договор о разоружении между ссср и сша

Договор РСМД: 30 лет баланса между страхом и предательством

Ровно 30 лет назад вступил в силу один из самых спорных договоров о разоружении между СССР и США. Сегодня Соёдиненные Штаты из него выходят

США пугливо, но решительно выходят из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). Как раз сегодня, только 30 лет назад, в 1988 году, он вступил в действие.

Почему решительно – тоже понятно: ждать некогда, война, уже явно запланированная обслуживающими «глубинное государство» американскими элитами, на пороге. И решение о выходе из ДРСМД принимается законодательно, на уровне Конгресса США.

А вот откуда парадоксальная при этом пугливость, понять сложнее. Но она есть, ибо тот же конгресс решился на днях только принять проект военного бюджета, в котором обозначен годичный мораторий на соблюдение договора. Да ещё и ссылки идут на Китай, который договор не подписывал, а потому, по словам командующего Индо-Тихоокеанского командования вооружённых сил США Филиппа Дэвидсона,

договор о РСМД сегодня несправедливо ставит Соединённые Штаты в заведомо невыгодное положение и подвергает наши силы риску».

Что регулирует договор?

договор о разоружении между ссср и сша. договор о разоружении между ссср и сша фото. картинка договор о разоружении между ссср и сша. смотреть фото договор о разоружении между ссср и сша. смотреть картинку договор о разоружении между ссср и сша.

Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности был подписан 8 декабря 1987 года генеральным секретарём ЦК КПСС Михаилом Горбачёвым и президентом США Рональдом Рейганом в Вашингтоне. Вступил в действие 1 июня 1988 года.

Согласно документу, под ликвидацию подпадали советские и американские ракеты с радиусом действия от 500 до 1000 км и от 1000 до 5500 км.

И вообще СССР уничтожил тогда 1846 ракет, а США – всего 846.

Горбачёв любил жесты доброй воли. За которые на Западе его и ценили.

Обстоятельства принуждения

Тут важны обстоятельства, в которых всё происходило. Потому что они очень похожи на нынешние. В 1981 году к власти в США пришел Рональд Рейган.

договор о разоружении между ссср и сша. договор о разоружении между ссср и сша фото. картинка договор о разоружении между ссср и сша. смотреть фото договор о разоружении между ссср и сша. смотреть картинку договор о разоружении между ссср и сша.

Р. Рейган. Фото: www.globallookpress.com

Человек обаятельный и решительный, в жизни продолжавший исполнять роли ковбоев, сыгранных им в кино. А реально делами за его спиной и от его имени заправляла его жена Нэнси – дама, решительная во всех отношениях. И, скорее всего, управлявшая им от имени уже тогда заканчивавшего складываться надмирового, но глубинного «государства». Этот опыт был апробирован ещё во времена, когда Рейган был губернатором Калифорнии. Реальными делами при нём заправляли крупные наднациональные корпорации. А он был не более чем портретом на стене, так как для большего никакой компетентностью не обладал.

Его приход к власти тоже сопровождался решительными заявлениями. Например, про то, что нужно «поставить на место» Советский Союз – примерно в том же духе, что Дональд Трамп начал с Северной Кореей. (Такое вот измельчание Америки, заметим в скобках).

И то же было у России с Европой: вроде и враги по блокам, и идеологические противники – а вот тянет друг к другу, ибо хозяйственно необходимы. Вот и наследие Второй мировой войны преодолели, договорились в 1975 году при прежних американских слабаках-президентах о нерушимости послевоенных границ. Так и до партнёрств-союзов дело могло дойти, чего доброго…

И вскоре после прихода в Белый дом Рейган проявляет жуткое беспокойство о судьбе европейских союзников США. И с гневом указав пальчиком на советские ракеты в ГДР и Чехословакии, приказывает установить в Европе свои ракеты средней дальности «Першинг-II».

Предпосылки и причины

Многие решили, что это – конец, война. Появилась даже фраза, рождённая рекламным гением какой-то туристической фирмы, но ставшая крылатой: «Спешите посетить Европу, покуда она ещё существует!»

А тут ещё в Советском Союзе начались «гонки на лафетах» – регулярные похороны престарелых вождей, сопровождавшиеся естественными политическими пертурбациями.

Однако русских военных и военного производства это всё касалось мало. Наоборот, в 1984 году война в Афганистане пошла с нарастающим успехом, и готовилось уже восстание пуштунов в Зоне племён в Пакистане, которое выводило бы ту страну из игры. А при весьма вероятном – если не включённом в план – вмешательстве Индии выводило бы Пакистан и из списка государств вовсе, а Афганистан прирастал бы отнятыми у него ранее территориями Белуджистана. Кому он был бы за это благодарен? Вот именно. И никаких возможностей поддерживать войну дальше у США не было бы – просто не через кого.

договор о разоружении между ссср и сша. договор о разоружении между ссср и сша фото. картинка договор о разоружении между ссср и сша. смотреть фото договор о разоружении между ссср и сша. смотреть картинку договор о разоружении между ссср и сша.

М. Тэтчер и М. Горбачев. Фото: www.globallookpress.com

Нет, это, конечно, не было так, как в шпионских детективах. Никто Горбачёву не предлагал поделиться шифрами и картами ракетных позиций, посулив за это миллион долларов и домик в Майами (хотя по факту это он тоже получил). Там было другое – обещание помочь с захватом власти через свою агентуру и агентуру «глубинного государства» в СССР. И далее – улучшать, поднимать, торговать и всё прочее, что могло бы действительно сделать Горбачёва величайшим миротворцем и вождём процветшей при нём страны.

Да и логично всё выглядело: надо улучшить отношения с Западом, это позволит уменьшить траты на вооружение, даст миллиарды в народное хозяйство, а заодно сильно ослабит слишком много взявших на себя военных и производственных генералов оборонно-промышленного комплекса.

Что из этого вышло, все мы сегодня знаем. Но домик на Западе Горбачёв получил, да.

Так всё и сошлось: желание Запада избавиться от страха перед советскими ракетами и желание его агентуры в Москве избавиться от врагов своих и Запада. И одним из важнейших шагов к этой цели и стал Договор о ракетах средней и меньшей дальности…

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Политика

США и Россия — история ядерного разоружения

26 мая 1972, Ричард Никсон и Леонид Брежнев подписали соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ). В связи с годовщиной этого события газета Le Figaro предлагает вашему вниманию обзор основных российско-американских двусторонних соглашений.

Разоружение или ограничение наращивания стратегических вооружений? Политика ядерного устрашения во времена холодной войны повлекла за собой бешеную гонку вооружений двух супердержав, которая могла бы привести к катастрофе. Именно поэтому 45 лет назад США и СССР подписали первый договор о сокращении стратегических вооружений.

Договор 1: первое двустороннее соглашение о сокращении вооружений

26 мая 1972 года президент США Ричард Никсон и Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев подписали соглашение об ограничении стратегических вооружений. Подписание происходило перед телекамерами во Владимирском зале Большого кремлевского дворца в Москве. Это событие стало результатом переговоров начавшихся в ноябре1969 года.

Договор ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок, их расположение и состав. Дополнение к договору от 1974 года сократило число развертываемых каждой стороной районов ПРО до одного. Однако один из пунктов договора позволял сторонам расторгнуть договор в одностороннем порядке. Именно это и сделали США в 2001 году, чтобы приступить к развертыванию системы ПРО на своей территории после 2004-2005 годов. Дата окончательного выхода США из этого соглашения наступила 13 июня 2002 года.

Договор 1972 года включает в себя временное соглашение сроком на 20 лет, которое запрещает производство пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования и ограничивает пусковые установки баллистических ракет на подводных лодках. Также, согласно этому договору, стороны обязуются продолжить активные и всеобъемлющие переговоры.

Это «историческое» соглашение должно было особенно помочь в восстановлении равновесия сил устрашения. И это не касается производства наступательных вооружений и ограничений количества боеголовок и стратегических бомбардировщиков. Ударные силы обеих стран все еще очень велики. В первую очередь этот договор позволяет обеим странам умерить расходы, сохраняя при этом способность массового поражения. Это побудило Андре Фроссара (André Frossard) написать в газете 29 мая 1972 года: «Быть способными устроить примерно 27 концов света — точную цифру я не знаю — дает им достаточное чувство безопасности и позволяет им избавить нас от множества дополнительных способов уничтожения. За это нам нужно благодарить их доброе сердце».

Договор 2: ослабление напряженности между двумя странами

После 6 лет переговоров новый договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений был подписан американским президентом Джимми Картером и Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневы в Вене 18 июня 1979 года. Этот сложный документ включает в себя 19 статей, 43 страницы определений, 3 страницы с перечислениями запасов военных арсеналов двух стран, 3 страницы протокола, который вступит в силу 1981 году и, наконец, декларацию о принципах, которые лягут в основу переговоров по ОСВ-3.


Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности

8 декабря 1987 года в Вашингтоне, Михаил Горбачев и Рональд Рейган подписали бессрочный Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), вступивший в силу в мае 1988 года. Этот «исторический» договор впервые предусматривал ликвидацию вооружений. Речь шла о ракетах средней и малой дальности с радиусом действия от 500 до 5,5 тысяч км. Они представляли собой от 3 до 4 % всего арсенала. В соответствии с договором, стороны, в течение трёх лет с момента его вступления в силу, должны были уничтожить все ракеты средней и малой дальности. Договор также предусматривал процедуры взаимных проверок «на местах».

Во время подписания договора Рейган подчеркнул: «Впервые в истории мы перешли то обсуждений контроля над вооружениями к обсуждению их сокращения». Оба президента особенно настаивали на сокращении 50% их стратегических арсеналов. Они ориентировались на будущий договор СНВ, подписание которого первоначально было запланировано на весну 1988 года.


СНВ‑1: начало настоящего разоружения

31 июля 1991 года президент США Джордж Буш и его советский коллега Михаил Горбачев подписали в Москве Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Это соглашение стало первым настоящим сокращением стратегических арсеналов двух сверхдержав. По его условиям, страны должны были в три этапа (по семь лет) на четверть или треть уменьшить количество самых опасных видов оружия: межконтинентальных баллистических ракет и ракет подводного базирования.

СНВ-2: радикальные сокращения

Контекст

договор о разоружении между ссср и сша. договор о разоружении между ссср и сша фото. картинка договор о разоружении между ссср и сша. смотреть фото договор о разоружении между ссср и сша. смотреть картинку договор о разоружении между ссср и сша.

Конец договора о РСМД?

Договор РСМД мертв?

Борис Ельцин увидел в нем источник надежды, а Джордж Буш посчитал его символом «окончания холодной войны» и «свободного от страха лучшего будущего для наших родителей и детей». Как бы то ни было, действительность осталась не столь идиллической: обе страны все еще могут несколько раз уничтожить всю планету.

СНП: точка в холодной войне

Тем не менее, это небольшое по объему двустороннее соглашение (пять кратких статей) не отличалось точностью и не содержало проверочных мер. Его роль с точки зрения имиджа сторон была важнее его наполнения: о сокращении говорили не впервые. Как бы то ни было, оно все же стало поворотным моментом, окончанием военно-стратегического паритета: не обладая нужными для того экономическими возможностями, Россия отказалась от притязаний на статус сверхдержавы. Кроме того, договор открыл дверь в «новую эру», потому что сопровождался заявлением о «новом стратегическом партнерстве». США делали ставку на обычные вооруженные силы и понимали бесполезность большей части своего ядерного арсенала. Буш отметил, что подписание СНП позволяет избавиться от «наследия холодной войны» и враждебности между двумя странами.

СНВ-3: защита национальных интересов

Кроме того, в соглашении предусматривается проверка цифр совместной группой инспекторов через семь лет после его вступления в силу. Здесь стоит отметить, что установленные планки не слишком отличаются от тех, что были указаны в 2002 году. В нем также не говорится о тактическом ядерном оружии, тысячах деактивированных боеголовок на складах и бомбах стратегической авиации. Американский Сенат ратифицировал его в 2010 году.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Публикатор

Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений («новый ДСНВ» или ДСНВ-3) подписан
в г. Праге 8 апреля 2010 г. Вступил в силу 5 февраля 2011 г. Параллельно с подписанием Договора российская сторона выступила с односторонним заявлением по противоракетной обороне.

Новое соглашение по СНВ выработано на строго паритетной основе в соответствии с принципом равной и неделимой безопасности.

Договор предусматривает реальные, проверяемые и необратимые сокращения стратегических наступательных вооружений. В результате таких сокращений имеющиеся у сторон суммарные количества средств СНВ через семь лет после вступления Договора в силу (к февралю 2018 г.) и в дальнейшем не должны превышать:

• 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), развернутых баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и развернутых тяжелых бомбардировщиков (ТБ);

• 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР и БРПЛ, а также ТБ;

• 1550 боезарядов на развернутых МБР, БРПЛ и ТБ.

Таким образом, Россия и США на треть сокращают боезаряды («потолок» по Договору о сокращении стратегических наступательных потенциалов 2002 года – 2200 единиц) и более чем в два раза стратегические носители («потолок» по Договору о СНВ 1991 года – 1600 единиц). При этом предусматривается, что каждая из сторон имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих СНВ. Запрещается базирование СНВ за пределами национальной территории.

Для целей Договора разработан механизм контроля, отвечающий современным реалиям и обеспечивающий необратимость, проверяемость и транспарентность процесса сокращений СНВ.

Поле действия Договора охватывает все существующие типы стратегических систем, а также МБР и БРПЛ в неядерном оснащении (в случае их создания).

В нем в юридически обязывающей форме зафиксирована взаимосвязь между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями, а также ее возрастающая важность в процессе сокращения СНВ.

Неотъемлемыми частями Договора являются Протокол и приложения. В них прописаны положения, касающиеся определений терминов, обмена данными и уведомлениями, переоборудования или ликвидации, инспекционной деятельности, а также мер укрепления доверия. В соответствии с Протоколом каждая сторона Договора имеет ежегодную квоту в 18 инспекций. Предусматриваются также показы новых образцов СНВ, происходит интенсивный обмен уведомлениями о военной деятельности, связанной с СНВ.

Срок действия Договора – десять лет с возможностью продления.

Для решения вопросов практической реализации Договора создана Двусторонняя консультативная комиссия (ДКК), которая собирается два раза в год. К настоящему времени состоялось 13 сессий ДКК.

Источник

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Публикатор

Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (ДРСМД) был подписан 8 декабря 1987 г., вступил в силу 1 июня 1988 г. и до прекращения своего действия 2 августа 2019 г. в результате одностороннего выхода из него США носил бессрочный характер.

Попавшие в сферу охвата Договора советские и американские БРНБ и КРНБ были полностью уничтожены в течение первых трёх лет его действия. Ликвидации также подверглись ПУ этих ракет, связанные с ними вспомогательные сооружения и оборудование, операционные базы. В целях контроля за выполнением Договора до мая 2001 г. сторонами осуществлялись инспекции на местах, в том числе на постоянной основе на проходных пунктах объектов по производству ракет.

После распада СССР практическое выполнение Договора помимо России и США осуществляли Белоруссия, Казахстан и Украина.

12 октября 2007 г. на встрече с министрами иностранных дел и обороны России и США Президент В.В.Путин выдвинул идею о придании обязательствам по ДРСМД глобального характера. Американская сторона поддержала это предложение.

25 октября 2007 г. на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было распространено Совместное российско-американское заявление по ДРСМД. В нем, в частности, содержался призыв ко всем заинтересованным странам обсудить возможность придания глобального характера обязательствам по Договору путём отказа от БРНБ и КРНБ с дальностью 500-5500 км.

На пленарном заседании Конференции по разоружению в Женеве 12 февраля 2008 г. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров предложил приступить к совместному поиску оптимальных путей продвижения указанной инициативы. Он также внёс на обсуждение проект Основных элементов международно-правовой договорённости о ликвидации РСМД наземного базирования, открытой для широкого присоединения.

Несмотря на усилия России, достаточной поддержки и дальнейшего практического развития данная инициатива не получила.

В контексте выполнения ДРСМД у России возник и сохранялся ряд конкретных претензий к американской стороне. Они заключались в следующем:

Все эти годы российские претензии Вашингтоном игнорировались. В совокупности рассматриваем подобные действия США как целенаправленную попытку в период действия ДРСМД обеспечить себе военное преимущество в обход Договора.

С 2013 г. США выдвигали в адрес России голословные претензии в нарушении ДРСМД. Американская сторона безосновательно утверждала, что принятая на вооружение российская КРНБ с индексом 9М729 имеет запрещённую по Договору дальность в диапазоне 500-5500 км. Однако, несмотря на наши настойчивые многолетние призывы, США отказались представить конкретные данные, на основании которых был сделан вывод о дальности данной КРНБ, что было принципиально важно для предметного военно-технического разбора проблемы.

Россия отвергала и отвергает беспочвенные обвинения со стороны США. Мы неоднократно заявляли, в т.ч. на высшем уровне, что наша страна не допускала никаких нарушений ДРСМД. КРНБ 9М729 не разрабатывалась для пусков на запрещённую по Договору дальность и не испытывалась на такие дистанции, а значит, полностью соответствует нашим международным обязательствам.

С учётом решения США о выходе из Договора рассматриваем развязанную Вашингтоном пропагандистскую кампанию с обвинениями в адрес России лицемерной акцией, срежиссированной в попытке оправдать собственные деструктивные действия по отношению к ДРСМД в глазах мирового сообщества.

Озабоченности сторон являлись предметом экспертных консультаций в двустороннем формате. Они также обсуждались в рамках Специальной контрольной комиссии, созданной в соответствии с Договором для рассмотрения вопросов его выполнения. Однако в результате контрпродуктивной позиции США ни по одному из проблемных вопросов прогресса достигнуто не было.

Вместо совместной работы по профессиональному и деполитизированному урегулированию имеющихся проблем США в ходе многочисленных контактов раз за разом отказывались представить конкретику в подкрепление своих обвинений и проявляли полное нежелание предпринимать шаги по снятию российских озабоченностей.

Одновременно бездоказательные претензии в наш адрес были использованы Вашингтоном в качестве предлога для наращивания на Россию политического, санкционного и военного давления в рамках комплексной стратегии всестороннего «сдерживания» нашей страны.

20 октября 2018 г. Президент США Д.Трамп заявил, что в связи с «многолетними нарушениями» Россией Договора о РСМД и неучастием в нём Китая Вашингтон намерен выйти из него и начать разработку вооружений соответствующего класса.

В ходе последовавших за этим двусторонних контактов российской стороне было на политическом уровне пояснено, что заявление Д.Трампа не является «приглашением к переговорам» о судьбе Договора. Была особо акцентирована озабоченность наличием наземных РСМД в арсенале Китая, а также некоторых других стран (Иран, КНДР и др.).

4 декабря 2018 г. американская сторона в официальной ноте и соответствующем публичном выступлении Госсекретаря США М.Помпео обвинила Россию в «существенном нарушении» ДРСМД и выдвинула ультиматум о «возвращении» нашей страны к «полному и проверяемому соблюдению Договора». Под этим подразумевалось необоснованное и заведомо неприемлемое требование ликвидировать все КРНБ 9М729, их ПУ и вспомогательное оборудование. США проинформировали, что в противном случае через 60 дней (со 2 февраля 2019 г.) приостановят выполнение ими Договора и начнут шестимесячный отсчёт до окончательного выхода из него. Среди причин, подталкивающих Вашингтон к денонсации, в заявлении М.Помпео вновь прозвучал фактор обладания Китаем, а также Ираном и КНДР арсеналами наземных РСМД.

1 февраля 2019 г. Д.Трамп заявил, что США приостанавливают выполнение своих обязательств по Договору и начинают процесс выхода из него. Для этого была задействована процедура по статье XV Договора, предусматривающая предуведомление другой стороны за шесть месяцев. Одновременно Вашингтон подтвердил курс на разработку запрещённых по ДРСМД ракетных систем. При этом США декларировали готовность отказаться от линии на слом Договора, если Россия согласится уничтожить все комплексы с КРНБ 9М729. Прибегнув к подобному шантажу, Вашингтон по сути отсёк пути к нахождению рациональных взаимоприемлемых развязок. В НАТО была выражена полная поддержка действиям США в отношении ДРСМД.

Россией предпринимались последовательные политико-дипломатические и переговорные усилия по разрешению кризиса вокруг ДРСМД.

В нескольких совместных заявлениях (от 11 июня и 6 декабря 2018 г. на уровне министров иностранных дел, а также 8 ноября 2018 г. на высшем уровне) страны-участницы ОДКБ выразили озабоченность в связи с действиями США в отношении ДРСМД и призвали обеспечить его жизнеспособность.

Россия распространила в Первом комитете Генеральной Ассамблеи ООН проект резолюции в поддержку ДРСМД. Однако работа над ним была заблокирована США и их союзниками.

Внесли аналогичный документ на рассмотрение непосредственно Генассамблеей ООН. Он был отклонён при 43 голосах «за», 46 – «против» и 78 воздержавшихся. Среди выступивших против российского проекта – все страны НАТО и ряд других союзников и ближайших партнёров США.

По нашей инициативе 15 января 2019 г. в Женеве состоялась российско-американская встреча межведомственных делегаций на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств. Российская делегация прибыла в Женеву с твёрдым намерением добиться прогресса в урегулировании на основе взаимности встречных претензий сторон. Для нахождения реалистичных и работоспособных решений и, соответственно, путей спасения Договора, нами была проделана серьёзная подготовительная работа, позволившая выдвинуть пакет конкретных инициатив. В частности, нами было предложено обсудить мероприятия, которые позволили бы продемонстрировать безосновательность американских претензий в отношении ракеты 9М729 и подтвердить её заявленную дальность, которая составляет менее 500 км. Речь шла о показе и брифинге по данной ракете и её пусковой установке с разъяснением имеющихся отличий от других моделей, характеристики которых не вызывали у США вопросов. При этом мы были открыты к тому, чтобы договариваться с американской стороной о конкретных параметрах такого показа. Фактически речь шла о готовности в духе доброй воли проявить беспрецедентную транспарентность, выходящую далеко за рамки наших обязательств по ДРСМД.

Мы также предложили США предметно обсудить встречные шаги, включая меры транспарентности, по российским озабоченностям в отношении универсальных пусковых установок Мk-41 в составе наземных комплексов «Иджис Эшор», ударных беспилотных летательных аппаратов, подпадавших под содержавшееся в Договоре определение крылатой ракеты средней дальности наземного базирования, а также ракет-мишеней с характеристиками, аналогичными запрещённым баллистическим ракетам средней и меньшей дальности. Мы изложили американской стороне наше видение возможных путей решения данных проблем. При этом проявили существенную гибкость и сформулировали вполне реализуемые и компромиссные по сути идеи.

Однако все российские инициативы были отвергнуты. Представители США даже не захотели вникать в существо и нюансы наших предложений, показали себя не готовыми вести разговор на основе принципов равноправия и включаться в конструктивный диалог. Американская сторона также заявила, что «никакие показы и брифинги», а также возможные пуски ракеты 9М729 в присутствии наблюдателей из США не смогут изменить мнения Вашингтона. Всё это, дескать, совершенно ничего не стоит на фоне тех «абсолютно достоверных разведданных», которыми якобы располагают США. От раскрытия этих «данных» для их совместного анализа и перепроверки американцы, как обычно, уклонились. Наотрез отказалась делегация США вести речь и о работе над снятием российских озабоченностей, отвергнув саму идею взаимности.

23 января 2019 г. провели для военных атташе государств ОДКБ, БРИКС, ЕС и НАТО показ и брифинг по ракете 9М729. На основе сравнения с базовой для данной модификации ракетой 9М728 представители Минобороны России наглядно продемонстрировали, что указанная система не разрабатывалась для применения на дальностях свыше 500 км и технически не могла быть испытана на такие дистанции. Из стран НАТО в мероприятии приняли участие только Болгария, Греция и Турция.

25 января 2019 г. на заседании Совета Россия-НАТО в Брюсселе представители стран альянса сослались на то, что «статичный» показ ракеты «недостаточен» для снятия имеющейся озабоченности. Однако при этом они не смогли или не захотели сформулировать предметные технические вопросы к конкретной информации, представленной российской стороной 23 января 2019 г. Никаких новых идей также не прозвучало.

Несмотря на сигналы с российской стороны о целесообразности продолжить диалог, готовности к этому американцами проявлено не было.

Таким образом, при поддержке союзников по НАТО ситуация была целенаправленно заведена Вашингтоном в тупик. Своим соглашательством и попустительством европейские союзники США фактически подыграли деструктивным действиям Вашингтона в отношении ДРСМД и по сути отказались от усилий по спасению Договора вопреки интересам общеевропейской и собственной национальной безопасности.

На этом фоне в США были дополнительно профинансированы и активизированы НИОКР по созданию запрещённых по ДРСМД ракетных вооружений. Профильные корпорации американского ВПК приступили к расширению соответствующих производственных мощностей. Одновременно с этим представители Пентагона начали публично рассуждать о том, что перспективные наземные РСМД способны существенно повысить гибкость военного потенциала США и оперативного планирования применительно к региональным ТВД – в АТР и Европе.

2 февраля 2019 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин заявил, что мы будем вынуждены дать «зеркальный» ответ на действия США, включая приостановление выполнения ДРСМД и осуществление НИОКР в ракетной области для поддержания баланса сил в данной сфере.

В то же время Президент подчеркнул, что Россия не будет размещать подобные системы в Европе или других регионах мира, пока там не появятся американские вооружения данного класса. По существу с нашей стороны был введён односторонний мораторий на развёртывание таких средств.

В переданной американской стороне официальной ноте от 4 февраля 2019 г. категорически отвергли беспочвенные утверждения о несоблюдении Россией ДРСМД. Констатировали, что США так и не предприняли необходимых действий по устранению собственных многолетних и многочисленных нарушений Договора. Уведомили, что до возвращения США к неукоснительному соблюдению ДРСМД или до прекращения его действия Россия приостановит выполнение своих обязательств по Договору. Аналогичные по смыслу ноты направлены другим сторонам ДРСМД: Белоруссии, Казахстану и Украине.

4 марта 2019 г. Президентом России был подписан Указ о приостановлении Россией выполнения ДРСМД, что затем было закреплено в соответствующем Федеральном законе от 3 июля 2019 г.

В последовавших после этого контактах американская сторона не демонстрировала какого-либо интереса к обсуждению возможных путей сохранения Договора.

По завершении 2 августа 2019 г. инициированной США процедуры денонсации ДРСМД данное соглашение прекратило своё действие.

В настоящий момент в США идёт разработка широкого спектра РСМД наземного базирования. Начались лётные испытания соответствующих систем, причём в откровенно провокационной манере.

В частности, 18 августа 2019 г. американские военные провели первое лётное испытание ранее запрещённого по ДРСМД ракетного средства: с помощью размещённой на суше пусковой установки (ПУ) Mk-41 был произведён пуск крылатой ракеты семейства «Томагавк», которая поразила цель на расстоянии свыше 500 км. Таким образом была подтверждена обоснованность наших обвинений в прямом нарушении американской стороной ДРСМД в период его действия путём развёртывания ПУ Mk-41 на суше в составе якобы сугубо противоракетного комплекса «Иджис Эшор» в Румынии (в перспективе планируется его размещение также в Польше).

10 декабря 2019 г. на американском ракетном полигоне «Уайт-Сэндз» прошло первое испытание прототипа перспективной баллистической «ракеты точного удара» (Precision Strike Missile – PrSM), разрабатываемой на замену комплексу ATACMS. В ходе теста опытный образец пролетел около 240 км. В дальнейшем испытания данной системы были поставлены на регулярную основу. Американские военные заявляют, что в окончательной конфигурации система будет способна поражать цели на расстоянии, значительно превышающем 500 км: анонсированные параметры варьируются от 800 до «более 1000 км». В дальнейшем британские военные заявили о намерении закупить ракеты PrSM для уже имеющихся у них подвижных ПУ американского производства.

12 декабря 2019 г. с авиабазы «Ванденберг» был осуществлён испытательный пуск разрабатываемой баллистической ракеты наземного базирования (БРНБ) с маневрирующей головной частью на дальность, превышающую 500 км. По экспертным оценкам, данное средство было собрано с использованием элементов баллистических ракет-мишеней, что подтверждает оправданность давней российской озабоченности по данному вопросу в контексте ДРСМД, которая неизменно игнорировалась американской стороной.

В настоящий момент в США ведутся работы по созданию и целого ряда других систем с РСМД наземного базирования.

Американские высокопоставленные военные публично рассуждают о преимуществах и необходимости скорейшего развёртывания наземных РСМД в Европе против России и в АТР против Китая. По словам представителей Пентагона, на «европейском ТВД» в качестве потенциальных целей рассматриваются российские системы ПВО в составе так называемых «куполов» перекрытия доступа. Под эти задачи в военном ведомстве США создают в различных регионах мира т.н. «многосферные оперативные группы» (Multi-Domain Task Forces – MDTF): две – в АТР, по одной – на европейском и арктическом направлениях, а также для «глобального реагирования».

В сложившейся ситуации Россия предприняла жест доброй воли в рамках усилий по поддержанию предсказуемости и сдержанности в ракетной сфере, а также в целях создания основы для диалоговых решений. Лидерам ряда иностранных государств были разосланы личные послания Президента Российской Федерации В.В.Путина от 18 сентября 2019 г. с подробным изложением наших подходов к тематике РСМД. В фокусе посланий – востребованность усилий по недопущению гонки ракетных вооружений.

В обращениях к лидерам стран НАТО содержится прямой призыв принять на себя встречные обязательства, аналогичные объявленному нами мораторию на развёртывание наземных РСМД первыми. Конструктивной реакции со стороны США и стран НАТО на эти обращения не поступило.

В выступлении на 75-й сессии ГА ООН В.В.Путин заявил, что в России рассчитывают на проявление всеми сторонами сдержанности в развёртывании новых ракетных систем.

26 октября 2020 г. в своём заявлении Президент России развил предложение о встречных с НАТО мораториях на размещение в Европе РСМД наземного базирования, предложив рассмотреть конкретные варианты взаимных верификационных мер для снятия имеющихся озабоченностей. В конкретном плане речь могла бы идти о мерах проверки в отношении комплексов «Иджис Эшор» с пусковыми установками Мk-41 на базах США и НАТО в Европе, а также ракет 9М729 на объектах ВС России – прежде всего, в Калининградской области. Целью верификационных мероприятий стало бы подтверждение отсутствия на охваченных договорённостями объектах наземных РСМД, а также вооружений, по характеристикам и классификации которых стороны ранее не смогли договориться (российская ракета 9М729). Реакция подавляющего большинства стран НАТО на российское предложение оказалась негативной.

Призываем Вашингтон и его союзников по НАТО пересмотреть свой деструктивный курс и дать шанс политико-дипломатическому процессу в целях предотвращения дальнейшей эскалации напряжённости и рисков скатывания к конфронтации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *