договор о создании союзного государства беларуси и россии был подписан
Министерство иностранных дел Российской Федерации
СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО (справка)
8 декабря 1999 г. Россия и Белоруссия подписали Договор о создании Союзного государства, которым декларируется образование Союзного государства как нового этапа в единении народов двух стран в демократическое правовое государство. Программой действий по его реализации определены основные направления и этапы интеграции, включая введение единой денежной единицы, объединение энергетической и транспортной систем, создание единого таможенного и экономического пространства, углубление взаимодействия в гуманитарной области, в сферах внешней политики, обороны и безопасности. Подписанию указанного Договора предшествовало образование в апреле 1996 г. Сообщества России и Белоруссии, а в апреле 1997 г. – Союза Беларуси и России.
В соответствии с Договором о создании Союзного государства учреждены его руководящие органы – Высший Государственный Совет (ВГС,
в его состав входят главы государств, правительств и обеих палат парламентов) и Совет Министров (главы правительств, министры иностранных дел, экономики и финансов). Председателем Высшего Госсовета является глава одного из государств-участников на основе ротации, если государства-участники не договорились об ином. Постановлением Высшего Госсовета №1 от 26 января 2000 г. Председателем ВГС утвержден Президент Белоруссии А.Г.Лукашенко. Председателем Совета Министров Союзного государства Постановлением Высшего Госсовета №1 от 7 марта 2020 г. назначен Председатель Правительства Российской Федерации М.В.Мишустин. Всего проведено 21 заседание Высшего Госсовета Союзного государства, последнее из которых – 19 июня 2018 г. в Минске. Состоялось также 51 заседание Совета Министров Союзного государства (последнее – 10 сентября 2021 г. в Москве).
Для координации работы по интеграционному взаимодействию в рамках Союзного государства учреждена совместная Группа высокого уровня (ГВУ) Совета Министров Союзного государства. В 2019 г. заседания ГВУ состоялось 26 февраля в Москве, в 2020 г. – 5 июня и 20 октября по видеоконференцсвязи,
в 2021 г. – 21 января, 7 апреля, 2 июля и 9 августа также по ВКС (сопредседатели ГВУ – Заместитель Председателя Правительства России А.Л.Оверчук и Посол Белоруссии в России В.И.Семашко).
До формирования Парламента Союзного государства продолжает действовать Парламентское Собрание Союза Беларуси и России (Председатель – В.В.Володин). Рабочим органом Союзного государства является Постоянный Комитет, который возглавляет Государственный секретарь (Д.Ф.Мезенцев).
На ежегодной основе формируется бюджет Союзного государства (взнос России – 65%, Белоруссии – 35%), объем которого в 2015 г. составил 4,87 млрд российских рублей, 2016 г. – 6,6 млрд, 2017 г. – 6,7 млрд, 2018 г. – 6,9 млрд, 2019 г. – 7,25 млрд., 2020 г. – 5,52 млрд рос. руб. в доходной части и 5,38 млрд в расходной. На 2021 год определён в доходной части в размере 4,7 млрд рос. руб. и 4,7 млрд рос. руб. в расходной.
В рамках Союзного государства реализуются межгосударственные программы, проекты и мероприятия, финансируемые из союзного бюджета. В 2020 г., в частности, осуществлялось финансирование 11 союзных программ.
Тесное взаимодействие обеспечивается в военной сфере, в области внешней политики, безопасности и борьбы с преступностью. По ряду направлений подписаны и реализуются программы и планы совместных действий. С 2001 г. действует Военная доктрина Союзного государства, обновленная редакция которой одобрена на заседании Совета Министров Союзного государства 13 декабря 2018 г. в Бресте и должна быть утверждена на очередном заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства. Функционирует совместная региональная группировка войск.
Реализуется двухгодичная Программа согласованных действий в области внешней политики. Очередная, на 2020-2021 гг., была подписана в рамках совместного заседания коллегий МИД России и МИД Белоруссии 18 ноября 2019 г. в Москве. В 2020 г. совместное заседание коллегий внешнеполитических ведомств прошло 26 ноября в Минске.
В рамках Союзного государства большое внимание уделяется обеспечению равных прав граждан России и Белоруссии, которые уже имеют возможность совершать взаимные поездки по внутренним национальным документам и находиться на территории другого государства без регистрации и постановки на миграционный учет в течение 90 дней. Важным шагом в этом направлении стало создание равных возможностей для россиян и белорусов в получении бесплатного образования и при трудоустройстве, в сферах медицинского и социального обеспечения, налогообложения. В целях оперативного реагирования на возникающие проблемы в этой сфере на площадке Постоянного Комитета Союзного государства функционирует Межведомственная рабочая группа по рассмотрению вопросов обеспечения равных прав граждан России и Белоруссии, последнее заседание которой состоялось 16 января 2019 г.
Близка к завершению работа по отмене роуминга на территории Союзного государства. С 1 ноября 2020 г. белорусские и российские операторы связи уже начали работать в тестовом режиме по новой системе тарификации, сокращающей стоимость звонков.
В экономической сфере особое внимание уделяется реализации совместных инвестиционных проектов, крупнейшим из которых является строительство Белорусской АЭС. 7 ноября 2020 г. состоялась церемония энергетического пуска первого энергоблока с участием Президента Белоруссии А.Г.Лукашенко. 23 июня 2021 года подписан акт о приемке первого блока станции. Сооружение второго энергоблока планируется завершить в 2022 г. Работа идет в штатном режиме.
В рамках сотрудничества в космической сфере реализуется союзная программа по разработке, модернизации и гармонизации обеспечения целевого применения космических систем дистанционного зондирования Земли. Действует российско-белорусская группировка, которую составляет Белорусский космический аппарат и российский спутник «Канопус В». Наряду с этим, в начале 2020 г. руководством Госкорпорации «Роскосмос» и НАН Белоруссии было подписано Соглашение о расширении возможностей действующей орбитальной группировки космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. В развитие достигнутых договоренностей Россия и Белоруссия приступили к разработке совместной орбитальной системы дистанционного зондирования Земли.
Особое внимание уделяется участию молодежи в деятельности органов Союзного государства. При Парламентском Собрании Союза Беларуси и России действует Молодежная палата, формируемая путем делегирования
40 представителей палатами парламентов двух стран.
На территории двух государств осуществляется вещание телеканала «БелРос», распространяется журнал «Союзное государство». Успешно функционирует «Белорусско-Российский университет» в г.Могилеве.
На протяжении многих лет наши страны обмениваются Днями культуры, организуют совместные музейные, выставочные проекты, мастер-классы в сфере искусства (гастроли театральных и музыкальных коллективов), гражданско-патриотические смены, туристические слеты. Ежегодно проводятся мероприятия по случаю Дня единения народов России и Белоруссии (2 апреля), а также фестивали «Молодежь – за Союзное государство», «Творчество юных», олимпиады школьников. Талантливым россиянам и белорусам присуждаются премии Союзного государства в области литературы и искусства, науки и техники. По линии Союзного государства осуществляется лечение и оздоровление детей из районов, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также санаторно-курортное лечение ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны.
В контексте празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне по линии Союзного государства реализованы такие совместные проекты, как реставрация и музеефикация сооружений мемориального комплекса «Брестская крепость», профинансировано создание Ржевского мемориала советскому солдату в Тверской области. Торжественное открытие мемориала состоялось
30 июня 2020 г. с участием президентов двух стран В.В.Путина и А.Г.Лукашенко.
В рамках совместной борьбы с COVID-19 и в целях оказания поддержки союзнику Россией оказывалось содействие по возвращению белорусских граждан на родину российскими вывозными рейсами. В соответствии с достигнутыми договоренностями между президентами двух стран Белоруссия стала первой страной, куда поставлена российская вакцина от коронавируса. Организовано ее производство на территории Белоруссии.
В результате интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии удалось выйти на наиболее высокий в СНГ уровень двустороннего политического и экономического взаимодействия.
Наряду с развитием сотрудничества в рамках ЕАЭС, продолжаются усилия по дальнейшему углублению российско-белорусской интеграции в рамках Союзного государства. Реализуются положения программного документа – Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018-2022 гг., утвержденного 19 июня 2018 г. в Минске на заседании Высшего Госсовета. Кроме того, положения, касающиеся готовности министерств иностранных дел двух стран во взаимодействии с Постоянным Комитетом Союзного государства и Парламентским Собранием Союза Беларуси и России вести активную деятельность по укреплению и развитию Союзного государства, включены в Программу согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства на 2020-2021 гг.
В целях выработки предложений по дальнейшему интеграционному взаимодействию двух стран в рамках Союзного государства в 2019 г. была сформирована двусторонняя Рабочая группа по реализации положений Договора о создании Союзного государства (сопредседатели – А.Л.Оверчук и Первый вице-премьер Белоруссии Н.Г.Снопков). 10 сентября 2021 г. в Минске на заседании Совета Министров Союзного государства одобрен подготовленный Группой пакет интеграционных документов, включающий Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства и 28 отраслевых Союзных программ, которые предстоит утвердить Высшим Государственным Советом Союзного государства.
Договор «О создании Союзного государства» (Москва, 8 декабря 1999 г.)
Договор
о создании Союзного государства
(Москва, 8 декабря 1999 г.)
Российская Федерация и Республика Беларусь,
руководствуясь волей народов России и Белоруссии к единению и опираясь на общность их исторических судеб, заботясь о жизненных интересах своих граждан;
будучи убеждены в том, что образование Союзного государства позволит объединить усилия в интересах социального и экономического прогресса обоих государств;
движимые стремлением продолжить развитие интеграционных процессов, заложенных Договором об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года, Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года, Уставом Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года, а также реализуя положения Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси от 25 декабря 1998 года;
подтверждая приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций и желание жить в мире и добрососедстве с другими государствами;
действуя в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права,
договорились о нижеследующем:
Совершено в Москве 8 декабря 1999 года в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
За Российскую Федерацию
За Республику Беларусь
Проект программы
действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений договора о создании Союзного государства
ГАРАНТ:
См. Программу действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства, подписанную 8 декабря 1999 г. в Москве
Основываясь на положениях Договора о создании Союзного государства от » » 1999 года,
исходя из того, что достижение целей Союзного государства осуществляется поэтапно с учетом приоритета правовых, экономических и социальных задач,
опираясь на опыт интеграции, накопленный в Союзе Беларуси и России,
Выполнение настоящей Программы ознаменует завершение процесса создания Союзного государства с единым экономическим пространством, единой транспортной системой, единой таможенной территорией, единой денежной единицей, общим бюджетом, в котором государства-участники проводят тесно согласованную политику в международных делах, в сфере обороны, безопасности, борьбы с преступностью, в социальной и культурной областях.
В соответствии с этими задачами будут осуществлены следующие мероприятия.
1. Выравнивание основных макроэкономических показателей и проведение единой структурной политики
1.1. Государства-участники в рамках Союзного государства осуществляют меры по сближению основных социальных и макроэкономических показателей экономического развития и уровня жизни населения, включая:
структуру ВВП по производству и использованию;
величину ВВП на душу населения;
темпы роста промышленного и сельскохозяйственного производства;
темпы роста производительности труда;
уровень инвестиций в основной капитал в процентном отношении к ВВП;
денежные доходы (в среднем на душу населения в месяц);
номинальную начисленную и выплаченную среднемесячную заработную плату одного работника;
средний размер назначенной и выплаченной месячной пенсии;
прожиточный минимум в среднем на душу населения в месяц;
минимальную заработную плату и минимальный размер пенсии по возрасту;
долю расходов на конечное потребление домашних хозяйств в ВВП;
индекс потребительских цен.
1.2. Проводится единая структурная политика Союзного государства, связанная с реформированием бюджетной, налоговой и производственной сфер, решением проблем неплатежей и реструктуризации банковской системы, что будет способствовать сокращению дефицитов государственных бюджетов, стабильности национальных валют и уровня цен, снижению энергоемкости производства и доли промежуточного потребления в выпуске продукции, достижению внешнеэкономического равновесия.
1.3. При осуществлении мероприятий по социально-экономическому развитию двух стран используются единые показатели и индикаторы государственного регулирования экономики, а именно:
уровень налоговой нагрузки на производителей (налоговые ставки и платежи, льготы, уровень централизации доходов государства к ВВП);
обменный курс (рыночный);
темпы изменения совокупной денежной массы, в том числе рублевой, валютной;
ставка рефинансирования, процентные ставки по депозитам и кредитам для населения и субъектов хозяйствования, уровень обязательных резервных требований к коммерческим банкам;
индексы отпускных цен в промышленности, закупочных цен в сельском хозяйстве, индексы цен в строительстве, тарифов на транспортные перевозки и услуги связи;
лимиты на использование (потребление) природных ресурсов и загрязнение окружающей среды;
объемы закупок важнейших видов продукции для государственных нужд;
объемы финансирования из бюджета государственных целевых программ.
1.4. В среднесрочной и долгосрочной перспективе основными параметрами развития Союзного государства будут являться:
взаимная торговля между государствами-участниками по важнейшим видам продукции и услуг;
межгосударственные потоки капитала, включая получаемые и предоставляемые прямые и портфельные инвестиции, краткосрочные и долгосрочные кредиты и др.;
межгосударственная миграция рабочей силы;
механизм формирования единого экономического пространства (унификация основных инструментов таможенной, бюджетной, налоговой, кредитно-денежной, ценовой политики, единое законодательство об иностранных инвестициях, разработка и реализация совместных программ социально-экономического, научно-технического и экологического характера и другие регуляторы).
2. Унификация гражданского законодательства и определение основ создания собственности Союзного государства
Завершается работа по унификации гражданского права и законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность в Союзном государстве.
В ходе этой работы согласовываются единые нормы, положения, термины и понятия гражданского права, связанные с регламентацией общественных, имущественных и товарных отношений в сфере экономического оборота, которые закрепляются в Основах гражданского законодательства Союзного государства.
Принимается закон о собственности Союзного государства, который будет регулировать отношения по поводу союзной собственности, устанавливать объекты прав союзной собственности, основания таких прав, порядок осуществления защиты прав собственности, а также отношения, связанные с осуществлением иных имущественных прав.
ГАРАНТ:
См. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о регулировании вопросов собственности Союзного государства (Санкт-Петербург, 24 января 2006 г.)
3. Введение единой денежной единицы
3.1. В ходе формирования единого экономического пространства осуществляется валютная интеграция на основе введения единой денежной единицы (валюты).
В этих целях будет подписано межгосударственное соглашение о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра.
3.2. В результате выполнения соглашения, упомянутого в пункте 3.1. настоящей Программы, денежная эмиссия будет осуществляться исключительно единым эмиссионным центром. Работа по введению единой денежной единицы будет осуществляться поэтапно. Итоги работы будут оформляться отдельными протоколами с таким расчетом, чтобы она была полностью завершена к концу 2005 года в увязке с процессом экономической интеграции в Союзном государстве.
4. Унификация налогового законодательства и проведение с 2001 года единой налоговой политики
4.1. На первом этапе проводится работа по унификации, гармонизации и сближению налогового законодательства государств-участников (в части принципов налогообложения, понятийного и терминологического аппарата).
4.2. На втором этапе осуществляется переход к единой налоговой политике, единым принципам взимания налогов вне зависимости от местонахождения налогоплательщиков на территории Союзного государства, в том числе в вопросах порядка установления и взимания налогов, учета налогоплательщиков, контроля за соблюдением налогового законодательства и других вопросах.
4.3. На третьем этапе принимается Налоговый кодекс Союзного государства.
5. Формирование и исполнение бюджета Союзного государства
5.1. На первом этапе деятельности Союзного государства доходная часть бюджета Союзного государства формируется за счет фиксированных долей отчислений государств-участников из расходных частей национальных бюджетов. Исполнение бюджета Союзного государства осуществляется национальными казначействами каждого государства-участника в части, касающейся территорий своих государств, на основе унифицированной отчетности об исполнении бюджета и бюджетной классификации.
5.2. На втором этапе обеспечивается переход к единым сценарным условиям экономического развития и функционирования Союзного государства, принятие нормативно-правовых актов в области бюджетной и налоговой политики Союзного государства, разграничения бюджетных полномочий в Союзном государстве, юрисдикции, функций и прав союзных и национальных органов, бюджетной и экономической классификации доходов и расходов бюджета Союзного государства.
6. Проведение единой торговой и таможенно-тарифной политики и отношении третьих стран, международных организаций и объединений
6.1. С целью осуществления единой торговой и таможенно-тарифной политики:
на первом этапе проводится работа по унификации торговых режимов с третьими странами и отношений с международными объединениями, скоординировано ведутся переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации;
завершается формирование единого таможенного пространства и создается Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию;
ГАРАНТ:
См. Положение о Комиссии по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства, утвержденное постановлением Совета Министров Союзного государства от 29 ноября 2010 г. N 28
унифицируются таможенные тарифы, льготы по уплате таможенных пошлин, правила и критерии определения страны происхождения товаров и их таможенной стоимости, таможенные режимы, порядок таможенного оформления и таможенного контроля, экспортного и валютного контроля, меры нетарифного регулирования.
6.2. На втором этапе после осуществления мероприятий, предусмотренных на первом этапе, завершается унификация:
национальных нормативно-правовых актов, касающихся регулирования внешней торговли;
нормативно-правовых актов, обеспечивающих защиту экономических интересов государств в торговле с третьими странами;
правоотношений в области косвенного налогообложения во внешней торговле.
6.3. На третьем этапе принимаются идентичные нормативно-правовые акты государств-участников в области торговой и таможенной политики:
законы о таможенном тарифе;
законы о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности;
законы о мерах по защите экономических интересов государств-участников при осуществлении внешней торговли;
законы о валютном регулировании и валютном контроле.
Формируются органы управления Союзного государства в области торговой и таможенной политики.
7. Формирование общего рынка ценных бумаг и создание учреждений по эмиссии ценных бумаг и регулированию фондового рынка
7.1. На первом этапе создается унифицированная нормативно-правовая база Союзного государства в области регулирования рынка ценных бумаг, эмиссии и размещения ценных бумаг, совершения сделок с ценными бумагами.
С этой целью Республика Беларусь примет Закон «О рынке ценных бумаг» и, взяв за основу нормативные акты Российской Федерации по ценным бумагам, утвердит Порядок эмиссии и размещения ценных бумаг, Правила совершения сделок с ценными бумагами и их учета, Положение по раскрытию информации эмитентами и участниками рынка ценных бумаг.
7.2. На втором этапе формируется инфраструктура общего рынка ценных бумаг Союзного государства, предполагающая создание соответствующих учреждений по эмиссии ценных бумаг и регулированию фондового рынка.
С этой целью создаются национальные центры по эмиссии ценных бумаг, а также иные учреждения, обеспечивающие регулирование фондового рынка Союзного государства, устанавливаются правила их взаимодействия, на основе единого механизма обеспечивается практическое регулирование общего рынка ценных бумаг.
8. Проведение единой политики в области ценообразования и механизма ее осуществления
8.1. Субъектам хозяйствования государств-участников обеспечиваются равные условия по применению во взаимной торговле преимущественно свободных цен и тарифов, которые формируются на основе применения единой методологии ценообразования, исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции и услуг, на основе единых методов исчисления себестоимости продукции и услуг с учетом всех видов установленных налогов, а также получения необходимой прибыли.
8.2. Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется по единому перечню продукции (услуг), в основном относящейся к продукции (услугам) естественных монополий, продукции (услугам), закупаемой преимущественно государствами-участниками, и другой продукции (услугам), исходя из экономически обоснованных затрат и получения необходимой прибыли субъектами хозяйствования.
В целях проведения единой политики государственного ценового регулирования предстоит:
Республике Беларусь принять унифицированные с российскими Законы «О естественных монополиях», «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», «О газоснабжении»;
унифицировать нормативно-правовые акты государств-участников в области ценообразования, определяющие принципы и порядок установления регулируемых государством цен/тарифов на продукцию (услуги) предприятий топливно-энергетического комплекса, исходя из того, что к сфере государственного регулирования цен и тарифов в топливно-энергетическом комплексе на территории Союзного государства будут отнесены:
тарифы на электрическую и тепловую энергию;
оптовые цены на природный газ, реализуемый газораспределительным организациям, цены на природный газ, реализуемый непосредственно конечным потребителям, сбытовые надбавки газораспределительных организаций к оптовой цене промышленности на природный газ, тарифы на услуги по транспортировке природного газа по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям, розничные цены на природный газ для населения;
тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
создать гармонизированную систему государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов на транспорте, в том числе разграничить полномочия и предметы ведения между союзными и национальными органами по этому вопросу и установить порядок и принципы взаимодействия национальных органов, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов на транспорте и их территориальных органов;
осуществить переход на единые принципы тарифной политики на транспорте, в том числе методологические и методические принципы формирования тарифов, сборов, цен на услуги транспортных предприятий в сообщении в рамках Союзного государства, а также единые принципы формирования тарифной политики в сообщении с третьими государствами;
создать общий рынок услуг связи и ввести единые принципы формирования тарифов на услуги связи и порядок их расчетов;
обеспечить единые условия функционирования электроэнергетических систем государств-участников с едиными основами ценообразования и порядком регулирования и применения тарифов на электрическую энергию на союзном оптовом рынке электрической энергии.
9. Объединение энергетической и транспортной систем
9.1. Поэтапная реорганизация системы управления транспортным комплексом, предусматривающая гармонизацию системы государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов на транспорте, в том числе разграничение полномочий между союзными и национальными органами и установление порядка и принципов их взаимодействия.
9.2. Унификация нормативно-правовой базы в области транспорта, включая формирование систем управления транспортом в Союзном государстве, единой научно-технической политики, технических условий и требований, стандартов и правил функционирования объединенных транспортных систем, создание единой налоговой базы на транспорте.
В этих целях будут приняты программа развития и единые принципы формирования общего рынка транспортных услуг, а также нормативно-правовые акты:
унифицированный Закон «О транспортной деятельности»;
унифицированный Закон «Об автомобильных дорогах»;
о внутреннем водном транспорте;
об автомобильном транспорте.
9.3. Принятие порядка функционирования и управления едиными системами железнодорожного, автомобильного, морского, внутреннего водного, воздушного транспорта, единой системой дорожного хозяйства.
9.4. Разработка и внедрение унифицированной системы первичного учета и статистической отчетности.
9.5. Сохранение и развитие кооперативных связей предприятий автомобильной промышленности государств-участников в производстве транспортных средств.
9.6. Модернизация инфраструктуры проходящих через территории государств-участников общеевропейских транспортных коридоров для обеспечения интеграции транспортных коммуникаций обеих стран в европейскую транспортную систему.
9.7. Создание условий для использования мощностей морского и речного портов Калининградской области Российской Федерации для перевалки и перевозки внешнеторговых грузов.
9.8. Осуществление мер по подготовке к объединению газотранспортных систем государств-участников с вхождением газотранспортных систем Республики Беларусь в состав открытого акционерного общества «Газпром».
9.9. Создание Объединенной электроэнергетической системы государств-участников с учетом завершения в 2000 году реструктуризации энергетической отрасли Республики Беларусь.
10. Формирование общего рынка услуг связи
Гражданам Союзного государства предоставляются равные возможности по доступу к услугам электрической и почтовой связи общего пользования при единых принципах формирования тарифов на услуги.
В этих целях будут осуществлены:
унификация правовой базы, регламентирующей работу связи, нормативных актов по формированию единой научно-технической политики в этой области, требований и правил по функционированию объединенных систем связи;
разработка Совместной программы развития общего рынка услуг связи в Союзном государстве;
введение единых принципов формирования тарифов на услуги связи и порядка их расчетов, переход к единым тарифам на услуги в области связи.
11. Проведение единой политики в области стандартизации, метрологии и оценки соответствия
11.1. На первом этапе осуществляются гармонизация национальных законов в области стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия и технических барьеров в торговле, а также национальных систем стандартизации, обеспечения единства измерений, санитарных и пожарных норм сертификации продукции и услуг, классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и каталогизации продукции с учетом международных норм.
Обеспечивается обязательное применение законодательных актов и нормативных документов по практическому внедрению Международной системы единиц измерений (СИ).
Государственный метрологический контроль и надзор осуществляются на единых принципах.
11.2. На втором этапе проводятся формирование единых эталонов единиц величин, порядка передачи размеров единиц величин к рабочим средствам измерений, организация сличений эталонов, а также гармонизация систем утверждения типа средств измерений, калибровки и поверки средств измерений.
Создаются центры по обмену информацией в области стандартизации, метрологии, сертификации и государственного надзора и контроля за реализацией законодательных требований к продукции и услугам, за средствами измерений.
11.3. Создается общий орган управления на базе совместной коллегии заинтересованных государственных органов.
12. Проведение единой политики в области геодезии и картографии
Государства-участники осуществляют единую политику по картографо-геодезическому обеспечению территории Союзного государства, направленную на удовлетворение потребностей Союзного государства, граждан и юридических лиц в геодезической и картографической продукции.
С этой целью предусматривается:
создание высокоточных геодезических сетей;
разработка геоинформационной системы для обеспечения работы органов власти Союзного государства и создание банков цифровых типографических карт на основе материалов космической съемки сопредельной территории Российской Федерации и Республики Беларусь;
внедрение в производство в государствах-участниках новых технологий создания, обновления и подготовки к изданию топографических карт.
Будет создан общий орган для координации работ на базе совместной коллегии заинтересованных государственных органов.
13. Формирование единого научно-технологического пространства
На первом этапе совместной деятельности осуществляется формирование специальных мероприятий и отбор проектов по обеспечению единого научно-технологического пространства Союзного государства.
13.2. Второй этап предполагает практическую реализацию отобранных программ, подпрограмм и проектов в рамках единого научно-технологического пространства Союзного государства.
13.3. Направления совместных исследований и разработок:
проведение фундаментальных и прикладных работ по приоритетным направлениям развития науки и техники: информационные технологии и электроника, производственные технологии, новые материалы и химические продукты, технологии биологических и живых систем, топливо и энергетика, экология и рациональное природопользование;
гармонизация нормативно-правовой базы в области науки и техники;
согласованное развитие законодательства в инновационной сфере;
создание единой системы научно-технической экспертизы.
Для организации выполнения поставленных задач при необходимости создаются координационные советы по приоритетным направлениям Программы и научно-технические советы по подпрограммам.
14. Обеспечение единого информационного пространства
14.1. Разработка Программы обеспечения единого информационного пространства.
14.2. Гармонизация нормативных актов по формированию технических условий и правил функционирования системы информатизации.
15. Осуществление совместной политики в области экологической безопасности, гидрометеорологии, мониторинга и охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, в том числе последствий аварии на Чернобыльской АЭС
Предусматривается реализация следующих совместных программ экологической направленности:
программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы;
научно-техническая программа «Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды»;
программа «Гармонизация законодательной и нормативно-методической базы в области охраны окружающей среды Российской Федерации и Республики Беларусь»;
подготовка предложений по их продолжению до 2005 года;
разработка нормативно-правовых актов «Об охране окружающей среды», «Об экологическом образовании», «О социальной защите населения, пострадавшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», соглашения об обмене экологической информацией;
формирование единого правового механизма природоохранной деятельности, соответствующего задачам Союзного государства и современному международному праву в области охраны окружающей среды;
создание единой системы информационного взаимодействия;
разработка основополагающего стандарта в области охраны окружающей среды и улучшения использования природных ресурсов;
создание унифицированного реестра и базы данных по природоохранным ресурсосберегающим, малоотходным и безотходным технологиям экологического профиля;
выработка норм и правил регулирования трансграничных перевозок озоноразрушающих и других опасных веществ, а также иных документов в области охраны атмосферы, воды, почвы, растительного и животного мира;
разработка системы экологического образования и воспитания населения в целях устойчивого развития Союзного государства.
16. Проведение согласованной политики в области охраны труда, социальной защиты населения, пенсионного обеспечения
разработка прогноза развития в социально-трудовой сфере в государствах-участниках на пятилетний период;
разработка законодательных и нормативных актов в социально-трудовой сфере, в том числе унифицированных законов государств-участников «О социальном страховании», «О страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О занятости населения», «Об охране труда», кодексов законов о труде;
разработка единых минимальных стандартов в сфере денежных доходов населения, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социальной поддержки граждан, нуждающихся в защите и социальном обслуживании;
разработка единой методологии определения потребительской корзины;
разработка Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Квалификационного справочника должностей служащих;
разработка унифицированных межотраслевых норм и нормативов для регулирования численности работников бюджетной сферы, органов управления и производственной сферы;
разработка единой методологии формирования и государственного регулирования общего рынка труда Союзного государства.
17. Осуществление совместной политики в области обороны, координации деятельности в области военного строительства, совместного использования военной инфраструктуры, разработки и размещения совместного оборонного заказа, функционирования региональной группировки войск
Принимается единая военная доктрина Союзного государства.
В целях подготовки к реализации данной военной доктрины будут:
создана региональная группировка войск;
завершено формирование совместного оборонного заказа на 2000 год;
проведена инвентаризация объектов военной инфраструктуры в границах общего оборонного пространства с задачей определения их реального технико-эксплуатационного состояния, а также в целях окончательного согласования их перечня, определения порядка содержания и совместного использования в интересах региональной группировки войск;
принято Положение о проведении совместных научно-исследовательских работ в интересах министерств обороны государств-участников;
осуществляться подготовка белорусских военнослужащих в высших учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации;
Организация осуществления запланированных мероприятий возлагается на совместную Коллегию министерств обороны Российской Федерации и Республики Беларусь.
18. Проведение единой пограничной политики
Государства-участники будут осуществлять согласованную пограничную политику, разработку и реализацию совместных программ по пограничным вопросам на основе принятой Концепции пограничной политики Союза Беларуси и России, которая определяет единые подходы к решению проблем не только на границах Союза, но и в их пограничном пространстве.
Реализация долгосрочной стратегии взаимовыгодного пограничного сотрудничества будет осуществляться по трем этапам:
Основными мероприятиями, проводимыми государствами-участниками, являются:
сближение концептуальных подходов к структурной перестройке охраны границ Союзного государства;
унификация законодательной и нормативно-правовой базы государств-участников в области пограничной политики;
внесение изменений и дополнений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместных усилиях в охране Государственной границы Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года;
формирование унифицированной системы пограничного и таможенного контроля на границах;
принятие совместной Директивы об организации охраны государственных границ государств-участников;
унификация подходов к заключению международных договоров с третьими странами по пограничным вопросам;
интеграция управления и оптимизация взаимодействия государственных органов государств-участников в области обеспечения безопасности на границах Союзного государства.
19. Совместная деятельность правоохранительных органов и специальных служб
На основе положений Программы по борьбе с различными формами организованной преступности на территории государств-участников Союза Беларуси и России на период до 2000 года, Концепции безопасности Союза Беларуси и России, международных договоров будет осуществляться тесное взаимодействие в борьбе с преступностью.
унифицируется законодательство в области деятельности правоохранительных органов и специальных служб, совершенствуется российско-белорусская договорно-правовая база сотрудничества в сфере борьбы с преступностью и безопасности;
проводятся согласованные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции по предупреждению, выявлению, пресечению распространения противоправных деяний, совершаемых преступными группировками на территории государств-участников;
вводится в эксплуатацию единый межгосударственный банк данных о лицах, причастных к террористической деятельности, незаконным вооруженным формированиям, контрабанде, наркобизнесу и другим наиболее опасным преступлениям;
выявляются и отслеживаются реальные, прогнозируются потенциальные угрозы жизненно важным интересам Союзного государства, налаживается взаимный обмен информацией по вопросам безопасности;
осуществляются мероприятия против негативного информационного воздействия на государственные органы, общественные организации и население Союзного государства, а также пресекаются любые попытки противоправной разведывательной деятельности специальных служб и организаций третьих стран, промышленного шпионажа;
активизируется взаимодействие в области подготовки кадров, научных исследований, разработки и производства вооружения, специальных средств, техники и оборудования для правоохранительных органов и специальных служб.
Совершено в Москве » » 1999 года в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.