договор о границе между россией и латвией
Россия и Латвия: договор о границе
Глава МИД Латвии Эдгарс Ринкевичс заявил, что республика не собирается поднимать территориальный вопрос в отношении с Россией.
«Наш Сейм ратифицировал договор о границе, мы закончили и все технические работы по демаркации границы. Обменялись официальными нотами о признании границы не только юридически, но и технически».
По условиям Рижского мирного договора 1920 года, Советская Россия отдала Латвийской Республике большую часть Островского уезда и Пыталово, получившее латышское название Абрене. Позже эти территории вернулись в состав РСФСР. После обретения Латвией независимости власти страны заявили, что не признают «аннексию Абрене». Из-за этого Латвия и Россия не могли 15 лет заключить пограничный договор.
По словам министра иностранных дел, вопрос решен и нет никаких поводов возвращаться к этому вопросу.
Специально для «Аргументов Недели» комментарии экс-главы Конституционного суда Латвии Гунарса Кутриса.
«По данному вопросу в Латвии проходил суд. Вопрос рассматривался в Конституционном суде. Я был председателем комиссии. Решение – Конституционный суд признал российско – латвийский договор о границе соответствующим Конституции Латвии. Что рассматривал суд? Суд должен был решить, соответствует ли договор о границе 3-й статьи Конституции Латвии, в которой говорится, что в установленную международными договорами территорию Латвии входят Видземе, Латгале, Курземе и Земгале. И соответствуют ли ссылки о полномочиях правительства подписать договор о ратификации и принципу нерушимости границ. Довольно долго шел процесс. Полный текст решения занимает 180 страниц. Инициаторами иска были депутаты Сейма. Нам даже пришлось обратиться в архив и к историкам, чтобы изучить вопрос досконально. Самое главное – оценить вопрос юридически и с холодной головой. Думаю, что нам удалось. Вы помните, что вопрос с Абрене был очень нервозным. Даже президент РФ тогда сказал, что «Латвия получит от мертвого осла уши, а не Абране». Понимаю, что эмоции. Конечно, мы обуздали всякие эмоции и решали вопрос согласно закону».
Жители Беларуси просят у Латвии политического убежища
Команда Челябинской области вышла в финал конкурса «Цифровой прорыв»
Глава МИД Латвии: Желание России – получить преимущество в соревновании с НАТО
Что требует латвийский политик у жены на обед
Православное венчание в католической Латвии
Лекарство от COVID-19 существует, и было создано российским ученым в 2016 году?
Обязательная вакцинация в России останется добровольной. Резонансные новости недели
Георгиевская ленточка в Латвии оказалась «вне закона»
Глава МИД Латвии не согласен с мнением России
Латвийско-российские отношения: обида или месть
Латвийско-российские отношения: обида или месть. Вторая часть
Если Россия нападет: в Латвии появилась инструкция
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
Договор о границе между Россией и Латвией: что получили латвийцы
27 марта стал днем подписания договора о границе между двумя странами. Получилось так, как сказал Владимир Путин: «Не Пыталово они получат, а от мертвого осла уши». Репортаж из Риги.
Латвия аннулировала все территориальные претензии к России
Договор скрепили подписями главы правительств России и Латвии. После церемонии подписания Михаил Фрадков сказал, что документ отвечает национальным интересам двух государств и «будет способствовать доверию и пониманию также в масштабе Европы». Российский премьер отметил, что вопрос прав русских не будет вычеркнут из повестки, но он и не выйдет за пределы международных рекомендаций. Айгар Калвитис, в свою очередь, отметил, что этот шаг дает возможность начать сотрудничество уже в конкретных вопросах, например, избежания двойного налогообложения и упорядочения границ.
Полную версию репортажа нашего корреспондента в Риге Алексея Романова слушайте в информационно-аналитической программе «Хроника дня».
Контекст
В Латвии местные исторические даты ставятся выше общеевропейских. Да и вообще у меня создается впечатление, что латвийцы не очень-то чувствуют свое единство с другими европейцами. Зарисовка из Риги. (20.03.2007)
Сейм Латвии отказался от территориальных претензий к России
В то же время, 1 февраля представители партии «Новое время» и националистически настроенных организаций собрались у здания Сейма, чтобы выразить протест против заключения с Россией договора о границе. Репортаж из Риги. (01.02.2007)
Жители Латвии уже не питают иллюзий по поводу переезда в Россию
Сообщение о новой российской репатриационной программе не вызвало никакого ажиотажа в Латвии. Хотя бы потому, что все, кто действительно хотел уехать в Россию, уже давно туда уехали. Репортаж из Риги. (24.07.2006)
Также по теме
Россия с 1 ноября прекращает поставки угля Украине 29.10.2021
Остановка поставок энергетического угля Украине связана с ростом внутреннего спроса в зимний период, заявили в Минэкономразвития РФ.
В России проходит онлайн-акция «Возвращение имен» 29.10.2021
Из-за пандемии правозащитное общество «Мемориал» уже второй год проводит акцию памяти жертв политических репрессий в онлайн-формате.
Россия обновила пик смертности от ковида, но заражаемость снизилась 29.10.2021
Суточный прирост новых случаев коронавируса вновь упал ниже отметки в 40 тысяч. В то же время смертность от ковида опять обновила максимальные значения.
Договорно-правовая база российско-латвийских отношений
Двусторонние отношения
Государственная независимость Латвии была признана Постановлением Государственного Совета СССР от 6 сентября 1991 г. Дипломатические отношения между Россией и Латвией установлены 4 октября 1991 г.
На состоянии двусторонних связей негативно сказываются агрессивная антироссийская риторика латвийских официальных лиц, последовательная линия Риги на ограничение работы русскоязычных и российских СМИ, лоббирование усиления военного присутствия Североатлантического альянса и США в непосредственной близости от российских границ.
Формированию неблагоприятного политико-информационного фона российско-латвийских отношений способствует проводимый руководством Латвии дискриминационный курс в отношении проживающих здесь российских соотечественников: по-прежнему нерешенной остается проблема массового безгражданства, продолжается полная дерусификация систем высшего, школьного и дошкольного образования.
Не привносит позитива в атмосферу двустороннего диалога
и целенаправленная государственная линия Латвии на исторический ревизионизм, оправдание и героизацию бывших эсэсовцев и их пособников, реабилитацию нацистских преступников, попытки представить участников антисоветских послевоенных бандформирований «борцами за свободу».
В марте 2019 г. в Риге находился Специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству М.Е.Швыдкой. В ходе визита он принял участие в запуске проекта Рижского Русского театра им. М.Чехова «Русская литература
в театре».
В рамках прошедшей 15-17 апреля 2019 г. в Москве международной транспортно-логистической выставки «TransRussia» состоялась встреча Министра транспорта Российской Федерации Е.И.Дитриха с Министром сообщения Латвийской Республики Т.Линкайтсом.
18-20 сентября 2019 г. в Даугавпилсе состоялось 8-е заседание российско-латвийской рабочей группы по таможенному сотрудничеству.
3-4 октября 2019 г. в Риге проведено заседание Смешанной комиссии по вопросам международных автомобильных перевозок между Россией
и Латвией.
22 ноября 2019 г. в Москве состоялась встреча Министра энергетики России А.В.Новака с Министром экономики Латвии Р.Немиро.
27 ноября 2019 г. в Ярославле состоялось XIV заседание российско-латвийской группы по вопросам борьбы с незаконной миграцией.
Немалый потенциал имеется в сфере межпарламентского взаимодействия. В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации создана группа по сотрудничеству с Сеймом Латвии, где, в свою очередь, также учреждена «группа дружбы» с российским парламентом.
На повестке дня – организация поездки делегации латвийских депутатов
в Москву.
На регулярной основе осуществляются контакты по линии внешнеполитических ведомств двух стран.
30 мая 2019 г. в Риге прошли политические консультации директора Второго Европейского департамента МИД России С.С.Беляева
с руководителем Дирекции двусторонних отношений МИД Латвии И.Клявой.
3 июня 2019 г. в Юрмале «на полях» министерской сессии Совета государств Балтийского моря состоялась встреча заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А.А.Панкина с Министром иностранных дел Латвии Э.Ринкевичем.
12 декабря 2019 г. в Москве состоялись политические консультации Первого заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации В.Г.Титова с государственным секретарем Министерства иностранных дел Латвийской Республики А.Пельшем.
9 марта 2021 г. в Москве состоялись политические консультации директора Второго Европейского департамента МИД России С.С.Беляева
с Директором дирекции двусторонних отношений МИД Латвии И.Клявой.
Продолжается взаимодействие в рамках Российско-Латвийской Межправительственной комиссии. В октябре 2019 г. прошло 9-е заседание
ее Рабочей группы по транспорту и 10-е заседание Рабочей группы
по экономическому сотрудничеству.
Кроме того, в 2019 г. дважды собирался функционирующий «на полях» Межправкомиссии Деловой совет.
И в условиях пандемии “Covid-19” там, где это возможно, продолжается взаимодействие между министерствами и ведомствами наших стран,
в том числе с использованием дистанционных форматов.
Так, 13 октября 2020 г. в Москве состоялись переговоры по проекту межправительственного договора о режиме российско-латвийской государственной границы.
27 апреля 2021 г. в режиме видеоконференции состоялось девятое заседание российско-латвийской рабочей группы по таможенному сотрудничеству.
Договорно-правовая база российско-латвийских отношений насчитывает более 60 соглашений, включая межведомственные. Ряд документов находится на стадии разработки.
Межгосударственный Договор о российско-латвийской государственной границе был подписан 27 марта 2007 г. в ходе визита в Москву Премьер-министра Латвии А.Калвитиса. 21 апреля 2018 г. вступили в силу итоговые документы демаркации государственной границы, проводившейся в соответствии со статьей 5 указанного Договора.
Последний большой пакет двусторонних документов был подписан
в декабре 2010 г. в рамках официального визита Президента Латвии В.Затлерса в Россию: межправительственные соглашения о сотрудничестве
в области туризма; об охране окружающей среды; об условиях размещения Посольства России в Латвии и Посольства Латвии в России; о сотрудничестве в борьбе c преступностью, особенно в ее организованных формах;
о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал;
об упрощении взаимных поездок жителей приграничных территорий.
Между Россией и Латвией действует ряд соглашений, касающихся правового положения соотечественников за рубежом. Реализуются соглашения о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев (от 02.06.1993 г.), а также между Минобороны России
и Министерством благосостояния ЛР о порядке возмещения Российской Федерацией расходов на медицинское обслуживание военных пенсионеров РФ, проживающих на территории ЛР (от 30.04.1994 г.), Межведомственное соглашение о порядке применения Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения (регулирует порядок назначения и выплаты пенсий, декабрь 2010 г.) и другие.
В рамках военно-мемориального направления действуют межправительственные Соглашение по вопросам социальной защищенности военных пенсионеров Российской Федерации и членов их семей, проживающих на территории Латвийской Республики (от 30 апреля 1994 г.),
а также Соглашение о статусе российских захоронений на территории Латвийской Республики и латвийских захоронений на территории Российской Федерации (от 18 декабря 2007 г.).
В работе по совершенствованию договорно-правовой базы важное место отводится вопросам приграничного сотрудничества. 16 декабря 2018 г. вступило в силу Соглашение о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об упрощении взаимных поездок жителей приграничных территорий Российской Федерации и Латвийской Республики (от 20 декабря 2010 г.), предусматривающее дальнейшее облегчение формальностей
при пересечении границы жителями граничащих районов России и Латвии.
2 июля 2019 г. подписана Программа сотрудничества между министерствами культуры Российской Федерации и Латвийской Республики на 2019-2021 гг.
В октябре 2020 г. прошла онлайн-видеоконференция по обсуждению проекта Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об условиях предоставления объектов недвижимого имущества
в г.Москве и г.Юрмале от 30 января 2012 г.
На повестке дня стоит подписание очередного сета межведомственных документов, в том числе по таможенному сотрудничеству – соглашения между Федеральной таможенной службой Российской Федерации и Службой государственных доходов Латвийской Республики об обмене информацией
о табачных изделиях, перемещаемых через российско-латвийскую государственную границу, а также об информационном взаимодействии
в области обмена статистическими данными о случаях декларирования наличных денежных средств и (или) денежных инструментов на российско-латвийской государственной границе.
Кроме того, идет работа над проектом межправительственного договора о режиме российско-латвийской государственной границы.
13 октября 2020 г. в Москве состоялись переговоры делегаций России
и Латвии по данному вопросу.
Приграничное перемещение
На кого распространяется статус жителей приграничных территорий?
Согласно ст. 1 указанного Соглашения, жителями приграничных территорий признаются граждане Российской Федерации, Латвийской Республики, а также граждане третьих государств и лица без гражданства, постоянно проживающие на приграничных территориях не менее трех лет, а также их супруги, несовершеннолетние дети и лица, находящиеся под их опекой или попечительством, даже если они проживают на приграничной территории менее трех лет, родители, бабушки и дедушки, внуки, братья и сёстры.
Приграничными территориями являются территории муниципальных (территориальных) образований Российской Федерации и Латвийской Республики, примыкающие к российско-латвийской границе и находящиеся в зоне от 30 км до 50 км от нее.
К приграничным территориям Российской Федерации и Латвийской Республики Соглашением отнесены:
Красногородский район – город Красногородск, волости: Красногородская, Пограничная, Партизанская;
Островский район – город Остров, волости: Бережанская, Горайская;
Палкинский район – город Палкино, волости: Качановская, Родонская, Палкинская, Новоуситовская, Васильевская и Черская;
Печорский район – город Печоры, волости: Лавровская, Круппская, Новоизборская, Изборская, Паниковская;
Пыталовский район – город Пыталово, волости: Гавровская, Линовская, Носовская, Скадинская, Вишгородская, Тулинская, Утроинская;
Себежский район – города Себеж, Сосновый Бор, волости: Себежская, Мостищенская.
В Латвийской Республике:
Алуксненский край: город Алуксне; волости Алсвики, Анна, Яуналуксне, Яунанна, Яунлайцене, Лиепна, Малиена, Малупе, Маркалне, Педедзе, Вецлайцене, Зиемера;
Балтинавский край;
Вилякский край – город Виляка; волости Меднева, Сусаи, Шкилбени, Вецуми, Жигури, Куправа;
Зилупский край – город Зилупе, волости Лаудери, Пасиене, Залесье;
Карсавский край – город Карсава, волости: Голышева, Малнава, Мердзене, Межвиди, Салнава;
Лудзенский край – город Лудза, волости Бриги, Цирма, Иснауда, Истра, Нирза, Нюкши, Пилда, Пурени, Рундени;
Циблский край – волости: Блонти, Цибла, Лидумниеки, Пушмуцова, Звиргздене.
С какой целью можно получить разрешение на приграничное передвижение?
Упрощенный порядок пересечения границы жителями приграничных территорий Российской Федерации и Латвийской Республики для дальнейшего пребывания на приграничной территории сопредельного государства устанавливается в следующих случаях:
Как получить разрешение на приграничное передвижение?
Разрешения на местное приграничное передвижение выдаются на основании согласованных списков жителей приграничных территорий, которые составляются органами местных самоуправлений приграничных территорий.
Основание для занесения в список – заявление жителя приграничной территории.
Для получения разрешения на местное приграничное передвижение жители приграничных территорий представляют следующие документы:
Несовершеннолетние жители приграничных территорий пересекают границу в сопровождении одного из родителей (усыновителей), опекунов или попечителей. При пересечении границы и пребывании на приграничной территории государства другой стороны без сопровождения они должны иметь при себе кроме действительных проездных документов нотариально оформленное согласие указанных лиц либо органов опеки и попечительства на пересечение границы и пребывание на приграничной территории.
Генеральное консульство России в Даугавпилсе будет осуществлять прием документов на оформление разрешений на приграничное передвижение через Российский визовый центр, расположенный по адресу: ул. Ригас, 61.
Разрешения на местное приграничное передвижение выдаются в течение 10 календарных дней со дня подачи документов в консульское учреждение.
Срок оформления разрешений на местное приграничное передвижение может быть увеличен до 30 календарных дней в отдельных случаях, когда требуется дополнительная проверка представленных документов.
Разрешения на приграничное передвижение оформляются бесплатно.
На какой срок выдаются разрешения?
Жителям приграничных территорий первичные разрешения на местное приграничное передвижение выдаются со сроком действия на один год.
В случае если житель приграничной территории государства одной стороны использовал разрешение на местное приграничное передвижение без нарушений законодательства другой стороны, последующие разрешения выдаются сроком до двух лет, но не свыше срока действия действительного заграничного паспорта.
Срок каждого непрерывного пребывания на приграничной территории государства другой Стороны в течение срока действия разрешения на местное приграничное передвижение не может превышать 90 (девяносто) дней.
Дает ли данное разрешение право на работу на территории соседнего государства?
Право на работу разрешение на местное приграничное передвижение не предоставляет.
Можно ли, получив разрешение на приграничное передвижение, выехать за пределы приграничной территории, например в Псков, Санкт-Петербург?
Нельзя! В случае фиксации такой поездки правоохранительными органами гражданин, выехавший за пределы приграничной зоны, будет считаться нарушителем законодательства страны, выдавшей разрешение.
Для поездок за пределы приграничной зоны необходимо получать визу на общих основаниях.
Статья 33 Федерального закона РФ «О правовом положении иностранных жителей в Российской Федерации» предусматривает привлечение к ответственности иностранных граждан в случае нарушения ими российского законодательства.
В этой связи следует отметить также следующие условия, которые должны соблюдать жители приграничных территорий, чтобы не получить неприятности вплоть до ограничения права посещения Российской Федерации на длительный срок:
— если срок непрерывного пребывания на приграничной территории Российской Федерации превышает семь рабочих дней, гражданин ЛР должен встать на миграционный учет в соответствующем отделении МВД России по месту его пребывания;
— должны строго соблюдаться сроки нахождения на территории соседнего государства в соответствии с положениями Соглашения об упрощении взаимных поездок жителей приграничных территорий и действующими нормами законодательства.
Перечень пунктов пропуска для упрощенного пересечения российско-латвийской границы
№ 514. Мирный договор между Россией и Латвией.
Статья № 514.
Мирный договор между Россией и Латвией.
Центральный Исполнительный Комитет Советов Рабочих, Крестьянских, Казачьих и Красноармейских Депутатов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики объявляет, что полномочные представители Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и полномочные представители Латвийской Демократической Республики заключили и подписали в Риге 11‑го августа 1920 года мирный договор между Россией с одной, стороны и Латвией — с другой, который от слова до слова гласит так:
Мирный договор между Россией и Латвией.
Россия, с одной стороны, и Латвия — с другой, руководимые твердым желанием прекратить возникшую между ними войну и окончательно разрешить все вопросы, вытекающие из прежней принадлежности Латвии к России, решили вступить в мирные переговоры и возможно скорее заключить прочный, почетный и справедливый мир и для сего назначили своими уполномоченными:
Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики:
Правительство Латвийской Демократической Республики:
Означенные уполномоченные, съехавшись в Москве, по взаимном предъявлении своих полномочий, признанных составленными в надлежащей форме и полном порядке, согласились в нижеследующем:
Статья I.
Со дня вступления в силу настоящего мирного договора состояние войны между договаривающимися сторонами прекращается.
Статья II.
Исходя из провозглашенного Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой права всех народов на свободное самоопределение вплоть до полного отделения от государства, в состав которого они входят и в виду определенно выраженной воли латвийского народа к самостоятельному государственному существованию, — Россия признает безоговорочно независимость, самостоятельность и суверенность Латвийского Государства и отказывается добровольно и на вечные времена от всяких суверенных прав, кои принадлежали России в отношении к латвийскому народу и земле в силу существовавшего государственно-правового порядка, а равно на основании международных договоров, которые в указанном здесь смысле теряют силу на будущие времена. Из прежней принадлежности к России для латвийского народа и земли не возникает никаких обязательств в отношении к России.
Статья III.
Государственная граница между Россией и Латвией проходит:
От Эстонской границы на створе деревень Бабина и Выморск, через Выморск, по реке Глубоца через Вашкова, далее по речке Опочна, р. Опочна и р. Вида до Дубинина, где кратчайшей прямой переходит на р. Кухва, далее по р. Кухва и ее притоку р. Пелега до Умерниши, откуда прямой линией к р. Утроя у буквы «в» надписи Каилова, по р. Утроя до изгиба ее у Мал. Мельница, откуда прямой линией к излучине р. Льжа, что в. двух, верстах севернее надписи Старина, далее по р. Льжа и административной границе Люцинского, Режицкого и Двинского уездов с Опочецким, Себежским и Дриссенским уездами до Пазина на реке Осуница, далее прямыми линиями через оз. Белое, оз. Черное, озеро, что между Василева и Мосишки, через ф. Савейки к устью речки, впадающей в Западную Двину между Коськовцы и Ф. и Д. Новое Село, далее по реке Западной Двине до ф. Шафраново.
К 14-му дню по ратификации мирного договора обе договаривающиеся стороны обязуются отвести свои войска к государственной границе на свои территории.
Примечание 1. Описанные в этой статье границы нанесены красной краской на карте (3 версты в 1 дюйме), составляющей приложение к сей статье. В случае разногласия между текстом и картой решающее значение придается тексту.
Примечание 2. Проведение государственной границы между Россией и Латвией и установка пограничных знаков производятся особой смешанной пограничной комиссией с одинаковым числом членов от обеих сторон. При проведении границы в натуре принадлежность населенных пунктов, через которые проходит эта граница, к территории той или другой из договаривающихся сторон, означенная пограничная комиссия определяет на основании признаков этнографических и экономических. В тех случаях, когда, считаясь с экономическими и этнографическими признаками, означенная смешанная комиссия проводит границу по рекам или озерам, граница проходит по середине реки или озера, не считаясь с тем, что старая административная граница проходила по тому или иному берегу этой реки или озера.
Примечание 3. Искусственный отвод воды на пограничных реках и озерах, влекущий за собой понижение среднего уровня воды в них, — не допускается.
Порядок и условия судоходства и рыболовства на этих реках и озерах устанавливаются особым соглашением, причем рыболовство может производиться только способами, не истощающими рыбных богатств.
Статья IV.
Обе договаривающиеся стороны. обязуются:
1. Воспретить пребывание на своей территории каких-либо войск, за исключением правительственных или войск дружественных государств, с которыми одной из договаривающихся сторон заключена военная конвенция, но которые не находятся в фактическом состоянии войны с другой из договаривающихся сторон, а равно воспретить в пределах своей территории вербовку и мобилизацию личного состава в ряды армий государств, организаций и групп, ставящих своей целью вооруженную борьбу с другой договаривающейся стороной.
Примечание. Существующие ныне в Российской армии наименования отдельных войсковых частей, входящих в состав «Латышской Стрелковой Дивизии», признаются обеими сторонами только имеющими историческое значение. Эти части не имеют и не будут иметь преобладающего национального латышского состава и, несмотря на свои наименования, не могут иметь отношения ни к латышскому народу, ни к Латвийскому государству.
Поэтому сохранение за ними их исторических наименований не будет рассматриваться Латвией, как нарушение сего пункта.
Обе стороны не будут создавать для своих войсковых частей новых наименований, производимых от географических или национальных наименований другой стороны.
2. Не допускать образования и пребывания на своей территории каких бы то ни было организаций и групп, претендующих на роль правительства всей территории другой договаривающейся стороны или части ее, а равно представительств и должностных лиц, организаций и групп, имеющих своей целью низвержение правительства другой договаривающейся стороны.
3. Воспретить государствам, находящимся в фактическом состоянии войны с другой стороной, и организациям и группам, ставящим своей целью вооруженную борьбу с другой договаривающейся стороной перевозку через свои порта и по своей территории всего того, что, может быть использовано для нападения на другую договаривающуюся сторону, а именно: принадлежащих таковым государствам, организациям и группам вооруженных сил, военного имущества, военно-технических средств и материалов артиллерийских, интендантских, инженерных и воздухоплавательных.
4. За исключением случаев, предусмотренных международным правом, воспретить пропуск и плавание в своих территориальных водах каких-либо военных судов, канонерок, миноносцев и т. д., принадлежащих или организациям и группам, ставящим своей целью вооруженную борьбу с другой договаривающейся стороной, или же государствам, находящимся с другой договаривающейся стороной в состоянии войны и имеющих своей целью нападение на другую договаривающуюся сторону, буде таковые цели становятся известными той из договаривающихся сторон, к территории которой относятся эти территориальные воды и порта.
Статья V.
Обе стороны взаимно отказываются от возмещения противной стороной их военных расходов, то есть государственных издержек на ведение войны, равно как от возмещения военных убытков, то-есть тех убытков, которые были причинены им или их гражданам военными мероприятиями, в том числе и всеми видами реквизиций, произведенных противной стороной на их территориях.
Статья VI.
Признавая необходимым справедливое распределение среди всех государств мира обязанности по возмещению ущерба, причиненного мировой войной 1914‑1917 гг. разоренным государствам или частям государств, на территории которых развертывались военные действия, обе договаривающиеся стороны обязуются добиваться соглашения всех государств в целях создания международного мирового фонда, из которого должны черпаться средства для возмещения вышеуказанного ущерба.
Независимо от создания такого международного фонда договаривающиеся стороны считают необходимым посильное взаимное содействие друг другу как России, так и всех создавшихся на территории бывшей Российской Империи самостоятельных республик, в целях возмещения из собственных средств ущерба, причиненного им мировой войной, и обязуются добиваться такового соглашения означенных республик.
Статья VII.
Военнопленные обеих сторон в наикратчайший срок подлежат возвращению на родину. Порядок обмена военнопленными устанавливается в приложении к настоящей статье.
Примечание. Военнопленными считаются лица, взятые в плен и не служащие добровольно в войсках государства, взявшего их в плен.
Приложение.
1. Военнопленные обеих сторон будут отпущены на родину, поскольку они не пожелают, с согласия того государства, на территории которого они находятся, оставаться в его пределах или выехать в какую-либо третью страну.
2. При освобождении военнопленных им возвращаются отнятые у них распоряжением властей того государства, которое взяло их в плен, их документы и личное имущество, а также еще не выплаченная или не засчитанная часть их заработка.
3. Каждая из договаривающихся сторон обязуется возместить те издержки на содержание своих попавших в военный плен граждан, которые были произведены противной стороной, поскольку эти издержки не погашены работой военнопленных в государственных и частных предприятиях. Расплата будет производиться в валюте государства, взявшего в плен.
Примечание. Подлежащие возмещению издержки на содержание военнопленного слагаются из стоимости израсходованных на него пайка, вещевого и денежного довольствия.
4. Военнопленные отправляются эшелонами к государственной границе за счет государства, взявшего их в плен; сдача производится! согласно составленным именным спискам, в которых должны быть указаны имя, отчество и фамилия военнопленного, время взятия в плен, а также часть, где служил военнопленный при пленении.
5. Немедленно по ратификации мирного договора учреждается смешанная комиссия по обмену военнопленными из трех представителей от каждой договаривающейся стороны. На обязанности этой комиссии лежит наблюдение за выполнением условий настоящего приложения, установление сроков, способа и порядка отправления на родину, а также определение издержек на военнопленных по данным, предъявляемым при сдаче соответствующей стороной.
6. На одинаковых с установленными для военнопленных основаниях производится по требованию противной стороны выдача интернированных гражданских и военных лиц договаривающихся сторон, равно и заложников.
Статья VIII.
Лица, ко дню ратификаций сего договора проживающие в пределах Латвии, равно и беженцы, проживающие в России, кои сами или их родители были до 1‑го августа 1914 года приписаны к городским, сельским или сословным обществам на территории, составляющей ныне Латвийское государство, признаются гражданами Латвии.
Лица той же категории, проживающие к моменту ратификации сего договора в пределах России, за исключением беженцев вышеуказанной категории, признаются гражданами России.
Однако, все лица, достигшие 18‑летнего возраста и проживающие на территории Латвии, в праве в течение одного года со дня ратификации сего договора заявить о своем желании выйти из гражданства Латвийского и оптировать гражданство Российское, причем их гражданству следуют дети моложе 18 лет и жена, если между супругами не состоялось иного соглашения.
Равным образом лица, являющиеся Российскими гражданами, согласно второго абзаца сей статьи, в течение того же срока и на тех же условиях могут оптировать Латвийское гражданство.
Сделавшие заявление об оптации, а также те, кто следует их гражданству, сохраняют свои права на движимое и недвижимое имущество в пределах законов, существующих в том государстве, где они проживают, а в случае выезда в праве все свое имущество ликвидировать или вывозить его с собой.
Примечание 1. Лица, проживающие к моменту ратификации сего договора на территории третьего государства, но не натурализованные там и подходящие под условия первого абзаца сей статьи, одинаково признаются Латвийскими гражданами, но на указанных условиях в праве оптировать гражданство Российское.
Примечание 2. Правами оптантов, указанными в сей статье, пользуются и те граждане, которые до и во время мировой войны 1914‑1917 гг. проживали на территории одной стороны, а к моменту ратификации сего договора проживают на территории другой.
Беженцы по отношению своего имущества, которого они не могли вывезти на основании договора о реэвакуации беженцев от 12 июня 1920 года, пользуются теми же; правами, кои предусмотрены сей статьей для оптантов, но лишь постольку, поскольку они докажут, что это имущество принадлежит им и ко времени реэвакуации находилось в их фактическом владении.
Примечание 3. Обе договаривающиеся стороны предоставляют как гражданам противной стороны, так и оптантам право и возможность свободно выехать на свою родину и вообще покинуть пределы государства противной стороны. Равно обе договаривающиеся стороны обязуются немедленно по ратификации сего договора произвести демобилизацию как граждан противной стороны, так и лиц, оптирующих в пользу противной стороны.
Статья IX.
Договор о реэвакуации беженцев, заключенный между Россией и Латвией 12 июня сего года, остается в силе, с тем дополнением, что беженцы, являющиеся гражданами другой стороны, имеют, кроме, указанных в означенном договоре, также и права, присвоенные настоящим мирным договором оптантам и гражданам соответствующей стороны.
Статья X.
Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от каких бы то ни было расчетов, вытекающих из прежней принадлежности Латвии к России, и признают, что государственное имущество разных наименований, находящееся на территории каждой из них, составляет неотъемлемую собственность соответственного государства. Право требования на Российское государственное имущество, которое после 1 августа 1914 года было вывезено с территории Латвии в пределы третьего государства, переходит к Латвийскому государству.
Равным образом к Латвийскому государству переходит право требования России на юридических лиц и третьи государства, поскольку эти права касаются Латвийской территории.
К Латвийскому государству переходят все требования Российской казны, лежащие на имуществах, находящихся в пределах Латвийского государства а равно и все требования на Латвийских граждан, но лишь в размере, не погашаемом встречными требованиями, подлежащими зачету.
Примечание. Право требования с малоземельных крестьян их долгов бывшему Российскому Крестьянскому Земельному Банку или другим, ныне национализированным российским земельным банкам, и недоимок, равно как и право требования долгов бывшему Российскому Дворянскому Земельному Банку или другим, ныне национализированным российским земельным банкам, лежащих на помещичьих землях, при переходе этих земель к малоземельным или безземельным крестьянам, — к Латвийскому правительству не переходит, но считается уничтоженным. Документы и акты, удостоверяющие указанные в сей статье права, передаются Российским правительством Латвийскому правительству, поскольку они находятся и фактическом владении первого. В случае невозможности исполнения этого в годичный со дня ратификации настоящего договора срок, таковые документы и акты признаются утраченными.
Статья ХI.
1. Российское правительство возвращает за свой счет в Латвию и передает Латвийскому правительству библиотеки, архивы, музеи, художественные произведения, учебные пособия, документы и прочее тому подобное имущество учебных заведений, ученых, правительственных, религиозных, общественных и сословных учреждений, поскольку указанные предметы были вывезены из пределов Латвии во время мировой войны 1914‑1917 гг., и фактически находятся или окажутся в ведении правительственных или общественных учреждении России.
Что касается архивов, библиотек, музеев, художественных произведений и документов, имеющих для Латвии существенное научное, художественное или историческое значение: и вывезенных из пределов Латвии в Россию до мировой войны 1914‑1917 гг., то Российское правительство соглашается возвратить таковые в Латвию постольку, поскольку выдел их не причинит существенного ущерба Российским архивам, библиотекам, музеям, картинным галереям, в коих они хранятся.
Вопросы, относящиеся к этому выделу, подлежат разрешению особой смешанной комиссии с равным числом членов от обеих договаривающихся сторон.
2. Российское правительство возвращает за свой счет и передает Латвийскому правительству все вывезенные во время мировой войны 1914‑1917 гг. из пределов Латвии в Россию судебные и правительственные дела, судебные и правительственные архивы, в том числе и архивы старших и младших нотариусов, архивы крепостных отделений, архивы духовных ведомств всех вероисповеданий, архивы и планы межевых, землеустроительных, лесных, железнодорожных, шоссейных, почтово-телеграфных и других учреждений; планы, чертежи, карты и вообще все материалы топографического отдела Виленского военного округа, поскольку они относятся к территории Латвийского государства; архивы местных отделений Дворянского и Крестьянского Банков, отделений Государственного Банка и всех других кредитных, кооперативных и взаимного страхования учреждений; равным образом архивы и делопроизводство частных учреждений Латвии, поскольку все означенные предметы фактически находятся или окажутся в ведении правительственных или общественных учреждений России.
3. Российское правительство возвращает за свой счет и передает Латвийскому правительству для передачи по принадлежности всякого рода имущественные документы, как-то: купчие и закладные крепости, арендные договоры, всякого рода денежные обязательства и т. д., в том числе книги, бумаги и документы, необходимые для производства расчетов, и вообще документы, имеющие значение для определения имущественно-правовых отношений латвийских граждан, вывезенные из пределов Латвии в Россию во время мировой войны 1914‑1917 гг., поскольку таковые фактически находятся или окажутся в ведении правительственных или общественных учреждений России. В случае невозвращения в течение двух лет со дня ратификации сего договора, таковые документы считаются утерянными.
4. Россия выделяет из деловых архивов и делопроизводств своих центральных и местных учреждений ту часть их, которая имеет прямое отношение к областям, входящим в состав Латвии.
Статья XII.
1. Российское, правительство возвращает в Латвию эвакуированные в Россию во время мировой войны 1914‑1917 гг. имущество общественных, благотворительных, культурно-просветительных учреждений, а также колокола и утварь церквей и молитвенных домов всех вероисповеданий, поскольку означенные предметы фактически находятся или окажутся в ведении правительственных или общественных учреждений России.
2. Российское правительство возвращает в Латвию эвакуированные в. Россию после 1 августа 1914 года из Латвийских учреждений коммерческого, земельного к мелкого кредита разных наименований, как-то: банков, обществ взаимного кредита, сберегательных и ссудо-сберегательных касс и товариществ, равно городских и общественных касс и ломбардов, действовавших в пределах Латвии, принадлежащие означенным банкам или заложенные в них ценности, за исключением золота, драгоценных камней и бумажных денег, поскольку таковые ценности находятся или окажутся фактически во владении Российских правительственных и общественных учреждений.
3. В отношении оплаты находящихся в обращении в пределах Латвии российских ценных бумаг правительственных, гарантированных правительством, а равно частных, выпущенных обществами и учреждениями, предприятия которых национализированы Российским правительством, а также в отношении удовлетворения требований Латвийских граждан к Российской казне и к национализированным учреждениям, — Россия обязуется признавать за Латвией, Латвийскими гражданами и учреждениями все те льготы, права и преимущества, которые прямо или косвенно предоставлены ею или будут предоставлены какой-либо третьей стране или ее гражданам, обществам и учреждениям. Если ценные бумаги или имущественные документы не окажутся налицо, то Российское правительство изъявляет согласие при применении сего пункта сей статьи признавать держателями денных бумаг и пр. тех, кто представит доказательство о произведенной во время войны эвакуации принадлежащих им бумаг.
4. В отношении вкладов в сберегательные кассы депозитных, залоговых и других сумм, внесенных в бывшие правительственные и судебные учреждения, поскольку таковые вклады и суммы принадлежат гражданам Латвии, равно в отношении вкладов или сумм разных наименований, внесенных в отделения бывшего Государственного Банка и национализированные или ликвидированные кредитные учреждения и их отделения, поскольку таковые вклады и суммы принадлежат гражданам Латвии, — Российское правительство обязуется признавать за Латвийскими гражданами все те права, которые в свое время были признаны за всеми Российскими гражданами, и разрешает поэтому Латвийским гражданам, не имевшим возможности, в виду оккупации, тогда воспользоваться этими своими правами, воспользоваться ими теперь. При возмещении этих претензий оно будет учитывать в пользу граждан Латвии утрату Российскою денежною единицею части своей покупательной силы с момента окончательной оккупации Латвии — 3 сентября 1917 года — к моменту выплаты возвращенных сумм.
5. В отношении ценностей и имуществ, хранящихся или хранившихся в помещении банков или их сейфах, поскольку таковые ценности и имущества принадлежат гражданам Латвии и находятся или окажутся фактически во владении Российских правительственных или общественных учреждений, соблюдаются положения, изложенные в пункте 4 настоящей статьи. Эти же положения применяются к ценностям и имуществам Латвийских граждан, хранившимся в Латвийских кредитных учреждениях и их сейфах, эвакуированных после 1 августа 1914 года.
Примечание. Означенные в сей статье суммы, ценности и имущество передаются Латвийскому правительству для передачи по принадлежности.
Статья XIII.
Российское правительство возвращает Латвийскому правительству для передачи по принадлежности эвакуированное во время мировой войны 1914‑1917 гг. в Россию имущество Латвийских городов, обществ и частных лиц как юридических, так и физических, поскольку таковое фактически находится или окажется во владении Российских правительственных или общественных учреждений.
Примечание 1. В случае возникновения сомнений, Латвийскими акционерными обществами или товариществами признаются те, большинство акций или паев которых принадлежало Латвийским гражданам до издания Российским правительством соответствующего декрета о национализации промышленности.
Примечание 2. Настоящая статья не относится к капиталам, вкладам да ценностям, находившимся в отделениях Государственного Банка или в частных банках, кредитных учреждениях и сберегательных кассах на территории Латвии.
Статья XIV.
1. В отношении эвакуированного в период мировой войны 1914‑1917 гг. из Латвии в Россию почтово-телеграфного и телефонного имущества, Россия обязуется вернуть в Латвию и передать Латвийскому правительству такое количества его, какое соответствует действительной экономической и культурной потребности Латвии, как самостоятельного государства, поскольку таковое эвакуированное имущество находится или окажется в фактическом владении правительственных или общественных учреждений России.
2. В отношении эвакуированных в период мировой войны 1914‑1917 гг. из Латвии в Россию плавучих средств и сооружений, а также маяков, обслуживавших Латвийские порта, — Россия обязуется вернуть в Латвию и передать Латвийскому правительству такое количество их, какое соответствует действительной потребности Латвии как самостоятельного государства в портах и их оборудовании, поскольку таковое имущество находится или окажется в фактическом владении правительственных или общественных учреждений России.
3. В отношении эвакуированных в период мировой войны 1914‑1917 гг. из Латвии в Россию железнодорожных средств сообщения и оборудования железнодорожных мастерских, — Россия обязуется вернуть в Латвию и передать Латвийскому правительству такое количество их, какое соответствует действительной экономической потребности Латвии, как самостоятельного государства, поскольку таковые имущества находятся или окажутся в фактическом владении правительственных или общественных учреждений России.
Для точного установления количества подлежащих реэвакуации вышепоименованных в сей статье имуществ, а также установления сроков их передачи, немедленно по ратификации настоящего договора создается смешанная Российско-Латвийская Комиссия на паритетных началах. Означенная Комиссия при определении подлежащего реэвакуации количества должна исходить из экономического положения до мировой войны 1914‑1917 гг. областей, составляющих по настоящему договору Латвию и, выделив все то, что приходилось на обслуживание Российской общегосударственной промышленности и Российского общегосударственного транзита, должна таким образом точно установить действительную потребность нынешней Латвии, как самостоятельного государства, считаясь, однако, с общим понижением тонуса экономической жизни.
Статья XV.
Для выполнения указанных в ст.ст. X, XI, XII, XIII и XIV настоящего договора условий, Российское правительство обязуется давать правительству Латвии все относящиеся сюда справки и сведения и оказывать всякого рода содействие при розыске возвращаемого имущества, архивов, документов и пр.
Подлежащее на основании указанных статей настоящего договора реэвакуации в Латвию имущество, Россия по соглашению с Латвией может возвращать как в натуре, так и в соответственном эквиваленте.
В счет имеющих быть возвращенными Латвии при таком расчете ценностей Россия уплачивает Латвии авансом в двухмесячный по ратификации сего договора срок четыре миллиона рублей золотом.
Статья XVI.
Принимая во внимание разорение, причиненное Латвии мировой войной 1914‑1917 гг., — Россия:
1. Освобождает Латвию от ответственности по долговым и всякого рода иным обязательствам России, в том числе возникшим из выпуска бумажных денег, казначейских знаков, обязательств, серий и свидетельств Российского Казначейства по внешним и внутренним займам Российского Государства, по гарантиям разным учреждениям и предприятиям и по гарантированным займам таковых и проч. Все подобные претензии кредиторов России в доле, касающейся Латвии, должны быть направлены только против России.
2. В целях содействия Латвийскому крестьянству в восстановлении им разрушенных во время этой войны зданий, предоставляет Латвии преимущественное право рубки леса на площади в 100.000 десятин, по возможности близко к Латвийской границе, железным дорогам и сплавным рекам, причем условия этой концессии должны быть разработаны специальной Российско-Латвийской смешанной комиссией на паритетных началах, созываемой не медленно по ратификации сего договора.
Статья XVII.
1. Договаривающиеся стороны немедленно по ратификации настоящего договора согласны заключить торговый и транзитный договоры, консульскую и почтово-телеграфную конвенции и конвенцию относительно углубления реки Западной Двины.
2. До заключения торгового и транзитного договора договаривающиеся стороны соглашаются, что экономические взаимоотношения между ними регулируются следующими принципами:
а) обе стороны взаимно предоставляют друг другу права наиболее благоприятствуемой нации;
б) товары, идущие транзитом через территории договаривающихся сторон, не облагаются никакими пошлинами и налогами;
в) фрахтовые тарифы на транзитные товары не могут быть выше фрахтовых тарифов на однородные товары местного назначения.
3. Оставшееся после смерти граждан одной из договаривающихся сторон на территории другой имущество передается полностью в ведение консульского или соответствующего представителя государства, которому принадлежал наследователь, для поступления с оным согласно отечественным законам.
Статья XVIII.
Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются принимать возможные меры для ограждения безопасности следования торговых судов в своих водах путем предоставления необходимых для проводки лоцманов, восстановления огней, установки знаков ограждения и до окончательного очищения моря от мин, принятия специальных мер для ограждения минных полей.
Обе стороны изъявляют согласие на принятие участия в очищении Балтийского моря от мин, о чем имеет последовать между заинтересованными сторонами особое соглашение; в случае если таковое не состоится, доля участия каждой стороны определяется третейским судом.
Статья XIX.
Дипломатические и консульские сношения между договаривающимися сторонами устанавливаются немедленно после ратификации настоящего договора.
Статья XX.
После ратификации сего договора Российское Правительство освобождает Латвийских граждан и оптирующих Латвийское гражданство, а Латвийское Правительство — Российских граждан и оптирующих Российское гражданство, военного и гражданского званий, от наказаний по всем политическим и дисциплинарным делам. Если же приговоры по этим делам еще не состоялись, то производство по ним прекращается.
Не пользуются амнистией лица, совершившие вышеуказанные деяния после подписания сего договора.
Лица, находящиеся под следствием или судом, либо задержанные по обвинению в совершенных до ратификации сего договора уголовных преступлениях и проступках, а равно отбывающие наказание по таковым, выдаются немедленно по требованию их правительства. При их выдаче, одновременно выдаются соответствующие следственные или судебные материалы.
Вместе с тем обе договаривающиеся стороны освобождают и собственных граждан от наказаний за деяния, совершенные ими до подписания настоящего договора в пользу другой стороны.
Примечание 1. Поскольку постановлениями означенной статьи лица подпадают под амнистию или подлежат выдаче, постольку уже с момента подписания настоящего договора присужденные наказания по отношению к ним не приводятся в исполнение.
Примечание 2. Под действие сей статьи не подпадают Российские граждане и оптирующие Российское гражданство, участвовавшие в заговоре 16 апреля 1919 г. и в Бермондтовском нападении.
Статья XXI.
Разрешение вопросов публично-правового и частно-правового характера, возникающих между гражданами договаривающихся сторон, а равно регулирование отдельных вопросов между обоими государствами или между государствами и гражданами другой стороны, производится особой смешанной комиссией с равным числом членов от обеих сторон, учреждаемой немедленно по ратификации настоящего договора, состав, права и обязанности которой устанавливаются инструкцией по соглашению обеих договаривающихся сторон.
Статья XXII.
Настоящий договор составлен на русском и латышском языках.
При толковании его оба текста считаются аутентичными.
Статья XXIII.
Настоящий договор подлежит ратификации и вступает в силу с момента ратификации, поскольку в самом договоре не сказано другое.
Обмен ратификационными грамотами должен произойти в Москве. Повсюду, где в настоящем договоре в качестве срока упоминается момент ратификация договора, под этим понимается момент обмена ратификационными грамотами.
В удостоверение сего уполномоченные обеих сторон собственноручно подписали настоящий договор и скрепили его своими печатями.
Подлинный в двух экземплярах.
Составлен в Москве, закончен и подписан в Риге, августа 11 дня тысяча девятьсот двадцатого года.