договор о гарантиях инвестиций политический или социальный
Правительство запускает механизм защиты капиталовложений
Правительство запускает специальный институт соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), который гарантирует неизменность условий реализации инвестиционных проектов. Об этом в четверг заявил премьер-министр Михаил Мишустин в ходе заседания правительства.
«Желающие реализовать крупный инвестиционный проект на территории нашей страны смогут подписать соглашения с Минэкономразвития (МЭР) в заявительном порядке, – сказал он. – Там будут четко прописаны гарантии неизменности условий на длительный период – в зависимости от отрасли и объема инвестиций».
В рамках реализации этой идеи премьер подписал два постановления правительства. Первое утверждает правила заключения СЗПК с инвесторами, второе определяет порядок выплаты различных компенсаций на строительство дополнительной инфраструктуры – транспортных, энергетических, коммунальных и информационных систем. Кроме того, за счет бюджетных средств будут возмещаться расходы организаторов проекта на выплату процентов по кредитам и купонного дохода по облигационным займам, привлеченным на инвестиционные цели. «Расходы будут компенсироваться, когда государство начнет получать налоги от эксплуатации новой инфраструктуры, – уточнил министр экономического развития Максим Решетников. – Такова суть нового механизма, который предлагается». Возмещение затрат, по оценкам, займет от 5 до 11 лет в зависимости от объекта и условий соглашения.
До апреля 2021 г. механизм будет работать в пилотном режиме, все соглашения будут подписываться на бумаге. Затем планируется запустить так называемый инвестиционный навигатор – систему «Капиталовложения», которая будет оказывать поддержку в режиме одного окна через Агентство инвестиционного развития. Обещается оперативное рассмотрение заявок – до 60 дней, а также минимум документации.
Уже к концу текущего года правительство рассчитывает подписать более 20 соглашений на 900 млрд руб., а к 2024 г. – не менее 1000 соглашений на 14,1 трлн руб. Новый механизм, отмечают в правительстве, поможет создать десятки тысяч рабочих мест и сократить таким образом растущую безработицу.
«Два новых постановления правительства – важнейшие подзаконные акты, которые в принципе делают технически возможным заключение СЗПК, – объясняет руководитель юридической практики в сфере ГЧП, инфраструктурных проектов, энергетики и природных ресурсов PwC в России Владимир Соколов. – До их принятия в принципе заключить СЗПК было нельзя. Они очень важны хотя бы потому, что превращают диалог государства и бизнеса из теоретического обсуждения в практическую плоскость».
Эксперт отмечает, что правительство делает большую ставку на новый механизм. «Видно, как развивается законопроект, как активно работает МЭР по этому вопросу. Поскольку все будет оцифровано и автоматизировано, предполагается, это будет достаточно простая процедура, но пока заключение 1000 соглашений выглядит как очень амбициозная цель», – указывает он.
Производители удобрений стремятся попасть в число первых 20 пилотных проектов по СЗПК, рассказал «Ведомостям» гендиректор «Фосагро», президент Российской ассоциации производителей удобрений Андрей Гурьев. «Мы готовы принять активное участие в запуске нового механизма поддержки инициатив бизнеса, в отработке возможных узких мест», – заявил он.
В настоящее время «Фосагро» готовит пакет документов для СЗПК по проекту строительства нового завода в Волхове (Ленинградская обл.) стоимостью 28 млрд руб. Компания рассчитывает увеличить переработку апатитового концентрата с 300 000 до 1,1 млн т в год, а также нарастить выпуск фосфорсодержащих удобрений для поставок их на экспорт.
«Еврохим» также готовится заключить в этом году несколько новых крупных инвестиционных проектов, сообщил председатель совета директоров компании Игорь Нечаев. «Мы планируем быть пионерами, обкатать на себе новое законодательство, дать обратную связь правительству по тем моментам, в которых увидим какие-либо шероховатости, предложить возможные решения», – говорит он.
Закон «О защите и поощрении капиталовложений» был принят еще в апреле. Он гарантирует неухудшение налоговых условий на срок до 20 лет – по налогу на прибыль, на имущество, транспортному налогу, земельному налогу, срокам уплаты и порядку возмещения НДС, новым налогам и сборам. Включаются условия землепользования и градостроительной деятельности на срок до 3 лет и условия предоставления мер господдержки. Инвестор, вложивший более 10 млрд руб., может рассчитывать на фиксированный размер и неналоговых платежей: вывозных пошлин, платы за лес на срок до 3 лет.
Чем крупнее проект, тем больший срок предусматривается для СЗПК. Гарантии до 20 лет распространяются на вложения от 10 млрд руб., 15 лет дадут тем, кто инвестирует от 5 млрд до 10 млрд, для проектов поменьше срок составит 6 лет. Для некоторых отраслей предусматриваются минимальные объемы вложений. Так, проекты в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта должны располагать минимум 250 млн руб., в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства – 500 млн руб., в сфере обрабатывающего производства – 1,5 млрд руб. Для остальных отраслей 5 млрд руб. являются минимумом для заключения соглашения о защите капвложений.
На игорный бизнес, производство табачных изделий и алкогольной продукции, жидкого топлива, а также на добычу нефти и газа режим СЗПК не распространяется. Как и на проекты с иностранной юрисдикцией.
Министерство иностранных дел Российской Федерации
О двусторонних соглашениях Российской Федерации с зарубежными странами о поощрении и взаимной защите капиталовложений
Привлечение иностранного капитала в российскую экономику является одним из приоритетных направлений реализации внешнеэкономической стратегии Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Наращивание инвестиционного потенциала и улучшение инвестиционного климата в стране во многом зависят от совершенствования законодательной базы и инвестиционной политики, направленных на защиту прав и интересов как отечественных, так и зарубежных инвесторов.
Международно-правовое регулирование инвестиционных отношений России с основными торгово-экономическими партнерами осуществляется на основе межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
Государства, заключающие такие соглашения, во-первых, приобретают возможность обеспечить эффективную реализацию прав своих физических и юридических лиц на территории другого государства–подписанта и, во-вторых, гарантируют применение предусмотренного таким соглашением режима для инвестиций вне зависимости от возможных изменений, в том числе в сфере законодательства, в стране-реципиенте.
Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, как правило, заключаются государствами на основе утвержденных ими проектов типовых соглашений, которые содержат определенный стандартный перечень гарантий защиты иностранных инвесторов. Типовые соглашения позволяют обеспечить единообразие их содержания, однако не исключают внесения в них изменений и дополнений при наличии письменного взаимного согласия сторон.
Подобные типовые соглашения разработаны в Германии, США, Великобритании, Швейцарии, Нидерландах и в некоторых других странах.
Российская Федерация при заключении такого рода соглашений также руководствуется типовым соглашением, утвержденным постановлением Правительства от 9 июня 2001 г. № 456 (в редакции постановлений Правительства от 11 апреля 2002 г. № 229, от 17 декабря 2010 г. № 1037), которое заменило ранее действовавшее типовое соглашение, утвержденное постановлением Правительства от 1992 г. (с изменениями и дополнениями от 1995 г.).
Новое типовое соглашение учитывает требования ВТО и содержит ряд важных положений, касающихся механизма разрешения инвестиционных споров.
Другим его главным отличием является ужесточение положений статьи, связанной с режимом капиталовложений. В частности, в ней предусматривается сохранение каждой договаривающейся стороной права применять и вводить в соответствии с законодательством своего государства изъятия из национального режима (НР) в отношении инвестиций инвесторов государства другой договаривающейся стороны при условии, что такие изъятия не применяются и не вводятся на дискриминационной основе по сравнению с режимом, применяемым или вводимым в отношении инвестиций инвесторов любого третьего государства.
Кроме того, ни одна из договаривающихся сторон не обязана распространять на инвестиции инвесторов государства другой договаривающей стороны преимущества, которые она предоставляет инвестициям инвесторов любого третьего государства в связи с участием в зоне свободной торговли, таможенном или валютном союзе, общем рынке и любых аналогичных экономических интеграционных образованиях, а также на основе соглашений об избежании двойного налогообложения или других договоренностей по вопросам налогообложения.
Отдельным положением в новой редакции предусмотрены ограничения применения режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и НР. Предоставляемый Россией режим не может быть лучше, чем тот, который наша страна готова предоставить в рамках обязательств по ВТО, включая обязательства по Генеральному соглашению по торговле и услугами (ГАТС). Однако по завершении переговорного процесса о присоединении России к ВТО нашей стране удалось зафиксировать в «Списке изъятий из статьи II (РНБ)» ГАТС «меру в отношении инвестиционной деятельности и имеющейся защиты инвестиций» во всех секторах сферы торговли услугами, что отражено в «Протоколе от 16 декабря 2011 г. о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.». Это означает, что Россия, включив такую оговорку, выполнит все обязательства по имеющимся двусторонним межправительственным соглашениям и соглашениям, которые могут быть заключены в будущем, о взаимной защите и поощрении инвестиций.
Действующая модель типового соглашения в основном отвечает общим стандартам, выработанным международной договорной практикой в области защиты инвестиций. Вместе с тем ряд стран настаивает на включении в проекты соглашений статей, содержащих положения о РНБ и НР без изъятий, что создает определенные трудности при проведении переговоров.
По состоянию на 1 марта 2016 г. действуют 80 двусторонних межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Российской стороной выполнены внутригосударственные процедуры в отношении 68 соглашений, вступили в силу 63 соглашения.
МИД России активно взаимодействует с Минэкономразвития России, оказывая в рамках своей компетенции необходимое содействие в проведении переговоров с зарубежными странами о заключении указанных соглашений.
В России внесены изменения в законы, направленные на защиту и поощрение инвестиций
1 апреля 2020 года принят ряд законов, вносящих важные изменения в законодательство о защите и поощрении капиталовложений в России.
Ключевые изменения вносятся Федеральным законом № 69-ФЗ, который дополняет существующее правовое регулирование в сфере частных инвестиций и предусматривает в данной сфере новые меры государственной поддержки.
Остальные два принятых Федеральных закона № 70-ФЗ и № 71-ФЗ также вносят сопутствующие изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, применимые к частным инвесторам.
Ожидается, что изменения дадут инвесторам новые преимущества, такие как:
• применение стабилизационной оговорки в течение всего периода инвестиций;
• субсидии на полное или частичное возмещение понесенных расходов, связанных с созданием объектов инфраструктуры, включая затраты на уплату процентов по займам и кредитам.
Предоставляя вышеуказанные льготы, государство демонстрирует намерение увеличить приток инвестиций в российскую экономику и повысить показатель инвестиционной привлекательности, который на данный момент находится на достаточно низком уровне по сравнению с другими развивающимися странами.
Кто имеет право на льготы?
Чтобы получить льготы, инвестор должен заключить с государством соглашение о защите и поощрении капиталовложений («СЗПК») в отношении реализации нового инвестиционного проекта в любом секторе российской экономики, за исключением:
• производства подакцизных товаров (табачные изделия, алкогольная продукция, добыча сырой нефти и природного газа, кроме сжиженного природного газа);
• оптовой и розничной торговли;
• строительства административно-деловых центров и торговых центров, а также жилых домов;
• деятельности финансовых организаций, поднадзорных Центральному банку РФ (кроме выпуска ценных бумаг в целях финансирования инвестиционного проекта).
Какие льготы будут доступны в рамках СЗПК?
Стабилизационная оговорка
Инвестор, реализующий инвестиционный проект в рамках СЗПК, cможет воспользоваться так называемой стабилизационной оговоркой («дедушкина оговорка»). Эта оговорка гарантирует, что после заключения соответствующего СЗПК условия коммерческой деятельности инвестора не ухудшатся в результате изменений в законодательстве. Тем не менее существуют определенные исключения из этого общего правила. Кроме того, некоторые законы не подпадают под действие такой оговорки (например, законы, принимаемые в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, а также недопущения возникновения иных обстоятельств непреодолимой силы).
Фактически это основной способ стимулирования, предоставляемый инвесторам в рамках СЗПК, поскольку другие меры поддержки в значительной степени зависят от положений конкретного СЗПК, заключаемого в рамках реализации отдельного инвестиционного проекта.
Каждый СЗПК предусматривает срок действия стабилизационной оговорки. При этом, однако, применяются определенные временные ограничения. В зависимости от объема капитальных вложений срок применения такой оговорки может составлять шесть, пятнадцать или двадцать лет, который в некоторых случаях может быть продлен еще на шесть лет.
Налоговые льготы
Новая редакция статьи 5 Налогового кодекса РФ подробно описывает применение вышеупомянутой стабилизационной оговорки в отношении налогового режима инвестора.
В частности, предусмотрено, что размер налоговой нагрузки инвестора сохранится на весь период капиталовложений по СЗПК (то есть останется на том же уровне, как при заключении СЗПК).
Распространение стабилизационной оговорки на конкретные налоги зависит от тех органов власти, которые участвуют в СЗПК. Очевидно, что максимальный охват будет предоставлен в рамках СЗПК с участием органов власти всех уровней. Такие многосторонние соглашения могут включать как федеральные налоги (например, налог на прибыль и налог на добавленную стоимость), так и региональные и местные налоги, включая налог на имущество организаций, транспортный и земельный налог.
Субсидии
Согласно поправкам в Бюджетный кодекс инвестору могут быть предоставлены субсидии для компенсации его капитальных затрат, связанных с созданием объектов транспортной, энергетической, коммунальной, социальной и цифровой инфраструктуры.
Принятые законы различают так называемую обеспечивающую и сопутствующую инфраструктуру. Первую предполагается использовать исключительно в целях реализации инвестиционного проекта, тогда как сопутствующая инфраструктура может также использоваться в иных целях или третьими лицами.
Размер субсидий на создание обеспечивающей инфраструктуры ограничен 50 % фактически понесенных расходов. В случае сопутствующей инфраструктуры таких ограничений нет.
Другие меры государственной поддержки
Закон допускает включение в СЗПК и иных мер поддержки, в том числе государственных, при условии, что объем таких мер не может превышать общую сумму капитальных вложений инвестора.
Как применять льготы?
СЗПК может быть заключено в рамках частной или публичной инициативы.
В первом случае инвестор обращается к компетентным государственным органам с заявлением о заключении СЗПК для реализации нового инвестиционного проекта. В данном случае проведение конкурса не требуется.
Во втором случае федеральные или региональные органы власти могут сообщить о планируемых инвестиционных проектах путем размещения деклараций о реализации таких проектов и проведения конкурсных отборов инвесторов.
В ходе переговоров о заключении СЗПК получение субсидий и других мер государственной поддержки увязывается с обязательствами инвестора по выполнению определенных условий реализации инвестиционного проекта. Например, в рамках выполнения таких условий от инвестора может потребоваться:
• достичь определенных результатов или показателей эффективности;
• сдать объект инфраструктуры в эксплуатацию;
• обеспечить право безвозмездного общественного пользования объектами построенной инфраструктуры;
• поддерживать построенные объекты инфраструктуры за свой счет.
После подписания СЗПК вступает в силу со дня его внесения в специальный реестр.
Стоит отметить, что процесс заключения СЗПК менее сложен в сравнении с другим, недавно измененным механизмом стимулирования инвесторов – специальным инвестиционным контрактом («СПИК»). Как и в случае с СЗПК, СПИК может предусматривать стабилизационную оговорку и определенные налоговые льготы для инвестора.
Однако конечные цели этих двух механизмов различны: СЗПК в основном направлено на поддержку создания объектов частной инфраструктуры, тогда как СПИК предназначен для обеспечения внедрения современных технологий в российских отраслях промышленности.
На что обратить внимание?
Несмотря на то что принятые поправки направлены на защиту правового и финансового положения инвесторов и должны оцениваться положительно, перед заключением СЗПК необходимо учитывать следующие факторы:
• Поправки прямо не предусматривают какие-либо иные налоговые льготы или преференции для инвесторов (например, пониженные налоговые ставки, отсрочку по уплате налогов и т. д.).
• С точки зрения налогообложения стабилизационная оговорка не распространяется на новые налоги (даже если они увеличивают налоговое бремя инвестора), которые заменяют аналогичные налоги c похожей налогооблагаемой базой, подлежащие уплате после заключения СЗПК.
• Принятое законодательство не содержит разъяснений относительно того, будет ли стабилизационная оговорка распространяться на изменения в законодательстве, улучшающие положение инвестора. В частности, в отношении налогообложения прямое исключение предусмотрено только для положительных изменений, вводящих налоговые льготы (а также устанавливающих их условия) по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам. Тем не менее стабилизационная оговорка не распространяется на налоги, составляющие основное бремя налогоплательщиков (например, НДС и налог на прибыль организаций).
• Ответственность публичной стороны по СЗПК обычно ограничивается возмещением реального ущерба, понесенного инвестором.
Другие важные вопросы для обсуждения
Поскольку внесенные изменения предусматривают обширный перечень подзаконных актов, принятие которых необходимо как на федеральном, так на региональном и местном уровнях (например, порядок заключения СЗПК, типовая форма СЗПК, порядок ведения реестра СЗПК и т. д.), пока не до конца ясно, как эти изменения будут реализовываться на практике.
СЗПК будет заключаться с использованием специальной государственной информационной системы, которая должна быть запущена не ранее 2 апреля 2021 года.
Мы рекомендуем внимательно следить за развитием законодательства в данной сфере.
После того как все применимое нормативное регулирование будет принято и вступит в силу, заключение СЗПК может представлять интерес для компаний, инвестирующих в крупные инфраструктурные проекты, и в некоторых случаях может стать альтернативой заключению концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве.
Если у вас возникли вопросы в связи с настоящим информационным бюллетенем, просим вас связаться с экспертами CMS Russia Гайком Сафаряном, Арташесом Огановым, Игорем Ершовым, Дмитрием Богдановы или с вашим постоянным контактным лицом в CMS Russia.
Авторы