договор нормативного содержания определение понятия и виды фото. картинка договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть фото договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть картинку договор нормативного содержания определение понятия и виды. договор нормативного содержания определение понятия и виды. договор нормативного содержания определение понятия и виды фото. картинка договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть фото договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть картинку договор нормативного содержания определение понятия и виды. договор нормативного содержания определение понятия и виды. договор нормативного содержания определение понятия и виды фото. картинка договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть фото договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть картинку договор нормативного содержания определение понятия и виды. договор нормативного содержания определение понятия и виды. договор нормативного содержания определение понятия и виды фото. картинка договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть фото договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть картинку договор нормативного содержания определение понятия и виды.

договор нормативного содержания определение понятия и виды. договор нормативного содержания определение понятия и виды фото. картинка договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть фото договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть картинку договор нормативного содержания определение понятия и виды.

договор нормативного содержания определение понятия и виды. договор нормативного содержания определение понятия и виды фото. картинка договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть фото договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть картинку договор нормативного содержания определение понятия и виды.

Нормативный договор отличается от других источников права тем, что он устанавливается не властным решением, как нормативный правовой акт, а добровольным соглашением относительно самостоятельных правотворческих субъектов.

Вместе с тем, виды таких договоров, круг субъектов, имеющих право на их заключение, процедуры их заключения, исполнения и взаимной ответственности за их невыполнение, предусматриваются законом, и только в этом случае они имеют юридическую силу.

По критерию действия в пространстве нормативные договоры подразделяются на две основные группы: внутригосударственные договоры и международные договоры Российской Федерации. Конституция России устанавливает следующие виды внутригосударственных нормативных договоров:

-Федеративный договор (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации) от 31 марта 1992 г.;

-договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (республик в составе Российской Федерации, краев и областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов). В период с 1993 по 1999 гг. был заключен ряд подобных договоров (например, с органами государственной власти Башкортостана, Татарстана, Ингушетии), противоречивших по своему содержанию Конституции РФ и федеральному законодательству, в то время, как и Федеративный договор, и договоры о разграничении предметов ведения и полномочий должны соответствовать Конституции Российской Федерации,илюбое ограничение или разделение ими суверенитета Российской Федерации исключается.[295] На данный момент они юридически или фактически прекратили свое действие.

Нормативные договоры широко используются, например, в трудовом праве. Наиболее распространенным его видом являются коллективные договоры, регулирующие трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в организации, между работодателем и профсоюзами.

Различные договоры заключаются в управленческой сфере между федеральными министерствами, федеральными службами и агентствами и исполнительными органами субъектов Федерации о сотрудничестве, соглашения о программах совместной деятельности, договоры о делегировании полномочий и т.д.

В целом, для международного договора, как, впрочем, и для другой группы международных источников права (общепризнанных принципов и норм международного права), характерно то, что их «творит» не одно определенное государство в лице своих органов или граждан, они не являются продуктом какой-либо национальной правовой системы, а появляются в результате совместной деятельности различных государств. В них выражена коллективная воля народов этих государств, выступающих субъектами международного права.

договор нормативного содержания определение понятия и виды. договор нормативного содержания определение понятия и виды фото. картинка договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть фото договор нормативного содержания определение понятия и виды. смотреть картинку договор нормативного содержания определение понятия и виды.

Согласно ст. 2 ФЗ«О международных договорах Российской Федерации», международный договор Российской Федерации – это «международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования».

Виды международных договоров зависят от типа регулируемых в них отношений и конкретных обстоятельств его заключения. Известны такие его виды, как договор, устав, пакт, хартия, конвенция, соглашение и др. Исходя из приведенного определения международного договора Российской Федерации разновидности данного источника права обладают относительно равной юридической силой.

Источник

Договор нормативного содержания

В некоторых случаях источником права может быть договор нормативного содержания. Основное его отличие от всех остальных договоров состоит в том, что он содержит норму права — правило общего характера, обязательное для исполнения неопределенным кругом лиц. Однако, отличаясь от других видов договоров, нормативный правовой договор отвечает и условиям действительности договоров. Так, для его реализации необходимы:

§ согласная воля двух или нескольких лиц;

§ взаимное познание этой воли;

§ возможность содержания воли.

Еще одно отличие нормативного правового договора в том, что он может содержать не только нормы нрава, но и принципы нрава (например, принцип гуманности, содержащийся в большинстве современных конвенций).

С 90-х гг. XX в. договоры нормативного содержания получают в России все большее распространение как источник (форма выражения) внутригосударственного права. Они могут называться по-разному («контракт», «соглашение», «договоренность»), но в любом случае документ должен содержать норму нрава.

Таким образом, нормативный договор— это совместный правовой акт, оформление выражения согласованных обособленных волеизъявлений субъектов правотворчества, направленных на установление правовых норм.

Характерной особенностью данной формы права является то, что она не принимается каким-либо правотворческим органом, а представляет собой содержащее правовые нормы соглашение договаривающихся сторон.

Исходя изданного понимания договора нормативного содержания, можно выделить черты, характерные для договора нормативного содержания как юридического источника:

§ общий взаимный интерес сторон;

§ взаимная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;

В нашей стране принята следующая классификация нормативных правовых договоров (по отраслевой принадлежности):

§ конституционно-правовые (Договор об образовании СССР 1922 г., Федеративный договор 1992 г. и др.);

§ административные (соглашения между исполнительными органами власти и органами местного самоупрааления о делегировании последним определенных полномочий);

§ трудовые и коллективные.

Как видим, эта классификация касается в основном договоров, выступающих юридическими источниками внутригосударственного права. Однако чаще всего нормативные правовые договоры используются в сфере международного права, где они являются, в сущности, основным источником (формой выражения): только дву- или многосторонних международных договоров насчитывается свыше 500 тыс. В конституциях многих государств (Франция, Нидерланды, Российская Федерация) установлено, что при противоречиях между нормами международного договора и национальным законом первые будут преобладать.

Действительно, нормативный правовой договор представляет собой весьма значимую разновидность договорных актов, существующих в рамках не только национального, но и международного права. Нормоустанавливающее значение договоров ярко проявляется в таких отраслях права, как международное и конституционное. Поэтому еще одной отличительной особенностью нормативного правового договора является то, что он чаще всего имеет публичный характер, т. е. сторонами таких договоров выступают государства, отдельные государственные органы, межгосударственные образования.

Юридическая наука

В различные периоды развития общества роль науки как юридического источника постоянно менялась, то диктуя законодателю тексты законов, то практически полностью исчезая из правового пространства. В настоящее время цели юридической науки определены достаточно четко: вырабатывать способы установления и реализации права, давать систематические, глубокие знания обо всей юридической действительности.

Следовательно, мнения ведущих ученых-юристов в большинстве случаев не образуют право в собственном смысле. В то же время истории развития права известны случаи, когда юридическая доктрина воспринималась с официальной санкции государства как непосредственный источник права. В Древнем Риме юридическая наука являлась одним из ведущих источников (форм выражения) права. При этом она выступала и собственно формой существования и выражения права в Древнем Риме (т. е. при принятии судебных решений ссылались на труды известных юристов), и идеальным источником правовой материи, из которой черпались идеи для законодательной практики. В некоторых англоязычных странах можно до сих пор встретить в судебных решениях ссылки на высказывания известных юристов, однако такие ссылки являются лишь дополнительной аргументацией. К числу юристов, на чьи сочинения можно ссылаться как на источники права, относятся: Р. Глэнвилл («О законах и обычаях Англии», XII в.),

Г. Брактон («О законах и обычаях Англии», XIII в.), Ф. Литтлыон («О держаниях», XV в.), Э. Кок («Институции», XVII в.), У. Блэк- стон («Комментарии к законам Англии», XVIII в.).

Статья 38 Статута Международного Суда, принятого 26 июня 1945 г., характеризует судебные решения и юридическую науку (доктрины и идеи) наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве лишь «вспомогательного средства для определения правовых норм». Часто такие ссылки можно встретить в неофициальных мнениях судей Европейского Суда по правам человека, которыми они обосновывают свои коллегиальные решения.

Обширные своды правил общеобязательного поведения, почерпнутые из трудов видных юристов, известны индусскому праву. Но только в мусульманских странах юридическая наука продолжает оставаться ведущим источником (формой выражения) права. Мусульманское право, или шариат (пер. с араб. — путь следования), складывается из четырех частей:

§ Корана (сборника проповедей пророка Мухаммеда);

§ Сунны (сборника историй о жизни пророка, его жизнеописания, записанного его учениками);

§ Иджмы (согласованного заключения древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверных, получившего значение юридической истины, извлеченной из Корана и Сунны);

§ Кияса (рассуждений мусульманских юристов в области права по аналогии в отношении к новым, не предусмотренным Кораном случаям).

Мусульманский судья, осуществляя правосудие, обращается не к Корану, который он не может и не вправе толковать, а к книгам, написанным в разные годы авторитетными юристами, учеными-богословами и содержащими такое толкование. Так, законодательство Египта, Ливана, Сирии и ряда других арабских стран устанавливает, что в случае пробела в семейном праве судья применяет «наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы».

Мусульманское право вообще основано на принципе авторитета, в связи с чем заключения древних юристов — знатоков ислама имеют официальное юридическое значение.

2) Понятия, стадии правотворческого процесса в соответствии с действующей конституцией РФ:

Правотворчество — деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию юридических норм.

Правотворческий процесс включает в себя два этапа:

§ подготовительный этап формирования права;

§ этап непосредственного создания правовых норм.

Данные этапы, в свою очередь, подразделяются на соответствующие стадии.

Подготовительный этап формирования права подразделяется на следующие стадии (доофициальные стадии):

§ предварительные работы, включающие в себя: инициативу внесения изменений в законодательство; включение соответствующих изменений в план правоподготовитсльных работ соответствующих субъектов правотворчества; выявление общественной потребности в правовой регламентации соответствующей сферы общественных отношений; принятие решения о подготовке проекта;

§ подготовка первоначального текста проекта;

§ предварительное обсуждение проекта;

§ доработка проекта акта и внесение его на рассмотрение правотворческого органа.

Этап непосредственного создания правовых норм подразделяется на следующие стадии (официальные стадии):

§ официальное рассмотрение и принятие проекта акта соответствующим органом с соблюдением необходимых процедур;

§ утверждение (подписание) акта;

§ опубликование акта и доведение его до адресата.

Рассмотрим стадии подготовительного этапа формирования права.

Предварительные работы начинаются с появления соответствующей инициативы об изменении законодательства. Как правило, эта инициатива возникаете целью решения новых вопросов, возникших на практике и требующих правового регулирования, и для устранения имеющихся в законодательстве пробелов, устаревших предписаний и противоречий, множественности актов по одним и тем же вопросам. В России инициатива может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству или какому-либо иному органу или их совокупности разработать проект конкретного акта. Инициатива внесения соответствующих изменений в законодательство может исходить и от Президента, Правительства РФ, постоянных комитетов Государственной Думы, отдельных депутатов, других органов и организаций, обладающих правом законодательной инициативы. Наконец, инициативу в подготовке законопроекта могут проявить субъекты Российской Федерации через их высшие органы государственной власти.

Инициатива внесения изменений в законодательство должна быть соответствующим образом оформлена и включена в план правоподготовительных работ.

После этого начинается процесс выявления общественной потребности в правовой регламентации соответствующей сферы общественных отношений. Для этого важно получить подробную информацию о действующем законодательстве в данной сфере. В связи с этим важно ответить на вопросы: принимались ли раньше акты по теме предлагаемого проекта; если принимались, то каковы их эффективность и недостатки, каким образом они будут связаны с разрабатываемым проектом; как предлагаемый акт впишется в действующее правовое регулирование; как решаются аналогичные проблемы в зарубежном законодательстве.

Для освещения этих вопросов перед началом разработки проекта нормативного акта целесообразно подготовить справку о действующем регулировании по соответствующему вопросу. В данной справке должен быть вывод: можно ли ограничиться внесением изменений и дополнений в ранее принятые акты или необходимо подготовить новый нормативный акт.

При подготовительных работах важно также определить факторы, способствующие или, наоборот, препятствующие подготовке и принятию того или иного нормативного правового акта. Для этого нужно спрогнозировать позитивные и возможные негативные (побочные) последствия принятия и реализации нормативного правового акта.

Среди факторов, оказывающих решающее воздействие на процесс подготовки и формирования права (правообразующие факторы), следует выделить материальные (экономические), политические, социальные, экологические и иные факторы.

Каждый нормативный правовой акт должен в максимальной степени отражать и учитывать наряду с материальными условиями жизни всего общества, уровнем развития экономики и уровнем жизни людей соотношение различных социальных и политических сил, степень политической активности политических партий и движений, состояние отношений между нациями и народностями, взаимоотношений с другими странами и народами.

Завершаются предварительные работы принятием решения о подготовке проекта, уровень качества которого, а вместе с тем и его эффективности зависит от того, насколько точно и всесторонне учитываются все существующие на данный момент факторы, насколько адекватно отражается в них объективная действительность.

Следующая стадия — это подготовка первоначального текста проекта.

Проекты законов, как правило, готовят соответствующие органы, имеющие право законодательной инициативы, или компетентные органы по поручению субъектов, имеющих право законодательной инициативы.

Проекты указов Президента, постановлений Правительства обычно готовятся соответствующими министерствами и ведомствами. Такие проекты могут быть подготовлены также в аппарате соответственно Президента, Правительства.

В некоторых случаях дается поручение составить первоначальный текст проекта нескольким ведомствам.

Для выработки важных и сложных проектов обычно образуются комиссии, включающие представителей заинтересованных организаций, предпринимателей, ученых-юристов и других специалистов.

Правотворческий орган может поручать подготовку альтернативных проектов нескольким органам, организациям, творческим коллективам или отдельным лицам, а также объявлять конкурсы на лучший проект. Это позволяет отразить плюрализм мнений, выработать оптимальное решение того или иного вопроса.

После подготовки первоначального текста проекта начинается следующая стадия правотворческого процесса — предварительное обсуждение проекта.

Оно может осуществляться с привлечением большого круга заинтересованных органов, организаций, общественности. Предварительное обсуждение может осуществляться в различных формах:

§ обсуждение на местах с привлечением целого ряда учреждений, общественных организаций;

§ обсуждение в печати, радио, на телевидении, проведение теле- и радиодебатов;

§ обсуждение на совещаниях непосредственно при правотворческом органе с участием научной общественности и заинтересованных министерств, ведомств;

§ рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями; отзывы и заключения на проект со стороны министерств, ведомств, иных учреждений и организаций, не участвующих в его разработке;

§ так называемое нулевое чтение, т. е обсуждение проекта с участием представителей парламентского большинства;

§ предварительное рассмотрение проекта на заседаниях профильных комитетов законодательного органа и т. д.

Важнейшие законопроекты могут быть вынесены на всенародное обсуждение. В этом случае законопроект публикуется в центральных и местных газетах, в журналах, рассматривается на заседаниях представительных органов различных звеньев, в трудовых коллективах предприятий и учреждений, в воинских частях, общественных объединениях, на собраниях граждан по месту жительства.

Предварительное обсуждение проектов законов весьма важно для повышения качества как конкретного закона, так и всего законодательного процесса. На данной стадии проект нормативно- правового акта проходит всестороннюю правовую, финансовую, экологическую и иную экспертизу.

Следующая стадия — доработка проекта закона и внесение его на рассмотрение правотворческого органа. На этой стадии проект дорабатывается, редактируется и вносится на рассмотрение соответствующего компетентного органа. Таким компетентным органом для принятия законов является парламент страны. Следует отметить, что право внесения законопроектов в законодательное учреждение (конгресс, национальное собрание, сейм) в соответствии с действующим законодательством и установленной процедурой называется правом законодательной инициативы. Иногда понятие законодательной инициативы трактуется более широко. В него включается внесение в законодательные органы не только готовых законопроектов, но и предложении об издании, изменении или отмене действующих законов.

Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит:

§ членам Совета Федерации;

§ депутатам Государственной Думы;

§ законодательным (представительным) органам субъектов РФ.

Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

После внесения проекта нормативного акта в соответствующий правотворческий орган наступает новый этап правотворческой процедуры, когда работа над проектом вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом; наступает этап непосредственного создания правовых норм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *