договор о гарантии выполнения обязательств
Как написать гарантийное письмо?
Гарантийное письмо — документ, который подтверждает, что у одной или обеих подписавших его сторон есть определенные обязательства друг перед другом. Иными словами, это обещание, оформленное письменно. Как правило, такие документы составляют юридические лица, реже — физические. Если составить его неправильно, данные обещания будут недействительны.
Когда речь идет о серьезных сделках и финансово-хозяйственных операциях, для составления гарантийных писем лучше привлекать профессионального юриста. Он поможет грамотно оформить документ, а также разобраться в нестандартной ситуации, когда одна из сторон не готова исполнять обязательства.
Может ли гарантийное письмо заменить договор?
Этот вопрос является ключевым. Зная четкий ответ, вы сможете понять, когда нужно заключать общий договор, а когда использовать другую документацию для обозначения взаимных обязательств. В соответствии с пунктом 2 статьи 432 ГК РФ, для заключения договора нужно выполнить три условия:
Гарантийное письмо, в данном случае, может быть составляющей договора (офертой или акцептом). В законодательстве РФ такого термина как «гарантийное письмо» нет. Там есть лишь информация о правилах заключения договоров и некоторые рекомендации, которые появились на основе судебной практики. Вот несколько советов, которые были сформулированы во время совещаний по судебно-арбитражной практике:
Есть случаи, когда у сторон просто нет возможности оформить классическую документацию. Например, в случае недостатка времени для составления договора и его подписания. Тогда допускается использовать гарантийное письмо как оферту, акцепт и дополнительное соглашение, в котором меняются некоторые условия договора.
Содержание гарантийного письма
Юридическая сила подобных документов, которые чаще рассматривают как дополнительные или составные части договоров, зависит от полноты информации и грамотности оформления. В случае конфликтной ситуации суд может склоняться к разным версиям: в одной письмо будет приравнено к договору, а другой — нет. Существует несколько правил, которые помогут избежать ошибок и составить документ верно:
При составлении гарантии можно использовать белый лист формата А4. Если у вас есть фирменные бланки организации, лучше воспользоваться ими. Такие документы воспринимаются серьезнее и могут иметь больший вес в суде (хотя это скорее субъективный параметр).
Виды гарантийных писем
Существуют различные гарантийные письма. Классифицировать их можно по функциональности (оферта, акцепт, дополнительное соглашение) или по специфике содержания:
Рассмотрим отдельно все три функционала, которые несут гарантийные письма. Отталкиваясь от функции документа, вы определитесь с его содержанием и не забудете включить важные детали.
Гарантийное письмо-оферта
Оферта — письменное предложение вступить в определенные деловые отношения на конкретных условиях. Данный термин присутствует в юридическом словаре, а процедура составления документа описана в статье 435 ГК РФ. Официальной офертой является документ со следующим содержимым:
В оферте может содержаться одно или несколько из вышеперечисленных предложений. Чтобы ее приняли за полноправную часть договора, нужно указать предмет оферты (наименование и описание услуги, товара или типа работ) и необходимые сроки выполнения, доставки или реализации.
В соответствии со статьей 436 ГК РФ, лицо, направившее оферту, не может ее отозвать в течение срока, который отведен на ответ получателя. Исключением являются лишь те случаи, которые отдельно прописаны в подобном гарантийном письме. Перед направлением подобной документации нужно убедиться, что она корректно составлена и точно отражает пожелания и требования отправителя.
Гарантийное письмо-акцепт
Акцепт — намерение принять деловое предложение, подтвержденное одним из допустимых способов. Это второй элемент договора, который становится актуальным в случае получения предложения-оферты.
В соответствии с 3 пунктом 438 статьи ГК РФ, ответом на оферту является не только письменное подтверждение согласия, но и совершение действий, необходимых для начала или продолжения сотрудничества (они должны быть обозначены в самом предложении). К таким действиям могут относиться:
Важно понимать, что к ответному действию требования не так строги. Главное — подтвердить свое согласие письмом или действием. При этом молчание (игнорирование) не является положительным ответом (п. 2, статья 438 ГК РФ). Также нужно иметь в виду, что, если вы ответили на предложение положительно, то считается, что вас устроили все его пункты.
Дополнительное соглашение
Гарантийное письмо, по сравнению с договором, имеет один существенный недостаток — оно не может быть таким же подробным и исчерпывающим. В нем не прописываются такие нюансы как:
Для подобных случаев предусмотрены дополнительные соглашения или документы, которые оформляют в случае изменения условий договора. С одной стороны, составить их можно, но с другой стороны, такая работа будет являться лишней для обеих сторон. Если предмет вашего соглашения не так прост и требует подробного описания, лучше составить классический договор и сразу прописать все нюансы.
