договор о создании нато

Центр военно-политических исследований

Вы здесь

УСТАВ НАТО СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ ДОГОВОР

договор о создании нато. договор о создании нато фото. картинка договор о создании нато. смотреть фото договор о создании нато. смотреть картинку договор о создании нато.

Вашингтон, Федеральный округ Колумбия, 4 апреля 1949г.

Договаривающиеся стороны подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и правительствами.

Договаривающиеся стороны преисполнены решимости защищать свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и законности.

Договаривающиеся стороны преследуют цель укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе.

Договаривающиеся стороны полны решимости объединить свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности.

Поэтому Договаривающиеся стороны достигли соглашения о нижеследующем Североатлантическом договоре:

Договаривающиеся стороны обязуются, в соответствии с Уставом Организации Объединенных наций, мирно решать все международные споры, участниками которых они могут стать, не ставя при этом под угрозу международные мир, безопасность и справедливость, а также воздерживаться от любого применения силы или угрозы ее применения в своих международных отношениях, если это противоречит целям ООН.

Договаривающиеся стороны будут содействовать дальнейшему развитию международных отношений мира и дружбы путем укрепления своих свободных институтов, достижения большего понимания принципов, на которых они зиждятся, и содействия созданию условий стабильности и благосостояния.

Договаривающиеся стороны будут стремиться к устранению противоречий в своей международной экономической политике и способствовать развитию экономического сотрудничества между любыми из них и между собой в целом.

В интересах более эффективного осуществления целей настоящего Договора Договаривающиеся стороны, порознь и совместно, посредством постоянных и действенных самостоятельных усилий и взаимопомощи, будут поддерживать и наращивать свой индивидуальный и коллективный потенциал борьбы с вооруженным нападением.

Договаривающиеся стороны всегда будут консультироваться друг с другом, в случае если, по мнению какой-либо из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность какой-либо из Договаривающихся сторон окажутся под угрозой.

Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом, и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51-й Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся, или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона.

О любом подобном вооруженном нападении и всех принятых в результате него мерах немедленно сообщается Совету безопасности. Подобные меры будут прекращены, когда Совет безопасности примет меры, необходимые для восстановления и сохранения международного мира и безопасности.

В целях Статьи 5-й считается, что вооруженное нападение на одну или несколько Договаривающихся сторон включает в себя вооруженное нападение:

— на территорию любой из Договаривающихся сторон в Европе или Северной Америке, алжирские департаменты Франции 2, территорию Турции или острова, расположенные в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака и находящиеся под юрисдикцией какой-либо из Договаривающихся сторон;

— на вооруженные силы, суда или летательные аппараты какой-либо из Договаривающихся сторон, если эти вооруженные силы, суда или летательные аппараты находились на этих территориях, или над ними, или в другом районе Европы, или над ним, если на них или в нем на момент вступления в силу настоящего Договора размещались оккупационные силы какой-либо из Договаривающихся сторон, или в Средиземном море, или над ним, или в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака, или над ней.

Настоящий Договор ни в коем случае не затрагивает и не подлежит толкованию как затрагивающий каким-либо образом права и обязательства Договаривающихся сторон, являющихся членами Организации Объединенных Наций, по Уставу ООН или преимущественную ответственность Совета безопасности за поддержание международного мира и безопасности.

Каждая Договаривающаяся сторона заявляет, что ни одно из ее действующих международных обязательств в отношении какой-либо другой Договаривающейся стороны, или какого-либо третьего государства, не противоречит положениям настоящего Договора, и обязуется не брать на себя каких-либо международных обязательств, противоречащих настоящему Договору.

Настоящим Договаривающиеся стороны создают Совет, в котором для рассмотрения вопросов, касающихся выполнения настоящего Договора, должна быть представлена каждая из них. Совет подлежит организации таким образом, чтобы иметь возможность быстро собираться в любое время. Совет обязуется создавать вспомогательные органы, в которых может возникнуть необходимость; в частности, он обязуется немедленно создать Комитет обороны, которому надлежит давать рекомендации относительно мер, направленных на выполнение Статей 3 и 5.

Договаривающиеся стороны по всеобщему согласию могут предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к настоящему Договору. Любое государство, получившее подобное приглашение, может стать Договаривающейся стороной путем передачи на хранение правительству Соединенных Штатов Америки документа о своем присоединении к настоящему Договору. Правительство Соединенных Штатов Америки будет уведомлять каждую из Договаривающихся сторон о передаче ему на хранение каждого подобного документа о присоединении.

По истечении десятилетнего срока действия настоящего Договора или в любое последующее время Договаривающиеся стороны обязуются по требованию какой-либо из Договаривающихся сторон провести совместные консультации с целью пересмотра настоящего Договора, принимая при этом во внимание факторы, затрагивающие в тот период мир и безопасность в Североатлантическом регионе, включая разработку в соответствии с Уставом ООН мероприятий глобального и регионального характера по поддержанию всеобщего мира и безопасности.

По истечении двадцатилетнего срока действия настоящего Договора любая Договаривающаяся сторона может выйти из него через год после того, как она уведомит правительство Соединенных Штатов Америки о расторжении ею настоящего Договора, которое будет сообщать правительствам всех других Договаривающихся сторон о вручении ему на хранение каждого уведомления о расторжении настоящего Договора.

Настоящий Договор, английский и французский тексты которого имеют одинаковую силу, подлежит сдаче на хранение в архив правительства Соединенных Штатов Америки. Должным образом заверенные копии настоящего Договора будут переданы вышеупомянутым правительством правительствам других государств, подписавших настоящий Договор.

1. В Статью внесены изменения в соответствии со Статьей 2 Протокола Североатлантического договора о присоединении к нему Греции и Турции.

2. 16 января 1963 г. Североатлантический совет отметил, что 3 июля 1962 г. соответствующие положения настоящего Договора в отношении алжирских департаментов Франции потеряли юридическую силу.

3. Настоящий Договор вступил в силу 24 августа 1949 г. после передачи на хранение ратификационных грамот всех подписавших его государств.

Источник

Министерство иностранных дел Российской Федерации

являясь государствами, участвующими в программе «Партнерство ради мира»;

принимая во внимание, что Силы одного государства-участника настоящего Соглашения могут быть направлены и приняты по договоренности на территории другого государства-участника;

учитывая, что решения о направлении и принятии Сил будут по-прежнему регулироваться отдельными соглашениями между заинтересованными государствами-участниками;

стремясь в то же время определить статус таких Сил, когда они находятся на территории другого государства-участника;

напоминая о Соглашении между государствами-участниками Североатлантического договора о статусе их Сил, подписанном в Лондоне 19 июня 1951 года;

согласились о нижеследующем:

Если иное не предусмотрено в настоящем Соглашении или любом Дополнительном протоколе в отношении заключивших его Сторон, все государства-участники настоящего Соглашения применяют положения Соглашения между Сторонами Североатлантического договора о статусе их Сил, подписанного в Лондоне 19 июня 1951 года, именуемого в дальнейшем «НАТО СОФА», как если бы все государства – участники настоящего Соглашения были участниками НАТО СОФА.

1. Помимо территории, на которую распространяется действие НАТО СОФА, действие настоящего Соглашения распространяется на территорию всех государств-участников настоящего Соглашения, которые не являются участниками НАТО СОФА.

2. Для целей настоящего Соглашения, все ссылки в НАТО СОФА на зону действия Североатлантического договора считаются относящимися также к территориям, упоминаемым в пункте 1 настоящей статьи, а все ссылки на Североатлантический договор считаются относящимися также к программе «Партнерство ради мира».

Для целей применения настоящего Соглашения по вопросам, касающимся Сторон, не являющихся участниками НАТО СОФА, положения НАТО СОФА, которые предусматривают направление просьб или передачу спорных вопросов Североатлантическому Совету, заместителям Председателя Североатлантического Совета или арбитру, следует толковать как требующие от заинтересованных Сторон вести переговоры между собой без обращения к внешней юрисдикции.

Настоящее Соглашение может быть дополнено или иным образом изменено в соответствии с нормами международного права.

1) Настоящее Соглашение открыто для подписания любым государством, которое либо является Договаривающейся Стороной НАТО СОФА, либо принимает приглашение участвовать в программе «Партнерство ради мира» и присоединяется к Рамочному документу «Партнерство ради мира».

2) Настоящее Соглашение подлежит ратификации, принятию или утверждению. Документы о ратификации, принятии или утверждении сдаются на хранение Правительству Соединенных Штатов Америки, которое уведомляет все подписавшие настоящее Соглашение государства о каждой такой сдаче на хранение.

3) Через тридцать дней после того, как три государства, подписавших Соглашение, из которых по крайней мере одно является Стороной НАТО СОФА и одно приняло приглашение к участию в программе «Партнерство ради мира» и присоединилось к Рамочному документу «Партнерство ради мира», сдали на хранение свои ратификационные грамоты или документы о принятии или утверждении, настоящее Соглашение вступает в силу в отношении этих государств. В отношении остальных подписавших Соглашение государств оно вступает в силу через тридцать дней после сдачи ими на хранение ратификационных грамот, документов о принятии или утверждении.

Настоящее Соглашение может быть денонсировано любой Стороной настоящего Соглашения путем направления письменного уведомления о денонсации Правительству Соединенных Штатов Америки, которое уведомляет все подписавшие настоящее Соглашение государства о каждом таком уведомлении. Денонсация вступает в силу через один год после получения такого уведомления Правительством Соединенных Штатов Америки. По истечении этого срока в один год настоящее Соглашение прекращает действовать в отношении Стороны, денонсировавшей его, за исключением урегулирования сохраняющихся претензий, предъявленных до момента вступления денонсации в силу, но продолжает действовать в отношении остальных его Сторон.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные своими Правительствами, подписали настоящее Соглашение.

Совершено в Брюсселе 19 июня 1995 года на английском и французском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в одном экземпляре, который сдается на хранение в архив Правительства Соединенных Штатов Америки. Правительство Соединенных Штатов Америки препровождает заверенные копии настоящего Соглашения всем подписавшим его государствам.

принимая во внимание тот факт, что смертная казнь не предусмотрена национальным законодательством некоторых государств-участников Соглашения;

согласились о нижеследующем:

Каждое из государств-участников настоящего Дополнительного протокола, в той мере, в которой оно обладает юрисдикцией согласно положениям Соглашения, не приводит в исполнение смертный приговор в отношении любого военнослужащего Сил или сотрудника гражданского компонента и их иждивенцев из любого другого государства-участника настоящего Дополнительного протокола.

1. Настоящий Протокол открыт для подписания любой Стороной, подписавшей Соглашение.

2. Настоящий Протокол подлежит ратификации, принятию или утверждению. Документы о ратификации, принятии или утверждении сдаются на хранение Правительству Соединенных Штатов Америки, которое уведомляет все подписавшие государства о каждой такой сдаче на хранение.

3. Настоящий Протокол вступает в силу через 30 дней после сдачи на хранение документа о ратификации, принятии или утверждении тремя подписавшими его государствами, из которых по крайней мере одно является Стороной НАТО СОФА и одно является государством, принявшим приглашение принять участие в программе «Партнерство ради мира» и подписавшим Рамочный документ «Партнерство ради мира».

4. Настоящий Протокол вступает в силу в отношении каждого другого подписавшего его государства в день сдачи им на хранение Правительству Соединенных Штатов Америки документа о ратификации, принятии или утверждении.

Совершено в Брюсселе 19 июня 1995 года на английском и французском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в одном экземпляре, который сдается на хранение в архив Правительства Соединенных Штатов Америки. Правительство Соединенных Штатов Америки препровождает заверенные копии настоящего Протокола всем подписавшим его государствам.

Источник

Договор о создании нато

4 апреля 1949 года

подтверждая свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и всеми правительствами,

преисполненные решимости оградить свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и господства права,

стремясь способствовать стабильности и благосостоянию в Североатлантическом районе,

исполненные решимости объединить свои усилия для коллективной обороны и для сохранения мира и безопасности,

заключили настоящий Североатлантический договор.

Договаривающиеся стороны обязуются, как это обусловлено Уставом Организации Объединенных Наций, разрешать все международные споры, в которые они могут быть вовлечены, мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость, и воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения каким-либо образом, несовместимым с целями Объединенных Наций.

Договаривающиеся стороны будут содействовать дальнейшему развитию мирных и дружественных международных отношений путем укрепления своих свободных учреждений, путем достижения лучшего понимания принципов, на которых основаны эти учреждения, и путем развития условий, обеспечивающих стабильность и благосостояние. Они будут стремиться устранять конфликты в своей экономической международной политике и будут поощрять экономическое сотрудничество между всеми ими или любыми из них.

Чтобы обеспечить наиболее эффективное осуществление целей настоящего договора, договаривающиеся стороны, порознь и совместно, путем постоянного и эффективного развития собственных средств и оказания взаимной помощи, будут поддерживать и развивать свою индивидуальную и коллективную способность сопротивляться вооруженному нападению.

Договаривающиеся стороны будут консультироваться между собою всякий раз, когда, по мнению любой из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любой из договаривающихся сторон окажутся под угрозой.

Договаривающиеся стороны соглашаются, что вооруженное нападение против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех договаривающихся сторон, и вследствие этого они соглашаются, что, если такое вооруженное нападение произойдет, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признанного статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет стороне или сторонам, подвергшимся такому нападению, помощь путем немедленного принятия, индивидуально и по соглашению с другими договаривающимися сторонами, такого действия, какое она сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы, чтобы восстановить и поддержать безопасность Североатлантического района.

О всяком таком вооруженном нападении и всех мерах, принятых вследствие него, будет немедленно сообщено Совету Безопасности. Такие меры будут прекращены, когда Совет Безопасности примет меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

При применении статьи 5 вооруженным нападением на одну или несколько договаривающихся сторон считается вооруженное нападение на территорию любой из них в Европе или Северной Америке, на алжирские департаменты Франции, на оккупационные войска любой договаривающейся стороны в Европе, на острова, находящиеся под юрисдикцией любой договаривающейся стороны в Североатлантическом районе к северу от тропика Рака, или на корабли или воздушные суда любой из договаривающихся сторон в этом районе.

Настоящий договор не затрагивает и не будет толковаться как затрагивающий каким-либо образом права и обязательства, возлагаемые Уставом Организации Объединенных Наций на договаривающиеся стороны, которые являются членами Организации Объединенных Наций, или главную ответственность Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопасности.

Каждая договаривающаяся сторона заявляет, что ни одно из международных соглашений, имеющих в настоящее время силу, между нею и любой договаривающейся стороной или любым другим государством не находится в противоречии с положениями настоящего договора, и обязуется не принимать никакого международного обязательства, противоречащего настоящему договору.

Настоящим договаривающиеся стороны учреждают Совет, в котором будет представлена каждая из них, для рассмотрения вопросов, касающихся применения договора. Совет будет организован таким образом, чтобы иметь возможность собираться быстро и в любое время. Совет создаст такие вспомогательные органы, какие могут оказаться необходимыми, в частности, он немедленно создаст Комитет обороны, который будет рекомендовать меры для применения статей 3 и 5.

Договаривающиеся стороны могут, по единодушному соглашению пригласить присоединиться к договору любое другое европейское государство, которое в состояние способствовать развитию принципов договора и содействовать безопасности Североатлантического района. Любое приглашенное таким образом государство может стать стороной в договоре путем передачи на хранение правительству Соединенных Штатов Америки своего документа о присоединении. Правительство Соединенных Штатов Америки будет уведомлять каждую из договаривающихся сторон о сдаче на хранение каждого такого документа о присоединении.

Настоящий договор будет ратифицирован, и его положения будут применяться договаривающимися сторонами согласно их соответственной конституционной процедуре. Ратификационные грамоты будут по возможности скорее сданы на хранение правительству Соединенных Штатов Америки, которое будет извещать все другие подписавшиеся государства о сдаче на хранение каждой ратификационной грамоты. Договор вступит в силу между государствами, ратифицировавшими его, как только ратификационные грамоты большинства подписавшихся государств, включая ратификационные грамоты Бельгии, Канады, Соединенных Штатов, Франции, Люксембурга, Нидерландов и Соединенного Королевства, будут сданы на хранение*, и будет применяться в отношении других подписавшихся государств со дня сдачи на хранение их ратификационных грамот.

* Вступил в силу 24 августа 1949 года

По истечении десятилетнего срока со дня вступления в силу договора или в любое последующее время договаривающиеся стороны будут, по требованию любой из них, консультироваться друг с другом с целью пересмотра договора, принимая во внимание факторы, влияющие в тот момент на мир и безопасность в Североатлантическом районе, включая развитие как всеобщих, так и региональных соглашений, заключенных в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций для поддержания международного мира и безопасности.

По истечении двадцатилетнего срока со дня вступления в силу договора, любая договаривающаяся сторона может отказаться от участия в договоре через год после заявления о денонсации, направленного правительству Соединенных Штатов Америки, которое сообщит правительствам других договаривающихся сторон о депонировании каждого заявления о денонсации.

Настоящий договор, французский и английский тексты которого в равной степени аутентичны, будет сдан на хранение в архивы правительства Соединенных Штатов Америки. Должным образом заверенные копии договора будут переданы этим правительством правительствам других подписавшихся государств.

Текст документа сверен:
«Действующее международное
право» в 3 томах, том 2,
М.: МНИМП, 1996 год
Неофициальный перевод

Источник

70 лет назад, 4 апреля 1949 года, был создан нацеленный против СССР блок НАТО. Военно-политический блок готовил ядерную войну против Советского Союза. Но он опоздал. Россия уже была готова дать отпор западному хищнику.

договор о создании нато. договор о создании нато фото. картинка договор о создании нато. смотреть фото договор о создании нато. смотреть картинку договор о создании нато.

В настоящее время большинство обывателей уверено, что после штурма Берлина и капитуляции нацистской Германии на планете надолго наступил мир и спокойствие. В реальности военно-политическая ситуация в мире после окончания Великой Отечественной войны была крайне опасной. Хозяева Запада сразу же начали готовиться к третьей мировой войне – войне против СССР. Англия и США планировали уже летом 1945 года атаковать советские войска в Европе. Однако от этого плана пришлось отказаться. В Лондоне и Вашингтоне испугались мощи советских вооруженных сил, которые могли захватить уже всю Западную Европу. Тогда на Западе стали готовить ядерные бомбардировки Советского Союза с помощью стратегической авиации.

Хозяева Запада стремились уничтожить советскую цивилизацию, которая показала человечеству альтернативный путь развития, новый мировой порядок на основе социальной справедливости, возможность сопроцветания всех стран и народов. США в результате Второй мировой войны окончательно заняли доминирующие позиции в западном мире, потеснив на положение младшего партнера Британскую империю, которая была в кризисе. Заняв лидирующие политические, финансово-экономические и военные позиции в капиталистическом мире, хозяева Вашингтона рассчитывали, что позволит им добиться мирового господства. В послании американского президента Г. Трумэна конгрессу от 19 декабря 1945 года сообщалось о «бремени постоянной ответственности за руководство миром», которое легло на Соединенные Штаты, о «необходимости доказать, что США полны решимости сохранить свою роль руководителя всех наций». В следующем послании в январе 1946 года Трумэн уже призывал к тому, чтобы в интересах борьбы за мировое господство США была использована сила, чтобы именно она была положена в основу отношений с другими странами.

В результате наступил не мир, а «холодная война», которая не переросла в «горячую» только из-за того, что Запад не мог безнаказанно уничтожить СССР, боялся ответного удара. Западные капиталистические державы стали проводить политику с позиции силы, подавляя рабочее, социалистическое, коммунистическое и национально-освободительное движение в мире, пытались уничтожить лагерь социализма, установить свой мировой порядок. Началась новая гонка вооружений, создание американских военных баз вокруг СССР и его союзников, агрессивных военно-политических блоков, направленных против социалистического лагеря.

США стали ведущей военной, морской и воздушной державой Запада, и старались сохранить эти позиции, расширить военное производство. Война сказочно обогатила корпорации США, связанные с военным производством. В 1943 – 1944 гг. прибыли корпораций США достигли огромного размера – свыше 24 млрд. долларов в год. В 1945 году произошло их снижение до 20 млрд. долларов. Это не устраивало крупных воротил бизнеса и военные круги. В это время значительно возросло влияние Пентагона на внутреннюю и внешнюю политику страны. Начинается сращивание интересов хозяев крупных корпораций, армии и разведки (спецслужб). Дипломатия соединяется с военными интересами и разведкой. Традиционные методы дипломатии – переговоры, компромиссы, соглашения, равноправное сотрудничество и т. д. – отходят на второй план. На первый план выходит политика с позиции силы, шантаж, запугивание, «атомная дипломатия» и «дипломатия доллара».

Для прикрытия и оправдания силовой дипломатии, на Западе стали раскручивать миф о «русской угрозе». Внутри самих США и Англии с целью подавления свобод и гласности, любого возможного сопротивления, начинается бешеная «борьба с коммунизмом», «охота на ведьм». По Штатам прокатывается волна арестов, репрессий и расправ. Множество невинных людей было брошены в тюрьмы за «антиамериканскую деятельность». Это позволило хозяевам США снова мобилизовать страну, общество на «борьбу с коммунистической угрозой». В США устанавливается тоталитаризм. Миф о «русской угрозе», искусственно навязанных страх, истерия делают американское население послушной игрушкой в руках правящих кругов.

договор о создании нато. договор о создании нато фото. картинка договор о создании нато. смотреть фото договор о создании нато. смотреть картинку договор о создании нато.

Выступление Уинстона Черчилля в Фултоне, штат Миссури, 5 марта 1946 года

Одним из активных сторонников «дипломатии силы» был Д. Кеннан, который в 1945-1947 гг. занимал пост советника посольства США в Москве. Он составил и направил с государственный департамент три докладные записки: «Международное положение России накануне окончания войны с Германией» (май 1945 года); «Меморандум от 22 февраля 1946 года»; «Соединенные Штаты и Россия» (зима 1946 года). В них была обоснована доктрина «сдерживания коммунизма». Кеннан призывал усилить пропаганду мифа о том, что СССР якобы стремится «разрушить внутреннюю гармонию нашего общества, уничтожить наш традиционный образ жизни», уничтожить США. Позднее Кеннан признал, что действовал в духе правящих кругов США, и никогда не думал, что советское правительство желает начать мировую войну и склонно начать такую войну.

В это же время Вашингтон использовал финансово-экономические трудности Англии (расходы на мировую войну, поддержание позиций в Европе и борьбу с национально-освободительным движением в колониях), чтобы окончательно превратить Британию в своего младшего партнера. В 1946 году США предоставили Англии кабальный займ. В ходе переговорах о судьбах Греции и Турции, Вашингтон предложил Лондону передать своё «наследство» в руки американцев, чтобы облегчить бремя финансовых проблем и закрыть вопрос общественной критики, которой подвергалась британская политика в Греции. В феврале 1947 года Лондон официально дал согласие о передаче полномочий оказания «помощи» Греции и Турции Соединенным Штатам. Британцы объявили о выводе своих войск из Греции.

12 марта 1947 года в послании Трумэна конгрессу Греция и Турция были названы странами, которые находятся под «коммунистической угрозой», для преодоления которой им предоставлялась «помощь» в 400 млн. долларов. Греция и Турция должны были стать передовыми бастионами Запада. Трумэн утверждал, что СССР создает угрозу для США и отвергает возможность мирного сосуществования, сотрудничества между государствами. Он призвал к осуществлению «доктрины сдерживания», частью которой были военные приготовление Америки, сколачивание военно-политических блоков, и подчинение политическому, финансово-экономическому диктату США других стран и народов. Фактически это был призыв к «крестовому походу» Запада против СССР. Доктрина Трумэна окончательно открыла новую эпоху в международной политике – «холодную войну».

Турция и Греция были очень важны для Запада, так как это были стратегические ворота ведущие к Чёрному морю, к южному подбрюшью России. США получали базы для воздушных ударов по самым крупным городам России со сравнительно близкого расстояния. В Турцию и Грецию были направлены американские вооружения, американские военные и гражданские специалисты. Турецкая элита активно сотрудничала с американцами. В Греции же у власти находились правые радикалы, которые получили власть от британцев, поэтому они легко пошли на сотрудничество с новым лидером Запада. В последующие несколько лет Греция и Турция были превращены в военные плацдармы Запада, направленные против СССР.

Кроме того, США как наследники Британии активно осваивали богатства Ближнего Востока. Так, если в 1938 году на долю американских корпораций приходилось 14% ближневосточной нефти, до в 1951 году – уже 57,8%.

договор о создании нато. договор о создании нато фото. картинка договор о создании нато. смотреть фото договор о создании нато. смотреть картинку договор о создании нато.

Президент США Гарри Трумэн выступает перед Конгрессом в Вашингтоне. 12 марта 1947 г.

Россия, истощенная кровопролитной войной, не желала войны. Союзу нужен был мир. Глава советского правительства Иосиф Сталин в интервью «Правде» оценил речь Черчилля как «опасный акт», направленный на то, чтобы посеять семена раздора между государствами и как «ультиматум», нациям, не говорящим на английском языке: «признавайте нашего господство добровольно, и тогда всё будет в порядке – в противном случае неизбежна война…» Это была установка на войну против Советского Союза.

Кремль проводил политику мира и международного сотрудничества. В Союзе проводилась демобилизация войск, военное производство переводилось на мирные рельсы. Советские войска покидали территории стран, освобожденные в ходе мировой войны. В начале 1946 года советская армия была выведена с острова Борнхольм, который принадлежал Дании (в начале Второй мировой войны остров был захвачен немцами, его освободили советские войска в мае 1945 года), из Персии и Северо-Восточного Китая.

Советский Союз принял самое активное участие в работе Организации Объединенных Наций (ООН), начавшей работать в 1946 году. Советский представитель в Генеральной Ассамблеи ООН А. А. Громыко заявил, что успех организации зависит от последовательного осуществления ею принципа сотрудничества равноправных суверенных государств, что её главная задача – защита больших и малых стран от агрессии. Социалистические государства подняли вопросы: о пресечении империалистической интервенции в Греции и Индонезии; о выводе англо-французских войск из Сирии и Ливана. Советская делегация подняла вопрос о всеобщем сокращении вооружений. Также в течение 1946 года велись переговоры о сущности мирных договоров с Италией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией; о контроле над ядерной энергией; о принципах политики союзных держав в отношении Японии; будущем Корее, Австрии и Германии. В то время, как англо-американская пропаганда вопила о неизбежности новой мировой войны, Москва доказывала, что такой неизбежности нет, что можно жить в мире, сотрудничать друг с другом.

Создание блока НАТО

Экономической основой нового «крестового похода» Запада на Восток стал «план Маршалла» (Как Сталин ответил на план Маршалла). Финансово-экономическая мощь США была использована для закабаления других стран. Вашингтон использовал послевоенные трудности европейских стран, чтобы «восстановить Европу», подмяв под себя её экономику, финансы, торговлю, в итоге внешнюю и военную политику. В связи с этим СССР и страны народной демократии отказались участвовать в «плане Маршалла». План вступил в действие в апреле 1948 года: в его осуществлении участвовали 17 европейских стран, включая Западную Германию.

Осуществление этого плана ознаменовало крутой поворот политики великих западных держав в отношении Западной Германии. Ранее побежденная Германия считалась оккупированной территорией, немцы должны были «заплатить за всё». Теперь Западная Германия становилась союзником держав-победительниц. Военно-экономическую мощь Западной Германии стали активно восстанавливать, чтобы направить её против СССР: в первый год осуществления «плана Маршалла» Западная Германия получила 2422 млн. долларов, Британия – 1324 млн., Франция – 1130 млн., Италия – 704 млн. долларов.

«План Маршалла» был создан американскими военными и стал военно-экономической основой блока НАТО. Один из американских военных идеологов Финлеттер отмечал: «НАТО никогда бы не появился на свет, если бы ему не предшествовал план Маршалла». Этот план позволил организовать новую западную военно-политическую группировку, которая опиралась на огромные ресурсы и экономический потенциал США.

В 1946-1948 гг. Лондон попытался возглавить процесс создания антисоветского блока. Черчилль в своих выступлениях призывал к созданию «объединенной Европы» для борьбы с Советским Союзом. Англию он называл единственной страной, которая может объединить между собой три блока: Британскую империю, страны, где говорят на английском языке и страны Западной Европы. Англия должна была стать главным узлом связи такого союза, узлом морским и воздушным. На Германию Черчилль смотрел как на главную военную силу объединенной Европы. Призывал к скорейшему военному и экономическому возрождению потенциала Германии. Таким образом, фактически Лондон повторял политику предвоенных лет, до Второй мировой войны, когда хозяева Англия и США сделали главную ставку на гитлеровскую Германию, для организации «крестового похода» всей Европы против Советского Союза. Германия снова должна была стать «тараном» Запада в борьбе с русскими. Черчилль призывал поспешить с такой войной и развязать её до того, как «русские коммунисты» освоят атомную энергию.

4 марта 1947 года Англия и Франция заключили в Дюнкерке договор о союзе и взаимной помощи. Следующим шагом по пути объединения западных стран в антисоветский военный союз стало заключение 17 марта 1948 года в Брюсселе сроком на 50 лет договора Великобритании, Франции, Нидерландов и Люксембурга о создании Западного союза. Брюссельское соглашение предусматривало создание постоянно действующих органов Западного союза: консультативного совета, военного комитета и военного штаба. Во главе военного штаба в городе Фонтенбло был поставлен английский фельдмаршал Монтгомери.

Советская дипломатия вскрыла агрессивные цели Западного союза ещё до его заключения. 6 марта 1948 года Москва направила соответствующие ноты правительствам США, Англии и Франции. Советское правительство разоблачало стремление Запада к сепаратному решению германской проблемы и прозорливо отмечало, что в будущий западный военный блок будут вовлечены США, Италия и Западная Германия. Что Западная Германия будет превращена в стратегический плацдарм для будущей агрессии в Европе. Москва отмечала, что и американский план экономической помощи, и британский политический Западный союз противопоставляют Западную Европу Восточной Европе. Последующий события показали верность этих оценок.

После вступления в силу «плана Маршалла» Вашингтон вёл переговоры о создании военного блока западноевропейских стран во главе с США. В качестве повода использовался искусственно созданный Западом «берлинский кризис». Чтобы ввести в заблуждение мировое общественное мнение, где были сильны идеи коллективной безопасности, выдвинутые СССР ещё до начала Второй мировой войны, американская дипломатия прикрывала свои агрессивные замыслы заботой об общей безопасности.

Предварительные переговоры о создании военного союза американцы провели с правительствами всех стран, которые присоединились к «плану Маршалла». Ирландия, Швеция, Швейцария и Австрия уклонились от участия в этом военном альянсе. Греция и Турция вступили в него позднее (в 1952 году), как и Западная Германия (в 1955 году). Североатлантический договор 4 апреля 1949 года подписали 12 стран: две североамериканские — США, Канада, десять европейских — Исландия, Англия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Западный союз сохранялся, но его вооруженные силы переходили под общее командование НАТО.

Таким образом, НАТО было создано как агрессивный инструмент политики хозяев Запада. Для подавления мирового социалистического, коммунистического и национально-освободительного движения. Для войны с СССР. Для военно-политического доминирования США на планете.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *