договор о создании содружества независимых государств первыми подписали
История Содружества независимых государств
8 декабря 1991 г. президенты России и Украины Борис Ельцин и Леонид Кравчук, а также председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич в правительственной резиденции «Вискули» в Беловежской пуще (Белоруссия) подписали Соглашение, в котором заявили о прекращении существования СССР и провозгласили создание Содружества независимых государств.
В документе была подтверждена приверженность принципам Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта, других международных обязательств. В Соглашении говорится, что с момента его заключения на территориях подписавших его стран не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего СССР, а деятельность союзных органов власти прекращается. Стороны обязались «развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену».
В Соглашении подчеркнута неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества, заявлены гарантии их открытости и свободы передвижения граждан и т.д.
10 декабря 1991 г. соглашение было ратифицировано Верховными Советами Украины и Белоруссии, 12 декабря – Верховным Советом РСФСР.
21 декабря 1991 г. в Алма‑Ате руководители 11 из 15 бывших союзных республик (кроме Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии) подписали Протокол к Соглашению о создании СНГ от 8 декабря, согласно которому Азербайджан, Армения, Молдавия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан присоединились к Содружеству Независимых Государств в качестве его учредителей на равноправных началах. В тот же день руководители 11 государств подписали также Алма‑Атинскую декларацию, в которой были подтверждены основные цели и принципы СНГ.
Вступление в СНГ Грузии было оформлено решением глав государств от 3 декабря 1993 г., принятым в связи с обращением главы грузинского государства Эдуарда Шеварднадзе от 8 октября 1993 г. 12 августа 2008 г. президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о выходе страны из СНГ. 18 августа 2009 г. завершилась формальная процедура выхода Грузии из СНГ. В августе 2005 г. Туркмения вышла из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена‑наблюдателя. Из республик бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония.
Договор о создании содружества независимых государств первыми подписали
Ратифицировано
постановлением Верховного Совета
от 12 декабря 1991 года N 2014-1
Соглашение вступило в силу для государств:
Основываясь на исторической общности наших народов и сложившихся между ними связях, учитывая двусторонние договоры, заключенные между Высокими Договаривающимися Сторонами,
стремясь построить демократические правовые государства,
намереваясь развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулирования спорных проблем согласительными средствами, других общепризнанных принципов и норм международного права,
считая, что дальнейшее развитие и укрепление отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между нашими государствами отвечают коренным национальным интересам их народов и служат делу мира и безопасности,
обязуясь соблюдать общепризнанные международные нормы о правах человека и народов,
договорились о нижеследующем:
Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств.
Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют своим гражданам независимо от их национальности или иных различий равные права и свободы. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам других Сторон, а также лицам без гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека.
Высокие Договаривающиеся Стороны, желая способствовать выражению, сохранению и развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности населяющих их территории национальных меньшинств и сложившихся уникальных этнокультурных регионов, берут их под свою защиту.
Высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающий среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства.
Стороны считают необходимым заключить соглашения о сотрудничестве в указанных областях.
Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества.
Они гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества.
Стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства.
Они также совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил. Стороны обязуются проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей.
Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относятся:
— координация внешнеполитической деятельности;
— сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики;
— сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
— сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности;
— вопросы миграционной политики;
— борьба с организованной преступностью.
Стороны осознают планетарный характер Чернобыльской катастрофы и обязуются объединять и координировать свои усилия по минимизации и преодолению ее последствий.
Они договорились заключить в этих целях специальное соглашение, учитывающее тяжесть последствий катастрофы.
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон оставляет за собой право приостановить действия настоящего Соглашения или отдельных его статей, уведомив об этом участников Соглашения за год.
Положения настоящего Соглашения могут быть дополнены или изменены по взаимному согласию Высоких Договаривающихся Сторон.
С момента подписания настоящего Соглашения на территориях подписавших его государств не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР.
Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.
Настоящее Соглашение не затрагивает обязательств Высоких Договаривающихся Сторон в отношении третьих государств.
Официальным местом пребывания координирующих органов Содружества является город Минск.
Совершено в городе Минске 8 декабря 1991 года в трех экземплярах каждый на белорусском, русском и украинском языках, причем три текста имеют одинаковую силу.
За Республику Беларусь
С.Шушкевич
ПРОТОКОЛ
к Соглашению о создании Содружества Независимых
Государств, подписанному 8 декабря 1991 года в
г.Минске Республикой Беларусь, Российской
Федерацией (РСФСР), Украиной
Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств.
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств вступает в силу для каждой из Высоких Договаривающихся Сторон с момента его ратификации.
На основе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств и с учетом оговорок, сделанных при его ратификации, будут выработаны документы, регламентирующие сотрудничество в рамках Содружества.
Настоящий Протокол является составной частью Соглашения о создании Содружества Независимых Государств.
Совершено в г.Алма-Ате 21 декабря 1991 года в одном экземпляре на азербайджанском, армянском, белорусском, казахском, кыргызском, молдавском, русском, таджикском, туркменском, узбекском и украинском языках. Все тексты имеют одинаковую силу. Подлинный экземпляр хранится в архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит Высоким Договаривающимся Сторонам заверенную копию настоящего Протокола.
Президент Азербайджанской
Республики
А.Муталибов
Президент
Республики Армения
Л.Тер-Петросян
Соглашение о создании СНГ («Беловежское соглашение»)
8 декабря 1991 года высшими руководителями России, Белоруссии и Украины было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этот акт вошел в историю как «Беловежское соглашение».
Подписанию документа предшествовали события, происходившие с середины 1980-х годов на территории бывшего Советского Союза. Изменения в экономической и политической жизни страны привели к углублению противоречий между центром и союзными республиками, стремившимися к самостоятельности. В 1990 году все союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, устанавливающие приоритет своих законов над законами Союза.
Чтобы остановить распад СССР, 17 марта 1991 года был проведен референдум о сохранении Союза Советских Социалистических Республик. За сохранение Союза высказались 76,4% принявших участие в голосовании.
На основе итогов всесоюзного референдума уполномоченной центральными и республиканскими властями рабочей группой в рамках так называемого Ново-Огаревского процесса весной-летом 1991 года был разработан проект по заключению договора федерации «О Союзе Суверенных Республик», подписание которого было назначено на 20 августа.
Но оно так и не состоялось из-за попытки государственного переворота, предпринятой консервативным крылом высшего руководства СССР 19-21 августа 1991 года.
Неудавшийся государственный переворот положил начало процессу стихийного разрушения союзной государственности.
С 20 августа по 27 октября 1991 года приняли решение о независимости (выходе из СССР) одиннадцать союзных республик.
Прекратила свое существование Коммунистическая партия СССР. Также прекратилась деятельность практически всех органов государственной власти Советского Союза.
Осенью 1991 года рабочей группой Ново-Огаревского процесса был подготовлен новый проект Союзного договора по созданию «Союза Суверенных Государств» как конфедерации независимых государств. Его предварительное подписание должно было состояться 9 декабря.
1 декабря 1991 года на референдуме более 90% населения Украины высказалось за независимость своего государства, а 5 декабря президент Украины Леонид Кравчук объявил, что страна денонсирует договор 1922 года о создании СССР.
8 декабря президенты России и Украины Борис Ельцин и Леонид Кравчук, а также председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич в правительственной резиденции «Вискули» в Беловежской пуще (Белоруссия) подписали Соглашение, в котором заявили о прекращении существования СССР и провозгласили создание Содружества Независимых Государств.
В документе была подтверждена приверженность принципам Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта, других международных обязательств. В Соглашении говорится, что с момента его заключения на территориях подписавших его стран не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего СССР, а деятельность союзных органов власти прекращается. Стороны обязались «развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену».
В Соглашении подчеркнута неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества, заявлены гарантии их открытости и свободы передвижения граждан.
В статьях, касающихся проблем военного строительства и обороны, государства-учредители зафиксировали свою готовность активно сотрудничать в «обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов», подтвердили стремление к «ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем». Стороны заявили, что «будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием», а также «совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил».
В Соглашении содержался перечень основных направлений совместной деятельности, которую страны намерены осуществлять через общие координирующие институты: координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в области таможенной политики, развитии систем транспорта и связи, в области охраны окружающей среды, борьбы с преступностью.
Соглашение было объявлено открытым для присоединения к нему всех республик бывшего СССР и иных государств, разделяющих цели и принципы этого документа.
Руководители стран в дополнение к основному документу встречи подписали Заявление, в котором констатировали, что «переговоры о подготовке нового Союзного Договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактором». Главы трех государств подчеркнули, что на образование Содружества Независимых Государств они решились, «осознавая ответственность перед своими народами и мировым сообществом и назревшую потребность в практическом осуществлении политических и экономических реформ».
Соглашение, заключенное в Беловежской пуще, не оставляло места для союзной формы государственного устройства на территории СССР. В последовавшем после его подписания заявлении президент СССР Михаил Горбачев квалифицировал действия руководителей трех республик как антиконституционные. Сами участники Беловежского соглашения отвергали обвинения в разрушении СССР.
10 декабря 1991 года соглашение было ратифицировано Верховными Советами Украины и Белоруссии, 12 декабря — Верховным Советом РСФСР.
21 декабря 1991 года в Алма-Ате (Казахстан) руководители 11 из 15 бывших союзных республик (кроме Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии) подписали Протокол к Соглашению о создании СНГ от 8 декабря, согласно которому Азербайджан, Армения, Молдавия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркмения и Таджикистан присоединились к Содружеству Независимых Государств в качестве его учредителей на равноправных началах.
В тот же день руководители 11 государств подписали также Алма-Атинскую Декларацию, в которой были подтверждены основные цели и принципы СНГ.
Вступление в СНГ Грузии было оформлено решением глав государств от 3 декабря 1993 года, принятым в связи с обращением главы грузинского государства Эдуарда Шеварднадзе от 8 октября 1993 года. 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о выходе страны из СНГ. 18 августа 2009 года завершилась формальная процедура выхода Грузии из СНГ.
22 января 1993 года в Минске (Белоруссия) на саммите СНГ был принят Устав Содружества. Его не подписали Украина и Туркмения, которые тем самым де-юре не являются государствами — членами СНГ, а могут быть отнесены только к государствам — учредителям и государствам — участникам Содружества. Туркмения на казанском саммите СНГ (26 августа 2005 года) заявила о том, что будет участвовать в Содружестве в качестве «ассоциированного члена».
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Соглашение о создании СНГ («Беловежское соглашение»). Справка
8 декабря 1991 года Россия, Белоруссия и Украина подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этот акт вошел в историю как «Беловежское соглашение».
Подписанию документа предшествовали события, происходившие с середины 1980‑х гг. на территории бывшего Советского Союза. Изменения в экономической и политической жизни страны привели к углублению противоречий между центром и союзными республиками, стремившимися к самостоятельности. В 1990 г. все союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, устанавливающие приоритет своих законов над законами Союза.
Чтобы остановить распад СССР, 17 марта 1991 г. был проведен референдум о сохранении Союза Советских Социалистических Республик. За сохранение Союза высказались 76,4 % принявших участие в голосовании.
На основе итогов всесоюзного референдума уполномоченной центральными и республиканскими властями рабочей группой в рамках так называемого новоогаревского процесса весной‑летом 1991 г. был разработан проект по заключению договора федерации «О Союзе Суверенных Республик», подписание которого было назначено на 20 августа. Но оно так и не состоялось из‑за попытки государственного переворота, предпринятой консервативным крылом высшего руководства СССР 19‑21 августа 1991 года.
В сентябре 1991 г. СССР признал независимость Литвы, Латвии и Эстонии.
Осенью 1991 г. рабочей группой ново‑огаревского процесса был подготовлен новый проект Союзного договора по созданию «Союза Суверенных Государств» как конфедерации независимых государств. Его предварительное подписание должно было состояться 9 декабря.
1 декабря 1991 г. на референдуме более 80% населения Украины высказалось за независимость своего государства.
8 декабря президенты России и Украины Борис Ельцин и Леонид Кравчук, а также председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич в правительственной резиденции «Вискули» в Беловежской пуще (Белоруссия) подписали Соглашение, в котором заявили о прекращении существования СССР и провозгласили создание Содружества Независимых Государств.
В документе была подтверждена приверженность принципам Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта, других международных обязательств. В Соглашении говорится, что с момента его заключения на территориях подписавших его стран не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего СССР, а деятельность союзных органов власти прекращается. Стороны обязались «развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену».
В Соглашении подчеркнута неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества, заявлены гарантии их открытости и свободы передвижения граждан.
В статьях, касающихся проблем военного строительства и обороны, государства‑учредители зафиксировали свою готовность активно сотрудничать в «обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов», подтвердили стремление к «ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем». Стороны заявили, что «будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно‑стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием», а также «совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил».
В Соглашении содержался перечень основных направлений совместной деятельности, которую страны намерены осуществлять через общие координирующие институты: координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в области таможенной политики, развитии систем транспорта и связи, в области охраны окружающей среды, борьбы с преступностью.
Соглашение было объявлено открытым для присоединения к нему всех республик бывшего СССР и иных государств, разделяющих цели и принципы этого документа.
Руководители стран в дополнение к основному документу встречи подписали заявление, в котором констатировали, что «переговоры о подготовке нового Союзного Договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактором». Главы трех государств подчеркнули, что на образование Содружества Независимых Государств они решились, «осознавая ответственность перед своими народами и мировым сообществом и назревшую потребность в практическом осуществлении политических и экономическх реформ».
Соглашение, заключенное в Беловежской пуще, не оставляло места для союзной формы государственного устройства на территории СССР. В последовавшем после его подписания заявлении президент СССР Михаил Горбачев квалифицировал действия руководителей трех республик как антиконституционные. Сами участники Беловежского соглашения отвергали обвинения в разрушении СССР.
10 декабря 1991 г. соглашение было ратифицировано Верховными Советами Украины и Белоруссии, 12 декабря – Верховным Советом РСФСР.
21 декабря 1991 г. в Алма‑Ате руководители 11 из 15 бывших союзных республик (кроме Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии) подписали Протокол к Соглашению о создании СНГ от 8 декабря, согласно которому Азербайджан, Армения, Молдавия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан присоединились к Содружеству Независимых Государств в качестве его учредителей на равноправных началах. В тот же день руководители 11 государств подписали также Алма‑Атинскую декларацию, в которой были подтверждены основные цели и принципы СНГ.
Вступление в СНГ Грузии было оформлено решением глав государств от 3 декабря 1993 г., принятым в связи с обращением главы грузинского государства Эдуарда Шеварднадзе от 8 октября 1993 г. 12 августа 2008 г. президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о выходе страны из СНГ. 18 августа 2009 г. завершилась формальная процедура выхода Грузии из СНГ.
В августе 2005 г. Туркмения вышла из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена‑наблюдателя.
Из республик бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония.
(Дополнительный источник: Содружество Независимых Государств: портрет на фоне перемен. Минск, 1996 год)
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Министерство иностранных дел Российской Федерации
(по состоянию на ноябрь 2021 года)
Содружество Независимых Государств (СНГ, Содружество) – региональная международная организация. 8 декабря 1991 г. Республика Белоруссия, Российская Федерация и Украина подписали Соглашение о его создании.
21 декабря 1991 г. в Алма-Ате главы одиннадцати государств подписали Протокол к данному Соглашению. В нем зафиксировано, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Грузия стала членом СНГ в 1993 г. и вышла из его состава 18 августа 2009 г. Украина с 2014 г. фактически не участвует в деятельности Содружества, однако официального уведомления о выходе из организации не направляла.
22 января 1993 г. был принят Устав Содружества. Его не подписали Туркменистан и Украина, которые тем самым де-юре не являются государствами-членами, а считаются государствами – участниками СНГ.
Рабочий язык СНГ – русский.
Содружество является самым крупным по составу участников региональным интеграционным объединением на постсоветском пространстве, авторитетной площадкой для равноправного диалога и углубления взаимодействия между государствами-участниками.
Совместная работа в рамках СНГ осуществляется через уставные органы: Совет глав государств (СГГ), Совет глав правительств (СГП), Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны (СМО), Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ), Экономический суд, Межпарламентскую ассамблею (МПА), а также через систему органов отраслевого сотрудничества. Создана сеть базовых организаций, занимающихся главным образом подготовкой и повышением квалификации кадров в различных отраслях.
Принятие решений в СНГ осуществляется на основании консенсуса, при этом государства-участники самостоятельно определяют степень своей вовлеченности в те или иные области сотрудничества.
10 октября 2008 г. принято Положение о национальных координаторах государств – участников СНГ, подписанное всеми странами Содружества, кроме Азербайджана, Туркменистана и Украины. Распоряжением Президента Российской Федерации от 30 марта 2020 г. национальным координатором Российской Федерации по делам СНГ назначен Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Л.Оверчук.
10 октября 2008 г. также утверждено Положение о председательстве в СНГ, в котором зафиксирован принцип «сквозного» председательства государств-участников в течение года в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете, Комиссии по экономическим вопросам и Совете постоянных полномочных представителей государств – участников СНГ при уставных и других органах Содружества на основании ротации в порядке русского алфавита названий стран.
В 2021 г. функции государства – председателя в СНГ осуществляет Республика Белоруссия. С 1 января 2022 г. председательство перейдет к Республике Казахстан. Сопредседателями станут Белоруссия (предыдущее председательство) и Киргизия (следующее председательство).
В 2021 году под председательством Белоруссии состоялись заседания Совета министров иностранных дел (2 апреля в Москве и 14 октября в Минске), Совета глав правительств (28 мая 2021 г. в Минске) и Совета глав государств (15 октября 2021 г. в формате видеоконференции). 12 ноября 2021 г. в формате видеоконференции запланировано проведение очередного заседания Совета глав правительств.
Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом СНГ является Исполнительный комитет со штаб-квартирой в Минске и Отделением в Москве. Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ утверждается Советом глав государств Содружества на трехлетний срок. В настоящее время эту должность занимает С.Н.Лебедев. Решением СГГ СНГ от 11 октября 2019 г. его полномочия продлены до 31 декабря 2022 г.
Основные направления взаимодействия в рамках Содружества определены в Концепции дальнейшего развития СНГ. В целях адаптации СНГ к современным реалиям проведена масштабная работа по ее актуализации. Обновленная Концепция и План основных мероприятий по ее реализации были утверждены Советом глав государств 18 декабря 2020 г.
Особое значение в рамках СНГ придается выработке единых позиций государств – участников по актуальным мировым проблемам. Эффективным инструментом в этой области является принятие и распространение в ООН и других международных организациях совместных заявлений глав государств и министров иностранных дел стран Содружества.
С 2020 года успешно реализуется Программа действий по активизации партнерства между внешнеполитическими ведомствами государств – участников СНГ, утвержденная на заседании СМИД СНГ в Ашхабаде 10 октября 2019 г. и подписанная всеми странами Содружества, кроме Азербайджана и Молдавии.
На торгово-экономическом направлении в рамках Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. продолжается работа по открытию рынков и созданию равных условий для осуществления хозяйственной деятельности экономических субъектов государств СНГ, предпринимаются шаги по стимулированию взаимной торговли, гармонизации норм, стандартов СНГ и Евразийского экономического союза, устранению барьеров на пути движения товаров и услуг.
На саммите Содружества 11 октября 2019 г. в Ашхабаде была принята Декларация о стратегическом экономическом сотрудничестве государств – участников СНГ, реализация которой будет способствовать более полному использованию социально-экономического потенциала каждого государства и Содружества в целом, расширению равноправного, взаимовыгодного и комплексного сотрудничества, наращиванию экономических связей, повышению конкурентоспособности национальных экономик.
В рамках реализации поставленных задач на заседаниях Совета глав правительств СНГ в 2020-2021 гг. на период до 2030 г. были приняты Стратегия экономического развития СНГ с Планом мероприятий по реализации ее первого этапа 2021-2025 гг., Комплексный план мероприятий на 2021-2025 гг. по реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества, Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества, а также Приоритетные направления сотрудничества в транспортной сфере и Концепция стратегического развития железнодорожного транспорта на «пространстве 1520».
Активно развиваются контакты стран Содружества в культурно-гуманитарной сфере. На заседании СГГ СНГ в Казани 26 августа 2005 г. заключено Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств – участников СНГ, которое охватывает вопросы науки, культуры, образования, информации, туризма, спорта, включая принципы и формы взаимодействия в этих областях.
На заседании СГГ СНГ в Минске 28 ноября 2006 г. подписано Соглашение о создании Совета по гуманитарному сотрудничеству государств – участников СНГ (СГС). Совет координирует деятельность СНГ в гуманитарной сфере.
На заседании СГП СНГ 25 мая 2006 г. в Душанбе подписан Договор о создании Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС). Его участниками являются Россия, Азербайджан (с июня 2008 г.), Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия (с июля 2014 г.), Таджикистан и Узбекистан.
При поддержке СГС и МФГС проводятся крупные культурные и общественные мероприятия, реализуются совместные издательские, молодежные и образовательные проекты.
Положительно зарекомендовала себя практика объявления в Содружестве тематических годов в гуманитарной сфере. 2020 г. был объявлен в СНГ Годом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Исполнено Решение СГГ СНГ от 28 сентября 2018 г. в Душанбе о награждении ветеранов войны юбилейной медалью «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» единого образца.
На заседании СГГ СНГ 28 сентября 2018 г. в Душанбе принято Решение об объявлении в СНГ 2021 г. Годом архитектуры и градостроительства, на заседании СГГ СНГ 18 декабря 2020 г. в формате видеоконференции – Решение об объявлении в СНГ 2022 г. Годом народного творчества и культурного наследия, 2023 г. – Годом русского языка как языка межнационального общения.
Важным механизмом укрепления взаимодействия являются организуемые на ежегодной основе форумы творческой и научной интеллигенции государств – участников СНГ. XIV Форум «Культура, наука, образование – общее гуманитарное пространство Содружества» прошел 15-16 мая 2019 г. в Ашхабаде. Из-за ограничений, обусловленных пандемией COVID-19, XV Форум в 2020 г. в Ташкенте не состоялся.
В культурной сфере между государствами – участниками СНГ действуют соглашения: о сотрудничестве в области культуры (от 15 мая 1992 г.); о сотрудничестве в области кинематографии (от 10 февраля 1995 г.); о сотрудничестве в области книгоиздания, книгораспространения и полиграфии (от 16 апреля 2004 г.), в области музейного дела (от 31 мая 2019 г.).
26 мая 1995 г. было подписано Соглашение о создании Совета по культурному сотрудничеству государств – участников СНГ.
Продолжается работа в рамках Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества». В 2018 г. она была реализована в армянском городе Горисе, в 2019 г. – в белорусском Бресте, в 2020 г. – в казахстанском Шымкенте (большинство мероприятий в связи с пандемией прошло в онлайн-формате). На заседании СГГ СНГ 28 сентября 2018 г. было принято решение об объявлении г. Душанбе Культурной столицей Содружества в 2021 г., на заседании СГГ СНГ 18 декабря 2020 г. – г. Каракол (Киргизская Республика) в 2022 г., на заседании СГГ СНГ 15 октября 2021 г. – г. Комрат (Республика Молдова) в 2023 г.
В научно-техническом сотрудничестве особая роль отводится развитию взаимодействия в сфере инноваций. Координацию этого направления работы осуществляет Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах. 19 мая 2011 г. учрежден Совет по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств – участников СНГ.
На заседании СГП СНГ 6 ноября 2020 г. принято решение о продолжении реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 г.
Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. определило вектор развития многостороннего взаимодействия в этой сфере, акцентировав стремление его государств-участников к осуществлению согласованной образовательной политики. В качестве инструмента реализации достигнутых договоренностей в 1997 г. был учрежден отраслевой Совет по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ.
Соглашение о формировании единого (общего) образовательного пространства Содружества подписано в Москве 17 января 1997 г. Оно предусматривает создание механизма координации деятельности в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров; разработку необходимой правовой базы по вопросам взаимодействия в области образования, установления требований к документам об образовании и механизма взаимного признания эквивалентности дипломов, ученых степеней и званий.
В рамках СНГ действуют 35 базовых организаций в гуманитарной сфере. Перспективным проектом на образовательном треке стало инициированное РУДН в 2008 г. создание Сетевого университета (СУ) СНГ в форме консорциума ведущих вузов стран Содружества. 29 мая 2020 г. подписано Соглашение об учреждении и функционировании СУ СНГ (вступило в силу 11 апреля 2021 г.). По состоянию на ноябрь 2021 г. в него входят 39 вузов из девяти стран.
Большое значение в формировании единого информационного пространства в Содружестве имеют отраслевые органы СНГ – Совет руководителей информационных агентств, Совет руководителей государственных и общественных телерадиоорганизаций государств – участников СНГ, Межгосударственный совет по сотрудничеству в области периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии, Межгосударственный совет по научно-технической информации.
Значительную роль в информационном поле Содружества играет Межгосударственная телерадиокомпания «Мир» (МТРК «Мир»). На заседании Совета глав правительств СНГ 28 сентября 2012 г. в Ялте была утверждена Концепция информационного телеканала «Мир 24», который с 1 января 2013 г. перешел из тестового режима на полноформатное вещание.
На заседании Совета глав правительств СНГ 25 ноября 2005 г. в Москве подписано Соглашение государств – участников СНГ о сотрудничестве в сфере работы с молодежью. Создан и функционирует Совет по делам молодежи государств – участников СНГ. В рамках заседания СГП СНГ 1 июня 2018 г. в Душанбе был принят Международный молодежный проект «100 идей для СНГ», который нацелен на расширение участия молодежи в интеграционных процессах.
В связи с пандемией коронавируса существенно активизировалось сотрудничество в области здравоохранения. Действуют отраслевой Совет по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ и его рабочий орган – Координационный совет по проблемам санитарной охраны территорий государств – участников СНГ от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней. На заседании СГП СНГ 28 мая 2021 г. в Минске подписаны Соглашение о сотрудничестве в области санитарной охраны территорий государств – участников СНГ и Среднесрочный план совместных действий государств – участников СНГ по противодействию распространению инфекционных болезней на их территории.
Одним из востребованных направлений сотрудничества остается взаимодействие на правоохранительном треке. Государства СНГ рассматривают борьбу с терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, коррупцией, киберугрозами, отмыванием финансовых средств, полученных преступным путем, как одну из важнейших задач обеспечения стабильного развития наших стран. Серьезное внимание уделяется также совместной работе государств Содружества по обеспечению безопасности внешних границ.
Активно задействуется потенциал Совета командующих Пограничными войсками и соответствующих органов отраслевого сотрудничества СНГ: Совета руководителей органов безопасности и специальных служб, под общим руководством которого действуют Антитеррористический центр СНГ и его отделение по Центральноазиатскому региону в Бишкеке; Совета министров внутренних дел и руководимого им Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ; Координационного совета генеральных прокуроров, Межгосударственного совета по противодействию коррупции, Совета руководителей подразделений финансовой разведки, Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований, а также Совета руководителей пенитенциарных служб.
Важное место во взаимодействии Российской Федерации со странами Содружества отводится ежегодно проводимым с 2013 года встречам секретарей советов безопасности государств – участников СНГ, ставшим эффективной площадкой для обмена мнениями и выработки совместных действий по острым проблемам, касающимся обеспечения безопасности на пространстве СНГ.
На заседании СГГ СНГ 18 декабря 2020 г. принято Совместное заявление глав государств – участников СНГ о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, которое призвано положить начало принципиально новому этапу сотрудничества на этом направлении между нашими странами.
Значимой составляющей в противостоянии преступным действиям является подготовка высококвалифицированных кадров. В этих целях более десяти учебным заведениям государств СНГ (в России, Белоруссии и Казахстане) придан статус базовых организаций Содружества, в которых каждый год проходит обучение по различным направлениям несколько тысяч сотрудников правоохранительных органов.
Развивается взаимодействие государств Содружества в военной сфере, которое обеспечивают Совет министров обороны СНГ и его рабочие органы. Основные усилия сконцентрированы на выполнении Концепции военного сотрудничества государств – участников СНГ до 2025 года, принятой на заседании СГГ СНГ 18 декабря 2020 г., и других основополагающих документов в этой области. Углублению кооперации на военном направлении способствуют подписанные в 2020 г. Соглашение о Совместной (объединенной) системе связи вооруженных сил государств – участников СНГ (29 мая, на СГП СНГ), Соглашение о Совместном инженерном подразделении гуманитарного разминирования вооруженных сил государств – участников СНГ (18 декабря, на СГГ СНГ). Повышению уровня военного образования и подготовки военных кадров служит придание Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации статуса базовой организации государств – участников СНГ в области оперативно-стратегической подготовки офицеров вооруженных сил в соответствии с решением СГП СНГ от 28 мая 2021 г.
4 сентября 2020 года состоялась первая совместная встреча министров обороны государств – участников СНГ, государств – членов ШОС и государств – членов ОДКБ, приуроченная к празднованию 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
В настоящее время функционирует ряд совместных систем военного назначения стран СНГ (противовоздушной обороны, контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки, совместная система связи и автоматизации и др.).
Большое внимание уделяется межпарламентскому взаимодействию на пространстве СНГ. Межпарламентская Ассамблея (МПА) государств – участников СНГ учреждена соответствующим соглашением от 27 марта 1992 г. Минская конвенция об МПА СНГ от 26 мая 1995 г. придала учреждению статус межгосударственного органа с местом пребывания в Санкт-Петербурге.
Государствами – участниками МПА являются Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина (с 2014 года Киев фактически приостановил свою деятельность в МПА; Туркменистан к указанным документам не присоединялся). Статус наблюдателя при МПА СНГ 16 ноября 2006 года предоставлен Волеси Джирге (нижней палате парламента) Афганистана. МПА поддерживает контакты с большинством международных организаций и органов своего профиля: ПАСЕ, ПА ОБСЕ, Европарламентом, Межпарламентским союзом, структурами ООН и др.
Ассамблея формируется из парламентских делегаций стран СНГ. Организацию деятельности МПА осуществляет Совет Ассамблеи, состоящий из руководителей парламентских делегаций. Председателем Совета с 2011 г. является Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко. Постоянно действующим рабочим органом Совета Ассамблеи является Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем (c 2019 г. – представитель Российской Федерации Д.А.Кобицкий). Работа МПА включает пленарные заседания парламентских делегаций, а также заседания органов Ассамблеи. 52-е пленарное заседание Ассамблеи состоялось в Санкт-Петербурге 16 апреля 2021 г.
МПА учреждает профильные комиссии, состоящие из представителей парламентских делегаций. По предложению комиссий создаются рабочие группы для подготовки проектов модельных законодательных актов. Они составляют основу законотворческой деятельности Ассамблеи, которая нацелена на создание единого правового пространства путем сближения и гармонизации национального законодательства. Модельные акты носят рекомендательный характер и после их принятия на заседании МПА направляются для использования в национальные парламенты. Всего Ассамблеей принято более 400 модельных законов и около 100 рекомендаций. Кроме того, МПА осуществляет мониторинг выборов и референдумов в государствах Содружества и (реже) за его пределами.
Наблюдение за избирательными процессами в целом является важным направлением сотрудничества в рамках Содружества. Его правовой основой являются Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ (принята на заседании СГГ СНГ 7 октября 2002 г.) и Положение о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках СНГ (утверждено Решением СМИД СНГ от 26 марта 2004 г.). 10 февраля 2006 г. решением Совета МПА СНГ создан Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан (МИМРД). Институт оказывает содействие МПА в процессе наблюдения за выборами в государствах Содружества, проводит обучение международных наблюдателей из стран СНГ. Дирекция МИМРД находится в Санкт-Петербурге, филиалы расположены в Бишкеке, Баку, Ереване и Кишиневе. Деятельность филиала в Киеве с 2014 г. фактически «заморожена».
По приглашению государства, проводящего выборы, Исполком СНГ формирует мониторинговые миссии, в состав которых входят представители МПА, национальных избирательных комиссий и органов государственной власти, депутаты парламентов стран Содружества. Всего с 1994 года организовано около 140 миссий наблюдателей. За это время сложилась собственная методика наблюдений, не уступающая методикам других международных организаций.
24 мая 1996 г. Устав СНГ был зарегистрирован в Секретариате ООН. Каждые два года в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ООН принимается резолюция о сотрудничестве между ООН и СНГ. 23 ноября 2020 г. принята очередная резолюция по данному вопросу, внесенная Узбекистаном в рамках его председательства в Содружестве в 2020 г. С марта 1994 г. СНГ имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. Аналогичный статус предоставлен Содружеству в ЮНКТАД (19 апреля 1994 г.).
Исполком СНГ поддерживает отношения с исполнительными структурами более 20 международных организаций, с 15 из которых заключены соглашения о сотрудничестве (Управление ООН по наркотикам и преступности, Отделение ООН в Женеве, секретариаты ЮНКТАД, ЕЭК ООН, ЮНЭЙДС, ОДКБ, ШОС, Генсекретариат Латиноамериканской ассоциации интеграции, Администрация МОМ, Евразийская экономическая комиссия и др.).