Ошибки при оформлении гарантийных писем
Выбирая между гарантийным письмом и договором, оцените сложность сделки и обратите внимание на уже существующую практику. В каких случаях принято оформлять ту или иную документацию, подскажет судебная практика, законы или профессиональный юрист. Если вы все-таки остановили свой выбор на простой гарантии, постарайтесь избежать следующих ошибок:
При составлении документа важно обратить внимание на его специфику: от типа письма зависят нюансы его оформления. В некоторых случаях, например, к гарантии нужно приложить свидетельство о праве собственности. Так делают, если арендодатель сдает помещение для организации у которой цель — оформить юридический адрес. Другие тонкости можно увидеть в существующих шаблонах и примерах (например, на сайте Консультант+) или уточнить у профессионального юриста в интернете.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Как прописать в госконтракте гарантийные обязательства
Гарантийные обязательства по государственному контракту — это договоренность сторон о том, что в течение определенного срока исполнитель ручается за качество и возможность использования товара или результата работы или услуги. Если в течение этого времени товар приходит в негодность и не может использоваться, поставщик за свой счет решает проблему.
Как изложить условия гарантии в госконтракте
Федеральный закон № 44 ФЗ не содержит подробных указаний на то, как прописать гарантийные обязательства в договоре. Учитывая специфику соглашения, необходимо отдельно рассматривать образец гарантии качества товара и результата выполненных работ или оказанных услуг. Предусматривая гарантию контрагента по устранению недостатков исполнения контракта, заказчикам следует отталкиваться от положений Гражданского кодекса РФ. Гарантийный срок по 44 ФЗ для товаров регулируется статьями 469 – 471 ГК РФ, а гарантии на результат выполненных работ — статьей 722 ГК РФ. А если речь идет о строительном подряде — статьей 755 ГК РФ.
Гарантия на поставку товара
Контракт на поставку предполагает обязанность продавца предоставить в собственность заказчику предусмотренный контрактом или техническим заданием к нему товар в надлежащей комплектации и качестве. Поставщик принимает на себя гарантийные обязательства на товар. Он обязан обеспечить возможность использовать его в течение периода, который оговорен в госконтракте. Как правило, это 1-2 года. Срок зависит от вида поставляемого товара и нормативного периода его использования. На сложные технические средства, например автомобили или промышленное оборудование, срок будет дольше.
Гарантия начинает действовать с момента, когда товар передан заказчику. Может прерываться на период, когда заказчик не мог его использовать по вине продавца. Если в ходе использования заказчик обнаружил брак и заявил об этом поставщику, срок также прерывается до устранения проблемы. Обязательства поставщика распространяются на сам товар и все его комплектующие. Но он не несет ответственности за недостатки и поломки, возникшие по вине заказчика, например из-за неправильного использования товара.
Законодательно не установлено жестких формулировок, которые должны быть использованы заказчиком в тексте контракта, но в качестве примера можно использовать такой образец гарантии поставщика на товар:
Гарантия на результат выполненной работы
Госконтракт на выполнение работ предполагает, что заказчик получит результат, который по качеству будет соответствовать установленным в соглашении и техническом задании требованиям. Гражданский кодекс РФ допускает установить для исполнителя обязательства по устранению недостатков работ после их приемки и срока таких обязательств. Даже если этот срок не установлен, у заказчика все равно есть право в течение двух лет предъявить претензии к качеству выполненных работ.
Если срок гарантийного обязательства установлен, но составляет менее двух лет, у заказчика есть возможность обратиться с претензией по качеству работ за пределами установленного периода. Но для этого придется доказать, что недостаток возник до передачи результата работ заказчику. Гарантия начинает действовать с момента приемки результатов работ и подчиняется правилам, установленным для срока гарантии на товары. Вот пример, как прописать гарантию в договоре:
Гарантия на услуги
В отличие от подрядных, контракты на оказание услуг обязывают исполнителя выполнять определенные действия на протяжении прописанного в соглашении времени. Гражданский кодекс не устанавливает специальных правил для гарантийных обязательств по контрактам на оказание услуг. Применяются правила, аналогичные контрактам на выполнение работ. Но устанавливая гарантию, необходимо учитывать специфику услуги. Нельзя установить гарантию на нематериальные услуги. Например, на устные консультации или перевод текстов.
Условия о порядке гарантийного обслуживания
Помимо самой обязанности поставщика по гарантийному обслуживанию, в госконтракте нужно прописать и порядок, по которому это обслуживание будет осуществляться. Законом требования не установлены, поэтому являются результатом договоренности сторон. Можно оговорить:
Обеспечение контракта и гарантийных обязательств
44 ФЗ не обязывает поставщиков обеспечивать обязательства по ремонту и обслуживанию результата исполнения контракта. Обеспечивается только его исполнение. Но с 01.07.2019 вступают в силу изменения в 44 ФЗ, по которым гарантийные обязательства будут обеспечиваться. Планируются такие правила:
Гарантийные обязательства будут обеспечиваться либо денежными средствами, либо банковской гарантией. Если исполнитель по контракту не выполнит требования по гарантийному обслуживанию, госзаказчик либо взыщет предоставленную денежную сумму, либо обратится с требованием о выплате суммы обеспечения в банк, который выдал банковскую гарантию.
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать |
---|---|---|
О замене способа и уменьшении размера обеспечения исполнения контракта при исполнении гарантийных обязательств | Письмо Минфина № 24-03-07/56246 от 01.09.2017 | |
Потребовать обеспечить гарантийные обязательства можно, если такие обязательства прямо прописаны контрактом и включены в срок исполнения | Письмо Минэкономразвития № Д28и-358 от 17.02.2016 |