договор о проливах босфор и дарданеллы

В чем суть турецкого скандала вокруг Конвенции Монтрё

договор о проливах босфор и дарданеллы. договор о проливах босфор и дарданеллы фото. картинка договор о проливах босфор и дарданеллы. смотреть фото договор о проливах босфор и дарданеллы. смотреть картинку договор о проливах босфор и дарданеллы.

В Турции развернулась нешуточная борьба за Конвенцию Монтрё, международное соглашение, которое регулирует проход кораблей через проливы Босфор и Дарданеллы. Недавно спикер парламента Турции Мустафа Шентоп заявил, что президент Реджеп Тайип Эрдоган «хоть завтра» может выйти из Конвенции. Его заявление вызвало жесткую критику, около сотни бывших адмиралов написали открытое письмо, где выразили свое беспокойство возможным выходом Турции из международного соглашения 1936 года. Этот выпад возмутил турецкое руководство, и после того, как генпрокуратура начала расследование, 14 адмиралов были арестованы.

договор о проливах босфор и дарданеллы. договор о проливах босфор и дарданеллы фото. картинка договор о проливах босфор и дарданеллы. смотреть фото договор о проливах босфор и дарданеллы. смотреть картинку договор о проливах босфор и дарданеллы.

Для одних политических сил Турции, которые сегодня находятся по большей части в оппозиции, соглашение 1936 года является гарантией суверенитета страны. Для сторонников Эрдогана и тех, кто пытается отказаться от наследия Ататюрка, Конвенция Монтрё – кабальное соглашение, подобно Версальскому договору для Германии после Первой мировой войны. По большей части тема Конвенции сейчас – вопрос внутриполитической борьбы, считает главред «МК Турция», автор телеграм-канала «Повестка дня Турции» Яшар Ниязбаев.

Ниязбаев отметил, что по опросам Эрдоган, если бы парламентские выборы состоялись сегодня, не смог бы вместе с националистами из MHP набрать 51% голосов. Но, делая ставку на возрождение Османской империи, он может претендовать на поддержку оппозиционной партии Saadet.

Политические очки политическими очками, но теоретический выход Турции из Монтрё будет иметь серьезные международные последствия. Сейчас никакой платы за проход торговые суда не платят. Но представьте себе, если Анкара введет пошлины? Цены на отдельные товары моментально вырастут. Достаточно вспомнить, что через проливы проходит порядка 3% мировых поставок нефти. Однако не так страшна торговля, как военное дело. Все те ограничения на проход военных кораблей, о которых говорилось выше, оказываются под риском: что, если Турция начнет пропускать в Черное море американские авианосцы? Формально Россия такое решение может оспорить, ведь конвенция регулирует не только проход кораблей, но и их тоннаж и время нахождения в Черном море.

Однако США успеют воспользоваться тем временем, которое Москва и Анкара потратят на разбирательства в международных судах, и подвести, к примеру, авианосец «Гарри Трумэн» к Севастополю. О том, что в России серьезно относятся к судьбе Конвенции Монтрё, можно судить по заявлениям Кремля. В ноябре прошлого года Дмитрий Песков уже заявлял, что Россия «надеется на незыблемость норм свободы судоходства через черноморские проливы».

договор о проливах босфор и дарданеллы. договор о проливах босфор и дарданеллы фото. картинка договор о проливах босфор и дарданеллы. смотреть фото договор о проливах босфор и дарданеллы. смотреть картинку договор о проливах босфор и дарданеллы.
Стоит добавить, что тема договора Монтрё появилась во многом из-за планов строительства Турцией Стамбульского канала параллельно Босфору. В отличие от Босфора, этот морской коридор будет находиться в полном подчинении Турции. Что уже точно ясно, так это то, что иностранным торговым судам придется платить за транзит через него. А что же с военными кораблями? Будут ли на них распространяться ограничения Конвенции Монтрё? Это ключевой вопрос. Скорее всего, договор будет распространяться на фрегаты и линкоры, идущие не только по Босфору, но и по новому каналу, ведь в документе говорится не только о проходе, но и о пребывании в Черном море. Нет разницы, откуда внерегиональный военный корабль попал в Черное море, главное, чтобы его тоннаж не превышал 45 тыс т и он не находился там больше трех недель. Возможно, именно из-за этой тонкости руководство Турции и решило вынести на обсуждение соглашение Монтрё.

По самым оптимистичным оценкам, на строительство Стамбульского канала уйдет около 10 лет, однако реакцию внутри страны и за ее пределами изучают уже сейчас. Арест генералов показывает, что внутреннее сопротивление Эрдоган будет жестко пресекать. Хотя, если действовать чересчур топорно, можно проиграть следующие президентские выборы 2023 года. Что касается международной реакции, то здесь все обстоит намного серьезнее. Для отказа от Монтрё придется договариваться с рядом стран, включая Францию, Британию, Россию, Японию, Грецию и так далее. При одном сценарии Анкара может пойти на сделку со странами НАТО и в обмен на разные бонусы предложить им, свободу военного прохода в Черное море. В то же время, скажем, если Россия инвестирует в строительство Стамбульского канала, то на лучшие условия может рассчитывать она.

Это все, конечно, сценарии и расклады. Как все будет на самом деле, покажет время. В любом случае российской дипломатии нужно быть очень активной на турецком направлении, чтобы не позволить ущемить свои интересы при возможном пересмотре конвенции Монтрё.

Источник

Как Конвенция Монтрё определила порядок прохода судов и кораблей через черноморские проливы

20 июля сего года исполняется юбилейная дата 85 лет со дня подписания всемирно значимой Конвенции Монтрё. Она определила статус Черноморских проливов на долгие годы. О значимости этих проливов писал ещё Карл Маркс в статье: «Действительно спорный пункт в Турции» (1853 г.), сегодня он опять становится действительно спорным вопросом, разделившим турецкую общественность на два лагеря после заявления Р. Эрдогана построить «Стамбульский канал».

И здесь опять уместно возвратиться к Марксу, потому что истоки заявления те же: «Торговое значение Дарданелл и Босфора делает их также и военными позициями первого ранга, т.е. такими позициями, которые будут иметь решающее значение в каждой войне. Аналогичными пунктами являются Гибралтар и Гельсингер на Зунде. Но Дарданеллы даже важнее этих пунктов вследствие своего географического положения…»

Исходя из этого, вопрос сегодня возник к Конвенции Монтрё не из-за юбилейной даты, а скорее из-за экономического передела мира, потому что здесь и слепому видно, что, кто владеет проливами, владеет Ближним Востоком и не только!

Для одних политических сил Турции соглашение 1936 г. (Конвенция Монтрё) является гарантией суверенитета страны. Для Эрдогана это отказ от наследия Ататюрка, сторонники которого хотят представить Конвенцию Монтрё, как кабальное соглашение, подобное Версальскому договору для Германии, ведь она была принята из-за недружественного поведения Турции в период первой мировой войны против Антанты. Но пока это внутриполитическая турецкая борьба, способная перерасти в международный вопрос. В любом случае России нужно быть очень активной на турецком направлении, чтобы не позволить ущемить свои интересы при возможном пересмотре Конвенции Монтрё.

История Черноморских проливов, а в это понятие входят Босфор, Мраморное море и Дарданеллы, восходит в доисторические времена. Но особенно борьба за них обострилась с занятием Константинополя турками-османами. С тех пор начинается противостояние Турции с Россией, которая пыталась завладеть этими проливами.

Особенность Черноморских проливов заключается в том, что они являются единственными путями сообщения черноморских государств с открытым морем. В случае закрытия проливов Чёрное море фактически оказывается изолированным от других морских театров. Таким образом, проливы – это своего рода «ключи» к Чёрному морю.

Режим Черноморских проливов – одна из самых старых проблем международных отношений, затрагивающих жизненные интересы всех черноморских государств. В течение ряда столетий эта проблема привлекала внимание также многих нечерноморских держав и в первую очередь Англии, Франции, Италии, Германии, сегодня к этому вопросу подключается и США. И каждая из них оказывала давление на Турцию в создании режима плавания по ним. Проливы неоднократно становились ареной острых военно-политических столкновений.

В период Крымской войны 1853-1856 гг. Турция открыла противникам России проливы и дала возможность англо-французской эскадре войти в Чёрное море и высадить десант в Крыму.

В период первой мировой войны 1914-1918 гг., когда Турция была ещё нейтральной, она пропустила в Чёрное море немецкие крейсера «Гебен» и «Бреслау», которые затем напали на русский флот и черноморские порты России.

По окончании первой мировой войны и с победой социалистической революции в России вопрос о режиме проливов вступил в новую стадию.

В 1920 г. империалистические государства навязали Турции так называемый Севрский мирный договор, который полностью игнорировал интересы черноморских государств в проливах, и фактически был направлен против их безопасности. Советская Россия не могла признать Севрский договор и решительно выступила против него.

Уже в 1921 г. между кемалистской Турцией и Советской Россией был подписан двусторонний договор о дружбе, в котором предусматривалось, в частности, что установление режима проливов подлежит компетенции прибрежных к Чёрному морю государств. Однако вскоре Турция отступила от этого принципа и в 1923 г. в нарушение собственных интересов, а также интересов других черноморских государств, подписала Лозанскую конвенцию. (Исторический урок – В.К.)

Лозанская конвенция о режиме проливов, подписанная 24 июля 1923 г. попирала суверенные права Турции и создавала возможность иностранным военным кораблям беспрепятственно проходить проливы. Корабли могли проходить днём и ночью без всякого разрешения или каких-то формальностей и даже без предупреждения турецких властей.

Советский Союз и ряд других государств не могли согласиться с такими условиями Лозанской конвенции и не только не ратифицировали её, но и продолжали бороться против неё.

Спустя 13 лет Лозанская конвенция была пересмотрена на международной конференции, состоявшейся в Монтрё (Швейцария) в 1936 году. На конференции в Монтрё была выработана Конвенция о режиме Черноморских проливов, которая действует и в настоящее время.

Конвенция подтвердила принцип права свободного прохода и плавания в проливах и объявила свободным проход через проливы торговых судов всех стран. В приложении к Конвенции определены сборы и повинности, которые могут быть взысканы с транзитных судов, как-то за обеспечение Турцией необходимого навигационного оборудования, за состояние спасательной службы и другие обслуги проливов.

Порядок прохода военных кораблей через проливы регламентируется статьями 8-22 Конвенции. Конвенция предусматривает резкое разграничение для прохода через проливы кораблей прибрежных и не прибрежных к Чёрному морю государств. Например, только черноморские государства могут проводить через проливы подводные лодки, и то это ограничено особыми указаниями.

Если рассматривать Конвенцию в целом, исходя из исторического опыта и 85 – летней практики её применения, то можно сказать, что она хотя и устраивает всех, но нужно отметить, что ряд её статей не отвечают современным требованиям.

Вопрос о пересмотре Конвенции встал после окончания второй мировой войны, когда Турция совершала враждебные действия против союзников в пользу фашистской Германии, пропуская её военные корабли в Чёрное море. В августе 1945 г. на Берлинской конференции трёх держав (Англия, СССР и США) было принято решение о пересмотре Конвенции, как не отвечающей условиям данного времени. В соответствии с этим решением каждое из трёх правительств должно было вступить в переговоры с турецким правительством.

Но начавшаяся «холодная война» отодвинула этот вопрос в тень, так как Турция, став членом агрессивного блока НАТО, полностью стала подыгрывать той стороне, игнорируя интересы СССР. Так в январе 1966 г. в Чёрное море, не первый случай, прошли два американских военных корабля, вооружённых ракетами. Между тем по духу Конвенции Монтрё заход ракетных военных кораблей в Чёрное море расценивался как провокационный, и такие случаи продолжаются всё чаще. А наша дипломатия молчит, проглатывая нарушения Конвенции Монтрё…

Почему сегодня возник интерес Турции к вопросу Конвенции? Явно его подогрели разногласия с НАТО и наглое давление США на интересы страны. Вопросы, касаемые Конвенции Монтрё, вызывают в Турции бурные эмоции. Это и понятно.

Дело в том, что она накладывает на Турцию определённые обязательства. Согласно Конвенции Монтрё проливы Босфор и Дарданеллы объявлены свободными для торгового судоходства, и Турция ничего не получает с транзита, кроме платы за услуги по обслуге проливов, а могла бы зарабатывать миллиарды долларов в год. Потом, она обязана контролировать заходы в Чёрное море военных судов нерегиональных стран (общий тоннаж 45 тысяч тонн) и нахождение их в Чёрном море не более 21 дня. А это головная боль в связи с активной деятельностью США в этом регионе.

России надо помнить о Конвенции Монтрё в связи с вопросами Северного Морского Пути, какой статус его ожидает? Поэтому нашим дипломатам рано отдыхать от мировых забот, а надо постоянно помнить, что кроме СМП есть и Черноморские проливы, значение которых ещё никто не отменял. У дипломатии не должно быть второстепенных вопросов, есть постоянные интересы страны!

Ветеран спецслужб РФ Николай Романов: Официальных данных о смерти Сергея Скрипаля пока не поступало

НТВ: Волочкову выселили из турецкого отеля за неуважительное отношение к гостям

США зацементировали политику в украинском направлении

Конвенция Монтрё по Чёрному морю становится опасной для России

Волочкова о выселении из отеля в Турции: «Слухи распространяют люди злые, завистливые и недолюбленные»

Российское общество «Знание» обратит внимание дагестанской молодежи на культуру и дипломатию боевых искусств

В северных районах Хабаровского края закрывается навигация для маломерных судов

Обязательная вакцинация в России останется добровольной. Резонансные новости недели

Нашелся «способ» бороться с «байрактарами» на Донбассе

Лекарство от COVID-19 существует, и было создано российским ученым в 2016 году?

Предприниматель Дмитрий Давыдов предложил меры по борьбе с автомобильными пробками

Как Конвенция Монтрё определила порядок прохода судов и кораблей через черноморские проливы

Россия прекращает дипломатические отношения с НАТО

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

Источник

Конвенция о режиме проливов (Конвенция Монтре) 1936 года

договор о проливах босфор и дарданеллы. договор о проливах босфор и дарданеллы фото. картинка договор о проливах босфор и дарданеллы. смотреть фото договор о проливах босфор и дарданеллы. смотреть картинку договор о проливах босфор и дарданеллы.

«Конвенция о режиме проливов», больше известная под названием Конвенция Монтрё (Convention de Montreux), была подписана 20 июля 1936 года по итогам конференции по пересмотру режима черноморских проливов, проходившей с 22 июня по 21 июля 1936 года в швейцарском городе Монтрё.

В конференции приняли участие представители СССР, Великобритании, Австралии, Франции, Турции, Болгарии, Греции, Румынии, Югославии, Японии. Конвенция заменила собой Лозаннскую конвенцию 1923 года.

Конвенция восстановила суверенитет Турции над Черноморскими проливами, а также гарантировала особые права черноморских государств в части использования проливов. Была отвергнута британская идея уравнять права черноморских и нечерноморских держав на проход их военных кораблей через проливы, получив под таким предлогом значительное военное преимущество.

Конвенция сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через черноморские проливы Босфор и Дарданеллы с соблюдением правил, установленных Конвенцией.

Согласно статье 2 Конвенции Монтрё, в мирное время торговые суда пользуются правом полной свободы прохода и плавания в Проливах, днем и ночью, независимо от флага и груза, без каких‑либо формальностей, при условии соблюдения некоторых санитарных требований. Торговые суда могут пользоваться свободой судоходства и плавания в Проливах даже в условиях войны (статья 4), если только Турция сама не является одной из воюющих сторон и суда не принадлежат к стране, находящейся в войне с Турцией (статья 5). При этом статья 6 Конвенции содержит условие, что, если Турция сочтет себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, право свободного прохода также сохраняется — но с условием, что суда должны входить в проливы днем, а проход должен будет совершаться по пути, указываемому турецкими властями.

Если состояние судна отвечает санитарным нормам, что подтверждено соответствующими документами, то оно может не останавливаться в проливах и следовать транзитом без каких‑либо формальностей. Если же документы отсутствуют, то следует сделать остановку для подробного санитарного осмотра, который дополнительно оплачивается. Кроме того, за проход взимается санитарный сбор (приложение I к Конвенции Монтрё).

Документ подробно регламентирует проход военных кораблей через проливы, ставя в преимущественное положение корабли причерноморских государств по сравнению с другими. Черноморские державы вправе проводить через проливы в мирное время (при условии предварительного уведомления властей Турции) любые свои военные корабли (статьи 11, 12,13). Для военных кораблей нечерноморских держав Конвенция устанавливает ограничения по классу, разрешая проход через проливы мелким надводным кораблям, небольшим боевым и вспомогательным судам (статья 10).

Устанавливаются порядок и сроки предупреждения турецкого правительства о всяком предстоящем проходе военных судов через проливы (статья 13).

Общий максимальный тоннаж всех судов иностранных морских отрядов, которые могут находиться в состоянии транзита через проливы, не должен превышать 15 000 тонн (статья 14). Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Черном море не может превышать 30 000 тонн (с возможностью повышения этого максимума до 45 000 тонн в случае увеличения численности ВМФ черноморских стран) со сроком пребывания не больше двадцати одного дня (статья 18).

Ключевыми положениями Конвенции являются права Турции на закрытие проливов в военное время. В случае участия Турции в войне, а также, если Турция сочтет, что она находится под непосредственной угрозой войны, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов (статьи 20, 21). Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы (статья 19).

Необоснованное закрытие проливов, согласно статье 21 Конвенции, может быть отменено Советом Лиги Наций (в настоящее время его функции переданы ООН), если он большинством в две трети голосов решит, что меры, принятые таким образом Турцией, необоснованны, и если большинство стран, подписавших Конвенцию, с этим согласятся.

Конвенция Монтрё заключена сроком на 20 лет и автоматически продлевается на очередные 20 лет при отсутствии денонсации со стороны государств, ее подписавших. Вступила в силу 9 ноября 1936 года и продолжает действовать в настоящее время.

Игнорируют нормы Конвенции США, систематически нарушающие сроки пребывания своих кораблей в Черном море. Так, в 2014 году конвенцию нарушил фрегат ВМС США USS Taylor, превысив на 11 суток лимит пребывания в Черном море в 21 день, установленный для военных кораблей нечерноморских стран.

Среди стран НАТО на постоянное присутствие в водах Черного моря имеют право только Румыния, Турция и Болгария. При этом Болгария отказалась от участия в инициативе по увеличению присутствия сил альянса, заявив, что «не хочет войны в регионе».

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

В. Сизов «Значение Конвенции Монтрё в современных условиях»

договор о проливах босфор и дарданеллы. договор о проливах босфор и дарданеллы фото. картинка договор о проливах босфор и дарданеллы. смотреть фото договор о проливах босфор и дарданеллы. смотреть картинку договор о проливах босфор и дарданеллы.

Беспрепятственное использование проливов, соединяющих Черное и Средиземное моря, исторически является одним из ключевых факторов стабильного экономического развития причерноморских государств, расширения их сотрудничества с другими странами, а также защиты своих национальных интересов. В условиях сложной обстановки на Украине и Ближнем Востоке вопрос регулирования судоходства на Черном море становится особенно актуальным.

Конвенция по режиму прохода черноморских проливов была заключена 20 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария) в ходе конференции по пересмотру первого аналогичного документа, принятого еще в 1923-м в г. Лозанна (Швейцария). Новое соглашение вступило в силу 9 ноября 1936 года. Формально срок его действия 20 лет. Однако в соответствии с положениями документа он «остается в силе сверх указанного срока до того момента, когда истекут два года после направления уведомления о денонсации в адрес правительства Франции» (депозитарий), которое обязано проинформировать об этом всех остальных участников. По состоянию на август 2019 года к документу присоединились следующие государства: Австралия, Болгария, Великобритания, Греция, Италия, Кипр, Россия, Румыния, Турция, Украина, Франция и Япония.

Конвенция Монтрё закрепила суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы. В ней оговаривается, что торговые суда всех государств в мирное и военное время (когда Турция является невоюющей стороной) пользуются полной свободой прохода и плавания в черноморских проливах днем и ночью независимо от флага государства и перевозимого груза без каких-либо формальностей. Вместе с тем Анкаре предоставлено право взимать с каждого судна сбор для покрытия расходов по санитарному контролю, навигационному сопровождению и содержанию спасательной службы. Порядок и режим транзита через указанные проливы кораблей в отношении черноморских и нечерноморских государств отличаются. Из документа следует, что первые в мирное время могут проводить корабли любого класса. Запрещается только в этот период выполнять полеты палубной авиации.

Черноморские страны также имеют право проводить через проливы свои подводные лодки (ПЛ), построенные или купленные вне этого моря, в случае следования к месту базирования при условии, что Турция будет заблаговременно уведомлена о закладке или покупке таких кораблей. Кроме того, ПЛ, принадлежащие данным государствам, могут проходить через проливы для ремонта на верфях, расположенных вне этого моря, при условии, что точная информация по данному факту будет предоставлена турецкой стороне. В обоих случаях лодки должны следовать в дневное время в надводном положении и в единственном числе.

договор о проливах босфор и дарданеллы. договор о проливах босфор и дарданеллы фото. картинка договор о проливах босфор и дарданеллы. смотреть фото договор о проливах босфор и дарданеллы. смотреть картинку договор о проливах босфор и дарданеллы.

В случае участия Турции в войне проход военных кораблей через проливы «будет зависеть исключительно от усмотрения турецкого правительства» (ст. 20). При возникновении для Турции «угрозы непосредственной опасности» (ст. 21) могут быть приняты аналогичные меры. Однако они могут быть отменены, если Совет Безопасности ООН 2/3 голосов признает их необоснованными.

Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов воюющего государства. Военные корабли, которые, пройдя проливы, оказались вне портов основной стоянки, могут вернуться в них. Однако Турция может лишить подобного права корабли государства, вызвавшего применение соответствующих мер.

Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, торговые суда, не принадлежащие стране, находящейся в войне с ней, будут пользоваться правом свободного прохода и плавания в проливах при условии, что они не оказывают содействие противнику. Эти суда должны будут проходить проливы в дневное время по маршруту, который в каждом случае указывают турецкие власти.

В случае когда Анкара считает себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, свободный проход для торговых судов сохраняется, однако они могут преодолевать проливы, как и во время войны.

Черноморские страны обязаны ежегодно по состоянию на 1 января и 1 июля сообщать Турции общее водоизмещение кораблей своего флота. Военно-политическое руководство республики рассматривает сохранение контроля над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы как один из важнейших элементов поддержания статуса региональной державы, обладающей стратегически важным географическим положением в Европейско-Азиатском континентальном районе. Монопольное право Анкары на регулирование судоходства в проливах является инструментом для оказания определенного давления на черноморские государства, ограничивая по своему усмотрению транзит военных кораблей и гражданских судов. При этом ограничение (затруднение) их прохода, а также введение полного запрета могут быть реализованы как в рамках международного права, так и в обход него.

Так, на фоне обострения отношений с Российской Федерацией в 2015 и 2016 годах фиксировались факты задержки российских гражданских судов в турецких портах и проливах под предлогом различных формальных нарушений, связанных с работой судового оборудования и систем безопасности. Кроме того, Турция периодически ограничивает право на свободное прохождение судов, объясняя это мерами по нормализации экологической ситуации в районе проливов. В феврале 2019 года, например, отмечался значительный рост времени получения разрешения на проход черноморских проливов нефтеналивными танкерами, следующими из порта Новороссийск в Европу и обратно. По официальным данным Анкары, причинами задержки стали неблагоприятные погодные условия.

договор о проливах босфор и дарданеллы. договор о проливах босфор и дарданеллы фото. картинка договор о проливах босфор и дарданеллы. смотреть фото договор о проливах босфор и дарданеллы. смотреть картинку договор о проливах босфор и дарданеллы.

Однако возникает вопрос о международно-правовом статусе такого проекта, в том числе в контексте действующего соглашения. По заявлениям турецкой стороны, «Стамбульский канал» является прежде всего экономическим проектом, направленным на уменьшение транзитной нагрузки на пролив Босфор и повышение безопасности торгового судоходства. Что касается международно-правового аспекта, то режим Конвенции Монтрё, охватывающий пространство от Средиземного до Черного моря, останется неизменным, в том числе для новой искусственной морской магистрали.

В отношении военных кораблей продолжит действовать установленный этим документом режим прохода через проливную зону. Однако не исключено, что в случае возникновения каких-то нештатных ситуаций в проливе Босфор (неблагоприятные климатические условия, техногенные катастрофы и т. д.) турецкая сторона, временно закрыв его для прохождения судов, направит через строящийся канал и военные корабли. По утверждению Анкары, подобные решения будут приниматься с соблюдением всех требований Конвенции Монтрё.

Источник: журнал «Зарубежное военное обозрение» №10 2019

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *