договор о ракетах средней и меньшей дальности
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Публикатор
Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (ДРСМД) был подписан 8 декабря 1987 г., вступил в силу 1 июня 1988 г. и до прекращения своего действия 2 августа 2019 г. в результате одностороннего выхода из него США носил бессрочный характер.
Попавшие в сферу охвата Договора советские и американские БРНБ и КРНБ были полностью уничтожены в течение первых трёх лет его действия. Ликвидации также подверглись ПУ этих ракет, связанные с ними вспомогательные сооружения и оборудование, операционные базы. В целях контроля за выполнением Договора до мая 2001 г. сторонами осуществлялись инспекции на местах, в том числе на постоянной основе на проходных пунктах объектов по производству ракет.
После распада СССР практическое выполнение Договора помимо России и США осуществляли Белоруссия, Казахстан и Украина.
12 октября 2007 г. на встрече с министрами иностранных дел и обороны России и США Президент В.В.Путин выдвинул идею о придании обязательствам по ДРСМД глобального характера. Американская сторона поддержала это предложение.
25 октября 2007 г. на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было распространено Совместное российско-американское заявление по ДРСМД. В нем, в частности, содержался призыв ко всем заинтересованным странам обсудить возможность придания глобального характера обязательствам по Договору путём отказа от БРНБ и КРНБ с дальностью 500-5500 км.
На пленарном заседании Конференции по разоружению в Женеве 12 февраля 2008 г. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров предложил приступить к совместному поиску оптимальных путей продвижения указанной инициативы. Он также внёс на обсуждение проект Основных элементов международно-правовой договорённости о ликвидации РСМД наземного базирования, открытой для широкого присоединения.
Несмотря на усилия России, достаточной поддержки и дальнейшего практического развития данная инициатива не получила.
В контексте выполнения ДРСМД у России возник и сохранялся ряд конкретных претензий к американской стороне. Они заключались в следующем:
Все эти годы российские претензии Вашингтоном игнорировались. В совокупности рассматриваем подобные действия США как целенаправленную попытку в период действия ДРСМД обеспечить себе военное преимущество в обход Договора.
С 2013 г. США выдвигали в адрес России голословные претензии в нарушении ДРСМД. Американская сторона безосновательно утверждала, что принятая на вооружение российская КРНБ с индексом 9М729 имеет запрещённую по Договору дальность в диапазоне 500-5500 км. Однако, несмотря на наши настойчивые многолетние призывы, США отказались представить конкретные данные, на основании которых был сделан вывод о дальности данной КРНБ, что было принципиально важно для предметного военно-технического разбора проблемы.
Россия отвергала и отвергает беспочвенные обвинения со стороны США. Мы неоднократно заявляли, в т.ч. на высшем уровне, что наша страна не допускала никаких нарушений ДРСМД. КРНБ 9М729 не разрабатывалась для пусков на запрещённую по Договору дальность и не испытывалась на такие дистанции, а значит, полностью соответствует нашим международным обязательствам.
С учётом решения США о выходе из Договора рассматриваем развязанную Вашингтоном пропагандистскую кампанию с обвинениями в адрес России лицемерной акцией, срежиссированной в попытке оправдать собственные деструктивные действия по отношению к ДРСМД в глазах мирового сообщества.
Озабоченности сторон являлись предметом экспертных консультаций в двустороннем формате. Они также обсуждались в рамках Специальной контрольной комиссии, созданной в соответствии с Договором для рассмотрения вопросов его выполнения. Однако в результате контрпродуктивной позиции США ни по одному из проблемных вопросов прогресса достигнуто не было.
Вместо совместной работы по профессиональному и деполитизированному урегулированию имеющихся проблем США в ходе многочисленных контактов раз за разом отказывались представить конкретику в подкрепление своих обвинений и проявляли полное нежелание предпринимать шаги по снятию российских озабоченностей.
Одновременно бездоказательные претензии в наш адрес были использованы Вашингтоном в качестве предлога для наращивания на Россию политического, санкционного и военного давления в рамках комплексной стратегии всестороннего «сдерживания» нашей страны.
20 октября 2018 г. Президент США Д.Трамп заявил, что в связи с «многолетними нарушениями» Россией Договора о РСМД и неучастием в нём Китая Вашингтон намерен выйти из него и начать разработку вооружений соответствующего класса.
В ходе последовавших за этим двусторонних контактов российской стороне было на политическом уровне пояснено, что заявление Д.Трампа не является «приглашением к переговорам» о судьбе Договора. Была особо акцентирована озабоченность наличием наземных РСМД в арсенале Китая, а также некоторых других стран (Иран, КНДР и др.).
4 декабря 2018 г. американская сторона в официальной ноте и соответствующем публичном выступлении Госсекретаря США М.Помпео обвинила Россию в «существенном нарушении» ДРСМД и выдвинула ультиматум о «возвращении» нашей страны к «полному и проверяемому соблюдению Договора». Под этим подразумевалось необоснованное и заведомо неприемлемое требование ликвидировать все КРНБ 9М729, их ПУ и вспомогательное оборудование. США проинформировали, что в противном случае через 60 дней (со 2 февраля 2019 г.) приостановят выполнение ими Договора и начнут шестимесячный отсчёт до окончательного выхода из него. Среди причин, подталкивающих Вашингтон к денонсации, в заявлении М.Помпео вновь прозвучал фактор обладания Китаем, а также Ираном и КНДР арсеналами наземных РСМД.
1 февраля 2019 г. Д.Трамп заявил, что США приостанавливают выполнение своих обязательств по Договору и начинают процесс выхода из него. Для этого была задействована процедура по статье XV Договора, предусматривающая предуведомление другой стороны за шесть месяцев. Одновременно Вашингтон подтвердил курс на разработку запрещённых по ДРСМД ракетных систем. При этом США декларировали готовность отказаться от линии на слом Договора, если Россия согласится уничтожить все комплексы с КРНБ 9М729. Прибегнув к подобному шантажу, Вашингтон по сути отсёк пути к нахождению рациональных взаимоприемлемых развязок. В НАТО была выражена полная поддержка действиям США в отношении ДРСМД.
Россией предпринимались последовательные политико-дипломатические и переговорные усилия по разрешению кризиса вокруг ДРСМД.
В нескольких совместных заявлениях (от 11 июня и 6 декабря 2018 г. на уровне министров иностранных дел, а также 8 ноября 2018 г. на высшем уровне) страны-участницы ОДКБ выразили озабоченность в связи с действиями США в отношении ДРСМД и призвали обеспечить его жизнеспособность.
Россия распространила в Первом комитете Генеральной Ассамблеи ООН проект резолюции в поддержку ДРСМД. Однако работа над ним была заблокирована США и их союзниками.
Внесли аналогичный документ на рассмотрение непосредственно Генассамблеей ООН. Он был отклонён при 43 голосах «за», 46 – «против» и 78 воздержавшихся. Среди выступивших против российского проекта – все страны НАТО и ряд других союзников и ближайших партнёров США.
По нашей инициативе 15 января 2019 г. в Женеве состоялась российско-американская встреча межведомственных делегаций на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств. Российская делегация прибыла в Женеву с твёрдым намерением добиться прогресса в урегулировании на основе взаимности встречных претензий сторон. Для нахождения реалистичных и работоспособных решений и, соответственно, путей спасения Договора, нами была проделана серьёзная подготовительная работа, позволившая выдвинуть пакет конкретных инициатив. В частности, нами было предложено обсудить мероприятия, которые позволили бы продемонстрировать безосновательность американских претензий в отношении ракеты 9М729 и подтвердить её заявленную дальность, которая составляет менее 500 км. Речь шла о показе и брифинге по данной ракете и её пусковой установке с разъяснением имеющихся отличий от других моделей, характеристики которых не вызывали у США вопросов. При этом мы были открыты к тому, чтобы договариваться с американской стороной о конкретных параметрах такого показа. Фактически речь шла о готовности в духе доброй воли проявить беспрецедентную транспарентность, выходящую далеко за рамки наших обязательств по ДРСМД.
Мы также предложили США предметно обсудить встречные шаги, включая меры транспарентности, по российским озабоченностям в отношении универсальных пусковых установок Мk-41 в составе наземных комплексов «Иджис Эшор», ударных беспилотных летательных аппаратов, подпадавших под содержавшееся в Договоре определение крылатой ракеты средней дальности наземного базирования, а также ракет-мишеней с характеристиками, аналогичными запрещённым баллистическим ракетам средней и меньшей дальности. Мы изложили американской стороне наше видение возможных путей решения данных проблем. При этом проявили существенную гибкость и сформулировали вполне реализуемые и компромиссные по сути идеи.
Однако все российские инициативы были отвергнуты. Представители США даже не захотели вникать в существо и нюансы наших предложений, показали себя не готовыми вести разговор на основе принципов равноправия и включаться в конструктивный диалог. Американская сторона также заявила, что «никакие показы и брифинги», а также возможные пуски ракеты 9М729 в присутствии наблюдателей из США не смогут изменить мнения Вашингтона. Всё это, дескать, совершенно ничего не стоит на фоне тех «абсолютно достоверных разведданных», которыми якобы располагают США. От раскрытия этих «данных» для их совместного анализа и перепроверки американцы, как обычно, уклонились. Наотрез отказалась делегация США вести речь и о работе над снятием российских озабоченностей, отвергнув саму идею взаимности.
23 января 2019 г. провели для военных атташе государств ОДКБ, БРИКС, ЕС и НАТО показ и брифинг по ракете 9М729. На основе сравнения с базовой для данной модификации ракетой 9М728 представители Минобороны России наглядно продемонстрировали, что указанная система не разрабатывалась для применения на дальностях свыше 500 км и технически не могла быть испытана на такие дистанции. Из стран НАТО в мероприятии приняли участие только Болгария, Греция и Турция.
25 января 2019 г. на заседании Совета Россия-НАТО в Брюсселе представители стран альянса сослались на то, что «статичный» показ ракеты «недостаточен» для снятия имеющейся озабоченности. Однако при этом они не смогли или не захотели сформулировать предметные технические вопросы к конкретной информации, представленной российской стороной 23 января 2019 г. Никаких новых идей также не прозвучало.
Несмотря на сигналы с российской стороны о целесообразности продолжить диалог, готовности к этому американцами проявлено не было.
Таким образом, при поддержке союзников по НАТО ситуация была целенаправленно заведена Вашингтоном в тупик. Своим соглашательством и попустительством европейские союзники США фактически подыграли деструктивным действиям Вашингтона в отношении ДРСМД и по сути отказались от усилий по спасению Договора вопреки интересам общеевропейской и собственной национальной безопасности.
На этом фоне в США были дополнительно профинансированы и активизированы НИОКР по созданию запрещённых по ДРСМД ракетных вооружений. Профильные корпорации американского ВПК приступили к расширению соответствующих производственных мощностей. Одновременно с этим представители Пентагона начали публично рассуждать о том, что перспективные наземные РСМД способны существенно повысить гибкость военного потенциала США и оперативного планирования применительно к региональным ТВД – в АТР и Европе.
2 февраля 2019 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин заявил, что мы будем вынуждены дать «зеркальный» ответ на действия США, включая приостановление выполнения ДРСМД и осуществление НИОКР в ракетной области для поддержания баланса сил в данной сфере.
В то же время Президент подчеркнул, что Россия не будет размещать подобные системы в Европе или других регионах мира, пока там не появятся американские вооружения данного класса. По существу с нашей стороны был введён односторонний мораторий на развёртывание таких средств.
В переданной американской стороне официальной ноте от 4 февраля 2019 г. категорически отвергли беспочвенные утверждения о несоблюдении Россией ДРСМД. Констатировали, что США так и не предприняли необходимых действий по устранению собственных многолетних и многочисленных нарушений Договора. Уведомили, что до возвращения США к неукоснительному соблюдению ДРСМД или до прекращения его действия Россия приостановит выполнение своих обязательств по Договору. Аналогичные по смыслу ноты направлены другим сторонам ДРСМД: Белоруссии, Казахстану и Украине.
4 марта 2019 г. Президентом России был подписан Указ о приостановлении Россией выполнения ДРСМД, что затем было закреплено в соответствующем Федеральном законе от 3 июля 2019 г.
В последовавших после этого контактах американская сторона не демонстрировала какого-либо интереса к обсуждению возможных путей сохранения Договора.
По завершении 2 августа 2019 г. инициированной США процедуры денонсации ДРСМД данное соглашение прекратило своё действие.
В настоящий момент в США идёт разработка широкого спектра РСМД наземного базирования. Начались лётные испытания соответствующих систем, причём в откровенно провокационной манере.
В частности, 18 августа 2019 г. американские военные провели первое лётное испытание ранее запрещённого по ДРСМД ракетного средства: с помощью размещённой на суше пусковой установки (ПУ) Mk-41 был произведён пуск крылатой ракеты семейства «Томагавк», которая поразила цель на расстоянии свыше 500 км. Таким образом была подтверждена обоснованность наших обвинений в прямом нарушении американской стороной ДРСМД в период его действия путём развёртывания ПУ Mk-41 на суше в составе якобы сугубо противоракетного комплекса «Иджис Эшор» в Румынии (в перспективе планируется его размещение также в Польше).
10 декабря 2019 г. на американском ракетном полигоне «Уайт-Сэндз» прошло первое испытание прототипа перспективной баллистической «ракеты точного удара» (Precision Strike Missile – PrSM), разрабатываемой на замену комплексу ATACMS. В ходе теста опытный образец пролетел около 240 км. В дальнейшем испытания данной системы были поставлены на регулярную основу. Американские военные заявляют, что в окончательной конфигурации система будет способна поражать цели на расстоянии, значительно превышающем 500 км: анонсированные параметры варьируются от 800 до «более 1000 км». В дальнейшем британские военные заявили о намерении закупить ракеты PrSM для уже имеющихся у них подвижных ПУ американского производства.
12 декабря 2019 г. с авиабазы «Ванденберг» был осуществлён испытательный пуск разрабатываемой баллистической ракеты наземного базирования (БРНБ) с маневрирующей головной частью на дальность, превышающую 500 км. По экспертным оценкам, данное средство было собрано с использованием элементов баллистических ракет-мишеней, что подтверждает оправданность давней российской озабоченности по данному вопросу в контексте ДРСМД, которая неизменно игнорировалась американской стороной.
В настоящий момент в США ведутся работы по созданию и целого ряда других систем с РСМД наземного базирования.
Американские высокопоставленные военные публично рассуждают о преимуществах и необходимости скорейшего развёртывания наземных РСМД в Европе против России и в АТР против Китая. По словам представителей Пентагона, на «европейском ТВД» в качестве потенциальных целей рассматриваются российские системы ПВО в составе так называемых «куполов» перекрытия доступа. Под эти задачи в военном ведомстве США создают в различных регионах мира т.н. «многосферные оперативные группы» (Multi-Domain Task Forces – MDTF): две – в АТР, по одной – на европейском и арктическом направлениях, а также для «глобального реагирования».
В сложившейся ситуации Россия предприняла жест доброй воли в рамках усилий по поддержанию предсказуемости и сдержанности в ракетной сфере, а также в целях создания основы для диалоговых решений. Лидерам ряда иностранных государств были разосланы личные послания Президента Российской Федерации В.В.Путина от 18 сентября 2019 г. с подробным изложением наших подходов к тематике РСМД. В фокусе посланий – востребованность усилий по недопущению гонки ракетных вооружений.
В обращениях к лидерам стран НАТО содержится прямой призыв принять на себя встречные обязательства, аналогичные объявленному нами мораторию на развёртывание наземных РСМД первыми. Конструктивной реакции со стороны США и стран НАТО на эти обращения не поступило.
В выступлении на 75-й сессии ГА ООН В.В.Путин заявил, что в России рассчитывают на проявление всеми сторонами сдержанности в развёртывании новых ракетных систем.
26 октября 2020 г. в своём заявлении Президент России развил предложение о встречных с НАТО мораториях на размещение в Европе РСМД наземного базирования, предложив рассмотреть конкретные варианты взаимных верификационных мер для снятия имеющихся озабоченностей. В конкретном плане речь могла бы идти о мерах проверки в отношении комплексов «Иджис Эшор» с пусковыми установками Мk-41 на базах США и НАТО в Европе, а также ракет 9М729 на объектах ВС России – прежде всего, в Калининградской области. Целью верификационных мероприятий стало бы подтверждение отсутствия на охваченных договорённостями объектах наземных РСМД, а также вооружений, по характеристикам и классификации которых стороны ранее не смогли договориться (российская ракета 9М729). Реакция подавляющего большинства стран НАТО на российское предложение оказалась негативной.
Призываем Вашингтон и его союзников по НАТО пересмотреть свой деструктивный курс и дать шанс политико-дипломатическому процессу в целях предотвращения дальнейшей эскалации напряжённости и рисков скатывания к конфронтации.
Промежуточные проблемы средней и меньшей дальности
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, внештатный научный сотрудник Института исследования проблем мира и безопасности при Гамбургском университете (IFSH), сооснователь проекта «Ватфор», эксперт РСМД
Договор о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) переживает тяжелейший кризис в связи с анонсированным США политическим решением о выходе из договора и соответствующими действиями в технической области. Вместе с тем в случае появления желания и доброй воли у лиц, принимающих решения, спасение, переформатирование или замена Договора, а также иных соглашений в области контроля над вооружениями, все еще возможны с минимальными потерями и угрозами.
Полезным шагом в деле разрешения кризиса могла бы быть формулировка конкретных условий, при которых Россия вернется к разработке и развертыванию ракет средней и меньшей дальности. Наиболее очевидным представляется увязать это решение с появлением наступательных систем средней и меньшей дальности под флагами США или НАТО в Европе. Очевидно, возможны и иные действия, радикально меняющие баланс сил не в нашу пользу. При этом попытки увязать конкретную проблему с широким кругом условий не выглядят как перспективное направление.
ДРСМД трещит по швам, создавая угрозы для всех режимов контроля над вооружениями в нынешнем виде. Вместе с тем этот кризис может как похоронить сам принцип контроля над вооружениями, так и создать условия для новой архитектуры стратегической стабильности.
Договор о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) [1] переживает тяжелейший кризис в связи с анонсированным США политическим решением о выходе из договора и соответствующими действиями в технической области. Вместе с тем в случае появления желания и доброй воли у лиц, принимающих решения, спасение, переформатирование или замена Договора, а также иных соглашений в области контроля над вооружениями, все еще возможны с минимальными потерями и угрозами. Осталось понять, кому и для чего они нужны?
Полезен ли контроль над вооружениями?
Начнем с попытки определить, зачем вообще на сегодняшний день нужен контроль над вооружениями? В авторском понимании, это международно-политическое и военно-техническое явление можно определить как набор мероприятий для обеспечения ограниченного и прозрачного военного потенциала в мере, достаточной для понимания «вероятными противниками» гарантированной «отправки» и «получения» необходимого количества ядерных и иных боеголовок. Соответственно, ни одна из них не полетит в сторону контрагента, а вооруженный конфликт останется сугубо теоретической дисциплиной. При этом необходимо помнить, что военные специалисты по определению занимаются разработкой стратегий, концепций и вооружений, подходящих как для сдерживания, так и для боевых действий, так как сдерживание достигается демонстрацией способности воевать.
В целом контроль над вооружениями несколько повышает предсказуемость действий вероятного противника и тем самым позволяет сдерживать необоснованную эскалацию и излишнюю милитаризацию внешней и внутренней политики. Более того, меры доверия и прозрачности в конечном счете являются одной (но не единственной, о чем мы выскажемся позднее) из важнейших предпосылок для сокращения вооружений, да и соответствующих расходов тоже.
В настоящее время с российской стороны не ставится под сомнение тот факт, что ДРСМД (в случае его соблюдения) является важным элементом нынешней более или менее стабильной ситуации. При этом российские официальные лица еще в 2000-х годах регулярно отмечали, что в существующей форме ДРСМД в целом не справедлив и не отвечает интересам России: и утилизировали мы больше ракет, и потенциально агрессивных соседей, у которых такие ракеты разрабатываются и развертываются, у нас тоже больше. Президент США Д. Трамп, в свою очередь, прямо заявил, что ДРСМД не отвечает интересам Соединенных Штатов, так как он «нарушается» со стороны России и имеет исключительно двусторонний характер ограничений.
С учетом развития технологий появляются новые вооружения, т.к. с конца 80-х, когда был заключен Договор, технологический прогресс продолжался, несмотря на резкое сокращение военных бюджетов. Например, чрезвычайно интересна разработка систем так называемого «стратегического огня» в интересах армии США — «тысячекилометровой пушки» и армейского гиперзвукового глайдера с дальностями в 1000+ и 2000+ км соответственно. При этом формально данные виды вооружений не нарушают ДРСМД. В таких обстоятельствах долгая история российских претензий в области беспилотных летательных аппаратов дальнего действия выглядит достаточно дальновидной: если бы США были готовы обсудить эту проблему и найти способ включить или исключить некоторые системы, обновив определения ДРСМД, подобная процедура могла бы стать очень полезной и для ряда существующих проблем.
Отдельно стоит отметить, что и НАТО, и ОДКБ, выступили с заявлениями, поддерживающими Договор, пусть и отметив вопросы к его соблюдению соответствующими сторонами. Кроме того, и в последнее время НАТО делает акцент на задаче «возвращения к соблюдению» ДРСМД, в том числе и в ходе состоявшегося 31 октября заседания Совета Россия — НАТО.
Крылатые ракеты, мобильные и стационарные
Претензии США к России касаются крылатой ракеты 9М729 (SSC-8) [2], размещённой на сухопутных мобильных пусковых установках (до смешения подобным используемым системам в составе оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-М») и якобы развернутой в двух ракетных бригадах. Доказательства в открытых источниках до настоящего времени так и не представлены (да и объем данных, переданных союзникам США, по имеющейся информации, разнится), однако речь идет о нескольких испытаниях, которые в комплексе могут указывать на «нарушающую» дальность указанного изделия. Если крылатая ракета 9M729 действительно является «наземным Калибром», баланс затрат и выгод для такого развертывания по-прежнему ускользает от понимания. Возможно, в ходе одного из этапов испытаний произошла ошибка или даже серия ошибок как на полигонах в исполнении российских разработчиков и военных, так и в разведывательном сообществе США. И все же, чем же может быть эта ракета? [9]
Возможно, 9М729 действительно длиннее, но при этом она не летит дальше 500 км. Например, ракета имеет какую-то отделяемую головную часть, возможно, с дополнительным ускорителем в духе противокорабельного «Калибра» со сверхзвуковой головной частью [3] или же варианта крылатой ракеты воздушного базирования Х-101, якобы обладающей возможностью поражения сразу нескольких целей. В такой ситуации то самое «нарушающее» испытание было связано с конфигурацией изделия, сработавшего некорректно (грубо говоря, увеличилась дальность, а не скорость, или планирующая часть случайно пролетела слишком далеко), и в итоге победила иная конструкция в рамках того же проекта. Хотя самым простым вариантом остается неоднократно озвученная версия о последовательных пусках различных вариантов крылатых ракет разработки ОКБ «Новатор» под различные варианты базирования с одних и тех же стендов в рамках единого испытательного цикла.
Принципиальные претензии [4] России вызывает американский комплекс противоракетной обороны наземного базирования Aegis Ashore, представляющий собой «осухопученную» версию морской противоракетной системы и использующий пусковые установки, очень похожие на универсальные (т.е. применимые и для ударного вооружения) военно-морские пусковые установки Mk41. Американская сторона настаивает на том, что испытаний по пуску крылатых ракет из «ячеек» Aegis Ashore не было, так как программное обеспечение комплекса предназначено исключительно для целей противоракетной обороны, однако конкретные меры по доверию и прозрачности пока так и не были выработаны.
При этом уже сейчас отставные сотрудники Пентагона не стесняются говорить о возможности превращения системы из оборонительной («против Ирана») в наступательную («против России»).
Прочие ядерные державы и судьба ДРСМД
Прочие официальные ядерные державы могли бы сыграть позитивную роль в текущем кризисе. Китай является очень важной частью уравнения, поскольку, с одной стороны, именно у него развернуто наибольшее число ракетных систем, условно нарушающих ДРСМД (как в ядерном, так и в обычном оснащении), причем ракет, подпадающих под ограничения ДРСМД, по американским оценкам, составляет до 95% общего арсенала Ракетных сил НОАК, и является значительной в составе сил ядерного сдерживания. Но, с другой стороны, именно Китай столкнется с наибольшим количеством угроз, если Договор все же прекратит свое действие: в США, китайский фактор уже достаточно давно рассматривается в контексте обсуждения судьбы ДРСМД, да и в случае развертывания российских ракет соответствующей дальности «за Уралом» их нельзя будет игнорировать вне зависимости от озвучиваемых задач.
Наименьшее, что могла бы сделать китайская сторона — выразить поддержку Договору и обеспечить некоторую прозрачность в отношении собственного арсенала. В настоящее время МИД КНР призывает к сохранению Договора, однако этого уже явно становится недостаточно.
ДРСМД трещит по швам, создавая угрозы для всех режимов контроля над вооружениями в нынешнем виде. Вместе с тем этот кризис может как похоронить сам принцип контроля над вооружениями, так и создать условия для новой архитектуры стратегической стабильности.
Великобритания и Франция явно обеспокоены возможностью стать целью для возрожденных российских нестратегических ракет. В случае разрушения ДРСМД «по-плохому», возможно, существующее сотрудничество по крылатой ракете SCALP/Storm Shadow может привести к созданию новых наземных крылатых ракет большей дальности в качестве ответной меры, но этот сценарий не является желательным. На данном этапе было бы полезно, чтобы Великобритания (маловероятно), или Франция (более вероятно) выступили с инициативой адаптации ДРСМД, либо формирования условий для сохранения его важнейших достижений. Например, можно было бы совместно поработать над определениями для новых систем вооружений или географическими рамками самоограничений в части их развертывания (хотя, как раз Китай в этой ситуации может быть разочарован результатом), или определенными мерами прозрачности.
Кроме того, Китай, Великобритания и Франция могли бы организовать независимую комиссию экспертов из этих трех стран с задачей трезво оценить «нарушения» США и России, помочь нам понять друг друга и предложить варианты решения.
Причина или следствие?
На фоне дискуссий вокруг ДРСМД возникла достаточно провокационная мысль.
Заключение Договора, как и иных соглашения в области ограничения ядерных вооружений, привело к началу сокращения общего числа ядерных боезарядов в глобальном масштабе.
Существуют опасения, что с развалом Договора тренд может развернуться в противоположном направлении.
И теперь американцы справедливо опасаются, что доминирование в воздухе и на море становится проблематичным в связи с прогрессом в создании аналогичных «потенциалов» иными странами. Поэтому они решили вложиться в «новые-старые» изделия наземного базирования. Тем более, как выясняется, еще в 2013-м году в Пентагоне была проведена предварительная работа по определению систем вооружений, которые можно было бы развернуть после выхода из Договора [6].
Двигаемся дальше?
Проблемы ДРСМД могут быть решены, но исключительно в случае политической воли России и США, готовых не только демонстрировать и разъяснять особенности собственных систем вооружений, но и принимать объяснения другой стороны.
В свою очередь перспективы продления договора СНВ-III неоднозначны, качели могут двинуться в любую сторону. Вообще говоря, в условиях отсутствия ДРСМД препятствий может быть меньше, чем в условиях его якобы нарушения Россией и США. Однако, с другой стороны, очередной уничтоженный Договор, очевидно, ведет к снижению взаимного интереса и доверия к контролю над вооружениями.
В идеале, конечно, было бы полезно создать некую новую архитектуру (в том числе и многостороннюю) контроля над вооружениями или что-то подобное. При этом звучат комментарии о возможной готовности США к аналогу Договора о стратегических наступательных потенциалах 2003 г. (без каких-либо взаимных проверок и с рядом иных недостатков), что выглядит не самым оптимальным вариантом.
Полезным шагом могла бы быть формулировка конкретных условий, при которых Россия вернется к разработке и развертыванию ракет средней и меньшей дальности. Наиболее очевидным представляется увязать это решение с появлением наступательных систем средней и меньшей дальности под флагами США или НАТО в Европе. Очевидно, возможны и иные действия, радикально меняющие баланс сил не в нашу пользу. При этом попытки увязать конкретную проблему с широким кругом условий не выглядят перспективным направлением.
Более того, представляется, что сейчас самое время провести публичное мероприятие с привлечением экспертов и средств массовой информации с демонстрацией крылатой ракеты наземного базирования 9М729, уточнением информации о ее конструкции и возможностях [7], естественно, в пределах, не ведущих к снижению сдерживающего и ударного потенциала. Тем самым Россия могла бы усилить нарратив об отсутствии нарушения и занять активную позицию в деле сохранения достижений ДРСМД.
И последнее, но не менее важное. Для достижения успеха политическая воля и инновационные концепции должны быть подкреплены соответствующими коммуникационными навыками. На фоне выступлений Джона Болтона и Дональда Трампа по теме ДРСМД несколько в тень ушла «выдающаяся» речь посла США при НАТО Кэй Бэйли Хатчисон. Напомним, она позволила себе использовать слово «вынести» в отношении якобы нарушающих ДРСМД российских ракет, что привело к очевидным соображениям о превентивных ударах. Конечно, после этого были заявления, разъясняющие выступление и т.д., но, учитывая обстоятельства, такие слова выглядят крайне провокационными [8].
ДРСМД трещит по швам, создавая угрозы для всех режимов контроля над вооружениями в нынешнем виде. Вместе с тем этот кризис может как похоронить сам принцип контроля над вооружениями, так и создать условия для новой архитектуры стратегической стабильности.
1. В западной традиции изначально ДРСМД несколько некорректно зафиксировался под акронимом INF/ Intermediate nuclear forces treaty, что (возможно, сознательно) смещает фокус внимания со средств доставки на тип боевого оснащения.
2. Вопросы к «лёгкой» МБР «Рубеж» пока вроде бы сняты, заморожена и сама программа. Вроде бы.
3. В этом контексте особенно интересно выглядят недавние учения расчетов ОТРК «Искандер-М» по поражению морских целей.
4. Общий обзор текущих претензий представлен в материале Александра Ермакова.
6. Предложено 4 варианта:
7. Тем более какая-то информация об испытаниях ракеты уже была передана США.
9. Технический разбор и оценки на основе имеющихся данных в сжатом виде также представлены на портале MilitaryRussia.